Цитаты из русской классики со словосочетанием «заря востока. И — Малый академический словарь Заря сияла на востоке и золотые

449. Прочитайте. Укажите средства связи частей в сложных предложениях (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. Пушкин)

Сложносочинённое предложение

§ 83. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском . (Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединяется к первому или резко противопоставляется ему, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст - и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась - и падает казак с окровавлённого кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где - предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Арс.) 5) Разговор показался ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

451. Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I.1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья... молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт собаки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

454. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то... не то, а, но, или .

455. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Пауст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов.-Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной. (Кор.)

II. 1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось. (Купр.) 2) На небе (н..)облачка и звёзды (не)обычайно ярко шевелят(?)ся и др..жат в своей бездонной высоте. (Купр.) 3) (Кое)где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва к..сались её и кругами поднимались опять (в)верх а над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 4) На дворе темнеет и в горнице заж..гают сальную свечу. (Ч.) 5) В воздухе душно и пахнет травами. (Ч.) 6) Погода отличная и к сожалению нет дождей. (Ч.) 7) Было тепло и озимая рожь плавно волновалась от полуденного ветерка. (Гонч.) 8) Трава сыра и туго п..даётся огню и (по)тому огненные змеи ползут медленно то разрываясь на части то потухая то опять вспыхивая. (Ч.) 9) Дурная погода продолжалась и (по)вид..мому нескоро кончит(?)ся и мне (по)неволе прихо-дит(?)ся торопит(?)ся с от(?)ездом в Крым где я пробуду всю осень и вероятно всю зиму. (Ч.) 10) Стало уже совсем тепло и гром рокотал ещё д..леко но уже (н..)зат..хал (н..) на мгновенье. (Купр.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и , определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А. С. Грибоедова - впоследствии известного актёра П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис.. бе..мертная комедия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергеевичу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх„щени„ от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодушным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Горе от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень доволен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас похв..лили...

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Накануне самого представления (во)время последней репетиции..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном училище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим роковым известием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мертной комедии.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал де вушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...» 1 - и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, - сказал он Лизе, собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да лет, барин, - сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». - «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). - «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» - «Так точно, - отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она, - не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». - «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». - «Однако ж?» - «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться». - «Кто тебя научил этой премудрости? - спросил Алексей, расхохотавшись. - Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? - сказала она, - разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, - продолжала она, - болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» - «Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора». - «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу». - «Что ты? - возразила с живостию Лиза, - ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти». - «Да я непременно хочу с тобою опять видеться». - «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». - «Когда же?» - «Да хоть завтра». - «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» - «Да, да».- «И ты не обманешь меня?» - «Не обману». - «Побожись». - «Ну вот те святая пятница, приду».


Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 5 классов уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий.
Работа выполняется в течение 45 минут.
Контролируемые универсальные учебные действия
Задание Познавательные умения
7 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
3,6 находить в тексте требуемую информацию
1,2 ориентироваться в содержании текста
8 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
4,9 выделять явление из общего ряда других явлений
10 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
5 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
Работа состоит из 10 заданий.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов.
Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметныхрезультатов обучения (познавательных умений) в 5 классах
Прочитай текст и выполни задания.
На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пёстрые лапти и получил от неё полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шёпотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть.
(А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
Какое время суток описывается в тексте? Докажи, приведя в качестве примера фразы и слова из текста (не менее 3-х).
Почему Лиза «не шла, а летела»?
Потому что за воротами её ждал пастух.
Боялась, что опоздает на встречу.
Боялась, что встретит кого-нибудь из знакомых.
Боялась, что Настя всё расскажет мисс Жаксон.
Почему сердце Лизы наполнялось «младенческой весёлостию»?
Потому что пели птицы.
Потому что она ждала встречи с Алексеем.
Потому что она была совсем еще ребенком.
Потому что она «нарядилась крестьянкою».
Найди лишнее слово. Объясни, почему ты так решил.
Весёлостию, крестьянкою, маленькою.
Ученику 5 класса предложили распределить слова в 3 столбика. Он выполнил это так.
? ? ?
роса пастух шёпотом
заря наполняли ещё
нарядилась рожок
потянулось По какому признаку ученик распределил слова? Все ли правильно он сделал?
В тексте тебе встретились слова, которые сегодня редко употребляются в речи. Найди их и соотнеси с соответствующим значением в таблице.
Духовой музыкальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом.
Низкая обувь, распространённая на Руси в старину и бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыкаРусская монета достоинством в половину рубля
Лицо, занимающее должность при царском дворе, придворныйВспомни, какие части речи ты изучал на уроках русского языка. Заполни схему классификации частей речи, записав названия частей речи. Найди в тексте слова, соответствующие этим частям речи.


Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Найди из перечисленных слов такое, которое соответствует схеме: ͡ ˄ □. Запишите его.
Воротами, ожидала, побежала, золотые, ветерок.
Прочитай фрагмент словарной статьи о слове рубеж.
Рубеж, -а, м
То же, что граница. Естественный рубеж. За рубежом.
Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. На укрепленных рубежах. Выйти на новые рубежи.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
Можешь ли ты по прочитанному отрывку предположить, почему А.С. Пушкин назвал свою повесть «Барышня-крестьянка»?
Система оценивания результатов выполнения заданий диагностической работыОтветы на задания 2, 3, 6, 8, 9
№ задания Ответ
2 3
3 2
6 1-Рожок, 2-лапти, 3- полтина, 4- царедворец
8 ветерок
9 1
Критерии оценивания ответов на задания 1,4,5,7,10
Задание 1
ни свет ни заря, заря сияла на востоке, проснулась, дом еще спал, утренняя свежесть
Критерии оценивания Баллы
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте и привел не менее трёх примеров из текста. 3
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но привел менее трёх примеров из текста. 2
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но не привел ни одного примеров из текста. 1
Учащийся не определил, какое время суток описывается в тексте и не привел ни одного примеров из текста. 0
Задание 4
маленькою - это прилагательное, а слова весёлостию, крестьянкою – существительные
Критерии оценивания Баллы
Учащийся нашёл лишнее слово и верно объяснил, почему он так считает. 2
Учащийся нашёл лишнее слово, но не объяснил, почему он так считает. 1
Учащийся не нашёл лишнее слово и не объяснил, почему он так считает. 0
Задание 5
Ученик распределил слова по такому признаку: 1 столбик – слова с чередующимися гласными в корне; 2 столбик – слова с проверяемыми гласными в корне; 3 столбик - слова с о-ё после шипящих. Ученик допустил ошибку в 1 столбике. В слове роса проверяемая гласная в корне роса-рОсыКритерии оценивания Баллы
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 2
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам, но ошибка не найдена, или
Верно определено, какую ошибку допустил ученик, но не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам 1
Не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 0
Задание 7
Критерии оценивания Баллы
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи и привел примеры из текста. 2
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и привел примеры из текста или
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи, но не смог привести все примеры из текста. 1
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и не смог привести примеры из текста. 0
Задание 10
Критерии оценивания Баллы
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, и объяснил. 2
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, но не объяснил. 1
Учащийся не смог предположить, почему автор дал своей повести такое название. 0

Проверочная работа

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1.

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла - и …

б) Мы вбегаем в комнату - и …

в) Орел камнем бросается с высоты - и …

7.

а) [ ], и [ ].

б) [ , и ].

в) [ и ] - и .

8.

II вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох - и …

б) Четкий удар мячом - и …

в) Сучок хрустнул - и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

а) То [ ], то [ ].

б) [ ], и [ ].

в) [ ], и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

Ключи к I варианту:

1. а) - простое, б) - СПП, в) - БСП, г) - ССП;

2. а), г), д);

3. а), г), д);

4. а), в);

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Ключи ко II варианту:

1.а) - ССП, б), в) - СПП, г) - БСП;

2. в), г);

3. а), б), г);

4. а), г);

5. а), б).