Инквизиция суд идет. Судебный процесс инквизиции

Основная форма рассмотрения уголовных дел в "Каролине" - инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела. Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование. Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Для этого судья занимался сбором предварительной тайной информации о преступлении и преступнике. Если суд получал данные о том, что кто-либо "опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия доказательствами, подозрениями и уликами", тот заключался под стражу. Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении. При этом действовал принцип "презумпции виновности" подозреваемого. Наконец, происходило специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.

Специальное расследование являлось определяющей стадией инквизиционного процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств, которые были систематизированы в Каролине и включали в себя следующие виды «доброкачественных улик, подозрений и доказательств»

1. общие подозрения и доказательства, относящиеся ко всем видам преступлений;

2.доказательство, каждое из которых в отдельности было правомерным основанием для допроса подозреваемого в совершении преступления под пыткой;

3. Доброкачественные доказательства, относящиеся к отдельным видам преступлений (ст. 19-44)



Они были подробно и однозначно регламентированы законом. Для каждого преступления перечислялись виды "полных и доброкачественных доказательств, улик и подозрений". Вместе с тем по общему правилу все доказательства, улики и подозрения не могли повлечь за собой окончательного осуждения. Оно могло быть вынесено только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого (ст. 22). Поскольку такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно, инквизиционный процесс делал основной упор на допрос под пыткой. Таким образом, целью всего сбора доказательств фактически становилось отыскание поводов для применения пытки.

Формально применение пытки было связано с рядом условий. Так, пытка не должна была применяться, пока не будут найдены достаточные доказательства и "подозрения" в совершении тем или иным лицом преступления. Достаточными доказательствами для допроса под пыткой являлись показания двух "добрых" свидетелей. Если имелся только один свидетель, это считалось полудоказательством и "подозрением". Только несколько "подозрений" по усмотрению судьи могли повлечь применение пытки. Характерно, что среди "подозрений" указывались также "легкомыслие и дурная слава" человека, его "способность" совершить преступление (ст. 25). Признание под пыткой считалось действительным также при наличии определенных условий. Таким являлось признание, полученное и записанное не во время пытки, а после ее окончания, повторенное не менее чем через день вне камеры пыток и соответствующее другим данным по делу. "Каролина" требовала соблюдения всех условий допроса под пыткой, провозглашая, что за неправомерный допрос судьи должны нести наказание и возмещать ущерб.

Все эти ограничения, однако, не являлись существенными. Во-первых, пытку предписывалось применять сразу же при установлении факта преступления, караемого смертной казнью. Более того, даже самого слабого подозрения в измене было достаточно для допроса под пыткой (ст. 42). Во-вторых, если обвиняемый после первого признания отрицал сказанное или оно не подтверждалось другими сведениями, судья мог возобновить допрос под пыткой. В результате "неправомерность" применения пытки судьей была практически недоказуема. При этом в "Каролине" указывалось, что, если обвинение не подтверждается, судья и истец не подвергаются взысканию за применение пытки, ибо "надлежит избегать не только совершения преступления, но и самой видимости зла, создающей дурную славу или вызывающей подозрения в преступлении" (ст. 61).

"Каролина" не регламентировала порядок и приемы самой пытки. Она указывала только, что допрос под пыткой производится в присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Указания о конкретных приемах пытки содержались в трактатах законоведов. Известно, что в Германии XVI в. применялось более полусотни видов пытки. Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным "судным днем" рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, "судный день" сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке - сопровождалось колокольным звоном и пр. Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные.

Уложение 1532 г. в ряде статей стремилось также изжить особо застарелые феодальные обычаи (конфисковывать имущество, ставшее поводом для преступления, правило «что с возу упало, то пропало» и т. п.). Однако в целом оно стало для германских государств более юридическим образцом, чем жестко применявшемся законом. Уже с XVII в. в отдельных германских государствах появляются своды собственного земского права (в Пруссии – Landrecht 1620 г.), ставшие реальной основой юстиции.

50. «Саксонское Зерцало»-памятник германского феодального права

В 12в.оформились феод.отношения,это связанно с системой вассалитета.самым крупным собственником земли был король,но его домен постоянно менялся,короли раздавали свои земли церковным,светким феодалам,но в то же время присоед.в своему домену чужие тер. Большая часть землипринад.светским феодалам наиболее крупными были герцоги,марк-графы, служилая знать,графы,фогты.затем шли рыцари и зависимое население.

На ряду со светскими феод.знатью была церковная знатьэто архиепископы, епископы, аббаты. Взаимоотношения между феодалам строились на лентных связях.

С 9 по 10в.происходит усиление королевской власти.предпосылки для усиления корол.власти были использованы оттоном 1,генрихом 1.

962 оттон 1,был корован папой на престол как император.

Реформы оттона 11опирались на церков в своей борьбе и предоставили им оттонские привилегии. Церковные земли были выведены из подюрисдикции феодалов.

Духовенство получило право высшей уголовной юрисдикции. Судебные функции были переданы фогтам.

Германия с 10-12в.пресдт.собой.ранне феод.монархию. управления строились на принципе дворцово-вотчиной сиситемы.

Высшие слуги канцлер,маршал исполняли важные гос.функ. их должности со временем стали наследоваться и возлагались на духовную и светскую знать.

В политической жизни огромную роль играли советы феодалов.советы опред.компетенцию императора,издавали законад.акты,вступали в переговоры с королем,на советах назначались выс.гос.должности.в ная.11в.образован совет,выс.представ.власти(гафтаг)

Саксонское зерцало:1земское право(регулир.отнош. гражд.уг.процесс.между свободным населением.

2ленное право,регулир.отнош. вассалитета между феодалами.

51. Особенности английского средневекового судоустройства и процесса. Общее право и право справедливости.

Компетенция Вестминстерских судов (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд канцлера, суд казначейства) не изменилась и при абсолютизме. Однако появился ряд новых судебных учреждений исключительного характера, призванных служить в качестве орудий правительственной политики. Речь идет прежде всего о Звездной палате , учрежденной при Генрихе VII Тюдоре и призванной при Тюдорах вести главным образом борьбу с мятежными феодалами. В период правления Елизаветы была создана Высокая комиссия для осуществления юрисдикции, относившейся к церковным делам, в частности для борьбы с религиозными отступлениями. Судебные советы подчинялись Тайному совету и вели борьбу против мятежников и всех тех, кто угрожал общественной безопасности на территории, где был создан совет.

В первой половине XVI в. окончательно определилась юрисдикция высшего суда адмиралтейства , к ведению которого были отнесены гражданские дела, связанные с мореплаванием, а также уголовные преступления совершенные в открытом море.

Характеризуя в целом уголовный процесс в Англии периода абсолютизма , необходимо отметить следующие его особенности : 1.Обвиняемый подвергался аресту и содержался под стражей до дня судебного рассмотрения его дела. 2.Обвиняемому предъявляли доказательства только во время судебного разбирательства; ему не вручалась копия обвинительного акта. 3.Допрос свидетелей проходил без присяги, принудительного привода их в суд не существовало. 4.Обвиняемый по делам о государственной измене и в тяжких уголовных преступлениях не имел права на защиту. 5.Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей сохранилось как в уголовном, так и гражданском процессе. Списки членов как большого, так и малого жюри составлялись шерифами.

Обжалование приговоров за немногим исключением в английском судопроизводстве не допускалось. Главным из этих исключений являлся так называемый "иск об ошибке ", это могло иметь место лишь в случае, когда неправильность, допущенная в ходе процесса, усматривалась из самого протокола, составленного по делу. Кроме того, предоставление права на такого рода обжалование зависело от усмотрения короны. В некоторых делах о мисдиминорах допускалось ходатайство перед судом королевской скамьи об отмене приговора и назначении нового рассмотрения дела в подчиненных ему судах при участии нового жюри присяжных заседателей. Суд королевской скамьи имел право изъять дело из подсудности низшего суда приказом "certiorari" и взять его к своему производству. Это могло иметь место лишь до рассмотрения дела в нижней инстанции присяжных заседателями.

Что касается особенностей гражданского процесса в судах "общего права", то в период абсолютизма они сводились к следующему.

1. Как правило, защита своих нарушенных прав могла быть осуществлена лишь в тех случаях, когда имелся соответствующий процессуальный иск.

2. Производство по гражданским дела было, как правило, письменным.

3. Судопроизводство отличалось строгим формализмом, нарушение формы крайне относительно отражалось на интересах допускавшей их стороны.

Обжалование решений по гражданским делам , также как и по уголовным, допускалось в порядке исключения. Однако в гражданском судопроизводстве назначение нового рассмотрения дела применялось более широко, чем в делах уголовных. Сама система обжалования отличалась крайней сложностью.

/ Ответ к игре: / Как осуществляется прохождение квеста "суд" в Dragon Age: Inquisition?

Как осуществляется прохождение квеста "суд" в Dragon Age: Inquisition?

02/06/2015

В квесте Суд идет в Dragon Age: Inquisition вам нужно будет разобрать три случая. Там один из крестьян по имени Алек похитил два мешка зерна, чтобы не дать своей семье погибнуть голодной смертью. За хищение казенного имущества вообще полагается смертная казнь, но вы имеете право выбора - казни можно предпочесть розги, которыми его высекут. Также, сохранив жизнь этому крестьянину. Вы можете приказать ему вступить в армию, что даст ему стабильный доход и возможность кормить семью. Именно последний вариант выглядит идеальным.

Второе дело - дезертирство, солдат Данелла бросила свой пост, потому что боялась за свою семью, которой грозили Порождения Тьмы. Опять же, вы можете ее казнить, а можете отправить в тюрьму, можете вообще не наказывать, а предложить забрать семью в крепость, где им ничего не будет грозить. Помните, что благородный последний поступок плохо повлияет на потенциальных дезертиров, которые не будут больше бояться жестокого наказания. А вот казнь - тоже не выход, потеряете репутацию среди крестьян, так что лучше сажайте ее в тюрьму.

Последнее дело - земельные притязания, Эрл Хоу пообещал Лизе Пактон сэра Деррена, ранее выступавшего против него. Вам предлагается выбрать одну из двух сторон, либо же вообще забрать землю себе. Действуйте по своему усмотрению.

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков.

Цели и средства

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

1. Додоминиканский этап (преследования еретиков до XII века), суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер. Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства – в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. Угроза смертной казнью впервые была произнесена Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке, в Италии, их деятельность отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков. Наиболее строгим наказанием еретиков уже в ту пору было сожжение на костре.

2. Доминиканский период.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198–1216), Григория IX (1227–1241) и Иннокентия IV (1243–1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух монахов, объездить окрестности Франции и Испании, для искоренения ереси. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. Установленные в 1233 г. Инквизиционные суды вызывали народные восстания, но всё же продолжали действовать. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в других европейских странам, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Но не везде инквизиция отличаясь одинаковою силой и характером. Наибольшего развития и ее сила достигла в Риме. Пик итальянской инквизиции приходится на XVI век, при папах Пии V и Сиксте V.

3. Испанская инквизиция.

В Испании средневековая инквизиция отличалась исключительной свирепостью по отношению к еретикам-христианам, мусульманам и евреям. Испанская инквизиция была учреждена доминиканцем Томасом де Торквемада (1420–1498), назначенным правителями страны великим инквизитором и утвержденным в этой должности папой. Первоначально испанские правители использовали инквизицию против мусульман и евреев, однако позднее она превратилась в орудие борьбы с политическими противниками. Но, каковы бы ни были ее задачи, испанская инквизиция оставила кровавый след в истории своей страны. По своим методам и процедуре судопроизводства она не слишком сильно отличалась от средневековой инквизиции, однако ее жертвы исчислялись тысячами. Испанский король Филипп II (правил в 1556–1598) укрепил испанскую инквизицию с намерением искоренить малейшие признаки ереси и протестантизма в своей стране. В октябре 1559 он принял решение лично наблюдать за сожжением 12 еретиков. Инквизиция Филиппа с особой жестокостью преследовала. Процессы по делам еретиков происходили тайно, так что те, кто был ложно обвинен и подвергнут пыткам, не могли обратиться даже к местному духовенству. Как и прежде, жертвами этих процессов становились также и известные люди.

4. Римская инквизиция.

Папа Павел III в 1542 учредил римскую инквизицию. Действие римской инквизиции ограничивалось пределами Италии. Тридентский собор (1545–1563) призвал инквизицию к большей активности, однако даже ревностные католики из числа европейских государей отказывались развернуть религиозную войну против своих собственных подданных. На практике католические государи казнили лишь самое малое число протестантов и только в тех случаях, когда их протестантизм заключал в себе политическую угрозу. Однако в Италии инквизиция под давлением папы Павла IV (правил 1555–1559) немало способствовала искоренению протестантизма. В еще большей степени она помогла искоренить распущенность нравов, приобретенную итальянцами в эпоху Возрождения.

Знаменитые жертвы инквизиции

Инквизиционный процесс Жанны д’Арк проходил в Руане в январе-мае 1431.

Инквизиция

Жанна была признана виновной по всем основным пунктам обвинения как вероотступница и еретичка, после чего сожжена на костре. 23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось, что слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых-либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу – вымысел и посягательство на ангельский чин. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему. Она – идолопоклонница, вызывающая демонов. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях. На заседании суда 29 мая судьи подтвердили факт рецидива ереси и постановили передать Жанну светскому правосудию. Соотечественники боготворили Жанну и переносили на нее черты Пресвятой Девы Марии, целомудрием спасающей от бед родную Францию. Но если французы считали Жанну святой, то англичане уверяли, что она ведьма и в страхе бежали с поля боя. Англичане утверждали, что простая крестьянка не может вести себя на поле боя как истинный воин и опытный военачальник.

30 мая окончательный приговор об отлучении от Церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на площади Старого Рынка в Руане. В тот же день последовала казнь.

Жанна вошла в историю под именем Орлеанской девы, народной героини Франции и символа всепобеждающей веры и самоотверженности. На данный момент она причислена к лику святых.

Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном и мыслитель.

Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной. Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» – «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Джордано Бруно.

Родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Ему предлагали отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

Ученый оказался прав: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник – человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Галилео Галилей.

Он сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» в 1632 году ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы были разосланы во все университеты католической Европы.

Великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265–1321) был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» – поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой – сам Данте – странствует по кругам Ада, Чистилищу и Раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в Аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая была тем более недовольна «Божественной комедией», что догмат о Чистилище был введен и утвержден католической Церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по Чистилищу уже было чистой воды ересью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической Церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой Римской и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие папской политике правителе города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

Данте боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэту вернуться на родину, но при этом выдвинула такие унизительные условия и отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провел в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбами перезахоронить прах Данте в итальянской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

Это только одни из самых известных жертв инквизиции, но общее число жертв это «святой организации» огромно. Далеко не все они были сожжены на костре, но все были ущемлены в правах, всем была нанесена глубокая душевная травма и испорчена жизнь.

Молот ведьм

«Молот ведьм» – известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, и опубликованный в городе Шпайере в 1487 году. Её авторы уже были известными «охотниками на ведьм», а одобрение Папы Иннокентия VIII окончательно сделало «Молот Ведьм» настольной книгой инквизиторов.

Руководство по охоте на ведьм состояло из трех частей.

Первая часть была направлена на психологический и социальный аспект судей, в ней была изложена точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось.

Вторая часть предназначена для потенциальных жертв и охотников, она охватывает собой теорию существования и деятельности ведьм. Это самая большая и важная часть книги, она содержит восемнадцать глав о способах ведьминского вредительства и еще восемь глав о способах устранения колдовства.

Третья часть состоит из 35 вопросов и полностью посвящена юридической стороне этих вопросов (по структуре похожа на кодекс) – доказательства виновности в колдовстве, правила судебных процессов, способы вынесения приговоров пыток, допросов и т.д.

Данная книга очень поверхностно связана с церковными заповедями, но авторы, затуманили людям умы, что привело к роковым последствиям.

Инквизиция уничтожила, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин.

Создание инквизиции

Ответ: ИНКВИЗИЦИЯ

Подходит?

Задать другой вопрос:

1-я буква И; 2-я буква Н; 3-я буква К; 4-я буква В; 5-я буква И; 6-я буква З; 7-я буква И; 8-я буква Ц; 9-я буква И; 10-я буква Я;

  • особый церковный суд в средние века
  • В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями
  • служба святош, курируемая дьяволом
  • Судебно-полицейская организация в католической церкви, учрежденная в ХIII веке
  • издевательство, мучение, пытка
  • в средневековье
  • судебно-полицейская организация в католической церкви, учрежденная в XIII веке
  • следственный и карательный орган католической церкви
  • следственный и карательный орган католической церкви
  • это слово, наводившее страх несколько веков на всех людей в Европе, переводится просто как «расследование»
  • карательный орган церкви
  • репрессивный орган католической церкви для борьбы с еретиками (XIII-XIX вв.)
  • особый церковный суд в средние века
  • карательный орган церкви
  • так по-испански звучит слово «расследование»

Церковный суд представляет собой специальный правовой институт, входящий в структуру христианской церкви и выполняющий судебно-следственные функции. Так согласно, законам Российской империи, православная церковь имела специальные епархиальные (консисторские) суды. Их обязанностью являлось рассмотрение дисциплинарных, гражданских, семейно-брачных и уголовных дел в отношении лиц духовного звания. В компетенции церковного суда находились проступки и преступления против благочиния и благоповедения, несовместимые с должностью служителя церкви. Он разбирал жалобы на духовных лиц, взаимные споры о праве пользования церковной собственностью.

Реестр наказаний, которыми располагал церковный суд, включал запрет на проведение богослужений, замечания, выговоры, лишение сана. Высшей мерой наказания являлось отлучение — исключение из состава членов данной церкви. Каноническое право различало несколько видов отлучения — великое, или "смертоносное"; торжественное, именуемое "анафемой"; малое, временное, или "врачующее".

Церковный суд рассматривал дела светских лиц только в особых случаях, когда речь шла о проступках и преступлениях, за которые виновный подвергался церковной епитимье, а также по брачно-семейным делам (браки, незаконно заключенные церковнослужителями; прекращение и расторжение браков, удостоверение действительности брака; удостоверение факта рождения ребенка от законного брака и др.)

Обвиненные епархиальным судом и не согласные с вынесенным обвинением могли подать апелляцию или жалобу в Святейший синод, который являлся второй инстанцией церковного суда.

Истории известны такие формы церковных судов, чья деятельность носила большей частью неправовой характер. В первую очередь это относится к судам католической инквизиции.

Суд инквизиции (от лат. inquisitio — розыск) — это трибунал католической церкви, созданный для борьбы с еретиками в XIII в., и действовавший в католических государствах до XVIII-XIX вв. Его отличают неправовые средства и методы — использование лжесвидетелей и доносчиков, пыточное следствие, привлечение к ответственности родственников виновного и распространение осуждения на его потомков до третьего поколения; столь же жестокие, как и по отношению к взрослым, наказания детей. После вынесения приговора осужденный облекался в особые, позорящие его одежды, символизировавшие причастность к греху и преступлению. На него надевали конусообразный колпак, и он подвергался процедуре аутодафе (исп. Auto da fe — акт веры), которая чаще всего означала "милосердную" казнь "без пролития крови" — сожжение на костре.

Широко практиковались ведовские процессы, имевшие своей целью выявление тех виновных в преступлениях против христианской веры, кто будто бы одержим демонами и причастен к колдовству. До XIV в. дела по обвинению в колдовстве рассматривались уголовными судами. В 1484 г. папа Иннокентий VIII издал специальную буллу, в которой объявил неверие в колдовство опасной ересью и призвал к решительному искоренению всех форм ведовства.

Cloaca maxima

В 1489 г. немецкие католические теологи Г. Инститорис и Я. Шпренгер издали книгу "Молот ведьм", в которой пыточное следствие и сожжение обвиняемых в ведовстве на костре обосновывались в качестве необходимых средств борьбы за чистоту христианской веры.

Первой из католических стран, где деятельность суда инквизиции была запрещена, стала Франция. Декретом Французского конвента от 22 августа 1791 г. одержимые признавались больными и освобождались от судебного преследования. В завоеванных Наполеоном европейских государствах суд инквизиции также был ликвидирован. В испанских колониях Америки он был уничтожен в ходе войны за независимость (1810-1826 гг.)

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, - всех адекватных людей - а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем - объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, - незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему - инквизиция в Европе - на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века -

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция - а точнее, - святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio ) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, - на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию - уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» - одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство .


Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе : торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, - торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

«Пребудьте во Мне, а Я в вас! - гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… - Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… - впрочем, - это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., - период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения - когда сожжение еретиков - это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период - времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но - вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров . Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала - красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.


Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного - с нашей точки зрения - и вполне себе зрелищно-торжественного - с точки зрения наших европейских предков - процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, - и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:


Трибунал
Великий инквизитор
Платье Великого Инквизитора
Спальня Великого инквизитора
Небо с овчинку…
Тайное вечере
Священная книга
Библейский сюжет

Клетки-казематы
Камера-одиночка

Инструменты инквизиции в камере
Кухня инквизиции
Крупным планом
Дом, где жил палач
Почетный знак почетного человека: топорики
Без надежды
Библейская композиция


Столовая
Стол дома инквизиторов
Средневековая кухонная утварь
Посуда инквизитора
Горшки инквизиции
Уже не раскаленные сковородки
Свет в конце тоннеля
Прощание
Без лица
Средние века
Разговор
Maita, Birgu, Ла Валетта
Несмотря ни на что…

Механизм действия инквизиции: процесс расследования, проведение пыток, суд, вынесение приговора, осуществление казни

Инквизиторов назначал папа или делегат апостольского престола. Сообщение об этом назначении немедленно посылалось королю. Тот, в свою очередь, издавал дополнительный королевский указ, который предписывал трибуналам всех тех городов, через которые должен был проехать инквизитор, оказывать ему всяческое содействие. В понятие «содействие» входило: предоставление помещений для проживания инквизитора и производства им расследования, обеспечение всем необходимым для жизни в данном городе или селении, арест людей, подозреваемых в ереси по указанию инквизитора, заточение их в тюрьму, указанную инквизитором, а также исполнение установленного наказания.

Трибуналы были передвижные и стационарные. Стационарные трибуналы находились в крупных городах, в «штаб-квартирах» инквизиции. Но принцип работы и передвижных, и стационарных судов был одинаков.

Передвижные трибуналы появлялись в небольших местечках или приходах, где был замечен «всплеск» ереси. К священнику в сопровождении свиты, в которую входили секретарь, два мирянина-помощника и иногда стражники, являлся монах, доминиканец или францисканец. Было бы ошибочным считать инквизиторов глупыми людьми или садистами. Они все были хорошо образованы (по меркам своего времени), чаще всего прекрасными ораторами и – самое главное – искренне верили в свою миссию.

По прибытии в город инквизитора к нему приходил комендант, который поступал в полное его распоряжение. Первым делом он приносил клятву исполнять все приказания инквизитора, направленные против еретиков, а также со всем тщанием производить их розыск и арест. В случае неповиновения комендант, как и другие должностные лица, мог быть не только отлучён от Церкви, но и на определённое время, до снятия с него анафемы, лишён занимаемого места.

За несколько дней до своего появления в городе инквизитор извещал духовные власти о назначении на какой-нибудь ближайший праздничный день «общего собрания», когда он мог обратиться к народу. Такие собрания проводились как в церкви, так и на соборной площади.

Прежде всего инквизитор читал проповедь, призывая заблудших вернуться в лоно Церкви и покаяться, а прочим жителям предписывал явиться к нему в течение шести или десяти дней и сообщить всё, что им известно о лицах, виновных или подозреваемых в ереси. Пришедшим на такое «собрание» сразу даровалось отпущение грехов на срок от двадцати до сорока дней (по усмотрению самого инквизитора).

В случае недонесения на еретиков жителям угрожали отлучением.

Также объявлялось, что люди, виновные в ереси и явившиеся добровольно до окончания объявленного срока от двадцати до сорока дней (по некоторым источникам – от пятнадцати до тридцати), получат отпущение и будут подвергнуты лишь лёгкому церковному наказанию. Закон о такой «милости» был принят в 1235 году.

Раскаявшийся еретик должен был не только покаяться сам, но и указать на тех, кого он также подозревал в ереси и инакомыслии. В случае неявки еретикам угрожал суд по всей строгости закона.

Если же инквизитор получал донос, то первым делом бумагу регистрировали, но не рассматривали до окончания отпущенного срока помилования. Если же «потенциальный» еретик всё же уклонялся от явки с добровольным признанием, то по окончании срока к инквизитору вызывался не он, а доносчик, который должен был аргументировать свои показания – прежде всего предъявить доказательства и указать дополнительных свидетелей.

Так велось предварительное следствие. Надо сказать, что все этапы строго документировались и в зале суда всегда был секретарь, который вёл записи. Другой вопрос, что он записывал и какие копии дел выдавал осуждённым.

После окончания следствия назначалось время ареста обвиняемого, который очень часто и предположить не мог о появлении на него доноса, который, как показывают документы, в большинстве случаев писался ближайшими соседями. Как свидетельствуют историки, инстинкт самосохранения породил множество отвратительных примеров, когда друг доносил на друга, муж доносил на жену и детей, матери – на дочерей, то есть действовал принцип «Самое главное – успеть донести первому, пока не донесли на тебя».

Несчастный обвиняемый попадал в полную изоляцию – с момента ареста он не мог общаться ни с кем из знакомых, да и желающих выразить сочувствие не находилось: все боялись за собственную жизнь. Его помещали либо в епископскую или общественную тюрьму, либо в появившиеся со временем специальные инквизиторские тюрьмы.

После ареста еретика (подозреваемого) представители отправлялись в его дом, где полностью описывали имеющееся имущество. Кроме того, немедленно налагался арест на всё движимое и недвижимое имущество семьи. Члены семьи обрекались на нищету и влачили жалкое существование, потому что не было желающих им помочь. В схожей ситуации оказывались и кредиторы обвиняемого, потому что они теряли свои долговые обязательства. Историки инквизиции описывают случаи, когда жёны, дочери и сёстры даже самых богатых аристократов после заключения кормильца под стражу вынуждены были заниматься проституцией.

Однако в некоторых странах обвиняемого не арестовывали, а вызывали сразу в суд, где подвергали допросу.

С самого начала возникновения инквизиции одним из основных принципов её существования была таинственность – прекрасное средство тотального влияния на чужие мозги и психику, иными словами, психологическое оружие, которое помогало запугивать народ, «разделять и властвовать». Таинственность провоцирует возникновение слухов, которые также «давят на психику» и заставляют людей волноваться, то есть рождают страх, который легко может разрушить человеческую жизнь.

Часто обвиняемые проводили несколько месяцев в тюрьмах в полном неведении, и лишь по истечении нескольких месяцев заключения инквизиторы посылали к ним «гонца», который должен был внушить подследственным желание испросить «аудиенцию» у инквизитора, поскольку общим правилом трибуналов было стремление всегда выставить обвиняемого в качестве просителя.

Измотанный томительным ожиданием, обвиняемый, как правило, соглашался и являлся перед судьями. Тогда его допрашивали так, как будто суд не знал, в каких именно преступлениях его обвиняли. Преступление, которое преследовал инквизитор, было духовным, уголовные действия виновных не подлежали его юрисдикции. Простое сомнение считалось ересью.

Для того чтобы получить у подозреваемого признание, его всячески запутывали и запугивали. Часто обвиняемые признавались в том, чего не совершали, сразу же, чтобы избегнуть мучительного заточения, изнуряющих допросов и невероятных по своей жестокости пыток.

«Когда приводят еретика на суд, то он принимает самонадеянный вид, как будто он уверен в том, что невинен. Я его спрашиваю, зачем привели его ко мне. С вежливой улыбкой он отвечает, что он ожидает от меня объяснения этого.

Я : «Вас обвиняют в том, что вы еретик, что вы веруете и учите несогласно с верованием и учением святой Церкви».

Обвиняемый (поднимая глаза к небу с выражением энергичного протеста): «Сударь, вы знаете, что я невиновен и что я никогда не исповедовал другой веры, кроме истинной христианской».

Я : «Вы называете вашу веру христианской потому, что считаете нашу ложной и еретической, но я спрашиваю вас, не принимали ли вы когда-либо других верований, кроме тех, которые считает истинными римская церковь?»

Обвиняемый : «Я верую в то, во что верует римская церковь и чему вы публично поучаете нас».

Я : «Быть может, в Риме есть несколько отдельных лиц, принадлежащих к вашей секте, которую вы считаете римской церковью. Когда я проповедую, я говорю многое, что у нас общее с вами, например, что есть Бог, и вы веруете в часть того, что я проповедую; но в то же время вы можете быть еретиком, отказываясь верить в другие вещи, которым следует веровать».

Обвиняемый : «Я верую во всё то, во что должен веровать христианин».

Я : «Эти хитрости я знаю. Вы думаете, что христианин должен веровать в то, во что веруют члены вашей секты. Но мы теряем время в подобных разговорах. Скажите прямо: веруете ли вы в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого?»

Обвиняемый : «Верую».

Я : «Веруете ли вы в Иисуса Христа, родившегося от Пресвятой Девы Марии, страдавшего, воскресшего и восшедшего на небеса?»

Обвиняемый (быстро): «Верую».

Я : «Веруете ли вы, что за обедней, совершаемой священнослужителями, хлеб и вино божественной силой превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа?»

Обвиняемый : «Да разве я не должен веровать в это?»

Я : «Я вас спрашиваю не о том, должны ли вы веровать, а веруете ли?»

Обвиняемый : «Я верую во всё, чему приказываете веровать вы и хорошие учёные люди».

Я : «Эти хорошие учёные принадлежат к вашей секте; если я согласен с ними, то вы верите мне, если же нет, то не верите».

Обвиняемый : «Я охотно верую, как вы, если вы поучаете меня тому, что хорошо для меня».

Я : «Вы считаете в моём учении хорошим для себя то, что в нём согласно с учением ваших учёных. Ну, хорошо, скажите, верите ли вы, что на престоле в алтаре находится тело Господа нашего Иисуса Христа?»

Обвиняемый (резко): «Верую этому».

Я : «Вы знаете, что там есть тело и что все тела суть тела нашего Господа. Я вас спрашиваю: находящееся там тело есть истинное тело Господа, родившегося от девы, распятого, воскресшего, восшедшего на небеса и т.д.?»

Обвиняемый : «А вы сами верите этому?»

Я : «Вполне».

Обвиняемый : «Я тоже верую этому».

Я : «Вы верите, что я верю, но я вас спрашиваю не об этом, а о том, верите ли вы сами этому?»

Обвиняемый : «Если вы хотите перетолковывать все мои слова по-своему, а не понимать их просто и ясно, то я не знаю, как ещё говорить. Я человек простой и тёмный и убедительно прошу вас не придираться к словам».

Я : «Если вы человек простой, то и отвечайте просто, не виляя в стороны».

Обвиняемый : «Я готов».

Я : «Тогда не угодно ли вам поклясться, что вы никогда не учили ничему несогласному с верою, признаваемой нами истинной?»

Обвиняемый (бледнея): «Если я должен дать присягу, то я готов поклясться».

Я : «Я вас спрашиваю не о том, должны ли вы дать присягу, а о том, хотите ли вы дать её».

Обвиняемый : «Если вы приказываете мне дать присягу, то я присягну».

Я : «Я не принуждаю вас давать присягу, ибо вы, веря, что клясться запрещено, свалите грех на меня, который принудил бы вас к нему; но если вы желаете присягнуть, то я приму вашу присягу».

Обвиняемый : «Для чего же я буду присягать, раз вы не приказываете этого?»

Я : «Для того, чтобы снять с себя подозрение в ереси».

Обвиняемый : «Без вашей помощи я не знаю, как приступить к этому».

Я : «Если бы мне пришлось приносить присягу, то я поднял бы руку, сложил бы пальцы и сказал: «Бог мне свидетель, что я никогда не следовал ереси, никогда не верил тому, что несогласно с истинной верой»».

Тогда он бормочет, как будто не может повторить слов, и делает вид, что говорит от имени другого лица так, что не принося настоящей присяги, он в то же время хочет показать, что даёт её. В других случаях он обращает присягу в своего рода молитву, например: «Да будет мне свидетелем Бог, что я не еретик».

И если его после этого спрашивают: «Поклялись ли вы?», то он отвечает: «Разве вы не слушали?»».

Признание сопровождалось всегда изъявлением обращения и раскаяния. Инквизиция считала выдачу единомышленников доказательством чистосердечного обращения. Отказ кающегося еретика выдать своих друзей и близких принимался как доказательство того, что он не раскаялся, и его немедленно выдавали в руки светской власти.

Обвиняемому назначался адвокат, которого, однако, тот мог видеть лишь в присутствии инквизиторов. Да и сам адвокат был вовсе не адвокатом с современной точки зрения – он мог не защищать своего «клиента», а исключительно убеждать его признать свою вину.

Не видел обвиняемый и свидетельствующих против него, ибо их никогда не вызывали на очную ставку. В качестве свидетелей признавались даже еретики, которые оговаривали своих знакомых и малознакомых людей уже в состоянии помрачения рассудка. Даже пересказанные свидетелями слухи считались достоверными, если они были сообщены двумя свидетелями. Показания двух таких «сплетников» приравнивались к показаниям «настоящего» свидетеля, который что-либо слышал собственными ушами или видел собственными глазами.

Показаний одного свидетеля было достаточно для признания вины подсудимого. При этом имя свидетеля еретику не сообщалось, поэтому он не мог опровергнуть его показания, ведь отвести свидетеля можно было только на основе сильной личной вражды. Для проформы у обвиняемого спрашивали, кто его враги. Как правило, названные люди не были свидетелями обвинения.

Когда у несчастного наконец было вырвано признание в ереси, его вновь «присоединяли» к Церкви, от которой отлучили сразу по аресту, и подвергали церковной каре. По прошествии времени, после отбытия наказания человек присоединялся к Церкви, анафема с него снималась. Однако если оказывалось, что осуждённый вновь был замечен в том или ином проявлении ереси, то его ждало жесточайшее наказание: Церковь никогда не прощала дважды. Когда несчастный еретик становился рецидивистом, тщетны оказывались его попытки выражать готовность к покаянию – ему нельзя было избежать смертной казни. Единственная милость, которую ему оказывали, заключалась в том, что его не подвергали мучениям костра: после исповеди и причастия его душил палач, и сжигали его уже после смерти.

Довольно часто практиковались подсаживания «шпионов» к заключённым. К ним в камеру присылали агентов или просто уже обращённых еретиков. Такие люди пытались разговорить несчастного, а за дверью камеры скрывались свидетели и нотариус, которые подслушивали и фиксировали все слова жертвы.

Инквизитор последовательно применял все приёмы, которые могли дать ему победу над несчастным, в том числе увеличение сроков следствия, когда между первым и вторым допросом могли проходить не только недели и месяцы, но даже десятки лет. Не стоит говорить, как мучительно было переживать такую «безвыходную» неизвестность. Не брезговали инквизиторы и ужесточением условий жизни узника: лишением постели и еды; сажанием на цепь в сырой яме.

Для получения признания инквизиция прибегала к пыткам, однако при наличии достаточного количества убедительных свидетельств суд мог вынести приговор и без признания подсудимого.

Разрешение производить пытки с целью раскрытия ереси было даровано инквизиторам в 1252 году папой Иннокентием IV (где пытка скрывалась под словами «умаление членов»), однако он запретил заниматься «грязным» делом самим инквизиторам и повелел им привлекать к этому гражданских лиц, то есть светскую власть. Церковные каноны запрещали лицам духовного звания даже присутствовать при пытке. В 1256 году папа Александр IV дал инквизиторам и их помощникам право отпускать друг другу грехи за «неправильности»: отныне непосредственно сам инквизитор и его помощники могли подвергать подозреваемого пытке. Однако пытка не должна быть излишне жестокой, и при ней ни в коем случае не рекомендовалось «проливать кровь». Особо надо отметить, что пытки с особенным рвением применялись в Испании, а вот первые инквизиторы относились к ним «с внутренним отвращением» и старались не прибегать к грубой силе.

В своих приговорах раскаявшимся осуждённым инквизиторы назначали разные штрафы и персональные наказания, величина и продолжительность которых колебались в зависимости от обстоятельств и характера процесса: таковы были полная или частичная конфискация имущества, бессрочное или временное тюремное заключение; ссылка или изгнание; лишение чести, должностей, почестей и звания и права на таковые претендовать; наконец, все наказания, предусмотренные декретами Святейшего престола и соборов или же гражданскими законами.

Чаще всего накладывали епитимью.

Епитимья – слово греческое и означает «запрет». Это – благочестивые упражнения и лишения. Как, например, пост сверх назначенного для всех, ежедневное хождение в храм ко всем церковным службам, молитва домашняя, с определённым числом поклонов, раздача милостыни, путешествие к святым местам, отлучение от святого причащения на большее или меньшее время. Епитимья имеет целью отучить грешника от дурных привычек. Так, ленивому молиться назначается молитва с определённым числом поклонов, скупому – раздача денег, невоздерженному – пост и т.п.

При этом малейшее несоблюдение епитимий грозило жертве инквизиции новым арестом и ещё более суровыми наказаниями. Такие епитимьи превращались в подлинные «подвиги благочестия» и не только морально терзали наказуемого, но и приводили его и его семью к полному разорению.

Отличительной чертой инквизиторского суда было то, что для него не существовало других смягчающих вину обстоятельств, кроме как полного подчинения обвиняемого воле его палачей. Нарбоннский собор в 1244 году указал инквизиторам, что они не должны мужа щадить ради жены, жену – ради мужа, отца – ради детей, единственным кормильцем которых он был; ни возраст, ни болезнь не должны были влиять на смягчение приговора.

Не только сами осуждённые не могли вызвать у ревностных служителей Церкви сострадания, но и члены их семей, а также дети, поэтому в некоторых случаях наказание накладывалось на несколько поколений вперёд. Иногда членов семьи лишали и всех гражданских прав.

В XIII веке, сразу после официального учреждения инквизиции, жертвы в принудительном порядке отправлялись в Крестовые походы, поскольку идея Крестовых походов постепенно становилась всё менее и менее популярной. Но вскоре от этого отказались – чтобы не «разлагать» крестоносцев и не вносить смуту в их души.

Кроме того, иногда инквизиция постановляла, что осуждённый должен носить отличительные знаки, часто – в течение всей жизни. И как тут не вспомнить фашистов и их стремление отметить «звездой» представителей еврейского народа! Впервые такие покаянные одежды, известные в Испании под названием «san benito», были придуманы святым Домиником в 1208 году. Первоначально они представляли одежду из холста с нашивками красно-оранжевого цвета в форме креста. Позже в Испании на осуждённого стали надевать жёлтую рубашку без рукавов с нашитыми на ней изображениями чертей и огненных языков из красной материи, на голову его нахлобучивали шутовской колпак. Осуждённый с такими нашивками становился изгоем, парией – на всю жизнь.

Вот как сам Доминик описывал наказания инквизиции в письме, адресованном братьям-монахам:

«Всем верным христианам, которые ознакомятся с данным посланием, от брата Доминика каноника из Осмы, ничтожнейшего из проповедников, привет во Христе Иисусе. В силу власти, данной Святейшему апостольскому престолу (который мы призваны представлять), мы примирили с Церковью подателя сего послания, Понтия Роже, который, милостью Божией, отказался от секты еретиков, и приказали ему (после данной им клятвы исполнить наши приказания) добровольно дать священнику три воскресенья подряд провести себя в оголённом виде от городских ворот до дверей храма, избивая его при этом плетьми. Мы также повелеваем ему, в виде наказания, не есть ни мяса, ни яиц, ни творогу и никаких других продуктов животного царства, и это в течение всей его жизни, за исключением праздников Пасхи, Троицы и Рождества Христова, в каковые дни мы приказываем ему есть всё в знак отвращения к его прежней ереси; поститься три раза в году, не употребляя в это время рыбы, оливкового масла и вина, и так до конца своей жизни, исключая время болезни и тяжёлых полевых работ; носить духовную одежду как по крою, так и по цвету, с нашитыми по обе стороны груди крестами; ежедневно, если имеет возможность, бывать у обедни и присутствовать при всенощной накануне воскресных и праздничных дней; знать наизусть все дневные и ночные богослужения, читать «Отче наш» семь раз днём, десять раз вечером и двадцать раз ночью; жить в чистоте и относить раз в месяц данное послание кюре его прихода в Серери, которому мы повелеваем наблюдать за поведением Роже, обязанного выполнять всё предписанное до тех пор, пока господин легат не известит нас о своей дальнейшей воле: а если вышеназванный Понтий от чего-нибудь отступит, мы повелеваем его считать клятвопреступником, еретиком и отлучённым от Церкви и разлучённым с обществом верных и т.д.».

Однако не всем жертвам удавалось выжить в застенках инквизиции.

Если пытки не помогали, еретик упорствовал и отказывался признать себя виновным, его с соответствующими сопроводительными бумагами передавали в руки светским властям, поскольку только гражданский суд мог продолжать расследование и выносить приговор. Копия дела выдавалась в этом случае и самому обвиняемому, однако в ней бывали чаще всего искажены обстоятельства дела, а также вычеркнуты имена свидетелей и доносчика. Также еретик мог обжаловать решение инквизиторского суда и подать жалобу папе, но, как правило, папа отклонял такие кассации, поскольку обвиняемый продолжал сидеть в тюрьме, а вот инквизитор всегда имел возможность приехать в Ватикан и лично разъяснить свои действия.

Когда инквизиция принимала окончательное решение в отношении упорствующего еретика, она отрекалась от него, отпускала его «на волю», что вовсе не означало освобождения, а было началом смертного пути. Несчастного передавали светским властям, повелевая им «наказать еретика по заслугам», то есть предать его смерти.

В некоторых странах передача осуждённого в руки гражданской власти происходила уже на эшафоте, непосредственно перед смертью. О процедуре оглашения приговора – собственно аутодафе – и самой казни мы будем рассказывать в главе, посвящённой испанской инквизиции, поскольку именно с Испанией и связано это страшное действо.

Сейчас же лишь подведём итоги и скажем, что с введением инквизиции впервые в истории был запущен официальный отлаженный механизм уничтожения людей, включавший в себя весь процесс расследования, суда, вынесения приговора, проведения пыток и казни. А уж затем этот печальный опыт был использован диктаторами во многих странах мира, в том числе и в нашей…

Из книги История испанской инквизиции. Том II автора Льоренте Хуан Антонио

Статья вторая ОПРАВДАНИЕ АРХИЕПИСКОПА В СИЛУ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПРИГОВОРА I. Св. Пий V подготовил окончательный приговор, но он счел удобным не выносить его до тех пор, пока не узнает взглядов испанского короля, с которым он хотел ладить. В приговоре он объявил, что

Из книги История испанской инквизиции. Том II автора Льоренте Хуан Антонио

Глава XLVI ИСЧИСЛЕНИЕ ЖЕРТВ ИНКВИЗИЦИИ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ВЕЛИКИХ ИНКВИЗИТОРОВ, В ПРАВЛЕНИЕ КОИХ ПРОИСХОДИЛИ

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

О применении пыток Из «Руководства для инквизиторов» Не существует точных правил, определяющих, в каких именно случаях можно применять пытку. За неимением строгого закона, в качестве ориентира следует придерживаться следующих семи правил:1. Пытке подлежит обвиняемый,

Из книги Трагедия Тамплиеров [Сборник] автора Лобе Марсель

V. Процесс инквизиции Видя колебания Папы, король решил действовать немедленно. Именно на королевском совете 14 сентября 1307 г. постановили арестовать тамплиеров. Только один человек попытался противостоять этому: архиепископ Нар-боннский, Жиль Асцелин, который предпочел

Из книги Дело тамплиеров автора Фо Ги

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА РЕШЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОНТРОЛЬНОГО СОВЕТА ПО ХОДАТАЙСТВУ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ9 и 10 октября 1946 года в Берлине состоялось 42-е чрезвычайное заседание Контрольного Совета под председательством генерала армии Кениг. На заседании

Из книги Собибор - Миф и Реальность автора Граф Юрген

8. Обоснование приговора Х. Гомерски Так как процесс против Гомерски и Клира проводился по тому же образцу, что и процесс против Бауэра в Берлине, мы ограничимся цитированием всего трех предложений из мотивировки приговора Гомерски: «Из показаний свидетельницы Р.

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Профессор доктор Экснер требует оправдательного приговора Профессор доктор Экснер завершает свою заключительную речь, которой он полностью доказал невиновность Йодля в предъявленных ему обвинениях, следующими словами:«Господа судьи! Позвольте мне в завершение

автора Мейкок А. Л.

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

Виды пыток Может показаться, что, в общем, инквизиция использовала те же методы пыток, что и светские суды – пытку водой, раму и strappado. Наиболее отвратительный вариант первого применялся в Испании. Сначала к языку обвиняемого привязывали кусочек влажной ткани, по которому

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Оглашение приговора 14 часов 50 минут.Трибунал снова заседает. Это 407-е и вместе с тем последнее заседание. Следует оглашение приговора. Теперь настроение зала совсем другое. Прожекторы погашены, только бледный голубоватый свет неоновых ламп освещает пустые ряды скамей

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан Тогда можно было видеть, с какой свободой это величие благочестия ежедневно подвергалось необыкновенным оскорблениям неутомимой жестокости. Целомудрие, которого никогда не оскорбляли и самые

Из книги Густав Маннергейм за 90 минут автора Медведько Юрий

В ожидании приговора К началу 1945 года здоровье Маннергейма серьезно пошатнулось. Его мучила экзема, которая распространялась с рук на голову и затылок, а потом и вовсе перешла на лицо. К тому же осенью 1945 года у него появились сильные боли в желудке. Врачи боялись, что у

Из книги Зарубки на сердце автора Васильев Виктор Николаевич

ДОРОГА ПЫТОК Поехали. На пути к нам подстроились еще четыре таких же грузовика, покрытых брезентом. Образовалась колонна из шести машин, мы шли третьими. Начало сильно трясти, раскачивать из стороны в сторону. Я откинул кусок брезента. Оказалось, что мы едем по

Из книги Человек за спиной Гитлера автора Безыменский Лев

Из приговора Международного военного трибунала 8 августа 1945 г. Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Соединенных Штатов Америки и Временное Правительство

Из книги Времена не выбирают (интервью Владимира Буковского) автора Буковский Владимир Константинович

«ПРИ МНЕ НИКТО СМЕРТНОГО ПРИГОВОРА НЕ ВЫНОСИЛ»