Отрасль психологии изучающая индивидуальные различия людей называется. Структура психологической науки, основные отрасли психологии
Основные отрасли психологической науки
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник-новение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психология изучает содержание, особенности и общие за-кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психология исследует психологические явления и про-цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ-ностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает осо-бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз-вития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологи-ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи-тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло-гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси-хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос-питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол-лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей раз-ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз-вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи-ческих возможностей человека - быстроты и точности процессов вос-приятия, объема и распределения внимания и др.
Психология искусства изучает психологическую специфику твор-ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы-ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че-ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ-ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психология исследует психологию правонарушите-лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су-дебной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, психо-логию воинского коллектива и психологические особенности их про-фессиональной деятельности в ее разных формах и видах.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани-ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нару-шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социаль-но-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали-зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи-ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на-пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси-хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно-сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль-шое место отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за-дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя-зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо-ваний для совершенствования этих видов деятельности.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
студента 3 курса М-331 учеб.гр факультета экономики и управления
Сорокиной Ольги Викторовны
Учебная дисциплина Психология и педагогика
Преподаватель Козлов С.А.
к.пс.н..доц.
Оценка
“____”____________2011г. “_________________”
1. Основные отрасли психологии…………………………………... 3
2. Восприятие как первичная форма освоения действительности.. 5
3. Воля. Характеристика основных волевых свойств..……………. 7
4. Исследовательские методы педагогической науки…………….. 9
Список литературы…………………………………………………….
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Общая психология исследует индивида , выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Общая психология включает в себя следующие разделы:
Рис.1. Структура общей психологии
Специальные отрасли психологии , тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей.
Рис.2. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию
Генетическая психология (от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.
Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической. Главная задача психофизиологии - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.
Дифференциальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы.
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости (т.е. изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой). Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста. По сферам применения можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.
Медецинская психология - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию , нейропсихологию и соматопсихологию.
Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов).
Юридическая психология - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Систему современной отечественной юридической психологии образуют криминальная психология, изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника; судебная психология, охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством, исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В юридической психологии применяются все основные методы психологии (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).
Психодиогностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психотерапия - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Методы клинической психотерапии - гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия.
ВОСПРИЯТИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.Процесс восприятия связан и с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.
Восприятие также характеризуется целостностью. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Виды восприятия выделяются в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. На этой основе выделяется зрительное восприятие (отражение формы, величины, удаленности, направления, взаимного расположения объектов и рельефа пространства), слуховое восприятие (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), осязательное восприятие (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Наряду с важностью зрительного восприятия, большую роль играет слуховое восприятие, которое складывается на основе двух систем кодирования звуков. Первая - реплико-мелодическая, или музыкальная, производит анализ и переработку звуковысотных отношений. Вторая - фонематическая - отражает речевые сигналы.
Необходимо учитывать также значение тактильных восприятий. На основе взаимодействия кожных рецепторов отражаются некоторые геометрические тела, фигуры и даже цифры и буквы (при помощи специально моделируемых поверхностей для ощупывания). На этом принципе построена, например, азбука Брайля для обучения слепоглухонемых: большой палец, подобно глазу «считывая» поверхность, останавливается на наиболее критических точках, кодирующих знаки-буквы.
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Восприятие различается по видам и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета.
Восприятие не пассивный процесс, оно характеризуется активностью и зависит от интересов, установок, потребностей личности. Эта особенность выражается свойством избирательности восприятия. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия.
Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. В этой связи осмысленность и обобщенность выступают как важнейшие свойства восприятия.
Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т.е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.
Отрасли психологии ... личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии , в том числе и психология труда, наоборот, не могут...
Основная проблематика психологии труда
Реферат >> Психология... психология ; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п. Соответственно, в каждой отрасли психологии труда... предмет психологии труда с предметом психологии ? Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда. ...
Основные понятия психологии (2)
Учебное пособие >> ПсихологияНауки и отрасли ; быть теоретической основой практики психологической службы. Основные разделы психологии Психология решает широкий... впервые ввели термин "психология" (1590). ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ С ХVII века начинается...
Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии изучают определенные аспекты психики (нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д.), а междисциплинарные специальные отрасли разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика).
Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (рассматриваются проблемы возникновения и эволюционного развития психики, функции психического, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальный субстрат функционирования психики), психологию познавательных процессов (включает психологию ощущения и восприятия, психологию памяти, психологию мышления и речи), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Фундаментальные специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных закономерностях функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией и рассмотренные через призму более конкретной проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. В свою очередь, последние обогащают общую психологию новыми фактами и проблемами, стимулирующими приращение фундаментального знания.
Прикладные отрасли психологии развиваются в связи с работой психологов-практиков в конкретных сферах деятельности (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и др.). Так, психотерапевт (прикладной психолог) использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и психофармокологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). В русле психологической науки в первую очередь складываются и интенсивно развиваются те прикладные отрасли, которые относятся к наиболее значимым сферам жизни и областям предметной деятельности людей. С каждым годом потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, и конкретные области приложения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной задачей профессиональной деятельности психологов является популяризация действительно научных психологических знаний, повышение психологической культуры населения. В обобщенном виде взаимодействие различных отраслей психологической науки представлено на рис. 1.1.
Выше мы назвали основные разделы общей психологии. Теперь очертим круг проблем, которые разрабатываются фундаментальными специальными отраслями психологии . Критерием выделения отраслей этого типа является акцент анализа на определенных аспектах функционирования и развития психики:
- нейропсихология – это отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов реализации высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга;
- патопсихология – занимается изучением изменений психической деятельности при патологических состояниях, вызванных психическими или соматическими заболеваниями;
- возрастная психология – изучает закономерности и особенности психического развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти (ее разделами являются детская психология , психология подростка, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология );
Рис. 1.1.
- дифференциальная психология – это отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности;
- социальная психология – это отрасль, изучающая закономерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные общности и социальные процессы;
- психосемантика – это область психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений;
- зоопсихология – это отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных;
- этнопсихология – изучает особенности психики у представителей различных этнических групп.
Теперь обратимся к области интересов междисциплинарных специальных отраслей психологии .
- психофармакология – это отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии и изучающая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные препараты;
- психолингвистика – это дисциплина, формирующаяся на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением обусловленности процессов речи и мышления структурой языка;
- психофизиология – это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом;
- психогенетика – это пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей;
- психосоматика – это отрасль психологии, развивающаяся на стыке с медициной, которая занимается изучением влияния психологических факторов па возникновение и течение заболеваний;
- историческая психология – это отрасль психологии, ставящая перед собой задачу реконструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, с использованием знаний из области истории, культурологии, этнографии.
И наконец, приведем несколько примеров прикладных отраслей психологии :
- психология спорта – это отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности;
- психология рекламы – изучает механизмы воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей;
- космическая психология – занимается изучением явлений и закономерностей психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов;
- юридическая психология – это отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности;
- медицинская психология – это отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях;
- педагогическая психология – изучает закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.
В динамично развивающемся современном мире психологи постоянно открывают для себя новые сферы профессиональной реализации, в связи с чем складываются новые прикладные отрасли психологии. Так, в последние годы интенсивно развиваются психология массовых коммуникаций, политическая психология, психология виртуальной реальности и др.
Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.
Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные (их называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило объединяют термином «общая психология».
Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.
Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.
Общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, направленность) и психические состояния.
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем Сергея Леонидовича Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.
На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология.
Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.
Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце 19 в. В настоящее время основными разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.
Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Начало разработке данной отрасли психологии положил Френсис Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных.
Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900г. В.Штерном. Основными методами стали тесты.
Поскольку и педагогическая, и возрастная. И дифференциальная психология оперируют понятием «группа, в тесной связи с ними находится социальная психология , изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы. Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г. когда одновременно появились работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э.Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология».
В свою очередь, социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, т.к. в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.
Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства.
Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны сообразованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества.
Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей – медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.
Структура медицинской психологии включает ряд разделов, наиболее общими являются: клиническая психология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена, психокоррекция.
В заключении следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимых для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, экспериментальная психология. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.
5. Этапы развития психологии
6. Основные направления в современной психологии.
В психологии есть много школ, направлений и концепций. Отношение к ним в разные времена было различным, вплоть до их запрета.
Рассмотрим некоторые направления и школы в психологии.
Интроспективная психология использует основной метод изучения психики – самонаблюдение (интроспекция). Метод основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.
Идеологом метода интроспекции был философ Дж.Локк, который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.
Дж.Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.
Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое нему течение – ассоциативное направление . Возникновение и становление ассоциативной психологии связано с именами Д.Юма и Д.Гартли. Английский врач Д.Гартли причину психических явлений видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система – это система подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд.
Давид Юм в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи.
Психоаналитический подход разработан З.Фрейдом в конце 19 в. вначале как метод лечения психических болезней, а позже как учение о бессознательных психических процессах. З.Фрейд предложил структурную модель личности, которая базируется на топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный.
Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержавшая инстинктивные влечения , желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги.
Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – в сновидениях, ошибочных действиях , шутках и оговорках.
Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я).
Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия.
Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.
Супер - эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер – эго состоит из двух структур – совести и Эго – идеала.
Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер – эго действуют на трех уровнях сознания.
Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер – его, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер – эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию и т.п.). В противном случае возникает невроз.
В психоанализе используется понятие интроекция . Это понятие используется при исследовании механизмов идентификации, с помощью которых человек присваивает характеристики другого.
Аналитическая психология основана швейцарским психологом К.Юнгом. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Коллективное бессознательное образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым опытом человечества.
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.
Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности.
Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремиться к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений.
Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень – противоположность Эго и Персоны, и на психические функции, и на свойства, (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.
Юнг ввел понятие комплекс – неосознанное психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных со значимыми для индивида переживаниями.
Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.
Бихевиоризм (с англ. – поведение). Основоположник бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа. Уотсон доказывал необходимость заниматься изучением поведения и отрицал необходимость изучения сознания.
С точки зрения Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это новое понятие, которое введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма.
Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S- R» (стимул – реакция).
Для бихевиористов соотношение S- R стало единицей поведения.
Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему:
Выявление и описание типов реакций;
Исследование процессов их образования.
В качестве общих и окончательных задач выдвигали две следующие задачи:
Прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызванный ее стимул.
Гештальтпсихология одно из направлений в психологии 20-30 годов, созданное Максом Вертгеймером, К.Коффкой. Основными элементами психики представители данного направления считали целостные образы – гештальты.
Гештальт – ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.
На основе этой теории Вертгеймер разработал концепцию процесса научения. В основе научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру – инсайт.
Гуманистическая психология начала развиваться в 30-е гг. 20в.
Сущность теорий, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.
Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.
Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я»
Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А.Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Введение
Менялось время. Менялись задачи и отрасли психологии. В нашей стране чаще используются отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
Таким образом, современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Рассмотрим отрасли психологии подробнее.
Тема данной работы: Основные отрасли психологии и их характеристика.
1. Основные отрасли психологии
1.1 Социальная психология
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Эта отрасль психологического знания имеет короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет.
Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части.
В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.
В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
1.2 Педагогическая психология
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Педагогическая психология (от греч. pais (paidos) -- дитя и ago -- веду, воспитываю) -- отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).
Зарождение П. п. как самостоятельной отрасли психологической науки связано с проникновением в психологию идей развития во второй половине XIX в. Первые успехи экспериментальной психологии позволяли надеяться, что учет данных, полученных в психологических лабораториях, и их применение в процессе обучения существенно оптимизируют педагогический процесс. Это представление нашло отражение в первых трудах по П. п., ориентированных на практику.
Однако знания законов психофизики, некоторых характеристик запоминания и забывания, показателей времени реакции оказалось явно недостаточно. Выносимые П. п. рекомендации носили туманный и схоластический характер. Помимо бедности экспериментальных фактов причиной этого явилась ограниченность теоретических воззрений представителей П. п. того времени.
Применение биогенетического закона в психологии (наряду с другими теориями спонтанного развития), подведя теоретическую базу под теорию и практику “свободного воспитания”, фактически закрывало дорогу разработке вопросов целенаправленного формирования личности человека.
Бихевиористская (см. Бихевиоризм) психолого-педагогическая концепция (ее современный вариант -- теория Б.Ф. Скиннера) предлагала ориентироваться на жесткую “модификацию поведения”: Без должных оснований предполагалось, что достаточно организовать соответствующую систему внешних воздействий -- и все вопросы обучения и воспитания будут решены.
Теория “двух факторов”, отыскивая компромисс между биологизаторским и социологизаторским подходами, не могла создать адекватную концептуальную основу для П. п. и в 20-е гг. оказала заметное влияние на педологию, которое было успешно преодолено ею в начале 30-х гг.
В основе современной советской П. п. лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми.
Тем самым резко перестраивается направленность исследований по П. п.: основой ее стратегии становится не регистрация достигнутого уровня психического развития, а активное формирование психических процессов и свойств личности. В соответствии с этой общей стратегией разрабатываются и другие вопросы П. п. Так, пути и возможности целенаправленного формирования действий, образов и понятий, лежащих в основе знаний и умений, исследуются теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Изучаются средства и методы развивающего обучения, анализируются взаимосвязи организации обучения с ходом умственного развития (В.В. Давыдов), роль дифференцированного подхода к проблеме обучаемости, средства и методы контроля и оценки учебной деятельности.
Особое место занимают разработки по целенаправленному формированию требуемых свойств личности. С известной мерой условности, связанной с реальным единством обучения и воспитания, П. п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности).
В последние годы выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. По сферам применения П. п. можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см. Возрастная психология), психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.
1.3 Медицинская психология
Медицинская и патопсихология имеют дело с отклонениями от норм в психике и поведения человека.
Медицинская психология (от лат. medicus -- врачебный, лечебный) -- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.
В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.
Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.
Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация.
Среди важнейших проблем М. п. -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Существенное место среди исследуемых М. п. вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса предупреждение ятрогений.
1.4 Патопсихология
Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.
Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым. В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии П. в СССР большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского.
Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики.
Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает "высвобождения" её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.
Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.
1.5 Генетическая психология
Генетическая психология (от греч. происхождение) -- отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.
Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896--1980).
2.Психология в различных сферах деятельности человека
2.1 Психология труда
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии (впрочем, их не так уж много), предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека -- и поэтому требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа человека-оператора в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях (такова работа авиадиспетчера крупного аэропорта).
Далеко не все люди при всем их желании могут выполнять эту работу на должном уровне. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими.
Тем не менее индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.
В последнее время (особенно в нашей стране) чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и др. Этнические особенности образа мира проявляются, в частности, в художественной литературе, в народной поэзии, сказках, обычаях и т. п., поэтому для реконструкции образа мира различных народов необходимо использовать, наряду с психологическими, методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся этой же проблемой, например этнографии и литературоведения.
2.2 Юридическая психология
Юридическая психология-это наука, изучающая психические явления, процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей.
В приведенном определении очерчен и предмет юридической психологии., и границы ее компетенции, и ее прикладные функции по обслуживанию юридической теории и практики.
Юридическая психология по предмету и методам исследования, по психической природе явлений, подлежащих изучению, - отрасль психологической науки, в состав которой она организационно включена номенклатурой., научных специальностей. По сфере общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые юридической психологией, по направленности своих исследований и по области практического применения полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.
В качестве синонима юридическая психология используется понятие правовой психологии, которое иногда означает сам предмет юридическая психология, т.е. психическую реальность, изучаемую данной наукой, а также имеет и более узкое значение как наименование раздела юридической психологии., изучающего психологическую сторону правового сознания и наиболее общие психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных отношений и поведения людей. Другие разделы юридической психологии:
Криминальная психология, изучающая психологию преступности, и личности преступника;
Судебная психология, изучающая психологические проблемы раскрытия, расследования, судебного рассмотрения преступлений и гражданского судопроизводства;
Исправительная психология, изучающая психологические проблемы применения и исполнения наказаний, ресоциализации осужденных и профилактики правонарушений.
Развитие юридической психологии инициировалось потребностями юридической теории и практики, побуждалось задачами уголовной политики, борьбы с преступностью, расследования преступлений, отправления правосудия, обращения с осужденными.
Одна из важнейших прикладных задач юридической психологии - строгое определение, научное толкование и адекватное применение правовых установлений и терминов, имеющих психологическое содержание, а также юридических категорий и понятий, подлинную природу которых невозможно уяснить без привлечения данных психологии. К их числу, например, относятся понятия вины и ответственности, мотивов и целей, морального вреда, внутреннего убеждения, заведомой ложности, оправданного риска, психического принуждения, беспомощного состояния и многие другие.
Основные разделы юридической психологии. (правовая, криминальная и исправительная психология) взаимосвязаны и обслуживают друг друга, охватывая психическую деятельность различных субъектов на разных стадиях и этапах,. в различных сферах и отраслях правовой жизни общества, что придает юридической психологии внутреннюю согласованность, целостный и системный характер.
2.3 Экономическая психология
Экономическая психология [греч. oikonomikк -- букв. искусство ведения домашнего хозяйства] -- отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, народов, а также экономическое поведение, основанное на них. Э. п., представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, использует теоретические положения и методы различных отраслей психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии, антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения, начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической политикой стран.
Э. п. отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин "Э. п." был впервые применен Г. Тардом (1881 г.) Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм хозяйственной жизни. Представления о психических особенностях "экономического человека" эволюционировали по нескольким направлениям.
В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта экономической деятельности связываются с "эгоизмом", "личным интересом" (Т. Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.).
В логике утилитаризма и прагматизма побуждения "экономического человека" складываются из двух основных компонентов -- наслаждения и страдания, которые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на альтруизме, страстях, любви (Дж. Бентам).
Принцип полезности и выгоды как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется целостным пониманием человека как единства биологического и социального. Мотивирующая привычка рассматривается как личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями, традициями общества.
Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как характеристики субъективного мира "экономического человека" раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в результате чего в структуру экономических побуждений были введены иррациональные, "бесполезные" стремления. Социально-историческое направление исследования субъекта экономической деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (А. Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.).
Еще одним направлением исследования "экономического человека" является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания.
В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А. Реан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в., собственно психологическое направление исследований "экономического человека" приобретает особый размах (К.Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж. Катон, А.И. Китов, С.В. Малахов и др.).
К основным проблемам Э. п. относятся проблема человека как субъекта экономической деятельности, вопросы психологии собственности, психологии распределения и потребления, проблемы потребностей и их развития, проблемы психологии занятости, психологии предпринимательства, психологии финансов, накопления, экономического поведения в традиционных обществах и т.п.
2.4 Военная психология
психология медицинская военная
Военная психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина сложилась в начале 20 в. в связи с массовыми исследованиями личного состава армий в целях его отбора, обучения и расстановки. Теоретические концепции В. п. в отдельных странах определяются их зависимостью (при наличии общей проблематики) от господствующей идеологии, философских и психологических воззрений.
После 2-й мировой войны 1939--45 исследования по В. п. резко возросли, особенно в США, где они проводятся как военными организациями под руководством соответствующих управлений при штабах ВВС, ВМС и сухопутных войск, так и по контрактам с различными психологическими институтами и специализированными корпорациями. Отмечалась тенденция к координации и унификации исследований по В. п. в рамках блока НАТО.
Перечень проблем, исследуемых В. п., включает изучение работы органов чувств в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия; разработку психологических основ боевой подготовки; анализ действий по управлению боевой техникой и ориентированию в пространстве; установление психологических критериев отбора личного состава по родам войск и для специальных заданий; исследование особенностей мышления военачальников всех рангов; изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажи танков, самолётов, подводных лодок); разработку методов пропаганды и контрпропаганды в условиях "психологической войны"; подготовку некоторых данных для автоматизированного управления войсками и т. д.
Особое место в исследованиях по В. п. занимает изучение влияния, которое оказывает на протекание психических процессов, на действия и поступки человека состояние напряжённости (стресса).
П. использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. детского возраста, в которой на основе положения Выготского о "зоне ближайшего развития" разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.
Заключение
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -- М., 1988 (или более поздние издания). -- Лекция 1.
2. Иванников В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. -- М., 1999. -- С. 40 -- 67; Иванников В.А. Психология сегодня. -- М., 1981.
3. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2005. -- 352 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.
реферат , добавлен 22.04.2010
Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.
курсовая работа , добавлен 02.12.2002
Отрасли фундаментальной психологии. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Психология различных видов трудовой деятельности. "Психологические приложения" гуманитарных наук и другие ветви прикладной психологии.
реферат , добавлен 18.04.2011
Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.
реферат , добавлен 06.02.2014
Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.
реферат , добавлен 12.02.2012
Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.
курсовая работа , добавлен 28.07.2012
Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки. Предмет и задачи, значение, структура и принципы педагогической психологии. Использование достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.
курсовая работа , добавлен 27.02.2009
Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, ее принципы и содержание, предмет и методология исследования. Структура и отрасли психологии, история ее возникновения и развития, современность.
контрольная работа , добавлен 18.06.2014
Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.
контрольная работа , добавлен 16.10.2011
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Бихевиоризм как наука о поведении. Становление отечественной психологии и ее взаимосвязь с современными науками. Основные отрасли психологии.