Склонение сущ мн числа. Склонение имен существительных во множественном числе

Число_______

Класс_______

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Задачи:

Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

Развивать мышление, память.

Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

    Орг. момент

Сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. (друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба)

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи (За окном лежит пушистый снег).

- Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

- А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

На доске написаны слова существительные в единственном и во множественном числе: (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее ? (мышь)

Почему ?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа. (клб) и пропишите в тетрадях до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом . (Существительные )

Что заметили ? (лишнее слово)

Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

На какой вопрос отвечает? (какой)

Чем является в предложении? (определением)

Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

- Пропишем слово вокзал в тетрадях до конца строки.

Послушайте как возникло это слово . ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

После рассказа, показываю слово (о, об) вокзале.

Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

(предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы)

А в каких случаях пишется предлог (об)?(если слово начинается с гласной буквы)

3. Работа над новым материалом

Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

- Что общего ? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам ? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.)

- Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

- А теперь давайте откроем учебники на стр. 94 и прочитаем вывод который дается в правиле.

Упр.258 (устно,коллективно).

Просклоняй имена существительные муравьи,дятлы,гнезда,дни.

- Упр.259 (письм).

Прочитай пословицы.Объясни их смысл.Спиши.Подчеркни имена существительные во множественном числе.Обозначь окончания,определи падеж.

1.Чудеса в решете:дыр много,а вылезти негде.2.Поживешь подольше-узнаешь побольше.3.Грибов ищут-по лесу рыщут.4.Видна печаль по ясным очам.5.Жизнь измеряется не годами,а трудами.

ФИЗ - МИНУТКА

- Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе -стоим, если во множ.- приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

У доски работают 2 ученика,склоняют существительные во мн.числе по падежам и выделяют окончания .(березы,ели).

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов ? (береза, ели, города)

Вывод: (предлагаю сделать детям)

- ( При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.)

Упр.263 Работа по рядам.

Прочитай слова.Есть ли среди них лишнее слово? Обоснуй свой выбор.Просклоняй это слово.Обозначь окончание.

1 ряд- Лес,зима,мороз,снег,сторожка,лесник,печь,дрова,метель.

2 ряд-Город,улица,машина,автобус,дороги,вокзал,поезд,перрон,билет.

3 ряд- Село,деревня,домик,огороды,поле,пшеница,лошадь,корова,коза.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

(Оценивание учащихся проходит во время работы)

Домашнее задание.

Упр.261 стр.96 (заранее записано на доске)

Прочитай текст.Озаглавь его.Спиши.Вставь пропущенные буквы и окончания.Определи падеж имен существительных во множ.числе.

На б…ерегу ручь… было сыро и росли какие-то растени… с желтыми цв…т… .Кроме цв…т… на этом растении в…сели маленькие плодик…,похож…е на бутылочк… .Стоит д…тронуться до бутылочк…,как п…слышится слабый выстр…л.И в руке окажется пучок з…леных стружек. Это «стреляющее» растени… народ называет «недотрога». В…д…т оно себя так не случ…йно. В бутылочк… н…ходятся с…мена этого растения.Как только кто-нибудь заденет бутылочку,она « взрывается», и с…мена л…тят в разные стор..н… .

Склонение имен существительных во множественном числе

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Цели: Продолжить знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе; совершенствовать практические умения и навыки грамотного письма; упражнять в склонении существительного множественного числа, упражнять в написании по образцу; развивать связную речь, орфографическая зоркость; воспитанность; бережное и заботливое отношение к домашним животным; воспитанность самостоятельность; внимательность; активность.

Ход урока:

Орг.момент

Зовет на палубу свисток

Команду на линкоре.

А вас, ребята на урок

Зовет заливчатый звонок,

Звенящий в коридоре.

II.Проверка д/з

Не отправится охотник без ружья стрелять гусей,

Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять дома книжку и тетрадь.

Упр. 44 спиши, раскрывая скобки, определить падеж существительных.

III работа по теме урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Не зная языка во всем великолепии,

Не ощутишь его волшебных чар,

Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык.

Сегодня мы продолжим работу по теме; познакомимся с особенностями падежных окончаний у существительных во множественном числе, будем писать разговаривать.

Выставка словарей: «Словарь – это вселенная в алфавите»

2. Минутка чистописания. «Родник»

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Родники всегда пользовались почитанием, за ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы. Родниковая вода самая чистая и целебная. Там, где родники погибали земля сиротела.

2. блиц – опрос: Есть много интересных слов, их знаете давно

вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы,

Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.

Что объединяет слова: утюг, пенал, собака, стол, часы, конфеты, жираф?

Что такое имя существительное?

1.Какая форма слова для имени существительного является начальным? 2.Сколько падежей в русском языке?

3.Как распределить имя существительное по склонениям?

4.Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение? 5.Как пишутся существительные 2 и 3 склонений с основой на шипящий?

Где женский род - там есть мягкий знак,

Печь и речь она моя.

Ну, а ключ и мяч – он мой, значит это ряд мужской.

4. У меня обложка синяя, на любой странице линия, чтобы помочь ученику ровно вывести строку.

Работа в тетради: Запись даты, вид работы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

5. Работа у доски: просклонять. Дети

И. Кто? Сестры (одуш) Что? облака

Р. Кого?сестер чего? облаков

Д. Кому? Сестрам чему? облакам

В. Кого? сестер что? облака

Т. Кем? Сестрами чем? облаками

П. о ком? О сестрах о чем? Об облаках

Проблемный вопрос: Каковы особенности падежей у существительных во множественном числе.

6. Возможность говорить – это уникальнейший дар Природы человеку. Способность говорить правильно, красиво дарит человеку развить в себе ум, любознательность, пытливость.

Языковая разминка: У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Назовите имя существительное во множественном числе?

7. Работа в тетрадях (стр. 108, упр. 242).

Самостоятельная работа (частичное комментирование).

Коней – конь, лебедей – лебедь.

Коней (В.п.), коней (В.п.), лебедей (Р.п.)

Воспитательный момент

8. Физминутка: Два прихлопа, два притопа

Ежики, ежики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы.

Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну – ка дружно, ну – кА вместе

Девочки, мальчики!

9. Работа в парах:

Лучистое солнце не делится на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям своим подарить.

Стр. 109, упр. 243

Запиши данные существительных в Р.П множественного числа по образцу составить несколько предложений сделать разбор 1 – 2 существительных.

10. Работа у доски (упр. 244)

Запиши ответы, исполняя существительных во множественном числе.

Земляника любит расти на Пригородках (П.п). Шампиньоны растут в полях. Опят можно встретить на пнях.

11. развитие речи: стр 110 , упр. 245

Загадка – шутка.

Как правильно сказать?

IV. Д/з: стр. 110, упр. 248

V. Итог; выставление оценок

Когда конфеты кончаются –

Очень все огорчаются,

И когда апельсины кончаются -

Тоже все огорчаются

А когда уроки кончаются редко кто огорчается

Скорей во дворе встречаются,

В доспехи свои облачаются,

Друг на друге скакать обучаются,

В общем много чего приключается,

Когда, уроки кончаются.

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний.

В немецком языке, как и в русском, имя существительное изменяется по падежам. Например, в русской фразе «я ученик» (кто?) окончание нулевое, однако в «я вижу ученика » (кого?) появляется окончание а , потому что слово ученик уже отвечает на вопрос «кого? что?» (винительный падеж) , а не «кто? что?» (именительный падеж) .

В немецком языке окончания существительных тоже могут меняться в разных падежах. Кроме того, в немецком языке склоняются артикли . Изменение артиклей мы рассмотрим в первую очередь.

Склонение артиклей

В немецком языке 4 падежа. Они очень похожи на русские и отвечают на те же вопросы: именительный (Nominativ) , родительный (Genitiv) , дательный (Dativ) , винительный (Akkusativ) . Формы немецких артиклей в разных падежах нужно знать назубок.

Начнём с форм определённых артиклей der (мужской род), die (женский род), das (средний род), die (множественное число). Выучив формы определённых артиклей, Вам намного проще будет понять и запомнить формы неопределённых артиклей, а также склонение прилагательных и некоторых местоимений.

Склонение определённого артикля

Неопределённый артикль - это ein (мужской и средний род) и eine (женский род). Формы множественного числа у неопределенного артикля нет, поскольку дословно ein (eine) означает «один» («одна») . По аналогии с неопределённым артиклем будут в единственном числе изменяться притяжательные местоимения (mein, dein, sein …) и отрицание kein .

Склонение неопределенного артикля

Склонение существительных (система окончаний)

Окончания существительных в единственном числе и типы склонения существительных

В единственном числе существует 4 типа склонения, по которым меняются окончания существительных: сильное, слабое, женское и смешанное .

1 тип - сильное склонение . Сюда относятся большинство существительных мужского и все существительные среднего рода (кроме das Herz , см. смешанное склонение).

Особенность сильного склонения - в Genitiv ед.числа появляется окончание -es /-s . (подробнее об орфографии на www.studygerman.ru).

2 тип - слабое склонение , или N-склонение . Это ряд существительных только мужского рода , обозначающих в основном живых существ.

Особенность слабого склонения - в ед.числ окончание -en / -n во всех падежах, кроме именительного. Словарная форма множ. числа таких существительных всегда образуется путём добавления -en / -n .

В эту группу относятся:

  • Все существительные мужского рода, оканчивающиеся на -e , за исключением слов из смешанного склонения (про них написано ниже): der Junge – des Jungen , der Kollege – des Kollegen и т.д .
  • Cлова мужского рода, оканчивающиеся на -and , -ant , -ent , -ist :der Doktorand — des Doktoranden , der Elefant — des Elefanten , der Student — des Studenten , der Kapitalist — des Kapitalisten и т.д .
  • Некоторые заимствованные наименования профессий и рода деятельности мужского рода, оканчивающиеся на -at , -ekt , -ograph/-ograf , -ologe , -onom , -osoph : der Diplomat — des Diplomaten , der Architekt — des Architekten , der Demokrat — des Demokraten , der Journalist — des Journalisten , der Philosoph — des Philosophen , der Photograph/Fotograf — des Photographen /Fotografen , der Psychologe — des Psychologen , der Astronom — des Astronomen и т.д .
  • А также немного заимствованных наименований вещей: der Automat — des Automaten , der Satellit — des Satelliten , der Diamant — des Diamanten , der Planet — des Planeten и т.д .
  • Ряд исключений, не входящих в группы выше: der Mensch – des Menschen , der Herr – des Herrn , der Bär – des Bären и т.д_.

Полную подборку существительных слабого склонения найти так и не удалось, однако на www.mein-deutschbuch.de указан достаточно большой список, под фразой “Wie erkennt man Nomen der N-Deklination?”

3 тип - женское склонение . Это все существительные женского рода . Особенность женского типа склонения — во всех падежах ед. числа отсутствует окончание.

4 тип - смешанное склонение . Это очень короткий список исключений.

Особенность смешанного склонения – окончание -(e)n в ед.числе Dativ и Akkusativ и окончание -(e)ns в ед.числе Genitiv . Таким образом, смешанное склонение совмещает окончания слабого и сильного склонения.

По смешанному склонению изменяются существительные: der Buchstabe — des Buchstabens — dem Buchstaben der Gedanke — des Gedankens — dem Gedanken der Friede — des Friedens — dem Frieden der Funke — des Funkens — — dem Funken der Glaube — des Glaubens — dem Glauben der Name — des Namens — dem Namen der Wille — des Willens — dem Willen der Same — des Samens — dem Samen das Herz — des Herzens — dem Herzen

Окончания существительных во множественном числе

Во множественном числе есть только одно падежное окончание: в Dativ к словарной форме множественного числа добавляется окончание -n .

Однако дополнительное окончание в Dativ не появляется если:

  • форма множественного числа существительного уже оканчивается на -n . Это многие существительные женского рода и все существительные слабого и смешанного склонения: die Studenten – den Studenten, die Frauen – den Frauen, die Namen – den Namen;
  • форма множественного числа существительного оканчивается на -s : das Auto – den Autos .

Интересный очерк на немецком на тему слабого склонения из книги «Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod — Folge 2»: Kasus Verschwindibus

Тема урока : Склонение имён существительных во множественном числе

Цель: у учащихся формируется умение правильно склонять имена существительные во множественном числе, распознавать единственное и множественное число существительного по окончанию и по значению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика.

1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)

4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)

5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)

6. Дорожка в парке. (Аллея.)

– Какое слово получилось? (Вокзал.)

– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение.

2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».

– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). В здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции. Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода - Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Таким образом первый вокзал в Казахстане был построен в Уральске.

IV. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

– Прочитайте стихотворение-загадку. Что это будет?

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? ... (Ёлка.)

– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)

– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)

– Прочитайте вопросы на с. 113. Ответы на них мы найдём в течение урока.

V. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.

1. Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

– Как вы догадались, что существительные из загадки стоят в форме множественного числа?

– Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.

–Сейчас выполните задание из упражнения 235, с. 113 (самостоятельно). После выполнения работы обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.

2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания

– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос?

– Выполните упражнение 236 самостоятельно.

Упр. 237 – устно

Работа с таблицей - упр. 238.

Вывод – проговаривание в парах.

3. Знакомство с правилами на с. 115.

VI. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.

– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?

– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ученик, гнездо, тетрадь поставьте во множественном числе и просклоняйте.

– Что заметили? (Окончания одинаковые у всех существительных.)

VII. Сопоставление именительного и винительного падежей существительного в форме множественного числа.

1. Упр. 239 – комментированное письмо

2. Фронтальный опрос.

– Что можете сказать о падежных формах имён существительных множественного числа в именительном и винительном падежах? (Они совпадают.)

– У каких существительных? (У неодушевлённых.)

– Может это вызвать трудности при определении падежа?

– Вспомните, каким образом определяются именительный и винительный падежи у существительных в единственном числе? (По вопросу; предлогу, если он есть; по роли в предложении.)

VIII. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.

И. -ы, -и, -а, -я

Р. -ов, -ев, -ей,

Д. -ам, -ям

В. -ы, -и, -а, -я

Ов, -ев, -ей

Т. -ами, - ями

П. -ах, -ях

IX. Знакомство с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа.

1. Выполнение упражнения 242, с. 116.

2. Упражнение в запоминании слов. Работа по таблицам.

1) Запись слов в тетрадь.

2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).

Домашнее задание: упражнение 240, 241.

Х. Итог урока.