Пословицы и поговорки для детей о природе. Пословицы о бережном отношении к природе и любви к ней Пословицы и поговорки о зиме

С давних времен народ вел свой календарь по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

Такой дневник природы получил название народный календарь, который из поколение в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают о погоде и предстоящих сменах времен года.

Давайте познакомимся с самыми интересными пословицами и поговорками о природе, которые станут также любознательным пособием для детей про времена года.

Пословицы и поговорки о природе и временах года

Пословицы и поговорки о весне

Весной тает снег и весело бегут ручьи, солнышко пригревает с каждым днем сильнее, прилетают птицы, появляется первая травка, листочки на деревьях и распускаются цветы.
На страницу...

Пословицы и поговорки о лете

Лето самая трудовая пора, народ в поле работал с раннего утра и до самого захода солнца. "Что посеешь, то и пожнешь" - говорил народ и трудился днями напролет, а по погоде на урожай смотрели.
На страницу...

Пословицы и поговорки про осень

Осенью, как говорили в народе "семь погод на дворе", и дождь, и солнце, и мокрый снег. Самое красивое и дождливое время года, деревья накидывают позолоту, ветер срывает желтенькие листья, а прежде на дворе стоит бабье лето.
На страницу...

Пословицы и поговорки о зиме

Зима долгое холодное время года, что ни день, то метель и вьюга, а то вдруг выглянет солнце, наполнив небо яркими прозрачными лучами, от чего мороз еще крепчает. А под вечер вновь может пойти снег, превратив ночь в зимнюю сказку.
На страницу...

Пословицы и поговорки об окружающем мире

Пословицы и поговорки о Родине

Родина - это наш дом, наша родная земля, куда всегда тянет возвращаться, где бы ты ни был. Правильно говорят "Нет в мире краше Родины нашей " и "Каждому свой край сладок ".
На страницу...

Пословицы и поговорки о семье

Где бы ты не был, куда бы не ходил, а есть дом, где тебе всегда рады, ждут и любят. Это твоя дружная семья. Известная поговорка так и гласит "В гостях хорошо, а дома лучше ".
На страницу...

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба если один раз завязалась, то раз и навсегда, а если нет, то может это и не дружба. В народе говорят "Без друга в жизни туго ".
На страницу...

Пословицы и поговорки о добре

По народным пословицам дети лучше узнают о природе, растениях и животных, природных явлениях, знакомятся с временами года и познают окружающий мир. Пословицы часто рифмуются поговорками в стихах, поэтому они созвучны и их легко запоминать, а картинки для детей с пословицами помогают получить еще большее наглядное представление о явлениях природы. Старые добрые народные пословицы учат добру, любви к семье, к природе, Родине и родному дому.

Месяцеслов

Март.

Грачи на гнездо летят к дружной весне.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Кулик прилетел - семена готовь.

Весна - всем праздник.

Ни в марте воды, ни в апреле травы (Условно).

Мартовская вода целебная (из мартовского снега). Она же от веснушек и загара .

Апрель.

Апрель - ключ к весне.

Апрель всех напоит.

Апрель с водою - май с травою.

В апреле ворон детей купает.

Апреля спит да дует, тепло сулит, а мужик глядит, что-то ещё будет!

Май.

В мае всё вокруг принарядится - где листком, где цветком, а где травицей.

Май холодный - год хлебородный.

Майский мороз не выдавит слёз.

Если опушилась вперёд берёза - к жаркому лето, клён - к холодному.

Невелика в мае трава, а скотину кормит.

Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Майская трава и голодного кормит.

Малая птичка соловей, а знает май.

Июнь.

Июнь - румянец года.

В июне день не меркнет.

Тёплому июню и рыба рада.

Конец пролетья, начало лета.

Июль.

Июль устали не знает.

Июль - месяц ягод.

В июле и вода цветёт.

Август.

Месяц август яблоком пахнет.

В августе до обеда лето, а после обеда - осень.

В августе работнику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

Пошли журавли на юг - жди зимы.

Август каторга, да после будет мятовка.

В августе серпы греют, вода холодит.

Сентябрь.

Сентябрь - вечер года.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь без плодов не бывает.

Появились опята - лету конец.

Холоден сентябрь да сыт.

С сентября огонь в поле и в избе.

Октябрь.

В октябре ни на колёсах, ни на санях.

Октябрь - сбор последних плодов.

Октябрь капустой пахнет.

Октябрь холоден, да сыт.

Первый снег - за сорок дней до зимы выпадает.

В октябре до обеда осень, а посла обеда - зима.

Мни и топчи льны с половины октября.

Ноябрь.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Ноябрь - месяц прилёта зимних пернатых гостей.

Ноябрь не зима - предзимник.

Ноябрь - вездеход.

Ноябрьские ночи - самые тёмные в году.

Июль - зенит тепла, макушка лета.

Июль устали не знает.

Июль - месяц ягод.

В июле и вода цветёт.

Красный вечер - светлый день.

Не скрипят кузнечики - торопись сено убрать.

В июле на дворе пусто, да на поле густо.

Июль - хоть разденься, а декабрь - потеплей оденься.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Декабрь.

Декабрь - шапка зимы.

Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвёт.

В декабре светает поздно, да смеркается рано.

В мороз и сорок пудов не воз.

Студень. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь.

Январь году началу, зиме середина.

В январе солнце на лето, зима на мороз.

Растёт день - растёт и холод.

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

Февраль.

Февраль силён метелью.

Вьюги да метели на февраль налетели.

Февраль - месяц ветров и кривых дорог.

У февраля два друга: метель да вьюга.

Февраль - широкие дороги.

Бокогрей. Февраль воду подпустит, март подберёт.

Сезонные изменения в природе. Суеверия - приметы.

Когда дождь, тогда и прохлада.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Готовь сено, пока солнце сияет.

Много снега - много хлеба.

Кос, коса, пока роса, роса долой и мы домой.

Соль мокнет - к дождю.

Табак сыреет - к сырой погоде.

Обильная роса - к хорошей погоде.

Осенний иней - к сухой и солнечной погоде.

Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде.

Мало звёзд на небе - к ненастью.

Кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Солнце красно заходит - к ветру.

На молодом месяце рыба клюёт.

Много раков - к хорошему улову рыбы.

Лист на дубу развивается - улов щук (ценз.).

Когда цветёт черёмуха, тогда улов на лещей.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

Клади навоз густо - в амбаре не будет пусто.

Кто рано сеет, семян не теряет.

Посеешь в погоду - больше приплоду.

Лягушки кричат: пора сеять.

Когда появятся комары, пора сеять рожь.

Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

Посев ржи при северном ветре родит крепче и крупнее.

Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.

Много воды - много травы.

Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями.

Рябина цветёт рясно - много овса будет.

Осина в серёжках - урожай на овёс.

Ячмень сеют, пока цветёт калина.

Можжевельник зацветёт - пора сеять ячмень.

Кукушка закуковала - пора сеять лён.

В первые дни новолуния сей горох.

Сажая капусту, приговаривают: "Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая а будь густая; не будь густа, а будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!"

Поздний листопад - на тяжёлый год.

Ранние ласточки - к счастливому году.

Много желудей на дубу - к тёплой зиме и плодородному лету.

Рясна малина - урожай на хлеб (тамб.).

Плесень на ветоши - к урожаю рыжиков.

Лёд весенний тонет - на тяжёлый (бесхлебный) урожай.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля - к хлебородию.

Когда в поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко.

Холодная зима - благодать (предвещает урожай).

Коли земля не промёрзла, так и соку не даст (после тёплой зимы неурожай).

Стихии - явления.

Гроза - божья милость.

На небе стукнет - на земле слышно.

Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.

Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер господин, дождь - кормилец, солнце - князь, луна - княгиня.

Вода и землю точит и камень долбит.

С огнём, с водой, с ветром не дружись, а с землёю дружись.

С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

Звезда падает к ветру.

Первые петухи (полночь), вторые (до зари), третьи (заря).

Ни свет, ни заря (рано).

От грома и в воде не уйдёшь.

Экологические пословицы.

/ Законы Барри Комонера /

Всё связано со всеми.

За всё надо платить.

Всё надо куда - то девать.

Природа знает лучше.

«Мёртвые сраму не имут»

Эти слова были сказаны князем Святославом накануне битвы под Доростолом, во время русско - византийской войны в 970 г.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

Юрьев день в России 15 - 16 вв. был временем (после окончания осенних сельхозработ) разрешённого перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Был отменён Указом "о заповедных летах" Иваном Грозным в 1581 г., что было ещё одним шагом к окончательному закрепощению крестьян.

«На бога надейся, а сам не плошай»

Пословица родилась в 17 в. в среде городских торговцев и ремесленников. Жизнь требовала от них житейских и профессиональных навыков, смётки и самостоятельных решений.

«Пропал, как швед под Полтавой»

Полтавское сражения (27 июня (8июля) 1709 г.) - генеральное сражение между и шведской армиями в ходе Северной войны (1700 -1721 гг.), в котором русские одержали убедительную победу.

«Тяжело в ученье, легко в бою!», «Пот кровь бережёт».

Наказы великого русского полководца А. В. Суворова (1730-1800 гг.). Суворов отводил исключительно большую роль профессиональной подготовке солдат и офицеров, обучал их действовать в различных боевых условиях творчески, с наименьшими потерями и часто повторял вышеуказанные выражения.

«Пришёл Кутузов бить французов»

Пословица родилась после назначения М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией (август 1812 г.) в ходе Отечественной войны и отражала возросший морально-боевой дух солдат русской армии и всенародное признание талантливого полководца, блестяще подтвердившего суть пословицы.

«Вниз вода несёт, а вверх кабала везёт»

В России (в 16-19 вв.) для передвижения речных судов против течения использовался труд бурлаков - главным образом наёмных крестьян из нечерноземных губерний. Бурлаки тащили суда вручную, с помощью бечевы и вёсел.

«Войско сухопутное - одна рука, а сухопутное и морское - две »

«Спасенья не чай, когда рубит Чапай»

В. И. Чапаев - герой гражданской войны (1918-1921 гг.). Командовал 25-й стрелковой дивизией Красной Армии, сыгравшей значительную роль в разгроме Белой армии А. Колчака летом 1919 г. Погиб в 1919 г.

«Фашисты хотели в Москву в гости, а оставили под ней кости»

В ходе Великой Отечественной войны фашистские войска (с 30.09 по 5.12.1941 г.) предпринимали неоднократные попытки наступления с целью захвата г. Москвы. Но героическими усилиями Красной Армии, народного ополчения враг был остановлен у стен столицы. На её защиту поднялась вся страна. 5-6 декабря 1941 г. началось наше контрнаступление и уже к началу января 1942 г. фашисты были отброшены от Москвы на 250 км. В Московской битве была впервые одержана крупная победа над фашистской армией, что развеяло миф о её непобедимости. Большую роль в победе сыграли сибирские дивизии.

«Наша «Катя» хороша - у врагов болит душа»

«Катя», «Катюша» - народное название боевых машин реактивной артиллерии Красной Армии. Впервые «Катюши» были применены в Смоленском сражении (июль 1941 г.) Великой Отечественной войны. Мощные огненные удары «Катюш» сеяли страшную панику в рядах врага.

«Самый лучший в мире парень - это Юрий наш, Гагарин»

12 апреля 1961 г. первый в мире пилотируемый полёт на космическом корабле «Восток» совершил гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин, открыв человеческую дорогу в космос.

В чём смысл поговорки «по Сеньке и шапка»?

Во времена правления Ивана Грозного, бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка.

Что означает выражение «Кричать во всю Ивановскую»?

В память об отце Иване Великом, царь Василий возвёл в Кремле колокольню Ивана Великого. Согласно указу царя, она должна вечно оставаться самым высоким строением Москвы (81 метр). На площади перед колокольней в те времена оглашали царские указы, которые кричать надо громко, чтобы все слышали.

Что означает выражение: «ов и ев грызут сухари, а наши вичи едят калачи»?

Во времена правления Ивана Грозного, знатные бояре стали называться «полуотчеством» с окончанием на -ов и -ев, например: Андрей Романов Кобыла. Обладание отчеством с окончанием -вич, например: Рюриковичи, Ольговичи, Святославичи, было признаком родовитости и богатства, а калачи могли позволить себе только богатые люди.

К кому были обращены «филькины грамоты» и какая родословная у слова «простофиля»?

Митрополит Филипп не раз обращался к Ивану Грозному с просьбой отменить опричнину. Но Иван Грозный никому, кроме своих «особых людей» - опричников - не верил. Презрительно именовал митрополита «Филькой» или «просто Филькой», а его письма «Филькины грамоты».

Какое священное блюдо варили наши предки, заключая мирный договор со своими соседями?

Кашу, с тех пор и пошло «С нами кашу не сваришь».

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Пословицы на уроках окружающего мира

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем зна­ний - важное условие успешности учебного процесса. Известно, однако, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в фор­мах простого повторения. Особенно это малоэффективно на уроке итогового повто­рения, когда надо восстановить в памяти учащихся основные понятия и сведения по всей пройденной теме.

Оживить опрос и активизировать в процес­се его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала.

Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Бла­годаря умело включенным в канву урока пословицам природные явления представля­ются наглядно-образно, кроме того, углуб­ляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к предмету. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания учебного предмета. Пословицы учат подмечать законо­мерности в природных явлениях, содейст­вуют развитию наблюдательности.

Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными вопросами курса окружающего мира, если они доступны учащимся начальных классов, име­ют яркую форму, расширяют кругозор учащихся.

Методика использования пословиц на уро­ках может быть разнообразной. Некоторые пословицы применяют для иллюстрации природных явлений, другие - с целью объяс­нить их смысл, в третьих - надо соотнести житейский смысл и подмеченную природную закономерность.

Пословицы - народные приметы погоды целесообразно привлекать при изучении времён года. При этом интересно срав­нить содержание пословицы с наблюдениями учащихся. Существуют пословицы-загадки, разгадывание их всегда интересно школь­никам.

К пословицам можно обращаться на раз­ных этапах урока: при мотивации учебной деятельности, при актуализации знаний, при первичном закреплении, во время творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Проиллюстрируем сказанное примерами.

На уроке «Апрель водолей» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) можно использовать следующие пословицы: «Апрель с водой, май с травой»; «На льду не строятся»! «От грома и в воде не уйдешь».

Рекомендуем не только ознакомить школь­ников с этими пословицами, но и раскрыть их смысл. Первую пословицу дети вполне могут объяснить сами. Рассуждая о второй, поясняем учащимся, что ни на льду, ни изо льда дома не строят: весной темпера­тура воздуха повышается, лед тает и построй­ки рухнут, подобно тому, как растаял ледя­ной дом в сказке о лисе и зайце.

Весной бывают первые громы, а там уже близко лето. Поэтому пословицу «От грома и в воде не уйдешь» можно связать с пра­вилами поведения во время грозы. Поясняем, что в этой пословице речь идёт не о громе, который не опасен для человека, а о молнии.

Как известно, молния ударяет преимущест­венно в места, обладающие хорошей электро­проводностью. Например, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Поэтому во время грозы опасно находиться в реке или на берегу. Кроме того, молнии часто поражают одиноко возвышающиеся предметы.

Итак, чтобы избежать поражения молнией, надо соблюдать следующие правила:

- не подходить к высоким предметам (деревьям, столбам) и молниеотводам, тем более не прикасаться к ним;

- не оставаться на возвышенных местах (холмах, горах) и на открытых вершинах;

- не находиться на берегах рек, ручьев, водоемов, не купаться в них во время грозы.

При изучении темы «Февраль-месяц метелей и вьюг» (1 класс, по программе Н.Ф. Виноградовой) представляется доступным такое поясне­ние к пословице «Много снега - много хле­ба». Снег, подобно шубе, предохраняет ози­мые от вымерзания. Много снега - шуба толстая, мороз не доберется до нежной зелени.

В канву урока «Сентябрь-первый месяц осени » (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой) целесооб­разно включить следующие пословицы:

«Холоден сентябрь, да сыт»;

«В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина»;

«Соль мокнет - к дождю»;

«Табак сыреет - к сырой погоде».

Последние две пословицы можно объяс­нить так: перед наступлением дождя в возду­хе становится больше влаги. Некоторые ве­щества (например, соль и табак) обладают способностью ее впитывать. Здесь же можно объяснить детям и о вреде курения.

Полезно использовать посло­вицы - народные приметы погоды. При­ведем некоторые из них:

«Обильная роса - к хорошей погоде»;

«Осенний иней - к сухой и солнечной погоде»;

«Туман утром стелется по воде - к хо­рошей погоде»;

«Мало звезд на небе - к ненастью»;

«Кольцо вокруг солнца - к ненастью»;

«Солнце красно заходит - к ветру».

Например, так можно объяснить приметы, сулящие хорошую погоду. Облака, подобно одежде, в ночное время предохраняют землю от переохлаждения. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы и инея, появление тумана.

«Погодную» примету, связанную с види­мостью звезд на небе и предвещающую ненастье, учащимся понять нетрудно. С ухуд­шением погоды увеличивается облачность, и слабые звезды становятся невидимыми, поэтому звезд мало.

Активизирует познавательную деятель­ность учащихся работа с пословицами-загадками. Их можно использовать при работе по теме «Явления природы» (1 класс, по программе Н.Ф Виноградовой). Приведем несколько таких по­словиц:

«Что стучит без рук?» (Гром.)

«На землю падает, от земли не отлетает.» (Дождь.)

«Мостится мосток без досок, без топора, без клина.» (Лед.)

«Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.» (Роса.)

Практика использования пословиц на уро­ках окружающего мира подтвердила эффек­тивность и целесообразность такого приёма активизации познавательной деятельности учащихся.

Особенно интересную работу с пословицамиможно организовать при работе скарточками. К каждой пословице подбираем выразительную картинку. При разговоре о вре­менах года предлагаем выбрать подходящую пословицу и объяснить ее смысл.

Предложенная методика позволяет школьникам лучше усвоить про­граммный материал, приобщает к культуре, а также развивает такие качества, как наблю­дательность, стремление объяснить природ­ные явления, необходимые в дальнейшем для полноценного усвоения систематиче­ских курсов физики, химии, биологии.

Защита окружающей среды — дело каждого человека, изучать ее основы начинают с самого детства. И помогают в этом в том числе русские народные пословицы и поговорки об охране природы , защите окружающей среды,

Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.

Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Сам мужик нарубит вздор, а виноват во всем топор.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Каков сад, таковы и яблоки.
У хорошего садовода хороший сад.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Жесток нрав не будет прав.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе дело – и словно солнышко пригрело.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Без хозяина земля - круглая сирота.
Земля ласку любит.
Землю потом поливай, землю грудью защищай.
Матушка-земля - кормилица твоя.
Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - вся земля.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Земля заботу любит.
Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Землю уважай, она дает урожай.

Рощи да леса - всему краю краса.

Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Зелёная ограда - живая отрада.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Сломать дерево - секунда, а вырастить - года.
Срубили деревья - прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Сажай лес в поле - будет хлеба боле.
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.
В сосновом лесу - молиться, в берёзовом - веселиться.

Безо времени лес губить – не из чего будет избу срубить.

Возле леса жить — голодному не быть.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Не все стриги, что растет.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
Одна искра целый лес сжигает.
Растение — земли украшение.
Сгубить легко, да душе каково?
Скажешь - не воротишь; напишешь - не сотрёшь; отрубишь - не приставишь.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Так тебе и заплакал лес по топорищу.
Аист на крыше — мир в доме.
Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.
Был бы лес, а соловьи прилетят.
Гнездо разорять — себя убивать.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Срубили кусты — прощай, птицы.
Умей охотится, умей и о дичи заботиться.

Всякая птица свое гнездо любит.

Где кто родится, там и пригодится.
Каждому свой край сладок.
На родной сторонке и камешек знаком.
Родина краше солнца, дороже золота.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Родина любимая – мать, родимая.
И собака свою сторону знает.
Кто мать - сыру землю любит, тот голоден не будет.

Люди порой рассуждают так: подумаешь, дерево! Ну срубил, ну сломал. Много их, вырастут еще… А что такое дерево? Ученые высчитали: одно дерево дает столько кислорода, сколько надо для жизни одного человека. Срубил дерево - одному человеку нечем будет дышать. Чтo же, выходит, что и костер развести нельзя, как же в походе без костра? Нет, почему же, можно. Только с соблюдением всех необходимых правил: не разводить костер в городской черте, вблизи строений, воздерживаться от разведения костра в жаркое время, когда вокруг сухой горючий материал, следить, чтобы огонь не мог вырваться из-под контроля, перед уходом гасить костер, не оставлять в золе тлеющих головешек или угольков.