Какую пользу и вред приносят муравьи. Конспект экологической беседы в подготовительной группе на тему: Лес

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

с. Ташла Тюльганского района»

беседа

«Лес – наше богатство»

Грачева Светлана Борисовна,

воспитатель, I квалификационная категория

Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Задачи:

    прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;

    пробудить интерес к лесу и его обитателям;

    развивать умение видеть красоту окружающего мира;

    познакомить с правилами поведения в лесу;

    вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;

    учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.

Место проведения: классный кабинет.

Участники:

    Ведущий (В.).– воспитатель

    Ученик (Уч.) – ученики класса;

    Старичок-лесовичок – ученик класса.

Оборудование:

    мультимедийный проектор;

    презентация «Лес – наше богатство» (Приложение 1 );

    интерактивная доска;

    аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,

    симфоническая фантазия «Лес»;

    выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;

    выставка научно-познавательной и художественной литературы;

    иллюстрация леса;

    набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;

    карточки для игры «Узнай дерево по листу»;

    корзинки для каждого ребенку;

    жетоны в форме цветов, грибов, листочков.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса.

В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.

1. На горе шумит,
а под горой молчит. (Лес)

2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)

3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)

В: Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наше богатство» (Приложение 1 , слайд 1)

Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (слайд 2)

В: Объект нашего исследования – лес. Что такое лес? Что вам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?

(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)

В: Давайте выясним:

    Что растет в лесу?

    Что произойдет, если… (Приложение 1 , слайд 2)

В: Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей). (Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением леса). Чтобы ответить на эти вопросы сейчас мы с вами проведем заочную прогулку по лесу. По дороге нам будут встречаться различные препятствия и чтобы не заблудиться в дремучем лесу мы будем выполнять различные задания, которые нам приготовил Старичок-лесовичок, а за правильный ответ он будет вас награждать дарами леса: жетонами в форме цветочков, грибочков, листочков. Вы их будете собирать в свои корзинки.
В: Итак, ребята, берем корзинки и идем в лес. (Звучит музыка.)
Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)
Как можно назвать одним словом? (Растения)
Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)(звучит музыка, появляется старичок-лесовичок).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать, что вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)

Ученик:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ученик:

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

Ученик:

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Старичок-лесовичок: Правильно ребята!

Сосны, елки, березы, клены
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.

Игровая ситуация «Узнай дерево»

На слайде появляются загадки, после правильных ответов детей старичок-лесовичок обращает их внимание на выставку, где находятся рисунки этих деревьев, за правильные ответы дает жетоны.) (Приложение 1 , слайды 3-4)

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)

2. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)

3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

4. Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)

5. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)

Старичок-лесовичок: Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» (слайд 5: старичок-лесовичок показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит получает жетон)

«Викторина о лесе» (Приложение 1 , слайд 6)

Ведущий задает вопросы, а старичок-лесовичок подтверждает правильные ответы детей и раздает жетоны.

– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

В: Мы все задания выполнили, немного отдохнули, пора отправляться дальше в лес.
Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) (за ответы старичок-лесовичок вручает жетоны) (Приложение 1 . Слайд 7 с названием кустарников)
Задание: Соотнеси название кустарника на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доске открытки с изображением кустарников, за правильный ответ – жетон.)

Старичок-лесовичок: Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).

Загадки:

1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)

2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)

3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)

5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

В: Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей) . А самое главное, что все они лекарственные.

В: Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.

Ученик: Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес! (Приложение 1 , слайд 8)

В: Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.) . Встреча с цветами всегда радует нас.

Ученик:

Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел.
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок.
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя.
Весело ласкает. (Приложение 1 , слайд 9)

В: Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (Жетон)
Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доску вывешивается плакат с изображением травянистых растений, за правильный ответ дается жетон) (Приложение 1 , слайд 9)

Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 10, работа на интерактивной доске)

    Трава от 99 болезней. (Зверобой)

    Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)

    Какую траву любят кошки? (Валериана)

    Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)

    Какое растение называют часами? (Шиповник)

    Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)

    Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

В: Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

В: Вам понравилась прогулка по лесу?
– Что интересного вы узнали о лесе?
– Какие деревья вам встретились в лесу?
– С какими кустарниками вы познакомились впервые?
– О каких цветах говорили?
– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)

Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.

– Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных?
Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка. Учитель выслушивает ответы каждой группы, та группа, которая больше дала правильных ответов награждается жетонами) (Приложение 1 , слайд 11)

Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

В: Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)

Старичок-лесовичок: Ребята, вы все достояны награды и вам дарю корзину лесных лекарственных трав и цветов, заварив их и испив чай, опять мысленно можете вернуться в лес, взяв с собой книгу стихов или рассказов о лесе. (Обращает внимание детей на выставку с книгами)

Ученик: Русский лес.

Нет нечего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы,
душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
а если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

С. Никулин

Литература :

    Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 346с.

    Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

    Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.

    Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. – 256 с.

    Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

    Никифоров Ю.В. Заветные травы Алтая. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. – 208 с.

    Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.

    Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.

Хвойные деревья – редкость для мегаполисов. Исключением является елочный рынок перед рождественскими праздниками. Но для городских жителей эти деревья необходимы для сохранения здоровья, поддержки хорошего настроения и профилактики заболеваний. И так, какая польза хвойного леса для человека?

1. Чистый воздух

Известно всем, что среди хвойных деревьев дышать просто и легко. А все это потому, что в воздухе хвойного леса содержится фитонцид. Фитонцид – это полезное химическое вещество, которое губит все вредоносные микроорганизмы, в том числе и туберкулезную палочку, поэтому туберкулезные больницы и санатории, как правило, строятся поблизости с хвойным лесом. По подсчетам ученых, на 1м³ такого леса попадает не более 300 микробов. Если сравнить этот воздух и воздух, которым ежедневно дышат горожане, то второй просто смертелен! Но это далеко не вся польза хвойного леса для организма человека. Прогулки среди хвойных деревьев улучшают дыхание, поднимают настроение, заряжают энергией.

2. Защита от вирусов

Чтобы защитить свой организм от вирусов и не заболеть в разгар эпидемии гриппа, медицинские сотрудники не рекомендуют выходить на улицу города без ватно-марлевой повязки, пропитанной эфирными маслами хвойного дерева, а именно пихты, так как через такую повязку у вирусов нет шансов проникнуть в организм человека.

3. Помощь в излечении инсульта

Научные сотрудники Соединенных Штатов обнаружили, что шишки хвойных деревьев содержат вещество из группы танинов, которое оказывает незаменимую помощь в излечении инсультов, так как оно предупреждает отмирание клеток головного мозга.

4. Подлечиваем нервишки

Хвойные ванны будут полезны при депрессии, раздражительности, переутомлении, . Такая ванна способна снять усталость, успокоить, поднять настроение. Важно, чтобы зона сердца при приеме такой ванны не покрывалась водой. Температура хвойной ванны должна быть 36 градусов, длительность сеанса 15 минут. Хвойную ванну лучше принимать через один день. Для видимого эффекта нужно пройти 15 процедур. При различных заболеваниях суставов рекомендовано принимать ванны на отваре хвои лиственницы.

5. Лечение авитаминоза

По своему химическому составу хвоя превосходит многие аптечные мультивитамины. Она содержит витамины В, С, А, Е, К, Р. По содержанию витамина В она равна ягодам черной смородины.

6. Природный антиоксидант

Недавно научные сотрудники обнаружили, что древесина сибирской лиственницы содержит ДГК (дигидрокверцетин). Это естественный антиоксидант, который может выводить свободные радикалы. Дигидрокверцетин намного сильнее натуральных аналогов: каротин, витамины В, С, бета, токоферол.

Поистине, прогулки в хвойном лесу могут сотворить чудеса с вашим здоровьем и самочувствием. Будьте здоровы!

Медицинская статистика отмечает, что живущие в степи люди в 5 раз чаще страдают сердечно-соудистыми заболеваниями и в 6 раз чаще заболеваниями легочными, чем живущие непосредственно в лесу.

Польза леса для организма человека очевидна, а если подробнее, то можно сказать, что в лесном воздухе содержится более 200 различных летучих биологически активных веществ, которые:
- стимулируют работу сердца, сосудистой и других систем организма,
- нормализуют пульс, увеличивают содержание гемоглобина в крови,
- повышают устойчивость организма к воздействию токсинов и инфекций,
- улучшают легочную вентиляцию,
- повышают физическую и умственную работоспособность человека.

Польза леса для человека и в том, что его воздух значительно чище воздуха городского. Если в кубическом метре городского воздуха содержится до 30 000 различных бактерий, то в этом же объеме воздуха лесного их всего 500.

О пользе хвойного леса

Самое большое количество полезных веществ выделяет молодой лес в первые жаркие лета. Если говорить о видах полезных деревьев, то это ель, сосна, пихта, можжевельник, а из лиственных - черемуха, клен, береза и дуб. Они улучшают кровообращение, дыхание и иммунную систему человека.

Отдельно следует сказать о пользе хвойного леса. К прогулкам по сосняку или ельнику в переходные месяцы (марте или ноябре) следует относиться осторожно людям с заболеваниями дыхательных путей, так как в это время в хвойных лесах очень сыро.

Больше всего для таких людей полезны прогулки по хвойному лесу с середины апреля до середины мая, когда деревья начинают выделять смолистые ароматические вещества, которые уменьшают кашель и способствуют отхождению мокроты. Однако у больных бронхиальной астмой эти вещества могут вызвать удушье.

Когда хвойные деревья начинают выделять очень много смолистых веществ (это в июне и июле), гулять среди них не рекомендуется гипертоникам, сердечникам, астматикам и людям с больными почками. Длительные прогулки по хвойному лесу в это время чреваты для них появлением болей в сердце, аритмией, одышкой, головными болями и головокружениями, нарушением сердечного ритма и повышением артериального давления.

Однако польза леса для организма человека может обернуться неприятностями, если прогулки по нему сразу принимают интенсивный характер. Сильное воздействие лесного воздуха может привести к резкому повышению концентрации кислорода в крови, а это может стать причиной спазма сосудов головного мозга и обморока.

Велико значение леса в нашей жизни. Писатель Константин Паустовский, страстный почитатель леса, писал, что леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но и поддерживают саму жизнь на земле.

К сожалению, лесов на земле становится все меньше. Было время, когда территорию Европы сплошь покрывали великолепные леса. Сегодня в Англии они вырублены почти полностью, в Италии, Испании, Франции и других странах их осталось не более 10-15 %.

Лес - главный источник пополнения воздуха кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем. При фотосинтезе одного кубометра древесной массы образуется около полутонны кислорода и при этом поглощается из атмосферы такое же количество углекислого газа. Если учесть, что в лесах России ежегодно прирастает примерно 800 млн. кубометров древесины, легко подсчитать вклад наших лесов в воздушный баланс планеты.

А сколько пыли улавливает лес! В летний период кроны деревьев поглощают до половины пыли, содержащейся в воздухе. Шершавый лист дерева - фильтр, созданный самой природой,
В воздухе леса содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городе, а стерилизуют его фитонциды, выделяемые листьями и цветками растений. Несколько граммов фитонцидов обеззараживают несколько сотен кубометров атмосферы.

Лесу мы в значительной степени обязаны и своим материальным достатком, потому что трудно найти более универсальный материал, чем древесина. Без изделий из древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства.

Ежегодно в лесах заготавливаются десятки тысячи тонн дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов. Пчелы - исконнные обитатели лесов, а огромные площади, занятые медоносной растительностью, благоприятствовали их размножению, обеспечивали богатые медосборы.


Русский историк В. Ключевский в книге «Сказания иностранцев о Московском государстве» писал, что главными произведениями московской земли, добываемыми в лесу, были меха, мед и воск, а вся страна изобиловала плодовитыми пчелами, которые клали отличный мед в дуплах деревьев. Продукты, добываемые от пчел, были первостепенным товаром внутреннего обмена и внешней торговли.

Сейчас взаимоотношения человека с лесом резко изменились, что в значительной мере обусловлено техническим прогрессом и растущей урбанизацией. Большинство населения в настоящее время живет в городах, а это отразилось на сложившихся в ходе эволюции естественных связях между человеком и окружающей средой. Нарушение этих связей повлекло за собой рост нервных и сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые приходят к выводу, что общение с природой должно стать необходимым условием нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Под влиянием благоприятных природных факторов улучшается обмен веществ, повышается усвоение кислорода и выделение углекислоты, дыхание становится реже и глубже, исчезают нарушения в работе сердца и сердечно-сосудистого аппарата, увеличивается скорость кровртока и количество функционирующих капилляров.

Зеленые насаждения, и особенно лес, существенно снижают промышленную радиацию. Леса способны поглощать и нейтрализовать радиоактивные вещества, а это очень важно в наш ядерный век.
С ростом населения, повлекшим вырубку лесов на древесину и под пашню, площади лесов заметно сокращались, но и в настоящее время они у нас достаточно велики.


В наших лесах произрастает множество медоносных деревьев и кустарников: липы - 1145, акации белой - 4,1, каштана съедобного - 31,8 тыс. га с общим запасом медопродуктивности около 500 тыс. т. Из 16 видов липы, произрастающих в наших лесах, наибольшее значение имеет липа мелколистная, которая встречается в байрачных дубравах степи, в дубравах и сосняках лесостепи, в полосе хвойно-широколиственных лесов южной тайги. В


Сибири она растет островами почти до Иртыша, на Алтае и районе Красноярска. На Дальнем Востоке липа мелколистная замещается амурской, маньчжурской, и липой Такета. В большинстве случаев она в качестве дерева первой величины входит в состав хвойно-широколиственных лесов и дубрав в виде примеси, но в лесах Среднего Поволжья, Южного Урала и Приуралья образует высокопроизводительные смешанные и даже чистые липняки. В некоторых местах липа занимает огромные площади. Например, в Башкирии Гафурийский лесхоз владеет 200 тыс. га леса. Здесь липа мелколистная занимает почти 50 тыс. га.


В европейской части России липа доживает до 400 и даже 600 лет, на улицах городов - до 100 лет. Лапы семенного происхождения начинают цвести с 20-25 лет. С возрастом количество цветков на дереве увеличивается, а содержание сахара в их нектаре изменяется незначительно. Наивысшее нектаровыделение у липы наблюдается в возрасте 70-90 лет.


Липа не только отличный медонос - ее древесина и луб находят широкое применение в народном хозяйстве. К тому же она улучшает почву, а смешанные насаждения с ее участием отличаются большой устойчивостью и продуктивностью.

Сейчас проводится работа по сохранению липы в лесах и увеличению площадей под ее насаждениями.

Интеграция образовательных областей:

« Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности:

познавательно — исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи :

Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе

Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;

Воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты:

имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.

Материал:

зеленый листок дерева

иллюстрации деревьев

использование ТС

Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.

Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.

Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?

Ответы детей.

Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями — устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют «зелеными легкими» планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина — тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес — хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву — верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

А как вы думаете, что еще дают нам леса?

Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки — веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

А чем полезна людям красавица — сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу — березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты — верхнего слоя коры березы — крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок — сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.

Послушайте стихотворение:

Березовый сок.

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже -

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

Очень красивое и полезное дерево — тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.

Лес — «зеленые легкие» нашей планеты:

Хранитель вод, защитник водоемов;

Защитник почвы;

Источник древесины;

Источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

Дом для растений, животных, грибов;

Место, где человек может отдохнуть.

Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?

ответы детей;

Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?

ответы детей;

А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.