Где колонна. Что такое колонна: определение, виды, история и интересные факты

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Колоннада … Русское словесное ударение

- (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (франц. colonne, от лат. columna столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно… … Художественная энциклопедия

КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1 … Строительный словарь

См … Словарь синонимов

В военном деле строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) одно за другим. До сер. 19 в. (в ВВС в 20 в.) колонна одна из форм боевого порядка войск (авиации) … Большой Энциклопедический словарь

КОЛОННА, ы, жен. 1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Зал с колоннами. Триумфальная к. 2. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К.… … Толковый словарь Ожегова

- (Column of ships) построение флота в несколько линий, каждая из которых называется К. К. может быть наветренной, подветренной, правой, левой, средней. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза… … Морской словарь

Книги

  • Словарь кофе , Колонна Дэшвуд Максвелл. Незаменимая книга для тех, кто изучил поверхность "кофейной" темы вдоль и поперек и теперь хочет нырнуть в нее с головой! В небольших, но емких словарных статьях вы узнаете все о том, как…
  • Последний Колонна , В. Кюхельбекер. Ленинград, 1937 год. Издательство "Художественная литература" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен неоконченный роман В. К. Кюхельбекера" Последний Колонна",…

Величественная колонна в , столице , напоминающая о былых победах и славе римлян. Колонна гордо возвышается над руинами Римского форума, в то время как у ее основания находится гробница императора Ульпия Траяна и его жены. Это победное сооружение было возведено в честь императора и его побед над даками. Сегодня оно входит в по версии нашего сайта.

Колонну возвели в Риме во II веке н.э. Архитектором сооружения был почитаемый императором Аполлодор Дамасский. Для его сооружения было привезено 20 блоков каррарского мрамора. Сегодня высота колонны составляет 38 метров, а вес - 40 тонн. Изнутри колонна полая. В ней находится только винтовая лестница, ведущая к площадке на капители.

Монумент на капители менялся несколько раз. Сначала там возвышалась скульптура орла, затем самого Траяна и лишь в XVI веке появилась статуя апостола Петра, которая украшает колонну по сей день. На рельефной ленте, проходящей по стволу колонны можно увидеть фрагменты из двух битв императора Траяна с даками. Всего изображено 2500 человеческих фигур, среди которых много раз повторяется сам император.

Помимо этого на рельефе можно увидеть богиню победы Нику, величественного старца Дуная и прочих аллегорических персонажей. Находится достопримечательность на форуме Траяна, недалеко от Площади Венеции и знаменитого комплекса .

Фото достопримечательности: Колонна Траяна

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и . Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и . Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?


Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus ). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

  • Адрес: (лат. Forum Traiani), Via dei Fori Imperiali
  • Сайт: www.stoa.org

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).


В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и .

  • Официальный сайт: mv.vatican.va
  • в музеи Ватикана

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)


Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna) , названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)


Колонна Фоки - это завершающая точка в строительстве (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)


Данный монумент является частью достопримечательностей (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini), а построенный - Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить и .

Начиная с декабря 1953 г. ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Колонны Греции, римские и русские колонны - все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.

Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.

Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.

Колонны Греции

Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции - коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями - каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными "шейками". В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался "женским", названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты - завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.

Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.

В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры - глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.

Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.

Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.

Стили колонн Греции.

Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.

Римские колонны

Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.

Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской - 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над "корзиной" размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический - второй, а коринфский и композитный - верхний.

Композитная римская колонна.

У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.

Русские колонны

Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. "Русских" колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм - с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием "нео-русского" стиля ("псевдорусский) появились и "русские" колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли "пузатые" и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.

Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.

Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на " пять аршин "греческого классицизма", "три с четвертью итальянского Ренессанса", "ломтик романского", "шесть золотников готики" и "целый пуд русского". При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. "Русские" колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.

Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650-1652 гг.

В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.

Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг., предположительно архитектор Постник.

Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)

Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.

Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.