Скифы и скифская культура - ранний железный век в европейской части ссср. Скифская цивилизация

В 1903 году на Кубани, возле станицы Келермес, были раскопаны четыре из шести имевшихся в этом месте скифских курганов. Захоронения относились к VI веку до н. э. и дали много ценнейших памятников. Раскопки следующего года осуществлял известный археолог Н. И. Веселовский. Несмотря на то, что оставшиеся два кургана, которые он вскрыл, были частично разграблены еще в древности, ученому удалось выяснить основные принципы устройства этих скифских захоронений. Ямы прямоугольной формы были разделены бревнами на три части: в центре погребены люди, а по бокам - кони (в одном захоронении их было двадцать четыре, а в другом - шестнадцать). Деревянный настил сверху могилы перекрывала насыпь.

Это мальчик, который крутит огурец! Лесбиянка - просто плохая еда! Права человека для трансвеститов? Бедные ежедневно унижаются теми, кто находится выше социальной пирамиды и гегемонистской прессой, который смотрит на них только тогда, когда речь идет о представлении «кошачьего нищего». В беспристрастном дискурсе «дифференцированного» нужно положить бедного «на свое место». Например, путешествие на самолете не могло. Посещение колледжа. Все эти полномочия явно нарушали высшие социальные классы. В конце концов, бедные уполномоченные не принимают домой позор.

В одном из погребений (женском) обнаружили круглые зеркала из бронзы и серебра. Серебряное зеркало имело загнутые назад края (оригинальная скифская форма) и с тыльной стороны электровую (сплав золота и серебра) обкладку с изображением в восьми секторах плоскости круга богини Кибелы - покровительницы животных, в том числе и фантастических. Среди вещей из мужского захоронения особенно интересны золотые обкладки ножен и рукояти меча с изображением «древа жизни» и фантастических животных (древневосточные мотивы), а также оленя и птичьих голов на выступе в верхней части ножен (скифские изображения и форма).

Приходите со своими предрассудками на их стороне, чтобы видеть. Аэропорт выглядит как автовокзал! Вау, вот почему у тебя так много трафика! Кто боится расширения прав и возможностей? Это одно из слов, которое консерваторы любят убеждать, что вы скучны, глупы, анахроничны. Тип «активизм», «взаимодействие», «политизация», «идеология» или «социализм». Чтобы угнетенные не боролись за то, что стоит сражаться. Сделайте это, чтобы соответствовать, опустите голову. И помогите сохранить статус-кво в тех привилегиях - угадайте, что? - мощный.

В настоящее время происходит странное разворачивание того, что должно быть разумным и что такое быть присосками: любой, кто ничего не задает, разумен, и кто бы ни задавал вопросы, это присоска. С каких это соответствия - признак разума? Это полная противоположность: соответствие является синонимом глупости.

Кроме того, обнаружили бронзовые шлемы и прямоугольную золотую пластинку - обшивку горита (колчан для стрел и футляр для лука), разделенную на двадцать четыре квадрата, с рельефными изображениями оленей. Там же найден боевой топорик, рукоять которого украшена золотой обкладкой. Многочисленные животные на ней сделаны наблюдательно, с великолепным знанием натуры и одновременно в своеобразной, несколько условной манере. Для скифского искусства характерен так называемый «звериный стиль» - изображение животных, борьбы зверей, момента, когда хищник терзает свою жертву.

Многие из этих применений носили утилитарный характер, как в случае использования конопли для одежды. Но каннабис никогда не был «просто» цирком на трассе, скорее сектой или религиозным обществом - далеко за пределами современные растафари на Ямайке - они использовали каннабис для религиозных целей. Индуисты, буддисты, сикхи, все использовали наркотики для религиозных целей.

Первые исторические данные о каннабиса свидетельствуют о том, что наркотики можно найти как в Японии, так и в Восточной Европе еще тысячу лет назад. Почти наверняка они были человеческой группой, которая стала регулярно использоваться в повседневной жизни, а также для ее торговли. Их диапазон действий был между Европой и Азией и был создан важные торговые пути, соединяющие Европу с Дальним Востоком. Археологические свидетельства их существования были найдены от Средиземноморья до Центральной России и Азии.

Пантера и Олень

К лучшим образцам скифского искусства относится знаменитая Пантера, найденная в одном из келермесских курганов. Она представляет собой массивную рельефную золотую бляху, служившую для украшения центральной части щита. Сам щит не сохранился. Мастер, создававший Пантеру, сумел передать характерные повадки зверя, его мягкое, крадущееся движение. Но вместе с тем изображение носит условный характер - многое в нем имело, очевидно, магический смысл. Не случайно каждая лапа животного изображена в виде маленькой свернувшейся пантеры - она наделялась как бы могуществом целого зверя, а хвост, составленный из шести пантер,- соответственно еще большей силой. В изображении преобладают крупные плоскости. Очевидно, эта техника связана со спецификой обработки дерева и кости, а затем перенесена на золото. Глаз Пантеры инкрустирован цветной пастой.

Мобильность также позволила им распространить свою культуру, в том числе на использование каннабиса, на протяжении всего древнего мира. Существует много свидетельств того, что они являются культурой, которая вводила каннабис и коноплю в Европе, а идея каннабиса как ритуального препарата через культур и ближневосточных обществ.

Поскольку это была преимущественно кочевая культура, они не оставляли позади города или места проживания. В самом деле, большая часть того, что мы знаем о них, исходит от греческого историка Геродота и от погребальных гробниц, которые все еще обнаруживаются по всему Евразийскому региону. Кроме того, они также выращивали скот, который носил с собой в своих движениях. Менее кочевые племена также выращивали коноплю и каннабис.

Скифская культура. Пантера - украшение щита
Из Келермесского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Те же художественные принципы лежат в основе другого замечательного памятника скифского звериного стиля - Оленя, найденного также на Кубани, но в другом захоронении- близ станицы Костромской. Выразительно переданы упругое тело животного, вытянутая шея и настороженно поднятая голова. Преувеличенно большие рога показаны условно. В центре уха и глаза некогда были вставки из камня или пасты.

Как и многие другие культуры, эти племена использовали коноплю для одежды. По словам Геродота, одежда из свиты была высокого качества, и такая льняная, что никто, кто не был действительно человеком большого опыта, мог бы сказать, были ли они сделаны из конопли или льна; кто-то, кто никогда не видел коноплю, имел бы «не больше, чем предполагалось, чтобы быть льном».

Витаны использовали каннабис также как лекарство и расслаблялись. Когда ученые провели химический анализ остатков, найденных в золотых чашках, которые они обнаружили, они также обнаружили конкретное доказательство точности того, что Геродот написал об использовании травы для других целей чем производство одежды и кулинарное использование.



Скифская культура. Олень - украшение щита
Из Костромского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Скифские «цари»

В 1912 - 1913 годах Н. И. Веселовский вел раскопки южнее Никополя, в одном из районов, где в древности жили «царские скифы» - наиболее сильные и влиятельные среди родственных им кочевых племен. Курган Солоха оказался частично разграбленным, однако грабители обнаружили в огромной насыпи кургана (высота ее восемнадцать метров) лишь одно из двух захоронений и похитили только часть вещей. К главному захоронению, где были погребены вождь, оруженосец и слуга, вел колодец, сделанный в самом грунте, и от него наклонный ход, завершавшийся погребальной камерой. Поблизости, в специальной яме находились скелеты пяти коней и рядом могила конюшего. Самые ценные предметы помещались возле скелета вождя (царя). Это были вещи по преимуществу античной работы, полученные в результате обмена через греческие колонии в Причерноморье. Эллины ввозили в Скифию предметы ремесел и, в частности, ювелирные изделия, драгоценности, высоко ценившиеся у скифской знати. Так, в захоронении скифского вождя оказались ныне всемирно-известный Солохский гребень, чаша фиала, служившая для возлияния вина в честь богов (вождь был одновременно и жрецом), украшенная рельефным изображением борющихся животных, бронзовый шлем, семь сосудов греческого производства и некоторые другие предметы, свидетельствующие о торговых и культурных связях скифов с греками.

Согласно его книге «Истории»: Они строят каюту, высаживая три палки, наклоняющихся друг к другу, и обходя вокруг этих войлочных кусков, которые устроены таким образом, чтобы встряхнуть его как можно больше; внутри салона расположите плиту на земле, в которой они кладут светящиеся камни, и добавьте семена конопли. Скуты, счастливые, кричат ​​от радости, и эта паровая баня служит им в качестве замены для ванны с водой, потому что они никогда не моют свои тела водой по какой-либо причине. Много было написано об использовании каннабиса племенами в религиозных целях.

Солохский гребень

Солохский гребень - работа греческого мастера V века до н. э. исполнен с учетом вкусов заказчиков, со знанием специфики жизни скифов. Скульптурная группа (ручка гребня), отделенная от линии зубцов двумя полосами с зажатыми между ними фигурками львов, изображает схватку между скифами. На помощь всаднику спешит пеший воин, а их противник (его конь лежит раненый на земле) пытается противостоять превосходящим силам врага. Фигуры необычайно выразительны, динамичны, прекрасно передан этнический тип, характерные особенности костюма и т. д. Вместе с тем сама композиция (симметричная группа, равновесие масс, предельная ясность каждого компонента и чувство целого) типична для античного искусства периода классики.

Мастера собирали бы сожженные женские цветы каннабиса, чтобы побудить транс и создать другие «мистические» переживания. Каннабис также был обнаружен вблизи сложных захоронений, бесчеловечные с мертвыми, чтобы облегчить их переход в другой мир. На одном из этих мест, на границах между Сибирью и Внутренней Монголией, археологи обнаружили погребальную яму площадью около 50 квадратных метров и глубину в шесть футов, заполненную скелетами лошадей, человек забальзамированный и котел, заполненный семенами марихуаны сожжен.

Коноплю также бросали в огонь, чтобы изгонять злых духов. Женщины играли необычную роль в просеивании общества. Многие из них сражались вместе с мужчинами, были татуированы, и, по словам греческого историка Диодора, они удалили свою правую грудь маленькими девочками, чтобы они могли развить сильные мышцы грудной клетки и так сильно раздуть меч.


Гребень.
Из кургана Солоха
Золото. Кон.V - нач. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Солохский гребень и многие другие вещи античной работы содержат изображение скифов. Но в том же захоронении обнаружены и скифские памятники с характерными элементами «звериного стиля» и местными формами. Такова, например, золотая обкладка ножен меча с типично скифским выступом вблизи рукояти, а также с изображениями животных, выполненными в компактной. замкнутой композиции, в условной манере, с деформацией фигур, имеющей целью включить их в определенное пространство предмета, который они призваны заполнить и украсить.

Оба пола были также чрезвычайно опытными в стрельбе с аркой лошади. Остатки как мужских, так и женских шаманов были также найдены погребенными с семенами каннабиса и содержащимися в них артефактами. Женщины также, похоже, использовали каннабис, чтобы облегчить менструальные судороги и сожгли его даже под плотными занавесками, где он использовался для «очистки» тех, кто провел некоторое время. Археологические раскопки также привели к освещению кухонных принадлежностей с семенами конопли и семян конопли к поверхности металла.

Поскольку скифская культура стала систематически оспариваться Римской империей, их влияние стало вымирать, как и те же племена. В этом отношении это племя было одной из самых влиятельных групп людей, которые познакомились с растением - во всех его применениях - до наших дней.

Чертомлыкский курган

Самый большой из скифских курганов, расположенный севернее Никополя,- Чертомлыкский (IV в. до н. э.) - имеет около двадцати метров в высоту и пятьдесят метров в диаметре. Раскопки его вел один из первых русских археологов И. Е. Забелин, в 1862 - 1863 годах. Под насыпью он обнаружил ряд подземных гробниц, часть которых сообщалась между собой. Захоронены были «царь» и «царица», два оруженосца, двое слуг. Рядом с тремя ямами, где находились скелеты одиннадцати лошадей, обнаружили могилы двух конюших. Люди, животные, вещи, служившие царю при жизни, должны были сопровождать его в загробный мир.

Мысли о нескольких тысячах километров? Мы представляем новые взгляды Эрмитажа на историю и географию. Британский музей в Лондоне в настоящее время ведет крупномасштабную выставку под названием «Крылья Сики Древней Сибири». Мероприятие организовано совместно с Эрмитажем.

Благодаря фотографиям, предоставленным одним из посетителей выставки, мы можем точно видеть, какие скифские артефакты в настоящее время отображаются в Лондоне и как они описываются. Иногда эти описания довольно лаконичны. Например, для экспонатов 2 и 3, Северное Черноморское побережье, как правило, является местом находки. Но ученые знают, что первый стакан был найден в знаменитом Сохо-холме Солох на левом берегу Днепра под Каменкой-Днепровской и вазе в Зале Кул-Оба в окрестностях Керчи в Украинском Крыму.

Во время раскопок археологи неожиданно натолкнулись на «мину» (грабительский ход) и в ней обнаружили скелет человека. По-видимому, это был грабитель, погибший во время внезапного обвала, в то время как он пробирался по прорытому лазу в курган за ценностями. Как выяснилось, часть вещей была все же похищена, но тайники в стенах грабители не обнаружили. Из них-то археологи и извлекли много ценных памятников.

Например, на выставке № 4 организаторы выставки описали все детали: страну, в которой был найден артефакт, место его создания и права собственности. Да, по странному совпадению, все молчание относится к объектам, найденным либо в Крыму, либо на территории материковой Украины.

Выше представлены экспонаты, найденные в Нимфее, древнем городе, расположенном к северу от современной деревни Эльтигн и в 17 км к югу от Пантипаи. Опять же, точное местоположение находки - Крымского полуострова - не упоминается. Здесь больше реликвий крымского Нимфея.



Горит.
Из кургана Чертомлык
Золото. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Здесь были предметы быта (котлы, светильники, посуда), украшения одежды (золотые бляшки в виде треугольников, розеток, а также с рельефным изображением головы Диониса и культовой сцены, где скиф получает сосуд от богини, восседающей на троне), предметы вооружения - наконечники стрел, железные мечи, ножны, на золотой обкладке которых изображено сражение, а также золотая обкладка горита. Греческий мастер изобразил на горите последовательную цепь эпизодов из жизни эллинского героя Ахилла - с момента, когда его, еще ребенка, обучают владеть луком и стрелами, и кончая моментом, когда мать держит урну с прахом Ахилла и оплакивает гибель своего сына. Мифологический сюжет, характер композиции (две полосы рельефа с равномерно заполняющими его фигурами, расположенными в плоскости изображения), трактовка образов - все здесь выдержано в классической традиции греческого искусства. Точно такие же гориты обнаружены были позднее и в других древних захоронениях: по-видимому, с одной формы их изготовили в нескольких экземплярах для знатных заказчиков.

Взгляните: шедевр скифской культуры, знаменитая чаша ритуала Кураяна Куль-Оба. Эти доспехи, как вы думаете, тоже из Украины. Полное описание места находки должно выглядеть так: Кураган 401, село Журавка, Черкасская область, Украина. Изделия из куренка «Сломанный курган» возле Березана в Киевском районе. Город расположен всего в 80 км от столицы Украины, но для россиян это все абстрактное северное побережье Черного моря.

Британский музей много писал о выставке на своем сайте. Но на иллюстрированном веб-ресурсе мы видим одно и то же манипулирование: в описании экспоната упоминается только место его хранения, но он даже не указывает, где он найден. Желание России молчать о происхождении археологических реликвий понятно - таким образом, пытаясь доказать достоинства своих притязаний на всю территорию, населенную скифами, большая часть которых находится в Украине. Но тот факт, что все экспонаты на выставке «Сибирский скай» с изображением артефакта, найденного в Украинском Крыму, поражает - все же с Крымского полуострова в Сибирь их более 5000 километров.

Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968

Собственно скифы – это различные близкородственные племена североиранской ветви индоевропейской языковой семьи. О скифах свидетельствуют многочисленные древнегреческие и передневосточные письменные источники. В них, в частности, сообщается о вытеснении скифами своих непосредственных северопричерноморских предшественников – киммерийцев, о завоевательных походах скифов через Кавказ в Переднюю Азию в VIIв. до н.э. и об их временном господстве в этом регионе, о неудачном завоевательном походе персидского царя ДарияIв Северное Причерноморье против скифов в концеVIв. до н.э., о консолидации скифских племен вIVв. до н.э. под главенством царя Атея, о вытеснении и частичном истреблении скифов сарматами вIIIв. до н.э.

Как место находки, регион Черного моря застенчиво упомянут - очень широкое понятие истинной археологии. Мы снова вернемся к каталогу выставки «Одна из древнейших русских цивилизаций». В описании изображения меча информация неполна. Копани, флаг Кировоградской области. Это на самом деле центр Украины, но упоминание этого факта для России невыгодно.

Ниже - браслет. Организаторы снова «забыли» указать, что он был найден в Крыму. И это примеры только одного развертывания. Были затронуты климатические зоны, государственные столицы и Транссибирская железная дорога. Почему карта не показывает современные границы стран и территорий, на которых распространяется скифская цивилизация? Может быть, потому, что с этими деталями картина больше не будет настолько привлекательной для русских пропагандистов?

Скифам и подчиненным им племенам принадлежала западная часть ареала "скифо-сибирского мира" – Северное Причерноморье и Приазовье. Некоторые ранние памятники скифской культуры выявлены также на Северном Кавказе. Скифская археологическая культура представлена главным образом множеством погребальных памятников. Среди последних выделяются крупные курганы знати VII-VI вв. до н.э. на Северном Кавказе (Краснознаменские, Келермесские, Ульские) и еще более грандиозные курганы с богатейшими погребальными комплексами к.V-IV в. до н.э. - в Нижнем Поднепровье (Солоха, Чертомлык, Толстая могила и др.) и в Крыму (Куль-Оба). В к.V-IV в. до н.э. у скифов появляются и единичные поселения, в том числе и крупные, такие как Каменское и Елизаветовское.

Для презентации сайта Британского музея была выбрана фотография судна из Кургана в Мелитополе. Мы не будем описывать все экспонаты украинского происхождения, представленные на выставке, но приведенных примеров достаточно, чтобы заставить читателя сделать вывод о масштабах манипуляции. Лондонская выставка полна украинских экспонатов, но в материалах вы не встретитесь однажды, чтобы упомянуть Крым или Украину.

Неприятно, что Британский музей участвовал в российских играх. Действительно, в экспозиции есть экспонаты по-настоящему сибирского происхождения. Но многие показанные находки можно назвать только скифом - на самом деле все они относятся к культуре железного века Пирса. Большая часть его объектов была найдена на горе Алтай, и носители этой культуры населяли территории сегодняшнего Казахстана, России и Монголии.

Рис. Важнейшие памятники скифской археологической культуры и культур скифского облика на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа

Классическая скифская культура 4 датируется серединой VII - началом III в. до н.э.

Скифы как особый этнос впервые зафиксированы уже в письменных источниках 670-х гг. до н.э. (данные ассиро-вавилонских текстов), а затем подробно охарактеризованы античными авторами (Геродот и др.). При этом в науке нет единого мнения о происхождении скифов и скифской культуры . Все многообразие версий сводится к двум принципиально противоположным позициям:

1) классическая скифская культура приносится скифами в Северное Причерноморье из Центральной Азии в результате одномоментного или двукратного переселения; в ходе этого скифы вытесняют из северопричерноморского региона вышеупомянутых киммерийцев;

2) скифская культура – косвенное последствие второй экспансии носителей срубной культуры из Поволжья в Северное Причерноморье (в конце II - начале I тыс. до н.э.) и последующего взаимодействия срубников с местным северопричерноморским и северокавказским населением. В ходе этого процесса одним из истоков скифской культуры стала и культура киммерийцев, возникшая еще ранее как результат первой экспансии срубников. Эта позиция имеет серьезное обоснование в данных антропологии.

Исчезновение классической скифской культуры вызвано в первую очередь истребительной экспансией сарматов в течение III-II вв. до н.э. Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась так называемая позднескифская культура.

Основные памятники скифской культуры. Важнейшую информацию о классической скифской культуре дают погребения и погребально-поминальные комплексы .

Рис. Погребения и поселения скифской археологической культуры и культур скифского облика в степи и лесостепи Северного Причерноморья

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, в конструкцию которых могут также входить дерево, камень, камыш. Как правило, захоронения совершались в ямах, но известны и случаи сооружения склепов на уровне горизонта. Кроме простых ям, хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах и каменных склепах. В раннее время у скифов, при наличии самостоятельных подкурганных захоронений знати, преобладают впускные погребения в курганные насыпи предшествующих эпох. Со временем сооружается множество собственно скифских курганов.

Господствует трупоположение, что характерно для всех культур эпохи раннего железного века в степях Евразии. Погребенный, как правило, лежит на спине в вытянутом положении, хотя имеются и случаи сгибания ног в коленях - вследствие чего они падают налево/направо. Большинство погребенных обращены головой на запад, меньшинство на восток и в других направлениях.

Крайне редко практикуется кремация на месте: сожжение покойного вместе с деревянной гробницей, что характерно главным образом для северопричерноморской лесостепи. В той же лесостепи известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы.

В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением коня в той же или отдельной могиле. Кроме того, погребения знати могли содержать также захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Древнейшие из крупных скифских захоронений по данным на сегодняшний день относятся к VII в. до н.э. - это Келермесские, Краснознаменские и Новозаведенские курганы на Северном Кавказе и Мельгуновский (Литой) курган в Поднепровье. Вообще, в VII-VI вв. до н.э., наиболее значительные погребальные памятники скифской и родственной ей скифообразной культуры находятся на Северном Кавказе и в лесостепном Северном Причерноморье, где скифы в это время расселяются, вступая в контакт с местным нескифским оседлым населением и формируя, очевидно, полиэтничную аристократию, которой и принадлежат многие крупные погребальные комплексы.

Напротив, в северопричерноморской степи скифских памятников VII-VI вв. до н.э. немного, но на рубеже VI-V вв. до н.э. именно сюда перемещается центр культур скифского типа, о чем свидетельствует резкое возрастание количества скифских захоронений в данной зоне. А в конце V-IV в. до н.э. в Нижнем Поднепровье сооружаются невиданные ранее по масштабам и богатству курганы с погребениями вождей и аристократов в сопровождении умерщвленных слуг и лошадей, получившие название Царских - Солоха, Чертомлык, Огуз, Александропольский курган и т.д. Возможно, они действительно содержали погребения скифских царей, в т.ч. упомянутых в античных письменных источниках.

Ярким примером крупнейшего царского кургана является Чертомлык. Он находится в правобережной днепровской степи и датируется второй половиной IV в. до н.э. Его насыпь высотой около 20 м и диаметром до 350 м была сооружена в четыре приема (в насыпи сохранились остатки тризны) и обнесена по основанию крепидой из камней. Под подошвой насыпи вертикально вниз шел прямоугольный колодец-шахта глубиной 11 м, по углам которого располагались входы в камеры-подземелья площадью 4х5 м. В северо-западной камере было обнаружено захоронение царицы, покоившейся в вытянутом положении на ложе в головном уборе, обшитом золотыми бляшками. Рядом с ней находилась великолепная серебряная амфора и еще 14 обычных амфор, около которых лежал юноша-слуга. В юго-западной камере покоились двое мужчин с оружием и украшениям. В двух других камерах находились вещи царицы и с ними, в качестве охраны в северо-восточной камере был погребен воин, в юго-восточной камере - собака. Из погребения царицы на запад вел проход в камеру с погребением царя на деревянном ложе. Существует также версия, что это камера самостоятельной катакомбы, входная яма которой не обнаружена. Как бы то ни было, погребение царя некогда было полностью ограблено, за исключением трех боковых ниш-тайников, в которых обнаружены различные ценности, в т.ч. несколько мечей с золотыми обкладками ножен, из которых один ахеменидский, а также знаменитый горит с золотой обивкой со сценами из жизни Ахилла (три аналогичных горита, сделанных по той же матрице, найдены в других северопричерноморских курганах). К западу от гробницы царя, но на более высоком уровне в трех перекрытых бревнами ямах были захоронены 11 коней в уздечках с золотой и серебряной отделкой, а рядом с конями в специальных отдельных ямах находились два погребения конюхов.

Культура нескифских народов лесостепного Северного Причерноморья продолжает сохранять скифский облик вплоть до рубежа IV-III вв. до н.э., тогда как на Северном Кавказе черты собственно скифской культуры стираются уже в течение V в. до н.э., что, видимо, свидетельствует о полной ассимиляции скифов на данной территории местными оседлыми племенами меотской и кобанской культур.

Поселения. В степи, где жили собственно скифские кочевые группы, использовавшие кибитки и юрты, до конца V в. до н.э. почти не было скифских оседлых поселений, исключая Елизаветовское городище на Нижнем Дону и несколько небольших поселений с круглыми и четырехугольными землянками. Действительно крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (общая площадь 1200 га), функционировавшее в конце V - начале II в. до н.э. и защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи - земляными валами и рвами. Цитадель городища (площадь 30 га) была дополнительно защищена валом, подпиравшим стену из сырцового кирпича, а также каменной стеной с внутренней забутовкой. Жилищами служили овальные и четырехугольные землянки и наземные дома с глинобитным очагом. Их стены состояли из вертикально врытых бревен, переплетенных прутьями либо завешенных кошмами; крыши были двускатными. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

В поднепровской лесостепи, где жили подчиненные скифам оседлые племена, было много крупных городищ. Самыми большими из них были находящиеся в Левобережном Поднепровье малоизученное Каратульское городище и хорошо исследованное Бельское городище. Бельское городище на р. Ворскле - важнейший торгово-ремесленный центр Среднего Поднепровья конца VII - начала III в. до н.э. Его площадь составляет более 4000 га, а общая протяженность оборонительной линии (ров, мощный вал, на котором местами стояли деревянные стены) достигает почти 34 км.

Ведущие элементы материальной культуры. Наибольшую изобретательность создатели скифской культуры проявили в создании комплекса наступательного и оборонительного вооружения .

Рис. Скифская культура: наступательное и оборонительное вооружение

Широко распространились железные колющиемечи и кинжалы скифского типа - так называемые акинаки . По характеру навершия и перекрестья, по форме ножен они были сходны по всему скифо-сибирскому миру от Дуная до Центральной Азии и различались лишь в оформлении и в материале (скифы и их ближайшие соседи делали акинаки из железа, тогда как восточнее до середины I тыс. до н.э. – в основном из бронзы). Типичный скифский акинак изначально имел навершие в виде бруска с четкими углами, но со временем стали более популярны антенное (порой когтевидное), и овальное навершия. Перекрестье было «почковидное», бабочковидное или подтреугольное. Часто рукояти и ножны акинаков украшались в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них - также сюжетами и мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Основным оружием дальнего действия у скифовбыл лук . Скифский лук - сигмовидный, короткий (длиной 0,6-1 м), состоящий из деревянных прутьев или пластин, обмотанных корой, иногда со срединной костяной накладкой и костяными или роговыми завершениями, с сухожильной тетивой. Стрелы (длиной 60-70 см) имели наконечники из бронзы (реже - из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными, часто с шипом, позднее – трехлопастными. Сначала их делали массивными, а затем – более легкими, узкими и высокими. Металлические и многие костяные наконечники в классической скифской культуре имели втулку, насаживавшуюся на древко; здесь практически не применялся другой вариант крепления металлического наконечника, известный в более восточных культурах скифо-сибирской области – с помощью выступа-черешка, вводившегося в древко. Лук и стрелы носились в колчанах или специальных футлярах - так называемых горитах с отдельным карманом для стрел.

Использовались также копья длиной 1,7-2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники делались из железа и были сначала удлиненно-лавролистные, позднее более широкие остролистные. Скифы применяли также железные боевые топоры , или секиры, которые имели, как правило, длинный обушок и неширокое лезвие. Реже применялись топоры-клевцы с киркообразным обушком и секировидным лезвием.

Основу оборонительного скифского вооружения (доспеха) составлялпанцирь , имевший чешуйчатую структуру. При его изготовлении использовались многочисленные бронзовые и железные пластинки, нашивавшиеся на кожаную основу. Панцирь служил как минимум для защиты груди, как максимум всего корпуса, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Один из важнейших видов скифского доспеха - шлем . В раннее время это была бронзовая полусферическая каска с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе, а также греческие шлемы, которые порой переделывались скифскими мастерами.

Щиты были кожаными прямоугольными (со скругленными углами), а также деревянными овальными.

Разнообразным был и скифский комплекс конского снаряжения . Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом, соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней служили уздечные бляхи , использовались также нащечники , налобники и наносники , часто оформленные в скифском зверином стиле.

Рис. Скифская культура: конское снаряжение

Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды - кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Известны также ритуальные полусферические деревянные чаши с золотыми обкладками. Интересны и металлические сосуды , представленные крупными бронзовыми котлами местного производства, привозными золотыми, серебряными и электровыми 5 кубками, созданными главным образом в древнегреческих мастерских, но часто по скифскому заказу, о чем свидетельствуют изображенные на них сцены из местной мифологии или реальной жизни.

Рис. Сосуды и орудия труда скифской культуры и культур скифского облика

Одежда и украшения . Мужчины, как правило, носили штаны-шаровары и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины - длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Рис. Скифская культура: украшения, одежда и зеркала скифов

Дисковидные бронзовые литые зеркала являлись в скифской культуре не только предметом туалета, но и ритуальным объектом (как и у в древних греков). Самые ранние имеют с обратной стороны вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре и представляла собой петельку или два столбика, увенчанные бляшкой. Затем появились зеркала с длинной боковой бронзовой ручкой и изображениями в скифском зверином стиле – так называемого “ольвийского типа” (в основном их производили в северопричерноморских античных городах, в первую очередь в Ольвии Понтийской). Еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками. Наряду с зеркалами, важными культовыми объектами являлись навершия шестов погребальной повозки или погребального ложа.В основном они были бронзовые литые, с прорезными погремушками, либо с подвешенными колокольчиками. Обычно навершия увенчивались головой или фигурой животного.

Хозяйство и орудия труда. Основой скифской экономики было кочевое скотоводство . Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы). Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада формировали лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.

Земледелие в северопричерноморской степи у скифов появилось местами не ранее рубежа V-IV вв. до н.э., причем оно играло здесь исключительно подсобную роль. Лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. Напротив, у народов, создавших культуру скифского типа в северопричерноморской лесостепи, земледелие господствовало. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы - некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.

Металлургия. Как уже было сказано, начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры - Каменское и Елизаветовское городища - вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела: молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные литейные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.

В VII-V вв. до н.э. на высоком уровне находиласьобработка кости и рога . Широко было распространено ткачество . Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.

Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Изобразительное искусство богато и разнообразно представлено в памятниках скифской культуры. При наличии геометрических и растительных тем, данное искусство особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Рис. Скифское искусство

Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля - одного из элементов «скифской триады». Это особое художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся на всем пространстве соответствующей культурно- исторической области - от Дуная до Южной Сибири едиными чертами: унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) - в строго определенных позах и композициях, с использованием особых приемов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях). Скифский звериный стиль имеет исключительно прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) - отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя .

Вместе с тем отличительной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирского мира, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры . Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

Наконец, хотя и не относятся непосредственно к скифскому искусству, но являются органичной частью скифской культуры многочисленные шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати, как например: золотой гребень из кургана Солоха с скульптурной сценой сражающихся скифов; сосуд из электра из кургана Куль-Оба с чеканной композицией, представляющей скифов в моменты врачевания и натягивания тетивы; серебряная с позолотой столовая амфора из кургана Чертомлык с чеканным изображением скифов, укрощающих коней; золотая пектораль из кургана Толстая могила со скульптурными изображениями скифов и сценами терзания копытных грифонами и т.д.

За пределами "скифского мира", но в тесном контакте с собственно скифской культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская и кобанская археологические культуры.

Меотская культура в бассейне Кубани и Восточном Приазовье была результатом жизнедеятельности целого ряда разнородных племен, объединенных самоназванием или иноназванием меоты. Культура возникла еще в предскифский период и продолжала существовать в скифскую и сарматскую эпоху (максимальные хронологические рамки: IX в. до н.э. - III в. н.э.). Меоты оставили многочисленные поселения - как неукрепленные, так и защищенные валами и рвами, часто с площадкой-цитаделью. Жилища строились из глины с соломой либо из обмазанного глиной камыша, а также на деревянном каркасе с применением камышовых матов и глиняной обмазки; они обычно имели крышу из древесных прутьев, соломы и камыша, глинобитный или глинобитно-илистый пол и открытый очаг.

В погребальном обряде собственно меотской культуры господствует трупоположение в ямах на бескурганных могильниках. Вместе с тем в VII-VI вв. до н.э. - в период, синхронный раннескифской эпохе, на данной территории появляются богатейшие курганы с погребениями скифо-меотской аристократии – в том числе вышеназванные Келермесские и Ульские. Эта курганная традиция берет здесь начало еще в предскифский период, в погребениях колесничих и воинов-всадников (в том числе и под курганами, как например курган Уашхиту). Эти богатые курганные захоронения обнаруживают следы контактов с Передней Азией, вероятно, обусловленные завоевательными походами киммерийцев и ранних скифов на Ближний Восток. В третьей четверти I тыс. до н.э. влияние степных кочевников ослабевает и абсолютно господствуют самобытные меотские черты в погребальном обряде; хотя курганная традиция имеет место и в этот период, но сооружаются курганы в основном не над погребениями, а над святилищами. С конца I тыс. до н.э. культура меотов испытывает влияние сарматской обрядности, в связи с чем наряду с традиционными ямными могилами распространяются катакомбы и подбои. В начале IV в. н.э. меотская культура в своей классической форме перестает существовать, став одной из основ материальной культуры средневековых раннеадыгских племен.

С меотской культурой на востоке граничила кобанская культура Центрального Предкавказья (XIII-IV вв. до н.э.). Появившаяся еще в эпоху поздней бронзы и входившая в состав Кавказской металлургической провинции (см. раздел II, гл.7), эта культура, подобно гальштатской, плавно перешла в стадию железного века и просуществовала в течение всей скифской эпохи, дав начало ряду местных культур сарматской эпохи. Этноним ее создателей неизвестен (название культуре дано по имени современного селения Верхний Кобан в Северной Осетии, где были сделаны первые важнейшие находки), однако ясно, что их предки населяли эту территорию еще со времен бронзового века, когда сформировался кавкасионский антропологический тип европеоидной расы. Генетически кобанская культура восходит к северокавказской культуре среднебронзовой эпохи при участии импульсов со стороны закавказских племен.

Кобанские племена практиковали скотоводство (отгонное с преобладанием овец – в горах, придомное с доминированием крупного рогатого скота и свиней - в предгорьях) в сочетании с земледелием (выращивали твердую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо). Высокого уровня достигли цветная и черная металлургия и металлообработка, в том числе художественная. Это дало возможность кобанским мастерам, усваивая у степных кочевников многие новации в вооружении и конском снаряжении, совершенствовать конструкцию этих предметов и налаживать их массовое производство для собственных нужд и для нужд тех же кочевников.

Кобанцы жили в основном на неукрепленных поселениях, размещавшихся в малодоступных местах: на предгорных возвышенностях, порой даже на отвесных скалах, по долинам рек на высоких плато, в ущельях на плоских отрогах (Сержень-Юрт, Бамут). Жилища были глинобитными или «турлучными» (деревянный каркас с глиняной обмазкой), иногда на булыжных фундаментах; В высокогорье встречаются и каменные дома. Они чаще стояли группами, стенами друг к другу, иногда целыми кварталами, разделенными улицами, мощенными булыжником. На поселениях обнаруживаются также гончарные печи и мастерские металлургов.

Основу погребального обряда составляло трупоположение, но известны и случаи кремации. Могильники, как правило, бескурганные; сооружение курганов практиковалось нечасто и было следствием влияния степных кочевников. Весьма разнообразны могильные конструкции: это и обычные ямы, и ямы, обложенные по краям рваным камнем или булыжником, и каменные ящики со стенками из массивных песчаниковых или сланцевых плит, перекрытые еще более мощной плитой и т.д. В могилы клали орудия труда, оружие (обязательный атрибут мужских погребений), уздечку, сосуды, напутственную пищу. Известны, хотя и не столь часто, как у скифов, захоронения человека с взнузданным конем.