Кто такие гномы для детей. Гномы, эльфы и феи

Гномы - сказочные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «дверги», «цверги», «дворфы» (др.-исл. dvergr, мн.ч. dvergar ), «карлики», «карлы», «краснолюдки» (польск. krasnoludki ), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση - знание, лат. - Gnomus), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке . Гномы - частые герои западноевропейских сказок . В фэнтези -литературе гномы являются, наряду с эльфами , гоблинами и троллями , одной из «стандартных» рас.

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир , которая удерживает Фенрира , молот Тора Мьёллнир , корабль Скидбладнир , копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

Сыны Ивальди куют корабль Скидбладнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

Гномы Уолта Диснея

Dwarf - существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов . Этим гномам также приписывают владение рунной магией.

Gnome - очень маленькое существо, иногда бородатое или с усами. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка , гномы изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. А также изобретателями зеркал, в том числе и волшебных. Один из первых примеров таких гномов - гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms). Также эти гномы могут владеть магией волшебников и чернокнижников.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Женщины-гномы

В серии «Плоский мир » Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов - «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей » Ника Перумова . Также, в корейской MMORPG Lineage II , гномки - хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

В игре Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate женщины гномов имеют выраженные монголоидные черты.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды ) красивы».

В популярном русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

Песни о гномах

  • Battlelore - «Khazad Dum»
  • Summoning - «The Mountain King’s Return»; «In Hollow Halls Beneath the Fells»
  • Дэвид Боуи - «The Laughing Gnome»
  • Юрий Кукин - «Маленький гном»

Издавна в мифологиях разных народов присутствуют истории о невысоких ростом, нелюдимых, замкнутых, но весьма умелых и одарённых талантом кузнецов существах. Эти существа носят гордое имя - гномы , которое происходит от слова означающего «накапливать богатство». Тяга к золоту у гномов неискоренима, но добывают они его честным трудом, а не воровством или обманом. Эти существа, вообще не признают таких дел как воровство и ложь. Или признают?

Дуализм гномов или трудности перевода

Есть легенды, которые повествуют о суровых бородачах, что ростом своим достают до груди человеку, но держаться в стороне от людей - затаив былые обиды. Есть легенды, которые повествуют о низкорослых озорных ловкачах, что ростом своим чуть выше людского колена, а с людьми любят разыгрывать разные шутки. Оба вида существ именуются гномами. Так кто же из них настоящие гномы?

Наиболее справедливый ответ можно найти в литературе, где Толкин разделил этот народ на две отдельные ветки - dwarves или но-нашему «гномы» и gnomes или по-нашему «карлики». Вот так вот странно выглядит перевод этих слов. Сейчас в литературе принято всё-таки дварфов считать дварфами, а карликов гномами. Справедливость (или глупость, мнение людей разнится) восстановила группа «Фаргус» в своих переводах игр, где дворфы стали дворфами.

Так сложилось, что общие черты этих существ неоспоримы. Все народы верят в существование маленьких существ, которые очень любят накапливать сокровища и живут под зёмлей. Только вот суровые скандивы представляют этих существ как дворфов, а англичане представляли фейских существ карликов. Но в литературных источниках всё еще можно встретить вариант гномы применимый к обоим этим существам, а значит и раделять их не стоит. Ведь действительно в мифах некоторых народов эти существа живут вместе, а люди просто не в состоянии разглядеть разницу между ними.

Быт и обычаи гномов

Гномы обладают чёткой и вывереной иерархией. Есть у них и короли, которые охраняют богатства и воины, что служат охраной. Есть среди гномов и мастера-кузнецы, что почитаются своими собратьями и мастера-ювелиры, что подобны кузнецам, но работают тоньше. Есть и свои чародеи, что помогают народу в трудную минуту.

Правда, тут стоит сразу отметить одну деталь. Принято считать, что дворфы непровзойдённые кузнецы, что умею создавать могучие доспехи и превосходное оружие, но с магией обращаться толком не могут. А вот гномы - заклинатели иллюзионисты, что используют чары для проделок или чтобы помочь совершить великий подвиг. Также среди обоих народов встречаются и ювелиры, но чаще это мастерство доступно гномам.

Питаются оба подвида гномов преимущественно тем, что растёт в земле - орехи, грибы, ягоды. Живут они в подземных городах, где хранят и приумножают свои сокровища. Немаловажным фактом отмечают, что гномы большие любители пива. Одежду они предпочитают просторную и добротную, в которой можно ходить долго. По характеру они не скряги, но к одежде привыкают и могут встретить человека в камзоле со множеством латок.

Отношение к людям

Из-за былых обид и свар дварфы стремятся избегать людского общества. При виде человека они или убегают, или пытаются отпугнуть его издавая странные и страшные звуки. Однако всё меняется в шахтах. Там дварфы могут внезапно проявить дружелюбие и подвести доброго сердцем шахтёра к рудоносной жиле или спасти от обвала. А вот злого шахтёра ждёт смерть в забое.

Гномы - В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы.

Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.

Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди.

Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне

В мифологиии литературегном - это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Но почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста. Обычно, местом обитания гномов являются подземелья. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, но, как и люди, разносторонни.

Гномы - мифологическая раса, духи гор и земли. О гномах можно прочитать в сказках практически всех стран Европы.

Тролль и гном
Жил давно в одной пещере гном. Было у него много золота и златообительные шахты. Пещера была предназначенна для жизни. Там была сильно вкусная и чистая вода. Рядом с пещерой была плодородная земля в которой можно было выращивать гном-корень. Вобщем жизнь у этого гнома была очень хорошей.
Жил рядом с пещерой и тролль. Он каждый день видел жизнь гнома и завидовал ему. Троллю очень хотелось иметь много золота, вкусную еду, уютный дом. Так, как тролли умом не отличались, он не мог придумать нормального плана и cделал то, что cделали когда-то с ним. Он подкинул гному карту заброшеной шахты. Гном конечно же отправился на поиски этой шахты потому, что ему хотелось иметь больше золота.
Пока гнома небыло, тролль проник в пещеру, взял всё гномовское золото и занял пещеру. К возвращению гнома тролль изменил всю пещеру добавив туда черепов и всяких других своих трофеев. Вернувшись, гном увидел занятую троллем пещеру, разозлился, пригразил
трллю и куда-то ушел. Тролль только посмеялся над этим.
На следующий день гном опять пришёл к пещере и сказал троллю:
-"У тебя теперь много золота. Но есть место, где золота намного больше, чем в пещере. Это места находится в моей шахте - в магме."
Тролль хитро засмеялся и побежал в шахту. Добежав до её конца, тролль увидел магму и прыгнул в неё. Был тролль и нестало тролля.
Плохо воровать чужое. Вот так.

Миф о мифриловом городе
Один раз, группа гномов которую возглавлял гном-шахтёр Мэрл, начала докапывать шахту в горе, которую по каким-то причинам забросили. Раньше гномы помнили почему, но к тому моменту уже забыли.
Так вот. Команда Мэрла продолжила долголетнею работу гномов. После долгих часов работы гномы заметили, что когда они стучали кирками по стене, то раздавался глухой звук. Мэрот догодался, что там, за стеной пустота. После порвого стука стена разволилась. Перед гномами возник каменный город. Из домов стали вылетать гарпии. Гномы успели спрятаться за камнями. Гарпии не заметели их и улетели в дыру, которая была высоко в горе.
Пока гарпий небыло, гномы стали осматривать город, но вдруг послышались звуки прилетающих гарпий. Мэрл взял большой большой камень и кинул в дыру. Дыра закрылась, но гарпии и не думали здаваться. Они начали достовать камень. У них это получилось.
-"Всё."- подумал гном - "Всё пропало. Нас спосёт только чудо"
И чудо случилось. Камень упал. От такого удара затряслась вся гора. С домов начали падать маленькие камешки. Когда все камешки спали, все увидели, что дома сделаны из мефрила. Гарпии испугались яркого света и улетели.
Окозалось, что гарпии нашли гномовский город в мефриловой горе. Им покозалось это место удобное для жилья и наложили заклятье в виде камней скрывающих яркий свет. Посколько заклинание было такое старое, что распалось при первом же ударе.
Сейчас эта гора называется Эверест, а в ней гномовский город.

Легенда клана Гномий Альянс
Один раз гном копая свою шахту, наткнулся на чужую галерею. На удивление стены этой галереи были полностью из золота и алмазов.
Гном забыв, что шахта чужая и может принадлежать даже гоблинам начал отчаянно стучать своей киркой по алмазным стенам. Даже спустя несколько минут, гном не отколол не единого алмаза.Ему надоела бесполезная работа и он решил отдышаться. Вовремя отдышки гном заметил возле поворота неизвесный аппарат. Аппарат представлял из себя большую железяки с ручкой, и остриём на конце.
Гном догадался, что это "кирка" для добычи золота и алмазов. Как только он пошёл чтобы взять её из-за укла появилась рука неизвесного гнома, которая вляла так называемую "кирку" и исчезла.
Гном понял, что он в этой шахте неодин. Осторжно он заглянул заугл и увидел там сотни работающих гномов. Они добывали золото, руду, алмазы и кристаллы. Через всю шахту лежали шпалы. Туда-сюда ездили гномы в телегах и собирали добытые ресурсы. Как только телега заполнялась, то гномы в них ехали куда-то в глубь шахты.
Тут к гному подошёл владелец шахты. Он обяснил гному, что чтобы выжить им пришлось обедениться в один коллектив и придложил в него вступить. Гном согласился и предложил назвать его Гномий Альянс.

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

Гномы - маленькие карлики-старички в европейской средневековой мифологии. У разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей. Это надо сказки братьев Гримм читать.

Название химического элемента кобальт происходит от нем. Kobold - домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа.

Химический элемент никель Название своё этот элемент получил от имени злого духа гор немецкой мифологии, который подбрасывал искателям меди минерал мышьяково-никелевый блеск, похожий на медную руду (ср. нем. Nickel - озорник); при выплавлении руд никеля выделялись мышьяковые газы, из-за чего ему и приписали дурную славу.

(При помощи википедии)

Гномы - мифологическая раса, духи гор и земли. О гномах можно прочитать в сказках практически всех стран Европы.

Упоминания о них можно встретить в германском и скандинавском фольклоре, легендах Англии, Ирландии и Шотландии.

Изображались гномы всегда внешне похожими на людей, но только ростом они были примерно с ребенка и непропорционально сложены. Имели достаточно большой нос и длинную бороду. Лица их были серовато-землистого цвета, черты лица грубоватые, а волосы и глаза в основном светлые.

Несмотря на свой маленький рост гномы, обладают невероятной силой. Взрослеют они достаточно поздно и живут очень долго.

Живут они в основном в горах, под землей. Строят там свои города жилища и отчаянно их защищают, поэтому обнаружить их непросто и достаточно опасно. Не любят гномы непрошенных гостей. Иногда они выходят на поверхность и даже общаются с людьми, но делают это редко или по необходимости.
Людей они недолюбливают за их жадность.

Недолюбливают они и своих соседей эльфов, ведь те любят деревья и солнце, а гномы предпочитают прятаться под землей, используя деревья как топливо для работы.

В целом же гномы - это трудолюбивый народец, который обладал большими познаниями в технике, алхимии и ремеслах.
Они добывали руду и производили из нее металлы, находили и обрабатывали драгоценные камни, делали ювелирные изделия и волшебное оружие, которое обладало магическими свойствами.

Считается, что именно гномы обучили людей кузнечному делу и ювелирному мастерству.
В легендах разных стран говорится, что гномы хранят и оберегают под землей несметные сокровища, но иногда они могут открыть тайну клада человеку, если он чем-то заслужил уважение гнома.
источник - Интернет

Гномы сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Известны в разных языках под названиями «дверг» (др.-сканд. dvergr, мн.ч. dvergar), «цверг» (нем. zwergen), «дворф» (англ. dwarfs), «краснолюд» (польск. krasnoludki), а также, в древности, «нибелунги» и «нижние альвы». Принятое в русском языке слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση - знание, лат. - Gnomus), как считается, изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Гномы, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх.


Это было в те времена, когда на земле, кроме деревьев и кустарников, да старых коряг, ничего не было. В лесах под землей жили маленькие добрые гномы. Они собирали цветные камушки и пели веселые песни. Люди на Земле жили обычной суетливой жизнью, порой не замечая, что рядом с нами живут чудеса. А когда люди не верят чудесам, их сердца постепенно каменеют.

Жадность и глупость, лесть и зависть проникают в сердца людей и остаются там навсегда. И вот маленькие гномы заметили, что разноцветные камешки стали терять свой блеск и распадаться на мелкие кусочки. Надо было что-то делать! Тогда лесные жители обратились к фее Лесов за помощью:

– Милая фея! Люди становятся злыми и равнодушными к чудесам. Преврати нас, пожалуйста, в прекрасные цветы и травы. Мы будем радовать людей своей красотой. Они будут улыбаться, и доброта растопит окаменевшие сердца.
– Но ведь люди будут срывать, топтать вас. Вам будет очень больно, и слезы грусти могут уничтожить вас совсем, – сказала добрая фея.
– Все равно. Мы не умрем. Мы будем жить на Земле до тех пор, пока люди ни станут добрее и лучше.

Фея выполнила просьбу гномов. И с тех пор на нашей Земле растет огромное количество самых разных цветов и трав. И сколько бы люди ни рвали их, они все равно растут, цветут, радуют нас своей красотой и стремятся, чтобы поскорее стали люди добрее и лучше.

ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ
трьпѧстъкъ ) а также, в древности, «нибелунги » и «нижние альвы », кобольды . Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством.

В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, элементаль земли . Гномы, наряду с эльфами , гоблинами и троллями , являются популярными героями литературного жанра фэнтези и ролевых игр.

Название в разных языках

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. В английском языке gnomus или gnome обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративные скульптуры. Сегодня в Европе этот термин редко употребляется как аналог русского значения.

Немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg ), англичане - «дворфами» (dwarf ) - оба эти слова также переводят как «карлик» . В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain , в Италии - nano , оба слова также означают «карлик» и происходят от греч. νᾶνος - «крошечный».

В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - польск. krasnolud , фин. kääpiö , чеш. trpaslík , и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

Дверги в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются дверги или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии . В скандинавской мифологии дверги являются «тёмными» родственниками альвов (эльфов), тёмными или чёрными альвами, причем им мифы уделяют значительно больше внимания. Карлики были созданы богами из червей, живших в мясе великана Имира . Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме . Под действием солнечных лучей дверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит », где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Дверги славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир , которая удерживает Фенрира , молот Тора Мьёльнир , корабль Скидбладнир , копье Одина Гунгнир , кольцо Драупнир , волосы для богини Сив . Локи соперничал с карликами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид», взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону .

В оккультизме и алхимии

Иногда они дарят волшебные подарки, которые, исполняя желания буквально, могут обернуться против владельца (Вильгельм Гауф, «Холодное сердце»). В Скандинавии сказки о гномах, вдобавок, переплетаются со сказками о троллях , иной раз единственное отличие между ними - название и место действия. Немецкие сказочные гномы послужили прототипом для популярных декоративных фигурок, называемых «Садовые гномики ».

В Англии отношение к гномам было более легкомысленное, они представлялись очередной разновидностью фей (fairy ) и служили, чаше всего, комическими персонажами. В XX веке у таких писателей, как Джон Толкин и Клайв Льюис , гномы лишены той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, они - лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор . По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1,5 метра.

Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх - молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Фальстафа и Портоса .

Также гномы задействованы в «Жёлтом Тумане» и «Тайне заброшенного замка» из цикла А. М. Волкова об Изумрудном городе . Они ростом в 45 сантиметров, хорошо умеют шить одежду, мастерить обувь, охотиться, жарить мясо, вести летописи и шпионить. В «Жёлтом Тумане» гномы подчиняются злой колдунье Арахне. Несмотря на это, сами они не являются злодеями, а скорее нейтральными персонажами. В «Тайне заброшенного замка» гномы уже подчиняются Страшиле и являются положительными персонажами.

В кино и компьютерных играх

В кинематографе гномы и карлики часто представлены в экранизациях сказок и фэнтезийных книг. Большую роль они играют в фильмах по мотивам сказки о Белоснежке , в экранизациях книг Джона Толкина, Клайва Льюиса и Фрэнка Баума . В фильме «Уиллоу » заглавный герой - гном, роль которого исполнил знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис . В кинотрилогии «Хоббит », снятой по мотивам одноимённой повести Толкина, большинство главных героев - гномы.

Гномы (в некоторых переводах - дворфы) нередко представлены как игровая раса в компьютерных играх. Разработчики часто придают гномам черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, имена, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже - кельтов (клетчатые ткани, килты, кельтские узоры на оружии и доспехах). Под растущей популярностью стимпанка , позднейшие сеттинги (Warhammer , Warcraft , The Elder Scrolls , Arcanum и Overlord ) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, отвергающих магию и суеверия. Здесь они - создатели паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, включая огнемёты . . Иногда гномы (или некоторые из них) описываются как могущественные волшебники, повелевающие силами земли.

Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, где гномы также могут являться их персонажами. Это объясняется геологической тематикой в игровой механике подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров - игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress , которая, в свою очередь вдохновила создателей популярной игры Minecraft .

Dwarf и gnome

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons . В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms , Dragonlance ) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome . Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык . При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном» . В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара » Терри Брукса , где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты ») , и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes - «гномами». Анджей Сапковский , польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом :

Dwarfs - коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов . Их рекомендованный класс в D&D - боец.

Gnomes - карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс - маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomes изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолёты. Подобные примеры есть и в мирах D&D - таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance ) и Лантана (Forgotten Realms ).

Женщины-гномы

Во многих произведениях фэнтези женщины-гномы мало отличаются от мужчин-гномов - эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга : в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Disciples . В серии «Плоский мир » Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов - «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей » Ника Перумова . Также, в корейской

Внешне Гномы представляют собой существ совсем маленького роста. Обычно в росте они не достигают и метра вышины. Однако это никак не сказывается на размере их головы. Стандартно она имеет довольно крупный объем. Телосложение у гномов не очень крупное, но в целом они очень напоминают Дварфов. Волосы гномов могут иметь совершенно разную расцветку, носы и уши у них довольно крупные. А вот кожа отличается розоватым оттенком. Помочь опознать Гнома помогут их инструменты, которые всегда заложены у них за пояс. Кстати, живут Гномы около 150 лет.

Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте — дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский — карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса — духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные


.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях)

.

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.


Гномы изобрели свой рунический шрифт давным-давно и с тех пор пользовались им для ведения подробной летописи всех своих открытий и торговых дел. В каждой крепости была своя, созданная писцами, историческая библиотека, в основном касающаяся дел этой конкретной крепости. С годами некоторые из этих огромных книг были утеряны или сильно повреждены, но даже в таком виде история Гномов тщательно документирована и чрезвычайно длинна, по сравнению, скажем, с историей Людей..



Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf)..


В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов). Мирные гномики Белоснежки — то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.
.
В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.
.
Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

.
В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира..


С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.


Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

.
Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга..

Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.
Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?.

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...



Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз..


Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после — обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов..



Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма..

.

Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными — не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны..



В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет..


Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей — врагам там делать нечего.

Главный бог гномов — Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером..


Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна..

Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?


Из статьи Дарьи Букреевой с сайта "МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ"





.


.