Муниципальные сельские поселения что такое. Городское и сельское население

Городские и сельские поселения представляют собой разновидность муниципальных образований в РФ. Местное самоуправление в них осуществляется непосредственно жителями или через выборные и прочие уполномоченные органы. Рассмотрим подробнее особенности сельских поселений .

Общая характеристика

Сельские поселения - один или несколько пунктов, объединенных общей территорией. В их составе могут быть поселки, станицы, деревни, кишлаки, хутора, аулы, села и пр.

Права сельских поселений реализуются на основании Конституции и федерального законодательства через власти. В полномочия этих структур входит решение вопросов о:

  • формировании местного бюджета;
  • управлении муниципальной собственностью;
  • самостоятельном определении структуры местных институтов власти;
  • территориальной организации самоуправления;
  • охране общественного порядка и пр.

Особенности административно-территориальных единиц

Сельские поселения предусмотрены в ФЗ № 131 и введены в процессе муниципальной реформы 2003 г.

Достаточно часто поселения соответствуют сельсоветам советского времени либо волостям пост- и досоветского времени. К примеру, в Псковском районе сельское поселение называется "Тямшанская волость". В некоторых регионах термин "сельсовет" употребляется и сегодня. Более того, в некоторых областях сельские поселения так и называются. Например, Новинский сельсовет в Богородском р-не Нижегородской обл.

Численность населения

Территория сельского поселения , как правило, включает в себя один населенный пункт либо поселок. Численность граждан, проживающих в них, превышает 1 тыс. чел. Если территория отличается высокой плотностью заселения, то на ней может проживать больше 3 тыс. чел.

Сельские поселения могут объединять несколько населенных пунктов, если численность населения в них меньше тысячи или 3-х тысяч (для территорий с плотной заселенностью) человек.

В целом на территории административной единицы может проживать 15-20 тыс. чел. В России, однако, есть сельские поселения и с большей (больше 30 тыс. чел.) численностью. Так, в 2013 г. в Ингушетии в Орджоникидзевском поселении проживало больше 60 тыс. чел.

Структурные особенности

В сельском поселении есть административный центр. Им является населенный пункт, в котором располагается представительный орган. Административный центр определяется с учетом сложившейся инфраструктуры и местных традиций.

Границы поселения, включающего в себя 2 и больше населенных пунктов, устанавливаются обычно с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно для всех жителей. Расстояние в оба конца должно преодолеваться за один день. Исключением могут быть территории с небольшой плотностью населения, труднодоступные и отдаленные местности.

Поселение как специфичная организационная форма

В разных государствах существуют самые различные определения сельских поселений. Та или иная трактовка зависит от экономических, национальных, демографических, географических, социальных и прочих факторов.

"Сельское поселение - населенный пункт, расположенный в где большая часть жителей занята сельским хозяйством".

Более точно понятие раскрывается в современных географических энциклопедиях. Обобщенно сельское поселение рассматривается как:

  • населенный пункт, большая часть жителей которого занята сельским хозяйством;
  • несельскохозяйственное поселение, находящееся в сельской местности, не соответствующее по численности жителей городу, связанное с обслуживанием транспорта за пределами городов (пристани, разъезды, малые станции), лесным хозяйством (кордоны, лесхозы);
  • поселение при промышленных предприятиях, курортах, карьерах, зонах отдыха и пр.

В ФЗ № 131, регламентирующем общие принципы организации территориального самоуправления, также содержит определение поселения.

Специфические черты

Понятие сельского поселения появилось при разграничении города и деревни в качестве самостоятельных социально-экономических единиц. Облик и тип поселения отражают характер производственных отношений, характерных для конкретной территории.

Вместе с этим на эту организационную форму накладывает отпечаток и занятие жителей, природные условия, национальные традиции.

Людность поселений

Она зависит от производственных функций, формы расселения, историей территории. Людность объективно отражает совокупное влияние нескольких факторов на развитие сельского поселения. При этом сам по себе этот показатель не раскрывает факторы.

Величина поселений обуславливает определенные условия для жизни, культурного и бытового обслуживания населения. В этой связи выделение типов административных единиц по людности имеет больше научно-практическое значение.

Общая классификация поселений по величине

При разделении административных единиц на типы по людности они распределяются на группы от самых небольших (1-5 чел.), до крупных (от 10 тыс. жителей). В типологическом плане необходимо выделить такие показатели людности, которые обуславливают существенные качественные характеристики поселений.

Однодворки - группа, в которую входят пункты, число жителей в которых не превышает 10 человек.

Малые поселения, в которых меньше 100 жителей, зависят от близлежащих более крупных населенных местностей. Только в отдельных поселках могут создаваться некоторые элементы социальной инфраструктуры малых размеров. Это, например, медпункт, начальная школа, клуб, библиотека, сельский магазин.

При количестве жителей в 200-500 чел. в населенном пункте также могут присутствовать элементы инфраструктуры, но таких же малых размеров. Сельскохозяйственные поселения таких размеров могут стать базой для какой-либо производственной единицы.

При людности в 1-2 тыс. чел. появляется возможность существенно расширить перечень обслуживающих учреждений, увеличить их размеры и повысить техническую оснащенность. Согласно нормам планировки и застройки городских и сельских поселений , на таких территориях на 1 тыс. жителей создается детсад, школа на 150-160 учеников, клуб на 200 чел., библиотека, магазины на 6 раб. мест, фельдшерско-акушерский медпункт с небольшим стационаром, спортплощадки, почтовое отделение со сберкассой и пр.

Наиболее благоприятные условия для жизни в поселках с людностью 3-5 тыс. чел. В таких пунктах могут создаваться условия для обеспечения 1 городского уровня благоустройства, культурного и бытового обслуживания. Для жителей строятся школы, дома культуры, медучреждения, создается специализированная торговая сеть и пр. Что касается производства, то такие населенные пункты часто становятся центрами крупных хозяйств.

Градостроительство: планировка и застройка сельских поселений

Общая концепция развития населенных пунктов приводится в Своде правил СП 42.13330.2011.

Как установлено в документе, осуществляется на основе документации о территориальном планировании РФ, регионов, муниципалитетов. Нормативную базу данной деятельности составляют федеральные законы, указа Президента, правительственные постановления, законодательные и прочие нормативные акты субъектов РФ.

Городские/сельские населенные пункты проектируются как единицы системы расселения территории России и регионов, входящих в нее. Задача территориального планирования состоит в определении в документации назначения поселений с учетом экономических, социальных, экологических и иных факторов с целью обеспечения реализации интересов и нужд граждан, а также их объединений.

В проектах должна быть предусмотрена рациональная очередность развития населенных пунктов. Должны быть определены перспективы расширения и улучшения социального обслуживания за пределами проектного срока. Расчетный период должен быть до 20-ти, а градостроительный прогноз - не более чем на 30-40 лет.

В процессе разработки генпланов уполномоченные органы должны руководствоваться результатами оценки природного, архитектурного, экономико-географического, производственного и социального потенциала местности.

При этом следует:

  • Предусматривать улучшение санитарно-гигиенического и экологического состояния природы, сохранение культурно-исторических памятников.
  • Определять рациональные направления развития местности.
  • Учитывать перспективы расширения рынка недвижимости.

При планировании и застройке сельских/городских поселений зонирование территории осуществляется с определением видов преимущественного использования и ограничений.

Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунк­тов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).

Городское поселение - это город или поселок с прилегаю­щей территорией. В составе городского поселения могут нахо­диться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна состав­лять, как правило, менее 1 тыс. человек.

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение - это город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут находиться сель­ские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Терри­тория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от числен­ности населения и размера территории.


Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более насе­ленных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в тече­ние рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установ­лении границ муниципальных районов на территориях с низкой плот­ностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил существуют исключения.

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сель­ский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек.

3. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью насе­ления или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, прожи­вающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся террито­рии субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных рай­онов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правитель­ством Российской Федерации

К территориям с высокой плотностью населения относятся терри­тории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сель­ских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотно­сти населения сельских поселений в Российской Федерации.

Если же численность населения сельских населенных пунктов, яв­ляющихся муниципальными образованиями- поселениями, состав­ляет менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью насе­ления - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.

5. Виды муниципальных образований

Сельское поселение. Критерии и принципы образования сельского поселения

Сельское поселение – это публично-властная организация, созданная на территории одного или нескольких сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков и других сельских населенных пунктов), объединенных общей территорией.

Федеральный законодатель предусматривает пять видов ситуаций, организации местного самоуправления на территории, где расположены сельские населенные пункты:

1) сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек, как правило, должен законом субъекта Российской Федерации наделен статусом самостоятельного сельского поселения;

2) сельский населенный пункт численностью населения менее 1000 человек, находящийся рядом с иным поселением, можно включать в состав этого городского или сельского поселения;

3) несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый, расположенные рядом, допустимо объединять в одно сельское поселение;

4) сельский населенный пункт с численность населения менее одной тысячи человек, который в связи с его удаленностью от других населенных пунктов если его нельзя присоединить к иному поселению (второй вариант) или объединить с другими (третий вариант), может также получить статус сельского поселения;

5) населенный пункт, находящийся в труднодоступных и удаленных местностях с низкой плотностью населения, с численностью населения менее 100 человек, может без статуса муниципального образования включен региональным законодателем непосредственно в состав муниципального района. В исключении из правил о двухуровневой системе местного самоуправления на территории таких населенных пунктов создается одноуровневое управление, поскольку здесь и вопросы ведения поселений и ведения районов будут решать органы власти последних.

На территориях с высокой плотностью населения порог «жизнеспособности» сельских населенных пунктов как сельских поселений повышен с одной тысячи до трех тысяч человек.

Вторая часть дефиниции поселения требует для ситуаций присоединения и объединения сельских населенных пунктов в одно поселение обязательное наличие общности территории у этих населенных пунктов. Только при этом условии возможно сообща решать вопросы местного значения без ущерба для традиций и особенностей всех членов местного сообщества. Федеральный законодатель использует формализованный критерий для установления наличия общности территории – пешеходной доступности. Последняя раскрывается через возможность от административного центра сельского поселения со всех входящих в его состав населенных пунктов добраться туда и обратно пешком в течение одного рабочего дня.

На территории Красноярского края образовано 481 сельское поселение. Краевой законодатель использует для обозначения статуса сельского поселения наименование сельсовет.

Городское поселение. Критерии и принципы образования городского поселения

Городское поселение – это публично-властная организация, образованная на территории одного города (или одного поселка) с прилегающей к ним территорией. В состав городского поселения может входить сельский населенный пункт, или поселок, которые самостоятельно не имеют статус муниципального образования. На территории Красноярского края в настоящее время создано 39 городских поселений.

Муниципальный район. Критерии и принципы образования муниципальных районов. Межселенные территории

Муниципальный район – муниципальное образование, в состав которого входит несколько сельских и (или) городских поселений, объединенных общей территорией. В состав района включаются также межселенные территории и могут входить населенных пункты, с численностью населения менее ста человек, расположенные в удаленных и труднодоступных местностях. На территориях последних и межселенных земель система власти является одноуровневой и полномочия, как района, так и поселения в отношении них осуществляют органы власти муниципального района. В том числе и налоги с таких территорий поступают в районные бюджеты.

Статусом межселенных земель законодатель может придать обширным, как правило, незаселенным участкам тундры, тайги, леса и т.п., управление которыми невозможно органами власти близлежащих поселений. Такие участки, не могут быть освоены поселениями и для оптимизации администрирования ими, принимается решение о присвоении ими статуса межселенных и включение непосредственно в состав района. Из 44 муниципальных районов, созданных в Красноярском крае, только четыре (Туруханский, Богучанский, Таймырский) имеют в своих границах межселенные территории.

При установлении границ муниципального района, законодатель требует наличия общности объединяемой в один муниципалитет территории, формализуя единство населения как членов местного сообщества критерием транспортной доступности. Региональный законодатель, таким образом, должен руководствоваться фактором наличия возможности добраться в течение рабочего дня из административного центра района до административного центра каждого, входящего в него поселения, в течение рабочего дня. Представляется, что корректнее все же было бы указание на наличие «регулярного транспортного сообщения.

Городской округ. Критерии и принципы образования городского округа

Городской округ - разновидность городского поселения. Статус городского округа может получить городской населенный пункт, если имеется совокупность двух условий. Во-первых, городской населенный пункт должен обладать сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения, и отдельных переданных государственных полномочий. Во-вторых, все-то же самое, то есть наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления и переданных полномочий имеется в прилегающих к городу территориях. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе также учитывать перспективы развития территории при наделении городского населенного пункта статусом сельского или городского поселения. Таким образом, статус городского округа получает, как правило, достаточно крупный город, инфраструктура которого относительно самостоятельна.

Самое существенное в правовом режиме городской округ, отличающего его от статуса городского поселения, факт не вхождения его в состав муниципального района. Городской округ может территориально находится в районе, но юридически он не включается в состав района. Имеет место, следовательно, несовпадение географической и юридической карты таких районов. Никакой юрисдикцией по отношению к территории городского округа, органы власти района не располагают. Тем не менее, городской округ, может являться административным центром района, т.е. выполнять для района функции своеобразной столицы. В таких случаях, органы власти муниципального района, расположены на «чужой» территории, в отношении которой лишены возможности управления.

В Красноярском крае образовано 17 городских округов. В их число попали также городские округа, созданные на территории ЗАТО. Федеральный закон № ФЗ-131 требует всю территорию закрытого административного образования включать в состав единого городского округа. В отличие от других административно-территориальных единиц, границы ЗАТО утверждаются Правительством Российской Федерации, однако все остальные вопросы статуса (с учетом особенностей организации местного самоуправления в ЗАТО, изложенных в 11 главе Федерального закона № ФЗ-131) определяются субъектом Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения

Внутригородская территория города федерального значения – муниципальное образование, территорию которого образует часть территории города федерального значения. Особенности внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга состоят в следующем: а) одноуровневая организация местного самоуправления; б) разграничение вопросов местного значения этих префектур, округов на те, которые они осуществляют сами, и те, которые «забирают» у них субъекты Федерации. Связана эта специфика с необходимость сохранить единство городского хозяйства городов-субъектов Российской Федерации, поскольку есть публичные услуги местного уровня, которые невозможно решать автономно частью территории хотя и большого, но единого города. К таковым, например, относятся, организация транспортного обслуживания, организация предоставления ритуальных услуг, содержание мест захоронения, утилизация и переработка ТБО и мусора и другие; в) часть доходных источников, которые по федеральному бюджетному законодательству должны поступать в местный бюджет, перенаправляются в региональный, поскольку органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга берут на себя решение части вопросов местного значения.

Предыдущая

Историки утверждают, что первые прототипы современных деревень, хуторов, аулов и кишлаков появились около десяти тысячелетий назад на пике развития земледелия. Подобные сельские поселения имели небольшой размер. В них проживало всего порядка ста человек. Чаще всего общественные стоянки имели форму круга и состояли из нескольких колец. Внешний пояс образовывали крупные строения, внутренний - хижины. Центр использовался для выгона скота и публичных сборищ.

Палаточный лагерь - изобретение кочевых племен. Его геометрия разительно отличалась от устройства деревень оседлых народностей. Юрты азиатов устанавливались рядами. На тот момент сельские поселения еще не делились на зоны в соответствии с социальными и общественными различиями между жителями. Все палатки имели примерно одинаковые габариты и внешний вид.

Починок

До начала XX столетия починком на Руси принято было называть абсолютно любой населенный пункт. Возникнув однажды, он разрастался и со временем превращался в деревню. Этот термин впервые был использован в летописи, датируемой XV веком. Начало ему мог дать один единственный двор, который также назывался займищем. Чаще всего такие сельские поселения располагались в непосредственной близости от родовой деревни у озера или иного водоема.

Классификация

Выделяют несколько десятков типов деревень, сосредоточенных на территории Европы. К категории крупных относят городища и села, к разряду мелких - фермы, выселки и хутора. Отличались они не только количеством жителей, но и устройством. Существовала ядерная, кучевая и линейная планировка.

Одни стойбища были сосредоточены вокруг подобия площади, на которой в дальнейшем в муниципалитетах западных стран появились кирхи и церкви. Другие представляли собой хаотично установленные жилые и подсобные постройки. Иногда среди них выделялись семейные гнезда. Ярким примером линейного расположения являются русские починки, которые состояли из одной улицы, протянувшейся вдоль тракта.

Населенные пункты РФ

В России муниципальные сельские поселения - это места постоянного проживания и ведения хозяйства граждан Российской Федерации. В нашей стране их принадлежность к определенному типу не зависит от общего количества жителей и плотности застройки. Вместо этого выступает фактор занятости населения в том или ином виде народного хозяйства.

Станица Каневская - самый большой населенный пункт подобного типа. Расположена она в Краснодарском крае. В ней зарегистрировано более 44 000 человек.

Все сельские поселения области обладают собственным административным аппаратом. В рамках переписи, проведенной в 2010 году, было зафиксировано немногим более 153 000 деревень, зимовий, кишлаков, улусов, разъездов, колхозов, совхозов и хуторов. При этом 20 000 из них оказались заброшенными.

Местное самоуправление

Деятельность, которую выполняет администрация сельского поселения, регламентируется уставом, который наделяет ее членов рядом полномочий. В нем указаны сроки действия мандатов, варианты отчетности, условия организации и функции руководства муниципального субъекта. В компетенции аппарата находятся организационные и финансовые вопросы, исполнение локального бюджета, участие в хозяйственных и гражданских правовых отношениях.

Выборы

Администрация сельского поселения управляется мэром или главой. В процессе тайного голосования или в результате прямого назначения он избирается на четыре года. При условии директивы новый руководитель должен быть утвержден на свою должность не позднее второго воскресенья сентября того года, в котором истекают полномочия его предшественника. Изменения в структуру и принципы руководства были внесены в 2006 году. Кроме того, в обиход были введены новые определения, в том числе и понятие "сити-менеджер".

Права и обязанности главы:

  • представление вверенной ему сельской территории в органах районного, областного и краевого управления;
  • подписание нормативных актов;
  • составление регламентов;
  • создание правовых документов;
  • распределение финансовых потоков;
  • экономическая деятельность;
  • ведение отчетности;
  • решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью поселения и зарегистрированного в нем населения.

Руководство ведет активную просветительскую работу. Организует и проводит встречи с учащимися и школьниками, молодежью, работниками аграрных предприятий и пенсионерами.

В соответствии с Федеральным законом то 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003. № 131-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Российская газета. 2003. 08 октября; Российская газета. 2011. 10 декабря. местное самоуправление имеет пять видов муниципальных образовании, в данной работе более подробно будет рассмотрен такой вид муниципального образования как сельское поселение, т. е. один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

А так же территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения Лапин В., Любовный В. Реформы местного самоуправления и административно -- территориальное устройство России. // Муниципальное управление. 2011. №7. С. 33..

В соответствии с законами субъекта Российской Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003. № 131-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Российская газета. 2003. 08 октября; Российская газета. 2011. 10 декабря. статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом (рис.1).

Сельское поселение, является уровнем местного самоуправления, наиболее подходящим для осуществления местного самоуправления. Ведь в городе, не каждый имеет, как сегодня, возможность увидеть руководителей города, области.

Рис.1. Основные задачи муниципального управления в сельской местности Зотов, В.Б., Макашева, З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М., 2007. С. 132.

В сельском же поселении глава проживает в соседнем доме и вот эта вот доступность власти крайне важна для развития местного самоуправления в связи с тем, что проблема, с которой часто нам приходится сталкиваться, это индефферентность жителей, неверие в то, что органы местного самоуправления могут что-то решить. А вот именно ситуация, когда глава живёт рядом, с ним можно действительно посоветоваться, он доступен и имеет очень важное значение.

При этом организация местного самоуправления должна учитывать и социально-экономические особенности и потенциал поселений для того, чтобы правильно осуществлять местное самоуправление, правильно, в том смысле, что эффективность.

Территориальная организация, безусловно, должна учитывать и демографические особенности, и географию, и миграцию населения. Оптимизация муниципальной территориальной организации местного самоуправления, о которой действительно много говорят, не должна превращаться в общество по интересам Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации // Муниципальное право. 2011 № 5. С. 34..

И преобразования муниципальных образований должны опираться на реальные основания, которыми следует руководствоваться, в частности, достаточность этой территории для эффективного решения вопроса местного значения. Одной из особенностей сельских поселений является то, что многие жители, которые живут на селе, особенно это характерно при наличии рядом крупного города, проживают они в сельской местности, работают в городском поселении и налоги уплачиваются в городском поселении.

Основных источников пополнения местных бюджетов (налог на имущество физических лиц, налог на землю, отчисления от налога на доходы физических лиц, ЕСХН, доходы от реализации муниципального имущества, арендные платежи, штрафы и т.д.) явно не достаточно для того, чтобы справиться со всем объемом полномочий, возложенных на поселения.

Тех, кто проживают в сельском поселении, имеют малый объем имущества, который может попасть под налогообложение, соответственно, вроде проблемы-то у всех одинаковые. Хотя вопрос о том, что недостаточное наполнение местных бюджетов, он характерен для всех: для городских, для сельских поселений, совершенно очевидно.

Ситуация с весьма скромной налогооблагаемой базой осложняется еще и процедурой сбора налогов (от отсутствия налоговых работников на местах до сложности оплаты квитанций). Например, складывается непростая ситуация с налогом на имущество физических лиц, т.к. нет механизма, нет закона, устанавливающего ответственность за не оформление права собственности. Соответственно, неоформленное право собственности на имущество исключает это имущество из налогооблагаемой базы. У власти нет иных рычагов, кроме метода убеждения, но его эффективность не высока Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов административно-территориальных образований. // Чиновник. 2011. №8 С.25..

В связи с тем, что оформление права собственности на имущество населения носит заявительный характер, то оформлением права собственности в основном занимаются те, кому нужно продать имущество, то есть те, кто вынужден это делать (обычно население неохотно этим занимается), однако некоторые районные власти смогли заинтересовать население. Кому-то помогают финансово провести межевание, оформление права собственности, для кого-то проводят разъяснительные работы (подворовый обход) - эти мероприятия оплачиваются из местного бюджета.

Финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что практически во всех субъектах Российской Федерации доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры. Сложившееся к настоящему времени законодательство привело к тому, что благополучие муниципальных образований, особенно городских и сельских поселений, практически не зависит от развития экономики на их территориях. Большинство налогов на деятельность юридических лиц практически не попадает в местные бюджеты Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов административно-территориальных образований. // Чиновник. 2011. №8 С.26.. Следует отметить и слабую информированность населения о содержании законодательства в сфере местного самоуправления, да и само законодательство еще содержит множество коллизий. Преодолению данной ситуации способствует восстановление института стратегического планирования работы местных органов власти. Дело не в названии данного института, это может быть и план социально-экономического развития, и стратегический план развития, но в любом случае органы местной власти приобретают навыки не только планирования своей работы, но и овладевают технологиями управления процесса развития, совершенствования того органа или той территории, на которую распространяются полномочия данного органа власти. Для разработки программы развития территории муниципального образования, целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом:

Подготовка и анализ информации о роли муниципального образования в регионе;

Сравнительная оценка ресурсного и социально-экономического потенциала муниципальных образований;

Выявление проблем развития, требующих принятия решений на региональном уровне;

Разработка системы приоритетов по решению проблем муниципального образования;

Разработка экстраполяционного прогноза развития муниципального образования, с учетом тенденций в мировой, национальной и региональной социально-экономических системах;

Разработка концепции и стратегических направлений развития муниципального образования в рамках концепции развития региона;

Разработка целевого прогноза развития муниципального образования в соответствии с выбранными приоритетами и стратегическими направлениями;

Разработка комплекса программных мероприятий по достижению целей и задач программы;

Формирование инвестиционных проектов, бизнес-планов по приоритетным проектам;

Выработка механизмов реализации программы;

Ресурсное обеспечение программы;

Распределение функций и координация процесса реализации программы;

Прогнозная оценка результатов и эффективности программы.

В процессе реализации программы представляется важным Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ - путь в будущее России. // Муниципальная власть. 2010. № 6. С. 24.:

Создание организационных структур с определением форм участия администраций региона, муниципального образования и задействованных предприятий, организаций, учреждений;

Выбор и поддержка инвестиционных проектов, способствующих решению намеченных в программе проблем;

Определение алгоритма выполнения мероприятий;

Финансовое обеспечение, источники, условия предоставления и возврата финансовых ресурсов;

Информационное и кадровое обеспечение реализации программы.

Особенности местного самоуправления в муниципальных образованиях - сельских поселениях определяют необходимость их взаимодействия с аграрными производителями территории, осуществляющими свою деятельность в сельской местности.

Местное самоуправление и сельхозпроизводители муниципального образования изначально неразрывно связаны, поскольку специфика взаимодействия муниципальной власти и аграрных производителей основана на том, что село, являясь местом работы, является одновременно и местом проживания селян. Специфика муниципального образования - сельского поселения определяет особенности управления муниципальным образованием подобного типа, и кардинально отличается от управления и малым городом, и мегаполисом и имеет особенности экономического и управленческого характера. Это: "разбросанность" территории, отдаленность пограничных населенных пунктов от районного центра, в связи с чем - замедленность "обратной связи" между субъектом и объектом управления, потеря динамизма управленческого воздействия отсутствие либо незначительная доля промышленных предприятий, преобладают хозяйствующие субъекты - аграрные производители, в лучшем случае присутствуют 1-2 предприятия перерабатывающей отрасли вследствие сложившегося диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства - низкий уровень доходов сельских товаропроизводителей, значительное количество сельхозпредприятий, имеющих признаки банкротства, вследствие этого - низкий уровень собственных доходов муниципальных бюджетов низкая доля малого предпринимательства, непривлекательность сельских поселений для субъектов малого бизнеса, особенно работающих в сфере услуг, торговле низкий уровень доходов граждан на селе недостаток высококвалифицированных кадров ограниченный круг работодателей (бюджетные учреждения, 1-2 сельхозпроизводителя) высокая степень безработицы (банкротство сельхозпредприятия зачастую приводит к безработице сельского поселения в целом) низкий уровень социально-культурного обслуживания населения высокая социальная нагрузка на органы местного самоуправления, и, следовательно, на местные бюджеты, по обеспечению жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения сельских районов, необходимость содержания всего комплекса муниципальных учреждений в каждом населенном пункте независимо от количества проживающих (сельсовет - школа - детский сад - дом культуры - фельдшерско-акушерский пункт), высокая нагрузка по транспортному обеспечению доступа ко всем без исключения населенным пунктам района, необходимость содержания разветвленной транспортной сети для обеспечения связи с поселениями Пронина Л. Местное самоуправление в России: к новым приключениям // Местное самоуправление. 2011. № 15. С. 21..

Указанные выше характеристики сельских поселений создают дополнительные трудности в обеспечении жизнедеятельности сельских территорий, уровень жизни в которых гораздо ниже, чем даже в малых городах - райцентрах. Это определяет специфику управления и необходимость взаимодействия органов местного самоуправления и аграрных производителей территории для обеспечения существования сельских поселений.

Сельхозпроизводители различных организационно-правовых форм являются основными хозяйствующими субъектами в муниципальном образовании - сельском поселении. Наличие и степень развитости аграрного предпринимательства различных организационно-правовых форм способствуют занятости сельского населения в селах и деревнях, и, как следствие, снижению миграции сельского населения из деревни в город обеспечению налоговых поступлений в бюджет района продовольственной обеспеченности района и, в целом, обеспечивают само существование малых населенных пунктов. В то время как на местное самоуправление возложены основные функции по обеспечению жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания сельского населения.

Как правило, в сельском населенном пункте работодателем является одно крупное сельскохозяйственное предприятие и несколько крестьянских хозяйств, от эффективности финансово-хозяйственной деятельности которых напрямую зависит жизнь селян конкретной территории.

Как показывает опыт, чем успешнее функционируют субъекты аграрного предпринимательства, тем выше жизненный уровень граждан, что подтверждает опыт хозяйствования и относительно более высокий уровень жизни селян.

Органам местного самоуправления сельских поселений может быть отведена роль инструмента реализации приоритетного национального проекта и региональных программ развития аграрного комплекса Леонтьев Г. Местное самоуправление -- ресурс государства для управления развитием // Местное самоуправление. 2010. № 22. С.6..

Муниципальные сельские программы разрабатываются с учетом положений федеральных и региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию агропромышленного комплекса. При разработке и реализации программ органы местного самоуправления взаимодействуют с предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные и обслуживающие процессы в единой системе по производству сельскохозяйственных товаров.

Для формирования конкурентоспособных вертикально интегрированных структур АПК требуется пересмотр методов правового, организационного, экономического и социально-психологического воздействия. Это требует высокого профессионализма кадров, в том числе на муниципальном уровне. Особого внимания требует задача подготовки управленческих команд муниципальных районов и сельских поселений в форме стратегических тренингов, позволяющих развивать устойчивые навыки работы в проектных режимах изменений и реализации конкурентных преимуществ.

Цели, задачи, функции, организационная структура, методы управления, финансово-кредитная и кадровая политика сельских муниципальных образований должны постоянно адаптироваться к различным этапам реализации программ развития АПК.

Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое значение для сельской экономики имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно личных подсобных и фермерских хозяйств. Эта задача должна быть одной из приоритетных для органов местного самоуправления как сельских поселений, так и муниципальных районов Леонтьев Г. Местное самоуправление -- ресурс государства для управления развитием // Местное самоуправление. 2010. № 22. С.7..