Российская программа развития возобновляемых источников энергии. Государственная программа по поддержке альтернативной энергетики Использование альтернативных источников энергии программа поддержки егэ

Перспективы внедрения “зеленых сертификатов” в России

сайт проанализировал возможные методы государственного стимулирования развития альтернативной энергетики и пришел к выводу, что оно невозможно без внедрения системы “зеленых сертификатов”; должно осуществляться поэтапно, быть максимально гибким и ориентироваться на малый и средний бизнес. На данном этапе перспективно государственное сертифицирование генераторов на основе возобновляемых источников энергии , с последующим предоставлением налоговых льгот , надбавок и компенсаций.

25 июня 2009 г. в Москве состоялся заключительный семинар финансируемого ЕС проекта, направленного на оказание поддержки российским властям в разработке законодательной и регулирующей базы для развития возобновляемых источников энергии в России. Проект с бюджетом 2 млн евро осуществлялся в 2007-2009 гг. консорциумом европейских компаний. Российским партнером проекта является Министерство энергетики РФ. Проект реализовывался компаниями ICF International (Великобритания), COWI A/S (Дания), ИГПЭЭ (Россия).

По мнению сайт, необходима скорейшая разработка нормативной базы, стимулирующей генерацию электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ ) с использованием системы “зеленых сертификатов”. Ценой бездействия может стать непреодолимое отставание российской электроэнергетики от ведущих мировых аналогов по параметрам энергоэффективности , экологической безопасности и стоимости генерации электроэнергии.

Зеленые сертификаты

Распоряжение правительства от 8 января 2009 г. №1-р, о котором говорилось в прошлой статье, ставит задачу к 2020 г. достигнуть показателя в 4,5% генерации электроэнергии на основе ВИЭ, от общей генерируемой электроэнергии и предполагает несколько методов развития альтернативной энергетики.

Один из инструментов, комбинирующих эти методы, и активно обсуждаемый в Минэнерго РФ – “зеленые сертификаты”. Это сертификаты, подтверждающие генерацию определенного объема электроэнергии на основе ВИЭ. Обычно такой сертификат подтверждает генерацию 1Мвт ч. Ниже представлена упрощенная схема использования таких сертификатов как ценной бумаги (то есть с использованием биржевой площадки):

От системы зеленых сертификатов, при поддержке альтернативной энергетики со стороны государства в том или ином виде, все равно не уйти, так как необходима сертификация именно “зеленой” энергии на стадии ее генерации. В последующем, ни потребитель, ни сеть не могут определить характер произведенной энергии, и создание системы стимулирования становится невозможным.

Можно выделить следующие цели, для достижения которых уместно использование системы зеленых сертификатов:
1. Оценка объемов генерации и использования энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников.
2. Раскрытие информации о видах топлива, участвующих в генерации на основе ВИЭ с использованием производителями маркировок.
3. Использование зеленых сертификатов для целей развития добровольных обязательств корпораций. Компании, работающие на рынке и осознающие свою социальную ответственность, добровольно покупают зеленые сертификаты у производителей электроэнергии и отражают эту информацию в годовой отчетности.
4. Использование сертификатов в схемах поддержки возобновляемых источников (например, обязательные квоты потребления энергии от альтернативных источников, финансовая помощь производителям энергии на основе ВИЭ, пропорционально объему произведенной энергии). Сертификаты могут быть источником выручки для таких компаний или просто документом, подтверждающим льготу или компенсацию. Льготы предоставляются как поставщикам, так и потребителям (в зависимости от числа предоставленных сертификатов). Перспективным представляется создание рынка, с помощью которого потребители, не имеющие физической возможности покупать сертификаты напрямую от генератора, могут приобрести их на рынке. В случае несоблюдения условий могут применяться штрафы. Объем штрафов влияет на ценообразование на рынке зеленых сертификатов и может быть действенным механизмом его регулирования со стороны государства.
5. Продажа зеленых сертификатов за счет будущей продажи электроэнергии как способ кредитования генератора со стороны потребителей на стадии строительства объекта.
6. Выкуп сертификатов со стороны заинтересованных фондов. Например, региональная администрация штата Нью-Мехико в марте 2006 г. объявила компенсационную программу покупки “зеленых” сертификатов у домовладельцев, внедривших малые солнечные фотоэлектрические установки (≤ 10 кВт).

Источники поддержки альтернативной энергетики

Для РФ на данном этапе актуальны первая, вторая и четвертая среди вышеперечисленных целей. Однако возникает вопрос об источниках поддержки энергетики, а, следовательно, и о вариантах возмещения сертификатов.

Существуют следующие схемы:
1. Государство и бюджет участвуют в поддержке генерации на основе ВИЭ напрямую. В этом случае производится доплата за произведенную энергию из вновь созданного фонда содействия, в то время как объем компенсации устанавливает системный оператор. Такая схема активно обсуждается в Минэнерго, причем предполагается использование гибких ставок надбавок в зависимости от источника энергии. Надбавки наряду с компенсацией за технологическое присоединение к сети уже сегодня позволяют рассчитывать на высокую рентабельность проектов и окупаемость в течение 4-6 лет.
2. Администратор торговой системы налагает выплату компенсации на оптовый рынок электроэнергии в целом, увеличивая тариф. Соответственно, при такой системе тот, кто потребляет больше электроэнергии, несет большие расходы по стимулированию альтернативной энергетики.
3. Сертификаты продаются компаниям, на которые государство возложило обязательства по потреблению “зеленой” энергии, в случае невыполнения обязательств применяется штраф. Введение такой системы возможно только после создания эффективно функционирующей схемы сертификации мощностей и возмещения “зеленых сертификатов”, так как необходимо создание биржевой площадки для торговли сертификатами и достаточный объем генерации на основе ВИЭ. Иначе квота потребления “зеленой” электроэнергии в 1-2% будет означать для большинства предприятий лишнюю бумажную волокиту и не принесет реальных результатов.
4. Возможно также добровольное использование сертификатов в рамках принятых на себя бизнесом социальных программ. В российских условиях перспектив у добровольного рынка и маркировки товаров нет, единственный возможный участник такой схемы – представительства и дочерние предприятия иностранных компаний, принявшие на себя схожие добровольные обязательства на других рынках.

Так или иначе, в целях содействия развитию энергетики на основе ВИЭ необходимо создание регулирующего, сертифицирующего и аудиторского органа. Это будет сопровождаться существенными затратами для бюджета, так как необходимо создание региональных представительств, обучение специалистов, создание документации и программного обеспечения. Для содействия этому процессу имеет смысл присоединение к RECS International (Renewable Energy Certificate System), объединяющей такие страны как США, Япония, страны ЕС, Австралия, Турция в целях трансферта отработанных схем. В перспективе возможен выход на международные рынки зеленых сертификатов.

По мнению сайт развитие рынка должно происходить поэтапно:

Участие малого и среднего бизнеса

Основные направления развития ВИЭ в России – биогаз , ветропарки и мини-ГЭС , развитие которых перспективно и децентрализовано в силу технологических особенностей. Генерирующие компании уже сейчас испытывают трудности с исполнений обязательств по инвестиционным проектам, взятым на себя в ходе реформы электроэнергетики, и средств на выполнение проектов в сфере альтернативной, а также малой децентрализованной энергетики у них просто нет. Таким образом, непонятно, кто будет лоббировать крупные проекты, а тем более создание рынка зеленых сертификатов. Кроме всего прочего, маловероятно, что крупная генерация на основе ВЭИ может конкурировать с генерацией на основе газа или угля, несмотря на рост их цены на внутреннем рынке.



Источник: “РусГидро” (http://www.rushydro.ru/)

Исходя из вышесказанного, необходимо стимулирование развития ВИЭ, в первую очередь, со стороны малого и среднего бизнеса, а также иностранных инвесторов. Для мини-ГЭС (МГЭС), существуют проекты компании “РусГидро”, которая участвует в строительстве 17 МГЭС на Северном Кавказе, в республиках Дагестан, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия. Перспективна следующая схема: участие “РусГидро”, государственной компании, в уставном капитале на стадии строительства проекта, для минимизации всякого рода “бюрократических” рисков, с последующей продажей, если будет существовать такая необходимость, этой доли по заранее установленной цене соинвестору. Таким образом, расходы по стимулированию развития опосредованно берет на себя государство.

Возможны и другие схемы взаимодействия: особые экономические зоны для содействия энергетики в субъектах федерации, не входящих в единую энергосистему (а это 70% территории с населением в 15 млн человек); а также в энергодефицитных регионах, льготное кредитование на покупку оборудования (такая схема уже действует в российском автомобилестроении). Эти же методы перспективны и для развития в России генерации тепла и энергии на основе биогаза.

Для других источников, например, ветровой и солнечной генерации, перспективно использование зеленых сертификатов как основания для налоговых вычетов, пропорционально, произведенной или потребленной зеленой энергии (но в любом случае добровольно) или предъявление этих сертификатов АТС, для компенсации со стороны участников рынка.

Суммируя выше сказанное можно выделить следующие принципы развития альтернативной энергетики в России:
на данном этапе система зеленых сертификатов должна быть добровольной
в настоящее время нет необходимости в создании рынка зеленых сертификатов, то есть использования сертификатов как биржевого товара
система стимулирования должна быть максимально гибкой, со своими методами для каждой из отраслей альтернативной энергетики
развитие альтернативной энергетики должно базироваться на малом и среднем бизнесе
среди основных стимулов на первом этапе развития ВИЭ в России должны быть налоговые вычеты и льготное кредитование, а также надбавки к цене оптового рынка

Использованы материалы Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетики и «Механизм «зеленых» сертификатов возобновляемой энергии и возможности его использования в России» Копылова А.Е. и Зерчаниновой И.Л

Артем Чуриков
Географический факультет МГУ

Публикации

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Москва - 2005 год

  • 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ.
  • 2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
    • 2.1. Цели и задачи проекта.
    • 2.2. Структура Проекта.
    • 2.3. Тип Проекта.
    • 2.4. Схема управления подготовкой и реализацией Проекта.
    • 2.5. Объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации Проекта.
    • 2.6. Схема финансирования Проекта.
    • 2.7. Срок подготовки Проекта и объем средств, направляемых на его подготовку.
    • 2.8. Обоснование необходимости привлечения средств международных финансовых организаций для реализации Проекта.
    • 2.9. Социально-экономическая эффективность Проекта и оценка последствий его реализации.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ

Основу производственного потенциала российской тепло- и электроэнергетики составляют тепловые электростанции, работающие на ископаемом органическом топливе. Тепловые электростанции являются источниками загрязнения окружающей среды и, прежде всего, атмосферного воздуха, в том числе выбросами парниковых газов.

Свыше половины мощности тепловых электростанций составляют теплоэлектроцентрали, которые обеспечивают централизованное тепло- и электроснабжение городов и промышленных объектов. Вместе с тем, в Российской Федерации имеются территории, которые находятся в зонах децентрализованного тепло- и энергоснабжения. Это удаленные районы Севера и вся территория Крайнего Севера, заселенные острова, особо охраняемые природные территории и др. Как правило, в этих районах местные резервы ископаемого органического топлива ограничены, трудно доступны или полностью отсутствуют, строительство централизованных сетей энергопередачи экономически нецелесообразно, а зачастую технически невозможно. Выработка электро- и теплоэнергии с учетом высоких затрат на доставку топлива приводит к неприемлемо высокой стоимости для населения и местной промышленности. Наиболее серьезное положение сложилось в северных регионах страны, где спрос на тепло выше среднего российского уровня из-за экстремальных климатических условий, что является одной из главных причин низких темпов их социально-экономического развития.

Наряду со значительными запасами ископаемого органического топлива Российская Федерация обладает и обширными запасами возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.). Технический потенциал возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) составляет около 4,6 млрд. тонн условного топлива в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн. тонн условного топлива, что составляет около 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. Экономический потенциал ВИЭ постоянно увеличивается в связи с непрерывным удорожанием традиционного органического топлива и сопутствующими его применению проблемами загрязнения окружающей среды.

Мировой опыт показывает, что развитые страны ведут интенсивный поиск альтернатив органическому топливу. Одной из реально существующих альтернатив является использование ВИЭ. Объем энергии, производимый с помощью ВИЭ, в настоящее время уже достиг 10% от общего объема энергопотребления. В Российской Федерации этот показатель составляет менее 1%.

Распоряжением от 28.08.03 №1234-р Правительством РФ утверждена "Энергетическая стратегия России до 2020 года", одним из приоритетных направлений которой является освоение ВИЭ.

Комплексным планом действий Российской Федерации по реализации Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата предусмотрена "Реализация политики и мер, направленных на сокращение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов" (раздел 1), намечено удвоение доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства первичных энергоресурсов к 2010 году (пункт 1.1.1). В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (от 24 февраля 2005 года №МФ-П12-810) обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных указанным Планом, возлагается на ряд министерств, включая МПР России, Минпромэнерго России, Минобрнауки России. Координация выполнения мероприятий, предусмотренных Планом, возложена на Минэкономразвития России.

Задания по освоению ВИЭ включены в такие федеральные целевые программы, как "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" (утверждена постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года №796, ответственное министерство - Минпромэнерго России), "Юг России на 2002-2006 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2001 года №581, ответственное министерство - Минэкономразвития России), "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года" (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года №480, ответственное министерство - Минэкономразвития России), "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года №605, ответственное министерство - Минобрнауки России) и др.

Важность использования ВИЭ в Российской Федерации обусловлена не только необходимостью диверсификации доступных источников топлива, но и стоящими перед страной задачами в области охраны окружающей среды. Развитие производства электроэнергии и тепла на основе децентрализованных возобновляемых источников энергии уменьшит нагрузку на окружающую среду, создаваемую централизованным производством электроэнергии на базе ископаемого топлива.

Однако, интенсивное освоение ВИЭ в Российской Федерации сдерживается рядом барьеров, к основным из которых относятся:

(1) финансовые барьеры :

  • недостаток внутреннего и зарубежного инвестиционного капитала: российские компании, которые заинтересованы в развитии использования ВИЭ, имеют ограниченные собственные финансовые ресурсы и недостаточный доступ к средствам финансирования инвестиционных проектов по использованию ВИЭ. Участие зарубежных капиталов частично сдерживается ввиду неустойчивого делового климата и нестабильных экономических условий, а частично из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы и эффективной системы принуждения выполнения требований законодательства;
  • недостаток долговременных кредитов на доступных условиях. Коммерческие банки неохотно предоставляют кредиты, потому что возврат долговременных инвестиций рискован. Помимо этого финансовые учреждения не имеют опыта анализа финансовых аспектов инвестиций в возобновляемую энергетику. Зарубежные долговременные кредиты стоят дорого из-за высокого риска, ощущаемого иностранными коммерческими банками;
  • затраты на подготовку инвестиционных проектов должны быть понесены до открытия финансирования по нему без гарантии получения средств на осуществление проекта. При этом отсутствие демонстрационных проектов повышает издержки, связанные с их подготовкой;
  • высокая стоимость специального оборудования, которая вызвана тем, что в отсутствие достаточного спроса производится в небольших количествах;
  • отсутствие федеральных механизмов финансирования , которые необходимы, учитывая техническую сложность, высокий уровень риска и длительность реализации проектов по развитию использования ВИЭ. Ситуация осложняется тем, что производство энергии с использованием ископаемого органического топлива в значительной степени субсидируется, как прямо, так и косвенно;
(2) информационные барьеры :
  • недостаток информации о технологиях и возможностях их использования: отсутствует информация об уже апробированных технологиях, применимых для перевода имеющихся крупных котельных, работающих на ископаемом топливе, на использование различных видов ВИЭ;
  • недостаток информации о выгодах (финансовых, социальных и экологических), доходности инвестиций от использования ВИЭ;
  • отсутствие надежной информации о запасах возобновляемой энергии. В настоящее время имеются только предварительные оценки потенциально пригодных для использования запасов возобновляемой энергии;
(3) институциональные барьеры :
  • недостаточная законодательная база в области поддержки освоения ВИЭ; неэффективная система мер по принуждению выполнения экологического законодательства, что не способствует росту заинтересованности в развитии использования более экологически чистых видов энергии, к которым относятся ВИЭ;
  • нежелание органов местного самоуправления участвовать в финансировании инвестиционных проектов по освоению ВИЭ , поскольку долгосрочные выгоды трудно обратить на пользу себе в краткосрочной перспективе.

В целях обеспечения выполнения стратегии Правительства РФ в области освоения возобновляемых источников энергии и, в частности, преодоления вышеперечисленных и других барьеров, обеспечения социально-экономического развития регионов, расположенных вне систем централизованного тепло- и электроснабжения, но располагающих запасами ВИЭ, Минэкономразвития России предлагает подготовить и реализовать с участием МПР России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России и Всемирного банка Проект под названием "Российская программа развития возобновляемых источников энергии" (РПРВИЭ).

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Цели и задачи Проекта

Главной целью подготовки и реализации РПРВИЭ является преодоление основных барьеров (финансовых, информационных, институциональных и др.), которые стоят на пути широкого освоения возобновляемых источников энергии в Российской Федерации. Доказательством достижения цели Проекта будет осуществление демонстрационных инвестиционных проектов по развитию использования ВИЭ в различных регионах страны и отработка на практике механизмов их реализации.

Основные задачи :

  • (1) создание механизмов долгосрочного финансирования инвестиционных проектов по освоению ВИЭ;
  • (2) совершенствование государственной политики в области освоения ВИЭ;
  • (3) финансирование демонстрационных инвестиционных проектов по освоению ВИЭ.

2.2. Структура Проекта

РПРВИЭ будет включать два основных компонента:

  • компонент технической помощи;
  • инвестиционный компонент.

В рамках

  • (1) поддержка разработки государственной политики, совершенствование законодательства, развитие нормативной базы в области освоения ВИЭ;
  • (2) поддержка федеральных и региональных программ развития использования ВИЭ, в том числе программ в области образования, обучения;
  • (3) формирование современной базы данных о технике и технологиях использования ВИЭ, о мировом и отечественном опыте освоения ВИЭ;
  • (4) институциональная поддержка реализации проектов по развитию использования ВИЭ.

В рамках инвестиционного компонента будут решены следующие задачи:

  • (5) отработка финансовых механизмов реализации инвестиционных проектов по освоению ВИЭ;
  • (6) поддержка реализации демонстрационных и пилотных проектов по освоению ВИЭ;
  • (7) поддержка осуществления инвестиционных проектов по производству прогрессивного технологического оборудования по использованию ВИЭ;

2.3. Тип Проекта

Тип Проекта - инвестиционный.

2.4. Схема управления подготовкой и реализацией Проекта

Управляющим органом Проекта будет Наблюдательный совет Проекта в составе Минэкономразвития России, Минфина России, МПР России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России и других заинтересованных организаций. Основными задачами Наблюдательного совета Проекта будут:

  • координация действий заинтересованных министерств по осуществлению РПРВИЭ;
  • определение приоритетных направлений реализации Проекта;
  • формирование критериев приемлемости проектов по освоению ВИЭ;
  • отбор и формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов по освоению ВИЭ;
  • принятие решения о финансировании в рамках РПРВИЭ приоритетных инвестиционных проектов по освоению ВИЭ;
  • утверждение Руководства по оперативной деятельности РПРВИЭ и других нормативно-методических документов, регламентирующих порядок функционирования РПРВИЭ и группы реализации проекта (ГРП).

Группа подготовки Проекта (ГРП) будет определена на конкурсной основе по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России, с которой будет заключен договор поручение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами ГРП при подготовке РПРВИЭ будут:

  • выполнение правил и процедур Всемирного банка по Соглашению о гранте, включая процедуры закупок товаров, работ и услуг в соответствии с планами работ по подготовке Проекта, процедуры расходования средств, предоставление отчетности, осуществление необходимых учетных процедур;
  • участие в переговорах с международными финансовыми организациями и иными донорами об условиях и порядке предоставления средств на реализацию Проекта;
  • осуществление иных действий в рамках подготовки и реализации Проекта в соответствии с договором поручения.

Ответственным исполнителем по Проекту является Минэкономразвития России. Участниками Проекта - МПР России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, в интересах которых выполняется РПРВИЭ. Предполагается следующее распределение обязанностей между участниками Проекта:

  • (1) Минэкономразвития России , как ведомство, ответственное за формирование программ и планов развития социально-экономических реформ, в том числе и в энергетическом секторе, а также за привлечение инвестиций для их осуществления, включая средства международных финансовых организаций, в качестве ответственного исполнителя Проекта, обеспечит координацию действий и общее руководство в его подготовке и реализации, соответствие планируемых работ направлениям и положениям социально-экономической политики Российской Федерации. На стадии подготовки Проекта Министерство разработает технические задания на выполнение работ по формированию перечня объектов по освоению ВИЭ на юге России и разработке инновационной схемы финансирования проектов по освоению ВИЭ;
  • (2) Минпромэнерго России , ответственное за осуществление энергетической стратегии Российской Федерации, в качестве участника Проекта, обеспечит поддержку разработки государственной политики, совершенствование законодательства, развитие нормативной базы в области освоения ВИЭ, создание необходимых условий для расширения возможностей использования ВИЭ на удаленных территориях и, прежде всего, северных регионах страны. На стадии подготовки Проекта Министерство примет участие в разработке и согласовании технического задания на выполнение работ по подготовке проектов законодательных актов в области развития использования ВИЭ;
  • (3) МПР России , ответственное за осуществление государственной политики по охране окружающей среды, в качестве участника Проекта, обеспечит создание необходимых условий по освоению ВИЭ на особо охраняемых природных территориях. На стадии подготовки Проекта Министерство примет участие в разработке и согласовании технических заданий на выполнение работ по развитию использования ВИЭ в государственных заповедниках и на особо охраняемых природных территориях, включая Байкальскую территорию;
  • (4) Минобрнауки России , ответственное, за осуществление государственной политики в области создания новых технологий, в том числе по освоению ВИЭ, в качестве участника Проекта, обеспечит создание необходимых условий для более быстрого продвижения новых технологий по использованию ВИЭ в Российской Федерации. На стадии подготовки Проекта Министерство примет участие в разработке и согласовании технических заданий на выполнение работ по созданию демонстрационных проектов и пилотных установок по использованию ВИЭ, а также по обучению и повышению квалификации персонала для таких объектов.

2.5. Объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации проекта

Общая стоимость Проекта оценивается в 2,5 млрд. рублей (80 млн.долл.США). Реализация Проекта ориентирована на использование следующих финансовых источников:

  • (1) средства, предусмотренные в рамках действующих бюджетных (федеральных, региональных и ведомственных) программ, которые содержат в себе компоненты или задания по использованию ВИЭ;
  • (2) средства, которые предоставят частные компании, включая зарубежных инвесторов, заинтересованные в развитии проектов по освоению ВИЭ в Российской Федерации;
  • (3) "углеродные кредиты" на строительство установок по использованию ВИЭ, формируемые при осуществлении механизмов Киотского протокола;
  • (4) грант Глобального экологического фонда (далее - ГЭФ) в объеме до 20 млн.долл.США (около 600 млн.рублей). Исполнительным агентством по Проекту по средствам ГЭФ Советом ГЭФ определен Всемирный банк.

На подготовку Проекта решением от 12.11.03 Совет ГЭФ выделил Российской Федерации грант в объеме 350 тыс.долл.США (около 10 млн.рублей).

2.6. Схема финансирования Проекта за счет средств гранта ГЭФ

Средства гранта ГЭФ будут использованы для финансирования обоих компонентов Проекта.

Средства ГЭФ для финансирования компонента технической помощи Проекта будут предоставлены Минэкономразвития России, которое на конкурсной основе будет финансировать исполнителей работ (организации, компании) по техническим заданиям, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - МПР России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России.

Средства гранта ГЭФ для финансирования инвестиционного компонента Проекта будут предоставлены Минэкономразвития России, которое обеспечит выдачу льготных займов и субсидий для реализации демонстрационных проектов по освоению ВИЭ.

Средства ГЭФ будут также использованы на оперативную деятельность ГРП по обеспечению подготовки и реализации Проекта на основании договора поручения, который будет заключен ГРП с Минфином России и Минэкономразвития России.

Контроль за целевым использованием средств гранта ГЭФ будут осуществлять Минфин России и Минэкономразвития России.

2.7. Срок подготовки и реализации Проекта и объем средств, направляемых на его подготовку

РПРВИЭ будет осуществлена в два этапа:

  • (1) подготовительный этап (2005-2006 гг.) и
  • (2) реализация Проекта (2006-2010 гг.).

Срок подготовки Проекта составляет 10 месяцев. Средства ГЭФ, выделенные на подготовку Проекта, будут использованы на выполнение следующих работ:

  • (1) разработка проектов законодательных актов, направленных на преодоление финансовых и других барьеров осуществления проектов по освоению ВИЭ;
  • (2) подготовка перечня проектов по освоению ВИЭ с указанием их предварительных технических и экономических характеристик и плана их реализации на юге России;
  • (3) подготовка перечня проектов по освоению ВИЭ с указанием их предварительных технических и экономических характеристик и плана их реализации на Байкальской природной территории. Разработка программы мероприятий по освоению ВИЭ на других особо охраняемых природных территориях и в национальных парках;
  • (4) проработка перечня приоритетных и демонстрационных проектов по освоению ВИЭ, включенных в целевые программы РФ, рекомендуемых к софинансированию из средств гранта ГЭФ. Формирование концепции подготовки и переподготовки кадров для строительства и эксплуатации объектов ВИЭ (создание региональных информационных центров, энергетических центров, проведение семинаров, в том числе международных, и т.д.);
  • (5) подготовка детальных технических заданий по компонентам Проекта;
  • (6) проведение международной конференции по освоению возобновляемых источников энергии в России с участием международных финансовых организаций и доноров.
  • (7) подготовка проектного документа, который будет включать:
    • план и структуру реализации Проекта с детальным описанием его компонентов;
    • заключение о технической, экономической, финансовой и экологической экспертизе Проекта, а также о рисках Проекта (финансовых и некоммерческих);
    • систему показателей для контроля за ходом реализации Проекта;
    • схему управления и схему финансирования Проекта, финансовые условия реализации Проекта (условия предоставления средств международной финансовой организации получателям, порядок обслуживания гранта ГЭФ);
    • бюджет Проекта, в том числе его компонентов, план закупок и техническую документацию по закупкам товаров, работ и услуг на первый год реализации Проекта;
    • другую необходимую документацию, предусмотренную правилами МБРР и соглашениями, подписываемыми от имени Российской Федерации с МБРР;

(8) подготовка Заявки на получение Российской Федерацией средств гранта ГЭФ для софинансирования реализации Проекта.

Смета расходования средств ГЭФ (План закупок) на подготовку Проекта приведена в приложении к Концепции.

2.8. Обоснование необходимости привлечения средств международных финансовых организаций для реализации Проекта

Необходимость привлечения гранта ГЭФ обусловлена тем, что вместе с целевыми финансовыми средствами в страну придет опыт мирового сообщества по конструированию различных механизмов по преодолению имеющихся институциональных, финансовых, информационных и других барьеров, стоящих на пути широкого освоения ВИЭ, которые успешно применяются в странах. Использование международной помощи позволит в кратчайшие сроки привлечь в страну новые, отвечающие мировому уровню технологии и оборудование для освоения ВИЭ. Средства гранта ГЭФ будут весомым дополнением к основному финансированию проектов по развитию использования ВИЭ из бюджетных и частных источников.

Участие ГЭФ в осуществлении РПРВИЭ обусловлено следующими приоритетами стратегии ГЭФ в области изменения климата (рабочая программа ГЭФ № 6 "Внедрение ВИЭ за счет устранения барьеров для их использования и снижения стоимости"), а именно:

  • (1) преобразование рынков широкомасштабных, коммерческих, с низкими выбросами парниковых газов продуктов или процессов производства энергии с использованием энергии ветра, биомассы, геотермальных и малых гидростанций для передачи в распределительные сети;
  • (2) облегчение доступа к местным источникам финансирования для предприятий возобновляемой энергетики, разработчиков проектов и потребителей с приоритетом организаций устойчивого финансового посредничества и организаций, способствующих рынку;
  • (3) эффективное использование ВИЭ с приоритетом применения возобновляемой энергетики в коммунальном и сельском хозяйстве, водоснабжении и т.д.;
  • (4) политические рамки в традиционной энергетике, благоприятные для возобновляемой и эффективной энергетики с упором на отраслевые нормативные рамки и политику, предоставляющие производителям возобновляемой энергии справедливый и конкурентный доступ к сети.

Проект будет катализатором и институциональным основанием для формирования инновационных механизмов освоения ВИЭ в Российской Федерации, базирующихся на смешивании средств грантов с займами, кредитами и гарантийными операциями международных и национальных финансовых посредников. Использование международной помощи позволит привлечь в страну новые, отвечающие мировому уровню технологии и оборудование для развития использования ВИЭ.

2.9. Социально-экономическая эффективность Проекта и оценка последствий его реализации

Социально-экономическая эффективность реализации Проекта исключительно высока и заключается в создании благоприятных инвестиционных условий для расширения использования ВИЭ, прежде всего, в северных и приравненных к ним территориях Российской Федерации, национальных парках, заповедниках. Модернизация устаревших систем теплоснабжения на местном уровне будет составной частью деятельности в рамках РПРВИЭ и приведет к существенному повышению их эффективности. Значимость Проекта заключается также в экономии бюджетных средств на северный завоз, а также в обеспечении получения энергии без увеличения нагрузки на окружающую среду в экологически уязвимых районах страны. Кроме того, производство энергии путем освоения местных топливных ресурсов стимулирует развитие местной промышленности и инфраструктуры, создание рабочих мест.

Привлекаемая международная финансовая помощь в виде гранта ГЭФ не увеличит государственный долг Российской Федерации. Участие Всемирного банка, который выступает исполнительным агентством по данному Проекту, соответствует основным направлениям сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями.

Источник: http://zvt.abok.ru/articles/148/Alternativnaya_energetika_Rossii,

Одна из основных тенденций современного мира – активный сдвиг растущего с каждым днем энергопотребления в сторону использования альтернативных источников энергии.

В России также наметились положительные изменения. Так, поворотным моментом в российской истории альтернативной энергетики можно назвать вступление в действие постановления Правительства, направленного на стимулирование использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Зелёная энергетика, использующая неисчерпаемые «запасы» энергии солнца, ветра, рек, геотермальную энергию и тепловую энергию постоянно воспроизводимой биомассы*, сегодня стала предметом обсуждения всех важных политических встреч и форумов.

* Статья посвящена только трём секторам ВИЭ: солнечной, ветровой энергетике и малой гидроэнергетике. Сектор биоэнергетики очень обширный и заслуживает отдельной темы для рассмотрения.

С каждым годом зеленая энергетика обеспечивает всё бóльшую часть потребностей в энергоресурсах ведущих экономик мира. По существу, сегодня наблюдается выстраивание новой парадигмы мировой энергетики, предполагающей определяющий вклад возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общее энергопотребление и постепенное вытеснение традиционных ископаемых энергоресурсов. Согласно энергетической стратегии, принятой в ЕС, уже к 2020 году страны – члены Содружества должны обеспечить 20 %-е сокращение выбросов парниковых газов, увеличение до 20 % доли возобновляемой энергии и 20 %-е повышение энергоэффективности. В более отдалённой перспективе многие страны идут существенно дальше. В частности, Германия планирует достичь к 2050 году 60 %-й доли ВИЭ в общем энергобалансе страны и 80 %-й – в производстве электроэнергии .

Ветровая, солнечная энергетика и производство биотоплива – наиболее быстрорастущие отрасли современной индустрии, на освоение которых брошен весь научно-технический потенциал ведущих стран мира. В указанных условиях дискуссия об экономической целесообразности активного развития ВИЭ в Российской Федерации трансформируется в осознание политической неизбежности движения в направлении альтернативной энергетики. Ставка только на углеводородное топливо грозит стране перспективой существенного технологического отставания от ведущих государств мира в базовом для экономики энергетическом секторе и, как следствие, потери лидирующих позиций России в глобальной экономике. Именно поэтому в последние годы, несмотря на полную обеспеченность России традиционными энергоресурсами, наметился позитивный перелом в отношении российского государства и бизнеса к альтернативным видам энергии.

Законодательство и поддержка ВИЭ. Особый путь России

Не секрет, что из-за дороговизны ВИЭ их бурное развитие в ведущих странах мира в последнее десятилетие стало возможным лишь благодаря финансовой поддержке со стороны государств. В настоящее время в мировой практике существует несколько механизмов поддержки проектов электрогенерации на основе ВИЭ. Наиболее популярны из них два: зелёные тарифы и зелёные сертификаты. В первом случае государство гарантирует приобретение у производителей электроэнергии из ВИЭ по специальным, более высоким тарифам. Их устанавливают для конкретного объекта на альтернативных источниках энергии на 20–25 лет, что обеспечивает хорошую рентабельность таких проектов. Во втором случае производитель по факту продажи на свободном рынке электроэнергии, сгенерированной на ВИЭ, получает специальный подтверждающий сертификат (подобная схема действует, например, в Швеции и Норвегии ), который впоследствии может быть продан. Государство обеспечивает спрос на такие сертификаты, вводя законодательные требования на долю ВИЭ в энергетике страны, в том числе льготы для компаний, использующих ВИЭ, и штрафы для «грязных» компаний.

ЗЕЛЁНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ В ШВЕЦИИ

Система зелёных сертификатов на электроэнергию, введённая в Шве­ции в 2003 году, заменила применяемую ранее систему грантов и субсидий.

Основная цель зелёных сертификатов – увеличить производство электроэнергии из ВИЭ на 20 ТВт ч к 2020 году относительно уровня 2002 года.

Система поддерживает компании, использующие ВИЭ: гидроэлектростан­ции и производителей электроэнергии, генерирующих её из энергии ве­тра, при сжигании биотоплива и торфа.

Работа системы основана на следующих принципах:

  • Министерство по устойчивому развитию выдаёт генерирующим ком­паниям, использующим ВИЭ, один сертификат (в электронном виде) на каждый МВт ч произведённой энергии. Срок действия сертификата – один год.
  • Правительство Швеции законодательно вводит годовые квоты по по­купке зелёных сертификатов для энергоснабжающих организаций и крупных потребителей электроэнергии в Швеции. Квоты устанавлива­ются на несколько лет вперёд.
  • Торговля зелёными сертификатами осуществляется на свободном рын­ке. Цена сертификата определяется соотношением спроса и предложе­ния на рынке.
  • В конце каждого отчётного периода организации, имеющие квоты, обя­заны отчитаться об их выполнении.

Отследить динамику изменения стоимости сертификатов можно, напри­мер, на сайте одного из брокеров, оперирующих на рынке зелёных серти­фикатов.

Стоит отметить, что в конечном итоге за поддержку производителей элек­троэнергии, использующих ВИЭ, платит конечный пользователь – все граж­дане Швеции. По оценке экспертов, доля зелёных сертификатов в стоимо­сти электроэнергии для конечных пользователей составляет около 3 %.

Преимущества зелёных сертификатов:

  • отсутствие бюрократических проволочек, характерных для системы грантов и субсидий;
  • открытость и прозрачность системы;
  • отсутствие прямой нагрузки на государственный бюджет;
  • возможность контролировать динамику прироста электроэнергии, полу­ченной из ВИЭ.

Зелёные сертификаты отлично зарекомендовали себя в Швеции, что ста­ло примером для других стран в Европе. Великобритания, Италия, Польша и Бельгия ввели подобные схемы поддержки производства электроэнер­гии из ВИЭ. Норвегия полностью повторила у себя шведскую систему, бла­годаря чему стало возможным объединить рынок зелёных сертификатов этих стран.

Оба механизма стимулируют конечных производителей зелёной энергии, при этом обеспечивается высокий рыночный спрос на оборудование для ВИЭ и, соответственно, конкурентное развитие производящих его предприятий. Всё это гарантирует привлечение в отрасль новых технологий и борьбу производителей за низкую себестоимость.

Как результат, активный рост альтернативной энергетики в прошлые годы, эффекты масштабирования и технологического усовершенствования производства в отрасли привели к существенному удешевлению ВИЭ и достижению сетевого паритета во всё большем числе регионов мира (состояние паритета стоимости энергии, полученной из обычных источников и альтернативных). Тем не менее для стимулирования старта развития отраслей ВИЭ на новых рынках, особенно в странах, не имеющих острой нужды в энергетических ресурсах, всё ещё требуется государственная помощь.

Россия на протяжении последних лет искала собственный путь поддержки ВИЭ, необходимость которого обусловлена специфическими особенностями внутреннего энергорынка. Отличительной чертой рынка электроэнергетики России является схема ОАО РАО «ЕЭС России», предполагающая функционирование одновременно двух механизмов торговли электроэнергией: продажа собственно электроэнергии (её физически выработанных объёмов) и продажа мощности. Реализация мощности осуществляется посредством договоров о предоставлении мощности (ДПМ), в которых прописаны, с одной стороны, обязательство поставщика электроэнергии содержать в готовности генерирующее оборудование для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электроэнергии потребителя, а с другой стороны – гарантия оплаты мощности потребителем.

После тщетных попыток стимулирования развития ВИЭ в России через надбавки к рыночной цене электроэнергии 28 мая 2013 года Правительство РФ приняло Постановление № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» . Разработчики данного постановления попытались обеспечить максимальное интегрирование механизма поддержки ВИЭ в существующую в стране специфическую архитектуру рынка электроэнергетики. Поддержка ВИЭ (предусмотрена для трёх видов: солнечной, ветровой энергетики и малой гидроэнергетики) осуществляется через ДПМ ВИЭ – договоры о предоставлении мощности, видоизменённые с учётом особенностей ВИЭ. Изменения, внесённые в стандартный ДПМ, обеспечивают работу объектов на ВИЭ по правилам, аналогичным тем, которые применяются к объектам электрогенерации, работающим в вынужденном режиме.

В самом факте применения механизма ДПМ (который, по сути, является торговлей гарантиями) для продажи нестабильной, зависящей от капризов погоды альтернативной энергии заложены противоречия.

Попытки реализации этого механизма уже сегодня выявляют массу проблем. Сетевые операторы на местах не всегда правильно понимают специфику работы нового законодательства, что приводит к необоснованному требованию к собственникам генерирующих объектов предоставить гарантию поставки необходимой мощности.

Для адаптации всех участников рынка ВИЭ к новым условиям необходимо время. Потребуются разъяснения законодателей операторам на местах, разработка дополнительных подзаконных актов.

Согласно действующему законодательству, ВИЭ в России будут поддерживать в рамках ежегодных квот (целевых параметров), выделенных для каждого вида ВИЭ на период до 2020 года (табл. 1). Отбор инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов на основе ВИЭ осуществляется на специализированных конкурсах, где устанавливаются предельные уровни капитальных затрат. Основным условием для получения максимальной финансовой помощи от государства является требование локализации, т. е. обеспечение производства части оборудования для проекта внутри страны. Данное требование не просто отражает стремление государства стимулировать использование альтернативной энергии, но и определяет его как первоочередную задачу развития отрасли в целом с привлечением огромного научного и технологического потенциала российской экономики.

ТАБЛ. 1. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВВОДА НОВЫХ МОЩНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ВИЭ, МВт
Объекты Год ввода объектов в эксплуатацию
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
100 250 250 500 750 750 1 000 3 600
120 140 200 250 270 270 270 1 520
18 26 124 124 141 159 159 751
Всего 238 416 574 874 1161 1179 1429 5871

Законодательством предусмотрены жёсткие требования локализации (табл. 2). Все объекты в каждом секторе возобновляемой энергетики, получившие государственную поддержку, должны не менее чем на 50 % базироваться на российском оборудовании.

ТАБЛ. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ВИЭ
Объекты Год ввода в эксплуатацию Целевой показатель степени локализации, %
Генерирующие объекты, функционирующие на основе энергии ветра 2014 35
2015 55
С 2016 по 2020 65
Генерирующие объекты, функционирующие на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца С 2014 по 2015 50
С 2016 по 2017 70
Генерирующие объекты установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующие на основе энергии вод С 2014 по 2015 20
С 2016 по 2017 45
С 2018 по 2020 65

Более мягкие условия – по малым гидроэлектростанциям (МГЭС). В 2014–2015 годах действует требование 20 %-й локализации, однако это скорее виртуальная опция, поскольку с учётом специфики сектора первые объекты появятся не раньше 2016–2017 годов, когда вступит в действие требование 45 %-й локализации.

Первый конкурс отбора проектов ВИЭ на 2014–2017 годы проходил с августа по сентябрь 2013 года. Результаты его в значительной степени оценены специалистами как провальные. Основная причина в том, что участникам на подготовку к конкурсу, который проводился всего через три месяца после принятия соответствующего постановления, было выделено слишком мало времени. Многие компании просто не успели вовремя выполнить все условия для подачи заявок.

Современное состояние ВИЭ в России

Возобновляемая энергетика делает свои первые шаги в России. По сути, единственным направлением альтернативной энергетики в стране, которое достигло в последние годы весомых результатов, является биотопливная отрасль, в частности производство древесных гранул. Россия является ведущим поставщиком этой продукции на рынки Европы.

В производстве электроэнергии на основе ВИЭ существенного развития достигла только гидроэнергетика, на долю которой приходится до 16 % в энергобалансе страны. Однако и здесь зелёные электростанции, т. е. минимально влияющие на экосистему МГЭС (мощностью до 30 МВт), составляют ничтожно малую часть, при этом большинство из них построено ещё в советские времена. Секторы солнечной и ветровой электроэнергетики сегодня находятся практически на нулевой (стартовой) отметке.

Малая гидроэнергетика

Малые гидроэлектростанции (по международным стандартам – ГЭС мощностью до 25–30 МВт) были важнейшим источником электроэнергии для народного хозяйства СССР в первой половине прошлого столетия. В 1950‑е годы в СССР насчитывалось около 6 500 МГЭС (большинство на территории России) суммарной мощностью более 320 МВт, которые вырабатывали четверть электроэнергии, потребляемой в сельской местности. Последующая централизация энергообеспечения привела практически к полному отказу от малой гидроэнергетики.

В новом тысячелетии МГЭС вновь набирают популярность в Российской Федерации, причём развитие этой отрасли идёт двумя возможными путями: восстановление устаревших заброшенных МГЭС и строительство новых. Энергетический потенциал российских малых рек представляет интерес с точки зрения замещения привозных энергоресурсов в удалённых сельских регионах страны.

Сегодня отрасль малой гидроэнергетики в России после длительного периода забвения делает лишь первые шаги, о чём свидетельствует конкурс отбора инвестиционных проектов ВИЭ, прошедший в прошлом году. В секторе МГЭС конкурс был провален, т. к. на него не было подано ни одного проекта. Причины в неопределённости процедур аттестации мощности и подтверждения степени локализации оборудования. Немаловажную роль в неудаче конкурса сыграли также специфика малой гидроэнергетики и нехватка времени на подготовку документов. Вышеупомянутое постановление должно обеспечить законодательное поле для активизации процесса развития отрасли малой гидроэнергетики в России уже в ближайшем будущем.

Сейчас в России действуют порядка 300 МГЭС общей мощностью около 1 300 МВт. Основным игроком рынка МГЭС является компания ОАО «РусГидро», которая объединяет более 70 объектов возобновляемой энергетики. В организации разработаны программы строительства МГЭС, предполагающие сооружение 384 станций суммарной мощностью 2,1 ГВт. В ближайшие несколько лет в России можно ожидать ввода новых мощностей в малой гидроэнергетике в объёме 50–60 МВт установленной мощности ежегодно.

Ветровая энергетика

Ветровая энергетика в последнее десятилетие стабильно удерживает мировое лидерство среди новых технологий возобновляемой энергетики. К концу 2013 года общее количество установленных мощностей ветровых электростанций (ВЭС) в мире превысило 320 ГВт.

РИС. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 1997–2012 ГОДАХ, МВт (ПО ДАННЫМ WWEA )

Россия, благодаря огромной территории, охватывающей несколько климатических поясов, имеет самый большой в мире потенциал ветровой электрогенерации (оценивается в 260 млрд кВт ч электроэнергии в год, что составляет около 30 % нынешнего производства электроэнергии всеми электростанциями страны).

Следует отметить, что бóльшая часть наиболее «богатых на ветер» регионов России – это местности, удалённые от основных электрогенерирующих мощностей страны. К таковым относятся Камчатка, Магаданская область, Чукотка, Сахалин, Якутия, Бурятия, Таймыр и др. Здесь в основном отсутствуют собственные ископаемые энергетические ресурсы, а удалённость от магистральных линий электропередачи и транспортных энергетических нефте- и газопроводов делают экономически необоснованным подключение регионов к централизованному энергообеспечению. По сути, единственным постоянным источником электроэнергии в удалённых местностях России служат дизель-генераторы, работающие на дорогом привозном топливе. Производимая с их помощью электроэнергия имеет чрезвычайно высокую себестоимость (20–40 руб. за 1 кВт ч). В таких регионах строительство ВЭС как основного источника электроснабжения является экономически выгодным даже без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства.

Несмотря на безусловную экономическую обоснованность применения ВЭС во многих удалённых регионах страны, развитие ветроэнергетики (в масштабе общей электрогенерации) в настоящее время находится практически на нулевом уровне. В стране действует немногим более 10 ветровых электростанций, общая установленная мощность которых составляет всего 16,8 МВт. Всё это устаревшие ВЭС, использующие ветрогенераторы малых мощностей. Для сравнения отметим, что в соседней Украине, не имеющей сегодня недостатка в электроэнергии, общая установленная мощность ветропарков достигла 400 МВт, причём 80 % мощностей было установлено за последние два года.

ВЭС чаще строят в прибрежной полосе морей и океанов, где
постоянно дуют ветра

Самым крупным ветропарком в России в настоящее время является Куликовская (Зеленоградская) ВЭС, принадлежащая компании «Янтарьэнерго». Она построена в Калининградской области в период с 1998 по 2002 год. Электростанция общей мощностью 5,1 МВт состоит из 21 ветрогенератора, из которых 20 агрегатов мощностью по 225 кВт каждый были получены в виде гранта правительства Дании от компании SЕАS Energi Service А. S. До инсталляции на Куликовской ВЭС ветроагрегаты около восьми лет отслужили в датском ветропарке «Нойсомхед Винд Фарм».

В первом конкурсе инвестиционных проектов по строительству объектов электрогенерации на основе ВИЭ в сегменте ветровой энергетики приняла участие всего одна компания – ООО «Комплекс Индустрия», которая подала всего семь равных проектов с установленной мощностью по 15 МВт каждый. Общие плановые капитальные затраты компании на выполнение всех проектов – около 6,8 млрд руб. Средняя плановая стоимость инсталляции 1 кВт установленной мощности ВЭС составляет 64 918,3 руб. Все проекты компании без изменений прошли оба тура и были отобраны для выполнения.

На 2014–2015 годы не запланировано ни одного проекта. Только один проект (ВЭС «Аксарайская» в Астраханской области) планируется ввести в строй в 2016 году. Остальные шесть проектов введут в эксплуатацию в 2017 году. В общей сложности будет реализовано по два проекта в Астраханской и Оренбургской областях и три проекта в Ульяновской области.

Участники отрасли сегодня просто не готовы к столь быстрой реализации масштабных проектов ВЭС, в том числе и по причине необходимости выполнения требования локализации производства.

Солнечная энергетика

Солнечная энергетика занимает первое место в мире среди всех типов ВИЭ по популярности и динамике развития.

РИС. 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФОТОВОЛЬТАИКИ. РОСТ СУММАРНОГО КОЛИЧЕСТВА УСТАНОВОК В 2000–2012 ГОДАХ, МВТ (ПО ДАННЫМ EPIA )

В России же эта область энергетики является наименее развитой среди альтернативных источников энергии. В стране действуют не более 3 МВт общих установленных мощностей солнечных электростанций (СЭС), причём в основном это электрогенерирующие системы с единичной мощностью в пределах от единиц до десятков киловатт. Свыше 90 % всех установок приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, менее 10 % – на частные домохозяйства. Во многих случаях такие системы обеспечивают автономное электроснабжение удалённых от центральной электросети объектов и работают в комплексе с дизель-генераторами.

Крупнейшими действующими объектами солнечной энергетики в России по состоянию на сентябрь 2013 года были две электростанции примерно одинаковой мощности (100 кВт). Первая в России сетевая СЭС промышленного масштаба введена в эксплуатацию в октябре 2010 года вблизи хутора Крапивенские Дворы Яковлевского района Белгородской области компанией «АльтЭнерго». В начале июня 2013 года в эксплуатацию также запущена первая в России автономная дизель-солнечная электростанция мощностью 100 кВт (мощность установленных солнечных модулей – 60 кВт) в селе Яйлю Турочакского района Республики Алтай. Тонкоплёночные фотоэлектрические модули тандемного типа для СЭС разработаны на основе плёнок a‑Si/µk-Si. Произведено оборудование в России на заводе компании «Хевел» в Новочебоксарске (совместное предприятие группы «Ренова» и ОАО «Роснано»).

В декабре 2013 года в Дагестане запущена первая очередь самой крупной в России СЭС «Каспийская». Пока в строй введён 1 МВт мощностей, но уже весной 2014 года электростанция будет доведена до плановой мощности в 5 МВт. Осуществляет проект дагестанский филиал ОАО «РусГидро», строительство ведёт компания «МЭК-Инжиниринг». Запуск данной электростанции можно считать отправной точкой в развитии крупных СЭС мегаваттного класса в России. В 2014 году планируется завершить ещё два проекта СЭС в Дагестане общей мощностью 45 МВт.

Солнечная энергетика – единственный сектор ВИЭ в России, в котором конкурс отбора инвестиционных проектов в 2013 году состоялся в полном объёме. Количество поданных заявок на 289 МВт превысило выделенные для «солнечного» сектора квоты на 2014–2017 годы (согласно целевым параметрам, эта цифра составляет 710 МВт). В общей сложности подано 58 заявок на суммарную мощность 999,2 МВт. При этом на 2014 год объём поданных заявок превышал целевые показатели величин объёмов ввода установленной мощности на 29 %; на 2015 год – на 75 %; на 2016 год – на 59,5 %; на 2017 год – на 12 %.

По итогам конкурса отобраны проекты пяти компаний общей мощностью 399 МВт (рис. 3). Однако квота проектов, указанная в целевых параметрах, не заполнена, несмотря на широкий выбор. Как и в секторах ветровой энергетики и малой гидроэнергетики, недозаполненная целевая квота на 2014 год сгорает.

РИС. 3. ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОШЕДШИХ ОТБОР ПРОЕКТОВ ПО КОМПАНИЯМ

Подводя итоги, можно сказать о том, что отрасли ВИЭ в России остаются «законсервированными», хотя есть положительный сдвиг и гарантии государства, подкреплённые законодательно. Тем не менее уже в 2014 году будут реализованы первые крупные проекты по строительству СЭС суммарной мощностью немногим более 35 МВт. Участникам рынка возобновляемой энергетики ещё предстоит пройти длинный путь становления, но общие очертания этой отрасли уже сегодня вырисовываются в оптимистичных тонах.

Литература

  1. The Federal Government’s Energy Concept of 2010 and the Transformation of the Energy System of 2011 // Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety. 2011. Oct.
  2. Renewable Electricity with Green Certificates // Ministry of Sustainable Development. 2006. May.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
  4. Annual Report of World Wind Energy Association. 2012.
  5. Global Market Outlook for Photovoltaics 2013–2017. European Photovoltaic Industry Association.
  6. Рынок возобновляемых источников энергии в России – 2013: информационно-аналитический отчёт компании IBCentre.

Примечание: Приведенная выше статья написана в 2014 году. В текущем, 2015 году, Министерство энергетики России разработало стратегию энергетического развития России до 2035 года, о которой мы рассказывали в одной из ранее опубликованных на сайте статей . Впрочем, существенных изменений в развитии альтернативной энергетики по сравнению с ситуацией, изложенной в статье Виктор Андриенко, новая стратегия не несет. Кажется, что наша страна по-прежнему надеется на то, что потребности в энергии будут удовлетворяться в основном за счет ископаемого топлива.

В силу возрастающей потребности в децентрализованном электроснабжении районов с низкой плотностью заселения, а также стремления к повышению доступности энергоресурсов и достижению энергобезопасности страны в целом, все больше внимания уделяется альтернативным источникам энергии.

Целесообразность внедрения альтернативной энергетики

С развитием в России технологий в сфере альтернативной энергетики потребители все чаще отдают предпочтение техническим решениям на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На фоне растущих цен на углеводородное сырье экономическая целесообразность ВИЭ приобретает особую актуальность. Сочетание богатых российских ресурсов возобновляемой энергии и существующих на сегодняшний день передовых технологий в области возобновляемой энергетики неизбежно приведет к получению экономических прибылей при инвестировании в возобновляемую энергетику в России в будущем.

По мнению экспертов РАН, перспективными для России являются такие направления, как атомная энергетика, гидроэнергетика, энергия биомассы, использование биотоплива и петротермальных источников энергии.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Стратегические задачи развития ВИЭ

В целях снижения энергоемкости национальной экономики, экономии углеводородного сырья, улучшения экологической ситуации, обеспечения надежного снабжения отдаленных регионов электроэнергией Правительство РФ определило стратегической задачей повышение к 2020 г. удельного веса ВИЭ в энергобалансе страны с текущего 1% до 4,5%.

Текущий российский потенциал производства возобновляемых источников энергии приведен в табл. 1

Таблица 1

Российский потенциал производства возобновляемых источников энергии

По приблизительным подсчетам экспертов, прогнозируемая установленная мощность российского энергетического комплекса в перспективе на 2030 г. составит:

  • в области ветроэнергетики – 15 ГВт. Прогнозируется ввод новых мощностей на юге страны (в Волгоградской области и Краснодарском крае), на северо-западе (в Республике Карелия, Мурманской и Калининградской областях), в Сибири (Омской и Новосибирской областях), а также в Дальневосточных регионах (Хабаровском и Камчатском краях);
  • в области производства биомассы – 7 ГВт; 80% потенциала сосредоточено в южных и северо-западных регионах страны;
  • в области приливных электростанций – 6 ГВт. Возможны три проекта в Баренцевом, Охотском и Белом морях;
  • в области геотермальной энергии – 4 ГВт. Основной потенциал сосредоточен в южных и дальневосточных регионах страны;
  • в области малых гидроэлектростанций (МГЭС) – 2 ГВт. Большая часть (85%) гидропотенциала МГЭС России сосредоточено в Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах;
  • в области солнечной энергетики – 1 ГВт. Прогнозируется ввод новых проектов в южных регионах страны.

Сценарий развития российской возобновляемой энергетики на период до 2030 г. характеризуется возможным внедрением генерирующих мощностей в размере 140 ТВт·ч, или 7,5% от общего прогнозируемого уровня производства энергии 2030 г.

Меры государственной поддержки развития альтернативной энергетики

К основополагающим документам, регулирующим использование ВИЭ в России, следует отнести:

– Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Этот закон дает определение возобновляемым источникам энергии, устанавливает полномочия государственных органов власти в области регулирования и поддержки использования ВИЭ, приводит механизмы государственного регулирования использования ВИЭ:

  • обязательное возмещение (покупка) сетевыми компаниями потерь электрической энергии в сетях, в первую очередь, за счет энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах на основе ВИЭ;
  • предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов на основе ВИЭ мощностью до 25 МВт и признанных квалифицированными объектами;
  • установление надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка, для электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ (утвержденной методом расчета цен на розничном рынке);
  • осуществление другой поддержки использования ВИЭ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

– распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р “Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года”.

Данное распоряжение:

  • определяет цели и принципы использования ВИЭ;
  • содержит целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии, произведенной на ВИЭ;
  • включает меры по достижению этих целевых показателей;

– постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426 “О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии”;

– Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р).

Генеральная схема содержит прогноз возможностей развития электростанций на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и рекомендации по вводу генерирующих мощностей объектов на основе ВИЭ в период до 2030 г.;

– распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 № 1839-р “Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии” (далее – распоряжение № 1839-р).

Утвержденный комплекс мер предусматривает:

  • внесение изменений в Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ;
  • утверждение методических указаний расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на основе ВИЭ и приобретаемую на розничных рынках в целях компенсации потерь в электрических сетях;
  • разработку Правил выдачи, обращения и погашения сертификатов ВИЭ;
  • выработку предложений по локализации производства оборудования.

На сегодняшний день Правительство РФ ведет определенную работу в области развития возобновляемых источников энергии. Минэнерго России инициировало проект государственной программы “Энергоэффективность и развитие энергетики” (2012–2020 гг.), включающей подпрограмму “Развитие использования ВИЭ”.

Основные мероприятия подпрограммы предполагают:

  • стимулирование развития использования ВИЭ в субъектах РФ;
  • реализацию мер по привлечению внебюджетных средств на развитие использования ВИЭ;
  • создание инфраструктурных условий развития использования ВИЭ.

Для реализации данных мероприятий сформулированы меры государственного регулирования, а именно:

- субсидии :

из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ развития электроэнергетики в области использования ВИЭ;

организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на сооружение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;

- тарифное регулирование :

обеспечение функционирования механизма купли-продажи (поставки) мощности по договорам, заключаемым поставщиками электрической энергии и мощности, произведенной на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, с организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка;

включение в систему регулируемых тарифов на розничных ранках электрической энергии тарифа на электроэнергию, поставляемую квалифицированными генерирующими объектами на основе использования ВИЭ, сетевым организациям для компенсации потерь электрической энергии в сетях;

- налоговое регулирование :

освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, сроком на пять лет;

предоставление инвестиционного налогового кредита организациям, осуществляющим инвестиции в сооружение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Проблемы развития возобновляемой энергетики

К сожалению, несмотря на созданную законодательную базу, развитие возобновляемой энергетики в нашей стране идет не такими темпами, как этого бы хотелось. Особенно заметно наше отставание при сравнении с развитием этой отрасли в ряде западных стран.

В 2009 г. была утверждена российская программа развития альтернативной энергетики, в рамках которой ее доля в общей массе потребления до 2020 г. должна увеличиться до 4,5%. Для сравнения, в том же 2009 г. немецкое правительство решило, что до 2020 г. в стране 30% электричества может производиться с помощью возобновляемых источников энерги.

Развитие альтернативной энергетики в России сдерживается рядом проблем, в частности:

– отсутствием полноценной нормативно-правовой базы.

Несмотря на десятилетие действия Федерального закона № 35-ФЗ, в котором были определены основные направления развития и меры поддержки возобновляемых источников энергии, дальнейшего развития в нормативных документах Правительства РФ и отдельных министерств они не получили. И только в последнее время наблюдается положительная динамика реальной подготовки документов по линии Минэнерго России. Можно отметить, что на сегодня у руководства страны и руководства Минэнерго России появляется понимание необходимости развития возобновляемой энергетики. Одним из последних документов, подтверждающих это, можно назвать постановление Правительства РФ № 1839-р;

– непонятным, сложным и затратным порядком квалификации генерирующего на основе ВИЭ объекта;

– отсутствием механизма ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Действующие правила оптового и розничного рынков электроэнергии препятствуют инвестициям в проекты малой распределительной энергетики;

– сложностями с подключением к электрическим сетям и их синхронизацией, а также с реализацией электрической энергии или сетевым компаниям, или гарантирующему поставщику;

Зафиксированная в законодательстве об электроэнергетике процедура присоединения объектов малой генерации к электрическим сетям возлагает на инвестора все расходы по созданию сетевой инфраструктуры.

Неурегулированность всех этих вопросов, отсутствие реальной экономической поддержки государства сводит на нет все усилия бизнеса;

– “отрицательной экономической составляющей”.

Как не раз указывалось экспертами, недооценка и даже пренебрежение к экологичной и эффективной энергетике с использованием ВИЭ происходит из-за избытка наших природных топливно-энергетических ресурсов (газа, нефти, угля), их относительной дешевизны (цена 1 тыс. куб. м газа в России в четыре раза ниже, чем в Западной Европе). Это приводит руководителей, стоящих на уровне принятия решений, к следующим выводам: цена электроэнергии на ВИЭ чрезмерно высока, на дотирование этого процесса нет финансовых ресурсов (или их очень мало), поэтому развитие ВИЭ не является приоритетным.

Правительство РФ приняло программу развития альтернативной энергетики, которая предполагает увеличение ее доли в энергобалансе страны до 4,5% к 2020 году, пишет "Коммерсант".

В пятницу, 16 января, премьер России Владимир Путин подписал постановление об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности в электроэнергетике на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Подписание документа означает, что любой инвестор, вложившийся в строительство таких энергомощностей, будет получать фиксированный возврат средств от государства на каждый выработанный киловатт-час.

Как отмечает газета, ранее речь шла о том, что возврат составит 2,5 копейки на 1 кВт ч. Они будут собираться со всех потребителей на территории страны. Эта компенсация должна сделать альтернативную энергетику прибыльной.

Сейчас в России из всех возобновляемых источников энергии активно используются только гидроресурсы. Однако постановление правительства о ВИЭ учитывает только "малые ГЭС" установленной мощностью до 25 МВт. Кроме того, к возобновляемым источникам отнесены ветроэнергетика, станции, использующие энергию морских приливов, геотермальных источников, солнечные батареи.

В стране работает всего несколько проектов такого рода, например, ветропарки в Башкирии и Калининградской области, Мутновские ГеоЭС на Камчатке (около 60 МВт), приливная электростанция (ПЭС) на Кольском полуострове. В целом вся альтернативная энергетика ныне дает около 8,5 млрд кВт ч в год, что составляет менее 1% от общероссийской выработки.

Принятая программа предполагает увеличение доли ВИЭ в стране до 1,5% уже в 2010 году, а в 2020 году цифра должна вырасти до 4,5%. Этого постановления около полутора лет ждала государственная "РусГидро", у которой на сегодняшний день самая большая программа развития ВИЭ.

Альтернативная энергетика была крайне популярна на Западе в период высоких цен на нефть, говорит аналитик "Уралсиба" Александр Селезнев. Сейчас, после падения цен более чем втрое, такие проекты могут отложить. Наиболее перспективными отраслями господин Селезнев считает малые ГЭС и, возможно, приливную энергетику, где у России есть хорошие наработки.

Аналитик Credit Suisse Евгений Ольхович полагает, что прописанные в постановлении правительства темпы развития ВИЭ в принципе достижимы. Однако сейчас в России эта сфера практически неразвита. Исключением являются малые ГЭС, на которые, видимо, и будет сделан основной упор, говорит аналитик.

Реализация частных проектов в ближайшие годы в условиях кризиса будет затруднена, и основные проекты в сфере ВИЭ, скорее всего, будут реализованы "РусГидро". Постановление является рамочным, подчеркнул Ольхович, и потенциальным инвесторам еще потребуется уточнение механизмов ценообразования, отдачи на вложенный капитал.