Супружеская близость во время поста. Вопросы, связанные с постом в месяц рамадан Нарушается ли пост если человек возбудился

Нарушает ли пост выход смазки или спермы без совокупления? Вопрос: Ассаламу алайкум! Вопрос: нарушается ли пост если человек возбудился и вышло мази, слышал что некоторые саляфы считали что это нарушает пост (добавлен также ответ насчёт выхода спермы без совокупления) Ответ: Уаалейкум ассалам. Ответим на этот вопрос чуть более широко, а это – нарушает ли пост выход спермы или мази. В этом – разногласие у факихов. - Что касается выхода спермы, то это вопрос достаточно сложный. И автор ответа следует в нём ханбалитскому мазхабу. И мазхаб Ахмада и всех саляфов, и подавляющего большинства учёных – что тот, кто намеренно, сам или с чужой помощью довёл себя до выхода спермы в дневное время в Рамадан, даже если это было без совокупления – то его пост нарушен Сказал имам Аль-Мирдави: قَوْلُهُ (أَوْ اسْتَمْنَى) ، فَسَدَ صَوْمُهُ يَعْنِي : إذَا اسْتَمْنَى فَأَمْنَى ، وَهَذَا الْمَذْهَبُ ، وَعَلَيْهِ جَمَاهِيرُ الْأَصْحَابِ وَقِيلَ : لَا يُفْسِدُ قَوْلُهُ (أَوْ قَبَّلَ أَوْ لَمَسَ فَأَمْنَى) ، فَسَدَ صَوْمُهُ هَذَا الْمَذْهَبُ ، وَعَلَيْهِ الْأَصْحَابُ ، وَوَجَّهَ فِي الْفُرُوعِ احْتِمَالًا بِأَنَّهُ لَا يُفْطِرُ ، وَمَالَ إلَيْهِ ، وَرَدَّ مَا احْتَجَّ بِهِ الْمُصَنِّفُ وَالْمَجْدُ «Слова Ибн Кудамы: «..или помастурбировал» - то есть портится его пост по данной причине, то есть – если он помастурбировал и произошло семяизвержение. И только это и есть мазхаб Ахмада, и на этом мнении подавляющее большинство ученых мазхаба. И было сказано, что не нарушается пост в таком случае Слова Ибн Кудамы: «..или поцеловал жену, или трогал её, и произошло семяизвержение по этой причине» - нарушен его пост в таком случае, и лишь это – мазхаб, и на этом – ученые мазхаба. И Ибн Муфлих в «Аль-Фуру» упомянул вероятность того, что не портится пост в таком случае, и потянулся к этому мнению, и опроверг доводы, которыми аргументировали Ибн Кудама и Маджуддин Ибн Теймия» Источник: «Аль-Инсоф», 5/408 Сказал имам Ибн Кудама: أَنْ يُمْنِيَ فَيُفْطِرَ بِغَيْرِ خِلَافٍ نَعْلَمُهُ ؛ لِمَا ذَكَرْنَاهُ مِنْ إيمَاءِ الْخَبَرَيْنِ «Что же касается если человек будет целоваться, и у него произойдет семяизвержение по этой причине – то такой нарушает пост и мы не знаем в этом вопросе разногласий, по причине указания двух сообщений которые мы указали» Источник: «Аль-Мугни», 6/81 И к далилям этих ученых можно отнести следующее – 1. Хадис Аиши, что она сказала: «Пророк ласкал своих жен и целовался с ними во время поста, однако он больше владел своим органом (или страстями) чем вы» Аль-Бухари, Ибн Хузейма, и другие Сказали ученые: в этом указание на запретность этого для того, кто не владеет собой, так как это приведет его к семяизвержению и нарушению поста 2. Хадис аль-кудси, в котором говорит Аллах: يدع الطعام من أجلي ، ويدع الشراب من أجلي ، ويدع لذته من أجلي ، ويدع زوجته من أجلي «Оставляет постящийся еду ради Меня, оставляет питье ради Меня, оставляет своё наслаждение ради Меня, оставляет свою жену ради Меня» Передал его Ибн Хузейма в «Сахихе», и Ибн Вахб в «Аль-Джами» Указал этот хадис на то что основа в страсти с женой в месяц Рамадан – запрет, кроме как если придет отдельный далиль и что-то оговорит. И пришёл далиль на дозволенность поцелуев и ласок, для того, кто владеет собой и не дойдет до семяизвержения или полового акта, остальное же, как мастурбация, семяизвержение – остается на основе, и кто намеренно кончил в Рамадан – не оставил свою страсть и нарушил свой пост. 3. Иджма’ (единогласное мнение) так как неизвестен ни один факих кто сказал бы, что пост не нарушается в такой ситуации - до 8 века Однако все факихи-саляфы чьё слово в этом вопросе известно - на том, что пост в такой ситуации нарушен, и разногласят лишь в том, обязательно ли искупление (каффара). Сторонники этого мнения пробуют заявить что у него есть саляфы однако первый кто его сказал – это заблудший нововведенец-захирит Ибн Хазм, с чьим разногласием не следует считаться согласно верному мнению ученых, так как он нововведенец не признающий ни иджма, ни кыяс, порочащий саляфов и не являющийся муджтахидом, поэтому его противоречие не нарушает иджма’ Затем, лишь в 8 веке – его высказали некоторые ханбалиты, как имам Ибн Муфлих, и уж в совсем поздние времена некоторые ханафиты и также аш Шаукани, ас-Сан’ани и аль-Альбани. Однако можно ответить на это - что состоялось иджма до них и не известен противоречащий среди саляф. И кто вернется к специальным книгам которые написали саляфы и факихи в разделе разногласий ученых – увидит, что ни один из них не упоминает разногласий в этом вопросе. Так, великий специалист по разногласиям из числа саляф, имам Ибн аль-Мунзир, упомянул этот вопрос, и расхождение ученых в нём - что лежит на том, кто кончил в Рамадан после поцелуев или ласки - и упомянул что одни сказали, что его пост нарушен, и он должен возместить, и это слово аш Шафии, Суфьяна ас-Саури, последователей Абу Ханифы, а также Катады, и аз-Зухри, а другие сказали, что его пост нарушен и он должен возместить и ещё и сделать искупление, и это слово Малика, Абдуллаха Ибн Мубарака, и Абу Саура. И не упомянул имам Ибн аль-Мунзир что в этом вопросе есть такое мнение, что пост оказывается вообще не нарушен! см. "Аль-Ишраф", 3/122 Также некоторые люди попробовали приписать это мнение табиину Джабиру Ибн Зейду и имаму Ибн Хузейме. 1. Что касается слова табиина Джабира Ибн Зейда: إن نظر فأمنى يتم صومه «Кто посмотрел на женщину, и у него произошло семяизвержение – тот продолжает пост» То это из совсем другого раздела у факихов – хукм того, у кого произошло семяизвержение от взгляда на женщину. И в этом есть известное разногласие и большинство ученых на том, что если это произошло однократно без сладострастного разглядывания - то это не нарушает пост. И есть разница между тем, кто довёл себя до семизвержения рукой, или через ласки и страстные поцелуи, и между тем, у кого оно произошло без его выбора, от одного лишь взгляда. Сказал аль-Касталлани в шархе этого асара: ولا يبطل لأنه إنزال من غير مباشرة كالاحتلام وهذا بخلاف الإنزال باللمس أو القبلة ..فإنه يفسده لأنه إنزال بمباشرة «Не нарушается этим пост, потому что у него произошло семяизвержение без ласок, подобно тому, у кого оно произошло во сне. И это – в отличие от того, кто кончил по причине прикосновений или поцелуев.. в таком случае его пост нарушается, так как он кончил по причине ласки» Источник: «Шарх сахих аль Бухари», 3/369 2. Говорят они: «имам Ибн Хузайма, который назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: “Глава о том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/242.» Комментарий: Раздел называется: باب الرخصة في المباشرة التي هي دون الجماع للصائم «Раздел о дозволенности постящемуся ласки которая меньше чем совокупление» См. «Сахих Ибн Хузейма», 3/242 И приписывание этого мнения Ибн Хузейме на такой основе – явная глупость, ведь о дозволенности ласки и поцелуев для постящегося говорит не только Ибн Хузейма, а большинство учёных, однако все они оговаривают что это дозволено только для того, кто может сдерживать свои страсти, чтобы это не привело к семяизвержению или совокуплению, а если приведёт - то пост нарушен. Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр: لَا أَعْلَمُ أَحَدًا رَخَّصَ فِي الْقُبْلَةِ لِلصَّائِمِ إِلَّا وَهُوَ يَشْتَرِطُ السَّلَامَةَ مِمَّا يَتَوَلَّدُ مِنْهَا وَأَنَّ مَنْ يَعْلَمُ أَنَّهُ يَتَوَلَّدُ عَلَيْهِ مِنْهَا مَا يُفْسِدُ صَوْمَهُ وَجَبَ عَلَيْهِ اجْتِنَابُهَا «Я не знаю никого, кто дозволил бы поцелуи для постящегося, кроме как он обуславливает защищенность от того, что может развиться из них, и обуславливает, что тот, кто знает, что эти поцелуи повлекут за собой то, что испортит его пост – то обязательно ему сторониться поцелуев» Источник: «Аль-Истизкар», 3/296 Сказал имам аль-Багави: ومن نظر ، فأمنى ، لا يفسد صومه ، قاله جابر بن زيد وهو قول عامة العلماء «Кто [один раз] посмотрел на женщину, и у него произошло семяизвержение – то не портится его пост, сказал это Джабир Ибн Зейд, и это слово всех учёных!» Источник: «Шарх ас-Сунна», 6/292 Поэтому, ясно что это совсем другой вопрос. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия разьясняя разницу между тем кто намеренно создал причины для выхода спермы, и тем у кого она вышла случайно: وأما إذا رأى في منامه أنه يجامع ولم يُنزِل حتى استيقظ، فخرج منه الماء بغير اختياره، فإن هذا لا يفطر كما لا يفطر إذا أنزلَ في منامِه، لأن الماء خرج منه بغير اختياره. وإذا خرج منه المنيُّ بغير سعيٍ منه ولا عملٍ لم يُفطِر، كما لو ذَرَعَه القيءُ فخرج منه القيء بغير اختياره فإنه لا يفطر، وإنما يُفطِر من استمنَى واستقاءَ. ولهذا لو غلبَه الفكرُ حتى أنزل لم يَفسُدْ صومُه باتفاق الأئمة، بخلاف ما إذا استدعى الفكرَ حتى أنزلَ، ففي فساد صومِه قولان للعلماء: أحدهما يفسد، وهو مذهب مالك وأحمد في أحد القولين، اختاره أبو حفص وابن عقيل. والآخر لا يفطر، وهو مذهب أبي حنيفة والشافعي والقولُ الآخر من مذهب أحمد، اختاره القاضي أبو يعلى وطائفةوأما إذا كرّر النظر حتى أنزل، فإنه يفسد صومه في مذهب مالك وأحمد، بخلاف مذهب أبي حنيفة والشافعي، فإنهما لا يريان الفطرَ إلاّ أن يُنزِل بمباشرةٍ كالقُبلة ونحوها «Что касается того кто увидел во сне, что он совокупляется, и не кончил пока не проснулся, и вышла из него сперма без его желания на это – то пост такого не нарушен, также как и у того, кто кончил во сне по причине поллюции. И это потому, что сперма вышла из него не по его добровольному выбору. И когда вышла из него сперма без стремления к этому с его стороны, и без действий для этого – то его пост не нарушен. И это точно также, как в случае с рвотой – если она напала на него, и его вытошнило без его желания к этому, то его пост не нарушен, а нарушается пост по причине преднамеренного вызова рвоты или спермы. И поэтому, если его захватит мысль и он кончит – не нарушится его пост по единогласному мнению имамов, в отличие от ситуации, когда он сам вызовет у себя эти мысли пока не кончит – в таком случае у ученых два слова касательно его поста – первое, что он нарушен, и это мазхаб Малика и Ахмада в одном из двух слов, и выбрали его Абу Хафс и Ибн Акыль из ханбалитов, а второе – что не нарушен, и это мазхаб Абу Ханифы и аш Шафии, и второе слово в мазхабе Ахмада которое выбрали Абу Я’ла, и группа других ученых. Что же касается того, кто повторил и задержал взгляд, пока не кончил, то его пост нарушен в мазхабе Ахмада и Малика, в отличие от мазхаба Абу Ханифы и аш Шафии, они не считают нарушением поста ничего, кроме семяизвержения по причине ласки поцелуев и тому подобного» Источник: «Джамиуль масаиль», 4/352 Поэтому, как мы видим, это совершенно разные вопросы у факихов, и путать между ними таким образом будет только не знакомый с фикхом человек. Таким образом лично мы не знаем кто из саляфов прямым образом сказал о том, о чем говорят наши оппоненты, и видим что более ранние ученые передавали иджма’ в этом вопросе, значит это позднее появившееся разногласие которое не учитывается. И самый первый из факихов-суннитов кто склонился к этому мнению – это имам Ибн Муфлих, и иджма было передано еще до его появления на свет. А Аллах знает лучше. 4. Достоверный кыяс Сказали ученые: мы знаем, что состоялось единогласное мнение касательно того, что нарушен пост того, кто погрузил головку в половой орган женщины, и вынул, и не удовлетворил свою страсть, и не произошло семяизвержение. Так что же говорить про того, кто удолетворил свою страсть, и у него произошло семяизвержение, даже если и не в половом органе женщины? И также ученые провели кыяс между тем, кто совокупился не во влагалище, и между этим случаем, и они действительно одинаковы в причине. Сказал Ибн Батталь делая кыяс в схожем вопросе: أنه إذا باشر أو جامع دون الفرج فأنزل فقد حصل المعنى المقصود من الجماع؛ لأن الإنزال أقصى ما يُطلَب من الالتذاذ، وهو من جنس الجماع التام في إفساد الصوم «Доводом этого мнения является то, что если постящийся будет ласкаться, или сношаться не во влагалище, и кончит, то произойдет смысл требуемый от совокупления. И то, что семяизвержение – это самое большее желаемое из наслаждения, и это из рода полного совокупления в порче поста»

Коричневые выделения, которые появляются перед менструацией
Вопрос:У меня стоит спираль, из-за чего до начала менструации у меня выходяткоричневые выделения. Нарушает ли это пост и могу ли я в эти днивосполнять пропущенные дни поста? Очень нужен ваш совет, да наградитАллах вас за это .

Ответ: Хвала Аллаху.

Шейх Мухаммадибн Усеймин (да будет милостив к нему Аллах) сказал: "Если этикоричневые выделения предшествуют менструации, то они считаютсяменструацией. Вы знаете, что они означают начало регулярных выделений,если сопровождаются болями и спазмами. А если эти коричневые выделенияидут после ментруации, то женщина должна ждать, пока они не закончатся,потому что эти коричневые выделения после менструации также являютсяменструальными на основании слов Аиши (да будет доволен ей Аллах): "Неспеши, пока не увидишь белых выделений".

(Risaalat ad-Dima" al-Tabi"iyyah, 59).

Согласноэтому, если вы считаете, что эти коричневатые выделения являютсявестником начала менструации, то это и есть менструация, и вы должныпрекратить поститься и молиться, а также возмещать пропущенные днипоста по окончании менструации.

Правило, которое применяется к коричневым выделениям, которые появляются после окончания менструации
Вопрос:Каждый месяц Рамадан мне приходится сталкиваться с одной и той жепроблемой. Когда у меня заканчивается менструация, на седьмой день, ямоюсь, чтобы начать поститься и молиться, у меня снова выходиткоричневая жидкость. Я читала в ваших ответах, что можно начинатьмолиться, но могу ли я держать пост в этом состоянии и должна ли яделать вуду? Я спрашивала у многих людей, но все дают разные ответы. Япрошу вас помочь мне разрешить мои сомнения. Должна ли я поститься имолиться или должна возместить пропущенные дни после? Есть ли какое-тоособое дуа, которое женщина должна сказать, чтобы снова стать чистой,после омовения? Я знаю, что говорят науайту тахаратуль хайди.Достаточно ли этого?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Еслиу женщины регулярный цикл и эти выделения появляются по его окончании,то они не являются его частью, а называются истихаада (неменструальноекровотечение или метроррагия), поэтому вы должны игнорировать их исовершать вуду перед каждой молитвой, а также поститься.

Еслиженщина видит, что она уже очистилась, то есть, если она увидела белыевыделения, которые означают конец менструации, и эти коричневыевыделения появляются потом, также не нужно обращать на них внимания,как и в первом случае. Если это происходит во время самого периода, тоони являются его частью, поэтому она не должна молиться и поститься.

Во-вторых:Нет никакого специального дуа, которое женщина должна произносить длятого, чтобы очиститься и окончить свой период. См. вопрос номер 12897.

В-третьих:Место, в котором находится намерение, это сердце; не разрешаетсяпроизносить его вслух. Поэтому это не правильно говорить вслух: Янамереваюсь совершить то-то и то-то, так как Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) этого не делал. Лучшим путем является его путь, илюбые другие разновидности являются нововведением (бид`а) и как таковыеявляются отклонением от прямого пути. См. вопрос номер 13337.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Нет похожих записей.

В данной статье мы попробуем ответить на ряд вопросов, связанных с постом в месяц рамадан. Так сложилось, что каждый год с наступлением месяца рамадана у многих братьев и сестер возникает огромное количество вопросов, связанных с постом, причем, с этими вопросами верующий, практикующий мусульманин сталкивается в своей жизни постоянно. К большому удивлению, эти вопросы постоянно вызывают смятение и у постящихся мусульман. Будем надеяться, что эта статья внесет ясность в часто задаваемые вопросы и укрепит в знании наших братьев и сестер по вере.

Нарушает ли пост курение сигарет в дневное время поста?

Употребление сигарет в дневное время поста однозначно нарушает пост мусульманина, так как вдыхание сигаретного дыма происходит через ротовую полость. В этом вопросе употребление всего, что приносит вред здоровью, нарушает пост. Само по себе употребление сигарет в независимости от времени и места является харамом (запретным действием), согласно единогласному мнению ученых исламской уммы.

Нарушает ли пост объятия, поцелуи и ласки с женой?

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Во время поста пророк صلى الله عليه وسلم нередко обнимал и целовал (своих жён), однако он владел собой лучше любого из вас» (аль-Бухари, 1928).

Мусульманину разрешено во время поста целовать, обнимать и ласкать свою жену, но если он чувствует, что он не в силах сдержать себя, и все это может привести к совокуплению или извержению семени, то он должен проявлять терпение и не создавать предпосылок к такому развитию событий. По этой причине некоторые ученые порицали такие действия для молодого человека и допускали для человека пожилого возраста.

Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что однажды один человек спросил пророка صلى الله عليه وسلم о ласках с женой во время поста, и пророк صلى الله عليه وسلم позволил ему это. После этого пришел другой человек, и пророк صلى الله عليه وسلم запретил ему это. Первым человеком был пожилой старик, второй же был молодым юношей (Абу Давуд, 2385).

Нарушает ли пост занятие онанизмом?

Согласно мнению четырех мазхабов, пост мусульманина, который занимается онанизмом в дневное время поста и при этом действии у него происходит выделение семени (у женщин — выделений) , нарушается. Занятие онанизмом является харамом и греховным действием, так как онанист удовлетворяет свою страсть не через свою жену.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ

«Которые оберегают свои половые органы от всех» (сура «аль-Муминун», 5).

إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ

«Кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания» (сура «аль-Муминун», 6).

فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاء ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ

«Тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (сура «аль-Муминун»,7).

Если же человек, фантазируя, возбудился, и у него произошло семяизвержение, то пост его не нарушается.

Нарушается ли пост, если при возбуждении из полового органа выделилась прозрачная, липкая жидкость («смазка»)?

Если постящийся в дневное время поста ласкал свою жену, или думал о половом соитии с ней и при этом возбудился, и у него выделилась прозрачная, липкая жидкость из полового органа, то пост такого человека не нарушается. Такого мнения придерживались шейх Ибн Теймия, Абу Ханифа и имам аш-Шафии. Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал, что доказательством этому служит отсутствие довода на нарушение уразы в этом случае, так как пост - это поклонение, в котором предписано воздержание, и нельзя утверждать, что такие выделения портят это поклонение, кроме как предъявив явное доказательство из Корана и Сунны.

Нарушается ли пост, если человек потерял полное ритуальное купание — гусль?

Если постящийся до утренней молитвы совершил половой акт со своей женой, а затем уснул и проснулся только после начала утренней молитвы, то его пост не нарушается. В этой ситуации он должен совершить гусль (полное ритуальное купание) и продолжить поститься до заката солнца.

Передают со слов ‘Аиши и Уммы Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше) (аль-Бухари, 1925).

Если же у постящегося произошла поллюция ночью или днем, во сне, то его пост не нарушается. Он также должен совершить гусль и продолжить поститься, так как человек не несет ответственность за содеянное во сне.

Нарушает ли пост случайное попадание капли воды или сурьмы через глазные или ушные каналы ?

Если сурьма через глазные каналы попала в горло, и постящийся почувствовал ее вкус, то даже в этом случае пост человека не нарушается. Так как глаза и тем более глазные каналы не являются органами принятия пищи, подобно рту человека. Также не существует достоверного хадиса, в котором бы говорилось, что попадание сурьмы в горло постящегося таким способом нарушало бы его пост.

Что же касается капли воды, которая проникает в горло через глазные или ушные каналы, то она также не нарушает пост мусульманина.

Нарушает ли пост купание?

Постящемуся разрешается купаться и погружаться в воду для очищения и охлаждения своего тела.

Передают со слов ‘Аиши и Уммы Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше) (аль-Бухари, 1925).

Также сообщается, что у Анаса ибн Малика был свой бассейн, в который он погружался, когда он постился (аль-Бухари, 153/4).

Нарушает ли пост полоскание рта и носа?

Полоскание рта и носа не нарушает пост, порицается лишь чрезмерное полоскание носа, так как есть вероятность попадания воды в горло, что ведет к нарушению поста.

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

«Старайтесь хорошо полоскать нос, если только вы не поститесь» (Абу Дауд, 142).

Ученые сказали, что чрезмерное полоскание носа во время поста является порицаемым действием, но даже если постящийся совершил это действие, и случайно в горло попала вода, то пост не нарушается, так как это произошло случайно и непреднамеренно.

Нарушает ли пост кровопускание (хиджама)?

Во время поста мусульманину разрешено прибегать к хиджаме. Более сильным и правильным мнением является то, что хиджама не нарушает пост.

Передают со слов Ибн Аббаса, что пророк صلى الله عليه وسلم совершал хиджаму, когда постился и когда находился в состоянии ихрама (аль-Бухари, 1939).

Однако если хиджама может стать причиной возникновения слабости у постящегося, то для такого человека она становится порицаемым действием.

Однажды Анаса спросили: «Считали ли вы хиджаму нежелательным действием для постящегося?» Он ответил: «Нет, нет, только из-за причинения слабости» (аль-Бухари, 1940).

Также есть хадис, в котором пророк صلى الله عليه وسلم говорит: «Нарушил пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому ее делают» (Абу Давуд, 2367).

По поводу этого хадиса большинство ученых сказали, что он отменен.

Нарушает ли уразу кровь, выходящая из тела человека?

Кровь, которая выходит из тела человека, из его носа, при удалении зуба, при вскрытии прыща или фурункула, при сдаче крови на анализ или пожертвование, не нарушает пост. Но постящийся должен остерегаться того, чтобы проглатывать эту кровь, чтобы его пост не был нарушен.

Нарушает ли пост всевозможные инъекции в тело человека?

Инъекции в вену и мышцу не нарушают пост. Ученые разошлись во мнении касательно питательных инъекций, которые укрепляют и обогащают витаминами тело человека. Одни из них сказали, что такие инъекции портят и нарушают пост мусульманина, другие же заняли в этом вопросе противоположную позицию. Чтобы не ошибиться и выйти из разногласий, лучше не делать такие питательные инъекции во время поста. Если же здоровье человека не позволяет держать пост, то он может воспользоваться определенными шариатскими постановлениями и потом возместить пропущенные дни поста.

Нарушает ли пост употребление сивак a ?

Постящемуся мусульманину разрешено использовать сивак для чистки зубов в любое времядня и ночи. Также разрешено употреблять как влажный, так и сухой сивак. Доказательством этого является множество хадисов о достоинстве употребления сивака.

В «Фатхуль бари», 158/4, приводятся слова аль-Бухари, где он говорит, что среди всех хадисов о достоинстве употребления сивака, постящийся не был выделен в какую-то особую категория людей, т.е. постящемуся не запрещалось употреблять сивак в дни поста. Также постящемуся разрешено использовать зубную пасту в день поста. Однако если зубная паста имеет сильный вкус и способность проникновения в горло, что приведет к нарушению поста, то такую пасту использовать в день поста является макрухом , т.е. нежелательным действием. Если же зубная паста не обладает вышеперечисленными свойствами и постящийся очень внимательно использует ее при чистке зубов, то в этом нет ничего плохого, и такое действие дозволенно мусульманину.

Нарушает ли пост вдыхание различных запахов?

В дневное время поста постящемуся разрешено вдыхать любые виды запахов и ароматов, при этом его пост не нарушается. Нет никаких доказательств, что пост человека нарушается, если он вдохнет тот или иной запах, будь он насыщенным или слабым.

Нарушает ли пост проглатывание слюны и мокроты?

Что касается слюны, то ее проглатывание не нарушает пост, даже если постящийся набрал полный рот слюней и проглотил их. Также пост не нарушается, если человек до наступления утренней молитвы выпил воды, а затем услышал азан. В этой ситуации он не должен выплевывать остатки воды, чтобы не чувствовать вкус воды во рту, — его пост не нарушается. Что же касается мокроты, то если мокрота, например, из носоглотки сразу попала в горло, а затем в пищевод, то пост не нарушается. Если же мокрота сначала попадает в рот, а затем человек ее глотает, то пост нарушается, согласно более правильному мнению ученых. Шейх Ибн Усеймин в этом вопросе сказал, что любое попадание мокроты в горло, а затем в пищевод не нарушает поста мусульманина, даже если это произошло через ротовую полость.

Нарушает ли пост попадание дорожной или мучной пыли в дыхательные пути человека?

При попадании дорожной пыли или же муки в дыхательные органы человека пост не нарушается. Все, от чего невозможно уберечься, не нарушает пост. Также не нарушает пост попадание мелких остатков пищи, которые остались между зубов.

Нарушается ли пост при опробовании какой-либо еды?

Такое действие во время поста дозволенно для мусульманина.

Передается от Ибн Анаса, что он сказал: «Нет ничего плохого для постящегося, если он попробует на вкус, без попадания в горло, уксус или любую вещь, которую он хочет купить» (аль-Бухари, 153/4).

«Нет ничего плохого для постящегося в том, что он попробует на вкус мед или масло, а затем выплюнет его» (аль-Бейгьакъи, 261/4). Шейх аль-Альбани сказал, что у этого сообщения хороший иснад.

Также сообщается, что аль-Хасан разжевывал орех своему внуку, будучи постящимся. Также постящаяся женщина может разжевать что-либо из еды для своего ребенка. Но в такой процедуре есть условие: абсолютно ничего не должно попасть в горло постящегося, иначе пост нарушается.

Можно ли прерывать пост людям, работа которых связанна с тяжелым физическим трудом?

Шейх Ибн Баз сказал, что человеку, работа которого связана с тяжелым физическим трудом, разрешается прервать пост, только если он был вынужден сделать это, при крайней необходимости. Но такой человек не может кушать и пить воды, сколько он пожелает — он должен принять пищи столько, сколько нужно для того, чтобы выйти из этого трудного положения, после чего должен продолжить держать пост до заката солнца. А после завершения поста месяца рамадана он будет обязан восполнить пропущенный день («Маджмуъу фатава» шейха Ибн База, 234-233/3).

Нарушают ли пост таблетки, которые ложатся под язык?

Таблетки, которые ложатся под язык для излечения ангины и болезней, подобных ей, не нарушают пост, если только содержимое таблетки не попало в горло

Нарушается ли пост при введении во влагалище женщины медицинского зеркала, раствора, спирали или пальца для медицинского осмотра?

Все вышеперечисленное не нарушает пост.

Также не нарушает пост введение лекарства, раствора или специальных предметов в мочеиспускательный канал или мочевой пузырь мужчины и женщины (Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Нарушается ли пост при сверлении и выдирании зуба?

Все вышеперечисленное не нарушает пост, если только при этом процессе что-то не попало в горло(Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Нарушается ли пост при полоскании рта специальными растворами для очистки полости рта?

Пост не нарушается в том случае, если ничего не попало в горло (Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Нарушается ли пост при нанесении на кожу мазей, масла, пластырей с лекарством?

Пост не нарушается (Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Нарушается ли пост при введении зонда для осмотра желудка и кишечника?

Пост не нарушается (Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Нарушается ли пост при введении какого либо медицинского инструмента в головной или спинной мозг человека?

Пост не нарушается (Постановление совета академии по исламскому праву, 1418 год по хиджре).

Статья подготовлена по книге шейха Адиля ибн Юсуфа аль-Аззази «Тамамуль-минна».

Приуроченное к рамадану послание шейха Юнуса Пателя (да благословит его Аллах)

Для возвышения своего духовного «Я» человеку на некоторое время необходимо обуздать непомерное потакание желаниям своего животного «Я». «Быть может, вы будете богобоязненны» – такова цель поста, провозглашенная священным Кораном.

Соблюдение поста от рассвета до заката в благословенный месяц рамадан в послушание приказу Всевышнего Аллаха – тренировка, во время которой развивается таква (богобоязненность, осознание присутствия Аллаха) – отличительная черта верующего. Пусть даже он находится один-одинешенек в самый жаркий день года, он не уступит соблазну и не позволит себе ни капли воды, поскольку убежден, что ему не скрыться от взора Всевидящего.

– дома, в наших отношениях с родителями, женой, детьми;

– на работе;

– в поездках

– и даже когда мы одни, –

с полной уверенностью в том, что нам никогда не скрыться от Зрения и Знания Всевышнего Аллаха.

Помимо соблюдения правил, регулирующих действительность поста, нам необходимо также приложить усилия для очищения своего сердца от низменных качеств.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПОСТЕ

1. Насколько важен сухур в рамадан?

Сухур является сунной. Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ешьте перед рассветом, ведь в сухуре – баракат. (Бухари, 1789; Муслим, 1835; передал Анас, да будет доволен им Аллах)

Однако пост действителен и без сухура.

2. Можно ли пользоваться зубной пастой или зубным порошком во время поста?

Это макрух. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 379)

3. Нарушается ли пост от уколов?

Пост не нарушается. Но если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 432)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот, не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

4. Нарушает ли пост использование капельницы?

Нет. (Фатава Махмудия. – Изд. Фарукия. – Том 10, стр. 149)

5. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсан-уль-фатава. – Том 4, стр. 435)

6. Если дождевая вода попадет в рот, и я проглочу ее, нарушится ли пост?

Да. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203; Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 403)

7. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203–204)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

8. Если ночью или во время поста у меня произошло семяизвержение во сне, будет ли мой пост все еще действителен?

Да, пост все еще действителен. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 396)

9. Мне прописано ежедневное закапывание капель в глаза. Что будет с моим постом?

На действительность поста закапывание лекарства в глаза (независимо от того, жидкое это лекарство или нет) не влияет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

10. Можно ли плавать во время поста?

Не рекомендуется. Если проглотить по ошибке воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 671)

11. Можно ли наносить масло на голову во время поста?

Да, это разрешено. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

12. У меня экзамены выпадают на рамадан, а концентрироваться на голодный желудок мне тяжело. Можно ли отложить пост и держать его уже по окончании рамадана?

Это не разрешено. Держите пост и молите Всевышнего Аллаха облегчить его вам. (Фатава Рахимия. – Стар. изд. Дар-уль-ишаат. – Том 2, стр. 34)

13. Я – астматик. Нарушается ли пост при использовании ингалятора?

Желательно, чтобы вы пользовались ингалятором во время сухура и ифтара.

Но в случае острого приступа вы можете воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

14. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Нет, пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Но если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

15. Можно ли искупаться после сухура, чтобы очиститься от джанабата?

Не рекомендуется беспричинно задерживать фард-гусль. Но если человек находится в такой ситуации, что хочет принять сухур до совершения гусля, это разрешено. (Фатх-уль-мульхим. – Изд. Дар-уль-калям. – Том 5, стр. 226)

16. Нарушает ли курение пост?

Да, оно нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

17. Разрешается ли использование ректальных свеч во время поста?

Ввод лекарств и др. в анальный проход нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

18. Если во время поста человек прыскает на себя дезодорантом и случайно вдыхает его, будет ли нарушен пост? Требуется ли восстанавливать пост?

Пост не нарушается при нанесении парфюмерии и вдыхании ее аромата. Поэтому наносить парфюм (итр) во время поста разрешено. Но умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, паров итра, агарбатти, уда и т. д.), нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 660)

19. Нарушает ли мастурбация пост?

Не разрешается мастурбировать, независимо от того, постится человек или нет. Если же человек, тем не менее, совершит это гнусное действие во время поста, пост нарушится, и его нужно будет восстановить. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 399)

Примечание. За совершение этого низменного поступка необходимо совершить большое количество искреннего покаяния.

20. Разрешается ли супругам целоваться во время поста?

Это разрешено при соблюдении следующих условий:

а) ни один из супругов не проглатывает чужую слюну.

б) они контролируют свою страсть, и это не приведет к половому акту или эякуляции. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 410)

Однако данное действие во время поста не рекомендуется.

Если слюна партнера будет проглочена, нужно будет не только восстановить пост, но и совершить каффара (т. е. поститься 60 дней подряд).

ЖЕНСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Нужно ли женщине восстанавливать дни поста, пропущенные из-за менструации?

Да, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что менструирующая женщина будет восстанавливать пропущенные дни поста, но намаз, пропущенный во время месячных, она восстанавливать не должна. (Игля-ус-сунан. – Изд. Идарат-уль-Коран. – Том 1, стр. 372)

2. Можно ли посещать в рамадан гинеколога? Можно ли делать мазок из шейки матки?

Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Поэтому рекомендуется записаться на прием после рамадана. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

3. Можно ли постящейся женщине кормить ребенка грудью?

Постящейся женщине разрешается вскармливать своего ребенка грудью. Грудное вскармливание не нарушает пост. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 380)

4. Можно ли в течение всего рамадана принимать лекарства, например, в виде (контрацептивных) пилюль, во избежание начала месячных, т. е. чтобы соблюсти все дни поста, поскольку восстанавливать пропущенные дни поста очень сложно?

Хотя это и разрешается, это не самое лучшее решение. Это может привести к побочным эффектам в виде нарушения менструального цикла и т. д., что приведет в будущем к трудностям и проблемам в исполнении намаза, умры (хаджа) и т.д., не говоря уже о других долгосрочных проблемах со здоровьем.

5. Хотелось бы внести ясность в вопрос о женщинах, пропускающих пост из-за беременности или грудного вскармливания. Нужно ли им после рамадана возмещать пропущенные дни поста или достаточно просто выплатить фидью?

Кормящие и беременные женщины могут отложить пост рамадана, если соблюдение поста навредит их здоровью или здоровью их ребенка. После рамадана им нужно будет восстановить пропущенные дни поста, если они в состоянии это сделать. Выплата фидьи не будет достаточной для того, кто физически способен держать каза за пропущенные дни поста.

Примечание. Кормящим и беременным женщинам следует проконсультироваться с порядочным и опытным мусульманским врачом по поводу того, будет ли пост вреден для них или нет.

6. Если менструация началась во время поста в рамадан, может ли она (тайно) поесть, если она одна? Может ли она кушать, если менструация закончится в дневное время? Если в обоих приведенных случаях она держала пост до конца, будет ли ее пост действителен (ведь она соблюдала пост некоторую часть дня, будучи в чистом состоянии)?

Если месячные начались в тот момент, когда она постилась, ей разрешается поесть втайне (не на виду у людей). Но, если месячные завершились в дневное время, ей следует воздержаться от еды, питья и т. д. как на виду у людей, так и в уединении, и действовать как постящийся человек.

В обоих случаях ее пост будет недействителен, поскольку менструирующие женщины не могут поститься. Ей нужно будет восстановить эти дни поста после рамадана. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 438)

7. Можно ли постящимся женщинам вводить лекарственные средства внутрь половых органов?

Введение лекарственных средств любых видов во внутреннюю часть женских половых органов нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

А Аллах знает лучше.

О том, что поцелуи, объятия и ласки между супругами никак не влияют на действительность поста, четко сказано в достоверных хадисах.

Супруга пророка Мухаммада Умм Саляма передает, что «он (Пророк) целовал ее во время поста» .

‘Аиша также говорила, что «Пророк целовал ее и обнимал (ласкал) во время соблюдения поста» .

Однажды ‘Умар ибн Абу Саляма спросил у посланника Божьего: «Может ли соблюдающий пост целоваться?» Он ответил: «Спроси об этом у нее (у Умм Салямы)». Он спросил, и та ответила, что «Пророк так делает [то есть целует, и это разрешено]» .

Супруга пророка Мухаммада Хафса передает, что «Пророк целовал [своих жен] во время соблюдения поста» .

Единственной оговоркой в этом вопросе, упоминаемой самой ‘Аишей, является осторожность, то есть главное - не заходить слишком далеко , не доводить поцелуи, ласки до полового акта, в результате которого пост нарушается и муж будет обязан поститься два месяца подряд в искупление греха . Также имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова ‘Аиши о том, что «запретным во взаимоотношениях между мужем и женой во время соблюдения ими поста является лишь половой акт» .

Великий мухаддис и богослов имам ан-Навави, комментируя приведенные хадисы, сказал: «Нет разногласий относительно того, что поцелуи (объятия, ласки) не нарушают пост (они не влияют на его действительность), кроме как в случае, если в результате этого произойдет непроизвольное семяизвержение » .

Вопросы по теме

Считается ли пост нарушенным, если имели место быть оральные интимные ласки с мужем днем во время поста? Д.

Пост не нарушен. Нарушает его только лишь непосредственный половой акт.

Во время Рамадана в прошлом году в светлое время суток я целовался и обнимался со своей женой. Половой близости не было, но у меня произошло семяизвержение. Получается, что мой пост в тот день был нарушен? После окончания месяца Рамадан я восполнил этот день. Достаточно ли было восполнить нарушенный день или мне надо держать пост два месяца подряд в искупление? А.

Прямого аргумента по этому поводу в Сунне нет. Основное мнение ученых - подобное семяизвержение нарушает пост . Некоторые богословы сказали, что это не нарушает пост, но они в меньшинстве . Вы постились один день. Этого однозначно достаточно .

Ищу ответ на один вопрос о супружеской близости во время поста. Читал в материале «Супружеская близость во время поста», что оральные ласки не нарушают пост. Хотелось бы уточнить, входят ли сюда и оральные ласки женой полового органа мужа, если в последующем произошло семяизвержение? Меня очень беспокоит этот вопрос. Расим.

Так как в результате описанного вами процесса (не просто поцелуи и объятия, а нечто значительно большее) произошло семяизвержение, ваш пост был нарушен . Восполните его один к одному после завершения месяца Рамадан. Этого будет достаточно .

Сильное возбуждение портит пост? Мы с супругой сильно «увлеклись» днем, но до полового акта не дошло. Хотелось бы узнать, пост нарушен или нет?

Пост не нарушен, если не было непосредственного полового акта .

Два года назад во время поста у меня были интимные ласки с моей девушкой. Что это влечет за собой? Руслан.

Это не нарушает пост.

Если она не являлась вашей женой, то подобные отношения - грех, серьезный грех, вне зависимости от того, в какой из месяцев года это произошло.

Нарушается ли пост, если целуешься с женой в губы в дневное время?

Можно ли обниматься и целоваться с женой днем, во время поста?

Можно ли целоваться во время месяца Рамадан? Ведь слюна передается при поцелуе.

Во время соблюдения поста можно целоваться с женой. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) целовал свою супругу ‘Аишу в Рамадан в дневное время, что с ее слов передано в нескольких достоверных хадисах .

Напоминаю, что пост - это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца.

1. Разве можно целоваться с женой в месяц Рамадан во время поста? Прочитав ваш ответ, удивлен. Еще раз хотел убедиться.

2. У меня друг собирается жениться. Можно ли прочитать никях в месяц Рамадан днем, во время поста?

1. Да, можно, причем и целоваться, и обниматься. О дозволенности этого ясно сказано в достоверных хадисах .

2. Да, можно. Однозначно.

Нарушен ли мой пост, если при поцелуях жены выделилась жидкость, но не сперма? А.

Моя жена - христианка, но поженились мы по исламским канонам. Она с уважением относится к моему вероисповеданию. Я знаю, что во время поста в непосредственную близость с женой можно вступать после захода солнца, но у жены бывает ко мне влечение по утрам, после восхода. Будет ли являться нарушением поста, если я ей предоставлю «минимальные интимные ласки», не вступая в половое сношение? Александр.

Интимные ласки не нарушают поста , но строго остерегайтесь непосредственной близости (полового акта)!

Хадис от Умм Салямы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 120, хадис № 322, а также Т. 2. С. 573, хадис № 1929; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1649.

Глагол, употребленный в хадисе, характеризует телесное прикосновение. Канонически во взаимоотношениях мужа и жены во время соблюдения поста дозволено все, кроме полового акта. Последний же возможен лишь после захода солнца и до начала утренней зари, до азана на утреннюю молитву Фаджр. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 226.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, хадисы № 1927 и 1928; Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 427–429, хадисы № 62–72 (1106); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1650.

Св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 74 (1108); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1651.

Хадис от Хафсы; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 73 (1107).

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 188; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225.

Подробнее об этом говорилось в начале данного материала.

И не только он. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

В результате подобного семяизвержения пост будет все-таки нарушен и восполнить его необходимо лишь одним днем поста после месяца Рамадан.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 215; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 191; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225.

См., например: См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, 226; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1707, 1708, 1721, 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189, 190; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 226.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1707, 1708, 1721; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1705, 1718; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 575, хадис № 1936.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, 573, хадисы № 1928, 1929; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683-1685, все «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 572, хадис № 1927–1929; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2382-2385, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187–192; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 228, хадис № 648.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

Хадисы от этом см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2382–2385, все «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683–1685, все «сахих».

Искуплением за прерванный таким образом пост является непрерывный двухмесячный пост.