Особенности допроса несовершеннолетних по уголовным делам. Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних
Допрос несовершеннолетнего свидетеля требует тщательной подготовки. Необходимо собрать подробные сведения о личности свидетеля, ясно представить его облик, среду, в которой он воспитывается, его поведение дома и в школе, отношение к учителям, родителям, сверстникам. Подлежит выяснению роль несовершеннолетнего свидетеля в расследуемом событии, его отношение к обвиняемому и потерпевшему. Необходимо выяснение условий, в которых несовершеннолетний "воспринял событие, какие моменты могли повлиять на качество восприятия, что из воспринимаемого могло быть доступно его пониманию. Между событием, являющимся предметом допроса несовершеннолетнего свидетеля, и вызовом его на допрос может пройти определенный промежуток времени. Учитывая большую внушаемость детей, следует "выяснить, каким влиянием и со стороны кого мог подвергаться несовершеннолетний свидетель в этом промежутке. Эти данные должны устанавливаться как при подготовке, так и при самом допросе несовершеннолетнего свидетеля. В зависимости от полученных данных о личности свидетеля решается вопрос о времени, месте, обстановке допроса, о лицах, которых необходимо пригласить в соответствии со ст. 159 УПК РСФСР. Общее тактическое правило о том, что допрос свидетелей следует производить как можно быстрее после событий, являющихся предметом их показаний, особенно важно учитывать при допросе несовершеннолетних свидетелей. Как отмечалось в гл. II, восприятие ребенка, если объект не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхностно и образы воспринятого быстро стираются под впечатлением новых восприятий. Своевременность допроса малолетних диктуется и другим об- Сш) стоятельством. Дети, обмениваясь мнениями со своими сверстниками, подвергаясь расспросам взрослых, довольно легко поддаются внушению и могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, беседовавших с ними. С другой стороны, дети остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, вызвавших у ребенка сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, что мешает правильному воспроизведению. В этих случаях нужно отложить допрос, пока ребенок успокоится. Планируя продолжительность допроса, необходимо учитывать, что ребенок быстро утомляется. Поэтому момент прибытия ребенка на допрос должен быть определен таким образом, чтобы он был бодрым, отдохнувшим и ни в коем случае нельзя заставлять ожидать допроса, поскольку ожидание утомляет его. Если допрос будет продолжаться длительное время, необходимо предусмотреть перерывы. Экспериментальные исследования показывают, что дети 5-7 лет могут быть внимательными около 15 минут, 7-10 лет - около 20 минут, 10-12 лет- около 25 минут, старше 12 лет - около 30 минут1. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля должен быть тщательно продуман вопрос о месте допроса. Подросток в 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя. Официальная, деловая обстановка в этом случае подчеркивает важность выполняемой им функции. Малолетних же свидетелей незнакомая обстановка, посторонние люди может запугать, затормозить процессы мышления и будет препятствовать даче исчерпывающих показаний. Место допроса должно быть привычным для малолетнего свидетеля: школа, дом, иногда даже улица, где ребенок играл и наблюдал интересующее следствие событие. Допрос на месте происшествия может оказаться особенно полезным и плодотворным. Это объясняется предметным характером мышления ребенка. Место происшествия оживляет воспоминания о воспринятом, ребенок может указать на месте - где, что и как произошло, наглядно продемонстрировать то, что ему трудно воспроизвести в словах. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля решается также вопрос о лицах, которые должны присутствовать при допросе. Как уже указывалось, при 1 См.: Ар ям о в А. Особенности детского возраста. М., 1953. допросе свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и суда и в возрасте от 14 до 16 лет вызывается педагог. Педагог выступает в данном случае как специалист. Поэтому в качестве такового вызывается лицо, которое занимается воспитанием и обучением несовершеннолетних того же возраста, что и свидетель. Задача педагога помочь следователю или суду установить психологический контакт с несовершеннолетним свидетелем, выработать правильную тактику проведения допроса, сформулировать вопросы с учетом особенностей детской психики. Для этого педагога знакомят с обстоятельствами, имеющими отношение к допросу, с данными о личности несовершеннолетнего свидетеля, о его отношении к обвиняемому и потерпевшему. В случае необходимости вызываются также законные представители или его близкие родственники. Такая необходимость возникает в том случае, если эти лица пользуются доверием и авторитетом у несовершеннолетнего свидетеля и могут помочь в получении полных и достоверных показаний. Если же есть основания считать, что законные представители или родственники могут помешать несовершеннолетнему свидетелю в даче показаний, их вызов должен быть исключен. Педагог и родственники несовершеннолетнего свидетеля, вызываемые на допрос, наделены определенными правами и обязанностями. Они могут с разрешения следователя задавать вопросы свидетелю. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако последний должен быть занесен в протокол. Лица, присутствующие при допросе несовершеннолетнего свидетеля, вправе при прочтении протокола делать замечания, подлежащие внесению в протокол, просить об уточнении или дополнении записи показаний. Присутствующим разъясняется их обязанность оказывать содействие в получении правдивых показаний и не разглашать данные предварительного следствия. Перед допросом несовершеннолетнего свидетеля следователь должен побеседовать с лицами, которые будут при этом присутствовать, чтобы выработать тактику их поведения во время допроса. При этом необходимо иметь в виду, что допрос во всех случаях должен вести сам следователь. Это, конечно, не исключает права следователя поручить педагогу или другим лицам поставить вопросы свидетелю. Допрос необходимо вести вежливо, на доступном и понятном свидетелю языке, сохраняя во всех случаях спокойствие и ровный тон. Поскольку внимание у детей не обладает еще достаточной устойчивостью, в помещении, где ведется допрос, не должно быть быть отвлекающих объектов, посторонних людей и т. п. Свидетели, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь (а в суде председательствующий) разъясняет им необходимость правдиво рассказать все известное по делу (ст. 158, 282 УПК РСФСР). Это разъяснение должно быть сделано в выражениях, понятных несовершеннолетнему, применительно к возрасту и уровню его развития. Его необходимо убедить, что правдивые показания очень важны для правильного разрешения дела, заставляя тем самым быть серьезным, внимательным и искренним. Такое разъяснение необходимо, если несовершеннолетний свидетель понимает значение своего долга. Очевидно, что при допросе малолетних свидетелей дошкольного возраста положения ч. 3 ст. 158 УПК РСФСР не должны применяться. Для установления психологического контакта с несовершеннолетним свидетелем допрос его следует начинать с беседы на темы, близкие ребенку, с переходом к допросу по обстоятельствам, интересующим следствие. В непринужденной беседе следователь изучает характер несовершеннолетнего свидетеля, уровень его развития, интересы. Требование ст. 158, 283 УПК РСФСР о том, что допрос по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос, относится и к несовершеннолетним. Метод свободного рассказа оказывается особенно полезным при допросе несовершеннолетних свидетелей, поскольку они нестойки к внушению. По предложению следователя или председательствующего в судебном заседании несовершеннолетний свидетель в этом случае без всяких ограничений излагает все, что ему известно по делу. Однако получить от несовершеннолетнего свидетеля развернутые показания в процессе развернутого рассказа дело довольно сложное, поскольку он еще не способен полно и логически стройно рас- сказывать о воспринятых событиях. Получить в этом случае от несовершеннолетнего свидетеля исчерпывающие показания можно путем детализации допроса постановкой вопросов, чтобы выяснить все обстоятельства восприятия события, являющегося предметом допроса. Так, Строганов, Стефанцев и Дубель были осуждены за разбойное нападение на Рогозина. Суд вынес приговор на основании односторонней оценки показаний несовершеннолетнего свидетеля семиклассника Вячеслава Туманова и не принял во внимание показания осужденных, что они пытались задержать Рогозина, показавшегося им подозрительным. Судебная коллегия Верховного Суда СССР, отменяя этот приговор, отметила: «...свидетель, увидев в руках обвиняемых пальто..., не разобравшись в происшедшем и добровольно заблуждаясь, мог полагать, что обвиняемые умышленно раздели потерпевшего с тем, чтобы завладеть его вещами. При этом необходимо отметить, что органы предварительного расследования и суд вместо тщательного исследования показаний несовершеннолетнего свидетеля формально подошли к допросу Вячеслава Туманова, которому не было задано ни одного вопроса, уточняющего фактические обстоятельства происшествия... На каком расстоянии от обвиняемых и потерпевшего находился первоначально этот свидетель и мог ли он отчетливо видеть все происходящее между ними, - осталось невыясненным. Не допрошен Вячеслав Тумаков о том, как был снят пиджак с потерпевшего и видел ли он это» К Постановка вопросов несовершеннолетнему свидетелю требует особенной тщательности, ибо то, что доступно взрослому человеку, не всегда может быть правильно понято несовершеннолетним. Вопрос должен быть кратким, понятным как по форме, так и по содержанию. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. Здесь необходимо отметить, что внушающим могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов, тон, каким он задан, жесты допрашивающего и т. п. При допросе несовершеннолетнего свидетеля можно встретиться с таким фактом, что он либо с самого начала 1 «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1958, № 2, стр. 24-26. (Зг не хочет говорить, либо доводит свой рассказ до ойре* деленных моментов и замолкает. Это объясняется разными причинами, в зависимости от которых и должны применяться соответствующие тактические приемы допроса. Причиной такого поведения может быть замкнутый характер, стеснительность несовершеннолетнего свидетеля, воздействие на него непривычной, слишком официальной обстановки, непривычность исполняемой тт роли. «Разговорить» такого свидетеля можно в процессе беседы на близкие и интересные ему темы. Причем, в беседе могут принять участие и родители или другие лица, присутствующие на допросе. Молчание свидетеля может быть вызвано воздействием на него заинтересованных лиц, боязнью мести со стороны обвиняемого, нежеланием портить отношения с обвиняемым или его друзьями, ложно понятым чувством товарищества. Положительный результат в этих случаях может быть достигнут при обращении к таким характерным для несовершеннолетнего чувствам, как стремление к самостоятельности, к совершению смелых поступков. Несовершеннолетнему необходимо в доступной форме показать общественное значение добросовестного исполнения функций свидетеля, истинное значение товарищества и т. д. Такие же тактические приемы используются и для разоблачения заведомой лжи в показаниях несовершеннолетнего свидетеля, и для побуждения его к даче правдивых показаний. Несовершеннолетние свидетели дают заведомо ложные показания, как правило, под влиянием заинтересованных лиц. Первым признаком, свидетельствующим о преднамеренно подготовленных показаниях, является заученность рассказа, несвойственные детям формулировки и выражения. Разоблачить ложь в показаниях несовершеннолетнего свидетеля можно путем постановки вопросов о сопутствующих обстоятельствах, имеющих косвенное отношение к устанавливаемому событию. Как отмечалось выше, для несовершеннолетнего трудно установить существенные связи между явлениями, поэтому он дает правдивые ответы на вопросы, которые прямо не затрагивают темы, к рассказу о которой он подготовлен. Показания свидетеля заносятся в протокол допроса, который составляется следователем с соблюдением правил, установленных ст. 102, 142, 160 УПК РСФСР. Протокол допроса свидетеля должен отвечать всем тем требованиям, которые предъявляются к протоколу любого следственного действия. В нем указывается: место и дата производства допроса, время его начала и окончания, должность и фамилия лица, составившего протокол, фамилия каждого лица, участвующего в допросе, а в необходимых случаях и их адреса. В протоколе фиксируются ответы свидетеля на вопрос о его отношениях с обвиняемым и потерпевшим. Запись протокола не должна ограничиваться формулировками типа: «сосед», «сослуживец», а показывать суть этих отношений. При заполнении протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля в нем должны быть отражены сведения о родителях, учебе свидетеля, его работе в пионерской или комсомольской организации. В протоколе делается отметка о том, что свидетелю разъяснены его обязанности и он предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Если свидетель предупрежден о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, то об этом у него отбирается подписка. Эта подписка может быть отобрана как в протоколе допроса, так и в виде особого процессуального документа. Показания свидетеля записываются в первом лице и по возможности дословно. Это означает, что следователь обязан сохранить в протоколе не только смысловое содержание показаний, но и все характерные выражения, обороты речи и другие индивидуальные особенности, присущие показаниям данного свидетеля. «Литературная обработка», «причесывание» показаний неизбежно связаны с искажениями как содержания, так и особенностей стиля, поэтому они недопустимы. В протоколе допроса со всей полнотой, объективностью и всесторонностью должны быть зафиксированы сообщенные свидетелем данные. Протокол должен максимально отразить не только итог, но и весь процесс допроса, чтобы можно было правильно оценить показания свидетеля. Записывая показания свидетеля, следователь должен видеть судебную перспективу. Как справедливо отмечает А. Р. Ратинов, «от его (протокола) качества зависит возможность использовать установленные данные в ходе дальнейшего расследования и судебного разбирательства» К Если протокол составлен следователем в несвойственном свидетелю стиле, то разница, обнаружившаяся в суде между устными показаниями и протоколом допроса, может дискредитировать этот документ. Показания записываются в той последовательности, как их излагал свидетель. Показания, полученные в процессе свободного рассказа и в результате ответов на вопросы, фиксируются в протоколе раздельно. В случае необходимости в протокол записываются заданные свидетелю вопросы и его ответы (ст. 160 УПК РСФСР). Это указание закона следует понимать в том смысле, что если ответы свидетеля не содержат фактических данных, могущих иметь значение для дела, то следователь может не заносить их в протокол. Протокол допроса предъявляется для прочтения свидетелю или по просьбе последнего прочитывается ему следователем. Свидетель имеет право требования дополнения протокола и внесения в него поправок. В протоколе делается отметка, прочитал ли свидетель протокол лично или он был зачитан ему следователем. Протокол допроса, а также собственноручно написанные свидетелем показания подписываются свидетелем и следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, свидетель подписывает каждую страницу. Подписями свидетеля и следователя удостоверяются все дополнения и поправки, сделанные в протоколе. Если допрос проводился с участием переводчика, то он также подписывает протокол в целом и каждую его страницу, а свидетель своей подписью подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует данным им показаниям. Протокол подписывается также и другими лицами, присутствующими на допросе. Свидетель во время допроса может начертить схему или сделать зарисовки, чтобы пояснить свои показания. Эти материалы должны быть приложены к протоколу допроса. При фиксации показаний свидетеля необходимо решить два вопроса: во-первых, вести протокол допроса так, чтобы процесс записи показаний не отражался на ходе допроса; во-вторых, записывать показания свидетеля полностью и по возможности дословно. Возможны три варианта записи показаний свидетеля в протокол: - параллельно с допросом; - по окончании допроса; - допрос и фиксация показаний по отдельным эпизодам или узловым вопросам. Каждый из этих вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Фиксация показаний параллельно с рассказом свидетеля обеспечивает полноту и точность протокола, но сам допрос в этом случае будет хуже. При составлении протокола во время рассказа свидетеля следователю приходится решать одновременно несколько психологических задач: следить за содержанием его рассказа, анализировать показания и сопоставлять с имеющимися в деле данными, отбирать из рассказа свидетеля данные, имеющие (или могущие иметь) значение для дела, вести запись протокола в выражениях, характерных для свидетеля. Нельзя также забывать, что следователь в ходе допроса должен наблюдать за поведением свидетеля. Одновременное выполнение всех этих задач - дело чрезвычайно трудное, поэтому при записи показаний в процессе рассказа следователь вынужден прерывать свидетеля, что тормозит процесс активизации ассоциативных связей, нарушает свободное изложение показаний, нарушает психологический контакт со свидетелем. Второй вариант составления протокола хорош тем, что позволяет следователю целиком и полностью сосредоточиться на ведении допроса. Но он связан с риском упустить при внесении показаний в протокол отдельные существенные моменты из рассказа свидетеля. Первые два варианта фиксации показаний целесообразно использовать при допросе, касающемся небольшого круга конкретных обстоятельств малой информационной емкости. При вызове свидетеля для допроса по большому кругу обстоятельств, допрос и запись показаний следует вести по отдельным эпизодам, что позволяет использовать достоинство первых двух способов фиксации показаний и избежать свойственных им недостатков, хотя и требует более тщательной подготовки к допросу. В ходе записи показаний следователь может предложить свидетелю повторить отдельные положения или фразы. Наряду с протоколом, являющимся основным и обязательным средством фиксации свидетельских показаний, все большее применение находят стенографирование и звукозапись. Эти средства фиксации показаний дают возможность точно, полно и объективно закрепить показания свидетеля. Они дисциплинируют свидетеля, заставляют его более ответственно относиться к своим показаниям. Применение этих средств облегчает труд следователя. Вообще, как показывают эксперименты, освобождение следователя от технической работы позволяет ему целиком и полностью сосредоточиться на ведении допроса, что значительно повышает качество этого следственного действия К Стенографическая запись не приобщается к делу. После расшифровки она может использоваться как черновая запись для составления протокола. Стенограмма может быть и полностью включена в состав протокола, если она оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к протоколу. Наиболее полное представление о содержании, обстановке и методах получения показаний, которые применял следователь, дает звукозапись. Вопрос о применении звукозаписи как дополнительного средства фиксации показаний в настоящее время нашел решение в уголовнопроцессуальном кодексе (ст. 141 96 УПК РСФСР). Звукозапись может применяться следователем как по собственной инициативе, так и по просьбе свидетеля. Закон не требует согласия свидетеля на применение звукозаписи, но он должен быть уведомлен до начала допроса о решении следователя записать допрос на магнитофонную ленту. Наш закон не допускает тайной записи показаний. Звукозапись должна с исчерпывающей полнотой зафиксировать весь допрос свидетеля: место, дату, время начала и окончания допроса свидетеля, сведения о свидетеле и допрашивающем и другие данные, которые в соответствии со ст. 141 УПК РСФСР заносятся в протокол, показания свидетеля, задаваемые ему вопросы. Звукозапись должна отражать весь ход допроса без каких-либо изъятий, включая заявление свидетеля после прослушивания пленки, удостоверяющее правильность записи. Если после прослушивания записи у свидетеля имеются дополнения, то они также заносятся на фонограмму. Закон запрещает частичную запись показаний, а также звукозапись повторных, специально для этого подготовленных при допросе показаний. Допрос должен вестись как обычно, с соблюдением установленных законом процессуальных правил. Весь смысл звукозаписи в том, что она фиксирует показания свидетеля во всех деталях и позволяет их воспроизвести без какого-либо корректирования и редактирования при составлении протокола следователем 97. В протоколе допроса, когда допрос велся с записью на магнитофонную ленту, делается отметка о применении звукозаписи, об уведомлении свидетеля и его заявлениях по этому поводу. В протокол заносятся сведения о технических средствах и условиях звукозаписи, удостоверение правильности протокола и звукозаписи свидетелем и следователем. Фонограмма хранится при деле и по окончании предварительного следствия опечатывается. Звукозапись допроса свидетеля дает дополнительные возможности для проверки и оценки показаний, полученных в ходе предварительного следствия. Используя фонограммы, суд может проверить условия и методы получения показаний, составить представление о позиции, которую занимал свидетель на предварительном следствии. Особенно полезной является звукозапись показаний несовершеннолетних свидетелей, чьи речевые особенности чрезвычайно трудно передать в протоколе допроса. Целесообразно также применение звукозаписи при допросе свидетелей, в отношении которых имеются опасения, что они могут не явиться в суд, при допросе свидетеля с переводчиком, при расследовании дела группой следователей, при допросе свидетеля на очной ставке
Еще по теме § 5. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ:
- § 4. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ
- § 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних
- ДОПРОС ПОТЕРПЕВШЕГО, СВИДЕТЕЛЯ В СУДЕ (ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ).
- § 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса
- § 2. Тактика допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подозреваемых)
- 23.3. Процессуальный порядок и тактика допроса свидетеля и потерпевшего
Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,- через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368
Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.
Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога- знакомого или незнакомого- он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:
- знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
- присутствовать при предъявлении обвинения;
- участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
ния следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
защитника;
- знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; : - заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
вателя, следователя, прокурора; - представлять доказательства;
- по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
- Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
вующей установлению психологического контакта. - Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п. - Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться
Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.
Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего
Дорофеева В.Ю. ,
аспирант кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности Воронежского государственного университета
Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса. Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний.
Российский законодатель обозначил, пожалуй, все возможные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, выделив в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (речь идет о главе 50 УПК РФ), но тем не менее искусственно сократил гарантии прав потерпевших, не достигших возраста 18 лет. Так, в действующем уголовно-процессуальном законе не уделено должного внимания производству такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего потерпевшего. Ряд условий, которые должны быть соблюдены следователем при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не обязателен при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.
Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст.191, 280, 495). Однако они раскрывают особенности проведения семи разновидностей данного следственного действия в зависимости от субъекта допроса и стадии уголовного процесса. Ими являются:
- допрос несовершеннолетнего потерпевшего на предварительном следствии;
- допрос несовершеннолетнего свидетеля на предварительном следствии;
- допрос несовершеннолетнего подозреваемого;
- допрос несовершеннолетнего обвиняемого;
- допрос несовершеннолетнего потерпевшего в суде;
- допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде;
- допрос несовершеннолетнего подсудимого.
Следует пояснить, что под несовершеннолетним потерпевшим в процессуальном плане мы понимаем лицо, в отношении которого имеются достаточные данные, позволяющие предположить, что ему причинен физический, имущественный или моральный вред, не достигшее к моменту причинения ему вреда и производства по делу совершеннолетия, т.е. 18 лет, и признанное в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, потерпевшим.
Одним из условий получения у несовершеннолетнего потерпевшего правдивых и полных показаний является установление с ним психологического контакта, который возможен при правильных решениях следователя о порядке вызова несовершеннолетнего на допрос, о месте и времени его проведения, о лицах, присутствующих при его проведении.
Проведенный нами сравнительный анализ ст.191, 280 и 425 УПК РФ, а также ст.187 и 188 УПК РФ позволил сформулировать некоторые положения-рекомендации для следователей, осуществляющих расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних и сталкивающихся с необходимостью проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего.
1. Следователь должен внимательно подходить к выбору способа вызова несовершеннолетнего на допрос.
Статья 188 УПК РФ выделяет две группы несовершеннолетних, к которым применяются различные правила вызова на допрос. Так:
- лица, достигшие возраста 16 лет и не достигшие 18 лет, вызываются на допрос повесткой, которая вручается им под расписку либо передается с помощью средств связи, а в случае временного отсутствия несовершеннолетнего повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос;
- лица, не достигшие возраста 16 лет, вызываются на допрос через их законных представителей либо через администрацию по месту их работы или учебы.
К вызову несовершеннолетнего через администрацию по месту работы или учебы, на наш взгляд, необходимо прибегать лишь в редких случаях, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы ввиду, например, боязни неправильной реакции родственников или осуждения уважаемых людей. Кроме этого, ч. 4 ст.188 УПК устанавливает возможность применения иного порядка вызова на допрос, который допускается в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Иной вариант вызова на допрос возможен, «если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.» . По тактическим и этическим соображениям, в случаях, когда необходимо не допустить обострения отношений в семье (например, вызов потерпевшей по делу о преступлении против половой неприкосновенности), могут применяться такие способы вызова на допрос, как приглашение по телефону, путем личного вручения повестки или направление посыльного.
2. При получении правдивых показаний большую роль играют место и продолжительность допроса несовершеннолетнего потерпевшего.
По общему правилу, установленному ст.187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя в месте их нахождения.
Полагаем, что целесообразно производить допрос:
- несовершеннолетних потерпевших, не достигших 14 лет (малолетних), в месте нахождения несовершеннолетних;
- несовершеннолетних потерпевших, достигших 14 лет в кабинете следователя, поскольку официальная обстановка настраивает потерпевшего на дачу полных и правдивых показаний.
В литературе уже высказывались мнения как о том, что при допросе малолетних потерпевших следует избирать привычное ему место (школу, дом, дошкольное воспитательное учреждение) так и то, что иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания .
Так как ст.191 УПК РФ не закрепляет продолжительность проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего, то должно действовать закрепленное в ст.187 УПК РФ общее правило о времени проведения допроса, т.е. допрос может длиться непрерывно не более 4 часов, а общая продолжительность в течение дня не должна превышать 8 часов. Однако, определяя в ч. 1 ст.425 УПК РФ порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день .
Полагаем, что установленный порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, должен применяться и при допросе несовершеннолетних потерпевших, так как, по сути, оба участника, как потерпевший, так и подозреваемый (или обвиняемый), должны находиться в равных условиях и им должны гарантироваться равные права, определяемые не столько исходя из их процессуального статуса, сколько исходя из возраста, а как следствие физического и психического состояния, свойственного такой категории лиц.
3. В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе.
Согласно ч. 1 ст.191 УПК РФ допрос потерпевшего проводится с участием педагога:
- обязательно, если несовершеннолетний потерпевший не достиг 14 лет;
- по усмотрению следователя, если несовершеннолетний потерпевший достиг 14 лет.
Полагаем, что допрос малолетних потерпевших целесообразно проводить с участием педагога, работающего с ними в дошкольном воспитательном учреждении или в школе. Однако неразумно приглашать на допрос педагогов учебного заведения, в котором обучался или обучается допрашиваемый, если между ними не сложились доверительные отношения, так как это может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с потерпевшим. Поддерживаем позицию С.Ф. Шумилина и Б.Д. Завидова о том, что по делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. «Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только отрицательно может отразиться на полноте показаний, но и причинит им моральную травму» . Таким образом, полагаем, что до начала допроса у допрашиваемого необходимо выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он хотел бы давать показания.
4. Законодатель умолчал о возможности участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего его представителя, т.е. адвоката или одного из близких родственников, о допуске которого может ходатайствовать потерпевший, тогда как право представителя участвовать в уголовном деле, а значит, и присутствовать при производстве допроса, прямо вытекает из ст.45 УПК РФ.
Так, в соответствии с ч. 2 ст.45 УПК РФ для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители. Согласно ч. 1 ст.45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть адвокаты, а также один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Часть 3 ст.45 УПК РФ устанавливает, что законные представители и представители потерпевшего, имеют те же процессуальные права, что и потерпевший. Однако в ч. 1 ст.191 УПК РФ закреплено право только законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего при соблюдении уголовно-процессуальной формы реализации этого права участвовать в допросе представляемого. Если буквально следовать норме закона, то при отсутствии у несовершеннолетнего потерпевшего законного представителя представитель, т.е. адвокат или один из близких родственников потерпевшего, не вправе участвовать при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.
По нашему мнению, участие адвоката-представителя несовершеннолетнего потерпевшего при производстве допроса потерпевшего наиболее полно способствовало бы гарантированному ст.51 Конституции РФ доступу потерпевшего к правосудию, соблюдению порядка производства допроса, особенно в случаях:
- когда несовершеннолетний потерпевший не имеет ни законного представителя, ни других представителей, т.е. близких родственников или иных лиц, которые готовы выполнять функцию представителя потерпевшего в судебном процессе;
- когда несовершеннолетний потерпевший хотя и имеет законного представителя, но участие в деле последнего нецелесообразно (например, если он привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого), и при этом потерпевший не имеет других представителей.
Продолжая данную тему, хотелось бы также выразить свое пожелание законодателю относительно участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего психолога. Необходимо, на наш взгляд, закрепить в ст.191 УПК РФ возможность участия психолога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего, так как это сделано в ст.425 УПК РФ.
Характерные для несовершеннолетних особенности психики влияют на процессы формирования и дачи показаний, что создает немалые трудности для следователей, в получении от них показаний, и в оценке этих доказательств.
В психологии несовершеннолетних принято делить на шесть возрастных групп:
1) дети младенческого возраста (с момента рождения до 1 года);
2) дети, относящиеся к раннему детству (от 1 года до 3 лет);
3) дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);
4) дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет);
5) дети подросткового возраста (от 11 до 15 лет);
6) несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет .
Упоминания о производстве допроса малолетних потерпевших в возрасте до трех лет в литературе встречаются крайне редко. Доля детей дошкольного и младшего школьного возраста в общем массиве лиц, допрашиваемых в качестве потерпевших по уголовным делам, относительно невелика, однако именно по делам, где несовершеннолетние являются потерпевшими, они в силу разных причин оказываются иногда единственными очевидцами преступлений, совершенных в отношении их, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов следствия и суда. «Несовершеннолетним в возрасте от 7 до 8 лет, учитывая запас знаний, еще не под силу хорошо изложить и логически описать увиденное» . Для девочек и девушек подросткового возраста (между 11–12 и 14–15 годами) и раннего юношеского возраста (между 14–15 и 17–18 годами) характерны повышенная эмоциональность, застенчивость, обидчивость, что создает определенные трудности при получении от них значимой информации .
Неоднозначная позиция законодателя на участие психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних выражается в том, что в ст.191 УПК РФ нет ни одного упоминания о психологе. Тогда как в ч. 3, 4, 5 ст.425 УПК РФ закреплено, что, если допрашиваемый подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста 16 лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе Обобщая все вышеизложенное, полагаем, что порядок допроса несовершеннолетнего потерпевшего должен быть аналогичным установленному УПК РФ порядку производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.
В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника
Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.
Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.
Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.
Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.
При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.
Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.
Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.
Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.
Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.
При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.
При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.
Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.
К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.
Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.
Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.
Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.
О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.
Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.
Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять
Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.
Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.
Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.
Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.
Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.
При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.
Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.
При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.
При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.
Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.
Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.
Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.
Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).
Допрос потерпевших.
Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.