Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональное состояние детей. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011].

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», – «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ – мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012].

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008].

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.


/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011] .

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012] .

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008] .

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника
/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.


« Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста»

Куринная А.П.

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более мобильны, раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Мультфильм – это талант и творчество, кропотливый труд людей. По сравнению со сказками мультфильмы появились относительно недавно. Конкретных психологических исследований в области влияния мультфильмов на формирование идеалов детей еще недостаточно, но психологи не оставляют данную тему без внимания. В.В. Абраменкова пишет, что мультфильмы играют значительную роль в развитии ребенка, они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

Рассмотрев различные точки зрения по данному вопросу, наше исследование мы посвятили вопросу влияние мультфильмов на поведение детей.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миро - созидания и порядочности.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям?

Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Все выше изложенное позволило нам определить цель и задачи исследования, а так же предмет и объект исследования.

Цель: Создать сборник мультфильмов, способствующих воспитанию эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника.

1.Изучить научно – теоретические основы влияния мультфильмов на поведение младших школьников.

2.Выявить особенности поведения ребёнка младшего школьного возраста.

3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.

4. Подвергнуть анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;

5. Создать сайт с мультфильмами направленными на эмоционально – нравственную отзывчивость.

Объект: мультипликационные фильмы.

Предмет: особенности влияния мультфильмов на эмоционально – нравственную отзывчивость младших школьников.

В своем исследовании мы провели анкетирование среди второклассников и их родителей и попытались отследить взаимосвязь между поведением детей младшего школьного возраста и поведением героев любимых мультипликационных фильмов. Данную возрастную группу, мы выбрали потому что, именно в младшем школьном возрасте продолжаются закладываться нравственные модели поведения ребенка, формируются нравственные чувства. В исследовании принимали участие 16 детей 7-8 летнего возраста и их родители.

Анализ анкеты для родителей позволил нам выявить следующее:

94% - процентов детей смотрят мультфильмы каждый день.

Ответы анкет родителей и детей сходятся во мнении.

При ответе на вопрос, о том мультфильмы каких производителей больше нравятся детям 70 % ответили что зарубежные и 30 % отечественные.

Просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Родители отметили разницу в поведение детей при просмотри зарубежных мультфильмов, у детей появляется не детская агрессия, а порой страхи.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. При ответе родителей на вопрос « Как влияет просмотренный мультфильм на вашего ребенка?», было выявлено, что все родители замечают активность детей после просмотра мультфильмов и 70% родителей отмечают, что дети после просмотренного мультфильма начинают подражать главному герою.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенного нами исследования было выявлено, что 94 - % детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

В младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому, на наш взгляд следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок, лучшими для этого являются отечественные мультфильмы, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека, закладывают в ребёнке ментальные российские ценности: добро, любовь, взаимопомощь…

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок.

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.