Кто такие янычары. Янычары: спецназ Османской империи (4 фото)

в Избранное в Избранном из Избранного 9

О янычарах пишут часто. Иногда их представляют как суперэлитных воинов, не знавших неудач; иногда, особенно при описании более позднего времени, вообще лишают их всех воинских качеств. Кроме того, даже в научно-исторической литературе, янычарами часто называют всех пеших воинов турецкого султана, в результате чего мы читаем о янычарах, участвующих в походах татарских ханов или воюющих на суше и на море.

Данная статья представляет собой попытку разобраться в том, какую роль играли янычары в армии Высокой Порты, и что вообще означало это слово в разные периоды истории.

Поскольку это именно попытка, я буду рад услышать любую критику.

Как известно, Османский бейлик (княжество) возник в конце XIII в. Вначале он занимал небольшую территорию, захваченную у византийцев и контролировавшийся племенем кайлы (или кайи), в свое время бежавшим от монголов в тюркскую Анатолию (М. Азию). Соответственно, вождь племени именовался беем.

После полулегендарного Эртогрула, о котором толком ничего не известно, племя возглавил его сын Осман (1281-1324 гг.), который и заложил основы Османского государства.

Основу его армии составляло племенное ополчение (таифе ). Также Осман начал создавать и даровать своим воинам тимары (участки земли с крестьянами, иногда рынки и т.д.) в обмен на службу. Фактически перед нами типичные феоды или поместья, раздаваемые за службу. Обычно они передавались по наследству.

Если поместье приносило 2000 акче в год, тимариот должен был служить лично, а если больше, то на каждые дополнительные 2000 акче дохода владелец должен был приводить с собой джебелю (латника).

Следует отметить, что среди тимариотов нередко встречаются фамилии, характерные для греков, принявших ислам (Михаилогуллары, Эвреносогуллары) и т.д. Историки предполагают, что это были акриты (византийские воины-пограничники, наподобие казаков), принявшие ислам. С другой стороны, в это же время в Анатолии появляется большое количество беженцев с Ближнего Востока, среди которых было немало хорошо образованных людей, занимавших важные места в османском судебном аппарате и аппарате управления. Таким образом, в формировании османского государства и армии играли свою роль как византийские, так и ближневосточные традиции.

Кроме ополчения, османские беи использовали отряды добровольцев (гази ), т.е. борцов за веру, которые естественно, не брезговали и добычей. Первой крупной целью Османа стала Бруса, но отсутствие пехоты в его армии привело к тому, что осада (точнее регулярные грабежи) продлились почти десять лет.

Когда город наконец сдался, османы провозгласили его своей столицей и создали первые пехотные подразделения – отряды яя . Они формировались по следующему принципу: несколько семей крестьян получали освобождение от налогов, а взамен должны были выставлять в поход одного воина. Позднее по тому же принципу стали набирать и всадников-мюселемов .

Первую половину XIV в. османские беи оставались фактически мелкими князьками, грабившими византийские владения в Малой Азии. Кроме того, византийцы часто использовали их как наемников, особенно в междоусобных войнах.

Соседние тюркские бейлики, такие как Гермиян, Айдын, Сарухан, были намного больше и сильнее.

Ослабление Византии привело к тому, что в середине XIV в. османы захватили Галлиополи, крепость на европейском берегу Босфора. В результате их отряды стали проникать на Балканы и грабить их. Следует отметить, что в то время Балканы стали театром почти непрерывной войны за лидерство в регионе. Византийцы ослабли в междоусобицах и были разбиты болгарами. Позднее уже болгарское царство начало страдать от междоусобных войн, и лидерство перешло к сербам, которые в конце концов тоже передрались между собой. Кроме того, на Балканах существовали еще независимые государства крестоносцев (например, Афинское герцогство), эпирский деспотат, владения Венеции и т.д.

В этих условиях османы начали захватывать Балканы по частям.

Это делали полунезависимые отряды, которые назывались акынджи (налетчики, или удальцы), состоявшие как из вассалов османских беев, так и из гази.

Очень важно было то, что все эти отряды, возвращаясь, должны были проходить по небольшой территории, контролируемой османами, и переправляться с добычей на их судах.

Даже в тех случаях, когда беи акынджи захватывали собственные владения на Балканах, они по прежнему нуждались в подкреплениях, а иногда и помощи из центра.

Поэтому они были вынуждены подчиняться султану (этот титул принял третий правитель из рода Османов, Мурад I Худавендигяр (1362-1389 гг.)), принимая его роль как организатора (т.е. нападая на те земли, которые он указывал) и отдавать ему 1/5 добычи, в том числе и каждого пятого пленника-раба.

Благодаря полученным доходам и людям, продолжая ближневосточные традиции формирования армии из числа рабов (гулямы в Арабском халифате, мамлюки в Египте), турки начали создавать отряды из пленников, которые они называли капы кулу (рабы дворца). Считалось, что воины-рабы, не имеющие родственных связей с местной элитой и вообще населением бейлика, будут преданными слугами султана.

Инициатором и первым организатором этого подразделения был кади (судья) Бруссы Кары Халкы-паша, позднее ставший визирем Мурада Худавендигяра.

Позднее эти части стали формировать по системе девширмие, т.е. путем набора христианских мальчиков 7-12 лет, которых затем отправляли на несколько лет в мусульманские семьи, после чего вновь собирали и начинали учить. Затем эти ученики, кстати говоря, служившие во время обучения слугами во дворце султана, становились воинами капы кулу.

Пешую часть этой гвардии и стали называть йони чери (новое войско), т.е. янычары.

Таким образом, в то время как соседние тюркские бейлики слабели от внутренних междоусобиц, османы сохраняли контроль над своими владениями благодаря возможности контролировать получение выгоды от набегов и наличию довольно мощного корпуса капы кулу.

Во второй половине XIV в. османская армия формировалась на следующих принципах.

Большую часть армии составляли тимариоты, аналог русского поместного ополчения или рыцарского ополчения в средние века. Интересно отметить, что вначале тимариотами могли быть и христиане, хотя их наследники обычно уже принимали ислам.

Однако в отличие от феодальной Европы, у Османов роль командиров играли не более крупные феодалы, передававшие свои должности по наследству, а чиновники, назначенные султаном. Наряду с наличием гвардии капы кулу, это гарантировало высокий уровень дисциплины в османской армии.

Вместе с тимариотскими ополчениями, подчиняясь соответствующим наместникам султанов, служили яя и мюсселемы. Также во время походов в войска вступали добровольцы, служившие со своим оружием и лошадьми и выступавшие в качестве легкой кавалерии, по прежнему именовавшейся акынджи. Они выступали в авангарде армии, что давало им возможность первыми грабить селения и города, через которые они проходили.

Кроме того, продолжая традиции ополчения, от каждой деревни в поход направлялся и снаряжался один пехотинец. Таких воинов называли азапы (холостяки).

Они получали жалование во время похода, а после него распускались по домам.

Разумеется, в походах участвовали и части капы кулу, включая янычар (пехоту), джабеджи (оружейники) и сипахи (конная гвардия).

Численность янычар XIV в. не превышала 3000 человек, причем известно, что они были самой многочисленной группой капы кулу, так что общая численность гвардии султана вряд ли превышала 5000 воинов.

В сражениях, естественно, участвовало меньшее количество воинов поскольку отдельные отряды янычар занимали ключевые крепости османской империи, гарантируя преданность местных феодалов, а также охраняли дворец и казну султана.

С другой стороны, и турецкая армия того времени редко превышала размеры в десять-двадцать тысяч человек, так что 2-3 тысячи воинов оставались грозной силой.

Вообще, в этот период янычары обычно участвовали в походах только вместе с самим султаном. Впрочем, в то время это означало практически ежегодные походы.

Благодаря им турки быстро завоевали большую часть владений Византийской империи (кроме самого Константинополя и Мореи), подчинили себе Болгарию и Македонию.

Решающим стало сражение на Косовом поле в 1389 г., когда были разгромлены сербы, до этой битвы считавшиеся самой мощной армией Балкан. Во время (или сразу после боя) был убит султан Мурад. Его сын Баязид, первым узнавший об этом, действовал быстро — вызвал от имени отца в ставку своего брата Якуба и убил его.

В правление Баязида, получившего прозвище Йолдырм (Молниеносный), турки продолжали завоевание Балкан, одновременно начав присоединять к своим владениям тюркские княжества в Анатолии. Здесь они больше старались действовать с помощью дипломатии, привлекая местную элиту перспективой участия и завоевания Балкан, а также моральным авторитетом борцов за веру.

Также они начали весьма успешно бороться с местными кочевниками, не желавшими подчиняться центральной власти, как и племя кайи в свое время.

От них турки требовали не налогов, но воинов для походов.

Непокорных переселяли на Балканы, расширяя опору мусульман на полуострове.

Отряды кочевых племен получили название юрюки , и обычно служили легкой конницей, как и акынджи.

При описании битв того времени порядок и тактика османской армии выглядят следующим образом: первая линия, состоящая из акынджи и юрюков, представляет собой отряды легкой кавалерии. Их задачей было разведать расположение войск противника, тревожить его легкими атаками, и в идеале спровоцировать его атаку в нужном направлении и в нужное время.

Вторая линия, основная, обычно состояла из пехоты, стоящей в центре, и тимариотов на флангах. Позиции пехоты часто усиливались различными сооружениями — кольями, волчьими ямами, телегами, иногда рвами и валами. Задача пехоты состояла в том, чтобы принять на себя удар противника и остановить его. А затем с флангов наносила удар тяжелая (по меркам Востока) конница тимариотов.

Янычары занимали место или в центре, или позади центра, обычно окружая султана. Основным их оружием был лук, т.е. перед нами пешие лучники. Как известно, подготовка лучников требует большого количества времени (в идеале с подросткового возраста) и усилий.

Насколько эффективны соответствующим образом подготовленные лучники, хорошо известно по победам англичан в Столетней войне.

Таким образом, янычары выполняли роль стрелков, а также, вероятно, поддерживали дисциплину среди других подразделений пехоты, стоявших в первых рядах (яя и азапы), т.е. прикрывавших капы кулу. Также они играли роль последнего резерва султана, который бросали в бой, чтобы или добить противника, или попытаться переломить ход битвы.

Таким образом, в отличие от отрядов других балканских правителей, обычно представлявших собой типичные феодальные ополчения, в основном конные, турки опирались на сочетание конницы и пехоты, к которым позднее прибавилась и артиллерия.

Во время осад янычары активно участвовали в них. Как и в полевых битвах, их обычно использовали не в общей массе войск, а в ключевые моменты, в том числе чтобы захватить наиболее важные позиции, например проломы в стене.

Завоевание Анатолии не обходилось и без столкновений. При этом янычары демонстрировали весьма высокий уровень профессионализма. Так, в 1425 г. с пятитысячным отрядом азапов и тимариотов одного из восставших княжеств справился отряд всего в пятьсот янычар.

Разумеется, это не означало, что янычары не терпели поражений или что турецкая армия в целом была непобедимой. Она не раз терпела поражения и от сербов, и от венгров. Наиболее тяжелым оказался разгром султана Баязида среднеазиатским правителем Тимуром в 1401 г. Окружавшая султана янычарская гвардия дралась до конца, но не смогла ни переломить ход битвы, ни спасти своего повелителя, который в итоге попал в плен, где и покончил с собой.

После ухода Тимура наследники Баязида начали междоусобные войны, а анатолийские бейлики восстановили свою независимость. Соседние государства, в первую очередь византийцы, старались максимально ослабить турок, стравливая их между собой. Но балканские владения империи, несмотря на то, что там существовала влиятельная аристократия (наследники акынджи), не собирались разделяться на отдельные владения, поскольку местные турки чувствовали себя чужаками, не способными выжить в одиночку. Опираясь на эти владения, султан Мурад II сумел восстановить империю, в том числе возродил корпус янычар.

К его правлению относится первое вмешательство янычар в политику. Когда Мурад отрекся от престола, они, видя молодость его наследника, подняли мятеж, разграбили дворцы сановников и потребовали от молодого султана вернуть на трон своего отца.

Позднее, после смерти Мурада, его сын Мехмед, известный как Фатих (Победитель) (1451-1481 гг.), снова взошел на престол и вскоре захватил Константинополь, переименовав его в Стамбул, а позднее завоевал все оставшиеся владения на Балканах и в Анатолии. Кроме завоеваний, он известен и как успешный законодатель. Среди его законов был и закон о том, что султан обязан убить своих братьев, если они представляют угрозу для престола.

Очевидец указывает, что в это время численность капы кулу составляла порядка 6000 человек, из которых около четырех тысяч были янычарами.

С пятидесятых годов в составе капы кулу появились топчу, т.е. артиллеристы.

В правление Баязида II Уали (Святого) (1481-1512 гг.) крупных войн практически не велось. Но в организации янычар появились серьезные изменения.

Во первых, поскольку после смерти Мехмеда Баязид захватил власть силой, разгромив войска своего брата Джема, то он усилил преданность янычар, раздав им щедрые подарки по поводу воцарения, и с тех пор каждый новый султан щедро одаривал свою гвардию во время вступления на престол.

Во вторых, часть янычар была вооружена огнестрельным оружием.

В третьих, янычары получили право записывать своих детей в янычарский корпус.

Тогда же часть янычар (вначале, видимо, пожилые или инвалиды, имевшие статус пенсионеров) стали заниматься ремеслом, чтобы прокормиться. Так, цех мясников в Стамбуле состоял только из янычар. В отличие от обычных ремесленников, янычары не платили налогов.

Любимцем янычар того времени был сын Баязида, получивший имя Явуз (Лютый или Грозный). Отец считал, что наследником должен стать другой его сын, Ахмед, но Селим поднял мятеж, сверг с престола отца, который вскоре умер в тюрьме, и казнил всех братьев.

Селим II Явуз (1512-1520 гг.) начал священную войну с шиитами, во главе которых стоял персидский шах Исмаил, чья конница считалась неудержимой в атаке. Вырезав для начала несколько десятков тысяч шиитов в Анатолии, суннит Селим в 1514 г. разгромил при Чалдыране персидские войска. Большую роль здесь сыграли пехота тюрок. Опираясь на вагенбург (укрепления из обозных повозок) и активно используя артиллерию и мушкеты, турки сумели остановить атаки персидской конницы, а затем разгромить ее. В 1516 г. по той же схеме была разгромлена армия египетских мамлюков, считавшихся лучшими воинами мусульманского Востока. Теперь это звание перешло к янычарам.

После смерти Селима власть получил его сын Сулейман, известный у европейцев как Великолепный, а у турок как Кануни (Законодатель) (1520-1566 г.).

В XVI в. численность янычарского корпуса колебалась в диапазоне 8-12 тыс. воинов.

Янычары по-прежнему играли большую роль как гвардия султанов, тем более что в сражениях Нового времени вооруженная огнестрельным оружием пехота приобретала все большее значение. К тому же на основном направлении пути османской экспансии — вторжения в Европу, европейцы сделали ставку не на полевые сражения, а на многочисленные крепости, при осадах которых артиллерия и пехота играла главную роль.

Следует отметить, что части яя и мюсселемы, состоявшие из крестьян, призывавшихся в армию во время походов, в это время теряют свое значение, превращаясь или в простых крестьян, или во вспомогательные подразделения, следившие за мостами, дорогами и прочими местными задачами.

С другой стороны, многие провинциальные наместники начинают создавать свои отряды не из всадников, как раньше, а из пехотинцев. Этому способствовало и то, что в отличие от лука, огнестрельное оружие не требует длительной подготовки.

Как известно, в Османской империи, как и в Московском царстве, высшие чины получали не денежное содержание, а поместья в награду за службу. Доходы с поместья должны были не только обеспечить самого пашу и его семью, но и компенсировать его расходы на содержание личных помощников (чиновников, стражников и т.д.).

Эти воины обычно набирались среди мусульман, чаще всего самих тюрок, или принявших ислам жителей других стран (арабов, боснийцев и т.д.). В случае долгой службы они могли рассчитывать на получение особого статуса, т.е. их хозяйства освобождались от налогов.

Наиболее боеспособными из них считались отряды албанцев (арнаутов , как их называли турки). Считалось, что только арнаутские части способны сравнятся с янычарами по уровню боеспособности.

Именно эти подразделения, известные под разными названиями — азапы, левенды, дели, кугугли и т.д., иностранцы часто считали янычарами.

В XVI в. Османская империя достигла максимального могущества.

Однако, захватив Венгрию на западе и Ирак на востоке, империя уже не смогла дальше раздвинуть свои границы. Противники сумели остановить ее натиск.

Тем временем корабли Колумба и Васко да Гама уже нанесли по туркам мощнейший удар, породив явление, известное как революция цен.

Его сущность заключалось в следующем: веками основой денежной системы Европы, как и других стран мира, было золото и серебро. Но европейцы нуждались в товарах, которые они могли получить только на востоке – шелк (основа гигиены), перец (замена холодильников), специи (основа лекарств), которые они могли купить только на Востоке. А взамен им предложить было нечего. Поэтому золото и серебро веками уходило из Европы на Восток. Чем больше развивалась Европа, тем больше рос ее товарооборот, следовательно возрастала потребность в деньгах, т.е. в благородных металлах. А они уходили на Восток. Поэтому благородных металлов не хватало, т.е. цены на товары в монетах (т.е. в золоте и серебре) или оставались стабильными (в среднем), или росли.

Более того, полный контроль за этой торговлей между Востоком и Западом, попавшей в руки турок после завоевания Сирии и Египта, приносил империи огромные доходы.

Но когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию, примерно половина пряностей стала доставляться в Европу по морю, в обход османских таможен и купцов. А когда испанцы завоевали Америку, сначала ограбив ее, а потом наладив там массовую добычу золота и серебра с помощью бесплатной рабочей силы индейцев, в Европу хлынуло огромное количество благородных металлов. Предложение превысило спрос, и стоимость золота и серебра резко упала. Это означало, что монеты обесценились, а цены, соответственно выросли. В результате за один век цены выросли в три четыре раза. Те, кто получал фиксированные доходы, обнаружили, что получая те же деньги, они не могут покупать столько же товаров.

В османской империи такие доходы, т.е. жалование от государства или установленные государством налоги с крестьян, получали все ее воины.

Первыми на себе этот удар почувствовали тимариоты. Они и раньше серьезно страдали от увеличения размеров империи. Когда-то их предки могли оказаться на территории врага, предназначенной для разграбления, за несколько дней или хотя бы недель пути. Это позволяло не только ограбить владения противника, но доставить домой все награбленное (скот, пленников, имущество, которое можно навьючить на скот и пленников), где использовать его в хозяйстве или со временем продать, спокойно дождавшись выгодной цены. Теперь, когда дорога до владений противника в одну сторону нередко занимала месяцы, добычу приходилось продавать хитроумных купцам, платившим за нее намного меньше.

Кроме того, далекие походы приводили к тому, что тимариоты на долгие месяцы не могли следить за своим хозяйством.

В итоге у тимариотов было два пути. Первый, традиционный путь заключался в том, чтобы постараться получить больше добычи и заслужить пожалования падишаха в виде новых поместий. Но в условиях, когда походы давали мало добычи и не приносили новых завоеваний, этот путь был малореален: у власти просто не было такого количества земли, чтобы наградить всех. Более того, стараясь снарядить себя и своих воинов, подобные традиционалисты в новых условиях просто разорялись.

Вторым путем становилось оседание на земле, когда наследник доблестных воинов старался наладить свое хозяйство, по максимуму не ходить в походы, чаще всего платя взятки наместнику, чтобы его признали больным и т.д.

Конечно, на практике многие тимариоты пытались совмещать оба этих пути, или старались как-то выкрутиться.

С другой стороны, местные паши, видя растушую необходимость в пехоте и усиление собственного могущества за счет роста собственных отрядов, нередко сами подталкивали тимариотов ко второму пути или захватывали их земли.

В итоге количество и качество воинов тимариотского ополчения постепенно сокращалось. Зато росло могущество провинциальных пашей и их отрядов, противовесом которых были все более слабеющие части тимариотов и капы кулу.

Следовательно, капы кулу из одного из элементов османской армии все больше превращались в основную военную опору власти султана.

Поэтому численность янычар росла, и в первой половине XVII в. в рядах корпуса уже числилось 30-35 тыс. янычар. Общая численность капы кулу достигла более пятидесяти тысяч. Этому способствовало то, что с 1574 г. было разрешено записывать в корпус молодых мусульман.

Однако при этом революция цен точно так же ударила и по государственным доходам, и по жалованию янычар. Доходы государства падали, а из-за ослабления системы контроля над местными властями правительство уже не могло увеличить свою долю в доходах. Наоборот, фактические доходы правительства падали. Таким образом, хотя правительство крайне нуждалось в янычарах, но не могло обеспечить им достойное содержание. Жалование рядовых янычар стало ниже, чем плата чернорабочих в Стамбуле, его часто выдавали с задержками и порченой монетой.

В этих условиях первой жертвой стала дисциплина янычарского корпуса. Добиваясь лояльности янычар, власти закрывали глаза на многочисленные нарушения порядка. Янычары стали намного меньше тренироваться, командиры янычар намного больше должны были учитывать мнение подчиненных, чем раньше.

Пользуясь полученной свободой, янычары начинают зарабатывать деньги.

Многие янычары начинают заниматься ремеслом и мелкой торговлей. Как уже говорилось, их статус позволял им не платить налогов. Кроме того, поскольку они выполняли обязанность полиции и пожарных, то конкурировать с ними было, мягко говоря, нелегко. Наконец, и суды часто не решались связываться с янычарами.

Кроме того, нередко янычары, точнее их офицеры от имени своих подразделений, начинают оказывать покровительство ремесленникам и мелким лавочникам. Внешне это выражается в том, что в лавке, например на стене, висит или ятаган, или янычарский колпак. Это означает, что эта лавка находится под защитой янычар данного подразделения, в первую очередь от других янычар, а также от вымогательств местных чиновников. Т.е. фактически речь шла о своеобразном крышевании. Иногда это позволяло лавочнику или ремесленнику не платить хотя бы часть государственных налогов.

Кроме того, в янычарском корпусе растет количество «мертвых душ». Не сообщая о потерях, офицеры янычар получают жалование за умерших товарищей.

Более того, документы на звание янычар начинают продаваться ремесленникам и торговцам, которые, купив их и получив официальный статус янычара, продолжают заниматься своим делом, не платя налоги и не завися от местных властей. В случае мобилизации подобные янычары дают взятки офицерам, которые помогают им избежать призыва.

Таким образом, внутри корпуса происходит разделение на старых янычар, которые худо-бедно несут службу, получают различные доходы, и тех, кто только числится янычарами. Установить точное соотношение между теми и другими невозможно.

Периодически, когда к власти приходил достаточно влиятельный визирь, проводились проверки, определенное количество новых янычар вычеркивались из списков.

Но вскоре ситуация возвращалась на круги своя.

Разумеется, власти видели ослабление боеспособности янычарского корпуса. Первым это осознал султан Осман II (1618-1622). Молодой (вступил на трон в 14 лет) султан стремился возродить славу Османов. Он лично проводил полицейские проверки Стамбула, затем возглавил поход турок на Польшу. Но под Хотином убедился, что его многочисленные войска уступают по своему качеству европейским наемникам, использовавшим линейную систему. В результате Осман решил провести кардинальную реформу — во время своего паломничества в Мекку он намеревался собрать в Анатолии новые войска, которые он обучит на европейский манер, и заменить ими янычар. О его решении стало известно, и молодой султан был убит янычарами. Хотя позднее рота, которая сделала это, была распущена, а палач султана казнен, янычары еще не раз свергали султанов.

Следующему султану, Мураду IV, получившему прозвище Кровавый, удалось получить поддержку части янычар и сановников, уставших от бардака и хаоса, воцарившегося даже в столице. Благодаря их поддержке он усилил свою власть, а затем приступил к беспощадному террору против недовольных. Поскольку войско тимариотов уже потеряло свою боеспособность, он начал увеличивать количество капы кулу, доведя численность янычар до 46 тыс. При нем была официально отменена система девширмие, впрочем последний набор произошел в 1607 г., поскольку желающих служить в янычарах и так хватало. Отныне корпус капы кулу формировался только за счет молодых юношей-мусульман.

Преемник Мурада, Ибрагим I Дели (Безумный), был свергнут янычарами.

Сын Дели Мехмед IV Аваджи (Охотник) передал всю власть в руки династии визирей Кепрелю, отдаваясь любимому занятию. В конце концов очередной представитель династии, Кара-Мустафа Кепрелю, напал на Австрию, но был разбит под Веной. Для борьбы против турок была органи­зована коалиция европейских держав, и началась война, частью которой стали Крымские походы Голицына и Азовские походы Петра. Численность янычар вновь выросла до 70 тыс., а общая численность капы кулу достигла 100 с лишним тысяч. Впрочем, после окончания войны количество янычар было резко сокращенно до примерно 33 тыс.

Таким образом, цифра в 30 с лишним тысяч янычар и примерно 50 с лишним тысяч для всего состава капы кулу представляется наиболее четкой оценкой численности этих подразделений в мирное время.

Теперь янычары окончательно превратились в обычные наемные части. Вместе с отрядами провинциальных пашей они составляли основу османской армии.

Следует отметить, что в отношении янычар того времени существует несколько устойчивых мифов. Кроме того, что практические все пешие войска османов теперь называют янычарами, существует миф о тьмочисленности мусульманских армий и легенда о крайней деградации янычарского корпуса, а также о том, что они свергали султанов и визирей просто из каприза.

Во-первых, давайте разберемся с численностью османских армий. Чаще всего при этом идут ссылки на данные различных противников османов, оценивавших их войска. По понятным причинам, эти военачальники были заинтересованы в преувеличении численности противника. Кроме того, в отличие от регулярных армий, в османских частях каждое подразделение форми­ровалось самостоятельно и имело свой обоз, т.е. процент некомбатантов в турецкой армии был намного выше, чем у ее европейских противников.

Не стоит забывать и о том, что как показано выше, офицеры янычар, так и провинциальные паши были заинтересованы в раздувании численности своих подразделений.

Хотя размеры преувеличения численности османских армий еще предстоит установить, можно предположить следующее. Учитывая, что значительная часть янычар оставалась нести гарни­зонную службу, а также многочисленные приписки, можно смело предположить, что вывести на театр военных действий (в целом) более 50 тыс. капы кулу (с учетом того, что в случае военных действий в состав корпуса набирали дополнительных солдат) крайне маловероятно.

Общая численность армий султана вряд ли превышала 100-150 тыс. человек (не считая войск вассалов, типа татар, молдаван, египтян и т.д.).

Во-вторых, уточним боевые качества янычар в это время. Янычары по-прежнему старались выждать атаку неприятеля за укреплениями, или же атаковали неровной трапецией, почти толпой, не соблюдая строя, точнее, из-за отсутствия строевой подготовки не умея его соблюдать.

С другой стороны янычары, ядро которых составляли люди, унаследовавшие свою профессию, имели неплохую подготовку в обращении с оружием, обладали изрядной стойкостью и упорством.

Хотя османы в это время терпели немало поражений, в том числе от русских войск, русские военачальники не склонны были считать их игрушками для битья. А австрийцы не раз терпели поражения от турок на протяжении всего XVIII в.

Относительно склонности янычар к мятежу, можно заметить, что в XVII в. они свергли троих султанов, в XVIII в. — двоих. Намного чаще волнения среди янычар приводили к смене великого визиря, т.е. главы правительства. Тем не менее, следует учитывать, что янычары в указанный период были очень тесно связанны с различными группами населения. Далее отметим, что все свергнутые ими султаны были довольно непопулярны, и их свержение обычно вызывалась действиями самых разных сил, частью которых были янычары.

У самих янычар наибольшее неприятие вызывали военные реформы. Сами янычары переучи­ваться и подчиняться европейским инструкторам с их жесткой дисциплиной не хотели. Но и допустить создание серьезной альтернативы себе как основе армии султана они не желали. В результате все попытки создать современную армию, которые периодически предпринимали османы в XVIII в., окончились провалом. Наиболее настойчивым был султан Селим III. После ряда поражений, понесенных от русских и французских войск, он решил создать новую систему организации армии, в которой не было места янычарам. В результате его реформ, вызвавших волнения и недовольства у значительной части османского общества, вспыхнул мятеж янычар и султан был свергнут.

Его племянник Махмуд II сумел подготовить реформы более тщательно и заручиться поддержкой общества. В итоге к 1826 г. ему удалось создать гвардейские части.

Когда среди янычар по этому поводу вновь начались волнения, султан сумел получить поддержку духовенства, осудившего мятеж (задержанным задавался вопрос — ты янычар или мусульманин?), и большого количества жителей, которые присоединились к его войскам.

Янычары попытались отсидеться в казармах, но артиллерия сказала свое веское слово — казармы были сожжены, значительная часть янычар погибла в боях или была казнена. Затем были разосланы указы об уничтожении янычар в провинции, где чаще всего все свелось к роспуску янычарских подразделений.

Разгром янычар серьезно ослабил турецкую армию и значительно способствовал освобождению Греции от османского господства.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.
Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привилегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.
С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

Представления современного европейца об Османской империи, как правило, носят характер набора смутных образов, почерпнутых из старинных романов и их экранизаций. Гаремы, одалиски, и, конечно же, знаменитые турецкие янычары. Нашим согражданам также известно, что последние не испытывали жалости ни к кому, так говорил герой знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова Остап Бендер. Он себя называл сыном турецкоподданного, но, учитывая авантюрный характер персонажа. это утверждение вполне можно поставить под сомнение. Так кем же были эти страшные воины, составлявшие оплот и элиту султанового воинства?

Эмир Орхан и его новое воинство

Считается, что войско янычар было создано во второй половине османским султаном Мурадом Первым как особый род вооруженных сил, или, выражаясь современным языком, спецназ. Но этому событию предшествовала некая предыстория, относящаяся к 20-м годам того же столетия.

Ничего в военном деле не предпринимается просто так, из прихоти. Побудительным мотивом для создания особого корпуса стала низкая дисциплина в войсках эмира Орхана, который в 1326 году сумел занять город Бурсу, потеснив Византийскую империю. Победа была достигнута, но как истинный полководец, Орхан проанализировал причины больших потерь и многих других неприятных моментов, возникавших в ходе сражения, и пришел к выводу, что турки воюют плохо, а успеху способствовала скорее еще худшая подготовка войск противника, чем доблесть и умение собственной армии. Нужна была реформа, требовался новый тип воина. Отсюда и название («yeni» - новая, «ceri» - рать). Таким образом, история янычар начинается в двадцатые годы XIV века, а родоначальником турецкого спецназа по праву считается эмир Орхан.

Почему турки не подходили

Любые войска специального назначения комплектуются отборными солдатами. Во времена султанов и эмиров граждане Османской империи были людьми свободными и зажиточными, обилие захваченных ранее территорий, эксплуатация и грабежи населения оккупированных областей Балкан создавали условия для достаточно сытной и вольготной жизни, действующей расслабляюще. Турки воевать не очень желали, героически гибнуть не стремились, и уж тем более трудно было говорить о необходимом применении жестоких мер по отношению к соплеменникам в случае бунтов или иных народных волнений. И Орхан обратился к мировому опыту. Ему нужны были послушные рабы, преданные и беспощадные. Если турки таковыми быть не могут, значит, следует набирать нукеров из иностранцев. Такими были персидские телохранители IX века и гвардейцы древних индийских раджей.

Азабы-холостяки

Первой попыткой создания карательного спецназа было формирование корпуса азабов, укомплектованного взятыми в плен христианами из Болгарии, Албании, Сербии и других занятых османскими войсками территорий. Воины становились под вражеские знамена в добровольно-принудительном порядке, под страхом смерти. Жениться им запрещали, поэтому их и называли азабами (по-турецки - холостяками).

Из дальнейшей истории, в том числе и новейшей, известно, что подразделения, набранные из коллаборационистов, не отличаются высокой боеспособностью. В лучшем случае их можно использовать в качестве вспомогательной оккупационной полиции, но доверять ответственные участки фронта никак нельзя, они или побегут, или тут же переметнуться на сторону своих соплеменников, покаются, и, скорее всего, будут прощены.

Орхан рассудил мудро. Взрослые пленники не годятся. Османские янычары (новые воины) не должны помнить родства, забыть отца и мать, тогда они будут бесконечно преданы империи ему лично. Их нужно вырастить и воспитать. Кто для этого требуется? Дети!

Подготовка и обучение

На жителей захваченных Османской империей земель в 30-е годы XIV века, помимо обычных налогов и податей, возложили еще одну повинность, пожалуй, самую страшную. Самых крепких и смекалистых мальчишек 12-16 лет отбирали у родителей и везли в Турцию. Теперь их ждала совсем другая, не крестьянская судьба.

Важность идеологической подготовки была осознана военным руководством Османской империи. Будущие турецкие янычары получали новое имя, принимали ислам и проходили начальную адаптацию в семьях, где они осваивали турецкий язык в совершенстве, забывая попутно родную речь и культуру. Затем была военная школа.

Военная школа в Адрианополе

В возрасте 21 года подготовленный, воспитанный в духе преданности молодой человек прибывал в главное место дислокации корпуса янычар. Это был город Адрианополь, здесь же проходила церемония присяги. Принимали клятву верности дервиши, выполнявшие функции духовников и политруков одновременно.

Подготовка аджеми (новичков) включала уроки фехтования, стрельбы, тактических навыков. Занятия проводились по групповой системе, учебное подразделение составляли от 10 до 15 курсантов, будущих янычар. обучение продолжалось шесть лет.

Но муштрой дело не ограничивалось.

Настоящий воин должен знать не только военное дело. Широкий кругозор и развитый интеллект - вот качества, которыми должен обладать истинный янычар. Это дает возможность принимать нестандартные решения в критической обстановке. Знание Корана приближает воина к Аллаху, поэтому теология была в военной школе одним из самых важных предметов. Отдельным важным предметом было и христианское богоучение. Занятия по правоведению, литературе и иностранным языкам также входили в программу интенсивного обучения.

Дисциплина

В средневековой Европе люди служивые любили проводить досуг в пирушках и кутежах. Жизнь солдата в эпоху постоянных войн и государственных переделов была, как правило, недолгой, и будущим жертвам войны хотелось взять свое еще на земле, пока душа не отлетела в рай. Европейские путешественники, видевшие адрианопольские казармы, место обучения «нового войска», удивлялись суровым условиям содержания янычар. Это было непривычно, курсанты, всегда невозмутимо-спокойные, проводили все время, за исключением разве что сна, в муштре и учебе. О картах или игральных костях они даже не слышали, алкогольные возлияния составляли религиозное табу. Железная дисциплина, стоическое терпение и аскетическая простота быта - вот те условия, в которых воспитывается настоящий воин. На основе рассказов габсбургского посланника фон Бусбека, бывавшего в Истанбуле, в Европе даже возник миф о непобедимости Османской империи.

Обычаи, традиции и униформа

Помимо обета безбрачия, действовавшего до 1556 года, были и другие запреты, например, на ношение бороды, ее мог отпустить только офицер - командир янычар. В каждом подразделении, называемом арком, традиционно был котел (казан), из которого личный состав ел приготовленную самостоятельно пищу. Он считался своеобразным символом и амулетом и содержался в образцовой чистоте. Признаком недовольства или бунта (они случались) был перевернутый казан. Униформа менялась из века в век, но по своей сути корпус янычар представлял собой пехотные войска, экипированные легкими латами. В одежде турецкого спецназа и запорожских казаков было много общего. благодаря своему свободному покрою не сковывали движений в бою, а «бёрк» (шапка со шлыком) набивалась конским волосом и служила защитой головы, наподобие шлема. Булава и кривая сабля янычара довершали воинственный облик.

Реформы

Столь хорошо подготовленное в военном отношении и высокоинтеллектуальное сословие не могло долго мириться с отведенной ему ролью слепого орудия в руках султана. Хитрость в сочетании с силой побуждает несправедливо униженного бороться за власть. Командир янычар, пользуясь привилегиями, при каждом удобном случае оттеснял от выполнения полномочий султанских наместников, выражая претензии на большие свободы и полномочия.

В XVI веке казавшиеся нерушимыми традиции претерпевают изменения, в корпус избранных слуг монарха начинают принимать этнических турок. Несмотря на скромное жалование, выплачиваемое раз в 3-4 месяца, служба в войсках особого назначения считается престижной. Этому способствует высокое качество образования и растущее социальное влияние «новых солдат». К тому же, при выходе в отставку по выслуге лет янычары получали неограниченные карьерные возможности. За прием в их ряды своего отпрыска турецкие родители нередко давали солидный «бакшиш», иным словом, взятку.

Такое положение продолжаться долго не могло.

Конец эпохи янычаров

Среди людей, интересующихся историей, до сих пор нет единого ответа на вопрос: «Были ли янычары предателями?» Однако, рассуждая логически, можно прийти к выводу о том, что обвинять в измене можно лишь тех, кто сознательно и в зрелом возрасте перешел на сторону врага и сделал это для получения каких-то личных выгод. Детям, отнятым у родителей, в течение долгих лет «промывали мозги», им внушали мысль о справедливости власти султана, их «отца». Следует отдать должное османскому владыке, он и в самом деле относился к своим личным гвардейцам-телохранителям, особо доверенным карателям, элитным воинам и полицейским по совместительству, как к собственным детям. Сабля янычара три века безотказно обрушивалась на головы непокорных независимо от того, были ли они чужеземцами или турками. Но в XIX столетии проверенный инструмент начал давать сбои.

Летом 1826 года янычарский корпус восстал против новых законов, принятых султаном Махмудом Вторым. Толпа вооруженных «башибузуков» пыталась взять штурмом резиденцию владыки в Стамбуле. Мятеж был беспощадно подавлен, корпус янычаров расформирован, а сами они почти все истреблены.

7 587

В XIII веке оттесненные монгольскими завоевателями тюркские кочевые племена поступили на службу к сельджукскому султану, получив от него небольшое феодальное владение на границе с Византией и создав свой эмират. После распада султаната в XIV веке правителем эмирата стал Осман I, давший свое имя новому государству, прославившемуся завоеваниями с участием особых отрядов регулярной пехоты – янычар.

Ени чери – новое войско

Новое Османское государство за несколько лет завоевало владения Византии в Малой Азии. Захватив Дарданеллы, турки приступили к покорению Балканского полуострова.

Османская армия представляла собой сброд различных кочевых племен, вышедших из глубин Азии и уверовавших в могущество Магомета. Осада византийских крепостей требовала больших сил дисциплинированной пехоты. Но ни один свободный турок-кочевник, привыкший воевать конным, не желал драться пешим.

После безуспешных попыток создать пехотные соединения из мусульманских наемников султан Орхан организовал в 1330 году отряд пехотинцев из тысячи пленных христиан, принявших ислам. Стремясь сделать такие отряды ударной силой в войнах против гяуров («неверных»), султан постарался придать им религиозный характер, связав с дервишским орденом Бекташи, аналогично европейскому образцу военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хаджи Бекташи на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов, назвал того «ени чери» («новым воином») и дал свое благословение. Так у янычар появился головной убор в виде шапки с прикрепленным сзади свисающим куском ткани.

Янычарская пехота стала основной силой османской армии. При султане Мураде I (1359-1389 годы) окончательно сложился способ ее комплектования. Отныне корпуса рекрутировались из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. Набор детей в янычары превратился в одну из повинностей христианского населения империи – девширме (налог кровью). Особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине пятую часть всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая доля султана) для службы в янычарском корпусе.

Сыны султана

Всех отобранных мальчиков подвергали обрезанию и обращали в ислам. На первом этапе их посылали для воспитания в семьи турецких крестьян и ремесленников в Малую Азию. Там они осваивали турецкий язык, мусульманские обычаи и приучались к разным видам тяжелого физического труда. Через несколько лет их зачисляли в подготовительный отряд янычарского корпуса. Эта стадия обучения продолжалась семь лет и состояла из физической подготовки и тренировок во владении многими видами оружия. К 20 годам юноши становились настоящими «воинами ислама».

По достижении 21 года их отвозили в казармы янычар. Новобранцы выстраивались на площади, и дервиши, их будущие духовные наставники, принимали у них клятву на преданность исламу. После этого бывшие рабы становились рекрутами элитного войска султана. Муштра была суровой и безжалостной, боевая учеба происходила под барабанную дробь. Под влиянием свидетельств очевидцев в Европе родился миф о непобедимости турецкого войска.

Янычары называли себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны заботились о них, лично вникая в их обучение и быт, и часто использовали в дворцовых конфликтах и при подавлении мятежей.

Янычары не брили бороду, им запрещалось жениться и заниматься хозяйством. Величайшей святыней у них почитался медный котел. У каждой сотни был собственный котел, стоявший посреди бивака либо во дворе казармы. Перед котлом новобранцы приносили клятву верности султану и здесь же секли провинившихся. Сотня, которая теряла свой котел на войне, считалась обесчещенной. Янычары полагали, что лучше смерть, чем такой позор.

Прием пищи каждый раз превращался в сложный ритуал. В мирное время торжественная процессия сопровождала котел с пищей от кухни до казармы. Затем воины рассаживались вокруг котла. Здесь же они проводили свободное время по вечерам. Европейцам такой ритуал не был понятен, но для янычар в нем заключался глубокий смысл. Котел был гарантией того, что они будут накормлены. Ворота Мясного базара в столице украшала гордая и выразительная надпись: «Здесь султан кормит янычар».

Чернь, ставшая элитой

В период расцвета Османская империя простиралась от Гибралтара до Каспийского моря и от Трансильвании до Персидского залива. Ее столицей стал Истанбул (Константинополь), взятый турками в 1453 году. Янычары, чья общая численность достигала почти 200 тысяч, осаждали крепости и разбивали направленные против них отряды крестоносцев, завоевывая славу непобедимых воинов. Их атаки сопровождались музыкой, которую исполнял оркестр на медных трубах, барабанах и литаврах, наводя панический ужас на врагов. Янычарская капелла стала прообразом военных духовых оркестров многих армий.

В XVI веке началась военная деградация янычарского войска. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилось в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и воинскими качествами прежних дней. Причиной этого стал отход от изначальных принципов его комплектования. В янычарское войско стали принимать детей знатных турок, которые не были подготовлены к тяготам службы. Было отменено безбрачие. Женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. В итоге корпус превратился в наследственный институт. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами и вымогательствами.

Охота на львов

К концу XVIII века турецкие войска начали терпеть многочисленные поражения. Хорошо обученная русская армия громила их на суше и на море. Янычарская пехота не хотела ни учиться военной тактике, ни осваивать новое вооружение. Послы Бонапарта, заигрывая с турецким султаном Селимом III, подарили ему пушки на колесах, а Михаил Кутузов, бывший после ранения послом России в Турции, сообщал императрице о слабости янычар.

Понимая, что надо реформировать армию, султан пригласил французских военных советников и в одном из кварталов Истанбула тайно стал готовить новые войска − «низам-и джедид». В это время Бонапарт начал походы в Европу, а затем двинулся на Россию. Турция спокойно реформировала свою армию.

14 июня 1826 года янычарам было ультимативно объявлено, «что впредь не видать им баранины, пока не изучат строевых порядков по примеру армий европейских гяуров».

– Мы не гяуры, и мы не станем позориться! – ответили янычары и вытащили свои котлы из казармы. На площади появились пляшущие дервиши-бекташи, отрывая рукава от своих лохмотьев на головные повязки янычарам. В ожидании еды те «рассеялись по улицам, грабя и нападая на всех людей, кто им попадался навстречу». Бравурно и дико играли оркестры.

Султан Махмуд II приказал вывести из казарм новые хорошо обученные войска с пушками. Тысячи янычар были расстреляны картечью на площади. Многие попрятались в подвалах, на чердаках и даже в колодцах, но их всюду находили и убивали. Целую неделю подряд палачи султана работали без отдыха: рубили головы, вешали, удушали шнурками, рассекали янычар на множество кусков. Очевидец писал: «Несколько дней на арбах и телегах вывозили мертвые тела янычар, которые были брошены в воды Босфора. Они плавали по волнам Мраморного моря, а поверхность вод так была покрыта ими, что трупы даже препятствовали плаванию кораблей…»