Благодатный огонь на католическую и православную. Отношение католиков к благодатному огню

Каждый год перед светлым праздником Пасхи, который православные христиане отмечают 19 апреля 2020 года, на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, происходит чудо – зажигается Благодатный огонь.

Он символизирует свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Христа. А вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса.

Многие христиане интересуются: на какую Пасху сходит Благодатный огонь, ведь этот светлый праздник отмечают верующие многих конфессий. В частности, некоторые спрашивают: сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Одни из самых ранних свидетельства о схождении Благодатного огня в канун Пасхи встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии аквитанской и датируются IV веком. В V-VII веках в Иерусалимской Церкви богослужение Великой субботы начиналось с обряда возжжения вечернего света…

И поныне накануне Воскресения Христова в Иерусалим приезжают паломники со всего мира, чтобы воочию увидеть чудо Господне и получить благословение Божье, посетив богослужение в храме, кровля которого накрывает и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина встретила Его воскресшего.

В память об этом и был воздвигнут в IV веке этот храм императором Константином и его матерью царицей Еленой храм Воскресения Христова. Церковную службу в Страстную субботу накануне православной Пасхи проводят священнослужители нескольких церквей: иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство.

На какую Пасху сходит Благодатный огонь?

Как объясняется, что Благодатный огонь сходит именно на православную Пасху? Как полагают священнослужители, причин тому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что православие расшифровывается как «право» и «слава», то есть правильное, угодное Богу прославление Его, правильная вера, за что Он и награждает христиан.

Другой причиной считается убеждение в правильности юлианского календаря. В православной церкви этот праздник всегда отмечается после иудейской Пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее.

По григорианскому же календарю, принятому в католицизме, христианская Пасха иногда отмечается в один день с еврейской или даже раньше.

И, наконец, приводится довод о том, что только Патриарх и священники знают последовательность проведения Литании. Лишь эти представители духовенства настолько верят в Господа, что являются достойными того, чтобы было явлено подобное чудо.

Было когда-нибудь так, чтобы и на католическую Пасху сходил Благодатный огонь? Нет, чуда в этот день не происходит. Хотя в прежние времена, до того, как в 1187 году из Иерусалима были изгнаны крестоносцы, католические священники принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православным духовенством проводили в храме свою службу.

Подобный обряд до сих пор проводится в римско-католической церкви. В католических храмах перед началом богослужений на пасхальной неделе возжигают особую свечу – Пасхал, от которой зажигают свечи прихожане храмов.

А в Германии по древней традиции разводят пасхальные костры для символического сожжения Иуды. Такой костер также является символом огня, у которого грелся апостол Петр, поэтому возле него могут греться все желающие.

Впрочем, вернемся к рассказу о Благодатном огне. Многие верующие считают, что он, появляясь сверхъестественным образом, снисходит свыше. И почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху, доподлинно не известно. Однако имеется множество свидетельств его чудесного происхождения.

Церемония в храме проходит следующим образом: незадолго до прихода Патриарха в пещеру вносят большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя.

Священнослужители входят внутрь, и все свечи, лампады, паникадила гасят. После этого присутствующие в храме люди ждут выхода Патриарха. Через некоторое время внутри Кувуклии появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.

Согласно преданию иерусалимской церкви, день, когда сошествия Благодатного огня не произойдет, станет последним для людей, находящихся в храме, а сам он будет разрушен. В разные годы ожидание схождения огня длится от пяти минут до нескольких часов…

Имеется множество свидетельств того, что Благодатный огонь не обжигает. Люди проводят этим пламенем по лицу, словно умываясь огнем, даже по бородам и волосам – и не обжигаются. Но проходит еще некоторое время – и огонь приобретает свои естественные свойства.

Многие паломники, находившиеся внутри храма Гроба Господня во время сошествия огня, становились свидетелями других чудесных явлений: самовозгорания свечей, вспышек света – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и др., причем это были не только православные верующие, но и последователи христианского учения из других конфессий.

Так что вы можете сами увидеть как в день светлого праздника Пасхи сходит Благодатный огонь. Это богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России.

Святой огонь на самолетах доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие страны, где его встречают церковные деятели и государственные лидеры.

Затем его торжественно разносят по православным храмам в крупных городах. Этого события с трепетом в сердце ожидают миллионы верующих. Лампады, которые зажигают от этого огня, люди несут домой…

За несколько недель до Пасхи обычно начинаются споры, как именно в храме Гроба Господня появится Благодатный огонь: сойдет чудесным образом с небес или зажжется от спички в руках Иерусалимского патриарха. На этот раз большой скандал вызвали откровения армянского священника, сообщившего в интервью израильским журналистам, что все дело в "специальной лампаде". О том, почему Благодатный огонь разжигает нешуточные страсти среди верующих, — в материале РИА Новости.

Чудеса не "на потеху"

"Остановите съемку, он лжет!" — в беседу армянского священника Самуила Агоняна с журналистами вмешивается греческий служитель храма, закрывая руками камеру. Но армянин продолжает рассказывать, как он трижды замечал, что патриарх зажигает связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в этом нет. "Бог творит чудеса, но не на потеху людям", — заключает собеседник израильского ТВ.

Церемония схождения Благодатного огня проходит в храме Гроба Господня ежегодно накануне православной Пасхи — в Великую субботу. Согласно наиболее распространенной версии, огонь загорается чудесным образом в результате молитв Иерусалимского патриарха и тысяч верующих внутри храма, в самом священном для христиан месте — Кувуклии, часовне, выстроенной над самим Гробом Господним (каменным ложем, где покоилось тело Христа после крестной смерти и погребения).

Однако есть и иные версии происхождения огня. Например, патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Или же в Кувуклии спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке, и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение. Иными словами, Благодатный огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

"Что, если не чудо?"

Историк-востоковед Михаил Якушев с 2003 года ежегодно присутствует на церемонии. И не сомневается в том, что Благодатный огонь — чудо.

"Если бы это было не чудом, я бы даже сказал, не Божиим промыслом, то тогда я бы двадцать раз не участвовал в этом. Любой, кто попал на это событие, испытывает трепет, радость, восторг и постоянно стремится туда вновь, хотя это крайне сложно", — признается он.

А описать переживания во время церемонии иначе как словом "восторг" он не может. "Особенно когда сначала весь храм замирает в ожидании огня, и вот наконец он появляется", — добавляет Якушев.

Известный в Москве реаниматолог-иеромонах Феодорит (Сеньчуков) тоже не раз присутствовал в главном храме христианства в Великую субботу и категорически не согласен с версией отца Самуила Агоняна.

"Конечно, можно предположить, что этот огонь происходит из зажигалки Иерусалимского патриарха Феофила. Но на храмовых стенах перед схождением Огня возникают сполохи, причем в самых неожиданных местах, и описывались они задолго до изобретения фотовспышек. Своими глазами я видел, как сами собой внезапно возгораются свечи. И считаю невозможной популярную идею о том, что человек покупает их в лавке, идет в храм и непосредственно перед схождением Огня специально мажет их белым фосфором (легковоспламеняющимся веществом. — Прим. ред.). Благодатный огонь — это действительно чудо", — рассказывает отец Феодорит.

Примечательно, что в Кувуклию патриарх Иерусалимский заходит в одном полотняном подряснике. Чтобы было видно: он не проносит с собой спички или еще что-либо, способное зажечь огонь. Затем дверь в часовню опечатывается в присутствии израильской полиции.

Другая история

В Армянской апостольской церкви вообще иначе смотрят на историю происхождения Святого огня.
Латинские и арабские источники упоминают о чуде самовозжигания лампад у Гроба Господня начиная с VII века. Армянская же церковь связывает традицию Благодатного огня со своим основателем — святым Григорием Просветителем, жившим гораздо раньше.

По учению Армянской церкви, Григорий, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, отправился в окрестные пещеры и долго молился. В ответ на его молитву в субботу, за день до Пасхи, уже у Гроба чудесным образом зажглись все свечи и лампады. Именно после этого он был назван Просветителем.

Скандал перед Пасхой

Заявление представителя Армянской церкви о зажигании огня в Кувуклии банально от горящей лампады вызвало негативную реакцию в России, где торжественное принесение Благодатного огня на ночное пасхальное богослужение уже много лет считается одним из кульминационных моментов празднования Воскресения Христова. Так, пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков прямо оставил сказанное "на совести священнослужителей Армянской церкви". А замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал поступок Агоняна неприемлемым.

"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Для всего православного мира это духовное событие, в котором участвуют миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", — подчеркнул Кипшидзе.

Однако нынешнему скандалу не стоит удивляться, считает востоковед Михаил Якушев. Все дело в обиде — Святая земля, увы, не способна вместить всех христиан, вот они и спорят друг с другом. Особенно если дело доходит до присутствия и служения в самом святом для христианского мира месте — у Гроба Господня.

"Когда я работал там дипломатом, патриарх Диодор допускал присутствие армянского священника в приделе Ангела (часть Кувуклии в храме Гроба Господня. — Прим. ред.). И это в Армянской церкви восприняли как устоявшуюся традицию. Но после смерти Диодора в 2000 году, при патриархе Иринее, представителей Армянской церкви вновь перестали туда пускать, что вызывало столкновения вплоть до драки", — вспоминает Якушев.

Как известно, Восток — дело тонкое. Буквально пару недель назад христианские конфессии Иерусалима единодушно устроили "забастовку" против израильских властей, закрыв храм Гроба Господня на три дня. И вот уже христиане темпераментно ссорятся друг с другом из-за Благодатного огня. Впрочем, история неоднократно доказывала: на праздник Пасхи верующие будут обниматься.

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Максим Трошичев

немного ссыкотно попасть под «оскорбление чувств…», но, может, прочитаете цытатку:
«О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли…

«Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху?» - интересуются некоторые люди. Пасхальный огонь, который называют также Благодатным, символизирует свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Христа.

Как и откуда сходит благодатный огонь на Пасху? Каждый год накануне Великой Субботы на православную Пасху этот огонь зажигается на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

Эту церковную службу проводят иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство. Верующие молятся, и через некоторое время внутри Кувуклии появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.

Это богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России. Затем на самолетах огонь доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие государства.

Благодатный огонь встречают церковные деятели и государственные лидеры. После прибытия из Иерусалима его торжественно…

Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков

28.04.2016
Иеромонах Иов (Гумеров)

Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру?

За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: «И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна – покушается и на безумное дело» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2).

За две тысячи лет упорство в борьбе с христианством у неверующих не ослабло. Может родиться вопрос: зачем некоторые люди, вместо…

ИГОРЬ ИВАНОВИЧ Мудрец (11221) 6 лет назад

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь . Колонна из которой изошел Благодатный Огонь, стоит до сих пор, как напоминание о воле БожиейПо призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил…

Продолжаю публиковать темы февральского стола заказов. Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями - не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм - Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня - Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит…

Схождение Благодатного Огня года остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии, — внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня — только по молитве православного патриарха. Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут…

Воскресение Христова — Пасха, перед которым происходит описываемое событие — величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где…

Однако чаще дезинформация менее критична и умело завуалирована. Так, католическая публицистка Ольга Басий в статье «Еще раз о Благодатном Огне» пыталась представить чудо, как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке»: «Самое раннее свидетельство о нем сохраняется в «Itinerarium Egeriarae»… Между прочим, Эгерия рассказывает, что во время вечерней службы в соборе Гроба Господня в Иерусалиме епископ «торжественно зажигал свечу от лампады в часовне…» Можно предположить, что если этот обряд совершался ежедневно, то особенно торжественный характер он приобретал в Великую Субботу. В литургических мозарабких книгах VII в. мы находим комментарий, что по литургическим правилам огонь, от которого зажигают свечу, должен высекаться из камня. В IX в. обряд зажигания огня на Пасху… был уже очень популярен и притягивал множество паломников… Многие из них (русских паломников – И.Г.), восхищенные красотой (выделено – И.Г.) обряда зажжения пасхального огня в Великую…

Иллюстрации взяты из книги Biddle M. The Tomb of Christ. Thrupp — Stroud: Sutton Publishing, 1999

1. Кувуклия (часовня Гроба Господня в Иерусалиме в храме Воскресения Господня). Слева дверка в виде-иконы.
2. Дверька в виде иконы в Кувуклии, за которой и хранится лампада от которой зажигают Благодатный огонь.

Христианство живёт и действует величайшим чюдом: чудом Воскресения Христа — не только Бога, но и Человека.
Церковь живёт величайшим чудом — каждыц день туда, где собраны во имя Его двое или трое — приходит Он Сам. Воскресший.

И, я думаю, надо забывать это чудо, или не очень сильно верить в него, что бы людей пичкать сказками о мнимых чудесах.
Мнимых — значит несуществующих.
Иначе говоря — пичкать враньём.

Нельзя давать людям камень вместо Хлеба.
И именно таким камнем, я считаю, является басня о том, что огонь в Иерусалиме сходит сам собой.

На самом деле, это — благочастивый обряд.
Патриарх Иерусалимский во время…

Инструкция

Фото и видеоматериалы подтверждают чудесное явление благодатного огня, увидеть которое хотя бы раз в жизни — это долг и честь для каждого верующего человека. Схождение благодатного огня сопровождается особым обрядом, проводимым иерусалимскими священниками, во время которого гасят все свечи и производят массовый молебен, продолжающийся то нескольких минут, то затягивающийся на несколько часов.

Небольшие, неведомо откуда появляющиеся вспышки, концентрирующиеся вокруг икон, окон и купола медленно озаряют ярким светом все церковное пространство, не обжигая и не принося другого видимого вреда. В этот момент происходит благословение всех присутствующих прихожан патриархом, прихожане ликуют, поднося свечи, зажженные чудесным образом, к волосам и телу без всяких сомнений и вреда. В этот момент чувствуется единение, духовное ликование и возрождение всего рода человеческого.

С давних времен скептики пытаются объяснить физический смысл этого процесса, сравнивая…

Благодатный огонь на Пасху в Иерусалиме

Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый…

Древнее время

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру….

1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее — Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы). 2. Передача Материалов Изданию и размещение их на сайте aif.ru (далее — Сайт) становится возможным для Пользователя после выражения согласия с условиями настоящих Правил и заполнения пунктов в специальной форме. 3. Предоставляя экземпляры Материалов Изданию, каждый Пользователь тем самым: 1. гарантирует, что является автором Материалов и обладателем исключительного права на них, подтверждает, что права на использование Материалов, включая права на воспроизведение, распространение, публичный показ, трансляцию на страницах Издания в социальных сетях, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения, не переданы третьим лицам. 2. дает полное и безотзывное согласие на размещение Материалов на Сайте; 3. соглашается с тем, что он несет полную ответственность в отношении…

Позднее от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени специальная делегация стала привозить Благодатный огонь и в Россию, в храм Христа Спасителя и другие епархии.

Кстати сказать, что впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю в мае 1992 года. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Мнения, сомнения…

Настало время поговорить о самом чуде. Греческая…

Часть 1 – Источник Благодатного огня
Православные критики чудесного появления огня

Иерусалим, суббота в канун православной пасхи. В Храме Гроба Господня проводится церемония — Литания Святого Огня. Храм наполнен паломниками, посреди Храма построена часовня (Кувуклий), в которую заходят два священника (греческий патриарх и армянский архимандрит). Через некоторое время они выходят из Кувуклия с огнём, который передаётся верующим (см. раздел фото и видео). В православной среде распространена вера в чудесное появление огня и приписываются ему различные удивительные свойства. Однако, еще в начале прошлого века, даже среди православных появляются сомнения в чудесной природе возникновения огня и наличия у него каких-то особых свойств. Эти сомнения были настолько распространены в обществе, что позволило ведущему востоковеду прошлого века, ИЮ Крачковскому в 1915 году заключить: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое…