Почему я испытываю трудности в общении. Проблемы в общении

Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.

Трудности при общении

Наибольшей группой проблем, которая способна вызвать последствия в виде проблем с самоподачей человека в общении, считается непонимание. Из-за этого чувства людям сложно установить контакт, они не понимают, по какому алгоритму нужно выстраивать диалог. Для того чтобы завязать разговор и поддержать его, человеку приходится прикладывать огромные усилия. В итоге, если они не оправдываются, мотивации для продолжения нет, то контакт проще прервать.

Модель общения

Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником - по-другому, с близким - по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.

В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.

Правила общения

Проблемы общения между людьми могут возникать тогда, когда один из собеседников не придерживается правил диалога. Нужно понимать, что в каждом коллективе есть и негласные требования. Их нарушать не стоит, иначе собеседники будут негативно настраиваться на человека. К правилам нужно относиться внимательно, чтобы окружающие люди не стали избегать коллегу, называя его «странным».

Невербальные знаки и намеки

Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять - «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.

Эмоции

Непонимание эмоций - серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то - отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.

Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.

Язык общения

Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.

Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.

Ценности

Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.

Социальная иерархия

На сегодняшний момент многие, к сожалению, стали игнорировать социальную иерархию. Человек, чтобы ему было проще в общении, должен понимать свое место в обществе и разговаривать с другими так, как того требует ситуация. Если не обращать внимания на социальное положение, то можно не только получить проблемы в общении, но и привлечь более серьезные последствия.

Страх общения

В психологии проблемы в общении с людьми связывают также с определенными страхами. Они зачастую возникают из-за уже имеющегося негативного опыта, плохой информированности. Рассмотрим то, какие страхи могут быть у человека.

Предъявление

Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно - как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой - ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.

Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него - попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.

Отвержение

Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.

Высмеивание

Подобная проблема связана с вышеописанной, однако она базируется на реальном негативном опыте, когда человека высмеяли, унизив или оскорбив. Справиться с данным страхом можно, только получив положительный опыт общения. В дальнейшем нужно проанализировать две ситуации и понять, почему была та или иная реакция.

Отвращение

Иногда проблемы могут возникать не потому, что человеку сложно выражать себя, а из-за того, что он вызывает отвращение у других. Причин подобному может быть много. В современном обществе эта проблема популярна. Рассмотрим основные ее аспекты.

Внешний вид

Иногда плохой внешний вид может провоцировать проблемы в общении с людьми. Что делать? Следить за собой. Волосы должны быть чистыми, одежда без пятен, не должно быть неприятного запаха. Такие проблемы могут распугать даже тех собеседников, которые заинтересованы в диалоге.

Репутация

Еще один фактор, который может отражаться на общении людей. На репутацию влияет образ жизни, какие-то негативные факты из биографии. Более того, сильное воздействие оказывают даже обычные слухи о человеке. Нужно уметь себя подать в обществе так, чтобы люди не пытались оклеветать и не придумывали себе ничего лишнего.

Проблемы интересов

В общении между людьми всего должно быть в меру. Это касается и интереса. Причем речь идет не только о любой музыке, фильмах и так далее, но и о заинтересованности одного человека в другом.

Слишком сильная заинтересованность

Не нужно пытаться навязываться, преследовать человека и так далее. Собеседник может усомниться в намерениях, подумать, что за ним увязался мошенник и так далее. Интерес нужно проявлять легкий, чтобы не было дискомфорта при общении.

Недостаток заинтересованности

Если интереса к общению у собеседника нет, то и диалог складываться не будет. Именно этот фактор устанавливает контакт. Боясь показать чрезмерную заинтересованность, не нужно полностью отдаляться, иначе оппонент сам прервет общение.

Итоги

В статье описаны причины проблем в общении, а также способны решения практически каждой из них. При разговоре с человеком нужно смотреть на его эмоции, действия, ни в коем случае не продолжать тему, если собеседнику она неприятна. Пытаясь завязать диалог, нужно в первую очередь думать об оппоненте. Только так получится наладить контакт.

Как утверждают психологи, проблемы в общении гораздо чаще возникают , поскольку именно для менее общительных людей оказывается неразрешимой проблемой позвонить по телефону, заговорить с новым коллегой, обратиться с просьбой.

Но независимо от того, интроверт вы или экстраверт , существуют методы, которые помогают эффективно преодолевать , возникающие при общении с окружающими людьми.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
Сократ

Распространенные причины проблем

Каждый из нас хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда у него возникали трудности в общении.

Кто-то тяжело адаптируется к новому коллективу, кто-то стеснителен от природы, кто-то боится публичных выступлений, кто-то робеет перед начальством.

При этом наиболее распространёнными причинами возникновения проблем при общении являются неуверенность в себе , в своей значимости, излишняя углублённость в свои проблемы , дурное настроение или, наоборот, самоуверенность и назойливость .

Правило 1. Не чувствуйте за собой вины

Прежде всего, даже если вы собираетесь кого-то о чем-то попросить, не испытывайте чувства вины. Психологи доказали, что за чувством вины всегда кроется страх наказания (либо неодобрения).

Все люди всегда кого-то о чем-то просят на протяжении жизни, и если у человека нет времени или желания вам помогать, он сам об этом сообщит. Всегда лучше попытаться обратиться и получить отказ, чем не обратиться вообще.

Кроме того, не концентрируйтесь на отказе. Не считайте, что отказ – это ваша вина. Человек может отказать вам по сугубо личным причинам, совершенно с вами не связанным.

Правило 2. Избавьтесь от робости

Нередко неуверенность в себе выдают нечёткая речь, длинные паузы между словами, робкие интонации. Избавиться от таких вещей зачастую тяжелее всего. Здесь можно обратиться к специальной литературе, чтобы попрактиковаться в психологических упражнениях или в моделировании ситуаций.

Один из лучших способов начать разговор с соседом или соседкой - попросить совета. «Смысл не в том, чтобы получить совет (хотя он и правда может оказаться полезным), а чтобы сделать общение более осмысленным, - говорит автор блога Cup of Joe Джоанна Годдар. - В итоге вы узнаете что-то новое друг о друге, и беседа почти всегда приобретает интересное направление».

2. Задайте вопросы, которые подразумевают развернутые ответы

«Избегайте вопросов, подразумевающих односложные ответы «да» и «нет», после которых наступает гробовая тишина», - говорит бизнес-тренер, преподаватель и блогер Нэнси Энковиц. Вместо них задавайте открытый вопрос. Он начинается со слов «кто, что, когда, где, почему». Самого застенчивого гостя можно разговорить, задав любимый вопрос дипломата и политика Генри Киссинджера - «А вы что об этом думаете?»

Еще несколько простых вопросов, которые всегда срабатывают, если разговор затихает:

  • Куда бы вы хотели поехать в отпуск? Даже если собеседник не планирует отдыхать в ближайшее время, возможно, он расскажет о прошедших каникулах, своем путешествии мечты или местах, где он вырос.
  • Какой фильм вы рекомендуете посмотреть?
  • На какую знаменитость, как вам говорят, вы похожи внешне?
  • У вас есть любимое кафе или ресторан в городе? В каких местах вы любите бывать?
  • Что произвело на вас впечатление в последнее время?

3. Начните разговор первым

«Увидев на улице забавную машину, вы говорите: «Эта машина похожа на гигантский шарик M&M, правда?» Собеседник смеется, а вы сделали первый шаг, - приводит пример в книге «Карьера для интровертов» Нэнси Энковиц. - Двумя-тремя безобидными фразами вы словно говорите: мы ведь с тобой живем на одной планете, поэтому нам совсем не трудно найти общие темы для разговора. Потренируйтесь делать первый шаг в повседневном общении, например в такси или парикмахерской. И не бойтесь общаться с людьми, облеченными властью, например с врачами, стоматологами».

Еще один способ завязать беседу - похвалить какой-нибудь предмет одежды собеседника, но только если он вам действительно понравился. «Не притворяйтесь, это всегда заметно», - предупреждает Нэнси Энковиц.

4. Привлеките к себе внимание

Если у вас был плохой день, но вечером предстоит общаться, попытайтесь привлечь людей к себе, не делая первый шаг. Например, с помощью своего внешнего вида. «Наденьте что-то, что может стать хорошей темой для начала разговора - яркий кулон или брошь. Что-то, что вызывает положительные эмоции и привлекает внимание. Мужчины могут надеть галстук с интересным узором или необычные запонки», - советует Нэнси Энковиц.

5. «Почему»?

Секрет удачного ведения разговора - это умение задавать вопросы. «Все вокруг вызывает у меня любопытство, и даже на коктейлях я часто задаю свой любимый вопрос: почему? - делится опытом теле- и радиоведущий Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно». - Скажем, собеседник говорит, что переезжает с семьей в другой город. Почему? Или переходит на другую работу. Почему? Кто-то болеет за команду Mets. Почему?» Задавая этот вопрос, вы получаете самый верный способ поддерживать живой и интересный разговор.

6. Внимательно слушайте

Если вы действительно стараетесь прислушаться к тому, что вам говорят, то обнаружите, что делать это гораздо легче, когда смотришь собеседнику в глаза. «Но не нужно пялиться на него постоянно, - предупреждает Ларри Кинг. - Многие люди - возможно, и вы тоже - чувствуют себя от этого неловко. Сохраняйте визуальный контакт, но время от времени лучше отводить глаза в сторону».

7. А что, если?

Безотказный способ начать беседу или возобновить ее после затишья - использовать вопросы, начинающиеся со слов «А что, если…». Они заинтересуют всех гостей независимо от возраста, уровня образования и социального статуса. Вот три примера, которые приводит Ларри Кинг.

Что, если вы построите дом, о котором мечтали всю жизнь, и сразу же после этого узнаете, что этот район сейсмоопасный. Переедете или нет?

Что, если ваш лучший друг умирает от рака. За несколько дней до смерти он говорит: «На моем счете в банке - сто тысяч долларов. Когда меня не станет, постарайся, чтобы мой сын получил на них медицинское образование». Затем он умирает. Однако его сын - никчемный шалопай, который вовсе не собирается учиться на врача и пустит эти сто тысяч на ветер за пару месяцев. Между тем ваш сын как раз поступает в колледж и мечтает стать врачом. Кому из них вы дадите деньги на медицинское образование?

Главный совет от мастеров общения: не нервничайте из-за чувства неловкости

«Я задавал такие вопросы множеству людей - от ректора Йельского университета до двадцатидвухлетнего новичка из команды St. Louis Cardinals, - вспоминает Ларри Кинг. - У каждого свое мнение, по большей части они различаются между собой и все обоснованы. Иногда одной этой темы хватает на целый вечер».

Что, если вы могли бы становиться невидимым? Будете ли вы считать себя обязанным соблюдать общепринятые моральные нормы? Большинство респондентов, по словам телеведущего, отвечают «да, конечно», но кто-то сказал, что воспользовался бы своей невидимостью, чтобы незаметно присутствовать на деловых переговорах. После он планировал делать инвестиции, которые позволили бы ему сорвать крупный куш на фондовом рынке.

8. Открывайте дверь в разговор

Главный совет от мастеров общения: не нервничайте из-за чувства неловкости. Когда два незнакомых человека начинают беседу, в первые несколько мгновений оба почти гарантированно чувствуют себя неловко. Примите это как данность. Просто представьтесь и усилием воли «пройдите» через эти первые две-три секунды, как будто вы открываете дверь в разговор. Как только вы начнете обмениваться новостями и мнениями, никто и не вспомнит, с чего началась беседа. Помня об этом, легко подойти к кому угодно и просто начать говорить.

1. На вечеринке или приеме напоминайте себе: далеко не все присутствующие смотрят на вас, поэтому не стоит нервничать.

2. Не забывайте правильно дышать. Сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, вы расслабитесь и успокоитесь.

3. Пейте воду. Пополняя запас воды в организме, вы улучшите самочувствие. Кроме того, ваш голос будет звучать гораздо увереннее и приятнее для слуха.

4. Если человек, с которым вы оказались рядом, решил для себя, что будет помалкивать, его не переубедить. Не принимайте это слишком близко к сердцу, просто найдите другого собеседника.

5. Если вы наткнулись на жуткого зануду или просто решили, что пора закончить затянувшуюся беседу, есть безотказный способ прекратить разговор: «Простите, мне нужно отлучиться». Если вы сумеете придать голосу убедительность, никто на вас не обидится. Вернувшись, можно начинать новый разговор, но на этот раз с кем-то другим.

Общение - это специфический человеческий способ организации деятельности. Особенно важно и значимо оно в ряде таких видов деятельности, само существование которых возможно благодаря их максимальной опосредованности взаимоотношениями в системе «человек-человек». Люди – самые сильные раздражители друг для друга, поэтому процесс их взаимодействия может существенно осложняться не только индивидуально-личностными особенностями, но и рядом объективных трудностей. Зачастую в ходе деловых и межличностных взаимоотношений между ними могут возникать препятствия, барьеры смыслового и психологического характера, которые существенно затрудняют контакты, а в ряде случаев могут привести и к полному разрыву отношений.

Проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, в то время как проявления затрудненного общения, обусловленные фактором индивидуально-психологических особенностей, обнаруживаются в форме смещения диалоговых структур, нарушения эллиптичности деловых диалогов, спонтанного употребления невербальных средств общения.

Трудности общения - субъективно остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми.

Область значений понятия «трудность» настолько широка, что позволяет использовать его для определения общения, характеризующегося различной степенью затрудненности. Понятие «трудность общения», или «затрудненное общение», может употребляться в широком смысле как для определения общения, характеризующегося незначительными сбоями, которые не останавливают коммуникативный процесс и преодолеваются самими собеседниками, так и для определения общения, протекающего в форме крайне выраженной затрудненности, когда коммуникативный процесс жестко блокируется и расстраивается настолько, что дальнейшее общение становится невозможным. В такой ситуации можно говорить о нарушении общения .

Следовательно, трудности общения различаются по степени сложности протекания, психологическим последствиям, степени неудовлетворенности партнеров общением, возможностям и способам устранения возникших затруднений. Поэтому в дальнейшем мы будем разграничивать такие понятия, как «трудности общения», «нарушения общения», «смысловой барьер» и «психологический барьер».

Трудности общения возникают без предварительного намерения партнеров, протекают внешне бесконфликтно, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями, которые переживают все участники коммуникативного процесса.

Нарушения общения - это болезненные взаимодействия, когда в ходе контакта систематически обращается внимание на те стороны личности партнера, которые он не осознает, и которые находятся в противоречии с его представлениями о самом себе. Нарушения общения могут проявляться либо в форме межличностного конфликта (внешнего или внутреннего), либо в разрыве отношений между партнерами по общению.

В узком смысле понятие «трудности общения» включает в себя два вида препятствий, барьеров, затрудняющих процесс общения, а именно: смысловые и психологические барьеры.

Следует отметить, что в психологической науке нет единого определения этих понятий, часто одно подменяется другим.

Так, понятие «смысловой барьер» в научный обиход было введено психологом Л.С. Славиной при изучении психологических особенностей неуспевающих и недисциплинированных учащихся. В последующем это понятие стало широко использоваться в социальной психологии и анализировалось исследователями психологии общения В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой, Б. Неймарк и др. Следует отметить, что толковалось это понятие достаточно широко. Чаще всего оно рассматривалось, как аффективное состояние, мешающее человеку воспринимать и правильно реагировать на некоторые воздействия со стороны другого человека. Чаще всего в качестве таких воздействий выступали требования партнера, именно их выделяли психологи. Но предъявление требований – это лишь один из содержательных моментов общения. Кроме того, неадекватная реакция собеседника могла быть вызвана не только по отношению к требованию, но и по отношению к человеку, его предъявляющему. То есть содержательные, смысловые и индивидуально-личностные факторы, влияющие на возникновение аффекта (кратковременной бурной вспышки эмоций, внутреннего конфликта), не разграничивались. Да и само аффективное состояние в большей степени рассматривалось как психологическая защита по сохранению имеющейся самооценки, образа идеального «Я», но это уже некоторое следствие затрудненного общения, точнее, барьера, а не сам барьер.

Все это делает определение смыслового барьера как аффективного состояния, препятствующего адекватному реагированию на воздействие других людей, неточным и неполным.

Психолог Л.М. Митина подходит к определению понятия «барьер общения» несколько по-другому. Ею выделяется два типа трудностей:

    психологические трудности, вызываемые внешними причинами, возникают в результате объективной сложности задачи и определяются отсутствием средств ее решения;

    психологические трудности, вызываемые внутренними причинами, определяются индивидуальными особенностями личности и ее психическими состояниями (тревога, страх и т.п.) 16 .

Исходя из вышеизложенного, смысловой иликоммуникативный барьер следует рассматривать как препятствие, возникающее между коммуникантами в силу различной интерпретации смыслового содержания (текста, подтекста) одной и той же информации (рационального и эмоционального плана). Они вызываются преимущественно внешними причинами.

В особую группу следует выделить психологические барьеры (условно их можно назвать барьерами личности), то естьпрепятствия, возникающие в процессе общения в силу затрудненного восприятия партнерами индивидуально-психологических особенностей друг друга. Они вызываются внутренними причинами.

Таким образом, понятие «трудности общения» можно определить как проявление коммуникативных и психологических барьеров, возникающих в процессе различных видов общения без предварительного намерения собеседников, протекающих внешне бесконфликтно, но сопровождающихся высоким внутренним напряжением и отрицательными эмоциями собеседников (партнеров), следствием которых может стать нарушение общения или даже разрыв контактов между партнерами .

Трудности общения несут на себе не только функцию, препятствующую развитию личности и затрудняющую процесс коммуникации. Наряду с негативными можно выделить и некоторые позитивные моменты, связанные с коммуникативными трудностями, среди таковых психологи выделяют:

    индикаторную (сигнализируют о назревающем или назревшем противоречии);

    стимулирующую, мобилизующую (в снятии противоречия актуализируются возможности личности, что позволяет человеку поверить в свои силы, дает возможность и обеспечивает необходимость действовать самостоятельно).

Трудности общения довольно многообразны. В современной психологической науке пока нет их единой классификации. Из описанных в отечественной литературе особого внимания заслуживает классификация А.А. Рояк. Она разработана применительно к общению дошкольника в процессе игровой деятельности и касается тех трудностей, которые выступают своеобразным тормозом развития личности. В этом плане автором выделяются два типа коммуникативных трудностей – операциональные и мотивационные.

1. Операциональные трудности – это трудности исполнительской стороны деятельности, появляющиеся у собеседников из-за недостатка необходимых знаний, умений, способов их практической реализации:

а) трудности, возникающие в связи с недостаточной сформированностью необходимого уровня требуемых коммуникативных умений и навыков. Например, дети стремятся к общению, но сверстники их не принимают. (Возможно, игровую деятельность можно с определенной долей условности заменить профессиональной, где общение выступает в роли организующего звена. А понятие «сверстники» заменить «коллегами», тогда данную классификацию можно будет применить не только к дошкольному возрасту);

б) трудности, обусловленные несформированностью способов построения «деловых» взаимоотношений с партнерами (сверстниками). Импульсивность, неумение сдерживать себя ведет к невольной дезорганизации совместной деятельности. (В некотором плане эту трудность можно определить как неумение общаться на уровне «Взрослый-Взрослый» согласно теории трансактного анализа Э. Берна);

в) трудности появляются как результат сочетания трудностей первого и второго (а, б) порядка.

2. Трудности мотивационной стороны общения:

а) возникают из-за несформированности потребности в общении. Одиночество заполняется компенсаторными интересами (любовь к животным, живопись, музыка и т.п.)

б) создаются в результате вытеснения мотивов общения другими мотивами в силу преобладания потребности в какой-то иной деятельности. Человек общается лишь постольку, поскольку общение может удовлетворить его основные потребности;

в) появляются из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоцентрического характера.

Соответственно двум типам трудностей выделяется и два типа барьеров - мотивационный , как следствие несовпадения доминирующих потребностей, иоперациональный , возникающий в силу того, что отсутствуют объективные возможности для удовлетворения требований, предъявляемых сверстниками, коллегами или просто собеседниками.

Подобную классификацию факторов, затрудняющих общение, представляет Ю.М. Орлов. Среди таких факторов он выделяет:

    несогласование целей и мотивов действий;

    неадекватную технику общения (неумение непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение, оправдывающие собственные ожидания; использование парадигмы управления, насилия, принуждения для получения ожидаемого поведения собеседника).

Как отмечает Ю.М. Орлов, «наше поведение определяется ожиданиями других больше, чем собственными желаниями». Естественность – главное условие оптимального общения. Искусственно разыгрываемая роль ведет к барьеру в общении, ибо может быть ошибочно понята собеседником как естественное состояние. «Если Вы нуждаетесь в участии, - подчеркивает Ю.М. Орлов, - нужно, чтобы другой видел это. Если же Вы при этом демонстрируете агрессивность, силу - это не вызовет желания помочь» 17 .

Несогласованность мотивов, неадекватное приписывание собственных мотивов партнерам по общению дезорганизует контакты.

Мотивов поведения может быть множество, число же потребностей ограничено, особенно тех, что удовлетворяются через общение с другим человеком. К числу таковых можно отнести следующие:

    потребность в доминировании, оказании давления на жизнь другого человека;

    потребность в подчинении другому. При соединении в ситуации общения партнеры дополняют друг друга;

    потребность в покровительстве, заботе о другом, опеке;

    сочетается с потребностью в помощи. Несогласование приведет к барьеру, особенно при чрезмерном проявлении;

    потребность в аффилиации: общении ради общения, устранения дискомфорта одиночества;

    потребность в безопасности, снятии тревоги, страха (в ситуации тревожного ожидания общительность увеличивается);

    потребность в познании себя и другого;

    потребность в признании своей уникальности, неповторимости и др.

В свете указанных классификаций важно отметить, что в ситуации, когда общение является основным компонентом профессиональной деятельности, овладение специальными, базовыми коммуникативными умениями является своего рода гарантией оптимального течения процесса профессионального и межличностного взаимодействия. В противном случае общение может быть затруднено.

К таким умениям относятся следующие:

1.Умения межличностной и деловой коммуникации:

    передавать и воспринимать рациональную и эмоциональную информацию;

    пользоваться вербальными и невербальными (неречевыми) средствами общения, «прочитывать» их;

    умение организовывать и поддерживать диалог;

    умение активного слушания.

2 . Умения межличностного и делового взаимодействия:

    организовывать совместную деятельность;

    управлять групповой динамикой;

    занимать адекватную ролевую позицию;

    оказывать психологическую поддержку;

    занимать позицию конструктивной конфронтации.

3. Социально-перцептивные умения:

    ориентироваться в коммуникативной ситуации;

    понимать эмоциональное состояние партнера;

    распознавать скрытые мотивы и психологические защиты;

    умение социальной рефлексии.

Наиболее полную классификацию трудностей общения разработали немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг. В основе их классификации лежит психологическое содержание причин и условий возникновения трудностей общения, т.е. факторы, облегчающие или затрудняющие коммуникативный процесс. Ими выделяется шесть типов трудностей.

1. Ситуативные - трудности из-за различного понимания ситуации в силу неодинаковой степени включенности общающихся в ситуационный контекст. Для достижения понимания необходимо учитывать следующие условия:

    осуществление совместных действий;

    наличие относительно общей для всей структуры ситуации;

(Следует учитывать, что за счет вербальных средств усваивается лишь 7% информации, остальное – за счет невербальных средств). То, что понятно участникам общения, может быть непонятно стороннему наблюдателю или случайному слушателю, несвоевременно включенному в ситуацию (например, студенту, «включенному» в обсуждение темы на занятии).

2. Смысловые – трудности из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением. Контекст в данном случае важен и для восприятия омонимов (смысл слов одинакового написания и звучания, но имеющих несколько значений, например, «коса», «лук»).

3. Мотивационные – трудности, возникающие в результате сокрытия коммуникатором (при наличии «скрытой» стратегии поведения) собственных мотивов, либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому. Намерения его в ситуации взаимодействия не проявляются, поэтому могут неверно интерпретироваться и вызвать неадекватную реакцию.

4. Барьеры представления о другом возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурно-образовательный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки и т.п. Например, студент заранее настроен на то, что ничего не поймет из того, что будет объяснять преподаватель, а преподаватель - на то, что «нечего ждать от тупицы».

На этом виде коммуникативных «барьеров» остановимся более подробно. Эти барьеры могут возникать на разных этапах общения, начиная с процесса восприятия партнерами друг друга и формирования первого впечатления. Первое впечатление, как правило, является результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, а потому не всегда бывает объективным, но всегда довольно устойчивым. Если оно основано на ложном представлении о партнере, то оно может выступить механизмом, расстраивающим контакт между людьми. В ситуации межличностного восприятия действует целый ряд механизмов и эффектов, которые влияют на процесс познания и эмоционального восприятия партнерами друг друга.

Своеобразным барьером на пути общения может оказаться механизм идентификации - уподобление себя собеседнику. Проявление его возможно в двух формах: какэмпатия – умение понять, оценить эмоциональное состояние партнера и определенным образом отреагировать (сопереживание) и какрефлексия – умение критически оценить себя, увидеть себя глазами собеседника. При шаблонном восприятии идентификация превращается в препятствие для общения.

Препятствием в общении могут оказаться четыре эффекта, влияющие на процесс восприятия собеседника.

Эффект ореола -

    элементы внешности партнера связываются с конкретными элементами его личности и поступков;

    психологические качества приписываются в зависимости от эстетической привлекательности внешности собеседника, объективная оценка отсутствует. (Например, широкий лоб – умный; симпатичный – значит, обладает положительными качествами, склонен к хорошим поступкам; несимпатичный (произвел неприятное первое впечатление) – злой, склонен совершать плохие поступки);

    собеседнику приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен по внешним данным.

Эффект стереотипизации – попытка оценить собеседника с ориентацией на сложившийся в повседневной жизни социальный стереотип, касающийся возраста, пола, профессии, национальности, статуса и т.п. Использование неадекватного стереотипа может привести к ошибочным умозаключениям, а затем и существенно затруднить общение. Стереотип можно использовать как гипотезу, требующую проверки.

Неблагоприятным образом может сказаться на общении и частое, привычное использование в процессе восприятия собеседника такого механизма, как каузальная атрибуция – интерпретация субъектом причин и мотивов поведения другого человека, при котором другому приписываются те мотивы поступков, которые обычно присущи самому человеку.

К возникновению смыслового барьера в общении может привести и механизм социальной установки , при которой собеседник воспринимается в русле слухов, «дурной славы», мнений, распространяемых о нем референтными (значимыми для того, кто воспринимает) людьми. При этом собственное мнение человека попадает под влияние точки зрения авторитетного для него человека.

Такую «славу» могут создать родители или сверстники об учителе (например: учитель – «зверь», «дурак», «слюнтяй», «зануда»). Изменить сложившееся мнение достаточно трудно, ибо любая минимальная ошибка подтвердит и укрепит «дурную славу», а масса опровергающих «славу» поступков останется незамеченной. Ребенку труднее изменить мнение о себе у окружающих в лучшую сторону. «Двоечнику» также автоматически ставят «двойки», как отличнику – «пятерки». При нарушении дисциплины скорее выгонят из класса «трудного подростка», даже если он не виноват, чем «прилежного ученика», действительно дезорганизующего одноклассников. Часто единственным выходом для таких «нарушителей спокойствия» является переход в другое учебное заведение, чтобы подобного рода «слава» их не преследовала до конца учебы. В худшем случае они «плывут по течению», смирившись со своей репутацией, а своим неблаговидным поведением стараются подтвердить навязанные им педагогом ярлыки «хулиганов».

Таким образом, сложившийся в силу ряда причин неадекватный действительности образ (представление) собеседника является существенным фактором, затрудняющим общение, в том числе искажает или даже блокирует информацию, исходящую от негативно воспринимаемого партнера.

В этом заключается парадоксальная закономерность общения современного человека: рост в количественном отношении контактов и связей одновременно ведет к сокращению их длительности. В такой ситуации, по справедливому замечанию Б.Д. Парыгина, люди вынуждены восполнять недостаток сведений и знаний друг о друге той информацией, которую дает первое впечатление. Последнее, являясь, как правило, результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, не всегда бывает объективным, но при этом достаточно устойчиво и во многом способно определить и определяет в действительности характер дальнейшего общения. Известная ригидность первого впечатления, тем более, если оно основано на ложном представлении о партнере, может выступать в роли механизма, расстраивающего контакт и взаимопонимание между людьми. При таких обстоятельствах невозможно гарантировать, что общение будет представлять собой свободный, ничем не затрудненный процесс.

Любой из социально-психологических механизмов восприятия человека человеком – стереотипизация, идентификация, проецирование – в ситуации непосредственного межличностного общения может сыграть двоякую роль. С одной стороны, эталоны, стереотипы, стандарты межличностного восприятия выполняют функцию своеобразных алгоритмов общения, «экономящих» время личности, облегчая, а порой и автоматизируя ее важнейшую функцию – функцию выбора, и предупреждая, таким образом, возможность проявления трудности в общении с партнером. Однако, с другой стороны, эти механизмы могут сыграть и противоположную роль. Так, например, неверно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего появляются так называемые «барьеры стереотипизации», и коммуникативный процесс с самого начала оказывается затрудненным.

5. Отсутствие обратной связи , а также некоторые особенности формы подачи сообщения могут явиться одной из причин трудности коммуникации (по классификации Г. Гибша и М. Форверга). Обратная связь, реакция на сообщение собеседника позволяют вовремя устранить возможное непонимание. При чтении с листа или общении по телефону это проблематично и может осложнить общение. Что касается формы сообщения, то чрезмерная синтаксическая сложность и несоответствующий обстановке стиль сообщения, в том числе грубый и оскорбительный тон, приклеивание ярлыков, препятствуют взаимопониманию.

6. Прагматические трудности возникают в результате различных прагматических отношений между системой знаков и их потребителями в результате несовпадения эмоционально окрашенных вариантов значения того или иного понятия или в результате несовпадения их объективных значений.

Среди трудностей этого типа выделяют:

    Помехи , вызванные различием общественно-культурных установок или позиций (взглядов, точек зрения) коммуникантов.

Так, например, зональные пространства (проксемические средства общения) у разных наций могут не совпадать. Так, для американцев расстояние для межличностного общения определяется в 90 см, а у большинства европейцев и японцев – 25 см. Непроизвольное вторжение в интимную зону американца при общении с европейцем может вызвать негативную реакцию первого или привести к неверной интерпретации намерения собеседника.

Кроме того, отдельные понятия, знаки могут по-разному эмоционально восприниматься представителями разных культур, и одни и те же знаки могут нести на себе объективно разную информацию. Например, V-образный знак пальцами при повороте тыльной стороной к говорящему обозначает «победу», если ладонью – «отказ от контакта» (у англичан и европейцев).

Знак «Okey» означает «все в порядке» - в англоязычных странах; «ноль» - во Франции, «деньги» - в Японии; «нетрадиционную сексуальную ориентацию» - в некоторых странах Средиземноморья.

    Понятийные трудности , обусловленные принадлежностью собеседников к различным демографическим и социальным группам.

На этом стоит остановиться более подробно.

Барьер может возникнуть в силу возрастных особенностей восприятия информации и отношения к требованиям.

Младшие школьники с трудом воспринимают абстрактные понятия. В младшем школьном возрасте на первом месте оказывается регламентация поведения школьников. Учитель выступает для них как социальный образец.

В подростковом возрасте более значимы такие виды воздействия, как информирование и стимулирование, убеждение, что удовлетворяет чувство взрослости подростка. Если по отношению к подростку педагог продолжает применять регламентирующие виды воздействия, это приведет к смысловому барьеру и психологической защите в виде протеста и неподчинения.

Смысловой барьер может возникнуть между педагогом и учащимся в ситуации понимания, но неприятия информации, в том числе требования в силу того, что по-разному воспринимается его содержание. Например, требование учителя «не подсказывать на уроке», с точки зрения ученика, означает предательство близкого друга (одноклассника), потому что своей подсказкой он выручает товарища, помогает ему.

К затруднению общения могут привести и некоторые гендерные различия психики . Так, мужчины улавливают значимую информацию в течение 10-15 секунд и могут прогнозировать финал. А, следовательно, и не станут поддерживать общение. Женщины очень долго подходят к значимой части сообщения и требуют к себе внимания. Женщины больше реагируют на эмоциональную сторону информации (как сказано), а мужчины – на содержательную, смысловую (что сказано). Женщины более чувствительны к признакам состояния пониженного настроения, лучше, чем мужчины опознают состояния по интонационным (экстралингвистика) характеристикам голоса. Женщины чаще в комплексе невербальной информации склонны видеть обиду, мужчины – решительность (даже если это не соответствует действительности). Женщины легче воспринимают, распознают мельчайшие изменения психического состояния по экспрессивным внешним признакам, легче «улавливают» неискренность собеседника;

    классово обусловленные понятийные барьеры по классификации Г. Гибша и М. Форверга. (На сегодняшний день это могут быть культурные и национальные традиции, возрождение которых активизировалось в последние годы).

Остановимся еще на одном факторе, затрудняющем общение и ведущему к смысловому барьеру, который дополнит перечень, представленный немецкими психологами.

Итак, смысловой барьер часто возникает при рассогласовании , несовпадении междуречевыми высказываниями и их невербальным сопровождением (в психологии это называют экспрессивным поведением) в силу того, что собеседник по каким-либо причинам не хочет сказать то, что думает, что чувствует. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления внутреннего, психического мира личности. Оно включает в себя целый ряд компонентов: мимику, жесты, позы, интонацию и т.д. Недостаточное знакомство с этой областью психологии и, как следствие, неадекватное «прочтение» невербальной информации ведет к смысловому барьеру. Освобождение выразительных движений от регулирующего влияния речи происходит и в экстремальных ситуациях, временного дефицита, когда экспрессия перестает выполнять функции уточнения, дополнения, оценки и существует параллельно речи, что затрудняет взаимопонимание.

Актуальность чувствительности к невербальному поведению чаще всего обнаруживается в ситуациях статусно-ролевого взаимодействия (преподаватель - студент, начальник - подчиненный), когда вербальное поведение зачастую ограничено социальными нормами общения. В случае рассогласования вербального и невербального поведения в большей степени адекватно психическое состояние отражает последнее. Например: педагог смотрит на учащегося отсутствующим взглядом или презрительно усмехается, а говорит: «Очень интересно, продолжай, я слушаю».

Смысловые барьеры, возникающие в педагогическом общении, имеют некоторое своеобразие, обусловленное спецификой решаемых профессиональным педагогом задач. Основой всей образовательно-воспитательной работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства и отношения, необходимо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению всех этих индивидуальных особенностей личности. Кроме того, в процессе педагогической деятельности необходимо настойчиво формировать у учащихся положительные привычки поведения и бороться против отрицательных особенностей в их поведении. При этом педагогу не следует забывать о том, что воспитание положительных качеств личности у учащихся возможно лишь при условии их активного включения в этот процесс. Только через активную деятельность учащихся, связанную с осознанием необходимости изменения своей личности, возможно их продуктивное воспитание. Воспитание с помощью одних лишь слов, рассуждений, объяснений и тем более нотаций невозможно.

Воспитательные воздействия педагог должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам. Только пройдя через чувства воспитанников, воздействия педагога могут приобрести подлинную действенность. Поэтому при выборе методов и отдельных приемов воспитания необходимо, во-первых, ориентироваться на положительные качества и особенности каждого учащегося, а во-вторых, придерживаясь требовательности, строго соблюдать уважение к его личности. Никакое воспитательное воздействие не должно оскорблять, унижать личность учащегося.

Именно с этими требованиями чаще всего связано появление смысловых барьеров, которые возникают у учащихся по отношению к воспитательным воздействиям педагога. Применительно к педагогической практике,смысловой барьер – такое явление, когда учащийся, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него педагог, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать.

Смысловой барьер может проявляться в следующих видах:

    первый вид смыслового барьера состоит в различном понимании учащимся и педагогом смысла требований, которые педагог предъявляет к учащемуся. Например, педагог запрещает учащемуся подсказывать при ответах других учащихся, а он не может понять, почему этого делать нельзя – ведь он должен помогать товарищу в трудных ситуациях;

    второй тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии последним формы предъявления педагогических требований. Если педагог хотя бы однажды предъявлял учащемуся вполне разумные требования, но в грубой или унизительной форме, то, хотя учащийся хорошо понимает правильность этих требований, у него может возникнуть психологический барьер по отношению к любым требованиям педагога. При этом в дальнейшем, даже когда требование будет предъявлено в нормальной форме, учащийся может его не принять и не выполнить в силу уже имеющегося барьера. Любое требование педагога будет рассматриваться им как придирка или желание унизить в глазах сверстников;

    третий тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии воспитанником личности педагога: учащемуся в силу каких-либо причин неприятен этот педагог. В этом случае любое требование, любое воздействие данного педагога на учащегося будет неэффективным, потому что не будет выполнено тем, кому оно адресовано. Это же требование, предъявленное другим педагогом, учащийся может с охотой выполнить, не считая его непосильной задачей.

Для того чтобы иметь возможность своевременно заметить смысловые барьеры и конструктивно их устранить, а еще лучше – упредить, педагог должен знать те причины, которые могут привести к их возникновению.

Во-первых, такой причиной может стать неумение педагога выявить истинные мотивы поведения и поступков учащегося и поэтому неверное его реагирование на эти поступки. В этом случае педагог учитывает лишь видимое поведение, не анализируя и не вскрывая подлинных причин и мотивов поступка. Педагог не всегда учитывает то, что внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно разными мотивами, причем часто не одним каким-нибудь, а сразу несколькими. Мотивы поступков не всегда очевидны, к тому же сам учащийся не всегда осознает их, и поэтому педагог не сразу может установить, что именно заставляет его воспитанника поступать именно так, а не иначе.

Если педагог не сумеет выявить истинные мотивы поступка учащегося и будет реагировать на этот поступок неадекватно его невыявленным мотивам, то это может привести к возникновению смыслового барьера. У учащегося может возникнуть внутренний протест против действий педагога: он не согласен с его требованиями и наказаниями, считая их несправедливыми, хотя, может быть, не сумеет объяснить даже себе, в чем заключается эта несправедливость. Если же такие случаи будут повторяться, то между педагогом и учащимся возникнет такой устойчивый психологический барьер, что любое педагогическое воздействие такого педагога будет отвергаться воспитанником.

Во-вторых, причиной возникновения смыслового барьера между педагогом и учащимся может быть постоянное применение педагогом одних и тех же приемов в учебной работе или мер воздействия в воспитательной деятельности, особенно если эти приемы и меры не дают положительного эффекта. Учащиеся привыкают к ним и перестают понимать их смысл, тем самым образуя барьер в различном понимании содержания этих приемов и мер между педагогом и учащимися. Особенно остро это проявляется в тех случаях, когда педагог пользуется преимущественно словесными воздействиями: нотациями, выговорами, убеждениями. Если, например, учащийся не понимает, не осознает необходимости занятий по какому-либо предмету, у него не сформирована учебно-познавательная мотивация, а педагог воздействует на него выговорами и нотациями, то это обычно и приводит к возникновению смыслового барьера между ними и к еще большему усугублению нежелания учащегося изучать этот предмет.

В-третьих, очень распространенной причиной смыслового барьера является отрицательное эмоциональное переживание учеником вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или другой несправедливости педагога. Еще большую роль в этом отношении может сыграть оскорбление, унижение, которое допустил педагог по отношению к учащемуся.

В-четвертых, иногда причиной смыслового барьера между педагогом и учащимся может стать сложившееся об этом педагоге общественное мнение. В данном случае «срабатывает» социальная установка, и учащийся рассматривает свое отношение к педагогу через призму негативных взглядов и оценок, которые ему пришлось услышать.

Следует отметить, что коммуникативные барьеры, в отличие от психологических, устраняются проще, ибо они связаны не с личностью коммуникативных партнеров, а в большей мере со знаковыми системами, содержанием информации, культурой поведения собеседников. Тем не менее, в педагогической сфере преодоление смыслового барьера требует сложной и настойчивой работы педагога в первую очередь над собой, над своими профессиональными и личностными качествами. Надо установить причины, вызвавшие смысловой барьер, и попытаться по возможности устранить их. При этом педагогу не следует забывать о том, что в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход, учет всех конкретных условий объективного и субъективного порядка, которые привели к затрудненному взаимодействию и появлению барьеров в педагогическом общении.

Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что длительные занятия определенным видом профессиональной деятельности или определенное статусно-должностное положение приводят к профессиональной деформации личности. Поэтому, если в общении человека с другими людьми, от которых он зависит или они зависят от него, появляются определенные затруднения, в первую очередь необходимо обратить внимание на себя, на свое поведение, на свою позицию и стиль общения. Нейтрализовать непонимание возможно четкой расстановкой социальных ролей, определением социальной дистанции, переводом общения на уровень делового информирования, диалогического общения.

Для этого необходимо:

    адаптировать содержание передаваемой информации к уровню способностей восприятия собеседника при широком варьировании способов (речевых и неречевых) ее подачи;

    стремиться к установлению доверительных контактов;

    создать у собеседника опыт, на основе которого можно перестраивать его отношение к тем или иным знаковым системам и т.д.

Устранить смысловые барьеры важно и потому, что устойчивые, повторяющиеся ситуации непонимания ведут и к неприятию личности в целом, а не только сообщаемой ею информации, т.е. ведут к психологическому барьеру, барьеру личности, который устранить значительно сложнее.

Серьезным препятствием на пути к общению могут стать те трудности, которые возникают при взаимодействии. Кроме коммуникативных барьеров, о которых шла речь выше, между участниками общения могут возникать двусторонние или многосторонние осложнения отношений, психологическая сторона которых связана с такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность, наглость, напористость. Такого рода трудности, как правило, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени напряжения, по типу ситуаций возникновения и по степени влияния на успешность общения.

В.Н.Куницына, специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей:

  • субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном взаимодействии и не очевидные для собеседника;
  • «объективные», т.е. проявляющиеся в условиях непосредственных контактов и снижающие удовлетворенность ими.

К первой группе трудностей в общении относятся такие, как социальная неуверенность, застенчивость, трудности психологического контакта. Зачастую они проявляются при общении с вышестоящим человеком или в ситуации выбора, взятия на себя ответственности. К объективным трудностям относятся трудности коммуникативного характера, связанные с уровнем коммуникативной грамотности.

Различают также трудности общения первичные и вторичные.

  • Первичные трудности общения зависят от природных свойств человека (биологических, психофизиологических, личностных), таких, как агрессивность, тревожность, ригидность, и других, связанных с темпераментом.
  • Вторичные трудности могут быть психогенными (следствие травм, стрессов, фрустраций (от лат. - обман, тщетное ожидание), хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. К вторичным трудностям относятся также социогенные (следствие коммуникативных барьеров), возникающие при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов.

Дефектное общение.

Это относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение, как отмечают специалисты, и не затрагивает глубинных характеристик общения, и не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, так как создает помехи - дефекты общения.

Дефекты общения порождаются людьми, обладающими определенными личностными свойствами, способствующими сворачиванию контактов и уходу от предмета взаимодействия, искажению истинных мотивов собеседника и снижению успешности общения, а следовательно, и удовлетворенности им. Зачастую дефектным общением становится взаимодействие людей в условиях перегрузок, нервно-психического напряжения, дефицита свободного времени. Следствием такого общения становятся демонстрируемая раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость.

Специалистами в сфере общения замечено также, что могут оказывать раздражающее воздействие на собеседника такие негативные невербальные сигналы, как покачивание во время разговора с пяток на носки, многозначительное поднятие брови, постоянно саркастически искривленный рот, облизывание губ, манера отвлекаться и др. Зачастую отрицательно сказывается на взаимодействии защитная позиция собеседника. Сильное развитие психологической защиты всегда негативно влияет на поведение и препятствует рассмотрению проблемы и достижению конечного результата общения. Иногда собеседник демонстрирует маску, за которой скрывается собственная неуверенность, страх, скованность и закрепощенностъ.

Дефектные черты взаимодействия по своей природе иррациональны (от лат. - неразумный). К сожалению, они не всегда осознаются собеседником и возникают независимо от его желания каждый раз, когда возникает угроза его самооценке или достоинству.

Дефектное общение весьма близко к деструктивному.

К устойчивым дефектам общения относятся такие свойства личности, как тревожность (беспокойство, страх) и ригидность (от лат. - оцепенелый, твердый) - затрудненность, вплоть до полной неспособности к каким-либо изменениям, объективно требующим перестройки. Ригидные люди, как правило, авторитарны и очень консервативны в своих взглядах, отношениях с людьми и привычках.

В литературе рассматриваются два вида тревожности: невротическая - безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, и психотическая - бессодержательное, но очень мощное переживание. Обычно при взаимодействии такие собеседники демонстрируют беспокойство, неуверенность в себе, чувство неполноценности, что, несомненно, сказывается на результатах общения. Перечисленные черты характера мешают открытому и доверительному общению, приводят к нарушению обязательств, к конфликтам. Как заметил А. Эйнштейн: «Люди любят рубить лес: в данном виде деятельности результаты видны сразу». Повышенная эмоциональность, раздражительность и конфронтация зачастую осложняют взаимодействие, не позволяют перестроить отношения в сторону сотрудничества и эффективной коммуникации.