Краткий анализ ода на день восшествия на престол елисаветы петровны: тема, идея, главные герои, художественные средства (ломоносов м. в.)

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода "На день восшествия Елизаветы Петровны". Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода "На день восшествия Елизаветы Петровны" не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, "каких зовет от стран чужих!". Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Предмет: литература.

Тема: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Цель: изучение од «На день восшествия…», «Вечернее размышление…», раскрытие роли Просвещения в произведениях.

Задачи: образовательные:

Проанализировать оды, выявить их основные темы и идеи;

Составить план «Оды на день восшествия…»;

Выявить особенности стиля изучаемых произведений;

Развивающие:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения поэтического текста.

Воспитательные: - воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, осознание важности просвещения, изучения наук, стремление овладению ими.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Расскажите о теории стихосложения, которую создал.

К какому из 3-х видов жанров относится ода?

Дайте определение оды.

3. Работа над новым материалом. Анализ текста.

Сегодня мы познакомимся с двумя одами. Как вы думаете, каковы задачи нашей работы над этими произведениями?

Чтение учителем оды «Вечернее размышление о Божием величестве…»

Можно ли назвать это произведение гражданским или политическим? Почему?

По каким признакам мы понимаем, что это произведение написано в жанре оды?

Работа над «Одой на день восшествия…»

Прочитайте полное название оды. Какому событию она посвящена?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь, как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .

Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос: Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

1.Вступление. Мир – основа блага государства.

2.Главная часть. Величие России, ее процветание:

а) Восхваление Елизаветы:

- «войне поставила конец» - счастье русских людей дороже новых земель и побед;

Расширяет науки.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

Способствовал распространению наук в России;

Был реформатором, продвигал страну вперед.

в) Описание безграничных просторов и богатств России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Обращение к молодежи, пожелание овладеть науками.

3.Заключение. Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

Какова главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.

Сформулируйте идею оды,

Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.

Каким стилем написана ода?

Используя все вышесказанное, ответьте на основополагающий вопрос: Можно ли считать эту оду классицистической по содержанию и форме?

5. Домашнее задание.

1. Выучить отрывок из «Оды…».

2. Инд.- сообщение о жизни и творчестве

  1. Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло-моносова?
  2. Ломоносов отдавал предпочтение в ху-дожественных произведениях героиче-ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе-ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада-чам прославления державы и достойней-ших ее государственных и военных деяте-лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур-ное пристрастие следующими словами:

    Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада-чей для него стало на примерах отечест-венных героев воспитывать в своих со-гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про-изведении сочетать лирику и публицисти-ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус-ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

  3. Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  4. Ведущая темы «Оды на день восшест-вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос-хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую-щих отношение автора к родине и ее наро-ду. Среди них — образы Петра I и импе-ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво-ряющих Россию и проводящих прогрес-сивные преобразования, тема войны и ми-ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ-ные богатства России, а также тема моло-дого поколения, символизирующего ее бу-дущее процветание.

  5. Попробуйте охарактеризовать образ императ-рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  6. Прославление монарха — одна из отли-чительных особенностей классицистиче-ской оды, так как его образ символизиру-ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо-нарх, покровительствующий закону, нау-кам, видящий целью своей деятельнос-ти благо подданных. Такой в оде изобра-жена Елисавета Петровна. Ее изображе-ние носит парадный, торжественный ха-рактер. Как классицист, Ломоносов в об-разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе-ратрица в оде Ломоносова красива и вели-чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве-ты Петровны и Екатерины II) вполне соот-носилось с художественным изображени-ем их на портретах классицистов. Созда-вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели-завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро-новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об-щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

    В долинах раздаются клики:

    «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав-лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми-ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер-кивается коронационным одеянием, ман-тией. Образ самодержицы дополняется та-кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо-же, что к такому облику Елисаветы обра-щены слова Ломоносова:

    Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава, О как тебе благодарит!

    И обращение, характерное для торжест-венного одического стиля:

    Воззри на горы превысоки, Воззри в поля твои широки…

  7. Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен-ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
  8. Как уже было сказано, Петр I для рус-ских классицистов — идеальный просве-щенный государь, заботящийся об укреп-лении Российского государства, его воен-ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос-шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори-ентация на античность, свойственная со-зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет-ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа-лии — имена богов, музы, Парнас, с кото-рым он сравнивает собрание муз на рос-сийской земле, философа Платона. Вмес-те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во-лю «зиждителя мира», которая прослав-ляет создателя, пославшего в Россию че-ловека:

    Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига-лись его преобразования. Материал с сайта

  9. Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис-пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?
  10. Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по-ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят-ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от-личить объект восхваления в оде — Ели-савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об-раза иногда в восприятии читателей сли-ваются в один, что свидетельствует о при-оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

    Мы дар твой до небес прославим, И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур В зеленых берегах крутится, Желая паки возвратиться В твою державу от Манчжур.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ода на день восшествия на престол и классицизм
  • эпитеты к оде ломоносова ода на день
  • россия в оде ломоносова
  • эпитеты в оде на день вошествия
  • сравнение об оде

На занятии рассмотрим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Разберемся в том, что такое ода, поймем ее задачи. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I.

На уроке мы рассмотрим тему: «М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”». Сначала узнаем, что такое ода.

Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия» (рис. 1).

Рис. 1. Просветители

Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.

Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I (рис. 2).

Рис. 2. Императрица Елизавета

Рис. 3. Строфа 3

Тишина здесь значит окончание войны со Швецией 1741-1743 года. Но идея мира в оде шире: (рис. 4).

Рис. 4. Отрывок из произведения

Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.

«Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая».

В шестой строфе звучит основная идея оды. М.В. Ломоносов - ученый, создатель Российской Академии Наук - прославляет науку (рис. 5).

Рис. 5. Строфа 6

В седьмой строфе появляется персонаж, который сразу не называется по имени, упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек - Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.

В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.

Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне (рис. 6).

Рис. 6. Отрывок из произведения

Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.

В тринадцатой строфе воинская слава затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных (рис. 7).

Рис. 7. Строфа 13

Автор пытается уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки (рис. 8). Для описания просторов государства автор использует семь строф и ведет описание с позиции творца.

Рис. 8. Отрывок из произведения

Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. В этих строчках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, потому что для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. В те времена детей дворян учили наукам иностранцы, которые ими вовсе не владели и учеными не являлись (рис. 9).

Рис. 9. Отрывок из произведения

наукой (рис. 10).

Рис. 10. Отрывок из произведения

В завершение текста по канонам оды возвращаемся к образу Елизаветы, прославляя ее.

Основные идеи, изложенные в оде, - это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея - прославление науки и ее величайших возможностей (рис. 11).

Рис. 11. Композиция оды

Список литературы

  1. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: Дрофа, 2013.
  2. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. - 7-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 344 с., Ч. 2 - 408 с.
  3. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях / Под ред. Беленького Г.И. - М.: Часть 1 - 13-е изд., 2009, 368 с.; Часть 2 - 11-е изд., 2010, 423 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Литература. 9 класс. История твоей литературы. В 2 частях. - 2-е изд., перераб. - М.: 2010., Ч. 1 - 304 с., Ч. 2 - 272 с.
  5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.П. и др. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. - М.: Просвещение, 2013. -Часть 1 - 399 с., Часть 2 - 383 с.
  6. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 344 с., Ч. 2 - 264 с.
  7. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 15-е изд., стер. - М.: 2013; Ч. 1 - 272 с., Ч. 2 - 288 с.
  1. Интернет портал «Rvb.ru» ()
  2. Интернет портал «Litra.ru» ()
  3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» ()

Домашнее задание

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое ода?
  2. С какой целью М.В. Ломоносов написал свое произведение?
  3. Каковы основные идеи «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?

Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны – это работа Ломоносова от 1747 года. Она полностью посвящена новой императрице. Сам жанр оды предполагает сильное возвеличивание, восхищение.

Художественные средства здесь занимают одно из главных мест, так как с помощью ярких эпитетов, метафор и сравнений Ломоносов говорит о царице, как о солнце, как о матери народов, как о великой личности, чья слава распространилась по всему миру.

Главные герои оды – это сама Елисавета, её отец, с которым Ломоносов сравнивает дочь, и сам автор, от чьих уст идет речь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Главная тема и идея – это создание весомого образа царицы, который служил бы опорой для ее могущественного правления. Многие люди никогда и не видели царицу своими глазами, но с помощью оды у них складывалось такое впечатление, что ими правит богиня.

Также Ода давала возможность показать все преимущества правления царицы. Она вела мирную международную политику, была мудрой, развивала науки, заботилась о новом поколении, всегда вникала в проблемы людей.

Оду Ломоносова считают лучшей одой того времени, так как она опередила все другие произведения своими художественными зарисовками, стилем и идеей.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.