Либеральное движение в конце XIX - начале ХХ вв., «новый» либерализм. Всемирно – прогрессивный подход к изучению истории Либеральное измерение периодизация

Сегодня по телевидению и вообще в Интернете многие говорят: «Вот они либералы, либерально настроенные граждане...» Также современных либералов называют и похлеще: «либер@стами», либероидами и пр. Чем же так не угодили эти либералы всем, кто их хает? Что такое либерализм? Сейчас объясним простыми словами, а заодно определим, стоит ли так ругать современных либералов и за что.

История либерализма

Либерализм является идеологией — системой идей об устройстве общества и государства. Само слово происходит от слова Libertas (лат.) — что означает свобода. Какое отношение он имеет к свободе сейчас выясним.

Итак, представьте себе суровое средневековье. Вы — ремесленник в европейском средневековом городе: кожевенник, или вообще мясник. Ваш город находится во владениях феодала: графстве, баронстве или герцогстве. И город каждый месяц платит ему ренту за то, что находится на его земле. Захотел, предположим феодал ввести новый налог — к примеру на воздух. И введет. И никуда горожане не денутся — будут платить.

Разумеется, были города, которые выкупались на свободу и сами уже устанавливали у себя более-менее справедливое налогообложение. Но то были крайне богатые города. А ваш — такой средний город — не может позволить себе такую роскошь.

Если ваш сын захочет стать врачом или священником, то это будет просто невозможно. Потому что государственный закон определяет жизнь каждого сословия. Он только может заниматься тем делом, которым занимаетесь вы — быть мясником. И когда налоговое бремя разорит город, тогда, наверное, он поднимется и свергнет власть феодала. Но королевские войска, или войска феодала, рангом повыше — придут и покарают такой бунтующий город.

К исходу Средневековья такой порядок вещей надоел в первую очередь горожанам: ремесленникам, торговцам, — словом тем, кто реально зарабатывает своим тяжким трудом. И Европу охватили буржуазные революции: когда буржуазия стала диктовать свои условия. В 1649 году революция в Англии, . А какие интересы и буржуазии?

Определение либерализма

Либерализм — это идеология, ключевыми элементами которой являются: свобода личности,идея общественного блага, гарантия правового и политического равенства. Это и нужно буржуазии. Свобода: если человек хочет заниматься бизнесом — пусть занимается тем, чем хочет — это его право. Главное, чтобы он не причинял вред другим людям и не посягал на их свободу.

Равенство — очень важная идея. Конечно, все люди не равны: по своему интеллекту, усидчивости, физическим данным. Но! Речь идет о равных возможностях: если человек захочет сделать что-то, никто не вправе ему помешать на основании расовых, социальных или иных других предрассудков. В идеале любой человек может выбиться в люди, «подняться» при усердном труде. Разумеется подниматься будут не все, ведь не все могут и хотят долго и упорно усердно работать!

Общее благо: означает разумное устройство общества. Где государство гарантирует права и свободы личности, защищает эту личность от всевозможных угроз. Государство также защищает правила жизни в обществе: контролирует соблюдение законов.

Еще очень важное основание либерализма: идея естественных прав . Идею эту развили английские мыслители Джон Локк и Томас Гоббс. Заключается она в том, что человеку от рождения присущи три права: право на жизнь, на частную собственность и на стремление к счастью.

Никто не вправе отбирать жизнь у человека, разве что государство и только по закону. Право частной собственности было детально разобрано . Стремление к счастью означает ту же свободу действий, само собой в рамках закона.

Классический либерализм приказал долго жить в 1929 году, когда в США возник кризис в результате которого обанкротились десятки тысяч банков, умерли миллионы человек от голода и все такое прочее. Сегодня мы говорим о неолиберализме. То есть под влиянием разных факторов либерализм изменился: трансформировался в неолиберализм.

Что такое неолиберализм, мы детально разбираем на моих курсах подготовки к экзаменам .

Почему же либералы сегодня в России такие «плохие», что их все ругают? Дело в том, что люди, называющие себя либералами отстаивают не столько идеологию либерализма, сколько ту идею, что Европа и США — самые лучшие страны и что именно на них нужно ориентироваться: войти в ЕвроСоюз, НАТО, — словом прогнуться под Запад. При этом, если ты говоришь, что ты не считаешь это правильным, они тебе доказывают, что ты вообще не прав. То есть заведомо нарушают твое право на ту же свободу слова, свобода мнения, позиции.

Зачем нам Европа, если у них кризисная экономика? Ведь все кризисы начинаются именно на Западе. Посмотрите на страны, вошедшие в ЕвроСоюз: Греция, Румыния. Румыны теперь ездят чистить немецкие унитазы в Германию — они же не могут работать на своих автобусных заводах — их же закрыли из-за того, что автобусные поставки делает Германия. А Греция — несколько лет в Евросоюзе довело эту страну до финансового коллапса, даже не кризиса — коллапса.

Глядя на все это — поневоле задумаешься, а зачем нам в ЕС? Чтобы у нас разрушили хотя бы, что еще как-то где-то работает? Поэтому если я бы и называл современных российских «либералов» (тех людей, которые выступают за безоглядную евроинтеграцию), либералами, то только через кавычки.

В заключении привожу расхожую шутку. На вопрос: «Надо валить?» патриот отвечает «Кого?», а либерал «Куда?» 🙂

Надеюсь, Вы получили исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое либерализм», ставьте лайки, пишите в комментах обо всем этом.

С уважением, Андрей Пучков

Периодизация – это традиционный метод исторического анализа, основывающийся на выделении эпох, в рамках которых действуют сходные для многих народов закономерности общественного развития.

История есть только там, где есть время. Философия определяет время как форму возникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха так называемого«исторического времени » охватывает около 6-7 тыс. лет, «доисторического времени » - несколько сот тысячелетий, «геологического времени » - около четырех миллиардов лет, «космическое время » бесконечно. Системы счисления времени называются календарями , каждый из которых обязательно должен иметь точку отсчета, называемую эрой . Для истории важнейшим представляется понятие эпохи. Оно буквально означает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется на основании каких-либо отличительных особенностей, критериев. Таким мерилом отличия в рамках наиболее распространенной всемирноисторической периодизации является действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди них выделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительными силами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия стран мира.

В рамках всемирноисторической периодизации принято выделять: 1) эпоху первобытной истории (с глубокой древности до I тыс. до н.э.), 2) эпоху Древнего мира (IV тыс. до н.э. - середина I тыс. н.э.); 3) эпоху Средних веков (476-1640 годы); 4) эпоху Нового времени (1640-1917 годы); 5) эпоху Новейшего времени (с 1917 г. по н.в.). Для России эпоха древности продолжалась вплоть до нашествия монголо-татар в XIII веке. Средневековье охватывало XIV-XVII века. Новое время началось с петровских реформ XVIII века, Новейшая историческая эпоха – с октябрьской революции 1917 года.

Формационная периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая: 1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.); 2) феодальная (IX - середина XIX в.); 3) капиталистическая (1861-1917 годы); 4) социалистическая (1917 - начало 90-х годов XX в.). Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов. Так, история феодализма в России имеет следующие стадии развития: 1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI-VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IХ-ХI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (ХII-ХV вв.); 4) поздний феодализм (ХVI-ХVII вв.); 5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.); 5) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861-1917 годы).

Точно так же история капитализма в России выходит за рамки собственно капиталистического периода: 1) зарождение капитализма (ХVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (ХVIII - первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (30-80-е годы XIX в.); 4) монополистический капитализм (90-е годы XIX - начало XX в.).

Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: дату Великой Октябрьской социалистической революции (24-26 октября 1917 г.). Далее следовали этапы: 1) эпоха первых декретов - становление основ нового строя (октябрь 1917 - май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918-1920 годы); 3) нэп (1921-1927 годы) - многоукладная экономика; 4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее на прочность в годы войны и восстановления (1928-1953 годы); 5) хрущевские реформы системы государственного социализма (1953-1964 годы); 6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60-80-е годы ХХ в.); 7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (90-е годы XX в.).

С точки зрения типа организации общества выделяют: 1) эпоху патриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.); 2) разложение общинного равенства (VI-VIII вв.); 3) период формирования ведущих сословий (IX-XIII вв.); 4) стадия консолидации сословий (ХIV-ХVII вв.); 5) время утверждения корпоративно-сословного строя (ХVIII в.); 6) стадия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX - начало XX в.); 7) конституционное оформление классовой структуры общества нового социалистического образца (с 1918 г.); 8) поляризация общества по линии масса - элита (70-90-е годы XX в.).

По типу организации власти российскую историю подразделяют на: 1) стадию догосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX - начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности (ХII - середина ХV в.); 4) эпоху образования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV - середина ХVII в.); 5) стадию абсолютизма (середина ХVII - начало XX в.); 6) период парламентской монархии (1906-1917 годы); 7) эпоху советской республики (1917-1991 годы); 8) настоящие годы президентской республики.

В соответствии с развитием культуры выделяют: 1) дохристианскую эпоху (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х-ХIII вв.); 3) эпоху национального возрождения (ХIV-ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI-ХVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII - начало XX в.); 6) советская светская культура (1917-1991 годы); 7) постсоветская культура плюралистического содержания (90-е годы).

По критерию модернизации исторический процесс подразделяется на период господства традиционного общества и современного . Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру . Традиционное общество в целом соответствует эпохам Древности и Средневековья. Оно основывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Схема модернизации может быть принята только как дополнительная к вышеприведенным типам периодизации, ибо она сцентрирована на фиксацию изменений индустриального развития и не отражает традиционные общество и отношения.

В соответствии с ней историю перехода российского общества от традиционного к индустриальному можно подразделить на периоды:

1) ХVI-ХVII вв. - предвестники модернизации в области экономики - начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенациональные идеологии - «Москва - Третий Рим» и «богоизбранности Романовых»);

2) ХVIII в. - углубление модернизации : прогресс мануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству, оформление светской культуры;

3) XIX - начало XX в. - первый виток модернизации , носившей капиталистический характер: осуществление промышленного переворота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политического строя - появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию, профсоюзов; 4) 1917-1991 годы - второй виток модернизации , носившей государственно-социалистический характер: превращение страны из аграрной сначала в аграрно-индустриальную (конец 30-х годов), а затем в индустриальную державу (к 60-м годам), кардинальная перестройка политической системы (конституция, республика, гражданское и политическое равенство граждан, отделение церкви от государства и школы от церкви), сущностная перестройка общественного сознания, формирование массовой культуры.

5) 1992 г по настоящее время – современный переходный период, период слома старой модели индустриального развития , характеризующийся многоукладностью экономики, её переориентацией с военно-промышленной специфики, ориентированной на внутренние ресурсы, на развитие топливно-сырьевого комплекса, глубоко интегрированного в мировое экономическое сообщество.

При построении общеисторической периодизации обычно учитывается комплекс вышеприведенных критериев, таких как: 1 ) господствующая форма социально-экономических отношений; 2 ) тип организации власти; 3 ) характер организации общества; 4 ) специфика культуры.

В соответствие с ними российский исторический процесс делится на следующие периоды:

1) первобытнообщинная эпоха , время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь , раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX - начало XII вв.);

3) феодальная раздробленност ь, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха национального возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства , начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер. XV-XVII вв.);

5) начальный этап модернизации Росси и, оформление строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма , разложения сословной организации общества и замена ее классовой структурой, период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления общественно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизаций и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после падения романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя (1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти, воссоздание имперских границ государства (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма , начало поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка - трансформация системы государственного социализма (1985-1991);

13) постперестройка – переходный период развития Отечества (1992-настоящее время).


Похожая информация.


Религиозный подход к изучению истории

Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, осно­ванное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного ми­ропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосно­вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и чело­века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Точка зрения . В религиозном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога.

Периодизация. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание хода истории.

Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:

От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;

От рождения Иисуса Христа до конца мира.

В Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-35) записано: «Бог послал в этот греховный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летоисчисление начинается со дня рождения Иисуса Христа».

Смысловые понятия . Понятийный аппарат подхода основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние - «страдание Души».

Причина и оценка фактов . Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального - тела человека и Вечности - Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки.

Всемирно – прогрессивный подход к изучению истории

Точка зрения . Во всемирно-прогрессивном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.

Периодизация. Идею единства всемирного исторического пути человечества и прогресса обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Была создана периодизация «восходящей истории». Цивилизация мыслилась как высший этап истории, на котором возникает и развивается государство и собственность.

Причина и оценка фактов . Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи и делаются выводы.


Направления подхода Всемирно-прогрессивный подход к изучению истории при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:

Марксистское (по периодизации - формационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества.

Либеральное (по периодизации - модернизационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.

А) МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Точка зрения . Направление, изучая прогресс человечества, приоритетной ценностью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Периодизация . Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям.

Смысловые понятия . Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Причина и оценка фактов . История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий.

Б) ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Точка зрения . Изучая прогресс человечества, либеральное направление высшей ценностью человечества считает развитие отдельной личности и обеспечение ее индивидуальных свобод. Личность, реализуя свой интерес противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Периодизация . В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция - модернизация. Либеральное направление предлагает следующие этапы модернизационного хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Смысловые понятия . Подход вводит свои понятия, а общеупотребляемые наполняет смыслом с точки зрения интереса личности. Понятийный аппарат подхода основывается на эволюционном развитии общества (модернизация - обновление) и сотрудничестве (консенсусе) классов. Понятия направления: модернизация, эволюция, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.

Причина и оценка фактов . Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории ведомой личностью всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности - героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из логики подачи фактов, делаются выводы, и дается оценка истории.

Экономическая наука с давних времен до сегодняшнего дня прошла долгий путь. Множество теорий и законов были открыты ею, исследованы и выработаны на их основе наиболее правильные подходы к ведению хозяйственной деятельности человеком. Политэкономия рассматривает множество вопросов теории, входящих в ее компетенцию. Новые учения, взгляды, закономерности и гипотезы заслуживают повышенного внимания ученых, ведь от этого зависит благосостояние всего общества. Неолиберализм - это новое экономическое учение, основные черты которого и направления в области исследования действительности заслуживают внимательного рассмотрения.

Возникновение

Неолиберализмом называется новое направление в экономике, которое ставит во главу общей организации хозяйствования принцип невмешательства государства в процессы регулирования отношений между субъектами торговых, производственных отношений. Это направление сформировалось в 19 веке.

Происхождение данной теории ведется от системы либеральных взглядов английских ученых А. Смита и По их мнению, государство должно вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов минимально.

Неолиберализм - это также результат мысли школы Германии, представители которой одними из первых начали рассматривать политэкономию как науку о ведении национального хозяйствования.

Развиваясь и совершенствуясь, неолиберализм в породил множество направлений и учений, стал основой для дальнейших изысканий ученых всего мира.

Самые известные представители

Неолиберализм, представители которого относятся к современным течениям экономической науки, критически характеризуют кейнсианство. По их мнению, роль государства заключается лишь в обеспечении условий, необходимых для создания конкуренции и осуществления контроля в сферах, где эти условия отсутствуют.

К неолибералам относятся такие школы как неоавстрийская (В. Хайек), чикагская (М. Фридман), фрайбургская и В. Ойкен).

Большая вариативность взглядов определила развитие множества школ и подходов к изучению закономерностей экономической действительности.

Основные принципы

Существует несколько основополагающих принципов неолиберализма. Они определяют принадлежность учения к этому направлению. Экономический неолиберализм основывается на таких принципах как права и свободы личности, конституциализм, равноправие всех членов социума. Определяющими факторами развития хозяйственных отношений являются частная собственность и предпринимательство.

Саморегулированию рыночной экономики также должны способствовать действия централизованного управления в социальной сфере. Перераспределение доходов должно учитывать интересы малоимущих слоев населения в первую очередь. Это укрепляет социальную справедливость.

Основанный на главных принципах смог адаптировать и принять ряд новых теорий и направлений, свойственных для других экономических систем (в том числе социалистической).

Историческая школа Германии

В 19 веке в Германии классическая школа распространения не получила. Поэтому здесь возникло историческое направление, которое основывалось на ряде концепций. Его представители утверждали, что общие законы экономики производства и распределения - выдумка, а правильное развитие объясняет именно неолиберализм. Школы неолиберализма этого направления придерживались мнения, что хозяйственная организация каждой страны должна функционировать по своим собственным закономерностям. Их определяют географическое положение и история, культурные и национальные традиции страны.

Выделяется три этапа развития этого направления. Первый датируется 40-60-ми годами 19 столетия. Это так называемая Старая историческая школа. Второй этап длился с 70-х до 90-х годов 19 века. В это время сформировалась Новая историческая школа. Затем была создано самое последнее направление. В первой трети 20 столетия возникла Новейшая историческая школа.

Старая историческая школа

Основал Историческую школу Ф. Лист, который выступал против английских классиков. Он определил основные концепции, характеризующие неолиберализм. Школы неолиберализма, основанные после этого периода, сохранили основные принципы его взглядов.

Общественное богатство, по мнению приверженцев данного направления, достигается путем слаженной деятельности людей. Политика при этом должна объединить народные массы и воспитать нацию с ценностями развития промышленности. Для каждой стадии производства должна осуществляться своя программа, позволяющая достичь всем классам общества высокого уровня.

Государство, по словам Листа, должно охватывать всю нацию, составляющие классы которой обладают самостоятельностью. Оно направляет основные усилия отдельных звеньев в правильное русло для достижения долгосрочных интересов общества.

Новая историческая школа

Появившееся позже направление развивало теории неолиберализма в новых условиях. Германия в то время уже существовала как сплоченная нация, однако культ государства и агрессивная внешнеполитическая настроенность ознаменовали этот период.

Одним из самых ярких представителей неолиберализма того времени стал Г. Шмоллер. Он говорил о необходимости связи этого течения с этикой, социологией, историей и политологией.

В экономической практике Шмоллер выделял три сферы деятельности: личный интерес, общественные принципы, благотворительность. В функциях государства представители этих взглядов усматривали заботу о воспитании, о здоровье людей, о развитии внутренних общественных связей, о стариках, детях, инвалидах. Л. Брентано выдвинул идеи о ликвидации неравенства среди рабочих.

Новейшая историческая школа

Политический неолиберализм достиг самых больших крайностей в предвоенную эпоху. В. Зомбарт в своих работах противопоставил «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев). Он считал, что последние имеют право с помощью военной мощи забрать у первых то, что они приобрели за годы развития их торговых отношений и промышленности.

Это направление приписывало государству функции инициатора планирования национального экономического развития. Здесь были подняты идеи жесткой централизации власти и сословное деление общества на классы. Эти взгляды были применены германскими фашистами и стали одной из составных частей их политики.

В это же время М. Вебер призывал рассматривать экономическую действительность в сравнении с ее идеальной моделью. Определяя отклонения от нее, исследовалась степень этого несоответствия. Основная идеология неолиберализма, которая была выработана на то время германской исторической школой, была продолжена в других направлениях экономической мысли, например, в американском институционализме и ордолиберализме.

Фрайбургская школа

На основе взглядов новой исторической школы развилась Фрайбургская школа. Ее еще называют ордолиберальной. Однако с данной точки зрения неолиберализм - это учение, рассматривающее макроэкономические процессы жизни общества, поддерживающее утверждения, что индивидуальная частная собственность должна укрепляться повсеместно на средства производства. Но государство с точки зрения неолибералов этого периода должно вмешиваться в экономику, в ее механизмы прибыли и конкуренции.

Одним из выдающихся представителей этого направления был В. Ойкен. Он выделил два типа экономического строя. В одном преобладает а в другом - общественное. Эти черты, по его мнению, встречаются в каждой системе. Только один из признаков преобладает больше.

Чикагская и неоавстрийская школы

К неоавстрийской школе относятся взгляды выдающего экономиста Он развивал взгляды А. Смита и говорил о направляющей силе конкуренции. Ученый говорил о возникновении спонтанного порядка в экономике. По его мнению, конкуренция при помощи изменения цены дает понять участникам рынка о тех возможностях, которые открываются перед ними.

Он считал, что на рынке реализуются механизмы бессознательной организации. Поэтому информация должна распространяться беспрепятственно. Это даст возможность всем субъектам рыночных отношений организоваться лучшим образом.

Самым ярким представителем Чикагской школы является Он придерживался идеи, что государство нельзя допускать в область регулирования объема производства, цены, занятости и создания богатства. Оно должно лишь регулировать уровень денег в обороте. По мнению этого ученого, изменение уровня предложения денег значительно влияет на рыночную конъюнктуру.

Утверждал, что рынок может как способствовать общественному развитию, так и воспрепятствовать ему. Неолиберализм в экономике, с его точки зрения, позволяет не допустить негативных вмешательств со стороны заинтересованных групп людей. Ведь рынком пользуется каждая система. Разница состоит только в объеме власти, которой обладают разные участники.

Ознакомившись с основными понятиями и направлениями экономических взглядов данного направления, можно сделать вывод, что неолиберализм - это система взглядов, которая утверждает главенствующей управляющей силой на рынке саморегулирование. Государству отводится лишь определенная сдерживающая функция.

Периодизация истории России содержит такие временные отрезки развития страны, которые отличаются друг от друга политическими, экономическими, социальными, культурными и другими основополагающими критериями.

Изначальная периодизация. Известны десятки периодизаций истории России. Возьмем для примера те, которые предложили патриархи русской истории: Н.М. Карамзин (основное сочинение «История государства Российского»), С.М. Соловьев (основное сочинение «История России с древнейших времен), В.О. Ключевский (основное сочинение «Курс русской истории).

Н.М. Карамзин выделяет в истории России три периода (табл.1):

Таблица 1

Как видим, в основу своей периодизации Н.М. Карамзин положил концепцию: «И с т о р и я н а р о д а п р и н а д л е ж и т ц а р ю».

С.М. Соловьев выделил четыре периода в русской истории (табл. 2):

Таблица 2

Период

Именные или

хронологические рамки

От Рюрика до

Андрея Боголюбского

Период господства родовых

отношений в политической

От Андрея Боголюбского

до начала XVII в.

Период борьбы родовых

и государственных начал,

завершившийся полным

торжеством

государственного начала

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты

Начало борьбы родовых и

государственных отношений

б) от Ивана Калиты до

Время объединение Руси

вокруг Москвы

в) от Ивана III до начала

Период борьбы за полное

торжество государственного

С начала XVII до середины XVIII вв.

Период вступления

России в систему

европейских государств

С середины XVIII до реформ 60-х годов XIX вв.

Новый период русской

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего и с т о р и ю г о с у д а р с т в е н н о с т и.

В.О. Ключевский в истории России также выделял четыре периода (табл. 3):

Таблица 3

период

Хронологические рамки

С VII до XIII в.

Русь Днепровская,

городовая, торговая

С XIII до середины XV в.

Русь Верхневолжская,

удельно-княжеская,

вольно-земледельческая

С половины XV до второго десятилетия XVII в.

Русь Великая,

Московская,

царско-боярская,

военно-земледельческая

С начала XVII до половины XIX в.

Период всероссийский

императорско-дворянский,

период крепостного

хозяйства, земледельческого

и фабрично-заводского

В основу периодизации исторического развитии России В.О. Ключевский положил в большей мере э к о н о м и к у в е е с т а д и а л ь н о м р а з в и т и и, акцентировав значительное внимание на факторе колонизации.

Между тем, мы считаем, что периодизации Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского были приемлемы для своего времени (уровня научного развития историографии и источниковедения), сегодня их достаточно знать, а не использовать как основу преподавания вузовского курса истории – слишком много времени прошло с тех пор.

Временем очевидных активных поисков периодизации истории стали конец XIXиXXвв. При этом наибольшие споры всегда вызывал первый период развития Русского государства.

В учебниках дореволюционных (Д. И. Иловайского и др.) и послереволюционных (М.В. Нечкиной и А.В. Фадеева, Б.А. Рыбакова и др.), в том числе новейшего времени (конца 90-х гг. XXв. – А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова и др.), нетрудно заметить, что, например, понятия Киевская Русь и Новгород употребляются или эпизодически, или не употребляются вообще. Надо полагать, что учебники отражают различные концепции происхождения Руси. Их много, но в современных условиях наиболее распространены норманнская, киевская и теория неоднородного происхождения русского и украинского народов (при этом мы не принимаем «теории» Фоменко, Кодера, Кондыбы и Золина с их «экзотическими» концепциями истории Руси, далекими от научного обоснования и откровенно русофобско-фальсифицированных). В учебниках чаще всего рассматривается норманнская, или «киевская» версия происхождения Руси.

Согласно «киевской» концепции, Киев и только Киев является началом отсчета российской государственности. При этом Новгороду не отводится никакой роли, Владимир и Москва считаются продолжением развития Киевской Руси.

Норманнская теория в определенной мере подтверждает новгородское начало Руси, но в то же время как бы ущемляет самолюбие россиян: ведь по летописи в Новгородской земле стали княжить варяги – братья Рюрик (в Новгороде), Синеус (в Белоозере) и Трувор (в Изборске). 1

И если эти земли считать первоосновой Русского государства, то такое предположение как бы укрепляет норманнскую теорию. Исходя из этого, видимо, и был сделан акцент на «Киевской Руси», как единственном начале Российского государства.

Хотелось бы привести некоторые соображения относительно норманнских корней Российской государственности. Из трех упоминаемых в летописи (ПВЛ) князей только Рюрик, как доказано, был реальным лицом. Что касается Синеуса и Трувора, их появление на исторической сцене, по мнению А.М. Кузнецова, ничто иное, как «курьез историографии». Академик Б.А. Рыбаков в работе «Начальные века русской истории» пишет: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика…, «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («Sineuse» - «своими родичами» - Синеус) и верной дружиной («Truwar» - «верной дружиной» - Трувор)… Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устнойcare(изложении - И.П.) традиционного окружения конунга за имена его братьев). Достоверность легенды в целом … не велика». 2

Относительно начала российской государственности выскажем следующее предположение. Многие отряды (дружины) варягов (норманнов, скандинавов) устремились (по разным причинам, на наш взгляд, основной была материально-экономическая) на Запад, Юг и Восток для грабежей, захвата земель, с целью осесть на них, и т.д. Один из таких отрядов, во главе с военным вождем Рюриком, искавший земли для грабежей оказался в Новгородской земле, и на короткое время захватил Новгород, став его правителем (по другой версии, ильменские славяне призвали его княжить вместе с «братьями» Синеусом и Трувором в Новгород; факт приглашения варягов на княжение в Русскую землю не установлен). Между тем, вскоре варяги из Новгорода были изгнаны. Н.М. Карамзин пишет: «Бояре славянские (во главе со старейшиной, князем Гостомыслом – И.П.), недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную …, вооружили (новгородцев – И.П.) против норманнов, и выгнали их…». 3 Следовательно, в Новгороде существовала княжеская власть во главе с князем Гостомыслом (первая половинаIХ в.). Более того, в «Житии святого Стефана Сурожского», бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о новгородском князе Бравлине: «Воинственный и сильный князь Новгорода русского… Бравлин… с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу … сломал железные ворота, вошел в город…». 4 И таким образом, «Житие…» свидетельствует что Новгород уже существовал вVIIIв. и Бравлин в нем княжил. Поскольку княжение Бравлина (вторая половинаVIIIв.) и Гостомысла (первая половинаIХ в.) уже предполагает государственность, мы полагаем началом Руси как государственного образования вторую половинуVIIIв. (Новгород), а не конецIХ в. (связанный с «призванием» варягов княжить в Киеве.) Можно предположить, что на этом основании А.Т. Степанищев считает Новгород первой столицей Древнерусского государства и поэтому «норманнская теория» происхождения Российского государства с его точки зрения несостоятельна. Принимая в расчет рассуждения А.Т.Степанищева о Новгороде – первой столице Древнерусского государства – периодизация последних двух веков первого тысячелетия и первых трех веков второго тысячелетия могла бы иметь следующую конкретную форму, - совпадая с временем переноса столицы Русских земель: Новгородский период - до 882 г.; Киевский период - до 1157 г.; Владимиро-Суздальский период - до 1326 г.; Московский период - после 1326 г. 5

С рассуждениями А. Т. Степанищева, в известной мере, можно было бы согласиться. Но все же, хотелось бы уточнить положение относительно «первой столицы» и начала российской государственности. По изысканиям акад. Б.А. Рыбакова «... кто в Киеве нача первее княжити...», он относит к VI в. (время правления византийского императора Юстиниана (527-565), что датируется и византийскими монетами). По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен. Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью (первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам, но столицей становится Полянский Киев). На рубеже VIII-IX вв. происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Такое объединение уже было настоящим государством или становился им. Это еще одно свидетельство о несостоятельности «норманнской теории» происхождения Российского государства.

По нашему мнению, новгородская государственность складывалась уже в начале VIII века., в форме раннефеодальной республики, в административном отношении делившейся на пятины, во главе с выборными органами управления - посадником, тысяцким и вече - осуществлявшем непосредственную демократию (народоправство) и сохранившееся до конца XV - начала XVI вв. Киевская государственность начала формироваться с IX века., в форме раннефеодальной монархии, в административно-территориальном отношении делившаяся на волости и уделы, с великим князем и феодальным собранием знати во главе. Можно полагать, что образовались два центра с различными типами (республика и монархия) российской государственности. Взаимодействие этих двух центров, а также международное взаимодействие с другими государствами (Новгорода с ганзейским союзом, скандинавскими странами и др.; Киева с Византией, западноевропейскими странами и др.) - сформировало Древнерусское государство (специфика новгородской государственности сохранялась вплоть до XV и даже до XVIII вв.). 6

После 1917 г. норманнская теория стала неприемлемой для советской историографии и источниковедения по политическим, идеологическим и патриотическим мотивам. Поэтому вместе с норманнской теорией отодвигался и Новгород как ее часть. В то же время особо не афишировалось и понятие «Киевская Русь», сдерживалось развитие теории и неоднородности происхождения России и Украины.

Другим актуальным моментом в выработке периодизации истории России является отмена крепостного права как основной вехи в переходе от феодализма к капитализму. Многие авторы доказывают, что Манифест от 19 февраля 1861 г. практически ничего не дал России и положение крестьян еще более ухудшилось и т. д., хотя отмечают этот акт как переломный в движении к капитализму. Есть и сторонники другой концепции, предлагающие считать началом развития капитализма в России буржуазно-демократическую революцию 1905-1907 гг. и последовавшую за ней столыпинскую аграрную реформу. К тому же парламентаризм как признак буржуазности зародился именно в эти годы. Здесь есть над чем подумать, так как аграрная реформа Столыпина также мало что дала России, она даже вызвала протесты крестьянства, доходившие до столкновения с полицией.

Наряду с неопределенностью отдельных положений периодизации истории России до октября 1917 г., имеются сложности и в оценке времени с 1917 г. до 1991 г. и т.д. На основе анализа концепций многих современных историков можно предложить использование в вузовском курсе истории России следующей периодизации (табл. 4):

Таблица 4

Хронологические рамки

С рубежа VII-IX вв. до XIII в.

Образование и

становление

Древнерусского

государства

С XIII в. до середины XV в.

Удельная раздробленность

XV – XVIII вв.

Объединение русских

княжеств в единое

централизованное

государство, расширение

русских земель

XVIII – начало XX вв.

Российская империя

Конец 10-х – конец

80-х годов XX в.

Советское государство

С начала 90-х гг.

Новая Россия

(название условное)

Следует заметить, что эта периодизация истории России не бесспорна, но она вбирает в себя многообразие точек зрения разных авторов, специалистов. В учебно-преподавательской работе, следует так же рассматривать переодизацию, данную в учебниках, по которым работают студенты.