Правила орфографии. Сборник основных правил русской орфографии и пунктуации

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка Виктория Романова. Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-канале

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь . Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — . Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской « ».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку .


А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе .

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.


Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка

Чтение книг

Начитанность напрямую . Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Участвуй бесплатно в 25 января 2020 года, чтобы научится эфективно примеять правила для решения ЦТ!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

М.: Астрель, 2005. - 94с.

Наглядное, удобное и компактное изложение всех основных правил пунктуации и орфографии.

Формат: pdf / zip

Размер: 380 Кб

/ Download файл

ОРФОГРАФИЯ

Проверяемая безударная гласная в корне слова 8

Непроверяемая безударная гласная в корне слова 8

Чередование безударных гласных в корне слова 8

Проверяемые согласные в корне слова 12

Непроверяемые согласные в корне слова... 12

Буквы И, А, У после шипящих 13

Правописание гласных и согласных в приставках 13

Буква И - после приставок 13

Правописание приставок на -3, -С 14

Правописание приставок пре-, при- 14

Буквы И - Ы после Ц 16

Разделительные ЬиЪ 17

Правописание слов с пол-, полу- 17

Склонение имён существительных 18

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 20

НЕ с существительными 21

Суффиксы -чик-, -щик- существительных. . 21

Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- и -ец-, -иц- 22

О - Е в суффиксах существительных после шипящих 22

Гласные -И-, -Е-, -О- в суффиксах существительных 23

Правописание сложных существительных. . 24

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 26

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными 27

Буквы О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 29

Правописание суффиксов -к-, -ск-в прилагательных, образованных от существительных 29

Н- и -НН- в суффиксах прилагательных. . 30

Н- и -НН- в кратких формах прилагательных 33

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 33

Правописание безударных личных окончаний глаголов 34

Правописание НЕ с глаголами 36

Правописание -тся и -ться в глаголах 36

Правописание Ь после шипящих в глаголах 36

Правописание суффиксов глаголов 37

Правописание числительных 38

Правописание Ь в сложных числительных. . 38

Склонение числительных 39

Правописание неопределённых местоимений 41

Правописание отрицательных местоимений 41

Склонение причастий 42

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени 43

Действительные причастия прошедшего времени 43

Страдательные причастия настоящего времени 44

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени 44

Страдательные причастия прошедшего времени 44

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 45

НН- и -Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 46

Различие кратких форм причастий и кратких форм прилагательных 47

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 48

НЕ с деепричастиями 48

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е 49

Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях 50

Н- и -НН- в наречиях на -О, -Е 50

Буквы -О, -Е после шипящих на конце наречий 50

Правописание гласных букв на конце наречий 51

Дефис между частями слова в наречиях 52

Правописание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных 53

Правописание Ь после шипящих на конце наречий 53

Правописание предлогов 54

Отличия предлогов от других частей речи 54

Группы союзов и их правописание 55

Правописание частиц 57

Правописание частиц НЕ и НИ 58

Правописание междометий 59

ПУНКТУАЦИЯ

Знаки препинания между однородными членами 60

Однородные и неоднородные определения 61

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами 62

Знаки препинания при обращении 63

Знаки препинания при междометиях 64

Причастный оборот 65

Обособленные определения и приложения 66

Деепричастие и деепричастный оборот. Знаки препинания при них 68

Обособленные обстоятельства 69

Обособление уточняющих членов предложения 70

Знаки препинания при прямой речи 72

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной 76

Цитаты. Знаки препинания при них 78

Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в них 80

Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении 82

Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в них 82

Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении 85

1.Безударная гласная в корне .

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.

Го ра – го ры

Бо ролся - бо рется

Неприми римый – ми р

2.Чередование гласных в корне .

    1. В корнях гор - гар под ударением пишется буква А, без ударения – О (зага р – заго релый)

      В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А (за рево, за рница, оза рять, зо рька)

      В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (скло ниться, кла няться, покло н, накло ниться)

      В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (ка сание, прико снулся)

      В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О (предла гать, предло жить)

      В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О (ра стет, поро сль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

      В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. (соберу – собирать, стелить – постилать)

3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.

1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. (вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор

Следует различать:

А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг

Б) в словах иноязычного происхождения:

жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.

В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович

2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную

гласную после Ц надо проверить ударением. (цоколь, целиком –

целый)

3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и

прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)

4 .На конце наречий под ударением пишется буква О, без

ударения – Е (горячо, кипуче)

5 .Под ударением пишется буква Ё

а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),

б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)

в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)

г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,

отглагольных прилагательных,если они образованы от

глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный - тушить)

д) в местоимениях (о чём, нипочём)

4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.

1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:

цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)

2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И

(акация, лекция, делегация)

3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,

Синицын)

5. Звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)

6. Непроизносимые согласные в корне слова. (сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)

Но: сн – чудесный – чудеса.

7. Разделительный Ъ и Ь

Ъ

Ь

1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я

после приставок

на согласный

(объездить, разъединить)

1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И

в корнях, суффиксах, окончаниях.

(барьер, вьюга, лисьи, соловьиный)

    В сложных словах

(трехъярусный, межъярусный)

В иностранных словах:

адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др.

8. Мягкий знак после шипящих.

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных женского

рода (ночь, рожь)

1. В существительных мужского рода (нож, грач)

2. Во всех формах глагола

(пишешь, разжечь, улыбаешься)

2. В существительных множ. числа

(много туч, около луж)

3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь,

сплошь) Исключения: уж, замуж,

невтерпеж.

3. В кратких прилагательных (горяч,

хорош, могуч)

4. В частицах (лишь, ишь, бишь)

9. Гласные Ы –И после приставок .

После приставок на согласный пишется буква Ы , если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)

После приставок сверх-, суб-, транс-, меж - пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).

10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитно:

1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)

2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)

Через дефис:

1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)

2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)

3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий - русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).

4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)

5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).

Раздельно:

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).

11. Не с разными частями речи.

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляются (все части речи)

нельзя, ненавидеть, невидаль

Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е)

не правда, а ложь

Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е )

неправда – ложь, неизвестный – чужой)

Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др.

(прилагательное, наречие на О,Е)

Ничуть не интересный, вовсе не красиво

Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А»

(причастие)

неприклеенный, несказанный

Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие)

не сказанный вовремя

С глаголами, деепричастиями

(не нашёл, не выясняя)

С наречиями не на –О,Е (не по-товарищески)

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде)

С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем)

12. Одна и две буквы Н в суффиксах .

Части речи

НН

Существительные

Гостиная, труженик, травник

На стыке морфем

Полтинник, подоконник

Прилагательные

В суффиксах -ин, -ан, -ян

Гусин ый, кожан ый

Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманн ый)

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственн ый, авиационн ый)

Искл.: ветреный

Причастия и отглагольные прилагательные

1) в кратких страдательных причастиях (ошибка исправлен а)

2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашен ый – нет приставки и зависимого слова)

Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный)

1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный)

2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито)

3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкова нн ый)

4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённ ый – лишить)

Наречие

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

(туманн о – туманн ый, взволнованн о – взволнованн ый)

23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных .

1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.)

1. у существительных 1 склонения в родительном падеже (у реки – 1 скл.,Р.п)

2. у существительных 2 склонения в предложном падеже (в доме – 2 скл, П.п.)

2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи)

3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах

(прикрепить к стремени (на –мя)), сорвать с акации (на – ия))

24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

ІІ спряжение І спряжение

на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь

кроме: брить, стелить (1 спр.) кроме:

гнать, держать, слышать, дышать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)

в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е

красит – красить колет – колоть, гонит –гнать (искл.)

при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)

Правописание приставок.

1. Буквы З-С на конце приставок .

В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З , перед глухими согласными – буква С.

(Раз дать – рас кусить, без звучный – бес сердечный)

Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать

В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.

В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. (развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)

2. Приставки пре -, при-

Пре-

при-

1.Возможна замена приставки словомочень, весьма.

(Пребольшой – очень большой)

1.Пространственная близость

(около) – пришкольный, приморский

2.Приближение, присоединение,

прибавление (прибывать, привинтить,

примкнуть)

2.Близкое к значению «пере»

(преображать, преградить)

3.Неполное действие (приоткрыть)

4.Доведение действия до конца

(придумать)

Правописание суффиксов

1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных

Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК (замочек – замочка, пальчик – пальчика)

2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.

Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.

(беседова л, беседова ть – беседую, рассказыва л – рассказываю )

3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.

(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))

4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ

(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))

5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С

Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.

Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.

(до суха – сухой , до срочно – до срочный)

На глухо, в лево (нет приставок –из, -до, -с)

6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.

Суффикс –К- пишется:

1) в прилагательных, имеющих краткую форму (колк ий – колок, вязк ий – вязок)

2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецк ий – немец, ткацк ий – ткач)

В остальных случаях пишется суффикс –СК- (французск ий – француз )

7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплёт чик , каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)

8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увеша нный – увешать ).

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять, то перед Н,НН пишется буква Е

(засуче нный – засучить , краше ный – красить ).

Дефис между частями слов.

    Дефисное написание наречий .

С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:

1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)

2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)

3) приставку кое- (кое-как)

4) суффиксы -то, -либо, -нибудь (колда-либо, где-нибудь)

5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)

    Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис (кое-кто, какой-нибудь)

    Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. (пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)

    Междометия, образованные повторением основ (ох-ох)

    Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. (стал-то, возьми-ка)

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.

    Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)

    Производные предлоги , образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).

    Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)

Поговорить насчет экзаменов , но положить деньги на счет (сущ.)

Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по

причине, в целях, со стороны).

    Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.

Мать училась в институте. Отец тоже там учился.

То же слово, да не так молвить.

Морфология (части речи).

Грамматические признаки самостоятельных частей речи.

Часть речи

Грам. значение

Вопрос к нач. форме

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксич.

роль в предложении

Имя существи-тельное

Предмет

Кто? что?

Одуш.-неодуш., собств. или нариц., род, склонение

Падеж, число

Подлежащее,

Дополнение

Имя прилага-тельное

Признак

Какой? Чей?

Качественное, относительное притяжатель-ное; полное- краткое, степени сравнения

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

(краткое прил.)

Имя числи-тельное

Количество, порядок при счете

Сколько? Который?

Простое-составное, количествен-ное, порядковое, собиратель-ное

Падеж, число, род (у порядковых)

В составе любого члена предложения, определение (порядковые)

Местоиме-ние

Значение части речи, вместо которой употребля-ется

Кто? Что? Какой? Сколько? Который?

Разряд, лицо (для личных)

Падеж (для некоторых), число, род

Любой член предложения

Глагол

Действие, состояние

Что делать? что сделать?

Вид, переходность, спряжение, возвратность

Наклонение, время, число, лицо или род

Личные формы – сказуемым, н.ф. – любой член предложения

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Что делающий? Что сделавший? и др.

Действитель-ное или страдатель-ное, время, вид

Падеж, число, род, полное или краткое

Определение

Деепричас-тие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Как?

Вид, возвратность

Нет

обстоятельство

Наречие

Признак действия или другого признака

Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и др.

Степени сравнения

Нет

обстоятельство

Разряды имен прилагательных.

Разряд

Признаки

Примеры

Качественные

1.Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

2. обозначают различные качества предметов: цвет, внутренние качества человека, душевное состояние, возраст, величину предмета; качества, воспринимаемые органами чувств и др.

3. могут иметь уменьшительно-ласкательные суффиксы –ист, -оват, - -еньк и др.

4. могут иметь краткую форму и степени сравнения

5. образуются сложные прилагательные и прилаг. С приставкой не-

6. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно и др.

Приятнее

Больна

Слишком лёгкий светлый – светлый

нелёгкий

Относительные

1.отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

2. обозначают материал, из которого сделан предмет; время, место, назначение предмета и др.

3. имеют суффиксы –ан, -ян, - ск-, -ов-,

4. не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения

5. не сочетаются с наречиями очень, слишком.

Деревянный

Морской

Притяжательные

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

2.обозначают принадлежность к какому-нибудь лицу или животному

3. имеют суффиксы –ов, -ев, -ин, -ын, -ий

Лисий, отцов, волчий

Разряды местоимений.

Разряд

Местоимения

личные

1 лицо: я, мы

2 лицо: ты,вы

3 лицо: он,она,оно,они

Возвратное

Себя

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

Вопросительно-относительные

Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, что-либо и др.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего

Указательные

Тот, этот, такой, таков, этакий, столько

Определительные

Сам, самый, всякий, весь, каждый, любой, иной, другой

Разряды имен числительных.

По зачению

По строению

количественные

Порядко-вые

Простые

Сложные

составные

Целые

Дроб-ные

Собиратель-ные

Три,

Двадцать пять

Одна треть,

Полтора

Двое

Трое

семеро

Третий, тридцать пятый

Четырнадцать, тридцатый

Пятьсот, стотысячный

Сто семьдесят третий, три целых восемь десятых

Наклонение и время глагола.

Изъявительное

Условное

Повелительное

Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности

Обозначает действие, которое возможно при каком- либо условии (читал бы, прочитал бы)

Обозначает действие, к совнершению которого говорящий побуждает кого-либо (советует, просит, приказывает)

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что сделал?

Что будет делать? (будущее сложное)

Что сделает? (будущее простое)

Читает

Читал, рассказал

прочитает

Образование причастий

От основы глагола настоящего времени

От основы инфинитива

Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени

Действительные

Страдательные

Действительные

страдательные

1 спр.

2 спр.

1 спр.

2 спр.

Вш

Енн

Нн

Ущ, - ющ

Ащ

Ящ

Ем

Ом

Им

Ым

Болеющ ий

Кричащ ий

Озаряем ый

Храним ый

Скакавш ий

Нёсш ий

Вытащенн ый

Увенчанн ый

вымыт ый

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Суффиксы -а,-я

Суффиксы

Вш

Вши

Лежим – лёжа

Сидим – сидя

Подумать – подумав , подумавши

Увлечься - увлекши сь

Разряды наречий по значению.

Разряд наречий

Вопросы, на которые отвечают наречия

Примеры

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

Быстро, весело, по-новому, частенько, великолепно

Меры и степени

Сколько? Сколько раз?

В какой степени?

В какой мере? Насколько?

Чуть-чуть, слгка, немного, впятеро, слишком, совершенно, вполне, дважды

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, издали, повсеместно

Времени

Когрда?

Как долго?

С каких пор?

До каких пор?

Теперь, скоро, издавна, сейчас, накануне, днем, ночью, летом, рано

Причины

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Сгоряча, сослепу, поневоле

Цели

Зачем?

Для чего?

С какой целью?

Нарочно, назло, намеренно

Особую группу составляют местоименные наречия:

    Указательные наречия – здесь, там, туда, оттуда, тогда

    Неопределенные наречия – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где

    Отрицательные наречия – нигде, никогда, никуда, негде

    Вопросительно-относительные наречия – где, куда, когда, зачем, почему.

Сирень цветёт (когда?) весной . (наречие)

За весной (когда? За чем?) наступит лето. (существительное)

Наречия с приставками надо отличать от созвучных сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Сначала было трудно. (когда? – обстоятельство – наречие)

С начала года (сущ. с предлогом, т.к. есть зависимое слово) .

Заболел, поэтому и не пришел. (наречие, почему?)

По этому мосту движение закрыто. (прилаг., по мосту (какому?) – определение)

В дали голубой крутится песок. (в чем? Где?)

Вдали назойливо играл пастух. (наречие, где?)

Слова категории состояния – обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, обидно, смешно, радостно). Они употребляются в односоставных безличных предложениях и являются сказуемым.

Образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий .

Части речи

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Имя прилагательное

Ее (-ей)

Ше

Сильнее

Раньше

Реже

более…

менее…

Более сильный

Менее строгий

Айш (ий)

Ейш (ий)

Строжайший

сильнейший

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

Глубже всех, наиболее качественный

Наречие

Ее (-ей)

Ше

Сильнее, раньше, реже

более…

менее…

Более сильно

Менее строго

Айше

Ейше

Строжайше

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

глубже всех,

наиболее качественно

Чтобы отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия, надо посмотреть, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это сравнительная степень прилагательного (в предложении является сказуемым) – лицо тоньше , класс дружнее .

Если зависит от глагола, то это наречие (в предложении является обстоятельством) – нарезать тоньше , запеть дружнее.

Служебные части речи.

Предлог – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Бывают простыми и составными, производными и непроизводными.

непроизводные

Производные от

Наречия

Существительного

Деепричастия

В, к, с, у, о, на, при, за, от, через и др.

Вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг

Вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отношении, в отличии от, по направлению к, ввиду, в заключение, сверх, в связи, в силу

Благодпря, спустя, несмотря на, невзирая на, исходя из

Союз – служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Разряды союзов по значению.

Сочинительные

Подчинительные

1. Соединительные (и это, и то): и, да, также, тоже, не только…но и, как…так и

1. Изъяснительные: что, будто, чтобы

2. Противительные (не то, а это): но, а, да, зато, однако

2. Обстоятельственные:

Время: когда, лишь, пока, едва, как только, после того как, прежде чем, только лишь

Цель : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, ради того чтобы

Сравнение: как, как будто, словно, точно

Причина: потому что, так как, оттого что, ибо

Условие: если (бы), ежели

Следствие: так что

Уступка: хоть, несмотря на то что, пусть, пускай

3. Разделительные (или то, или это): или, либо, ни…ни, то…то, то ли… то ли, не то…не то

Частица - передаёт оттенки значения и служит для образования некоторых форм самостоятельных слов. По значению бывают формообразующие, смысловые. По разряду – простые, сложные, составные.

(даже, именно, все-таки, всего-навсего, вряд ли, как бы не и др.)

Разряды частиц по значению и функции.

Смысловые (выражают различные значения)

Формообразующие

(образуют формы слова)

1. Отрицание: не, ни

1. форму условного наклонения глагола: бы, б

2. Утверждение: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно

2. форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Усиление: даже, даже и, аж, и, уж, же, ещё, все-таки, ну

3.форму сравнительной и превосходной степени прилаг.: более, менее, самый

4. Вопрос: разве, неужели, ли, что ли, а, что, как, ну как, а что, если

    Восклицание: что за, как, ну и

    Сомнение: вряд ли, едва ли, авось

7. Уточнение: именно, точно, в точности, прямо, чуть, всего-навсего, хоть, хотя бы, почти

8. Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно

9. Указание: вот, а вот, вон, а вон, это

10. Смягчение требования: -ка

Различение частиц Не и Ни

Частица НЕ

Частица НИ

Не – значение отрицания

Миша не пошёл на каток.

Не Миша пошёл на каток, а Юра.

Ни – отрицательная частица с усилительным значением:

А) усиление отрицания

На небе не было ни одного просвета.

Нет ни ветра, ни солнца, ни шума.

На небе ни облачка.

Две частицы НЕ – значение утверждения

Не могу не рассказать об этой поездке. – Должен рассказать.

Б) усиление утверждения

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (везде погляжу)

Могут быть слова: где ни, кто ни, что ни и др.

Междометие – не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используют для выражения:

    Чувств, эмоций (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, восторга, печали и др.): ах, да ну, браво, боже мой, вот это да, Бог с тобой.

    Речевого этикета (приветствия, прощания, пожелания, благодарности, просьбы и др.): спасибо, благодарю, до свидания, прощай, прости, пожалуйста, всего хорошего, здравствуйте.

    Команды, приказа, просьбы: на, фас, тсс, алло, бай-бай, стоп, цып-цып.

Синтаксис.

Словосочетание несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

По главному слову словосочетания бывают именные (главное слово – имя прилагательное, имя существительное, местоимение), глагольные (главное слово –глагол, причастие, деепричастие), наречные (главное слово – наречие).

Виды связи слов в словосочетаниях (по зависимому слову).

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже (прилаг., причастие, местоимение = прилаг., порядковое числительное)

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (существительное, местоимение = сущ.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

(наречие, деепричастие)

Предложное

(с предлогом)

Беспредложное (без предлога)

К опытному педагогу

Росли у дороги

Освоение земель

Работать увлеченно

Виды предложений.

Виды предложений

Примеры

По характеру выражаемого отношения к действительности

Утвердительные (утверждают связь между предметом речи и тем, что о нем говорится).

Отрицательные (отрицается связь между предметом речи и тем, что и нем говорится).

Печален долгий вечер в октябре.(И.Бунин)

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. (А.Пушкин)

По количеству грамматических основ

Простые (состоят из одной грамматической основы)

Сложные (состоят из двух и более грамматических основ)

Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Н.Рубцов)

Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины. (А.Фет)

По характеру грамматической основы

Двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого)

Односоставные (грамматическая основа состоит либо только из подлежащего, либо только сказуемого)

Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин)

Уже совсем рассвело. (К. Федин)

По наличию второстепенных членов

Распространенные (имеют в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения)

Нераспространенные (имеют только грамматическую основу)

Две капли брызнули в стекло.(А.Фет)

Озеро белело. (И.Бунин)

По условиям контекста и речевой ситуации

Полные (все необходимые члены предложения присутствуют)

Неполные (один или несколько членов предложения пропущены)

Весь город лежал во тьме.(А.Фадеев)

Всё мне послушно, я же – ничему. (А. Пушкин)

Виды сказуемого.

Простое глагольное выражается одной глагольной формой

Составное

Глагольное вспомогательный глагол мочь, желать, хотеть, начать, продолжать, кончать или краткое прилаг. Рад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив

Именное

Глагол-связка быть, стать, делаться, являться, становиться, казаться, называться + именная часть: имя сущ., прил., числит., мест., крат.прич., наречие

Сменялись в детстве радугой дожди. (С.Маршак)

Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов)

Стало белым золото креста. (С.Маршак)

Второстепенные члены предложения.

Определение

(какой? какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) подчеркивается волнистой линией

Дополнение

(кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) подчеркивается пунктиром

Обстоятельство

(где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)

подчеркивается пунктиром с точкой

Согласованное

(прилагат.,причастие, местоимение = прил., порядковое числ.)

Прямое (вин. падеж без предлога)

Образа действия (как? Каким образом?)

Несогласованное

(имя сущ.)

Косвенное (косвенные падежи или вин.падеж с предлогом)

Места (где? Куда? Откуда?)

Времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?)

Причины (почему? По какой причине?)

Меры и степени (В какой мере? В какой степени?)

Цели (зачем? С какой целью?)

Условия (при каком условии?)

Уступки (вопреки чему?)

Виды односоставных предложений и способы выражения главного члена предложения.

Именные

Глагольные

Назывное предложение (главный член предложения – подлежащее, имя сущ. в И.п.)

Полночь. Мгла и ветер .

Определенно-личное (глагол 1,2 лица, ед., мн. числа; изъяв., повел. наклонение)

Еду. Пойдешь гулять? Идём со мной.

Неопределенно-личное (глагол 3 лица, мн.числа, наст., буд. времени; мн.ч. Прош.вр.)

Вите подарили плеер.

Безличное (безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, слова категории состояния, краткое страд причастие, слово нет )

Темнеет. На улице холодно.

Обобщенно-личное (глагол 2 лица, ед. ч.; 3 лица мн.ч. наст. или буд.вр.; 2 лица повел наклонения)

Цыплят по осени считают.

Виды определений.

Однородные

Неоднородные

Характеризуют предмет с одной стороны (между ними можно поставить союз И)

Характеризуют предмет с разных сторон, например, по цвету и размеру (большой красный мяч), между ними нельзя поставить союз И)

Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос

Поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое сущ. и другое определение (красный мяч какой? большой)

Связаны между собой сочинительной связью, т.е. не зависят друг от друга

Лишены перечислительной интонации

Произносятся с перечислительной интонацией

Обособленные члены предложения.

І. Обособленные определения .

Любые определения в виде словосочетания (прич. оборота, адъективного оборота) или отдельных слов выделяются запятыми с одной стороны или с двух (внутри предложения), если:

    Относятся к личному местоимению

Измученные, грязные, мокрые , мы достигли берега.

    Стоят после определяемого существительного.

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака , вставал во всём своём величии. (Б.Полевой)

    Перед определяемым существительным, если выражают причину.

Гонимы вешними лучами , с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.Пушкин)

ІІ. Обособленные приложения .

Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения, если:

    Они относятся к личному местоимению

Нас, врачей , поражает это поистине безграничное терпение. (Н.Островский)

    Распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного.

Ананас, чудесный дар природы тропиков , похож на большую кедровую шишку весом в два-три килограмма .

    Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеет причинное значение.

Коренной моряк , Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (П.Павленко)

ІІІ Обособленные обстоятельства.

1. Обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, всегда на письме выделяются запятыми.

Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое.

Волны несутся, гремя и сверкая , чуждые звезды глядят с высоты.

2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на В домах, несмотря на ранний час , горели лампы .

Примечание:

не обособляются

    Деепричастия со значением наречия. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь . (не двигаясь = неподвижно)

    Устойчивые сочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Работал он не покладая рук .

ІV. Обособленные уточняющие члены предложения.

К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно?

1. Обстоятельства места и времени: Слева, у плотины , стучали топоры.

2. Определения: В ней господствовали коричневый, почти красный , цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.

3 . Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи союзов то есть, или , а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например .

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски .

    Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, наряду с, сверх и др .

У всех, за исключением комиссара , дела шли хорошо.

Вводные слова и предложения.

Группы вводных слов по значению

пример

Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно и др.)

б) меньшая степень уверенности (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй)

Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.

Кажется , ваша история там наделала много шуму.

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению)

К счастью , наши кони не были измучены.

Источник сообщения (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, мо мнению кого-либо)

По мнению врача , больного выпишут из больницы через неделю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.)

Во-первых , надо выучить правило.

Итак , одно желание пользы заставило меня напечатать этот отрывок.(М.Лермонтов)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.)

Одним словом , у этого человека наблюдалось стремление создать себе футляр.(А.Чехов)

Вводные слова и предложения следует отличать от других членов предложения (вводные слова не являются членом предложения, они грамматически не связаны с другими словами, их можно из предложения убрать).

Распечатка страниц:

13,14 15,12

11,16 17,10

9,18 19,8

7,20 21,6

5,22 23,4

3,24 25,2

1,26

СБОРНИК

ПРАВИЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).