Примеры действий толпы. Толпа, виды толпы

Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. В то же время, обобщая имеющиеся на сегодняшний день представления, можно сказать, что в ее состав обычно входят:

  • – публика, под которой понимаются большие группы людей, формирующаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно ориентированная на ситуации, которые затрагивают общие интересы и предполагают совместное участие собравшихся;
  • – контактные, внешне неорганизованные группы людей, действующие крайне эмоционально и единодушно;
  • – объединения людей, составляющие многочисленные аморфные группы и не имеющие в своем большинстве четкой организации и непосредственного взаимодействия между собой, но связанные каким-либо общим более или менее постоянным интересом или настроением (общими увлечениями, массовыми миграциями, массовым патриотическим или лжепатриотическим угаром и т.д.) (Московичи С., 2007).

По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения обычно выделяют несколько видов толпы.

Наиболее простым и весьма распространенным видом толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например, дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые "зеваки", т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и также быстро рассеиваться. Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны и отдельные случаи, когда случайная толпа состояла из нескольких тысяч человек.

Другим часто встречающимся видом толпы является конвенциональная толпа (толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях). Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например, митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Как показывает социальная практика, конвенциональная толпа может объединять многие тысячи людей. Так, например, на одном из концертов известной американской певицы Тины Тернер собрались 147 тыс. зрителей, что дало повод занести это массовое мероприятие из области шоу-бизнеса в Книгу рекордов Гиннесса. Другим примером многочисленности толпы конвенционального вида может служить политическая манифестация на Садовом кольце весной 1991 г. в Москве, в которой, по данным московской милиции, приняли участие около 450 тыс. человек. Однако абсолютным рекордом в этом плане, по-видимому, следует считать католическую мессу, проведенную папой Иоанном Павлом II в 1995 г. в пригороде Манилы, где собрались более 6 млн верующих-филиппинцев.

Третьим видом толпы является экспрессивная толпа , отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто – ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку "своих" команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие свою поддержку политике правящего режима или протест.

Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро), или похоронные процессии. Наиболее яркими и впечатляющими примерами массового проявления горя и скорби стали похороны И. Сталина, религиозного лидера Ирана аятоллы Хомейни, руководителя Трудовой партии Кореи Ким Ир Сена, в которых приняли участие многие сотни тысяч человек.

В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму – экстатическую толпу, тот вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект. Так, например, мусульмане-шииты во время ежегодных траурных церемоний "шахсей-вахсей" в память своего имама аль-Хусейна и его брата аль-Хасана устраивают массовые процессии-представления, сопровождаемые коллективными ритмичными ударами цепями по спине или ударами кулаками в грудь. До состояния массовой религиозной экзальтации во время совместных молитв доводят себя и "пятидесятники" – представители одного из протестантских течений, которых не случайно в народе прозвали "трясунами".

Все три рассмотренных нами вида толпы (случайная, конвенциональная и экспрессивная со своим подвидом – экстатической) относятся к пассивным видам. В связи с этим следует отметить, что впервые понятия пассивности и активности в характеристику толпы ввел русский ученый Д. Д. Бессонов, предлагавший в своем диссертационном исследовании "Массовые преступления в общем и военноуголовном праве" рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). Действующая (или активная) толпа, имеющая ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама но себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.

В качестве примера подобных действий агрессивной толпы можно привести случай во время финала розыгрыша Кубка Польши 1995 г. по футболу. После финального свистка судьи на стадионе развернулось настоящее побоище, болельщики "Легии" "на радостях" начали избивать болельщиков команды "ГКС" из Катовице и полицию, защищавшую их. При этом использовались камни, железные прутья, колья, доски от скамеек. Схватка продолжалась полтора часа. Сильные ранения получили сто полицейских, было сожжено и повреждено 18 полицейских автомобилей, ранено 10 коней. Сам стадион выглядел так, будто по нему прошел смерч: уничтожены многие сотни сидений, разобрано десятки метров забора из металлических прутьев, уничтожены все рекламные щиты, сектор, где находились болельщики из Катовице, был полностью разрушен.

Агрессивную толпу могут образовать многочисленные экспрессивные зрители, собравшиеся на концерт любимой рок-звезды. Известно, например, что многие концерты популярного американского исполнителя рок-н-роллов Элвиса Пресли завершались массовыми актами совершенно бессмысленного вандализма со стороны его почитателей. Находясь в состоянии крайнего эмоционального возбуждения, они крушили сиденья и оборудование зрительных залов, затевали потасовки и драки с полицией.

Социальная действительность многих стран, в том числе и России, дает немало примеров, когда участники изначально мирных политических манифестаций в силу тех или иных обстоятельств превращались в агрессивную толпу. Ярким примером подобной трансформации в условиях социальной напряженности могут служить трагические события празднования Первого мая в Москве в 1993 г. Тогда демонстранты, двигавшиеся по Ленинскому проспекту, столкнувшись с милицией, закрывшей им проход в сторону площади Гагарина, предприняли штурм милицейской баррикады, составленной из грузовых автомобилей. При этом демонстранты использовали палки, колья, железные прутья, забрасывали милицию камнями и кирпичами, поджигали транспортные средства. В ходе развернувшегося побоища погиб омоновец, десятки демонстрантов и милиционеров получили серьезные ранения.

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника – это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для группового страха, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей – стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Паника может возникнуть при различных обстоятельствах: при авариях, пожарах, стихийных бедствиях, террористических актах, в боевой обстановке и т.д. Ее возникновению способствуют целый ряд условий социального, социально-психологического, психологического и физиологического характера. В неорганизованных, слабосплоченных группах паника может провоцироваться даже минимальной опасностью. Однако в определенных условиях в паническую толпу может превратиться и организованный коллектив, например воинское подразделение. История многочисленных войн свидетельствует, что паника, возникшая в рядах той или иной армии, является тем переломным психологическим моментом, с которого часто начинается поражение.

Генерал Шарль де Голль так описывал панику французов, возникшую после прорыва фронта немцами в 1940 г.: "По всем дорогам, идущим с севера, нескончаемым потоком двигались обозы несчастных беженцев. В их числе находилось немало безоружных военнослужащих. Они принадлежали к частям, обращенным в беспорядочное бегство в результате наступления немецких танков в течение последних дней... При виде охваченных паникой людей, беспорядочно отступающей армии, слыша рассказы о возмутительной наглости врага, я почувствовал, как растет во мне безграничное негодование" (Голль Ш. де, 1960).

По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории. Трагический опыт свидетельствует, что при панике, возникшей в ограниченном пространстве, например, в театре, ресторане, на стадионе, люди гибнут не столько от причин, породивших панические действия (например, пожар), сколько от возникающей в таких случаях давки. Именно так случилось при пожарах на молодежной дискотеке в Гренобле (Франция), где десятки молодых людей были задавлены и затоптаны толпой у единственного выхода, и на стадионе в Шеффилде (Англия), когда большинство погибших были просто раздавлены толпой на заградительных сетках.

28 ноября 1942 г. в Бостоне (США) в здании одного из ночных клубов возник пожар. Его причиной, видимо, стала искра от лопнувшей электрической лампочки. Эта искра попала на искусственную пальму, пламя начало быстро распространяться по всему клубу. Людей охватила паника и они устремились к выходам. Но выходов в здании было мало – и произошло столпотворение. Некоторые люди сгорели, а многие были задавлены насмерть. Погиб 491 человек. Во всей истории США не было пожаров с таким количеством жертв. Вот почему многие исследователи считают, что возникновение панической толпы опасно прежде всего своими последствиями.

Значительную социальную опасность для общества представляют различные варианты экономической паники, возникающей в периоды экономических кризисов. Здесь можно выделить: биржевую панику (панические действия тысяч вкладчиков, сбрасывающих для продажи свои быстро обесценивающиеся акции), валютную панику (массовая продажа наличной валюты при резком падении ее курса), продовольственную панику (проявляется в виде массовой закупки "про запас" тех или иных продуктов питания).

Следует отметить, что из вышеперечисленных форм экономической паники наиболее распространенной, по-видимому, является продовольственная паника, характерная, однако, преимущественно для стран с низким или относительно низким уровнем материального положения населения. Обычно ее началу предшествуют слухи или официальные сообщения о предстоящем повышении цен на продукты питания. Поэтому население начинает скупать прежде всего продукты первой необходимости (соль, сахар, муку, мыло), а также спички. Так, например, заявление Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова на заседании Верховного Совета СССР весной 1991 г. о необходимости повышения цен на хлеб и хлебопродукты привело к тому, что в Москве в продовольственных магазинах в результате массовых закупок полностью исчезли макаронные изделия, за несколько дней была продана двухмесячная норма обычной городской продажи соли.

Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у билетных касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег; и лица, грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых беспорядках.

Из истории известно, что в ноябре-декабре 1917 г. по Петрограду прокатилась волна так называемых "винных погромов", когда многочисленные толпы горожан грабили винные склады города. Массовые ограбления толпой магазинов и складов имели место во многих городах Украины и Белоруссии летом 1941 г., после того как их покинули отступавшие советские войска. Можно вспомнить кадры кинохроники периода Гражданской войны с сотнями "мешочников", атакующих прибывший на станцию поезд, чтобы занять места хотя бы на крышах его вагонов, или документальные кадры уже нашего времени из фильма С. Говорухина "Так жить нельзя", где толпа "штурмует" магазин пивзавода в одном из волжских городов.

Ярким примером действий стяжательной толпы с серьезными политическими последствиями являются события, произошедшие вечером 9 ноября 1969 г. в Восточном Берлине. Тогда у контрольно-пропускного пункта Стены на Борхольмер-штрассе собрались около тысячи человек, желавших пересечь границу. Через три часа напор толпы, достигшей численности в 20 тыс. человек, стал непреодолимым. Пограничники были вынуждены поднять шлагбаум и пропускать всех желающих посетить Западный Берлин без всяких формальностей. Были открыты и другие контрольно-пропускные пункты. Эти события, вошедшие в немецкую историю как "ночь встреч", привели к падению Берлинской стены.

Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий. Именно такая толпа уничтожала французских аристократов во время Французской буржуазной революции, сжигала помещичьи усадьбы во время крестьянских восстаний в России, освобождала из тюрем революционеров и т.п. Хрестоматийным примером повстанческой толпы стало восстание на броненосце "Потемкин". Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.

Имеются и другие точки зрения на существующие виды и подвиды толпы и их социально-психологические характеристики.

Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

3. Толпа как стихийно организованная группа

К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.

Стихия толпы – социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.

Существуют разные определения толпы.

Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.

С психологической точки зрения толпа – это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.

Толпа – это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Толпа, по Г. Тарду, – груда разнородных, незнакомых между собою элементов.

Характерная черта толпы – это ее внезапная организация.

В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.

Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.

Само слово «толпа» как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.

Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордье выделяет способность к подражанию .

Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.

Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли : «Подражание – это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется».

На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.

Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.

Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.

«По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.

Случайная (окказиональная) толпа возникает в связи с каким-либо неожиданным событием.

Ее образуют «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.

Основной эмоцией является любопытство людей.

Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.

Конвенциональная толпа – толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях.

Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Экспрессивная толпа отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.

Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.

Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму – экстатическую толпу , т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Все три вида толпы относятся к пассивным . Д. Д. Бессонов предлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).

Действующая (активная) толпа – наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа – скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.

Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному».

Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое» (3. Фрейд).

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника – это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.

Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.

Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий.

Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.

Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.

Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.

Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.

Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: «Там, где виновных много, не должно наказывать никого».

Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.

Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.

Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.

За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.

Позитивная школа доказала, что свободная воля – иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.

Пюльезе первым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.

Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.

Он назвал коллективным преступлением странное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.

Два вида коллективных преступлений : преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.

Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй – такому, которое совершено случайным преступником.

Первое всегда может быть предупреждено, второе – никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе – только легкое и кратковременное спасение.

Л. Лавернь для объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.

Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

44. Толпа как стихийно организованная группа Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

«РОМАНТИЗАЦИЯ НАРКОМАНОВ ПРОИСХОДИЛА ОТНЮДЬ НЕ СТИХИЙНО» Интервью с главным детским наркологом Минздрава РФ Алексеем Валентиновичем Надеждиным- В 2001 году в Российской Федерации отчетливо - в полтора раза (!) - сократилась заболеваемость наркоманией, особенно среди

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Организованная преступность У организованной преступности есть свои адвокаты и сотрудники правоохранения. Организованная преступность стала более цивилизованной и более опасной в социальном плане. Вчера ее оружием была грубая сила, рэкет, а сегодня - деньги и

Из книги История психологии автора Смит Роджер

Из книги Психология народов и масс автора Лебон Гюстав

Глава IV. Избирательная толпа Общие черты избирательной толпы. - Как убеждают ее. - Качества, которыми должен обладать кандидат. - Необходимость обаяния. - Почему рабочие и крестьяне так редко выбирают кандидатов из своей среды? - Могущественное влияние слов и формул

Из книги Власть. Элита, народ [Подсознание и управляемая демократия] автора Зыкин Дмитрий

2.2 Герой и толпа Паситесь, мирные народы. А. Пушкин Пора, давно пора предоставить слово одному из ведущих политических консультантов нашей страны, Олегу Матвейчеву:«В одном из трех главных городов России по одномандатному округу в государственную Думу был избран

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Толпа однородная Толпа однородная состоит из трех категорий: сект, каст и классов.Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В ее состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причем единственной связью между ними служат

Из книги Я вижу тебя насквозь! [Искусство разбираться в людях. Самые эффективные техники секретных агентов] автора Мартин Лео

Преступная толпа Название «преступная толпа» ни в каком случае не подходит к такой толпе, которая после известного состояния возбуждения превратилась в простой бессознательный автомат, повинующейся внушениям. Но я всетаки сохраняю это ошибочное название, потому что

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Организованная преступность: современная работорговля Контрабандистами или «тягачами» называют уголовников, которые за деньги и в обход миграционного законодательства переправляют людей в другие страны. Переправляемые ими люди обычно желают покинуть родину по

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Конвенциональная толпа Это толпа, которая собралась по поводу какого-либо события, информация о месте проведения которого была известна заранее. Таким событием может быть футбольный матч, боксерский поединок и т. д. Конвенциональной эта толпа называется потому, что до

Из книги автора

Экспрессивная толпа Это такая толпа, которая выражает своим поведением какую-либо эмоцию, причем неважно какую. Основная отличительная черта такой толпы - ритмичность движения. Такую толпу составляют люди, скандирующие лозунги на митинге, ритмично пляшущие в такт

Из книги автора

Активная толпа Наконец, четвертым видом толпы является действующая (или активная) толпа. Это наиболее опасный вид толпы. Действующая толпа может быть агрессивной, или панической. Недавним примером агрессивной толпы являются массовые беспорядки на Манежной площади в

Из книги автора

Организованная религия Несмотря на свои духовные цели, организованная религия зачастую, как и наука, не может дать ясный ответ на вопрос об определении перехода от физической жизни к физической смерти. Так происходит в результате столкновения всех религий, будь то

По управляемости:

  1. стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участие конкретных физических лиц;
  2. ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее .

По уровню активности:

  • пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения;
  • активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения.

По характеру поведения людей:
1) простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию о неожиданно возникшем происшествии, свидетелем которого они стали (дорожная авария, пожар, драка и т. п.). Такая толпа обычно образуется из лиц, испытывающих потребность в острых ощущениях, впечатлениях и объединяющая до нескольких сотен лиц. Она не представляет опасности, но может создавать помехи и неудобства. Однако, при особых ситуациях, такая толпа может превратиться в действующую, агрессивную и даже совершить самосуд;
2) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). Такая толпа может складываться из поклонников рок-музыкантов, эстрадных звезд на их концертах, из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях, из любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков, участников праздничные и похоронных шествий при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. д. Крайней разновидностью экспрессивной толпы является экстатическая толпа, характеризующаяся состоянием общего экстаза на основе эффекта заражения или под влиянием наркотиков (дискотеки, массовые религиозные шествия и т. д.);
3) конвенциональная толпа – формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу. Конвенциональную толпу обычно составляют болельщики на стадионе, которые являются не просто любителями спорта, а лицами, испытывающими чувства привязанности к какой-либо из команд. Такая толпа способна лишь временно следовать нормам поведения;
4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на:

  • а) стяжательскую толпу – характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий;
  • спасающуюся толпу – возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности;
  • повстанческая толпа – формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения;
  • агрессивная толпа – характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре). наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков (групповых эксцессов). Для неё характерно наличие противоправных действий: избиений, погромов, поджогов и т. д.

Толпа

Скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания . Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное ), а также . Выделяются четыре основных вида Т.:

1) окказиональная Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.);

2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения ;

3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

4) действующая Т., к-рая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т. (см. ), объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. ): в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой - сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Толпа

Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

Выделяются четыре основных вида;

1 ) толпа окказиональная - связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и пр.);

2 ) толпа толпа конвенциональная - связанная интересом к некоему заранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3 ) толпа экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма-толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза - как на некоих массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и пр.;

4 ) толпа действующая - содержит подвиды:

а) толпа агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.);

с ) толпа стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и пр.);

d ) толпа повстанческая - где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически самое важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто спонтанны, но знание их закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, или же сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Толпа

   ТОЛПА (с. 593)

Первые капитальные труды, которые могут быть названы социально-психологическими, появились на рубеже XX - XX вв. К ним в первую очередь следует отнести работу французского психолога, социолога и историка Гюстава Лебона «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс», новое издание - СПб., 1995), а также работы его соотечественника Габриэля Тарда, посвященные психологии общественных отношений. По сей день эти книги читаются с неизменным интересом, чего не скажешь о громоздкой «Психологии народов» Вильгельма Вундта. В этих книгах, так же как и в «Социальной психологии» У.Мак-Дугалла (которая многими признается первым собственно социально-психологическим трудом), развивались идеи, касавшиеся психологии больших групп - «народов и масс». В социально-психологических исследованиях эта проблематика впоследствии отступила на второй план, хотя замечательные работы по психологии больших групп появлялись и позднее. Блестящими примерами могут считаться «Психология масс и фашизм» В.Райха (1933; рус. пер. - 1997), а также «Век толп» С.Московичи (1981; рус. пер. - 1996), во многом, кстати, опирающаяся на представления Лебона и Тарда. Психологию масс Московичи конкретизирует в Целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

1. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

2. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

3. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4. Пропаганда (или ) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Резюмируя все эти важнейшие идеи психологии масс, идущие от Лебона, Московичи подчеркивает, что они выражают определенные представления о человеческой природе - скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т.д.). Поэтому, по мнению Московичи, психология масс наравне с политэкономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю, поскольку они конкретно указали на главные события нашей эпохи - на «массификацию», или «массовизацию».

Таким образом, (толпы) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Еще столетие назад в своей «Психологии толп» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

Процитированный вывод сделан еще до возникновения и развития психоанализа З.Фрейда, раскрывшего огромную роль бессознательного в жизни любого «отдельно взятого» человеческого индивида, а зам также и в жизни общества, цивилизации, толпы и т.д. Значит, по оль общему критерию бессознательного едва ли можно противопоставлять друг другу индивида и толпу. Та же трудность сохраняется, когда такое противопоставление проводят по критерию социальности (если последняя приписывается лишь толпе, а не отдельному человеческому индивиду).

Необходимо, однако, учесть, что в психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Например, уже Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей. Это, во-первых, толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т.п.). И, во-вторых, толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и др.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.). А согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т.п.). Именно искусственные толпы привлекли впоследствии наибольшее внимание 3. Фрейда.

Глубоко анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, осковичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы... в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации теперь нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

В области психоанализа проблематика больших групп получила освещение в поздних работах Фрейда, прежде всего в книге «Психология масс и анализ человеческого Я». В описании группового поведения и прежде всего межгрупповой агрессии Фрейд много заимствовал у Лебона и Мак-Дугалла. Свободно допуская собственные пробелы в эмпирическом исследовании проблемы, Фрейд охотно воспринял основные идеи обоих авторов относительно агрессивных аспектов поведения толпы, но дал им законченную психологическую, точнее, психоаналитическую интерпретацию. В работе Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная картина» того, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до поры бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало. Вместе с тем исходным пунктом (а затем и принципиальным выводом) анализа Фрейдом межличностных отношений и психологии масс стало его положение о том, что при исследовании различных явлений культуры и психологии групп не обнаруживаются закономерности, отличные от тех, которые выявляются при изучении индивида.

Обратившись к исследованию различных социальных общностей, Фрейд специально выделил два их опорных типа: толпу (неорганизованный конгломерат, сборище людей) и массу (особым образом организованную толпу, в которой есть некоторая общность индивидов друг с другом, выражающаяся в их общем интересе к некоторому объекту, однородных чувствах и способности оказывать влияние друг на друга). Существенным отличительным признаком массы Фрейд считал наличие в сообществе либидозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же привязанности между составляющими его индивидами. При этом предполагалось, что именно такое сообщество являет собой «психологическую массу». Отдавая себе отчет в существовании различных масс и даже выделив их два основных типа: естественные массы (самоорганизующиеся) и массы искусственные (образующиеся и существующие при некотором внешнем насилии), Фрейд в то же время отметил сходство между массой и первобытной ордой и предложил понимание массы как продолжения и в известном смысле воссоздания первобытной орды.

Исследуя различия и тождество массы и орды, он пришел к выводу, что в них подавляется сознательная индивидуальность, мысли и чувства людей обретают определенную однородность и ориентируются в одинаковых направлениях, а в целом в них осуществляется господство коллективных побуждений, обладающих высокой степенью бессознательности, импульсивности и эффективности. Настаивая на существовании либидозной структуры и конституции массы, Фрейд особенно отмечал роль привязанности к вождю, с исчезновением которой масса распадается.

В психоаналитической психологии групп, основы которой были заложены самим З.Фрейдом, определенное внимание уделяется роли различных негативных чувств и факторов в социальных отношениях людей. В частности, Фрейд пришел к выводу, что, например, ненависть по отношению к какому-то объекту может так же объединять индивидов, как и положительные чувства, а зависть - выступать в роли источника идей равенства и других псевдогуманистических идеалов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Толпа

Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на апереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идеитичности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "толпа" в других словарях:

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    толпа - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

admin

Человеческая жизнь обладает множеством различных форм. Определенные из них привычны и понятны. А другие немало отличаются от того, что понимается под обыденной нормой. Есть формы поведения личностные, которые в серьезной мере зависят от желаний человека. Но встречаются такие, где выражения воли и желаний личности оказываются под серьезным воздействием других личностей.

Люди или отдельные личности иногда не испытывают давление со стороны других, но воспринимают их поведение, заражаясь им, следуя ему и подчиняясь. Мнение о толпе часто возникает из индивидуального опыта человека. Почти каждый из нас участвовал в толпе или наблюдал ее. Толпой называется сосредоточение индивидов, у которых нет явной общности целей, но их связывает схожие эмоции или объект внимания.

Формирование толпы

В процессе создания из малых групп личностей, которые недовольны чем-либо, крупной группы, немало растет шанс создания стихийного поведения. Это направляется на показ испытываемых эмоций, суждений. Нередко субъектом подобного поведения выступает толпа.

В формировании толпы участвует:

публика. Это крупная общность, которая возникает на базе общих целей, без определенной организации, но в условиях, затрагивающих общие интересы. Здесь допускается рациональность обсуждения;
контактное, с виду неорганизованное общество, которое действует очень эмоционально;
совокупность личностей, которые составляют аморфную группу с большим числом участников. Последние не имеют непосредственных контактов между собой, но их связывает общий интерес. Сюда относятся массовая истерия, лжепатриотический или патриотический экстаз.

В масштабной форме действий коллектива серьезное значение получает неосознанность. На базе эмоционального волнения появляются стихийные действия из-за событий, которые затрагивают . Главными факторами образования толпы и ее развития выступают слухи и цепная реакция.

Существуют этапы создания толпы:

создание ядра. Появление толпы нечасто выходит за рамки причинных связей общественных событий. Но толпа формируется чаще с определенного ядра, т.е. с зачинщиков;
процесс кружения. Дальнейший этап идет рядом с процессом кружения. В процессе него идет обострение чувств, появляется готовность отзываться на данные, поступающие извне. Растет волнение, люди готовы к немедленным коллективным действиям;
возникновение нового совместного объекта внимания. Второй этап готовит следующий. Он проявляется в возникновении общего объекта, что становится центром внимания. На нем концентрируются чувства и воображение толпы;
возбуждение. Финальным этапом выступает активизация личностей вспомогательными стимулами путем возбуждения импульсов. Это случается из-за действий лидеров.

Классификация толпы

Как и в других общественных явлениях, существует классификация толпы по разным мотивам. Если в качестве базы брать управляемость, то выделяются следующие типы толпы:

стихийная. Создается и выражается без организации со стороны лидера;
ведомая. Появляется и выражается под воздействием изначально или вследствие действий ;
организованная. Подобный тип рассматривают в виде собрания людей, которые вступили в организацию.

Если брать за основу природу действий людей в толпе, то выделяются такие виды:

окказиональная. Появляется на базе интереса к внезапным происшествиям;
конвенциональная. Основывается на интересе к анонсированному развлечению. Временно придерживается нечетких норм;
экспрессивная. Создается с теми же условиями, что и конвенциональная. Она показывает общее мнение об определенном событии;
экстатическая. Это крайнее проявление экспрессивной толпы. Отличается общим экстазом;
действующая. Создается аналогично с конвенциональной, но производит действия, направленные на конкретный объект.

Последняя разновидность имеет несколько подвидов:

агрессивная. Объединяется ненавистью к одному объекту, способна на погромы и другие ;
паническая. Спасается от придуманного или истинного источника опасности;
стяжательная. Становится участников конфликта для обладания определенными ценностями. Провоцируют власти, что игнорируют интересы народа;
повстанческая. Образовывается на базе общего недовольства работой органов власти.

Психологические свойства толпы

Эксперты выделяют некоторые психологические свойства толпы, что относятся ко всей структуре данного образования. Они видны в разных сферах:

волевой;
эмоциональной;
когнитивной;
моральной.

Серьезной чертой толпы выступает безотчетность и инстинктивность. Если отдельные люди часто почти не поддаются разумным посылам, руководствуясь эмоциональными порывами, то толпа вообще не имеет разума, а существует на эмоциях, без присутствия логики. Здесь действует , особенно в чрезвычайной ситуации без лидера.

В толпе мощно . Она воспринимает образы. Те, которые поражают воображение, оказываются ясными и простыми. Еще одним серьезным эффектом выступают коллективные галлюцинации, т.е. неправильное понимание и толкование событий. Масса людей не задумывается над событиями, она не способна рассуждать. Здесь не возможны противоречия и споры. Толпе не требуется правда.

Внушаемость выступает еще одной чертой толпы. Это человеческая масса, которая находится под гипнозом. Источником внушений становятся иллюзии, которые рождаются у отдельной личности. Толпе просто внушается чувство обожания, фанатизм.

Заражение становится причиной образования особенных свойств толпы, оно устанавливает ее направление. Человек любит подражать чему-либо. Мнения в толпе передаются заражением.

В толпе присутствует эмоциональное усиление. Люди, что в ней участвуют, не просто соседи. Они заражают других, а также сами усваивают эмоции окружающих. Эмоциональный взрыв случается из-за определенных условий.

Мощь толпы направляется на разрушение. Подобные инстинкты спят в глубине сознания всех личностей. Поддаваться подобному отдельным личностям опасно, но в толпе они вольно следуют им.

Психология поведения толпы

В психологии поведения толпы заметны влияния идеологии, с их помощью осуществляются конкретные действия. Они помогают изменить психическое состояние, что происходит под влиянием событий или новостей. В действии толпы происходит стыковка информации, что влияет на поведение личностей. Общая воля и настроения усиливаются во много раз. Массовая истерия становится базой для развития трагических событий.

Один из типов поведения толпы – это паника. Данное эмоциональное состояние возникает из-за недостатка информации о неясном или пугающем событии, или из-за избытка информации, что становится причиной импульсивных действий.

Факторы, которые могут посеять панику, разнятся. Их основа бывает психологической, физиологической, а также социальной. Есть случаи образования паники в обычной жизни из-за катаклизмов или катастрофы. В панике человеком руководит бессознательный страх. Он теряет самоконтроль, начинает метаться, теряет солидарность, не замечает выхода. Факторы, что воздействуют на поведение толпы таковы:

Суеверие.

Это устоявшееся ложное мнение, которое возникло по , пережитых личностью. Хотя встречается суеверный страх, чьи основы неосознанны. Часто суеверия переплетены с верой в определенные вещи. Они свойственны индивидам, независимо от культурного уровня и образования. Суеверие базируется на страхе, оно во много раз увеличивается в толпе.

Это один из видов ложного знания, что закрепилось во мнении социума. Иллюзия иногда становится итогом искажения восприятия. В этом контексте имеются в виду иллюзии, что относятся к восприятию общественной реальности. Общественные иллюзии – это восприятия, что создаются в мышлении личности вместо реального знания, которое не допускается. В итоге, базой иллюзии становится незнание, что дает чересчур негативные эффекты, если возникает в толпе.

Предрассудки.

Также относятся к ложным знаниям, что стали предубеждениями. Они агрессивны, всеми силами противятся истине. Подобное противостояние так слепо, что толпа не воспринимает аргументы, что противоречат предрассудкам.

Основа этого лежит в том, что человеческая память фиксирует не обычное мнение, а запоминает сопровождающие это мнение чувства. Но память избирательна. События, которые противоречат установленному мнению, не всегда подвергаются анализу на сознательном уровне. Они устраняются из-за эмоций, что часто наполняют толпу. Если популярные стереотипы мнения общества перенасыщены эмоциями, то есть шанс появления массового психоза. В ходе него люди совершают наиболее безрассудные действия, они не отдают себе отчет в будущих последствиях.

Коммуникация в толпе

Серьезное значение при образовании толпы обретает коммуникация. В толпе – это обмен важной информацией. Известно, что личность участвует в массовых действиях, если заражается видимым поведением остальных, или если узнает о нем по информационным каналам. Отдельные разновидности подобного поведения появляются из-за острого дефицита данных или недейственной системы подачи информации.

Человек готов поддаться заразительному действию толпы, если это действие совпадает с его убеждениями. В обществе вместе с официальной коммуникацией работает неофициальная. Они соприкасаются в разных точках. К неофициальным источникам относятся слухи, сплетни. Они перемещаются на страницы СМИ.

28 марта 2014, 18:42