Он сохранил и блеск лазурных. Знаки препинания в предложениях с союзом и

Я знал его: мы странствовали с ним В горах востока, и тоску изгнанья Делили дружно; но к полям родным Вернулся я, и время испытанья Промчалося законной чередой; А он не дождался минуты сладкой: Под бедною походною палаткой Болезнь его сразила, и с собой В могилу он унес летучий рой Еще незрелых, темных вдохновений, Обманутых надежд и горьких сожалений! Он был рожден для них, для тех надежд, Поэзии и счастья... Но, безумный -- Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И свет не пощадил -- и бог не спас! Но до конца среди волнений трудных, В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нем тихий пламень чувства не угас: Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей, и жизнь иную. Но он погиб далеко от друзей... Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей! Ты умер, как и многие, без шума, Но с твердостью. Таинственная дума Еще блуждала на челе твоем, Когда глаза закрылись вечным сном; И то, что ты сказал перед кончиной, Из слушавших тебя не понял ни единый... И было ль то привет стране родной, Названье ли оставленного друга, Или тоска по жизни молодой, Иль просто крик последнего недуга, Кто скажет нам?.. Твоих последних слов Глубокое и горькое значенье Потеряно. Дела твои, и мненья, И думы -- все исчезло без следов, Как легкий пар вечерних облаков: Едва блеснут, их ветер вновь уносит -- Куда они? зачем? откуда? -- кто их спросит. И после их на небе нет следа, Как от любви ребенка безнадежной, Как от мечты, которой никогда Он не вверял заботам дружбы нежной... Что за нужда?.. Пускай забудет свет Столь чуждое ему существованье: Зачем тебе венцы его вниманья И терния пустых его клевет? Ты не служил ему. Ты с юных лет Коварные его отвергнул цепи: Любил ты моря шум, молчанье синей степи И мрачных гор зубчатые хребты... И вкруг твоей могилы неизвестной Все, чем при жизни радовался ты, Судьба соединила так чудесно: Немая степь синеет, и венцом Серебряным Кавказ ее объемлет; Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет, Как великан склонившись над щитом, Рассказам волн кочующих внимая, А море Черное шумит не умолкая. На буйном пиршестве задумчив он сидел Один, покинутый безумными друзьями, И в даль грядущую, закрытую пред нами, Духовный взор его смотрел. И помню я, исполнены печали Средь звона чаш, и криков, и речей, И песен праздничных, и хохота гостей Его слова пророчески звучали. Он говорил: "Ликуйте, о друзья! Что вам судьбы дряхлеющего мира?.. Над вашей головой колеблется секира, Но что ж!., из вас один ее увижу я".

Александр Иванович Одоевский (26 ноября 1802, Санкт-Петербург - 15 августа 1839) - русский поэт, декабрист.
Имел репутацию умного, образованного и благородного человека; некоторые называли его даже «христоподобною» личностью. Умер в 1839 от малярийной лихорадки. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Я знал его - мы странствовали с ним
В горах востока... и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений.....

Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья... но, безумный -
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил - и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.

Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей.
Ты умер, как и многие - без шума,
Но с твердостью. Таинственная дума
Еще блуждала на челе твоем,
Когда глаза закрылись вечным сном;
И то, что ты сказал перед кончиной,
Из слушавших тебя не понял ни единый...

И было ль то привет стране родной,
Названье ли оставленного друга,
Или тоска по жизни молодой,
Иль просто крик последнего недуга,
Кто скажет нам! твоих последних слов
Глубокое и горькое значенье
Потеряно... Дела твои, и мненья,
И думы, все исчезло без следов,
Как легкий пар вечерних облаков:
Едва блеснут, их ветер вновь уносит...
Куда они, зачем? - откуда? - кто их спросит...

И после их на небе нет следа,
Как от любви ребенка безнадежной,
Как от мечты, которой никогда
Он не вверял заботам дружбы нежной!...
Что за нужда!... пускай забудет свет
Столь чуждое ему существованье:
Зачем тебе венцы его вниманья
И терния пустых его клевет?
Ты не служил ему, ты с юных лет
Коварные его отвергнул цепи:
Любил ты моря шум, молчанье синей степи -

И мрачных гор зубчатые хребты...
И вкруг твоей могилы неизвестной
Все, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно.
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит не умолкая.

Алексей Анатольевич Консо́вский (1912-1991) - советский актёр. Народный артист РСФСР.
Он был успешным театральным актёром, работавшим со многими знаменитыми режиссёрами, сыгравшим десятки ролей на сценах нескольких театров. При жизни Консовский не был обделён вниманием: о нём писали статьи, выпускали буклеты, делали передачи. Но время шло, неумолимо стирая своим шлейфом память о многих замечательных актёрах, в число которых незаслуженно попал и Алексей Анатольевич. Сегодняшнее поколение зрителей знает его, пожалуй, только по «Золушке».

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
http://svetlanal.ru

Чего же ты волнуешься, душа,\И мечешься в такой тоске и боли?\О, Боже, Боже, если б Ты решал\Все наши споры не на бранном поле. Рюрик Ивнев1910

Неизъяснимые волненья \ Поят болеющую грудь... \ На нежном пляже вдохновенья \ Так несказанно - отдохнуть!.. Игорь-Северянин Из сборника "Соловей" 1923 Интермеццо

Но до конца среди волнений трудных,\ В толпе людской и средь пустынь безлюдных\ В нем тихий пламень чувства не угас:\ Он сохранил и блеск лазурных глаз,\ И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей, и жизнь иную.\ Но он погиб далеко от друзей... Михаил Лермонтов 1840 ПАМЯТИ А. И. 0(ДОЕВСКО)ГО

Все волнения, всю печаль \ Твоего смятенного сердца \ Гибкой иве отдай. Мацуо Басё. Перевод В.Марковой

За то, что дикие волненья\ Мрачат стекло моих очей;\ За то, что мир земной мне тесен,\ К тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен\ Я, боже, не тебе молюсь. Михаил Лермонтов МОЛИТВА Не обвиняй меня, всесильный,

Я тоже надеюсь: смогу отогреться И нет мне с весенним волнением сладу, \Так дышится в марте тревожно и сладко, \Что кажется близким далёкое детство. ТАТЬЯНА СЕЛИВАНЧИК Из книги МАЯТНИК НОЧЕЙ, 1996 ПРОТАЛИНЫ

И вот еще один: в волнениях мирских\он крепок, как скала в пустыне волн морских,\и все, что было мной, к нему, как вихрь, стремится.\Телесный свой состав смешав в земную твердь,\и я, как тот слепец, ощупываю смерть:\где нежный центр ее и где ее граница? Светлана Кекова Из сборника «Короткие письма» 1993 И тонкий звездный свет, и

И вы опять несетесь мимо,\О тени лучших снов моих!Опять в уста неотразимо\Играющий ложится стих;\Опять утихнувших волнений\Струя живая бьет в груди,\И много дум и вдохновений,\И много песен впереди! Каролина Павлова 1847 ДУМЫ

Я всё узнаю – только каждой морщине\Когда-то сопутствовал жест волевой\И друг\ой всегда был взволнован, – а ныне\Он даже не дышит, совсем неживой. Иван Елагин Довольно. Я лгать себе больше не в силах.

Гляжу ль я на тебя, прошедшие волненья Приходят мне на ум, забытая любовь, И всё, что так давно осмеяно сомненьем, Что им заменено, что не вернется вновь. Аполлон Плещеев 1845

Другие люди пусть в волненьях тонут,\Чтоб спятить к старости в конце концов,\Но все волненья мира не затронут\Таких, как я, стихийных мудрецов. Андрей Добрынин 2001 Цвет щек моих угрюмо-фиолетов,

Волненье \Меня охватило. "Я еду!" Давно \Так радостно сердце не билось... \"Я еду! я еду! Теперь решено!.." \Я плакала, жарко молилась... \В три дня я в далекий мой путь собралась, \Все ценное я заложила, \Надежною шубой, бельем запаслась, \Простую кибитку купила. \Родные смотрели на сборы мои, \Загадочно как-то вздыхая; Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27)

Волненье крови не унять. Что ж! Я рыдать готов навзрыд. А образ твой встает опять И вновь со мною говорит. Герман Фердинанд Фрейлиграт(1810-1876) Перевод Т. Сильман

Волненье, бессонница, стрессы...\Живем на свете, как герои пьесы,\Мы любим, встречаем, бросаем,\С трамваев и автобусов свисаем.\Не знаем, что завтра случится,\И кто нам в двери утром постучится,\Меняются время и моды,\Но не меняем мы своей природы. Михаил Сипер 1984 БАРДЫ РУ Волненье, бессонница, стрессы...

В сей час в стране блаженной мы ночуем, Лишь здесь бессилен наш земной обман, И я смотрю, предчувствием волнуем, Александр Блок

Где ветер за ворохом туч\ Всю ночь раздувает зарю, Где волны листают песок,\ Не чита - я. Шухрат Хусаинов

"Памяти А.И. Одоевского"

1
Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!
2
Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья... Но, безумный -
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил - и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
3
Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Ты умер, как и многие, без шума,
Но с твердостью. Таинственная дума
Еще блуждала на челе твоем,
Когда глаза закрылись вечным сном;
И то, что ты сказал перед кончиной,
Из слушавших тебя не понял ни единый...
4
И было ль то привет стране родной,
Названье ли оставленного друга,
Или тоска по жизни молодой,
Иль просто крик последнего недуга,
Кто скажет нам?.. Твоих последних слов
Глубокое и горькое значенье
Потеряно... Дела твои, и мненья,
И думы - все исчезло без следов,
Как легкий пар вечерних облаков:
Едва блеснут, их ветер вновь уносит;
Куда они? зачем? откуда? - кто их спросит...
5
И после их на небе нет следа,
Как от любви ребенка безнадежной,
Как от мечты, которой никогда
Он не вверял заботам дружбы нежной...
Что за нужда?.. Пускай забудет свет
Столь чуждое ему существованье:
Зачем тебе венцы его вниманья
И терния пустых его клевет?
Ты не служил ему. Ты с юных лет
Коварные его отвергнул цепи:
Любил ты моря шум, молчанье синей степи -
6
И мрачных гор зубчатые хребты...
И вкруг твоей могилы неизвестной
Всё, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет.
Как великан склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит не умолкая.

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва

Продолжение. См. № 44/2002

Знаки препинания в предложениях с союзом и

В предложениях с однородными членами перед союзом и запятая ставится, если союз

при однородных членах повторяется:[и О, и О, и О]

А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде . (М.Пришвин);

– связывает больше двух однородных членов: [О, и О, и О]

В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. (А.Фет)

(Запятая ставится перед первым союзом и , так как в предложении больше двух однородных членов.)

Запятая не ставится , если

– однородные члены соединены попарно; отделяются друг от друга пары: [О и О, О и О]

На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь. (Ю.Петушков)

Многосоюзие – изобразительное синтаксическое средство языка. Повторяющийся перед каждым однородным членом союз и выделяет каждый из перечисленных предметов, подчеркивает единство перечисляемого, придает предложению экспрессивную окраску.

Упражнение 27 . Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимися союзами и , определите роль многосоюзия.

1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2. И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. 3. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А.Пушкин)

Упражнение 28 . Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Составьте схемы предложений с однородными членами .

1. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей и жизнь иную. (М.Лермонтов) 2. Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада кричат и весело, и важно. (И.Бунин) 3. И все равно под небом низким я вижу явственно, до слез, и желтый плес, и голос близкий, и шум порывистых берез. (Н.Рубцов) 4. В полярных льдах, в кругу черешен, и в мирной жизни, и в бою утешить тех, кто не утешен, зову Поэзию свою. (М.Светлов) 5. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.

Упражнение 29 . Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко) 2. Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова и совершенно лишен той восторженности и слащавости, которые в Манилове преобладают. (И.Анненский) 3. Говорил он гораздо меньше вчерашнего глядел зорко и пристально в глаза барину и отвечал складно и дельно. (И.Тургенев) 4. В дальнейшем он (И.Бунин) наглухо отгораживается от всяческих модных поветрий в поэзии держась образцов Пушкина и Лермонтова Баратынского и Тютчева, а также Фета и отчасти Полонского, но оставаясь всегда самобытным. (А.Твардовский) 5. Во взгляде автора («Слова о полку Игореве») мы угадываем и любование зелеными просторами и доподлинное знание окружающего – от степной травы, перелетных птах, диковинных зверей до могучих рек и синих морей смерчей и гроз. (Е.Осетров) 6. Всем ведомо, что в этом доме и обласкают и поймут и благодарным мягким светом все осветят и обольют. (А.Блок) 7. Он в доме запросто обедал и часто всех по вечерам живой и пламенной беседой пленял. (А.Блок) 8. Нужды и интересы больших и малых человеческих групп делают историю. (А.Виноградов) 9. Но я совершенно отчетливо помню и крышу и кирпич и дым из трубы. (А. и Б.Стругацкие) 10. Перед глазами ширилась родная степь он видел ее и всю целиком и каждую былинку в отдельности. (М.Луконин)

Упражнение 30 . Объясните постановку знаков препинания перед союзом и в предложениях текста .

Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики, подчеркивания какой-либо стороны, качества, признака описываемого предмета, явления или лица, и, являясь синонимическим средством языка, помогает избежать неоправданных повторов в тексте. Одни перифразы отражают общепринятую, общеизвестную характеристику объекта, и благодаря этому они понятны и не зависят от контекста (сатиры смелый властелин – Фонвизин; создатель жанра высокой комедии – Мольер; туманный Альбион – Англия; Страна восходящего солнца – Япония и другие).
Есть и контекстуальные перифразы, которые вне контекста становятся многозначными. Так, словосочетание великий сатирик может быть отнесено и к Мольеру, и к Фонвизину; великий поэт – и к Данте, и к Петрарке, и к Пушкину, и к Лермонтову, и к ряду других мастеров мировой литературы.
Такие перифразы приобретают конкретное значение лишь в контексте.
Свойство перифразы кратко и емко характеризовать объект широко используется как средство выразительности языка и в художественных, и в публицистических текстах.

(На основе ст. Л.Степановой)

    Прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план и по нему перескажите текст.

    Продолжите синонимический ряд, подобрав свои перифразы:

Санкт-Петербург – северная Пальмира, _______________________________________________
Пушкин – основоположник русского литературного языка,______________________________

    Прочитайте синонимический ряд к фамилии автора «Горя от ума» – автор пьесы; он; Грибоедов; современник Пушкина; выразитель идей декабризма; знаток московских нравов; Александр Сергеевич; драматург; один из самых образованных людей своего времени . Укажите не соответствующую этикету форму наименования автора.

    Какие перифразы из указанного синонимического ряда могут быть использованы в сочинении с целью избежать повтора, какие – для характеристики, подчеркивания каких-либо качеств, указания на направление творческой деятельности личности?

    Подберите и выпишите возможно большее количество перифраз к собственным именам одного из представителей русской культуры (по выбору: Гоголь, Достоевский, Чайковский, Левитан).

Упражнение 31 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Поэт подробно рассказ_вает о происхождени_ и воспитани_ о пр_вычках и образе жизн_ Онегина изобр_жает и повседневную жизнь героя и быт и нравы окружающих его людей насыщает повествование множеством бытовых деталей. 2. Центральное место в романе зан_мает разоч_рова_ный герой – индивидуалист отмеч_ный печатью духовного пр_восходства над окружающими и находящийся в разладе с обществом. 3. Он выход_т на роковой поединок страшась «общественного мнения» и после муч_тся виденьем «окровавл_ной тени». 4. Соч_тание естестве_ности и утонч_ной светскости пр_дает Татьяне особое оч_рование и вызывает у окружающих чу_ство с_мпатии и ув_жения. 5. Базаров пр_нимает вызов на дуэль хотя отвергает дворянскую честь как смешной и отживший свой век феодальный предра_судок и ведет себя во время поединка благородно.

(По А.Гуревичу)

    Найдите языковые средства выразительности в третьем предложении.

    Найдите в первом предложении контекстуальные синонимы. Продолжите их ряд. Найдите в пятом предложении синонимы.

Упражнение 32 . Спишите, вставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Объясните графически постановку (отсутствие) знаков препинания в предложениях с союзом и .

Иван Константинович Айвазовский лучший русский маринист. Он посв_тил себя исключительно этому роду живопис_. Изучая э_фекты осв_щения и природу моря художник совершал поездки и по Финскому заливу и по Черному морю и достиг бл_стящих результатов. В многочисле_ных пейзажах мастера кисти нет повторений и моното_ности. Его ис_ку_ство пор_жает реалистичностью и в то(же) время романтическим отношением к изобр_жаемому.
Живописец много путеше_ствовал по Итали_ посетил Германию и Францию Англию и Испанию. Картины его везде произв_дили (не)обычайное впеч_тление и слава Айвазовского как замечательного художника(мариниста) установилась повсемес_но. Ему подр_жали и итальянские карти_ные лавочки заполнились многочисле_ными маринами которых раньше (с,з)десь почти (не)писали.
Среди созда_ных мастером в Риме картин выд_ляют_ся «Буря» и «Хаос». (За)границей были напис_ны так(же) «Тишь на Средиземном море» и «Остров Капри» награжде_ные на Парижской выст_вке 1843 года и доставившие Айвазовскому звание академика.
Выст_вка его полотен во Флоренци_ (1874 г.) вызвала восторг и Флорентийская академия художеств предл_жила ему написать автопортрет для га_лере_ где собр_ны портреты знаменитейших художников начиная с эпохи Возр_ждения.
Среди самых популярных произведений Айвазовского «Девятый вал» и «Пушкин на берегу моря» где фигура поэта была напис_на Ильей Репиным.

(На основе «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона)

    Дайте толкование слова маринист . Найдите в тексте однокоренное слово. Что оно означает? Являются ли исторически родственными эти слова и слова аквамарин, Марина ?

    Найдите в тексте синонимы слова картина , контекстуальные синонимы фамилии Айвазовский.

    Подберите синонимы слова род (живописи). Однозначное или многозначное это слово? Докажите.

    Объясните написание прописных букв и употребление кавычек.

    Однокоренные ли слова пор_жать, подр_жать, возр_ждение ? Докажите.

    Подберите к выделенным словам однокоренные (различных частей речи). Укажите части речи.

Упражнение 33 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки .

Город был громаден и многолюден и было в этом многолюди_ и громадност_ что(то) упорное (не)победимое и равнодушно(жестокое). Коло_сальной тяжестью своих каме_ных раздутых домов он д_вил землю на которой стоял и улиц_ между домами были узкие кривые и глубокие как трещины в скале. И к_залось что все они охвач_ны п_ническим страхом и от центра старают_ся выбежать на открытое п_ле, но (не)могут найти дороги и путают_ся и клубят_ся как змеи и перерезают друг друга и в безнадежном отчаяни_ устремляют_ся назад.

(Л.Андреев)

    Выпишите из первого предложения однокоренные слова, указывая, к какой части речи они относятся.

    Подберите к выделенному слову синонимы, расположив их в порядке убывания признака. Как называется такое языковое средство?

    Какие языковые средства из перечисленных ниже использованы в тексте: метафора; сравнение; олицетворение; контекстуальные синонимы; скрытый диалог (разговор автора с самим собой); лексический повтор?

Упражнение 34 . Спишите, расставляя недостающие знаки препинания .

Федор Абрамов был особенно чуток к народному слову к той живой речи в которой он улавливал и поэзию и отражение времени. Он жадно вслушивался в народную речь и у себя на Пинеге и на Ярославщине на Новгородчине на Алтае и в Сибири всюду где бывал. Он мог часами беседовать с мужиками и бабами со старожилами и бывалыми людьми с молодежью. Эти разговоры и беседы или просто услышанное слово доставляли ему большую радость. Особенно он восхищался северной «говорей», северной речью, где слово поет и играет и веселит и врачует человека и сверкает разными гранями – юмором задором самоиронией поэтической мудростью. Меня всегда привлекала возможность замечал писатель уловить красоту и неизъяснимую прелесть русского народного речения зафиксировать его понять. Это любование острословием и разноцветием народных речений пронизывает все многочисленные заметки писателя.
Записи народных речений оставленные Ф.Абрамовым богатейшие россыпи словесных самоцветов которые радуют и умудряют и обогащают. В них – глубины отмели и перекаты народной жизни в них же свет авторской личности и авторская проницательность наблюдательность и любовь.

(По Л.Крутиковой-Абрамовой)

Упражнение 35 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

1. Пестрая куча мальчиш_к вдруг выск_чила из(под) насыпи и звонко закричала что(то). 2. Как в забытьи каком стоишь и слыш_шь свежий запах сада и теплый запах талых крыш_. 3. Дымят_ся черные бугры и утром в воздухе нагретом густые белые пары напое_ны теплом и светом. 4. Туда и Осень (по)утру свой одинокий путь направ_т и навсегда в пустом бору раскрытый терем свой остав_т. 5. Утром я сажусь в седло и с одной собакой с ружьем и с рогом уезжаю в поля. 6. Но гасн_т свет и со_ный, тяж_лый гул р_стет (во)след за ним. 7. А (по)утру весен_ий воздух точно мле_т и мягкой дымкою синеет в д_леких просеках в бору. 8. Я в эти дни люблю бродить вдыхая осин_иков поблекших ар_мат и слушая дроздов пролетных крики... 9. А между тем поднялся ветер деревья (не)довольно зар_птали задвигали мохнатой хвоей ели и звезды замелькали (из)за них. 10. Душа готова вновь волненьям пр_дават_ся и сладко ей грустить и грустью упиват_ся. 11. Длин_ый, голый зеленый выгон и ряд изб вдоль него. Три огромных зеркальных пруда, а между ними две широкие навозные плотины. По ночам от духоты кровь стучала в голову и будил каждый звук за открытыми окнами. 13. Вдруг где(то) сзади него что(то) хрус_нуло и звук этот как гром пор_зил его. 14. И замелькают перед глазами любимые старин_ые слова: скалы и дубравы бледная луна и од_ночество прив_дения и призраки. 15. Темнеет день за днем и вот опять слышна т_скующая песнь под звон угрюмых сосен. 16. На душе становит_ся так тепло и отрадно когда зам_лькают огоньки Выселок и потян_т из усадьбы запахом дыма, жилья. 17. Р_внина вод на горизонте мле_т и в ней луна столбом отр_жен_а. 18. Леса т_нули уже в (не)сметных цветах в высоких травах и звучная глубина их (не)молчно звала в свои зеленые недра соловьями и кукушками. 19. Бывают дни: пове_т теплым ветром проглян_т солнце ярко оз_ряя и лес и степь и старую усадьбу. 20. И так четко все в этот короткий час между днем и ночью и контуры серых крыш_ и зелень выгона и сталь прудов. 21. Был ясный конец сентября, все было весело, прекрасно и чистый воздух и (не)жаркое солнце и бег поезда и открытые окна и цветистые леса м_лькавшие вдоль них.

(И.Бунин)

    Составьте схемы 3-, 4,-, 16-, 20-го предложений.

    Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях 4, 10, 18: слова и словосочетания в переносном значении; инверсия; контекстуальные антонимы и синонимы; риторические вопросы?

    Из предложений 3, 4 выпишите причастие(я).

    Из предложения 13 выпишите слово(а), в котором(ых): а) звуков больше, чем букв; б) звуков меньше, чем букв.

Какой тип связи используется в словосочетании пестрая куча ?

Упражнение 36 . .

1. Огромный город стал еще больше и там где широко ра_ст_лалось поле (не)удержимо протяг_вают_ся новые улиц_ и по бокам их толстые распертые каме_ные дома грузно давят землю, на которой стоят. 2. Безмолвно и широко плыли редкие облака по своим (не)вид_мым путям солнце од_ноко царило и (не)было ни шума ни голосов и ни единого знака земного который обозн_чал(бы) пр_граду. 3. Когда на западе светлело зеленоватое небо и в окнах (кое)где то высоко то низко заж_гались огоньки вся черная громада башни пр_обретала пр_чудливые и ф_нтастические оч_ртания и почему(то) к_залось что у подножия ее (не)обыкновенная мостовая, а море, соле_ный безбрежный океан.

(Л.Андреев)

    Выпишите из третьего предложения антонимы, синонимы. Продолжите ряд синонимов, расположив их по степени увеличения признака.

    Выберите верное объяснение выделенных во 2-м предложении слов:

а) это отрицательные частицы ни перед однородными членами предложения;
б) ни служит для усиления отрицания;
в) это повторяющийся соединительный союз ни – ни ;
г) это уступительный подчинительный союз.

Упражнение 37 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки .

Подробно опис_вая повседневную жизнь своего героя в имени_ Толстой в то(же) время прослеж_вает как князь Андрей под вл_янием самых разных вп_ч_тлений постепе_но пробуждает_ся от своего нравстве_ного оц_пенения. Это и тревога за здоровье сына и потр_сение после смерти жены и сож_ление что он остав_л службу (при чтени_ письма Билибина) и споры с Пьером и их разговор на пароме когда он снов_ увид_л высокое небо. Это и встреча с Наташей и чудесная ночь в Отрадном и подслуш_ный разговор Наташ_ с Соней и наконец этот старый дуб так поз_но, но (за)то (не)обыкнове_но сильно ощутивший весну.
И хотя автор замечает что при виде пр_обр_зившегося дуба на князя Андрея «вдруг нашло бе_причи_ное, весеннее чувство радости и обновления» читателю ясно что случилось это совсем не «вдруг» и причин тому великое множество. Прошлые вп_ч_тления как(бы) слились (во)едино: «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и (то)же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом и мертвое, ук_ризне_ное лицо жены и Пьер на пароме и девочка взволнова_ная красотою ночи и эта ночь и луна все вдруг вспомнилось ему».
Мы вид_м как меняет_ся внутре_ний мир персонажа.

(По А.Гуревичу)

    Укажите средства связи предложений первого абзаца.

    Найдите в первом и в последнем предложениях текста контекстуальные синонимы.

    Найдите в тексте контекстуальные антонимы, которые помогают показать изменение внутреннего мира героя романа Толстого.

    В каких из выделенных слов неправильная их грамматическая характеристика ведет к орфографическим ошибкам?

    Выпишите из текста, указывая часть речи, два слова без окончания, два – с нулевым окончанием.

Упражнение 38 . Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки .

В полях та_т и на лугу подта_ло, а в лесу еще снег лежит (не)тронутый и (с,з)близился плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие стволики с осени пр_гнулись к земле и пр_мерзли и теперь ждут с часу на час освобождения.
Вот и пр_ходит жаркий час и (не)подвижным деревьям несет радость и изб_вление, а лесным зверям и птицам – сомнения и страхи. Пр_шел жаркий час и снег (не)заметно подта_вает и от этого в полной лесной тишине сама собой шевельнет_ся еловая веточка избавит_ся от тяжести и вздрогнет и зак_чает_ся. А как раз под елкой чутко спит заяц и страшно ему становит_ся и вскак_вает он в см_тени_ и пр_слуш_вает_ся.
И тут на его глазах и другая и третья ветка шевельнулись и заяц пугливо метнулся и побежал, а потом опять сел столбиком и слушает. И вдруг перед самым его носом прыгнула (в)верх выпр_милась и закачалась целая береза и справ_ м_хнула ветка елки. Везде и в чаще и на опушке прыгают елки и вырывают_ся из снежного плена и зашуршал снег и весь лес кругом шевел_тся. И мечет_ся обезумевший заяц и встает всякий зверь и птица улетает из леса.

(На основе текста М.Пришвина)

    Составьте схемы предложений последнего абзаца.

Упражнение 39 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

А. 1. Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещ_т. 2. Океан словно зам_р и тихо и ласково рокоч_т. 3. Снег летит с сосен и ра_сыпает_ся мелкой пылью и весь лес дымит и как(будто) пыла_т белым холодным пожаром. 4. Веселая тропинка в_лась между посевами и то т_рялась в высокой ржи или пшенице то снов_ я_стве_но проступала и словно м_нила за собой и хотелось идти по ней куда угодно в лес к реке и даже в заболоч_ную д_лину и тем более на цветущие луга. 5. Снов_ нач_нался ра_свет и с ним туман и холод и где(то) в стороне все гремел и не останавл_вался бой, а ноги были ему (по)прежнему (не)подвлас_ны и ярос_но ныли и передвигаться можно было лиш_ на четвереньках. (Б.Полевой) 6. Весна в этом году выд_лась ранняя и дружная и в конце марта снега как (не,ни)бывало. 7. (В)начале апреля уже вили гнезда скворц_ и летали бабочки. 8. Когда мы первый раз выбрались на дачу трава уже вылезла острыми зелеными р_стками и почки на деревьях набухли и раскрылись. 9. Весна и всюду радость обновления. 10. Здесь есть все необходимое для борьбы со скукой и танцевальный зал и музыкальный салон для концертов кла_сической музыки и (не)дурная библиотека. (Б.Акунин) 11. И бегает она быстрее всех девч_нок в классе и прыгает выше и по канату взб_рает_ся ловко как обезьяна. (А.Маринина) 12. И камни эти и сама вода од_наково золотисты од_наково светлы от (не)высокого уже солнца. (Г.Прашкевич) 13. Все кругом и поляны и далекие хижины и снующие туда(сюда) люди было видно как на ладон_. 14. Начальники и клерки булочники и мастеровые студенты и врачи спешили чтобы в точно установл_ное время занять отведе_ное каждому место. (О.Маркелов)

    Составьте схемы 8-, 10-, 12-, 13-го предложений.

    Найдите два сложных предложения, в состав которых входят безличные предложения.

Б. 1. В его руки попало чудесное тв_рение рук человеческих с помощью которого можно было борот_ся за скорос_ной полет по половине земного шара при любых условиях того сложного соч_тания жары и холода ветра и штиля дождей и сухих бурь которое для сокр_щения именует_ся погодой и к которому на море доб_вляются волнения течения и противотечения приливы и отливы. (И.Ефремов) 2. Под (не)ровным каменистым берегом плескалось море наскак_вая на берег с пеной и снов_ отступая и падая. (Д.Мордовцев) 3. И ждешь чего(то) и т_мишься в борении разума и чу_ств реальностей и миража . (М.Семенова) 4. Мы проезжали поля пшеницы и ржи овса и ячменя. 5. Мы разные и по опыту жизни и по характеру и по индивидуальным склонностям. (Г.Титов) 6. Он (по)вид_мому был равнодушен и к этому чтению и к литературе вообще ко всему вокруг себя. (И.Гончаров) 7. Не случайно Онегиным нач_нает_ся целый дли_ный ряд социальных типов и характеров пор_жде_ных русской исторической действительностью и ярко запеч_тле_ных в послепушкинской русской литературе. (Е.Майлина) 8. Стали поговар_вать что наш хозяин весь в долгах и что ему (не,ни)распл_тит_ся с нами. (И.Репин) 9. Мы въехали наконец на наш станцио_ный двор и нам объ_вили что мы можем брать свои сундуки и чемоданы и ехать кому куда угодно. (И.Репин) 10. Собралось нас, проезжих, целая к_мпания и мы, кто пешком, кто на изво_чиках, отправились в Кремль. В нашей слободской Украине совсем ведь нет стари_ной арх_тектуры и я был пор_жен этими стенами с зубцами и башнями на углах. (И.Репин)

    Составьте схемы 1-, 6-, 8-го предложений.

    Сделайте синтаксический разбор 7-го предложения.

    Дайте толкование выделенного в 3-м предложении слова.

    Выпишите из 2-го предложения три словосочетания с разными видами связи. Составьте их схемы, укажите вид словосочетаний.

В. 1. На следующее утро погода резко переменилась. Налетел порыв_стый ветер и сразу похолодало. Из(за) гор пр_плыли ни_кие тучи напоролись на верхушки елок и навсегда застряли над лагерем. Пошел (не)скончаемый и очень сильный дождь. 2. Тучи стремительно разошлись вдоль всей лини_ горизонта нал_лись грозовой фиолетовой тяж_стью и стали быстро затяг_вать небесную син_ву. 3. Скоро едва заметная тропинка пошла в гору лес внезапно ра_тупился и открыл вид на ид_ально круглую поляну густо усе_ную валунами. 4. Ветра (не)было и тишина стоявшая в зар_слях буквально резала уши. 5. Иногда мартовский ветер ра_таск_вал тучи и тогда нач_нало (в)серьез вериться что скоро наступит весна. 6. Лодку крутило вертело захлест_вало и несло куда(то) в соверше_но (не)ведомом направлени_ и берег и все прочие ориентиры мгнове_но скрылись из глаз. 7. (Не)заходящее солнце струит медле_но льющ_йся свет. В небе дымка и свет отбрас_вает расплывч_тые, нерезкие тени. 8. Вокруг только молч_ливые хребты гор и (не)правдоподобная тишина.

(М.Семенова, Ф.Разумовский)

    Составьте схему 4-го предложения. Найдите в нем устойчивое сочетание. Как оно называется? Приведите примеры 3–4 подобных сочетаний.

    Укажите средства выразительности языка во 2-м и 6-м предложениях.

    Разберите по составу выделенные слова (предложения 1, 6).

    Как образовано выделенное в 3-м предложении слово?

    Надпишите над всеми словами 3-го предложения часть речи.

    Подберите синонимы в слову стремительно (предложение 2), расположив их в порядке возрастания признака.

Тире в сложносочиненном предложении перед союзом и

Упражнение 40 . Прочитайте предложения, объясните постановку тире в них.

1. Хотела встать – и вскрикнула от неожиданной боли. 2. Час работы – и все закончено. 3. Еще одна раскрытая низенькая дверь – и под ногами огромная яма. (Л.Андреев) 4. Документ должен быть подписан сегодня – и гора с плеч. (Ю.Трифонов) 5. Еще мгновение – и скрылась из виду. 6. Глянешь в окно – и сине-золотое небо теплом хлещет в глаза! (Т.Поликарпова)

Упражнение 41 . Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясняя (устно) их выбор .

1. День проснется и речи людские закипят раздраженной волной. (А.Фет) 2. Медленно закрылась герметическая, с мягкими прокладками дверь, потом другая и все смолкло. (Г.Титов) 3. Гул двигателей внезапно стих и судно мягко покачиваясь пошло по инерции. (В.Шалыгин) 4. Ветер все крепчал и казалось хотел загнать космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев) 5. Играя в небе промелькнет скворцов рассыпанная стая и снова все кругом замрет. (И.Бунин) 6. Выйдешь за дверь и шагнешь прямо на альпийские луга увидишь в небе снежные вершины. (М.Семенова) 7. Солнце неожиданно пробилось сквозь завесу облаков мимолетной прощальной вспышкой и тут же наступила кромешная тьма. 8. Уже четыре недели жил он в доме и четыре недели в доме царили страх и беспокойство. (Л.Андреев) 9. А в наглухо закрытые ставни упорно стучал осенний дождь и тяжко и глухо вздыхала ненастная ночь. (Л.Андреев) 10. Всему свой черед и место и время! (Н.Гоголь) 11. Его более изумило что портрет был открыт весь и простыни на нем действительно не было. (Н.Гоголь)