Что обозначает слово я украшаю вашу речь. ОК Речь красная и речь фиолетовая

Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?

1. Красота - способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

Риторика возникла из потребнос­тей в воздействии на других людей, а потому красота речи не должна рассматриваться в связи с этой «генераль­ной» линией.

С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази­тельность речи - это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изоб­разительность речи - залог того, что содержание речи будет лучше усвоено.

2. Правильность - соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории.

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким каче­ством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное рече­вое поведение неуместно.

4. Ясность. Требование ясности - очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован впервую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем путипрепятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета русского адвоката П.С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорить, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас».

Приемы речи, основанные на тавтологии

Простой повтор – использование одного и того же слова дважды или трижды подряд.

Прочь, прочь отсюда!

Эпизевксис – фигура речи, по которой слово повторяется с эмфазой (повтор производится без паузы).

Я не смогу, не смогу простить такого предательства!

Анафора – повторение слова, словосочетания в начале ряда предложений или их частей.

Я точно знаю, что влюбилась,

Я точно знаю, что буду теперь страдать,

Я точно знаю, что это чувство останется без ответа!

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или после каждого из нескольких высказываний.

На улицах шумно, на работе шумно, в домах многоэтажных шумно!

Этимологическая фигура – фигура речи, состоящая в объединении в составе одного словосочетания двух этимологически тождественных слов.

Все шутки шутите!

Задание. Составьте фрагменты речи, употребив фигуры речи, основанные на тавтологии.

Приемы речи, основанные на перечислении

Градация – повышения (реже – понижение) силы выражения от слова к слову – членов синонимического ряда, тематической группы и т.д.

Я готова была наговорить ему гадостей, унизить его, уничтожить!

Эпитрохазм – фигура накопления кратких и выразительных слов, поспешное собирание характеристик, чаще осудительных.

Бестолковая, безумная женщина! Бестия!

Задание. Составьте фрагменты порицающей речи, употребив приемы речи, основанные на перечислении.

Приемы речи, основанные на контрасте

Антитеза – противопоставление двух противоположных мыслей или образов. Обычно антитеза строится на основе антонимов.

Бедность учит, а счастье портит

(Пословица)

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

(Грибоедов А.С. Горе от ума)

Синециозис – объединение противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывание одному и тому же предмету противоположных качеств.

Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.

(Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо)

Задание. Составьте фрагменты речи с противным, построенным на антитезе.

Задание. Сделайте из высказываний с антитезой высказывания с синециозисом.

Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

1. В чем-то он умен, в чем-то нет. 2. В результате нового повышения цен тем, кто живет за чертой бедности, придется туго; в меньшей степени пострадают те, у кого высокая зарплата.

Приемы речи, основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности

Риторический вопрос – восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-то утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

И какой же русский не любит быстрой езды?

(Гоголь Н.В. Мертвые души)

Как можно доверять человеку, который уже один раз предал? Уж раз предал один раз, предаст и другой!

Риторическое восклицание – высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

Ах, природа родного края! Сколько истинной красоты, волнующей душу! Загадок и тайн!

Задание. Составьте фрагменты речи на тему России, Родины, вуза и т.д., основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности.

Приемы речи, основанные на установлении контакта оратора с аудиторией

Обращение – то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в любой другой ее части).

Мои внимательные и не очень внимательные слушатели!

Коллеги! Как нам быть в данной ситуации?

Друзья! Поймите меня правильно… .

Субъекция – фигура обращения к слушателям как бы с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Оратор ставит вопрос, а затем отвечает так, как нужно ему.

Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

(Козьма Прутков)

Прозопопея – представление своей речи в ходе диалога.

Так что же такое любовь? Это настоящая тайна. Пытались ли ее разгадать люди на протяжении своего существования? Да, в нее жаждали проникнуть многие!

Задание. Установите контакт с аудиторией, используя перечисленные приемы.

Приемы речи, основанные на преувеличении или преуменьшении

Гипербола – нарочитое преувеличение в характеристике чего-либо, кого-либо.

ЧАСТЬ 1

Прагматичный – практичный (приземленный)
Эпатировать – поражать (ошеломлять, шокировать)
Волонтер – доброволец
Показать полностью..
Коллизия – столкновение (конфликт)
Суфражистка – феминистка
Кайман – крокодил
Генезис – происхождение (возникновение, зарождение.
Утрировать – преувеличивать
Неглиже – полуодетый
Амбивалентный – двойственный (неоднозначный)
Ортодоксальный – непреклонный (правоверный)
Кредо – мировоззрение
Профан – невежда (дилетант, непрофессионал)
Диффамация – клевета (сплетня)
Раритет – редкость
Жантильный – кокетливый (жеманный)
Интоксикация – отравление
Епитимья – наказание
Моногамия – единобрачие.
Претенциозность – вычурность
Латентный – скрытый
Амбициозный – высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый)
Индифферентный – безразличный (равнодушный, нейтральный)
Нотация – нравоучение
Экстравагантный – необычный (вызывающий, оригинальный, своеобразный)
Респектабельный – почтенный (представительный, достойный, солидный)
Меркантильный – расчетливый (корыстный, мелочный)
Репрессия – кара (наказание, насилие)
Легитимный – законный
Корсар – пират
Голкипер – вратарь
Инцидент – происшествие (случай)
Превентивный – предупреждающий
Тактильный – осязательный
Апогей – высшая точка (кульминация, предел)
Скрупулёзный – дотошный (педантичный)
Харизма – неординарность (обаятельность, притягательность)
Почетник – поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель)
Басурман – иноземец и иноверец
Аберрация – отклонение от истины, заблуждение (искажение)
Пердимонокль – полная ерунда, черт знает что
Трансцендентный – непознаваемый (иррациональный, непостижимый)
Остракизм – изгнание (травля)
Паритет – равенство (равнозначность, равноценность, равноправие)
Апробировать – испытывать
Абитуриент – тот, кто претендует на поступление в учебное заведение
Инвариантный – однозначный
Клеврет – приспешник (пособник, сообщник)
Деструктивный – разрушительный
Аннексия – насильственное присоединение
Матримониальный – брачный (супружеский)
Тенденциозный – модный
Проформа – формальность
Апологет – сторонник (приверженец)
Экзальтированный – восторженный (возбужденный, воодушевленный)
Синопсис – обозрение

ЧАСТЬ 2

1. Мимикрия - подражание.
2. Колумелла - пространство между ноздрями.
3. Фраппировать – неприятно удивлять.
4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
Показать полностью..
6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
8. Кредо - мировозрение, убеждения.
9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.

ЧАСТЬ 3 - 20 слов, которых, возможно, вы не знали

1. Глабелла - это пространство между бровями. Сейчас вы смотрите на глабеллу Райана Гослинга
2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки Показать полностью..
3. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания
4. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей
5. Фрустрация – период полного разочарования в жизни
6. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей
7. Фриссон – мурашки по коже
8. Сентенция - изречение нравоучительного характера
9. Симулякр – изображение или объяснение того, что в реальности не существует. Копия, не имеющая оригинала
10. Сингулярность – единичность, неповторимость чего-либо
11. Сибаризм – праздность, избалованность роскошью; сибарит – носитель этих качеств
12. Плюрализм – многообразие или множественность, как в приземленном, так и в философском контексте. Монизм – когда наоборот – что-то одно. Дуализм признает лишь двойственность
13. Лапидарность - краткость, сжатость, выразительность слога, стиля
14. Амикошонство - бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского
15. Мезальянс - брак с лицом низшего социального положения, неравный брак
16. Никтофилия - предпочтительная активность в ночные часы и избегание активной деятельности в дневное время суток. Иногда никтофилия является одной из разновидностей социальной фобии
17. Оброгация - внесение частичных изменений в старый закон
18. Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие
19. Эмпатия – это способность воспринимать мир глазами другого, интересоваться тем, как другой думает, живет и чувствует
20. Криптомнезия - это вид нарушения памяти, при котором чужие идеи кажутся человеку его собственными.

Действенность и выразительность речи во многом зависит также от построения фраз. Стилистически значимые типы таких построений называются фигурами речи («фигура» в переводе с латинского означает «образ», «вид»).

К фигурам речи относятся:

Обращение – это обычное слово или фраза, функция которой состоит в том, чтобы обозначить начало речи и привлечь внимание слушателей, а также выразить отношение оратора к аудитории.

Повтор . Это фигура речи, представляющая собой повторение слов или словосочетаний с целью подчеркнуть значимость мысли и чувства. Такие фигуры придают речи убедительность, ритмичность, ясность, повышают ее эстетическое воздействие. Повторы имеют множество видов, бывают неупорядоченные и упорядоченные (по симметрии построения фраз) повторы.

Среди упорядоченных повторов чаще всего в публичной речи применяются:

анафора – представляет собой повтор слов или выражений в начале отрезков речи. Например: «Пришлось нам нелегко. Надо было выстоять в кольце вражеского окружения. Надо было вырваться из вековой отсталости. Надо было преодолеть огромную силу исторической инерции. Надо было научиться жить по новым законам».

эпифора – фигура речи, противоположная анафоре. Повторение слов осуществляется здесь в конце смежных предложений. Такие повторы с успехом используются при убеждении индуктивным методом, придают фразам оттенок неоспоримости утверждения, звучат как итог, умозаключение и психологически подталкивают слушателя к принятию предлагаемого оратором вывода;

стык – прием состоит в повторе одинаковых компонентов на границе смежных отрезков высказывания. (Пример: «только он, он и больше никто»);

многосоюзие – повтор союза «и». (Пример: «и рост, и овал лица, и цвет волос, и голос, и одежда – такие, как указали свидетели»);

кольцо – это высказывание, которое завершается словом, с которого оно начиналось. (Пример: «Есть что-то выше нас. Никто не знает, что это именно, но оно есть»);

хиазм – состоит в повторе двух элементов, причем во второй половине фразы они повторяются в обратном порядке. (Пример: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить»).

Градация – это фигура речи, предполагающая размещение слов во фразе в порядке нарастания либо убавления смысловой и экспрессивной значимости. В убеждающих речах, судебных – используется порядок нарастания. Построение нарастающей градации иллюстрирует фраза из Грибоедова: «В сенат подам, министру, государю!»

Антитеза – фигура речи, представляющая собой соединение в высказывании противоположных образов и понятий с целью усиления значения одного из них. Например, «Не лаврами побед, а десятками тысяч похоронных венков оборачивается для народа любая военная агрессия».

Вопрос – фигура, активно применяемая во всех родах и жанрах публичного красноречия. В действительности же выделяются два вида вопросов : гипофора , когда вопрос обращен к самому автору речи и он же на него отвечает, и риторический вопрос , когда ответ не предполагается, а само утверждение или отрицание облечено в вопросительную форму. Вопросно-ответный ход . Эта фигура выполняет в публичной речи различные функции, в частности, повышает экспрессию высказывания, а также активизирует внимание. Например, «Вы думаете этот человек сожалеет о содеянном и раскаялся? Нет! Об этом свидетельствуют его дальнейшие действия».

Инверсия . Эта фигура речи представляет собой намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Чаще всего при инверсии в устной речи сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Рассмотрим, например, фразу: «Между тем историю делают люди, а не какие-то там объективные законы истории».

Риторический диалог . Эта стилистическая фигура эффективно используется в убеждающих речах, лекционной пропаганде, в конфликтных речевых ситуациях и представляет собой имитацию разговора. Оратор как бы переходит к непосредственному разговору с аудиторией, задает сам себе вопросы от ее имени и сам же на них отвечает.

Характеристика повторов и средств диалогизации.

Диалогическая речь является основной формой разговорной речи. В диалогической речи особенно ярко проявляется коммуникативная функция языка, т.к. именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное общение. Характерные языковые признаки диалогической речи – тяготение к краткости и простоте формы. В связи с этим в диалоге преобладают различные виды предложений неполного состава, чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка коммуникации.

Удобство диалогического повтора состоит в том, что он освобождает второго собеседника от необходимости подыскивать специальные слова и форму выражения своих мыслей, т.к. позволяет использовать словесный и структурный состав предшествующего высказывания. Вместе с тем, через повтор устанавливается смысловая и структурно-грамматическая соотносительность двух реплик. Информация располагается так, что опорная реплика несет ядро информации, которая получает свое развитие, обобщение, усиление и эмоциональную реакцию в реплике-повторе.

Под диалогическими единствами подразумеваются единства, компонентами которых являются исходные реплики, различные виды диалогических (ответных) повторов, а также следующие за повторами реплики, которые тесно связаны с ними. Ответные повторы в составе диалогического единства могут быть разделены на три основных типа: суженные (т.е. с усечением), идентичные (полное повторение лексического состава и грамматической структуры исходной реплики), расширенные (осложненные дополнительными элементами- словами, группой слов).

Повторение речевых элементов, привлекающее внимание читателя, подчеркивает его значимость, служит важным средством связи внутри текста. Диалогический ответный повтор может быть различной коммуникативной направленности и выполнять ряд функций в речи (логическая, экспрессивная, синтаксическая и пр.).

Меморио: советы оратору по запоминанию речи.

Мемория (от лат "память") - это раздел риторики, изучающий особенности запоминания ораторской речи

Способы запоминания речи

Три способа запоминания :

· механический;

· логический;

· мнемотехническим

Механический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить

По сути, этот способ представляет собой зубрежку (неэффективный), подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала

Логический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала (человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал согласно смысловых отношений)

Выполнение двух условий:

1) осознание того, для чего нужно запомнить материал;

2) понимание смысла того, что надо запомнить

Мнемотехническим способ запоминания - это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, человеку легче сохранить в памяти. Одним из ведущих видов мнемотехники является ассоциативный способ запоминания (Симонид)

Мнемонические приемы (приемы запоминания):

Необходима внутренняя установка на запоминание текста .

вступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;

Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного .

лучше и легче усваивается интересный именно для нас материал.

Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу ,

допытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоций к своему тексту.

Продуктивным приемом запоминания текста являемся репетиция его произнесения.

Готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты их надо знать твердо), подберите интересные примеры

Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое.

Составьте «шпаргалку», если вы не уверены в себе.

Попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в которое будет произнесена речь, акустику зала.

Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.

21. Основные требования к Акции.

Акцио - раздел риторики, дающий советы по произнесению общественной речи.

Выступление начинается с момента предоставления слова докладчику. Двигайтесь уверенно , покажите всем своим видом, что это принципиальный вам момент и вы желаете разговаривать с аудиторией.

Зрительный контакт нужно поддерживать в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки».

В процессе выступления качественный оратор употребляет разные приемы вербования и удержания внимания. Вот некие из их:

Вовлечение аудитории в процесс выступления - это не просто метод вербования и удержания внимания, он предполагает выполнение слушателями наблюдаемых действий. Более нередко применяемые приемы вовлечения последующие:

Рачительное уточнение у присутствующих об критериях: как им отлично слышно; довольно ли света; отлично ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При всем этом спрашивать необходимо только о таких критериях, которые выступающий вправду может и готов поменять. Можно высказывать конкретно просьбу посодействовать. К примеру: «Пожалуйста, помогите мне пораздавать материалы», а не «Пожалуйста, пораздавайте материалы».
Снятие напряжения .

Выступая перед представителями определенной проф группы, нужно иметь достаточные представления о специфике их деятельности.

По окончании выступления полезно коротко подвести итоги выступления и повторить главные мысли и фразы.

При ответе на вопросы полезно соблюдать последующие правила:

Получив вопрос, непременно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас готов. Выдержав небольшую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше понять. Также нужно осознавать, что не бывает глуповатых вопросов, бывают глуповатые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны либо со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

Ошибки общественного выступления .

Демонстрация всезнайства .

Неискренность .

Оправдания и извинения .

Отсутствие зрительного контакта .

Монотонность речи .

Язык и его функции.

Язык – это инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести:

· коммуникативная (функция общения);

· мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

· экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

· эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

· когнитивная (формирование мышления индивида и общества)

· волюнтативная (функция воздействия)

· метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка.

· Контактоустанавливающая (использование языка для установления психологического контакта собеседников)

· идеологическая (использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений)

Язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.

Функциональные стили речи.

Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств.

Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить - ценнейшее человеческое качество.

Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной - закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время - это то, чего нам постоянно не достает.

Отсюда только один путь - свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить - это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложении, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант - юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова - это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете - либо западет в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.

Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут служить вам.

Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду - из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, — вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

Желаю вам процветания.

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Имена прилагательные украшают нашу речь. О каком времени года нельзя говорить, не используя эту часть речи? О каждом... Но представьте себе, что пробуждение природы – цвет, запах, звуки – вы должны описать без прилагательных. От этого вы не получите большого удовольствия. Детей надо учить говорить не только правильно, но и красиво, их речь должна быть богатой. Эти задачи на своем уроке решает Алла ЕЛИСЕЕВА, педагог школы № 42 из г. Белгорода.

Тема. "Обобщение знаний об именах прилагательных", "Весна".

Цели. Обобщить теоретические знания об именах прилагательных; развивать умения употреблять их в речи; раскрыть красоту весенней природы.

Оборудование. Таблица "Имя прилагательное"; сигнальный круг с безударными гласными; перфокарты; репродукция картины И.Левитана "Март".

ХОД УРОКА

I. Чистописание

Отработка навыков безотрывного письма.

Соловьи запели – черемуха расцвела.

II. Сообщение темы и целей урока

III. Словарная работа

Учитель. Что обозначает имя прилагательное?

Дети. Имя прилагательное обозначает признаки предметов.

У. Какие признаки предметов вы знаете?

Д. Цвет, вкус, запах, размер, высота, форма, вес...

У. Составьте словосочетания сущ. + прилаг., используя слова левого столбика и признаки предметов из правого.

На доске.

Д. Сладкая малина, маленький заяц, белый сахар, красный помидор, горький перец, душистая сирень, большой медведь.

Проверка пропущенных безударных гласных с помощью сигнального круга.

У. Назовите прилагательные-антонимы.

Д. Сладкий – горький, маленький – большой...

Начало составления цепочки.

У. Что такое словосочетание?

Ответы детей.

IV. Сообщение речевой темы "Весна"

У. Весна приготовила букет из семи цветов, на которых прикреплены задания.

Дети работают группами по четыре человека.

На доске.

V. Игра "Словесный мяч"

Игра проводится по рядам.

У. Задание для ряда 1. Подберите однокоренные прилагательные разного рода и числа: весна.

Д. Весенний.

У. Солнце .

Д. Солнечная.

У. Радость .

Д. Радостные.

У. Зелень .

Д. Зеленое.

Дети записывают: солнце – солнечная .

У.

Д. К существительным.

У. Задание для ряда 2. Подберите однокоренные прилагательные и образуйте словосочетания сущ. + прилаг. разного рода и числа: светить .

Д. Светлый день.

У. Цвести .

Д. Цветочная поляна.

У. Летать .

Д. Перелетные птицы.

Дети записывают: летать – перелетные птицы .

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К глаголам.

У. Задание для ряда 3. Подберите однокоренные прилагательные и составьте с ними предложение: тепло .

Д. Наступили теплые деньки.

У. Звонко .

Д. Журчит звонкий ручей.

У. Прекрасно .

Д. Стоит прекрасная погода.

Дети записывают: Журчит звонкий ручей.

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К наречиям.

VI. Выборочный диктант

У. Выпишите из текста словосочетания сущ. + прилаг. Определите число имен прилагательных.

Чуть солнышко пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

(В.Рождественский )

Дети выполняют задание.

– Что такое откосы?

Д. Склоны оврагов, холмов.

Дети записывают.

Зеленые косы (мн. ч.), тонкие ветви (мн. ч.), белое платье (ед. ч.), листва кружевная (ед. ч.), горячее лето (ед. ч.), опушка лесная (е. ч.).

VII. Работа по картине И.Левитина "Март"

У. Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: "Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз".

Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину "Март". Какое настроение она вызывает?

Дети рассматривают репродукцию.

На доске.

Дети записывают.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

У. Подчеркните прилагательные.

Дети выполняют задание.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

– Для чего они служат в нашей речи?

Ответы детей.

– Продолжите цепочку, записанную на доске.

На доске.

VIII. Работа по учебнику

У. Откройте учебник, прочитайте текст упражнения 418.

Дети выполняют задание.

– Докажите, что это текст.

Дети доказывают, затем дописывают цепочку.

IX. Самостоятельная работа по перфокартам

У. Вставьте пропущенные буквы, укажите род и число прилагательных.

Дети выполняют задание.

Х. Итог урока

У. Что мы сегодня делали?

Д. Обобщали знания о прилагательных.

– Учились употреблять их в речи.