Как называется 1 спас. Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).

14 августа Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник утвердился в Константинополе, где существовал обычай носить честное древо Креста Господня по улицам и дорогам для освящения разных мест из-за частых в августе вспышек болезней, которые нередко принимали массовый характер. Накануне изнесения Крест доставали из царской сокровищницы и до Успения Богородицы предоставляли людям для поклонения.

В Русской Православной Церкви этот праздник соединен с воспоминанием о крещении Руси, произошедшем в 988 году, а также с победой над волжскими болгарами в 1167 году, после которой на небе воссиял Святой Животворящий Крест.

По традиции, 14/1 августа называют Первым Спасом, малым, мокрым, медовым, на воде, а также Маккавеями, Маковеем, Маккавеевым днем, Маковым Спасом, потому что в этот день Церковь вспоминает ветхозаветных мучеников братьев Маккавеев, которые жили во II веке до Рождества Христова.

Первый Спас: значение, традиции и обычаи празднования

Праздник называют Первым Спасом, потому что затем следуют Второй () и Третий () Спасы.

Первый Спас на воде стоят, Второй – яблоки едят, Третий Спас хлеб припасают (холсты продают).

В народной жизни первому Спасу предается большое значение в хозяйственном и метеорологическом отношении. С этим днем связывают заметное похолодание, особенно воды в водоёмах, начинается отлет птиц, все чаще выпадают утренние росы.

С Первого Спаса – отцветают розы, выпадают холодные росы.

На Первый Спас олень в воду вошел – купаться больше нельзя.

Пришел Спас – бери рукавицы про запас.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и солнце, и серопогодье.

Если на Маккавея дождь, то пожаров будет мало.

В этот день отлетают стрижи и ласточки. В народе говорили: «Ласточки отлетают в три Спаса » (т.е. 14, 19 и 29 августа).

Ласточка весну начинает, осень накликает.

По погоде дня судили о погоде на .

Первый Спас был одним из главных осенних праздников земледельческой Руси. Испокон веков с этот дня начинали, благословясь, посев озимого хлеба. К этому времени в большинстве районов уборка хлеба завершалась или уже была закончена. Крестьяне чинили овины, очищали гумна – готовя их к принятию нового урожая.

С Первого Спаса почти повсеместно начинался ранний посев озимой ржи. Утром, перед выходом в поле, семенную рожь привозили для освящения в церковь, окропляли её святой водой.

До взорать, до заборонить, на Спас – засевать.

На Первый Спас паши под озимь, сей рожь.

Хлеб сеяли в хорошую погоду, чтобы он лучше уродился. Если же шел дождь, то посевные работы переносили на другой день. Также время посева ржи определяли по первым созревшим ягодам малины:

  • первые ягоды крупные – рожь следует сеять раньше;
  • если ягоды мелкие, то посев ржи лучше средний или поздний.

В некоторых местах в этот день устраивали вдовьи и сиротские помочи, на которые собирались после обедни. Ещё было принято защипывать (пробовать) горох, шишковать кедры (сбивать с деревьев шишки и заготавливать кедровые орешки).

Спас Маковей – воды не жалей

Одно из названий праздника – Маковей. В церквях в этот день почитают семь ветхозаветных-братьев мучеников Маккавеев и их мать Соломию. Эти святые пострадали за христианскую веру в 166 году до н.э.

В этот день собирали мак, который освящали в церкви. В праздничных кушаньях, подаваемых 14 августа к столу, обязательно присутствовал мак. Его называли верным средством против ведьм – если обсыпать диким маком жилище, то все козни ведьм окажутся бездейственными.

Что такое Мокрый Спас (Спас на воде)

Первый Спас ещё называют мокрым, или Спасом на воде. Такое название праздника связано с тем, что по установлению Церкви в этот день совершались крестные ходы на воду, проводились молебны и водосвятие на озерах, реках, освящались колодцы. За три дня до Первого Спаса не стирали и не полоскали в водоёмах белье, чтобы не загрязнять освящаемую при водосвятии воду. Верили, что купание в освященной воде полезно для людей (помогает от сглаза, лихорадки и т.д.) и для животных (особенно лошадей).

Места, где совершалось водосвятие, иногда называли Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. По поверью, купание в освященной воде способствовало прощению не замоленных грехов. Лошадей и другой скот в этот день обычно купали в последний раз. Крестьяне объясняли, что если после Первого Спаса выкупать лошадь, то она не переживет предстоящей зимы, от стужи у неё кровь застынет.

В некоторых местах на Первый Спас отмечали проводы лета, которые тоже включали в себя магические действия у воды. Молодежь собиралась за околицей в лугах за речкой или на выгоне, из новой соломы сооружала куклу и наряжала её в сарафан и кокошник. Куклу несли к воде и топили или разрывали на клочья и пускали их по ветру.

Медовый Спас: что это означает?

Ещё одно популярное название Первого Спаса – медовый . Согласно народной примете, пчёлы с этого дня перестают носить душистую пыльцу с цветов. Чтобы чужие пчелы не вытащили из ульев весь мёд, пасечники заламывают соты.

В день Первого Спаса пчеловоды несут в церковь для освящения и благословения мёд, после чего разговляются свежим мёдом. Его добавляют в пироги с пшеничной кашей. По старинному обычаю, пчеловоды угощали медом всех, у кого не было собственных ульев. Поэтому в народе говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует ».

Видео: Медовый Спас, или о мучениках Маккавейских

От Редакции: Ниже мы публикуем одну из глав самого крупного сочинения «Народная Русь» русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901.- С. 351-359) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Первое августа - день, на который приходится церковный праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, слывет у нас под именем «Первого Спаса». Это - один из последних летних - предосенних праздников народной Руси, исстари веков привыкшей начинать с этого дня, благословясь, первый посев озимого хлеба. «Первый Спас - первый сев!» - гласит из темной глубины старинных пословиц простонародная мудрость: «До Петрова дни взорать, до Ильина - заборонить, на Спас - засевать!» - и продолжает в том же роде: «Спас - всему час!», «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. - кто вовремя, и даже раньше других соседей уберется в поле)!». Приведенные пословицы, приуроченные к Первому Спасу, ясно показывают, что этот день должно считать одним из так называемых земледельческих праздников. Эти праздники с древнейших времен справлялись всеми народами, «сидевшими на земле», - по образному выражению русских летописцев. Так, еще у евреев - в ветхозаветную пору их жизни - существовал «праздник жит первородных и седмиц»; у древних египтян, греков и римлян были установлены свои подобные празднества; древние германцы и некоторые другие народы совершали особые торжественные обряды - как по окончании жатвы, так и при начале сева. Нечего уже говорить о племенах славянских, едва ли не теснее всех связанных в своем быту с матерью-землею: у них праздники эти не отжили своего времени и до сих пор. Август-месяц в старину весь был посвящен богам полей: Даждьбогу и Велесу - у русских, Святовиду - у балтийских славян.

Этим милостивым божествам и приносилась, всегда приблизительно на Первый Спас, благодарственная жертва: испеченный на первом выломанном из лучшего улья меду громадный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Русский народ издавна был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. Первый Спас у него не только «первый сев», но и «Спас медовый». В этот день до сих пор посельская-попольная Русь ломает первый мед на пчельниках. «На Первый Спас и нищий медку попробует!» - говорит пословица, и молвится она не мимо. Утро первого августа начинается у пчеловода на пасеке. Он старательно осматривает, осеняясь крестным знамением, все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он «выламывает» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несет в церковь. После обедни священник выходит к паперти - благословлять «новую новину» от вешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинает святить принесенные соты. Дьячок собирает в заранее приготовленные корытца «попову долю». Часть освященного меда разделяется тут же нищей братии, поздравляющей пчеловодов с Первым Спасом - медовым. А затем большая половина этого праздника проходит у заботливого хозяина возле пчел: до вечерней зари идет по пчельникам горячая работа. Вечером обступает каждый пчельник толпа ребят и подростков с чашечками, а то и просто с сорванными поблизости широкими лопухами репейника в руках. Это - охотники до сластей, пришедшие получить от особенно тороватых в этот день пчеловодов свою «ребячью долю». Целый год ждет деревенская детвора Первого Спаса, - знает, что не обнесут ее, не обделят в этот медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Спасовка-лакомка». Медолóм щедрой рукою накладывает ребятам их «долю» из особого корытца, куда соскребались им из выламываемых ульев обломки сотов. А разлакомившиеся ребята причитают - ведут голосом:

«Дай, Господи, хозяину многих лета,

Многих лета - долгие годы!

А и долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить -

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение.

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить, малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многия лета!»

На следующий день после Первого Спаса пчеловод начинает заботиться об ограбленной им пчеле. В некоторых местностях с этих пор все цветы становятся беднее «взятком», так что приходится изредка подставлять к ульям в корытцах «сыту» (медовую жижу, сильно разбавленную водою) на подкорм Божьей работнице.

С Петрова дня до Первого Спаса кипит в полях страдная бабья работа, не кончающаяся даже и с наступлением августа. Но ни в какое другое время не водится столько хороводов, не поется так много песен, как в эту рабочую пору: вечерами - чуть не до утренней зорьки - вся молодая деревня поет-заливается.

Русская народная песня... В ней - могучей, раздольно-глубокой - более чем где бы то ни было, развертывается духовная сила народа-пахаря - стихийная сила: мощный подъем духа, широкий размах замысла, неудержимое стремление к свободному проявлению жизни сердца... Песня - сердце народа. В биении этого сердца слышится все, что веселит-радует, что гнетет-томит народную душу. В песне народа - и торжественный клик его счастья, и заунывный стон его вековечного горя. Честь и слава собирателям этого неоценимого богатства народного, поклон им до сырой земли! Заслуга их перед родиной тем безмернее, что нам приходится стоять чуть не на могиле то величественных, то веселящих душу, то щемящих сердце песен, вымирающих, смолкающих день ото дня все больше - в своем отступлении перед победоносным шествием в народную Русь заводских-фабричных «частушек», лишенных не только всякой красоты, но - порою - и простой осмысленности. Не так страшен этот бессмысленный враг, когда грамотность может возвратить народу его «сердце»-песню, в ее первобытной, не искаженной чуждыми наслоениями красоте.

После Первого Спаса не слышно уже ни одной песни; с самого начала Успенского поста и до осенних покровских свадеб, особенно обильных в хлебородные веселые годы, молчат все деревенские певуны голосистые.

В некоторых местностях на Первый Спас устраиваются так называемые «сиротские и вдовьи помочи». Работа помочью - работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в тот день, который сама старина стародавняя окрестила именем «первого сева». Тем более не считается грехом праздничная работа - «вдовья пóмочь», на которую сходятся по большей части после обедни, до обеда. «На вдовий двор хоть щепку кинь!» - гласит завет старых, стоявших ближе к Богу людей, связывавших с этим изречением другое: «С миру по нитке - голому рубаха!» С сирот и вдов многого не спросит помогающий люд за работу на Первый Спас; бывает даже и так, что не только поможет им «мир», а и сам нанесет в избу всяких припасов. «Не нами уставлено - не нами и кончится!» - замечает деревенская Русь об этом, вызванном сердобольностью, обычае и нараспев приговаривает:

«Ты - за себя,

Мы - за тебя,

А Христов Спас -

За всех нас!»

С Первого Спаса начинают собирать мак. Потому-то в иных местностях и называют этот праздник «Маковеями». С этого же дня народный сельскохозяйственный дневник, записанный рукою природы в памяти старожилов, советует бабам защипывать горох, а мужикам - готовить гумна. Деревня твердо помнит, что ей нужно делать с первого дня августа: «Отцветают розы - падают росы!» - говорит она. - «С Первого Спаса и роса хороша!», «Защипывай грох!», «Готовь гумна!», «Паши под озимь, сей озимь!», «Заламывай соты!» и т. д. В этот же день исстари ведется в народе святить новые колодцы. «Царица-водица - царь-огню сестрица!» - величает воду простодушный богатырь-пахарь и относится к ней едва ли с меньшим чувством уважения, чем к дару Божию, хлебу. Умышленно засорить чужой, а тем более общественный, колодец считается немалым грехом.

Бледнеют к этой поре лесные и полевые цветы, отцветать принимаются. Пчела мало-помалу перестает добывать свой медовый «взяток». Зато к Первому Спасу, на соблазн деревенской детворе, все еще алеет в лесу малина. «Первый Спас: Авдотьи-малиновки, доспевает малина!» - говорят в деревне. С Ильина дня до этого праздника вода в реке успевает настолько похолодеть, что на него в последний раз лошадей купают. И крестьянин твердо уверен в том, что, если после этого дня выкупать лошадь, то она не переживет предстоящей зимней стужи: «кровь застынет».

Любимая птица русского простонародья - домовитая ласточка, по старинной примете, накануне этого дня в последний раз облетает деревню. С Первого Спаса у ней забота: об отлете «за сине-море, на теплыя воды». И хотя это на деле далеко не всегда подтверждается, но почти всюду можно услышать в народе поверье, что ласточки отлетают «в три раза, в три Спаса» (1-го, 6-го и 16-го августа). В некоторых губерниях после обедни на Первый Спас даже сбегается за околицу деревенская детвора - «просить касаток». Затеваются веселые игры на луговине, во время которых несколько сторожевых зорко следят: не полетит ли из деревни ласточка. За первою же случайно вылетевшей на сборище щебетуньей - ребята всей гурьбою бросаются и бегут с припевами вроде следующего, записанного в с. Ртищевой Каманке Симбирского уезда:

«Ласточка-касатка!

А где ж твоя матка?

Где твои братцы,

Где твои детки,

Где ж твои сестрицы? ..

Испей Спасовой водицы!

Улетать - не отлетай,

До Спожинок доживай!»

И, обрадованная повстречавшейся летуньей, детвора возвращается в деревню - уверенная, что ласточка-касатка и впрямь послушается уговоров, не покинет деревни до самых «Спожинок» («Госпожинок», «Дожинок»), т. е. до Третьего Спаса, когда во всех полях дожинается самый последний сноп. «Ласточка весну начинает - осень накликает!» - по старинной народной поговорке.

Первый день последнего летнего месяца в некоторых местностях отмечается «проводами лета», устраиваемыми всеми девушками и парнями молодыми, также за околицею, на «выгоне», или в лугах, за речкою (последнее - чаще). Веселая толпа молодежи с песнями несет наряженную в сарафан и кокошник куклу, сделанную из новой соломы, и топит ее в речке, или, разрывая на клочки, пускает их по ветру. Впрочем, проводы лета в большинстве местностей приурочиваются к более позднему времени - к «бабьему лету», приходящемуся на первую половину сентября, и только в очень немногих совершаются на Первый Спас медовый.

День первого августа вызывает в пытливой памяти любителей и знатоков родной старины стародавней яркую, обвеянную умиленным чувством могучего народа картину. Не в памятниках простонародного творчества, не в изустных сказах-бывальщинах, хранимых внуками-правнуками песнотворцев-сказателей, дошло до наших дней представление об этой картине, оживляющей, воскрешающей красную страницу самобытного житья-бытья давних дедов-прадедов; дошло оно в летописном слове - верном непогрешимой жизненной правде. Был - прозывался Первый Спас на Святой Руси, во времена царей московских, и «Происхожденьевым днем»: как и теперь - праздновался на него праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, начинающий собою двухнедельный Успенский пост. Видывала Москва Белокаменная два-три века тому назад «зрелище лепое», привлекавшее к себе всех насельников первопрестольного города, от мала до велика.

Богомольные царские выходы с древнейших времен являлись одною из самоважнейших сторон обихода государева на Святой Руси. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. И давалась этим желанная для царелюбивого народа возможность лицезрения государева. Гости-послы иноземные, оставившие в наследие нашим дням описание своих «путешествий в Московию», свидетельствуют о том, что являл себя «царь-государь всея Руси» в несказанном великолепии. Это свидетельство подтверждается и всеми русскими летописными памятниками, говоря таким образом о нелицеприятии заезжих чужеземцев, «в книжном описании зело искусившихся». Сохранилась точная роспись: на какой праздник, в каком наряде и с какою свитой «выходить» венценосному богомольцу. На одни, главнейшие; полагался особый «большой наряд царский»: платно-порфира, шапка-корона царская, бармы-диадимы, наперстный крест с перевязью, жезл - вместо посоха. На другие - «малый»: с посохом вместо жезла и без барм; на третьи - «выездной», еще менее блистательный. Но всегда выход, - кроме «тайных», когда царь шел в «смирной» одежде, - был великолепен и возносил перед глазами народа сан царский на высоту недосягаемую.

В праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня совершался в Москве особый крестный ход на воду. Принимал в этом ходе непосредственное участие и царь-государь. В канун Спасова заговенья, вечером 31-го июля, с Евдокимова дня на Первый Спас, изволил он совершать выезд в Симонов монастырь; осчастливив его своим посещением - слушал вечерню, а поутру 1-го августа стоял заутреню. Здесь, напротив монастыря, на Москве-реке устраивалась «иордань» - как и в день Богоявления. Возводилась над водою сень на четырех столбах изукрашенных - с «гзмызом» (карнизом) в роспись красками и златом-серебром, увенчанная золоченым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, изнутри нее - апостолы Господни и другие святители. А кроме этого убиралось все возведенное сооружение цветами, птицами, листьями - впрозолоть, впрозелень, впросинь и впрокрась, на всю цветную пестрядь. Подле иордани устраивались два «места» - государево (в виде круглого храма пятиглавого) и патриаршее. Царское место утверждалось на пяти точеных столбцах позолоченых и было расписано травами, резьбою приукрашено да слюдяными круглыми рамами защищено; одна рама - в два затвора - за дверь была; стояло царское место на пяти золоченых яблоках и задергивалось изнутри вокруг тафтяной завесью. Огораживались царское с патриаршим места раззолоченной решеткою; весь помост вокруг них застилался алым сукном. В положенное время, под звон колокольный с сорока-сороков московских, изволил шествовать царь-государь, в предшествии хода крестного, с боярами по бокам, в сопровождении прочих людей служилых - стольников, стряпчих, дворян, дьяков, «солдатского строю генералов», стрелецких полковников, всей прочей свиты в золотых кафтанах и приказных людей нижних чинов. Все пространство по Москва-реке пестрело полками стрелецкими и солдатскими - в ратном строю, в цветном платье и со знаменами, с барабанами, под оружием. Видимо-невидимо, несметные тысячи люда московского окаймляли все это. Государь выходил на воду, становился с патриархом на свои места среди сонма духовного и служилых чинов московских. Одновременно начиналось торжественное освящение воды. Власти духовные приближались к венценосному богомольцу и к патриарху, в очередь подходили, «по степеням», по двое в ряд, - подойдя, били поклоны уставленные. Все, начиная с царя-государя, получали из патриарших рук зажженные свечи.

Действо Происхождения начиналось погружением Животворящего Креста. По прочтении молитв, по положению, царь - с ближними боярами ó-бок - сходил в иордань. Был государь на этом выходе в обычном ездовом платье; но - перед погружением в воду - возлагал на себя святые кресты с нетленными мощами. А возлагались на царя-государя в Происхожденьев день при этом, по словам разрядных записей, следующие святыни: «Крест золот, Петра чудотворца, на нем образ Спасов резной стоящей, посторонь образа Пречистыя Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. В голове камень яхонт червчат. Сорочка бархат червчат же. Крест и около креста низано большим жемчугом. Крест золот сканной, в середине Распятие Господне навожено финифтью, посторонь четыре святых резных навожено финифтью, назади мученик Евсегней, посторонь святые; во главе изумруд, да около креста 28 жемчужков, а в середине креста 12 жемчужков да 8 камушков в гнездах. Крест золот; во главе образ Спаса Нерукотвореннаго, в середине Распятие Господне чеканное на два яхонта да две лалы. Около креста и главы обнизано жемчугом, кафимским в одно зерно. Назади подпись, мощи святых; у головы в закрепке два зерна жемчужных, сорочка бархат коришной цвет. Крест и слова низано жемчугом».

Действо Происхождения совершалось и не только под Симоновым московским монастырем. По временам переносилось совершение его в некоторые подмосковные села - вотчины государевы: то в Коломенское на Москва-реке, то на Яузу - в Преображенское. И отовсюду спешил православный люд московский в эти места на желанное лицезрение государево, гонимый туда стремлением - увидеть «светлоясныя очи царския», приобщиться к свидетелям благочестивого погружения отягченного святынями самодержца во иордань, по обычаю предков, благоверных исполнителей предания святоотеческого, византийской христианскою стариной завещанного, привившегося ко гнезду Святой Руси с давних времен. Строго-настрого запрещалось - от приказных - подавать в этом действе державному совершителю его какие-либо жалобные челобитные: должно было неусыпно блюсти служилому люду свят-покой государев. Но, если кому-нибудь выпадало счастье привлечь на себя светлый взор зорких очей царевых да поднять над головою грамоту с челобитьем своим, - попадало челобитье, помимо всех приказов, в руки самому царю на правый суд прозорливый, на милость неизреченную. И не было тогда отказа челобитчику ни в чем праведном-справедливом. Когда царь-государь изволил выходить из воды и, сложив с себя святыни, окруженный ближними боярами, переоболокался в сухое платно, слюдяные окна царского места задергивались алым сукном. Затем царь являл себя народу, прикладывался ко кресту, принимал патриаршее благословление. Духовенство кропило в это время освященною, «иорданской», водою войска и знамена. Когда шествие - с царем и патриархом во главе - двигалось от места совершения действа, многие присутствующие из людей православных теснились к иордани, где особо приставленные пристава разливали желающим святую воду в посудины чистые. Во дворец государев и на царицыну половину отправлялись две стопы серебряных с этой водою.

Под гулкий звон колоколов со всех церковных раскатов возвращался венценосный богомолец в свои палаты, исполнив завещанное благочестивыми предками, доставив этим лишний случай своего лицезрения всей Белокаменной, свято хранившей предания отцов и дедов. А под Симоновым монастырем собиралось народное гулянье чинное, без глумотворства всякого, без песен - утехи народной. Памятовал люд честной, что за Первым Спасом - Происхожденьевым днем - Успенский пост идет. Провожали летний мясоед на происхожденском гулянье не вином зеленым, не пьяною брагой хмельною, а медами сотовыми, квасами стоялыми да сладкой-спелою малиной-ягодою.

Ав-густ бо-гат ка-лен-дар-ны-ми вос-по-ми-на-ни-я-ми. Неко-то-рые при-об-ре-ли об-ще-куль-тур-ный ха-рак-тер и зна-ко-мы всем, да-же не слиш-ком цер-ков-ным лю-дям. В первую оче-редь это от-но-сит-ся к так на-зы-ва-е-мым «Спа-сам». Бе-да лишь в том (и это не един-ствен-ная на-ша «бе-да»), что в цер-ков-ном ка-лен-да-ре та-ких на-зва-ний нет! При этом Пер-вый Спас (1/14 ав-гу-ста) име-ну-ет-ся в на-ро-де «ме-до-вым», Вто-рой (6/19 ав-гу-ста) - «яб-лоч-ным», а Тре-тий (16/29 ав-гу-ста) - «оре-хо-вым», «хлеб-ным». Сла-вян-ское сло-во «Спас» (Спа-си-тель) - од-но из бо-го-слов-ских имен Иису-са Хри-ста, Ко-то-ро-му по-свя-ще-ны и мно-гие дру-гие празд-ни-ки. Здра-вый смысл под-ска-зы-ва-ет, что ос-но-ва цер-ков-ных тор-жеств - не сель-ско-хо-зяй-ствен-ная и тем бо-лее не ку-ли-нар-но-га-стро-но-ми-че-ская, а по-то-му эти фольк-лор-ные (стро-го го-во-ря - неумест-ные) на-зва-ния не име-ют к ним ни-ка-ко-го от-но-ше-ния.

По-ста-ра-ем-ся по-нять - ка-кие же ре-аль-ные со-бы-тия скры-ты за «Спа-са-ми»? Сна-ча-ла - о пер-вом из них.

Пер-вый Спас

(1/14 ав-гу-ста )

Тро-парь Все-ми-ло-сти-во-му Спа-си-те-лю

Об-ра-ща-ю-щий взо-ры с вы-со-ты, при-ни-ма-ю-щий бед-ных, по-се-ти нас, угне-тён-ных гре-ха-ми, о Все-ми-ло-сти-вый Вла-ды-ка, и, по мо-лит-вам Бо-го-ро-ди-цы, да-руй ду-шам на-шим ве-ли-кую ми-лость.

Этот празд-нич-ный цер-ков-ный день сов-ме-ща-ет в се-бе несколь-ко зна-ме-на-тель-ных со-бы-тий.

Из-не-се-ние Кре-ста Гос-под-ня

Пер-вое празд-нич-ное вос-по-ми-на-ние это-го дня - «Из-несе ние Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня». За этим на-зва-ни-ем сто-ят жиз-нен-ные ре-а-лии дав-них лет.

Де-ло в том, что в сто-ли-це Ви-зан-тии, Кон-стан-ти-но-по-ле (Ца-рь-гра-де), в свя-зи с ча-сты-ми в ав-гу-сте бо-лез-ня-ми, су-ще-ство-вал обы-чай но-сить крест по ули-цам и до-ро-гам в на-деж-де пре-гра-дить путь неви-ди-мо кра-ду-щей-ся па-гу-бе. На-ка-нуне празд-ни-ка дра-го-цен-ный крест, вклю-чав-ший в се-бя со-хра-нив-ши-е-ся ча-сти-цы де-ре-ва Гол-гоф-ско-го Кре-ста, тор-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли из цар-ской со-кро-вищ-ни-цы в глав-ный со-бор Им-пе-рии - храм Свя-той Со-фии Кон-стан-ти-но-поль-ской, и по-ла-га-ли на пре-сто-ле. С это-го дня и до Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы, в те-че-ние двух недель, по всем ули-цам го-ро-да про-но-си-ли крест в про-цес-сии, а за-тем вновь воз-вра-ща-ли в им-пе-ра-тор-ские па-ла-ты. К это-му обы-чаю при-со-еди-нил-ся ещё один - освя-ще-ние во-ды, ко-то-рое про-ис-хо-ди-ло в при-двор-ной церк-ви в пер-вый день каж-до-го ме-ся-ца. По-сте-пен-но мест-ный кон-стан-ти-но-поль-ский празд-ник Из-не-се-ния Кре-ста рас-про-стра-нил-ся по хри-сти-ан-ско-му Во-сто-ку, а у нас на Ру-си по-явил-ся в XV ве-ке. При этом освя-ще-ние во-ды на ис-точ-ни-ках ста-ло на-по-ми-нать о кре-ще-нии Ру-си, на-чав-шем-ся, со-глас-но пре-да-нию, имен-но в этот день. (С 2008 го-да празд-но-ва-ние на-ча-ла кре-ще-ния Ру-си, со-глас-но по-ста-нов-ле-нию Ар-хи-ерей-ско-го со-бо-ра, сов-ме-ще-но с па-мя-тью свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, 15/28 июля).

Спас Все-ми-ло-сти-вый.
Ико-на ок. 1430 г.

Все-ми-ло-сти-вый Спас

Вто-рое цер-ков-ное со-бы-тие се-го-дняш-не-го дня - празд-не-ство Все-ми-ло-сти-во-му Спа-су и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. В его ос-но-ве - па-мять о чу-дес-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны Спа-си-те-ля, со-про-вож-дав-ших сра-же-ния с са-ра-ци-на-ми ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла (1143-1180) и бит-ву с бол-га-ра-ми рус-ско-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го в 1164 го-ду. К это-му при-со-еди-ня-ет-ся ещё один эпи-зод. По сви-де-тель-ству ви-зан-тий-ско-го ис-то-ри-ка Ни-ки-ты Хо-ни-а-та, впе-ре-ди три-ум-фаль-ной про-цес-сии им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла, по-сле раз-гро-ма пан-нон-цев в 1167 го-ду, «еха-ла се-реб-ря-ная с по-зо-ло-той ко-лес-ни-ца, за-пря-жён-ная бе-лы-ми, как хло-пья сне-га, ко-ня-ми, а на ней сто-я-ла ико-на Бо-го-ма-те-ри, непо-бе-ди-мой За-щит-ни-цы и со-рат-ни-цы ца-ря».

Кто та-кие Мак-ка-веи?

В этот же день празд-ну-ет-ся па-мять вет-хо-за-вет-ных (до-хри-сти-ан-ских) му-че-ни-ков - свя-щен-ни-ка Еле-аза ра, се-ми юных бра-тьев, их ма-те-ри Со-ло-мони и и мно-гих дру-гих, при-няв-ших му-че-ни-че-скую смерть в пе-ри-од «Ве-ли-ко-го го-не-ния» (167-164 го-ды до н. э). Его ини-ци-а-то-ром стал ан-тио-хий-ский (си-рий-ский) мо-нарх Ан-тиох IV Епи-фан (175-164 до н. э.), в со-став им-пе-рии ко-то-ро-го вхо-ди-ла то-гда Па-ле-сти-на. Спра-вед-ли-во про-зван-ный совре-мен-ни-ка-ми Епима ном («Безум-ным»), этот обо-жеств-ляв-ший се-бя языч-ник воз-двиг бес-по-щад-ное го-не-ние на бо-го-от-кро-вен-ную ре-ли-гию Мо-и-сея, из-дав де-крет, по-веле-ва-ю-щий всем ев-ре-ям от-речь-ся от ве-ры в Еди-но-го Бо-га и по-кло-нять-ся ми-фо-ло-ги-че-ским бо-гам. Он осквер-нил Иеру-са-лим-ский храм, уста-но-вив там язы-че-ский жерт-вен-ник и со-вер-шив на нём жерт-во-при-но-ше-ние Зев-су Олим-пий-ско-му (де-кабрь 167 го-ду до н. э.). Идоль-ские ка-пи-ща бы-ли со-ору-же-ны и в дру-гих ме-стах, и все иудеи, от-ка-зы-вав-ши-е-ся участ-во-вать в жерт-во-при-но-ше-ни-ях, пре-да-ва-лись пыт-кам и му-чи-тель-ной смер-ти. Ко-мис-са-ры Ан-тио-ха ис-ка-ли по до-мам кни-ги Биб-лии и, ес-ли на-хо-ди-ли, то «раз-ры-ва-ли и сжи-га-ли на огне», а вла-дель-цев их уби-ва-ли. Они так-же «уби-ва-ли жен-щин, об-ре-зав-ших сво-их де-тей, а мла-ден-цев ве-ша-ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви-ди-мо, это бы-ла пер-вая в ми-ро-вой ис-то-рии по-пыт-ка ли-шить це-лый на-род сво-ей ре-ли-гии. (По-доб-ное пы-та-лись осу-ще-ствить в на-шей стране дру-гие ко-мис-са-ры - в ко-жа-ных курт-ках и с «то-ва-ри-ща-ми Мау-зе-ра-ми».)

Му-че-ни-ки-бра-тья бы-ли на-зва-ны Мак-ка-ве-я-ми в па-мять о сы-но-вьях свя-щен-ни-ка Матта фии. Вме-сте с от-цом они бе-жа-ли в го-ры, воз-гла-ви-ли вос-ста-ние про-тив ти-ра-на и, по-сле мно-го-лет-ней борь-бы, со-зда-ли неза-ви-си-мое Иудей-ское го-су-дар-ство (142-63 го-ды до н. э., до при-хо-да рим-лян), управ-ляв-ше-е-ся ди-на-сти-ей Мак-ка-ве-ев (ина-че - Хас-моне ев). Про-зви-ще «Мак-ка-вей» (ев-рей-ское сло-во Макка би зна-чит «Мо-лот») по-лу-чил сна-ча-ла один из бра-тьев, Иуда, на-де-лён-ный та-лан-том во-е-на-чаль-ни-ка и по-ра-жав-ший вра-гов, как мо-лот. (Об этом мож-но про-честь в биб-лей-ских I и II Мак-ка-вей-ских кни-гах, а так-же у ев-рей-ско-го ис-то-ри-ка Иоси-фа Фла-вия.)

Се-го-дня же - па-мять и ря-да дру-гих свя-тых, но, по тра-ди-ции, ак-цен-ти-ру-ют-ся со-бы-тия, о ко-то-рых мы толь-ко что про-чли. С это-го дня на-чи-на-ет-ся двух-не-дель-ный Успен-ский пост (до 28 ав-гу-ста).

«Сель-ско-хо-зяй-ствен-ный» ас-пект празд-ни-ка

Мне вспом-нил-ся «за-ме-ча-тель-ный» при-мер на-род-ной омо-ни-мии. Ко дню 1/14 ав-гу-ста бы-ло при-уро-че-но ве-я-ние ма-ка, от-сю-да и фольк-лор-ный празд-ник - «Ма-кове й». Мож-но бы и по-сме-ять-ся, но сле-ду-ет гру-стить: за мно-гие сто-ле-тия хри-сти-ан-ской ис-то-рии наш на-род так и не смог усво-ить хо-тя бы азы ре-ли-ги-оз-ной гра-мот-но-сти. По-это-му очень мно-гие лег-ко от-ка-за-лись от сво-ей куль-тур-ной ис-то-рии, ко-то-рая на-ча-лась, по сло-вам ака-де-ми-ка Д. С. Ли-ха-че-ва, «с кре-ще-ния Ру-си». А сей-час мы до-шли до та-кой чу-до-вищ-ной сте-пе-ни куль-тур-но-ис-то-ри-че-ско-го оди-ча-ния, что да-же так на-зы-ва-е-мые «об-ра-зо-ван-ные лю-ди» ори-ен-ти-ру-ют-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре не луч-ше преж-не-го му-жи-ка-хле-бо-паш-ца (но ему это бы-ло из-ви-ни-тель-но).

Сель-ско-хо-зяй-ствен-ные на-зва-ния хри-сти-ан-ских празд-ни-ков оправ-да-ны толь-ко в фор-маль-но-хро-но-ло-ги-че-ском смыс-ле. Ведь празд-ни-ки непо-движ-но-го цик-ла, с фик-си-ро-ван-ны-ми да-та-ми, яв-ля-лись рань-ше для про-стых лю-дей един-ствен-ны-ми ка-лен-дар-ны-ми сель-ско-хо-зяй-ствен-ны-ми ве-ха-ми. (В их из-бах не бы-ло кол-хоз-ных ка-лен-да-рей, ра-дио-то-чек и они не вы-пи-сы-ва-ли жур-нал «Кре-стьян-ка».) Так, к Пер-во-му Спа-су при-уро-чи-ли про-во-ды ле-та. Па-сеч-ни-ки на-чи-на-ли вы-ла-мы-вать со-ты: счи-та-лось, что к это-му вре-ме-ни «пче-ла пе-ре-ста-ет но-сить ме-до-вую взят-ку». От-сю-да на-зва-ние «Ме-до-вый Спас», а так-же «мок-рый», - из-за на-ча-ла хо-лод-ных рос. От-ме-ча-ет-ся от-лёт пер-вых ла-сто-чек и стри-жей, по-яв-ле-ние стай гра-чей и сквор-цов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Через пять дней - Вто-рой Спас, ас-со-ци-и-ру-ю-щий-ся для мно-гих лишь с ду-ши-сты-ми яб-ло-ка-ми и ины-ми фрук-та-ми, ап-пе-тит-но гро-моз-дя-щи-ми-ся на длин-ном сто-ле в хра-ме. При-хо-дит-ся на-блю-дать, как иные гос-по-да пе-ре-ми-на-ют-ся с но-ги на но-гу и яв-но ду-ма-ют: «Ско-рее бы за-кон-чи-лась эта служ-ба с непо-нят-ны-ми пес-но-пе-ни-я-ми («... сла-ву Свою я ко-же можа ху...» и про-чее) и ба-тюш-ка по-брыз-гал на-ши фрук-ты свя-той во-дой! Ну, на-ко-нец-то по-кро-пил! Те-перь их мож-но вез-ти в офи-сы («пра-во-слав-ным» ныне быть мод-но) и с чув-ством хо-ро-шо вы-пол-нен-но-го дол-га уго-щать со-труд-ни-ков.

Хри-стос и апо-сто-лы бы-ли бы это-му весь-ма удив-ле-ны, по-то-му что от-нюдь не фрук-ты за-ни-ма-ли их ум на го-ре Фа-вор, и не ра-ди освя-ще-ния «пло-дов зем-ных» Цер-ковь уста-но-ви-ла празд-ник Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня! Ка-ков же под-лин-ный смысл это-го зна-ме-на-тель-но-го тор-же-ства? Об-ра-тим-ся к 19 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

- (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи … Википедия

СПАС - система предупредительной аварийной сигнализации Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СПАС Скорая передвижная автомобильная служба авто Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур

1. СПАС, у; м. Нар. разг. = Спасение. ◊ Спасу нет. Спасения нет. От комаров спасу нет. Жарко спасу нет. Спать хочется, просто спасу нет. 2. СПАС, а; м. [с прописной буквы] Нар. разг. 1. = Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил… … Энциклопедический словарь

- (Спас), (С прописное), спаса, мн. нет, муж. (церк.). 1. То же, что спаситель во 2 знач. (разг.). || Икона с его изображением. 2. Церковь в честь Спасителя. Спас Нередицкий. 3. Название трех церковно бытовых праздников у православных. Спас первый… … Толковый словарь Ушакова

1, а, муж. (С прописное). Название трёх летних праздников, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю). Медовый Спас. Яблочный Спас. Спас Нерукотворного образа (в память о перенесении в Константинополь холста с отпечатлевшимся на нём ликом Иисуса… … Толковый словарь Ожегова

I м. 1. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2. Название церкви в честь Спасителя. II м. Название каждого из трех летних православных церковных праздников, посвященных Спасителю: Медовый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Армянский суп. Приготовляется на мацони (катыке) с яйцом, составляющим половину жидкости спаса. Спас заправляется кинзой, мятой и луком, что увеличивает питательно возбуждающие свойства этого блюда. Спас превосходное средство для… … Кулинарный словарь

Иисус, богочеловек, иисус из назарета, сын божий, иисус христос, галилеянин, праздник, христос, спаситель Словарь русских синонимов. Спас см. Христос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ … Словарь синонимов

спас - СПАС, а, м (С прописное). Общее название трех православных праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу: первый Спас (называется в народе медовый, так как он совпадает со временем вырезки сотов из ульев) отмечается 1 (14 по новому стилю)… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Спас Нерукотворный в Русской Иконе , Евсеева Л.М.. Цель настоящей книги – с возможной полнотой представить развитие иконографии Спаса Нерукотворного в русском искусстве. Нерукотворный образ Христа - это одна из главных святынь христианского…
  • Спас нерукотворный в русской иконе , Евсеева Л., Лидов А., Чугреева Н.. Нерукотворный образ Христа - одна из главных святынь христианского мира. Это плат с запечатленным на нем ликом Спасителя, который, согласно древнему преданию, возник не по воле художника, но…