Существительные общего рода. Перечень существительных общего рода Существительные общего рода список

Средства выражения рода

1. Чаще всœего в качестве средства выражения рода используются формальные показатели: родовые флексии в начальной форме существительного:

а) мужской род: Ø – стол, -а – сынишка, -о (-е) – дворишко, городишко (двор, город), топорище (топор);

б) женский род: -а (-я) – весна, земля; сущ. с мягкой основой, кроме j, и оканчивающиеся на шипящую – ночь, рожь, синь.

в) средний род выражается с помощью флексий -о (е) (зерно, поле), в ряде слов -я (знамя, существительные на -мя + дитя).

2. Семантический показатель рода действует только в сфере одушевленных существительных, в которых род выражается по значению: дедушк-а (м.р.), Мери, мадам (ж.р.) – нет флексии, портье (м.р.). Этот показатель действует только в названиях лиц, к которым относятся и несклоняемые существительные (наименования лиц).

3. Словообразовательные средства. Род выражается с помощью словообразовательных суффиксов:

а) женский род: -к- (книжка), -ниц- (ученица), -их- (портниха), -ис- (актриса), -изн- (белизна), -ость- (нежность), -ш- (генеральша);

б) мужской род: -ник (ударник), -тель (строитель), -арь (дикарь), -чик (летчик), -щик (крановщик), -ун (бегун);

в) средний род: -иj- (-ениj-, -ниj-) - (созвездие, чтение, расписание); -еств- (-ств-) – вещество.

4. Синтаксические средства: род выражается формой зависимого слова. Действует для всœех имен существительных или как основной, или как дополнительный (черный кофе, солнечный Баку). В некоторых аббревиатурах (склоняемых) действует закон аналогии.К примеру, наш вуз – мужской род, хотя опорное слово среднего рода.

Все эти показатели могут совмещаться (наш-а учитель-ниц-а - морфологические, словообразовательные, синтаксические средства).

В русском языке существует небольшая группа слов, которая обозначает лицо по характерному действию или качеству и дают эмоциональную оценку, чаще отрицательную (плакса, ханжа, неряха). Формальный показатель – флексия -а (я). Οʜᴎ используются для обозначения лиц и женского, и мужского пола, ᴛ.ᴇ. являются двуродовыми – известный (-ая) ханжа. Их конкретное родовое значение определяется только в контексте с помощью синтаксических показателœей (по форме согласующихся с ним слов).

Существительные общего рода делятся на:

1) нарицательные существительные (с флексией -а, -я ) со значением качественной характеристики или эмоциональной оценки лица (ябеда, злюка). Οʜᴎ являются разговорными наименованиями;

2) небольшая группа неофициальных имен мужчин и женщин, выступающие как уменьшительные к полной форме (Саша – Саня, Женя, Валя).

3) несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения (Долгих, Нестеренко, Дюбуа). Особенность этих существительных состоит по сути в том, что принадлежность к роду в них морфологически не выражена. Род определяется в контексте по форме согласуемых слов.

Слова общего рода образуют замкнутую, непродуктивную группу слов. К словам общего рода примыкают названия лиц по профессии и роду деятельности (врач, доктор, геолог). Общее у них состоит в том, что они могут называть лицо и женского, и мужского пола. Различия заключаются в следующем: если слова общего рода вне контекста рода не имеют, то названия профессий вне контекста сохраняют мужской род, который выражает нулевая флексия (комсорг). Эти слова приобрели в современном русском языке двойную функцию – называть и мужчин, и женщин. Причина этого – социальная. Некоторые ученые называют их двуродовыми, т.к. в разговорной речи появились новые формы согласования по смыслу: врач выписал (а) рецепт.

Слова общего рода - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слова общего рода" 2017, 2018.

«Имя существительное» - Имя существительное. 2 склонение: аквариум?, растени-е, Месяц?, неб-о. Несклоняемые имена существительные: метро, кофе, пальто, кино, шоссе. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что? Дательный падеж - вопросы Кому?Чему? Средний род: солнце, растение, сердце, лицо (оно, моё).

«Существительное 5 класс» - Работа с учебником теории. Повторительно – обобщающая беседа. Ненависть Ненастье Небрежность Враг – неприятель Горе – несчастье Ложь - неправда. 4 блок: правописание гласных О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Не большая, а маленькая книга. 3 блок: правописание суффиксов -ек- (-ик-) в существительных.

«Имя существительное 6 класс» - 8. Объяснительный диктант. Суффиксы имен существительных. 5. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом. 4. Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: 2. Подберите по 2 однокоренных существительных с данными корнями: 6. Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными.

«Род существительных урок» - Драчун, зачинщик ссор и драк. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Ночные тени, Тени без конца. Серебрянка – мелкая речонка. Докажите. Составить два предложения. Найдите однокоренные слова. Определить род имён существительных. Задание: Написать сочинение по картине, используя имена существительные.

Основное содержание маршрутного листа. Падеж имен существительных. Что вдевают в ухо? Самостоятельно выбрать уровень сложности. Куда несут посылки? Правописание суффиксов и окончаний. Русский язык. Много ли детей в семье? Определите лишнее слово. Использование данной технологии направлено на осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся.

«Род имён прилагательных» - Проблема. Знаем. Береза пальто ковер. Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных.

Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Например: "- Петр Алексеевич у нас запевала - и какой!" (Тург.); и: "Не успел он договорить, как запевала заиграла другую песню, и девки потянули друг дружку" (Л.Т); "В детстве я был большой рева" (Верес.); и: "Удивительно, как сильно может измениться человек - чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой" (А.Кожевн.).

К словам общего рода относятся:

1) собственные несклоняемые существительные - иноязычные фамилии на гласную (Моруа, Депардье, Савари), иноязычные по происхождению фамилии на согласную (Саган, Книпович), а также русские, славянские фамилии на -о (Нестеренко, Дурново, Живаго) и на -ых/-их (Борзых, Чутких);

2) нарицательные несклоняемые существительные, значительное большинство которых составляют названия лица как принадлежащего к какой-либо народности (банту, бурунди, гереро, кечуа, манси, удэге, ханты и т.д.), а также некоторые наименования лиц разных тематических групп (визави, протеже);

3) неофициальные собственные склоняемые имена на -а/-я (Валя, Геня, Женя, Лера, Паша, Саша и т.д.);

4) нарицательные склоняемые существительные на -а/-я, в подавляющем большинстве характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо, по какой-либо особенности характера и т.д. и свойственные преимущественно устно-разговорному стилю (задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга и т.д.). К ним примыкают некоторые стилистически нейтральные слова (запевала, книгоноша, сирота) и книжное коллега.

От оценочных слов общего рода (типа злюка, разиня, хитрюга) следует отличать слова-характеристики типа ворона, лиса, тряпка, язва. Их характеристическое оценочное значение возникло в результате метафорического переноса, а потому они сохраняют род (женский) своего прямого значения и тогда, когда используются по отношению к лицу мужского пола. Например: "Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какая-то гадюка фокусник сеанс с червонцами сделал..." (М.Булг.). Ряд слов на -а является существительными мужского (а не общего) рода: вышибала, громила, детина, заправила, повеса, расстрига, рубака, рубаха (в роли приложения: рубаха-парень), староста, старшина, судья, тамада. В одних случаях принадлежность слов именно и только к мужскому роду объясняется характером занятия лица как требовавшего большой физической силы (вышибала, громила) или как присущего когда-то или вообще лишь мужчине (рубака, расстрига, тамада), в других - традицией употребления характеристики лишь в отношении мужчины (детина, заправила, повеса, рубаха), в третьих - грамматической традицией (староста, старшина, судья).

Примечание. Остаются всегда существительными мужского рода названия профессий, должностей, званий и т.д. на согласную (врач, геолог, директор, сержант), которые используются применительно к лицам обоего пола. Называя должность, профессию и т.д., занимаемую женщиной, такие слова диктуют свой род (мужской) стоящим при них определениям (прилагательным, причастиям: "известный геолог", "практикующий врач"). Сказуемое же может иметь форму не только мужского, но и женского рода ("врач назначила лечение", "директор возмущена этим заявлением", "кассир была права"). Ср., например: "- Я понимаю, отчего мой редактор отвергла сценарий: достать деньги для его реализации было практически невозможно" (Дом кино. 1990. Май).

Существительные общего рода на -а/-я в современной речи служат нередко характеристикой предметов или животных, птиц, рыб и т.п. Например: "В жаркий полдень стань на колени, склонись над малюткой деревцем, и ноздри уловят молодой и нежнейший запах сосновой смолы" (М.Шол.); "Идут автобусы, грузовые такси, и просто такси, и "частники", т.е. чьи-либо личные машины, но больше всего деловые работяги автомобили" (Вл.Сол.); "Виноград начинает поспевать, и лакомки птицы хлопотливо выискивают побуревшие зерна" (Сераф.). Каким является род подобных слов-характеристик и определений к ним? Поскольку в таких употреблениях существительные общего рода выступают в роли изобразительного олицетворяющего средства, т.е. уподобляют неживой предмет или животное человеку, постольку грамматический род названия предмета (животного) становится своеобразным показателем "пола". Значит, использованные применительно к предметам (животным), существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Например: "Там, в душном пырее, в диком кудрявом клевере, звенели косы, плыл над людьми прилежный работяга день" (Фад.); "Всю ночь работает кондиционер. Весь день приглушенно шумит в углу неутомимый трудяга" (Лит. газ. 1981. № 41); "Она очень большая неженка, эта машина" (Н.Тих.). Если же название предмета относится к среднему роду (малютка деревце), а он не имеет соответствия с реальным, биологическим полом, то определение к существительному общего рода, характеризующему такой предмет, должно стоять в форме женского рода: "Дынное дерево - большая неженка". Эту форму диктует морфологический "облик" существительного общего рода (с окончанием -а: неженка).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

I have compiled a list of Russian words of the common gender, which I remember. These words (nouns ending on -a/-ya) can denote both masculine and feminine human beings. Your additions and corrections are welcome!

Взялся я вспоминать русские слова общего рода. Это существительные с окончаниями -а (я), служащие названиями лиц и мужского, и женского пола (маленькая плакса - маленький плакса, такой вредина - такая вредина). Как правило, эти слова имеют экспрессивную коннотацию (чаще неодобрительную) и употребляются в разговорной речи.

У меня получился такой список. В помощь изучающим русский язык как иностранный (РКИ) я сопроводил их определениями.

Дополнения и исправления приветствуются! При заимствовании материала прошу делать ссылку.

белоручка – кто не приучен к грязной работе
верзила – человек высокого роста (см. дылда)
ворюга – отъявленный, закоренелый вор
вредина – кто всем вредит, недоброжелательный, неприятный тип (ругательство)
гадина – гадкий человек (ругательство)
выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-н., чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-н.; человек, не по праву занявший какую-н. должность, общественное положение
грязнуля – кто не содержит себя или свой дом в чистоте (cр. чистюля)
дурачина - дурак
дылда – высокий, долговязый человек
егоза - подвижной, беспокойный человек (чаще о женщинах, одобрительно)
жадина (жадина-говядина) – жадный человек, жмот
зараза - негодяй, подлец (браное слово)
забияка, задира – драчливый человек, кто обижает слабых
заводила – активный, инициативный человек, душа компании
зазнайка – кто высокого о себе мнения, считает себя самым умным
засоня – соня (см.)
заика - человек, страдающий заиканием (нейтральное слово)
зануда - надоедливый, нудный человек
запевала - певец, начинающий пение, подхватываемое хором; (перен.) начинатель, инициатор
злюка - злой человек или тот, кто постоянно на всех злится
калека - человек, лишившийся какой-нибудь части тела или способности владеть ею, увечный, инвалид (нейтральное слово)
коллега – товарищ по работе, человек той же профессии (нейтральное слово)
кривляка – кто кривляется, ведет себя вычурно и жеманно
кутила – кто просаживает деньги в ресторанах
лакомка – кто любит сладости и деликатесы
левша - человек, владеющиий левой рукой лучше, чем правой (ср. правша) (нейтральное слово). «Левша» - повесть Николая Лескова (1881 г.)
лежебока – лентяй, бездельник, любящий лежать, валяться (ср. соня)
лгунишка – мелкий врун, лгун
миляга, милашка – милый, симпатичный, располагающий к себе человек
мымра - скучный и мрачный человек.
недотёпа – непрактичный человек
недотрога – слишком чувствительный человек
недоучка – кто недоучился. «Волшебник-недоучка» - песня А.Пугачевой (ср. самоучка)
непоседа – активный человек, любящий путешествовать, ему не сидится на месте
неряха – грязнуля (см.)
неумёха – кто мало что умеет делать, безрукий человек
нюня – плакса (см.)
обжора – кто много ест, обжирается
писака – кто пишет дурные, лживые тексты, продажный журналист
подлиза – льстец (от глагола «подлизываться»)
плакса – кто часто плачет (см. рёва)
почемучка – любопытный человек (обычно ребенок), задающий много вопросов
правша - человек, владеющий правой рукой лучше, чем правой, в отличие от левши (см.) (нейтральное слово)
простофиля - наивный, доверчивый человек, «лох»
пьяница - слишком много пьющий алкогольные напитки (нейтральное слово)
работяга – кто много работает (похвала), простой человек «из народа»
разиня, раззява – рассеяный, невнимательный человек. Комедийные французские фильмы: «Разиня» (Le Corniaud) и «Испектор-разиня» (Inspecteur la Bavure)
растеряха (растеряша, Маша-растеряша) – кто часто теряет вещи
растяпа – неорганизованный человек, растеряха
рёва – плакса
самоучка – кто выучился самостоятельно, не посещая учебные заведения (нейтральное слово)
сирота – ребенок, оставшийся без родителей (нейтральное слово)
сладкоежка – кто любит сладкое
соня – любитель поспать подольше
стиляга – поклонник западной моды (в 1950-х годах)
тихоня – тихий, несмелый человек
умница – умный, смышленный человек (похвала)
ханыга – попрошайка, пьяница
хапуга – эгоистичный приобретатель (от слова «хапать»)
хитрюга – хитрец
худышка – исхудалый, хилый человек
чистюля – кто слишком заботится о чистоте
ябеда – кто ябедничает, доносит (обычно о детях)

Наиболее частотны и полезны для запоминания изучающими РКИ, на мой взгляд, следующие слова: выскочка, заика, зануда, жадина, калека, коллега, левша (правша), неряха, обжора, плакса, пьяница, работяга, растяпа, самоучка, сирота, умница, хапуга, ябеда.

Веселые стихи-загадки (отсюда). Растяпа, неряха, жадина?

В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его....

Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку...
И кричат мальчишке дети:
"Эх и... ты, Петя!"

Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь... это – я!

К существительным общего рода также относятся неизменяемые фамилии (Макаренко, Гюго и т. п.) и разговорные формы некоторых имён собственных (Саша, Валя, Женя).

Не относятся к существительным общего рода слова называющие лицо по профессии, роду деятельности (врач, профессор, архитектор, автор и др.). Они являются существительными мужского рода.

Поэтому следующие слова на -а (-я), по-видимому, следует считать словами мужского рода:
бомбила – нелегальный таксист («бомбить» - заниматься частным извозом без регистрации)
громила - вор-взломщик; участник погрома
кидала – мошенник (ср. неологизмы «кидать», «кидалово»)
меняла - кто меняет деньги, обменивает одну валюту на другую

Слова, обозначающие в основном значении предметы женского рода, в переносном значении сохраняют женский род:
звезда – известная, популярная личность
тетеря – нерасторопный человек (сонная, ленивая т.). Глухая т. - о нерасслышавшем что-н или глуховатом, тугом на ухо человеке (неодобрительно)
шишка (шишка на ровном месте) - важный, влиятельный человек (иронично)

UPD. Благодарю Gunnel Salminen за дополнение (левша, правша, коллега, калека)

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы Старотябердинская сош Кайбицкий район

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи; развитие умений в определении род таких существительных; воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

Краткое описание: — В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

Цель урока:
. дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
. развитие умений в определении род таких существительных;
. воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
. мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока.
Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
— 1. Имя существительное — это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
— 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
— 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек - это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?

2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…

3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.

а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.

(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
— А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.

1. «Умница!» — сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша - хвастунишка.
— Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница - к мальчику, тихоня - к мальчику, хвастунишка - к девочке)
— Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА - слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница - внук (мужской род)
тихоня - торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка - Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.

(работа с диском — электронным учебником)
— Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.

(слайд 10) Определить род подчеркнутого сущ-ного:

Маша - сирота
Сережа - забияка
Таня - зазнайка
Оля - непоседа
Кирилл - всезнайка

(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)

1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.

(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.

Петя - круглая сирота.
Лена - большая умница.
Валера - большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.

В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных.
(слайд 13)
. Пустомеля - пустослов (тот, кто болтает вздор).
. Ябеда - 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
. Тихоня - тихий, смирный человек.
. Соня - сонливый, любящий много спать человек.
. Плакса - тот, кто много и часто плачет.
. Лежебока - лентяй, бездельник.
. Непоседа - очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
. Забияка - тот, кто любит затевать драки, ссоры.
. Неряха - неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
. Белоручка - тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)

(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.

а) продавщица, умница, трудяга, рева
б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
в) забияка, красавица, непоседа, жадина
г) плакса, разиня, кривляка, сирота

(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж) недотрога - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)

(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек — (работяга, трудяга)
б) умный человек — (умница)
в) неопрятный, грязный человек - (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет - (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек - (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)

(Слайд 19) — Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд - отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга

(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?

 В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.

1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?

2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
«Волк на псарне»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?

Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости - скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом - левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).

10. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 - (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.