Железный век скифская культура янин. Скифы. Материальная и духовная культура. Быт и культура скифов

Цивилизация возникла 200 в. назад.
Цивилизация остановилась 16 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Хронология цивилизаций, в жизни которых скифы принимали активное участие:
20-15 тыс. лет назад. Гиперборейская цивилизация..
38-32 вв. назад. Цивилизация срубной культуры..
28-16 в. назад. Скифо-сарматская цивилизация..
28-13 в. назад. Скифо-сармато-аланская цивилизация..
24-16 в. назад. Сарматская цивилизация.

Зуд для битвы, Дарий развернул тысячи солдат в атаке. Скифы только проявляли презрение к этой тактике. По словам Геродота, скифы так мало интересовались нападением персов, что они разорвали ряды, чтобы преследовать кролика, ожидая их обвинения. Дайрис вернул свою армию в Персию.

Раскопки скифских сайтов в третьем веке не показывают ничего. Греческий географ Страбо писал, что некоторые скифы перемещаются на запад в этот период в современную Трансильванию, создавая независимую Маленькую Скифию, а другие мигрировали на юг в Крым. Согласно Страбону, греческая армия из королевства Понтус в Анатолии напала на последний анклав крымских скифов в 108 г. до н.э. и уничтожила скифскую армию и сожгла их город в Неаполисе.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хронология цивилизаций, в жизни которых скифы принимали активное участие.

20 -- 15 тыс. лет назад. Гиперборейская цивилизация.

XVIII-XII вв. до н.э. Цивилизация срубной культуры. Этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы, распространённое в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом.

Никто не уверен, почему скифская империя рухнула. Некоторые гробницы из этого периода содержали печи, символизирующие комфорт и теплоту дома, считают некоторые археологи, и свидетельство того, что скифы отказывались от кочевой жизни. Некоторые ученые предположили, что скифская любовь к алкоголю может привести к их кончине. Скифия, возможно, только что рухнула от внутренних давлений, таких как Советский Союз. Считается, что скифские поклоняющиеся существа, изображенные в их искусстве - олени, рыбы и мифологические грифоны - и что у этих животных были магические значения.

VIII в. до н.э. – IV н.э. Скифо-сарматская цивилизация.

VIII в. до н.э. – XII в н.э. Скифо-сармато-аланская цивилизация.

IV в. до н.э. - IV в. н.э. Сарматская цивилизация. Объединение очевых скотоводческих ираноязычных племён, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная.

+++++++++++++++++++++++++++++

Поклонение огня было частью погребального ритуала для скифских и других всадников. Скифские очищенные могилы с факелами. Скифы полагали, что их мертвые поднялись в другой мир, где они сохранили бы свое социальное положение и богатство. Гробницы были экипированы с возражениями, которые считались полезными в следующем мире.

Скифские гробницы содержат приносимых в жертву слуг и обезглавливают лошадей. Пазырыкской погребальной таможни. Скифы почитали своих лошадей в смерти, как это было в жизни, и практиковали погребения лошадей и жертвы. Число лошадей, которые были захоронены, часто было признаком богатства. Один из курганов, найденных в Украине, содержал 400 лошадей, расположенных геометрически вокруг одного человека.

Скифская хронология.

23 тыс. назад. Варианты обрядов захоронений, символов и изображений, элементы звериного стиля, относимые к культурогенезу скифов и народов Евразии находят свои аналоги в культурах Европы времени палеолита 20 - 23 тыс. лет назад.

15 тыс. назад. Со скифами иногда сопоставляли мифический северный народ гипербореев. Согласно легенде 15-20 тыс. лет назад скифы вышли из Гипербрейской лагуны после того, как отступил ледник. Ранее они стали одними из основателей белого человечества и поселились в южной части севера России. Эта территория стала прародиной индусов, иранцев, шумер, древних египтян, евреев, греков, римлян, кельтов и русских.

Лошади часто были погребены с неповрежденными уздечками. Иногда они украшались декоративными деревянными полосками с изображениями лосей, грифонов, рогатых львов и овец. Многие скелеты были найдены без черепов, которые привели к тому, что археологи предположили, что произошел какой-то ритуал расчленения.

Поскольку они оставались замороженными с тех пор, как они были зарыты, их кожа, волосы, ремни и седла остались целы. Лошади, погребенные под Береком, были помещены на северную сторону кургана, а гроб человека, который, как считается, был дворянином, который владел всеми лошадьми, был на юге. Лошади были погребены на двух уровнях, покрытых слоями веток и бересты. Лошади были принесены в жертву в полных регалиях, но, похоже, прошли мимо их расцвета. Одному исполнилось восемнадцать лет, и на его черепе были отмечены следы травмы, которые, вероятно, были убиты с помощью топора.

4500 лет. до н.э. Появление пращуров скифов.

3553 г. до н.э. Достижение скифами господства в Европе и Азии.

3500 г до н.э. Победа скифов над египтянами относится примерно к 3700 году до н.э.

3500 лет до н.э. Создание армии и участие в войнах.

2053 год до н.э. Победа ассирийского царя Нина над скифами датируется за 1300 лет до основания Рима,

Человеческие жертвоприношения на похоронах для скифского короля. Геродот описал похороны покойного короля, в котором скифы выражали свое горе, взламывая свои волосы, отсекая части своих ушей, пронзая их левые руки стрелами и разрезая их руки ножами. Забальзамированное тело короля было взято из одного лагеря в другой, пока он, наконец, не добрался до его могилы. В могилу были помещены ценные вещи, а жертвы и слуги были принесены в жертву. Через год после захоронения Геродот сказал, что 50 слуг и 50 лошадей были убиты и посажены на посты вокруг королевского Кургана.

2000 лет до н.э. Переход основного ядра скифов из Средней Азии, Сибири в Северное Причерноморье.

XX -- XVIII вв. до н.э. В это время скифы обитали на своей прародине, которая находилась восточнее бассейна Волги (Ра, Аракс, Урал).

XVIII-XII вв. до н.э. Предперсидское и предскифское время. Распространение срубной культуры в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом.

Описывая похороны Геродот писал: Когда они кладут мертвых в могилу на кровать, они фиксируют копья по обеим сторонам трупа и вытягивают над ним деревянные доски, связанные с плетеными устремлениями, а в оставшемся открытом месте захоронения они хоронят один его наложниц, после удушения ее и его виноградаря, повара, жениха, камердинера и носителя сообщений.

В гробнице начальник содержал задушенный слуга, обезглавленную лошадь, золотые медальоны, серебряные чашки, которые пили кумыс и амфоры для вина. Курган Важные скифские воины и воины были погребены в курганах, известных как курганы. Тысячи курганов остаются, несмотря на то, что тысячи других были вспаханы, чтобы освободить место для ферм. Те, которые остаются, часто выглядят как маленькие изолированные холмы, поднимающиеся с поля картофеля или пшеницы. Некоторые из курганов поднимаются на высоту 65 футов, что эквивалентно возвышающимся горам на бесконечно ровной степи.

XVII в. до н.э. К этому времени скифы пришли с востока из низовий Сырдарьи, из Тувы и других районов Центральной Азии, изгнав киммерийцев, частично переняв социокультурные технологии срубной культурно-исторической общности, располагавшейся в этих местах.
Родственные скифам племена к тому времени уже обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Вероятно, скифы были не единственными группами, которые делали курганы. Из сотен курганов, которые были раскопаны, только три могут быть связаны с конкретными людьми. Гробницы датируются с точностью от 10 до 15 лет, сопоставляя метку изготовителя или инспектора на керамических сосудах, найденных в гробнице, с каталогом таких знаков.

Самая тяжелая концентрация курганов находится вдоль нижней реки Днепра, где проживают «королевские скифы», описанные Геродотом. Мамай-Гора - крупнейший известный скифский могильник. Он состоит из семи крупных курганов и 300 меньших. Курган начальника около Ржихановки на южном конце в линии с 20 другими курганами. Бегущий на север, к Соседству - курган высотой 20 футов, который, как полагают, содержит останки родственников начальника.

1600 лет до н.э. Появление скифских могильников по данным археологии.

1400 лет до н.э. Скифы-сколоты, потомки носителей срубной культуры, продвигаются на запад с Поволжья.

XIII-XII вв. до н.э. Фараон Сесострис покорил скифов. Это факт современными исследователями оспаривается, поскольку египетские жрецы перенесли на Сесостриса деяния других египетских правителей, а также приписали ему походы им не совершённые, к которым относят и поход на скифов, победа над Персией, покорение Европы.

Большинство курганов, раскопанных археологом, которые иногда использовали бульдозеры, чтобы добраться до предметов одежды, были лишены самых ценных предметов для археолога, доставленного им мародерами, которые туннелировали в погребальную камеру. Мародерство и грабеж стали особенно серьезными проблемами после распада Советского Союза, и люди борются за то, чтобы делать деньги любым способом.

Мертвые были погребены с объектами, которые будут перенесены в загробную жизнь. Мужчины были погребены с множеством оружия, коляски с колокольчиками и лошадьми с уздечками и каменными святынями с почерневшими очагами. Женщины были похоронены с золотыми кольцами на каждом пальце и плащ с маленькими золотыми пластинами, сшитыми в ткань. Оба мужчины и женщины были похоронены с зеркалами.

1233 год до н.э. Весозис воюет со скифами за 480 лет до основания Рима.

XII в. до н.э. Скифы, по античным источникам, были окончательно вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями и родственниками - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном.

I тыс. до н.э. Появление саков - скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Азиатские народы, в особенности персы называли скифов «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами». Персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.
Саки исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров, гуннов и других тюрков, сарматов, эфталитов).

Вождь в одной гробнице носил красные брюки и белый кафтан и окружен 150 предметами из мелкого золота, включая меч с золотой ручкой, золотое ожерелье и серебряную чашку с изображением грифона, атакующего оленя. Считается, что могилы скифов, найденные под Киевом, моделируются после реальных домов. Ткани покрывали стены, потолки и тростниковые маты, выложенные полом. Другие были наполнены многими жертвоприносящимися лошадьми и содержали разрезанные квадраты дерна из первичных пастбищ, которые, казалось бы, обеспечивали пищу для усопшего домашнего скота в будущем, заставляя одного ученого предположить, что курганы являются «символическими пастбищами».

I тыс. до н.э. Начало формирования Скифской цивилизации в евразийских степях. В это время возник союз скифских племён.

I тыс. до н.э. Скифы Северного Причерноморья и Приазовья в первые века I тыс. до н.э. подчинили себе прочее население этого региона и создали на этой основе мощный союз племен, позже переросший в раннегосударственное образование Скифии.

Поддельный очаг, найденный в кургане высотой 30 футов у села Ржихановка, в 75 милях к югу от Киева, датированном периодом скифского упадка, привел к тому, что археолог предположил, что он может символизировать комфорт и теплоту дом и может указывать на отказ от кочевой жизни для более устоявшейся жизни.

Область была названа Долиной Царя, потому что курганы настолько велики, что местные жители чувствовали, что в них будут похоронены только короли. Каждый курган содержит несколько подземелий с самым высокопоставленным человеком, возможно, королем, похороненным в центре, менее ранжирующими людьми, похороненными дальше от центра, и лошадьми, лежащими для отдыха около периметра. В погребальных камерах было много артефактов, потому что большая часть гробниц была разграблена. В долине есть четыре каменных кургана, каждый примерно в одной миле от другого, и каждый думал, что он принадлежал правителю в одной династии.

I тыс. до н.э. Скифия объединила под названием скифов (ираноязычные племена). Скифия просуществовала до 2-го века н.э. Восточные скифы в греческих источниках в это время упоминаются под именем саков.
На территории Скифии жили различные племена. Южные племена занимали степи от Нижнего Дуная до Дона и относились к североиранской группе. Часть их и именовалась Геродотом "царскими скифами". На западе скифы были соседями фракийских племен, а на востоке граничили с савроматами.
Граница между скифами и савроматами проходила по р. Танаис. Между р. Ингул и Днепр, наряду с кочевниками, обитали "скифы-земледельцы". В Крыму обитали "скифы-кочевники". На Северном Кавказе и в Прикубанье наряду с кочевыми скифами жили меоты и синды. Северную лесостепную часть Скифии заселяли нескифские племена.

Каждой могиле требовались сотни, если не тысячи рабочих. Просто принося песчаные плиты с краю долины, в нескольких милях от места захоронения было довольно серьезным делом. Типичная гробница состояла из песчаных плит, уложенных в кружок на 90 метров в высоту и на два метра. Внутри был человек, которому, по оценкам, было около 40 лет, а женщина считалась 30 или около того.

Оба были обнаружены на их стороне, слегка скрученные, как будто они спали. Этнические группы, которые живут в отдаленных Кавказских долинах в Иране, Грузии и на юге России, до сих пор говорят на иранском языке, подобном тому, что говорили скифы и практикуют обычаи, происхождение которых можно отнести к скифам.

VIII в. до н.э. Появление скифов в официальной историографии.

VIII век до н.э. Возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где, до этого, веками правили киммерийцы.

VIII в. до н.э. После покорения Причерноморья скифы, вслед за киммерийцами, прошли в Переднюю Азию. В древневосточных текстах вторгшийся народ именуется «шкуда». Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» - киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. В действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное - несколькими волнами - их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э VII в. до н.э. В течение всего века скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражений, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

Таможня в Украине, которая считается скифской по происхождению, включает табу, запрещающую тушение пожаров в День Святого Иоанна, Рождество и Новый год. Украинцы считают, что скифские курганы были подняты скорбящими, кладя горсти земли на могилу, что означает, что чем крупнее курган, тем больше количество скорбящих.

По мнению ученых, скифская культура до сих пор очень жива в Северной и Южной Осетии, на Кавказе по русскому и грузинскому горам. Осетины, меньшинства, Россия. Судебно-медицинский анализ мутантов скифских воинов. Над могилой Аржана-2 были тела 26 мужчин и женщин, большинство из которых, по-видимому, были казнены, чтобы следовать за правителем в загробную жизнь.

VII – IV вв. до н.э. К мифической эпохе первотворения традиция относит формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала в эпоху скифо-персидской войны. Она закончилась в середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии.

Это самая ранняя документация о болезни. Еще одна мумия Шульц отметила, что зубы мумии окружены язвенной костью - свидетельством болезненной болезни десен, вероятно, результатом диеты, богатой мясом и молочными продуктами, но без фруктов и овощи. Подсказки усиливают то, что подозревали Пазингер и другие: он принадлежал скифам. Позже, после распада Советского Союза, когда некоторые из участков стали более доступными для раскопок, открытия, связанные с Скифом, стали более быстрыми темпами.

Изучение скифских могил, вечной мерзлоты и глобального потепления. Есть опасения, что глобальное потепление может вскоре положить конец поиску скифов. Поскольку таяние вечной мерзлоты, лед, который сохранил скифские мумии в течение многих веков, тоже будет оттаивать.

VII в. до н.э. Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Часть скифских орд осталась на Северном Кавказе осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.

Нахождение хорошо сохранившейся половины замороженной скифской мамы. Германский археолог и глава Фонда прусского культурного наследия Германн Парзингер в Берлине и его российский коллега Константин Чугонов раскопали гробницы раненых воинов и ракового князя в Аржане 2 и были подвергнуты дрессировке возможностью найти хорошо сохранившуюся мумию.

Радиолокационные данные для четвертой насыпи - едва ли удача на равнине, всего в нескольких футах и ​​40 футов в поперечнике - в лучшем случае были двусмысленными. Ну, может быть и альтернатива. В этой функции мы представим новый взгляд на Эрмитаж по истории и географии.

VII -- VI вв. до н.э. Вернувшиеся из Азии скифы получили название «царских» - «саи», вероятно, потому, что были объединены под властью царя, одного из уцелевших членов династии, возглавлявшей их в Азии. В положении скифского царя, а не только во внешних признаках его достоинства, представленных вещами из царских погребений, сохранялись черты, заимствованные у восточных владык. Сопряженная с организованностью и дисциплиной царская власть давала существенные преимущества вернувшимся скифам сравнительно с туземным населением Северного Причерноморья, раздробленным на отдельные мелкие образования.

VII в. до н.э. До походов в Переднюю Азию обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

VII-III вв. до н.э. Ареал скифской культуры в течение 7-4 вв. до н.э. был достаточно широк и представлен многими локальными вариантами. За время многолетнего пребывания в Передней Азии скифы испытали на себе влияние многих восточных (урартская, ассиро-вавилонская) и греко-ионийской культур. Возвратились они в причерноморские степи с культурой, существенно отличавшейся от той, которая осталась у населения, не участвовавшего в походах на Азию.

VII-IV вв. до н.э. Создание и существование Скифского союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Скифский союз племен был прекрасным примером сосуществования в рамках одного государства нескольких разных племен. Благодаря тому, что все племена вели разный образ жизни и занимались разными отраслями хозяйства, они удачно дополняли друг друга. Ведь невозможно представить людей, которые могли бы всю жизнь есть только мясо и сыр, запивая их молоком. Так же трудно поверить, что можно прожить, питаясь только кашей и хлебом. Вот поэтому, скифы-скотоводы обменивали мясо и кожи животных, а также другие продукты своего труда на зерно и овощи земледельцев. Это укрепляло их политический и военный союз. Ни земледельцы, ни скотоводы не смогли бы долго прожить друг без друга. Умелые торговцы, эллино-скифы удачно дополняли это сообщество, снабжая и тех и других импортными товарами и продукцией своих умелых ремесленников. Царские скифы следили, чтобы этот порядок не нарушался, и служили надежной охраной от внешних врагов.
Сколоты (скифы-пахари) - союз четырёх скифских племен VII-IV вв. до н.э., в который по входили предки восточных славян. Сколоты, в свою очередь, входили в более сложную племенную организацию, подчинявшуюся вместе с другими восточноевропейскими племенами скифам-кочевникам. Геродот упоминает договоры между племенами Скифии для совместной защиты при описании скифо-персидской войны 512 г. до н.э.
В период с III в. до н.э. потомки «сколотов» (носители зарубинецкой археологической культуры) находились в союзнических или зависимых отношениях с сарматами, вытеснивших скифов из Причерноморских степей.
Носители зарубинецкой культуры рассматриваются как полиэтническое балто-славнякое население и как одни из предков восточных славян, в частности, как предки северян. «Повесть временных лет», рассказывая о племенах восточных славян, упоминает, что греки называли славян, в частности тиверцев и уличей, «Великая Скифь». Названия антов и племен хорватов, сербов и северян имеют скифо-сарматское происхождение.

VII в до н.э. Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья. Походы скифов в Малую Азию.

VII в. до н.э. Формирование скифской культуры на основе Курганной гипотезы.

VII в. до н.э. Скифы занимают господствующие позиции в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза.

VII в. до н.э. Греческие поселенцы начали активную колонизацию северного побережья Черного моря. В это же время они встретились со скифами. Со временем, греки стали обозначать все народы этого круга скифами, отличая их от савроматов, массагетов, исседонов. Хотя массагеты – племена, родственные скифам.

VII в. до н.э. К этому времени археология относит формирование скифской культуры.

690 гг. до н.э. По свидетельству древнееврейских источников, ещё в конце 90-х годов 7 века до н.э. существовало Скифское царство, после чего упоминаний о нём мы не встречаем уже ни в одном источнике.
В это время основная часть скифов постепенно покидала территории, возвращаясь обратно на Северный Кавказ, и проникала в Северное Причерноморье, которое в то время было населено родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами разных наименований».

675 г. до н.э. Ишпакай. Первый известный из источников, исторический царь скифов. Со времени воцарения Ишпакая власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки.

670 гг. до н.э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Израильское царство.

633 г. до н.э. В это время в Ассирии происходят повсеместно внутренние выступления, смуты, осложнившие положение после смерти ассирийского царя Ашшурбанипала, и в это же время, очевидно, скифы вторглись на контролировавшийся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифам удалось достигнуть границ Египта.

610 гг. до н.э. Во время падения Ассирийской и Урартской держав в Передней Азии, скифы оставались довольно внушительной силой, но вследствие того, что источников того времени сохранилось чрезвычайно мало, мы не можем оценить точно их роль в событиях, которые развернулись в конце 7 века.

VI в. до н.э. Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли. С этого момента начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках.

VI в. до н.э. Окончательный уход скифов из Передней Азии. Появление скифов на Северном Кавказе.

VI-IV вв. до н.э. Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, сайи. Сарматы говорили на одном из скифских говоров.

512 г. до н.э. Война скифского государства с персидским царём Дарием I. Во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис.

V-IV в. до н.э. Экспансия скифов во Фракию при царе Атее, объединившим Скифию в единое государство.

V в. до н.э. Скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

V в. до н.э., Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов". Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

IV в. н.э. Эпоха расцвета Скифского царства. Усиление административным и торгово-экономическим центров степных скифов.

IV в. н.э. Резкие изменения в социальном строе скифов. В Приднепровье появляются грандиозные царские курганы скифской аристократии высотой более 20 м.

IV в. до н.э. В это время скифы разделялись на несколько крупных племён. На востоке Скифии господствующими были царские скифы, граничившие по Дону с савроматами. Царские скифы занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а ещё севернее - скифы-пахари.

IV в. до н.э. В Скифии в это время обитали различные племена, как родственные скифам, так и иноязычные: боруски, агафирсы, гелоны, невры, нервии, аримаспы, фиссагеты, иирки, будины, меланхлены, авхаты, липоксаи, катиары, арпоксаи, траспии, арпоксаи, паралаты, колоксаи, сколоты, исседоны, тавры, аргиппеи, андрофаги.

IV в. до н.э. В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

IV – III вв. до н.э. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе.

IV в. до н.э. с этого времени между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией.

IV веке до н.э. Аланы (сарматское племя) примерно в IV веке до н.э. создали свое государство, являвшееся, по словам византийских и арабских источников, сильнейшим в Кавказском регионе. Сарматы после Великого Переселения Народов утратили господствующее положение в Восточной Европе и затем, за исключением аланов, растворились в других народах.

IV-III века до н.э. Европейские скифы этого времени были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV-III века до н.э. Под именем скифов в Европейской историографии понимаются именно европейские скифы.

IV в. до н.э. Конец троецарствия в Скифии. К мифической эпохе первотворения традиция относит формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, - период последнего подъема могущества скифов.

IV в. до н.э. Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла.

IV – III вв. до н.э. Главную роль в крушении Скифской цивилизации сыграли сарматы. В течение всего века вторгавшиеся из приуральских степей. Они принадлежали к скифско-иранской этно-языковой семье.

IV-II вв. до н.э. Время существования Скифии и Скифского государства. Переход к оседлости и земледелию. Вместо укреплённых поселений на Нижнем Днепре и Южном Буге возникают городки. Центром Скифии становится степной Крым. Скифы начинают строить каменные дома с черепичными крышами, подобные домам греческих колонистов. Начинает складываться Скифское государство.

339 г. до н.э. Античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец.

339 до н.э. Царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II.

331 до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско.

330 - 70 до н.э. Возникновение и существование Скифского царства в Добрудже (Малая Скифия). В 70 г до н.э. в Малую Скифию приходят сарматы и свергают последнего царя малой Скифии и последнего царя скифского царства Элия. В последующие времена Малая Скифия упоминается авторами в качестве страны или территории, не имя в виду под этим государства.
Малой Скифией греки называли
черноморское побережье к югу от Истра (Дуная), в более поздние времена известное как Добруджа.
Геродот сообщает, что коренными обитателями Малой скифии были геты. Города - Истрия, Одессос (Варна), Томис (Констанца), Дуростор (Силистра).
Из скифских правителей Нижнего Подунавья наиболее известен Атей. В Малую Скифию был сослан из Рима знаменитый поэт Овидий; там он сочинил свои «Понтийские письма» - важный источник о быте жителей этой области.
До реформ Диоклетиана Малая Скифия входила в состав провинции Нижняя Мёзия, затем выделена в отдельную провинцию Скифия. Оставалась в составе Византии до нашествия славян и болгар в VII веке.

280-260 гг. до н.э. Вторжение родственных скифам сарматов, пришедших из-за Дона. Часть скифов погибла, часть перешла через Дунай и осела на прибрежных территориях, с тех пор долгое время называвшихся Малой Скифией (Добруджа). Однако скифы удерживают Центральный Крым и Нижнее Поднепровье.

III в. до н.э. К концу III века до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

III в. до н.э. Во второй половине III в. до н.э. развивается рабовладение, скифское общество расслаивается. К этому времени окончательно складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н.э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь

II в. до н.э. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н.э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако, (по мнению историков XX века) во 2-й половине I в., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. По современным представлениям Фарзой и Инисмей были сарматскими царями.

II в. до н.э. К этому времени сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра. Остатки скифского населения сохранились в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья - сарматами.

II в. до н.э. Наибольший расцвет скифского государства при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь.

130 гг. до н.э. Возведение Неаполя Скифского на реке Салгир, возведенного под руководством царя Скилура. Скифский Неаполь построен на месте большого города с крепостью, существовавший с 250 г до н.э. Это была столица Царских скифов.

120 гг. до н.э. Скифское царство в Крыму достигает своего наивысшего расцвета при царе Скилуре. В это время скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. После поражения в войне с Понтийским царством позднескифское царство в Крыму перестало существовать как единое государство.

I – III вв. н.э. Саки, одна из ветвей скифов, исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров, гуннов и других тюрков, сарматов, эфталитов).

III в. н.э. Готы, пришедшие в Крым, уничтожают Скифское царство в Крыму. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого Переселения Народов. С этого времени греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.

III в. н.э. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

III-IV вв. н.э. В это время скифами часто называются германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян - русь, тюркоязычных хазар и печенегов, алан.

IV веке н.э. Гуннское нашествие в Малую Скифию, где ещё обитали скифы.

IV в. н.э. Гуннское нашествие в Малую Скифию, где ещё обитали скифы.

IV в. н.э. Исчезновение скифов из анналов официальной историографии.

476 -- 1000 гг. н.э. Начиная с раннего Средневековья, слово «скифы» использовалось в греческо-византийских источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье.

X в. н.э. До X века аланы играли важную роль в борьбе между хазарами, арабами, и византийцами, в основном поддерживая последних. С X века, после ослабления хазар и арабов, начался расцвет Алании, продолжавшийся до монгольского нашествия в XIII веке.

XIII в. н.э. По словам источников того времени (например, Иосафат Барбаро, Гильом Рубрук), загнанные в горы аланы продолжали борьбу с захватчиками. Аланское государство было окончательно уничтожено походами Тамерлана в XIV веке. Прямыми потомками алан являются осетины, живущие на Кавказе, а также родственные осетинам ясы, живущие в Венгрии.

++++++++++++++++++++++

Имя

Скифы -- греческое имя. Самоназвание скифов – сколоты. Персы называли скифов саками.

Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются. Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).

Имя скифов, известно из сочинений греческих и латинских авторов. Древние писатели именовали скифами широкий круг народов, обитавших в ту эпоху на обширных пространствах евразийского степного пояса и обладавших во многом сходной культурой.

+++++++++++++++++++++++++

Язык .

Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.

Язык савроматов -- диалект скифского. Отдельные дошедшие имена и названия свидетельствуют, что в евразийских степях обитали и иные ираноязычные народы.

Известны только некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.

От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языка - осетинский язык.

Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными. Так, невры считаются балтами, а не иранцами.

Тавры (древнейшее население Крыма) считаются родственными абхазо-адыгским народам Кавказа

В наше время под скифами обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири.

++++++++++++++++++++++

Скифское наследие.

Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.

Скифское наследие на Руси и в России чрезвычайно многообразно, особенно у населения южных регионов России.

От скифского времени сохранилось огромное количество памятников археологии. Поселения скифского времени представлены чаще всего временными и зимниками стоянками. Последние, при благоприятном стечении обстоятельств, могли стать основой для формирования крупных поселений древности (Елизаветовское городище). Именно они позднее стали очагами ремесла и торговли, центрами греко-варварских этно-социальных контактов.

++++++++++++++++++++

Звериный стиль.

Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре.

Наибольшую популярность в Скифии приобрели различные изображения животных, послужившие основой для формирования знаменитого скифского звериного стиля - наиболее интересного и самобытного элемента скифской культуры.

Для этого искусства характерно воплощение строго определенных образов - по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а также кошачьих хищников и птиц, - изображаемых в нескольких каноничных позах.

Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского снаряжения, конского убора, ритуальных сосудов.

Все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий.

В его основе могли лежать магические представления - стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Изображения зверей могли быть связаны со скифской мифологией, скифы мыслили своих богов как имеющих зооморфный облик. Иногда звериный стиль рассматривают как своего рода символическую знаковую систему, призванную воплощать общие представления о строении мироздания.

Искусство звериного стиля, сложившееся на основе синтеза древнеиранских представлений о мире и древневосточной иконографии, превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

+++++++++++++++++++++++

Фольклор скифов.

Борьба против вторжения в скифские земли войск персидского царя Дария I. Нашествие огромных полчищ грозило Скифии большими несчастьями. Рассказ Геродота об этой войне, восходит к собственно скифскому устному эпическому преданию. Фольклор скифов почти бесследно утрачен, и представления о нем можно составить лишь по скудным инокультурным его пересказам.

По Геродоту Дарий, переправившись через Дунай, в течение двух месяцев продвигался по причерноморским степям вслед за скифами, которые уходили, не принимая боя. Попытка персидского царя вызвать скифов на решающее сражение не принесла успеха. Скифы мотивировали свой отказ тем, что, не имея ни городов, ни обработанных земель, которые стоило бы защищать от врага, они не видят необходимости в активной борьбе, но просто продолжают вести обычный для них кочевой образ жизни. Тем не менее, они постоянно тревожили персов мелкими набегами, нанося им существенный урон. В итоге войско Дария, пройдя по всей Скифии и некоторым соседним с нею землям, вынуждено было бежать из Причерноморья, понеся большие потери.

Описанный Геродотом маршрут призван воплотить идею тотального характера конфликта и продиктован ритуально-магическими концепциями древних ираноязычных народов. Зато это повествование содержит интереснейшие данные о скифских обычаях, представлениях, культурных моделях. Примечательна описанная в нем величественная фигура вождя скифов царя Иданфирса - мудрого правителя и военачальника, - типичная для древнего эпоса.

++++++++++++++++++++++++

Скифские курганы.

После отражения персидского нашествия для Скифии наступает почти двухсотлетний период расцвета. Именно к этому времени относится абсолютное большинство исследованных археологами скифских памятников. Это по преимуществу погребальные курганы. Их размеры колеблются в значительных пределах: над погребениями рядовых воинов сооружались небольшие насыпи, которые теперь - после многовековой распашки и выветривания - едва возвышаются над уровнем земли; зато над могилами племенных вождей или царей сооружались гигантские земляные холмы, порой с применением и каменных конструкций.

Один из самых известных царских курганов Скифии - Чертомлык - накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана - Александропольского - превышала 21 м. Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба - своеобразная пещера простой или усложненной конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

++++++++++++++++++++++++++

Обряд похорон.

В пространстве камеры, а иногда и входной ямы размещался основной сопровождающий умершего инвентарь. В аристократических погребениях часто здесь же или в специальных дополнительных могилах укладывались тела погребаемых вместе с «владыкой» прислужников - оруженосца, конюха, служанки, а также предназначенных для умершего верховых коней.

В обряде похорон скифского вождя, по рассказу Геродота, участвовали все его подданные, силами которых и воздвигалась гигантская насыпь. Эти же люди были участниками тризны - поминального ритуала, следы которого часто находят при раскопках. Так, во рву, окружающем курган Толстая Могила (богатый, хотя и не слишком большой), были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5-3 тыс. человек. Погребение рядового члена общества совершалось его ближайшими родственниками и друзьями.

+++++++++++++++++++++++++++

Оружие.

Набор инвентаря в скифских могилах достаточно традиционен, хотя в аристократических курганах он, конечно, неизмеримо богаче, чем в рядовых. В мужских погребениях это прежде всего предметы вооружения. Справедливость замечания Геродота, что каждый скиф - конный стрелок, подтверждает наличие в могиле бронзовых наконечников стрел, а иногда и остатков самого лука.

С формой скифского лука древние авторы сравнивали очертания Черного моря, прямая линия южного берега которого соответствует тетиве, а северное побережье - древку с изгибом в том месте, где находилась рука стрелка. О том, насколько тугим был скифский лук и какая сноровка требовалась при обращении с ним, свидетельствует сохраненный Геродотом миф о трех сыновьях родоначальника скифов, который, чтобы выбрать из них достойного претендента на царский престол, в качестве испытания предложил им натянуть тетиву на его лук; преуспеть в этом испытании смог, согласно скифской традиции, лишь младший из сыновей.

Распространенным оружием у скифов были также копья и мечи-акинаки, но последние чаще встречаются в аристократических, чем в рядовых, погребениях. В женских могилах обычной находкой являются простые личные украшения - серьги, перстни, браслеты, а также зеркала.

Значительно разнообразнее набор предметов, находимых в погребениях знати. Основные категории вещей здесь те же самые, но типы их многообразнее, а убранство- богаче. Ножны акинаков и гориты - футляры для лука и стрел - часто украшены золотыми пластинами, снабженными ритуально-мифологическими изображениями. Пышно украшен золотыми накладками и ритуальный женский головной убор.

Золотыми бляшками с изображениями расшивались одежда погребенных и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Очень часты в аристократических погребениях ритуальные сосуды различных форм - шаровидные кубки, ритоны, открытые чаши с двумя горизонтальными ручками. Подобные сосуды изготавливали из драгоценных металлов или из дерева с металлическими обкладками. Все эти предметы помимо указания на необычайное богатство скифской аристократии важны тем, что содержание украшающих их изображений отражает скифские представления о власти вождей и царей как о богоданном установлении: ее сакральный характер подтверждался композициями на мифологические сюжеты.

Многие изделия этого типа являются продукцией не собственно скифских, а греческих мастеров. Поскольку сами скифы по сути не знали изобразительного искусства, создать изобразительные воплощения их мифов предстояло эллинскому миру. Формирование специфического греко-скифского искусства - процесс, в котором были в равной мере заинтересованы обе стороны: для скифов это был путь к получению памятников, воплощающих их идеологические концепции, а для греков - обеспечение рынка сбыта своей художественно-ремесленной продукции.

++++++++++++++++++++++++++++

Обряды

Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Прежде всего это осетины, ираноязычный народ, родственный то племенам скифского племенного союза. В каждой версии нартского эпоса можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов.

Многие парадные и ритуальные предметы из скифских курганов снабжены изображениями на сюжеты греческих мифов и сказаний. Здесь можно встретить Геракла, Афину, Горгону Медузу, эпизоды Троянской войны. Иногда эти композиции толкуются как свидетельство распространения в скифской среде эллинских культов, однако вероятнее, что подобные изображения переосмыслялись скифами, трактовавшими их как иллюстрации к собственным мифам и воплощение своих богов и героев.

Особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити - богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней почиталась супружеская пара - божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир.

Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Общескифской святыней был огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда - по одному от каждого воина - по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

++++++++++++++++++++++

Социальное устройство

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия- воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов - чаша, а для общинников - плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, - период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

+++++++++++++++++

Конец цивилизации

Античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов, которые принадлежали к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н.э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла.

Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья - сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Археология указывает близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами.

Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников в Горном Алтае, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка предметов, изготовленных из органических материалов. Среди них - одежда погребенных, украшения, утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

+++++++++++++++++++

Мифологические цари скифов

Таргитай - сын Зевса, родоначальник скифов.

Колаксай - эпический царь скифов, родоначальник всех «сколотов» и главного племени паралатов («первейших»).

Арпоксай - один из трех эпических внуков Зевса, прародитель катиаров и траспиев.

Липоксай - один из трех эпических внуков Зевса, прародитель авхатов.

Агафирс - сын Геракла и полудевы-полузмеи, эпоним агафирсов.

Гелон - сын Геракла и полудевы-полузмеи, эпоним гелонов.

Скиф - сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь всех скифов.

Прометей - мифический царь скифов.

Линх - мифический царь скифов.

Дардан - мифический царь скифов.

Агаэт (Агаст) - сын Аэта (Ээта) Колхидского, царь скифов и сарматов.

Кирка - дочь Аэта Колхидского, царица скифов и сарматов.

Пал - эпический царь скифов времен ранних завоеваний.

Нап - эпический царь скифов времен ранних завоеваний.

Сколопетий (Сколопит) - юноша царского рода, предводитель похода.

Плин - юноша царского рода, царь скифов Южного Причерноморья.

Сагил - царь скифов, современник похода амазонок на Афины.

Панасагор - скифский царевич, сын Сагила.

Танай (Танаузис) - царь скифов, воевавший с одним из фараонов. Существует несколько вариантов объяснения имени, упоминаемого у Юстина и Иордана. По одному из них, оно связано с названием Танаис, по другому - это просто рукописное искажение варианта Иандис, в свою очередь представляющего видоизменение геродотова Иданфирса (возможно, сделанное Эфором).

Теродам (Феродамант) - мифический жестокий царь скифов.

Зарина - легендарная царица сарматов, родоначальница сарматских царей, правившая в легендарном городе Росканаке.

Скиф - легендарный предок славян, отец Словена и Руса.

Словен - сын Скифа, легендарный предок славян, один из основателей Словенска (Новгорода).

Рус - сын Скифа, легендарный предок славян, брат Словена, основатель Словенска (Новгорода).

Сесострис (Везосис) - легендарный фараон, ходивший на Скифию.

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:

Ишпакай - скифский вождь до 675 г. до н.э., с которым воевал Асархаддон.

Партатуа - царь скифов около 675-650 гг. до н.э., упомянут в ассирийских текстах. Отождествляется с отцом Мадия Протофием, упомянутым Геродотом.

Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:

Ариант - полулегендарный царь скифов, проводивший «перепись».

Мадий - царь скифов во 2-й половине VII в. до н.э., сын Прототия, взымавший дань с Мидии на протяжении 28 лет.

Спаргапиф - в списке Геродота первый правитель Причерноморской Скифии.(~580-е гг. до н.э.)

Лик - царь скифов, сын Спаргапифа, отец Гнура. Возможно, греческое имя Лик (греч. «волк») - перевод оригинального vṛka с тем же значением.

Гнур - царь скифов, сын Лика, отец Анахарсиса и Савлия.

Анахарсис - философ, сын царя Гнура, один из семи мудрецов. Хотя Геродот приводит его родословную, он часто рассматривается как полулегендарный персонаж.

Савлий (Кадуит, Кадуин, Кальвид - в некоторых источниках) - царь скифов в VI в до н.э., отец Иданфирса, брат и убийца Анахарсиса.

Иданфирс - царь скифов, воевавший с персидским царём Дарием около 514/512 года до н.э.

Таксакис - один из царей, современник Иданфирса, во время скифо-персидской войны возглавлял войско гелонов и будинов.

Скопасис - один из царей, современник Иданфирса, во время скифо-персидской войны командовал мобильным отрядом из скифов и савроматов.

Ариапиф - царь, отец Скила, Октамасада, Орика (первая пол. V в. до н.э.).

Опия - одна из жен Ариапифа, мать Орика.

Скил - царь скифов в V в. до н.э., сын Ариапифа и эллинки из Истрии.

Октамасад - царь скифов в V в. до н.э., сын Ариапифа и дочери фракийского царя Терея.

Орик - сын Ариапифа и Опии.

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:

Марсагет - брат скифского царя (вероятно брат Иданфирса).

Аргот - имя, читаемое на «перстне Скила», возможно скифский династ, не упомянутый Геродотом.

Эминак - известен по монетам Ольвии (1-я половина - 40-е IV века до н.э.).

Саммак - гипотетически представитель скифской династии на Боспоре, известный по монетам Нимфея, датируемых 409-405 гг. до н.э.

Атей - царь скифов (до 358-339 г. до н.э.)

Агар - царь Скифии конца IV в. до н.э.

Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии) (~250г до н.э. - 250г н.э.):

Аргот, сын Ид[…]та - представитель правящей династии скифов Крыма, живший во II в. до н.э.

Скилур - царь скифов Крыма и во II в. до н.э.

Палак - сын и наследник Скилура.

Сенамотис - дочь царя Скилура и жена некоего боспорского аристократа Гераклида, известная из посвятительной надписи богине Дитагойе, сделанной от имени царя Боспора Перисада.

Савмак - скиф, возможно представитель династии царей Тавроскифии, возглавил мятеж против последнего Спартокида на Боспоре. Правил Боспорским царством около года (между 112 и 107 гг. до н.э.).

Ходарз - царь скифов Крыма в I веке, сын Омпсалака, возведён на престол боспорским царём Аспургом.

Антир (так у Иордана: искаженное геродотово имя Иданфирс - царь готов (так у Иордана вместо скифов), возглавлявший царства Скифии в борьбе против Дария. В родословных правителей Мекленбурга - предок древних вандальских, герульских и польских королей, современник и союзник Александра Макдонского.

Аргунт - царь скифов, упоминаемый применительно к событиям середины III века, когда собственно скифов возможно уже не существовало (по другим версиям готский вождь).

Скифское царство в Добрудже (Малая Скифия) (ок. 330 - 70 до н.э.).

Канит - ок. 270 г. до н.э.

Харасп - II в. до н.э.

Акроса - II в. до н.э.

Танос - ок. 100.

Зариакс - I в. до н.э.

Элий - до 70 до н.э., ок. 70 до н.э. сарматское завоевание.

Российский университет дружбы народов

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ “БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА СКИФОВ”

ВЫПОЛНИЛ: студент группы ФЖБ-11

Куров Артём

© Москва 2000

ВВЕДЕНИЕ

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках. Однако основное занятие их (пастушеское скотоводство, охота, частично земледелие), материальная культура, общественный строй, искусство всех этих племен имели много общего. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э.), высотой 15 м знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней. Выразительные элементы скифской культуры - бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии, так называемого скифо-сибирского мира. Этим обусловлено и появление термина "скифо- сибирский звериный стиль".

Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийско-вавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии с 70-х гг. VII в. до начала VI в. до н. э. под предводительством Партатуэ, когда они были частично уничтожены мидийцами. В VI в. до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700000 человек) вторгается в скифские владения и терпит поражение. IV в. до н. э. - время наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства. Основу его экономики составляла торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья. Многие шедевры греческих ювелиров и торевтов, обнаруженные археологами в царских курганах, были получены в обмен на вывозимый хлеб. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В 3 в. скифское царство было уничтожено готским нашествием.

ИЗУЧЕНИЕ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Скифская культура представляет собой часть обширной историко- культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного в 1763 г. по распоряжению губернатора Новороссийской губернии А. П. Мельгунова, по фамилии которого этот памятник стал известен в науке под именем Мельгуновский курган. Середина XIX в. явилась временем открытий И. Е. Забелина в степях около Никополя, среди них - раскопки Чертомлыцкого кургана, получившего всемирную известность. Вторая половина XIX и начало XX в. - период знаменитых раскопок Н. И. Веселовского на Кубани и Нижнем Днепре, когда были открыты выдающиеся памятники скифской культуры - Келермесские, Костромской, Ульские курганы, а также знаменитый курган Солоха. Большой вклад в изучении проблем скифоведения внесли советские археологи. С 30-х гг. начались раскопки курганов рядового населения Скифии, небывалые по масштабам раскопки курганов развернулись в 60-е гг. Кубанские курганы, когда были открыты выдающиеся скифские памятники, в том числе курганы Толстая могила и Гайманова могила. В работах Б. Н. Гракова, А. И. Тереножкина, Б. А. Рыбакова рассмотрен широкий круг проблем, связанных с культурой и составом населения Скифии. Каждя из поставленных проблем становилась предметом дискуссии, в том числе проблема происхождения скифского звериного стиля, к этой проблеме мы ещё вернёмся позже.

БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ

О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада. Глос. Персеполь, Аму - дарьинский клад.

По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. Понятием "звериный стиль" принято обозначать широко известную изобразительную манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до н. э. Эта манера изображения имела характерные общие черты в декоративно- прикладном искусстве скифских, сарматских, сако-масагетских и других кочевых племен, населявших Великую степь. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники. Тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи, обнаруженных в степях Евразии, имели общие художественные мотивы - изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных.

Дискуссия о происхождении скифо-сибирского звериного стиля в отечественной науке многие годы велась вокруг двух гипотез. Одна группа исследователей считала, что скифское искусство целиком сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию на основе древневосточного искусства и в готовом виде быстро перенесено в степную Евразию (М. И. Артаонов, Н. Л. Членова) Другие исследователи считали, что скифское искусство сложилось в недрах евразийских степей, т. е. выдвигали центральноазиатскую гипотезу (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин). Современный взгляд на указанную проблему определяют две точки зрения.

1. Раскопки царского кургана Аржан в Туве, где были найдены древнейшие предметы скифо-сибирского звериного стиля IX -VIII вв. до н. э., позволил одним исследователям утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует искать в глубинах Азии, а не в Северном Причерноморье и не в Передней Азии" (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин, 1983).

2. " Не исключено, что именно племена скифов принесли с собой на Передний Восток мотив оленя с поджатыми ногами и ветвистыми рогами, мотив пантеры, стилизованное изображение головы грифа... Вместе с тем, не говоря уже о позе оленя или барана, распространенной весьма широко в искусстве Передней Азии еще во II тысячелетии до н. э., на территории Ирана найдены памятники с изображением тех же животных, хотя в иной стилизации. Голова грифа венчает обухи луристанских топоров еще в X - IX вв. до н. э., олень с поджарыми ногами есть на луристанских "псалиях" конца VIII в. до н. э." (В. Г. Луконин, 1984). Глос. Аржан, псалии, Луристан или луристанские бронзы.

Блестящие образцы искусства найдены при раскопках всемирно известных скифских царских курганов - Солохи, Чертомлыка и др. Отличительной особенностью скифского искусства является "скифский звериный стиль". Изображения отдельных животных в изделиях скифов (оленя, барса, коня и др.) сочетаются со сложными композициями, выполненными с большим мастерством. Сокровища скифских курганов - это, как правило, набор изделий выполненных разными мастерами, принадлежащим различным художественным школам. Например, в Келермесских курганах - захоронениях скифской знати, часть золотых изделий связаны с древневосточным искусством, часть с раннегреческим. Некоторые вещи не были скифскими, а добыты во время переднеазиатских походов. Часть предметов изготавливалась, очевидно, по специальному заказу скифских царей и знати у мастеров различных стран (ассирийцев, греков и др. В V - IV в до н. э. скифское искусство развивалось под влиянием греческих мастеров, которые жили в городах Боспора. Боспорские мастера хорошо знали запросы своих заказчиков - скифов и изготавливали вещи по их вкусу. "Как быстро теряют ранние скифские вещи тот пласт фантастических образов, который связан с искусством Переднего Востока! Уже в раннескифских памятниках из курганов Северного Причерноморья (VI-V вв. до н. э.) он исчезает вовсе: там скифское искусство приходит в соприкосновение с искусством Греции. Но эти образы живут в искусстве Ирана эпохи Ахеменидов. Они встречаются в на ахеменидских печатях, на серебряных и золотых сосудах (в особенности на ритонах). На изображениях ахеменидских мечей, даже в "большом" искусстве - на капителях колонн, на рельефах."

Однако, в период своего военно-культурного расцвета скифы развивали свой культурный потенциал, а параллельно с этим распространяли его на своих соседей.

Парадокс заключается в том, что скифизируется наиболее мощная в военном отношении этнокультурная группа лесостепи, а в более слабых группах эти процессы менее заметны.

В этом же ключе работает и то, что на территории Азербайджана, по сведениям Геродота, служившего “скифской дорогой” для нашествий в Переднюю Азию, в скифское время продолжает существовать без значительных изменений ходжалы-кедабекская культура, скифское влияние на которую слабо ощутимо и ограничивается восприятием отдельных элементов триады. Еуджен Москалу отмечает, что в памятниках типа Сентеш-Векерзуг и Чиумбруд, наличие элементов триады в которых послужило основанием для ряда исследователей говорить о завоевании скифами этих территорий, 99% и даже 100% керамического комплекса составляет местная керамика, а между тем, пишет он, “никто не говорит о кельтах в Трансильвании без кельтской керамики”

Тезис о том, что кочевники не приносят с собой своей керамики, а пользуются местной, не так уж бесспорен. Кочевники вовсе не находятся в состоянии постоянного доминирующего симбиоза с оседлым населением, и в периоды становления их власти в той или иной области они вынуждены изготавливать себе посуду сами. Речь, несомненно, должна идти о домашнем производстве, и, вероятнее всего, это был удел женщин и детей. Поэтому, даже завоевав какое-то оседлое население, кочевники вряд ли были так уж заинтересованы в местной керамике, разве что в ее парадных, престижных формах. Отказ от этого положения должен был диктоваться весьма серьезными причинами, а скорее всего одной – гибелью своих жен и детей. Такие варианты тоже возможны, но смешно считать, что кочевники постоянно и сознательно обрекали их, родную кровь, на гибель, устремляясь в походы и завоевания новых земель. Не стоит забывать и о сакральной функции некоторых категорий керамики. О том, что кочевники приносили с собой свою керамику, свидетельствует, в частности, и то, что мы находим скифскую керамику в памятниках Добруджи, на территории так называемой “малой Скифии”.

Так что факта присутствия триады явно недостаточно для утверждения о завоевании скифами какой-либо территории.

С другой стороны, обращает на себя внимание и факт отсутствия единого архетипа триады даже в границах Северного Причерноморья, выраженный в том числе и в значительном разнообразии и “отсутствии стандарта” в оформлении отдельных элементов триады даже в одном могильнике. По словам В. Г. Петренко, “для каждого региона скифской культуры характерны все же свои особенности развития материальной культуры, и, в частности, типов наконечников стрел”, сохраняется только “общая тенденция в развитии форм”. В некоторых локальных группах отсутствуют отдельные элементы триады, даже весьма яркие, как, например, зооморфные псалии, выступающие в периодизационной схеме раннескифской культуры, предложенной И. Н. Медведской, хронологическим индикатором прихода новой волны скифов и начала второго этапа раннескифской культуры, отсутствуют в западноподольской группе.

Отметим также, что если рассматривать степные памятники как ту самую среду, в которой рождалась триада, то в них отсутствует ряд таких ее важных элементов, как навершия, шлемы кубанского типа, зеркала с боковой ручкой, а каменные блюда все-таки представлены в незначительном количестве – четыре экземпляра.

Все это не согласуется не только с концепцией завоевания лесостепи скифами – носителями триады, но и вообще с идеей триады как целостного комплекса, присущего конкретному этносу. Триада – собирательный, абстрактный образ, созданный не скифами, а скифологами. Поэтому бессмысленны и поиски некоего гипотетического очага зарождения триады, не увенчавшиеся, кстати, до сих пор успехом.

Из проявившегося полицентризма происхождения элементов триады возникает мысль о принципиально ином механизме ее распространения и, шире, иной модели реконструкции событий. Не завоевания скифов, а взаимодействие культур, в ходе которого вырабатываются общие стереотипы, не затрагивающие, в принципе, основ существования этих культур.

Несколько диссонирует с этим утверждением, пожалуй, только наличие в триаде (с ними – пентаде) таких элементов, как каменные блюда и бронзовые жертвенные ножи – вещи явно ритуального характера. (Впрочем, ряд исследователей отрицает сакральный характер каменных блюд). Но мы имеем и другие примеры распространения вещей подобного рода на огромные расстояния и внедрения в “заведомо разные культуры”, весьма труднообъяснимые, как распространение в позднебронзовое время от Северного Причерноморья до Сибири чернолощеной керамики, “образующей в памятниках Кобани, Тагискена, Дындыбай-Бегазы и карасукских разную по удельному весу, но чрезвычайно яркую группу”, или распространение “топоров с крылышками” во всем Средиземноморье, Малой Азии, Северном Причерноморье, Гальштате, Поволжье и Казахстане.

Видимо, здесь мы имеем дело с какими-то глобальными изменениями идеологии в масштабе Евразии, хотя суть их мы и не вполне улавливаем.

Распространение скифской триады также вписывается в контекст подобного глобального изменения, особенно если иметь в виду ее важнейший элемент – скифский звериный стиль. Возникая, он сменяет в Северном Причерноморье т. н. спирально-геометрический стиль орнаментации, характерный для предскифского времени. Но северопричерноморский геометрический стиль только часть более значительного явления – европейского геометрического стиля, и его вырождение начинается практически одновременно в Северном Причерноморье, Греции и Италии; эти синхронии в развитии разных культур были замечены еще в начале века.

В прочем, надлом старого искусства в это время охватил гораздо более широкие пространства, одним из проявлений его стал кризис расписной керамики, структурная формула орнаментации которой идентична структурной формуле аттической вазописи позднегеометрического стиля, а датировка совпадает со временем существования позднегеометрического стиля в Греции. При этом в Средиземноморье причиной распада геометрического стиля становится “ориентализирующее влияние” переднеазиатского искусства. Именно в результате ориентализации в среднеевропейском гальштате возникает в VII в. до н. э. так называемый стиль Кляйн-Кляйн, одновременно в Италии, в памятниках Эсте появляется звериный стиль ориентализирующего характера.

Звериный стиль – не единственный компонент триады, соотносимый с глобальными культурными процессами. Одним из подобных компонентов выступает и такой типичный признак раннескифской культуры, как стремечковидные удила. Одновременно с ними в Европе распространяется так называемый среднеевропейский тип удил, для которого также характерно оформление концов в виде стремени, но повернутого широкой стороной внутрь. Представляется, что это только разные вариации одной и той же модели, вариации самостоятельные и обусловленные оригинальной интерпретацией общей идеи.

Далее, крестовидные бляхи, в отечественной историографии называемые бляхами новочеркасского типа, как и синхронные им бубенчики-привески к конской узде, распространяются от Северного Китая до Португалии, причем наибольшая концентрация и блях и бубенчиков наблюдается на Балканах, в памятниках иллирийского гальштата.

Если же говорить о псалиях, то нужно начать с того, что псалии аржано-черногоровского типа (как и восьмерковидные бляхи) распространяются не с востока на запад, как обычно считают, а с запада на восток. Эта гипотеза весьма привлекательна, однако в той системе аргументации, которую использует Наталья Львовна, все упирается в датировку Аржана. Судя же по всему, этот вопрос лучше пока считать открытым.

СКИФСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ ОБ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ

По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они произошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второго – катиары, а от третьего -- скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А слово “сколоты”, безусловно искаженное эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как “схылты”, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех скифов - Таргитая.

Геродот слышал и другое предание или легенду, что скифы происходят от брака Геракла с полудевой, полузмеей, у которой верхняя часть тела была женской, а нижняя - змеиной.

Однако, Геродот продолжает описание происхождения скифов: “Есть, впрочем, и иной рассказ, которому сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Действительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи - авт.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам. Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сыр-Дарью. Следовательно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приаралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На фоне изложенного, становится ясно, что скифская культура, как бытовая, так и декоративная, таит в себе множество загадок. Трудность в изучении быта скифов состоит также в том, что нет каких-либо масштабных памятников, кроме курганов, которые, в свою очередь, не полностью отвечают на вопросы исследователей. Так или иначе, мы в праве сделать вывод, что культура скифов очень разнообразна; уровень развития скифской цивилизации в середеине I тысячелетия до нашей эры был достаточно высоким, чтобы говорить о скифах как об одном из величайших народов своего времени. Хочется верить, что с развитием науки и техники нам удастся получить какие-то новые сведения о жизни этого удивительного народа.

Список использованной литературы

В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин. Скифия VII - IV вв. до н. э. Киев, 1983

Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства, 1962.

В. Г. Луконин. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.

Геродот. Избранные произведения, М., 1983