Летний дождь о чем произведение майков. Стихотворение "летний дождь" майков аполлон николаевич

«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Анализ стихотворения «Летний дождь» Майкова

Аполлон Николаевич Майков – классик не только отечественной поэзии в целом, но еще и детской в частности.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он активно публикуется, служит в цензурном комитете, женат, воспитывает двоих детей. Работой он не тяготился, впоследствии дорос до главы поименованного комитета. События Крымской войны повлияли на мировоззрение поэта, он все больше сближался со славянофилами, людьми государственного склада ума. Литературные критики к его творчеству относились по-разному, демократическая часть их, конечно, бранила за отсутствие политической остроты, отказ отдать свой талант на борьбу с социальными противоречиями, на злобу дня. По жанру – пейзажная миниатюра, по размеру – трехсложник со сложной рифмовкой, образованной по типу опоясывающей. Рифмы открытые и закрытые, деления на строфы нет. Интонация сердечная, ласковая, с двумя восклицаниями и одним многоточием. Стихотворение начинается с восторженного детского крика. В первой же строке – метафора: золото падает с неба. Произведение довольно глагольно. На одно пятистишие приходится несколько лексических (тавтологических) повторов: золото, сберем. «Цвет» дождя легко объясним. Это мог быть так называемый грибной дождик, капли которого падают из низких туч, редкий, освещаемый солнцем. Впервые под него можно попасть уже в мае. Или же слепой дождик, никак не связанный с появлением грибов, зато вполне совпадающий с посевом яровых зерновых культур. Он также идет сквозь солнце. «Дети бегут»: видимо, зона дождя перемещалась вслед за воздушными массами. Именно за ней бежала детвора. Ответом на поднявшуюся кутерьму служит определенно ответ взрослого человека, возможно, умудренного годами. «Полноте»: устаревшее выражение мягкой просьбы о прекращении какого-либо действия. «Его мы»: взрослый подхватывает игру, почти всерьез убеждая детей, что волноваться не стоит, никто не упустит сияющее сокровище. Местоимение «мы» указывает, что трудиться на сборе урожая будут все. Влага напитает поля, и земля уродит хлеб. «Золотистым зерном» вернется «золото» с небес. «Полных амбарах»: житницах для хранения. «Душистого хлеба»: здесь уже идет речь о выпекании хлеба в домашней печи. При таком способе изготовления караваи становились особенно ароматны и воздушны. Чувствуется оптимизм, надежда на сытный год, достаток.

Впервые стихотворение А. Майкова «Летний дождь» было опубликовано в журнале для детей «Подснежник».

«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Еще стихотворения:

  1. Мне твой город нерусский Все еще незнаком,- Клен под мелким дождем, Переулок твой узкий, Под холодным дождем Слишком яркие фары, Бесприютные пары В переулке твоем, По крутым тротуарам Бесконечный подъем....
  2. Весело. Вольно. И молодо. Все Мир Новый рожаем. С солнца червонное золото Падает урожаем. Звеним. Торжествуем. Беспечны. Будто дети — великие дети, У которых сердца человечны, А глаза на весеннем...
  3. Какая, боже, нищета! Вокруг репейник и овраги… Вон стадо тощего скота, Вон люди, голодны и наги… Вкруг избы курные села Дымятся; в них сидят без хлеба… А надо всем нависла...
  4. С Бореем Феб был в ссоре; Лилось дождя на землю море. Беда, Когда рассердятся большие господа! Дождь очень крупен, част и нивы потопляет. Известно, в дождь никто без нужды не...
  5. Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой...
  6. У неба из светлого ситца, У тучек, не слишком высоких, как легким дождям не проситься в подсолнух районов далеких? Донбасс на мгновение ясен — До самой Ясиноватой все вышки, все...
  7. Седьмые сутки дождь не умолкает. И некому его остановить. Все чаще мысль угрюмая мелькает, Что всю деревню может затопить. Плывут стога. Крутясь, несутся доски. И погрузились медленно на дно На...
  8. В сумерках желтых, в шуршащих аллеях Листья, желтеют, белеют, алеют… Лисья как пестрая разноголосица — Каждый в неповторимые просится. И неслетевших листьев касаясь, Желтое в желтый туман ускользает. Листья лимонные,...
  9. Был тихий вечер, вечер бала, Был летний бал меж темных лип, Там, где река образовала Свой самый выпуклый изгиб, Где наклонившиеся ивы К ней тесно подступили вплоть, Где показалось нам...
  10. Еще, двусмысленная суша, Ты памятуешь пены спад И глос Петра: «Сия Венуша Да наречется Летний сад». Полдневных пленниц мусикия Тебе воистину чужда: Недаром песни не такие Вокруг тебя поет вода,...
  11. Летний сад сквозит, как воздух, емкий, понабрался статуй и людей. На пруду с зеленою каемкой подают здесь свежих лебедей. Без лица, но чем-то длинноглаза, как впервые вышедшая в мир, в...
  12. Льется дождь по березам, по ивам, Приминает цветы на лугу. Стало горе мое молчаливым, Я о нем говорить не могу. Мне желанья мои непонятны,- Только к цели приближусь — и...
  13. Любуясь жизнью вольною, То пляшет у межи, То с песнею раздольною Купается во ржи. Купается, целуется С цветами да с травой, То свищет, то волнуется Над ширью полевой. Иль бурею...
  14. Я не летний твой гость, Мне все буря да непогодь снится Я спускаюсь к тебе со своей обитаемой кручи, Лишь когда над тобой Засвистят перелетные птицы Задымятся осенние тучи, Ты...
  15. А. А. Коринфскому В деревне, чуть заря вечерняя займется, Играет молодежь, сплетаясь в хоровод, Звучит гармоника, и песня раздается Такая грустная, что за сердце берет. Но грусть сроднилася с крестьянскою...
Вы сейчас читаете стих Летний дождь, поэта Майков Аполлон Николаевич

Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем…

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.

Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».

Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.

Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.

Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский» Майков А.Н. Румяный парус, стихотворения - Москва «Детская литература», 1982. - с.13. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!

Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».

Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.