Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты. Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование

Людмила Анатольевна Колесникова
Как подготовить ребенка к школе

Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников

еще раз о том, как подготовить ребенка к школе .

Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

С человеком же так не случится.

Человеком мало родиться,

Им ещё надо стать!

В этом коротком стихотворении Эдуарда Асадова заложен большой смысл. Стать человеком это, значит, быть честным, добрым, отзывчивым. Но таким его надо воспитать.

Формирование человека начинается с первых лет его жизни. Формируют его родители, воспитатели, учителя. Задача это нелегкая, особенно в наше время трудных перемен. Меняются школьные программы и учебники, меняется подход к обучению детей. Появляются школы нового типа : лицеи, гимназии. Сейчас много говорят о педагогике сотрудничества – союзе учеников, учителей и родителей. Такое сотрудничество необходимо сразу же при поступлении ребенка в школу .

О чем, прежде всего, должны подумать родители, готовя своего малыша к школе ?

О здоровье. Здоровье первоклассника - это тот резерв, тот запас сил, который и определяет во многом успешность не только первого года обучения, но и многолетнего школьного марафона . Физическое и психическое состояние ребенка определяют его готовность к школе . Сейчас медики заявляют, что в современных условиях в школу поступает только 20-25% здоровых детей, у остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Таким детям трудно справляться со школьной нагрузкой , с режимом занятий. Это, прежде всего, сказывается на состоянии нервной системы. Поэтому в оставшееся до 1 сентября время проверьте физические данные детей, закалите и укрепите их, проконсультируйтесь у логопеда, детского психолога, психиатра.

О подготовке детей к школе высказывают много разных суждений : готовить ребенка к школе или нет , учить чему-то или не учить. Многие родители до сих пор считают, что их дело кормить, одевать детей и заботиться об их здоровье, а развивать, учить должны только в школе . Между тем, известно, что ум ребенка наполовину формируется к 4-ём годам, а наиболее благоприятный период развития способностей от 3-х до 5-ти лет. Проморгаешь что-то важное и оно безвозвратно утрачивается. Необходимо как можно раньше развивать у детей не только память, речь, логическое мышление, внимание, но и самоконтроль суждений и поступков, собственное мнение. Все это закладывается в семье.

Общение родителей и детей – это домашний совместный труд, совместные игры, прогулки, просмотры и обсуждение фильмов, телепередач, чтение книг. Часто случатся так, что плохо успевающими становятся ученики, которым мало до школы читали детских книг и стихов, редко и неинтересно отвечали на бесконечные детские «почему» . У таких родителей дети оказываются неподготовленными к началу обучения , а потому с первых же дней школьной жизни , почувствовав, что знают и понимают меньше своих одноклассников, они смущаются, не поднимают рук на уроке, стесняются отвечать на вопросы учителя. И, конечно, им трудно усваивать объяснения учителя.

Источником психологического благополучия в семье является любовь родителей к своим детям. Ребенок должен знать , что его кто-то очень-очень любит, и что к этому человеку можно идти и с радостью, и с печалью. Такие отношения создают чувство защищенности, душевного комфорта. Дети, ощущающие на себе любовь родителей, вырастают более здоровыми, чем их сверстники, лишенные ласки.

Дети хотят быть похожими на родителей, гордятся ими, подражают им.На вопрос :«Кем ты хочешь стать?» ,чаще всего отвечают : «Как папа» , «Как мама» . Поэтому очень важно не подвести своих малышей. Всегда ли мы, родители, являемся, в самом деле, примером благородства, доброты, человечности?

Известный педагог, Амонашвили,пишет : «Мы строго спрашиваем с детей. А если бы дети строго могли потребовать от нас, чтобы мы выполняли честно свой долг воспитания, то многие специальные проблемы были бы решены. Хулиганы, невежды растут из малышей из-за нашего безалаберного воспитания, из-за того, что они не могут образумить взрослых – безответственных воспитателей».

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда , когда с ним разговариваете, внушаете ему что-то, поучаете его. Вы воспитываете ребенка каждым своим действием, каждым своим словом. Но если слова родителей расходятся с их собственными поступками, ни о каком воспитании не может быть и речи.

Запаситесь терпением, относитесь к детям так, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым сообразительным. Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий ребёнка на новый успех. Не испытывая чувства успеха, ребенок теряет веру в себя , становится равнодушным. У него появляется комплекс неполноценности.

Дети, особенно 6-8 лет, необычайно внушаемы,они видят себя в зеркале наших слов : «бестолковый» , «неуч» , «неряха» , «лентяй» ,да при этом еще добавляем : вечно ты, ты вообще, ты всегда. Наши дети простят нам обиду, но эта несправедливость обязательно отзовется в них через несколько лет.

Побольше терпения, уважения даже к незнанию, непониманию, неповиновению ребенка . Ведь ему тоже нелегко расти, открывать мир, узнавать людей, учиться любить, быть хорошим. Безразличие к детям, невнимание к ним нельзя извинить ни служебной занятостью, ни поглощенностью какими-то другими интересами.

1 сентября. Сколько волнений и надежд связывает каждая семья с началом учебы своего малыша. Родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился , с желанием шел в школу . Что их привлекает? Они стали старше. Они – школьники ! Портфель, школьные принадлежности , форма, новые друзья, первый учитель. Они все в готовности учиться. Каждый раз, встречая первоклассников 1 сентября,я задаю им вопрос :

Дети, кто из вас хочет хорошо учиться?

Лес рук. Каждый из них искренне этого хочет.

Но проходит всего несколько дней, и глаза некоторых детей тускнеют, на уроках они ёрзают, зевают, с нетерпением ждут звонка.

Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось.Уже кое-кто из первоклассников дома сказал родителям :

Не хочу в школу . Буквы не получаются.

Родители в недоумении. В чем же дело?

Ребёнок не готов к школе психологически . Учеба – это труд, ежедневный и упорный. Ученику необходимо уметь правильно распределять свое время, уметь слушать учителя не теряя внимания, уметь общаться с другими детьми, уметь быть организованным, дисциплинированным. Не пускайте учебу сына или дочери на самотёк, подумайте вместе, что же не получается, разберитесь и помогите. Многое будет зависеть от вашего терпения.

Родители до поступления в школу должны так настроить ребенка , чтобы он понимал, что он уже школьник , жаждущий всему научиться. Быть готовым к школе – это , значит, быть готовым всему научиться. Подготовка ребенка к школьной жизни подобна не столько сборам полярной экспедиции, когда надо все предусмотреть, учесть и припасти, сколько готовности Робинзона Крузо к жизни в непривычных условиях.

Вся учебная подготовка ребёнка к школе должна быть подчинена цели : развитие умственного кругозора. Занимаясь с ребенком , заботьтесь о том, чтобы он думал, доказывал, соображал, чтобы его ум развивался и требовал все новой пищи для размышления.

Ваш ребенок должен уметь внимательно слушать чтение детской книги, связно пересказывать прочитанное, давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки, уметь рассказывать о своей семье, знать цвета, названия животных, растений, уметь классифицировать предметы, учить стихи и скороговорки.

Родителей беспокоит вопрос :

Да! Но делать это квалифицированно. Предварительно получите консультацию у воспитателя детского сада, учителя.

Кое-кто из родителей считает, что если ребёнок приходит в школу , умея читать, то на уроках ему будет скучно, он привыкает к безделью, начинает высокомерно смотреть на одноклассников, читающих много хуже. Так рассуждают люди, забывшие, что такое первый год школьной жизни . А в первые месяцы в школе ребенку скучать некогда : на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми, сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Ребенок может просто не успеть что-то усвоить. Чаще всего страдает именно чтение. А в результате – неважные отметки, возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успеваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика. И еще одна потеря. Не прочтен тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве.

«Можно жить и быть счастливым человеком, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать, не овладев искусством чтения» - это слова известного педагога В. А. Сухомлинского.

Пусть ребёнок придет в школу , умея читать. Лучше от этого будет еще и потому, что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 6-7 лет. Родная речь только освоена. Слова и звуки не сделались еще для ребенка чем-то привычным , не замечаемым как дыхание. Поток детских вопросов о словах еще не иссяк, каждый день вы можете порадовать знакомых новенькой историей из серии «от 2 до 5» . Зачем же ждать 6-ти лет, когда интерес к языку придется искусственно возбуждать.

Знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный звуковой период обучения. Начать надо с того, чтобы ребенок в игровом , звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах.Например :

Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки.

«Давай дружжить. Ты где жжживешь»

Затем учить ребенка выделять первый звук в словах, искать подобные звуки в других словах.

Скажи, с какого звука начинается слово МУХА – (М?

А есть (М) в слове ДОМ?

А в слове СТЕНА?

Какие ты можешь назвать слова на звук (М) - (машина, маска, мотор, магазин) . Можно отправить ребенка в игрушечный магазин.

Учить не путать звуки и буквы, гласные и согласные и только потом, когда ребёнок твердо усвоит звуковой состав слов, можно знакомить с буквами.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются, и как тут ухитриться за 4-5 месяцев освоить написание 300 элементов. Сейчас, когда Вашему ребенку еще нет 6-ти лет , приложите все старания для того, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными. Рисование, лепка, конструктор, мозаика, нанизывание бусинок на проволоку, бисер, вышивание, выжигание, вязание – все это упражнения для подготовки руки ребенка к письму . Просите детей различные раскраски не просто раскрашивать, а штриховать. Заштрихуйте картинку слева-направо, сверху-вниз. При выполнении таких упражнений развивается глазомер, мелкая мускулатура пальцев.

Не надо рано вкладывать ручку в неуклюжую руку и засаживать малыша за прописи. Неподготовленные пальцы выведут такие кривули, что и Вы и Ваш ученик придете в уныние и будете недовольны друг другом и совместными усилиями над листом бумаги. Незачем подрывать у будущего первоклассника веру в успех в таком престижном школьном деле , как письмо.

Уровень речевого развития помогают формировать задания такого типа :

Дети пошли на речку. Валя ловил рыбу, а Женя загорала. Сколько мальчиков и девочек было на берегу?

Валя с Сашей ловили бабочек. Это мальчики или девочки?

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что он делал раньше, читал книгу или смотрел кинофильм?

Две мамы купили 4 панамы. Одна мама купила белую панаму, а другая – розовые. Сколько панам купила каждая мама?

Если ребенок 5-6 лет легко отвечает на такие вопросы, то по уровню речевого развития он готов к школьному обучению . Если Ваш малыш еще не справляется с такими задачами, то почаще придумывайте для него подобные речевые задания.

Подобные задания помогают также развивать логическое мышление, учат делать умозаключения.

Если река шире ручья, значит ручей … уже реки

Если брат старше сестры, значит сестра …

Сосна выше ели, значит ель …

Необходимо также познакомить ребенка с понятиями : справа, слева, вверху, внизу, посередине, первый, второй, последний, научить детей сравнивать предметы, находить у них сходство и различия.Дети должны уметь сравнивать количество предметов : больше, меньше, столько же, твердо знать состав чисел. Это поможет в формировании вычислительных навыков.

Готовя ребенка к школе , Вы должны следить за соблюдением режима дня. В течение года отдельные дети постоянно опаздывают, на первых уроках зевают, не работают. Дети должны вставать в определенное время, делать зарядку, обязательно завтракать, за 10 минут до начала занятий быть в школе . У ребенка должны быть определенные часы для выполнения домашнего задания, достаточно времени он должен пребывать на свежем воздухе. И обязательно вовремя ложиться спать, чтобы за ночь хорошо отдохнуть.

Пусть школьные годы Ваших детей станут ЗОЛОТОЙ ПОРОЙ в их жизни. Ведь школа – это не только учеба, это мир общения, радости, переживаний, мир красоты, игры, сказки, мир фантазии и творчества.

Школа – один из важнейших этапов в жизни ребенка. Для того чтобы первые учебные месяцы не обернулись вереницей стрессов и переживаний, малыша необходимо правильно подготовить к началу занятий.

Подготовка к школе – процесс серьезный и многогранный. Родители обязаны подходить к нему, полностью осознавая ответственность, ведь неверные методы при подготовке могут надолго отбить у дошкольников желание учиться.

Для того чтобы не совершить ошибок и помочь ребенку справиться с объемом знаний, родителям необходимо заранее начинать подготовку к школе, грамотно распределяя нагрузку.

Как правильно подготовить ребенка к школе

Некоторые родители считают, что подготовить ребенка к школе можно летом, за пару месяц до начала учебы. Такой подход может спровоцировать у дошкольника огромный стресс, поскольку настолько экстренная подготовка будет сопровождаться колоссальными нагрузками и не позволит ребенку отдохнуть перед началом учебного года.


Для того, чтобы домашнее обучение было не только эффективным, но и комфортным, начинать его нужно задолго до школы. Примерно с трёх лет малыша можно учить счёту на пальцах, говорить с ним о окружающей среде и т.д. Процесс обучения следует выстраивать в игровой форме: это вызовет интерес и позволит удержать внимание ребенка.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Для того чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в школе и легко усваивал новые знания, он должен иметь определенную базу. Мнения преподавателей и родителей касательно обязательных знаний разнятся: кто-то считает, что достаточно будет минимального набора; другие, напротив, стараются как можно усерднее самостоятельно подготовить ребенка к школе, дав ему максимум навыков.

Следует отметить, что крайности плохи в обоих случаях. Слабая подготовка отрицательно скажется на успеваемости первоклассника, а слишком серьезные нагрузки спровоцируют стрессы.

Так что же ребенок должен знать и уметь перед школой? В среднем список навыков должен выглядеть так:

  • знать своё имя и фамилию, уметь рассказывать о себе;
  • знать имена всех членов семьи, уметь кратко рассказывать об их увлечениях;
  • знать буквы, отличать гласные от согласных;
  • уметь читать простые тексты;
  • писать печатными буквами;
  • знать дни недели, месяцы и времена года;
  • уметь ориентироваться во времени суток;
  • уметь считать до двадцати (в т.ч. в обратном порядке);
  • знать правила сложения и вычитания;
  • различать геометрические фигуры.


Кроме базисных знаний, дошкольник должен владеть основными навыками поведения в общественных местах и знать правила этикета. Также ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, обуваться и следить за чистотой своего рабочего места.

Как же правильно дать дошкольнику весь этот объем знаний? Для начала, нужно составить примерный план предметов, с которыми ребенку нужно ознакомиться.

Минимальный список будет выглядеть следующим образом:

  • счёт и азы арифметики;
  • письмо;
  • чтение;
  • творчество;
  • природоведение.

Счёт и азы арифметики

Счёт – основа математики. Обычно цифры с детьми начинают учить с самого раннего возраста, пересчитывая кольца на пирамидке, игрушки, конфеты и другие предметы. К 5-6 годам, ребенок должен научиться не просто перечислять цифры, но и понимать их значение.

Малыш должен хорошо ориентироваться в числовом ряду и уметь продолжать его с любого места и в любую сторону. Кроме того, ребенка нужно научить сравнивать цифры. Знание понятий «больше» и «меньше» – основа успешного осваивания дальнейших арифметических знаний.


После того, как ребенок хорошо освоиться в цифрах, его следует обучать элементарным математическим действиям. Начинать учить считать можно на пальчиках, а потом переходить на решение примеров в уме.

Также ребенку необходимо познакомиться с основными геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником. Нарисованные фигуры можно раскрашивать, таким образом объединяя уроки математики и занятия творчеством.

Чтение и письмо

Изучение букв невозможно без чтения. По сути, умение читать – базовый навык, без которого сложно преподать любой другой предмет. Начинать обучение чтению лучше всего с букв имени малыша и базовых слов «мама», «папа» и т.д. Из изученных букв потом можно будет учиться составлять слова и читать их по слогам.

Следует отметить, что многие педагоги рекомендуют для начала учить ребенка не буквам, а звукам. Дело в том, что иногда у детей возникают сложности с чтением слов, поскольку они произносят буквы по отдельности. Таким образом, слово «мама» звучит у детей как «эм-а-эм-а».

Если же сначала объяснить ребенку как должны звучать буквы в словах и учить ребенка читать по слогам, то никаких проблем с чтением у малыша не возникнет.

Обучение чтению всегда идет руку об руку с письмом. В первую очередь, ребенку нужно научить правильно держать ручку или карандаш. Начинать писать можно с базовых слов, используемых при обучении чтению. Для начала, ребенка следует учить писать печатными буквами – это позволит ему ориентироваться на изображение букв в азбуке. Прописные буквы лучше всего осваивать с помощью прописей.


Главное на начальном этапе – не ругать ребенка за качество почерка и ошибки в написании слов. Дошкольная подготовка не должна быть жесткой, ведь ваша задача – дать базовое представление о буквах и основах письма.

Творческие занятия

Обычно творческие занятия с детьми начинают задолго до пяти лет, поэтому в этом возрасте малыш должен уметь уверенно использовать фломастеры, краски и карандаши. Ребенка следует научить лепить из пластилина различные геометрические фигуры, зверей, овощи и фрукты. Создание икебан, аппликаций и других поделок позволит сформировать абстрактное мышление.

Творческие занятия должны быть интересными для ребенка. Попытайтесь нарисовать или слепить его любимых персонажей, дайте ему возможность самостоятельно выбирать материалы и цвета и, главное, никогда не ругайте ребенка за неудачу. Участвуйте в создании поделок вместе с ребенком, привлекайте к этому других членов семьи и помогайте ему оттачивать свои навыки.

Природоведение и естествознание

К началу учебы в школе ребенок должен уметь различать дни недели, месяцы и сезоны, знать свой родной город, страну и её столицу. Также ребенка следует научить различать птиц, рыб и зверей, кустарники и деревья, фрукты и овощи. Малыш должен знать о разнообразных природных явлениях: громе, молнии, дожде, урагане и пр.

Учить ребенка естествознанию совсем несложно: обсуждайте с малышом всё, что видите вокруг, изучайте вместе энциклопедии, смотрите интересные познавательные видео о природе в интернете. Не уставайте давать ребенку ответы на все его многочисленные вопросы и природоведение не вызовет у него никаких затруднений в школе.

Небольшая памятка для родителей дошкольников

Родители будущих учеников должны помнить, что основная цель домашних занятий – подготовить дошкольника к началу учебного года и взрастить интерес к знаниям, а не вызвать у него стресс и нежелание учиться. Вот несколько советов родителям, которые помогут подготовить ребенка к школе, избежав волнений и нервных срывов:

Ребенка нельзя ругать за неправильное выполнение заданий. Безусловно, указывать на ошибки необходимо, но наказывать за них – ни в коем случае.

Для того, чтобы приучить ребенка к дисциплине, оборудуйте ему учебное место и занимайтесь с ним там. Уроки не должны быть слишком длинные – 15-25 минут будет вполне достаточно.

Во время импровизированных уроков не нужно пытаться рассказывать обо всём, что вы знаете. В домашних занятиях должно быть максимум конкретики. При необходимости составьте план и старайтесь придерживаться его.

Подготовительные программы для детей должны разнообразными и интересными. Проявляйте фантазию, составляя план занятий, и старайтесь увлечь своего ребенка.

Не ленитесь учиться сами. Запомните: если вы не умеете что-то делать, то вы не вправе требовать этого от ребенка. Лепка из пластилина не давалась вам в школе? Пора исправить этот недостаток и научиться творить вместе с ребенком. Таким образом, вы покажете малышу своим примером, что научиться можно практически всему.

Не забывайте о том, что главное в домашнем обучение – это терпение. Учитесь вместе с ребенком, придумывайте интересные игры, и ваш ребенок прекрасно освоится в школьной среде!

Фото-инструкция, как подготовить ребенка к школе

Когда ребенок заканчивает детское дошкольное учреждение очень важно, чтобы он приобрел достаточный багаж знаний для перехода на ступень выше. А что делать, если он вообще не посещал детский сад? В этом случае нужно очень постараться, чтобы он знал все необходимое. В классе много учеников, подготовка которых находится на различном уровне.

Если ребенок будет отставать от остальных в классе, то недопонимание им материала накапливается, и случай становится все более и более запущенным. Учителя, в основном, работают на среднего и хорошего ученика, а с неуспевающими очень часто никто не занимается. Именно для этого необходимы тщательные ежедневные занятия дома.

В первый класс

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Применение различных методик

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку. Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы. Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями. Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами.

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическое равновесие

Вопросы здоровья и школа

В 1 класс не должны противоречить требованиям ЗОЖ. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок имел правильное положение, держал спину ровно, и книга находилась на положенном расстоянии при чтении. Время, которое отводится на один урок, должно строго регламентироваться.

Выбор методики, как готовить малыша в шесть лет, зависит только от самих родителей. Однако, если мать и отец не имеют соответствующей подготовки по психологии, то лучше всего доверить это занятие специалистам.

Если малыш скоро станет первоклассником, то первая задача родителей - сделать начало школьной жизни максимально легким. Готовность ребят учиться позволяет прогнозировать их будущие успехи. Смогут ли родители подготовить ребенка к школе самостоятельно или надо отдавать его на подготовительные курсы? По мнению специалистов, если родители будут знать, как подготовить ребенка к школе, то можно сделать это и в домашних условиях. Главное, надо помнить, что суть подготовительных уроков - выработка нужных навыков, умений, качеств. Особое значение приобретает психологическая зрелость детей, так как усвоение и практическое применение учебной информации возможны лишь при соответствующем настрое. Помочь дошколенку психологически перестроиться должны окружающие взрослые.

А надо ли готовиться к школе?

7 лет - возраст начала школьного обучения большинства ребят. Разработка образовательных программ учитывает особенности этого возраста, задания предполагают умение детей выполнять определенные действия. Многие родители спрашивают, зачем нужна специальная подготовка. Они приводят доводы: если процесс обучения правильно разработан, достаточно начать изучение наук в первом классе. Специалисты утверждают, что достижение возраста, установленного для учебы, не гарантирует успешного обучения. Школьные занятия требуют наличия определенного кругозора, необходима практика применения имеющихся знаний. Отсутствие соответствующих знаний и умений станет помехой даже для сообразительного первоклассника. Поэтому готовиться к школе нужно правильно и своевременно.

Основными целями подготовительных занятий являются:

  1. Передача ребенку достаточного «багажа» знаний.
  2. Выработка умения работать в новых условиях.

Что должен уметь будущий первоклассник?

Многим ребятам начало учебы дается тяжело. Родители видят это, делая уроки с детьми дома. Предлагаемые задачи кажутся слишком сложными, нагрузка - излишней. Чтобы школа стала местом интересных занятий, требуются базовые навыки, позволяющие успешно обучаться. Будущему первокласснику желательно обладать:

  1. навыками счета до 10 и обратно;
  2. знанием цифр;
  3. умением выполнять простые операции сложения, вычитания, сравнения;
  4. навыками решения задач на ориентацию в пространстве;
  5. умением вычислять закономерности;
  6. навыком копирования изображений;
  7. знанием печатных букв;
  8. умением читать тексты;
  9. способностью выделять в тексте главное, пересказывать его.

Все перечисленное обеспечивает ребенку возможность быстро понимать суть школьного задания. Когда алгоритм ясен, работа выполняется спокойно, уверенно. Важно заложить соответствующую основу - выполнение с повторением типовых заданий, закрепляющих материал. Эти требования принято считать критериями базовой готовности малыша к школьной жизни.

Но! Наличие учебных навыков и умений - не единственное условие успешной работы. Требуется специальная подготовка к школе, включающая в себя несколько видов готовности.

Педагогическая готовность

Уровень готовности выявляется путем тестирования дошкольников. Задания позволяют определить границы знаний будущего ученика, выявляются затруднения. Обычно шестилеткам задается ряд вопросов. Дети должны знать:

  • фамилию, имя, день рождения;
  • имя и отчество родителей;
  • домашний адрес;
  • названия времен года;
  • наименования дней недели;
  • наименования различных категорий предметов (посуда, мебель, пр.)

Важно! Лучше заблаговременно узнать, какие вопросы входят в тест, чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Высокие показатели педагогической готовности выглядят многообещающе для дошколенка, однако полностью полагаться на них не стоит. Часто семилетки, демонстрирующие обширные познания в области разных сфер жизни, затрудняются, столкнувшись с программой первого класса. Напротив, подготовленные дети к школе способны к концу учебного года оказаться среди лучших.

Основная причина - степень психологической готовности. Как подготовить ребенка к школе с точки зрения психологии?

Что входит в психологическую готовность

Часто родители переживают разочарование. Ребенок недавно заявлял о сильном желании посещать школу. Став школьником, чадо не желает слышать об уроках. Каждое утро - слезы. Разгадка - отсутствие психологической зрелости, создающей требуемую мотивацию. Всех малышей привлекают любые атрибуты «взрослого» положения. У первоклассников это ранец, форма, учебники. Показатели нового статуса заслоняют собой главное - придется перестроить свой образ жизни.

Чтобы понять, насколько дети способны принять новый уклад, оценивают степень психологической готовности. Можно коротко охарактеризовать ее так: возможность ученика осваивать науки в нужном режиме, темпе и объеме. Стоит разобрать отдельные компоненты системы.

1. Интеллектуальная готовность

Семилетние дети накапливают определенный опыт, позволяющий анализировать факты, делать выводы. Объекты оцениваются, сравниваются, классифицируются. Рассуждения дошкольников бывают забавными, но проявления детских мыслей, чувств, эмоций соответствуют возрасту. А вот аналитические способности следует развивать в специальных упражнениях, заданиях.

Важно! Подготовка к школе предполагает задания, когда учат отделять главное от второстепенного:

  • Для решения математических задач необходимо быстрое чтение условий. Текст осмысливается, выделяется главное. Понимание вопроса - условие получения правильного результата.
  • Из передаваемой учителем информации должно восприниматься основное. Поэтому важное условие успешной учебы - широкий кругозор, дающий стремление получать новые знания. Одинаково интересными становятся решение математических задач, чтение сказок, составление рассказов.

2. Волевая готовность

Чтобы правильно подготовить ребенка к школьным занятиям, нужно понимать, что взаимодействие ученика с педагогом предполагает обязательное соблюдение требований, правил. Дисциплина - неотъемлемый фактор стабильной школьной жизни.

Примером служит часто возникающая ситуация: учитель дает детям задание, затем покидает класс. Часть ребят прилежно выполняет его. Остальные бросают занятия, принимаясь шалить, баловаться. Волевая готовность учиться проявляется наличием мотивации (побуждения к учебе), ответственности за выполняемую работу. Родителям следует хорошенько подумать, как подготовить ребенка к школе дома в этом плане.

3. Личностная готовность

Чтобы учебный процесс приносил плоды, ученик должен осознавать «расстановку сил». Школьнику необходимо понимать, правильно оценивать свою собственную позицию, статус учителя, положение других детей, чтобы исключить неадекватное поведение. Важно научить свое чадо общению со взрослыми, сверстниками.

Формы подготовительных занятий

Родители часто задают вопрос: в какой форме должна проходить подготовка к школе? Специалисты дают следующие советы родителям будущих первоклассников.

Важно! Развивающие занятия могут проводиться в любом возрасте. Рекомендуемый период основной подготовки составляет один год, оптимальный возраст - шесть лет. Более раннее обучение лучше проводить без акцента на жестких требованиях, рекомендуется использовать игровые формы.

Обратите внимание! Занятия должны восприниматься легко, исключая ощущение однообразия, скуки, принудительной работы.

Занятия с дошкольниками допускают использование разных форматов. Возможны такие варианты: готовить чадо самостоятельно либо доверить работу опытному педагогу. Выбор формы подготовки определяется семейными обстоятельствами, особенностями характера ребенка. Преподаватели работают на базе школьных курсов, детских образовательных центров, частной практики.

Подготовка школьными учителями очень популярна среди родителей. Главные причины востребованности:

  1. Шестилетка привыкает к школьной атмосфере, дисциплине, правилам.
  2. Занятия строго соответствуют требованиям данного образовательного учреждения.
  3. Есть возможность заранее узнать учителя.
  4. Дошкольник чувствует себя более спокойно, уверенно, начав впоследствии учебу.

Минусы подобных предложений:

  • Курсы исключают индивидуальный подход.
  • Школьные занятия достаточно однообразны, утомительны.
  • После посещения курсов дети часто жалуются, что школа им надоела.
  • Услуги имеют неоправданно высокую стоимость.

Обязательно стоит учесть психологические особенности ребенка. Шалуну, непоседе будет полезна школьная обстановка. Строгие требования учителя станут ограничителем. Для эмоционального, тревожного малыша лучше рассмотреть альтернативные варианты. Тогда процесс будет более мягким, постепенным.

Желательно перед началом посещения курсов поинтересоваться характером, профессиональными качествами учителя.

Образовательные центры

Многие детские центры предлагают услуги подготовки будущих первоклассников. Такая форма занятий также пользуется спросом. Плюсами подобных занятий являются небольшие группы с индивидуальным подходом к детям. Родителям обычно предлагается выбрать удобное для занятий время.

Выбирая занятия в частном центре, следует заранее уточнить программу, разделы плана. Большое значение имеет репутация учреждения в родительской среде. Ведь качество подготовительных занятий непосредственно сказывается на уровне подготовленных к школе детей.

Репетитор

Индивидуальные занятия выбирают многие мамы, желая обеспечить ребенку максимум внимания. Такой подход положительно окрашивает обучение.

Минусом считается отсутствие детского коллектива. Занимаясь в группе, ребята привыкают выслушивать чужой ответ, принимать чужое мнение. Группа помогает развитию уважения. Хорошим навыком является распределение ролей, работа сообща. Индивидуальная подготовка исключает возможность подобного взаимодействия.

Домашняя подготовка к школе (задания)

Подготовить ребенка к школе можно самостоятельно. Психологи дают следующие советы родителям будущих первоклассников:

  1. узнать, какая программа предусмотрена начальными классами школы;
  2. приобрести необходимые пособия;
  3. составить подробный план упражнений с помощью рекомендаций специалистов.

Методика домашнего обучения

Методика обычно не вызывает сложностей. Легко купить рабочие тетради, разработанные для определенных программ. Предлагаемых упражнений достаточно. Чтобы выполнение поставленных задач не стало скучным, лучше дополнять блоки игровыми компонентами.

Также несложно самостоятельно подобрать упражнения. В любом случае желательно составить собственный учебный план.

  • Написание элементов букв, цифр. Удобно использовать учебные пособия, готовые прописи. Хорошим подспорьем станет изображение узоров, орнаментов.
  • Решение математических задач, примеров. Не обязательно использовать учебник. Допускаются игровые методики, изображения предметов.
  • Выполнение графических заданий. Применение школьных тетрадей предполагает умение подсчитывать клетки, строчки, отступать нужное количество. Вырабатывая навыки, полезно использовать графические диктанты. Взрослый диктует, указывая направление с количеством клеточек, ребенок изображает.
  • Неплохим вариантом станет рисование симметричных картинок. Снова используются клетки тетрадного листа. Одна половина рисунка готова, нужно нарисовать рядом зеркальное отображение, чтобы получилась цельная картина.
  • Еще одно рекомендуемое задание - проход изображенного лабиринта.
  • Решение логических задач. Комплекс включает использование геометрических фигур. Предлагается классифицировать предметы по цвету, размеру, форме, количеству сторон, углов. Сюда же хорошо включить различные задачи, развивающие сообразительность, смекалку.

  • Чтение. Детям следует предлагать небольшие тексты без непонятных слов. Желательно, чтобы содержание было интересным, необычным, увлекательным. Прочитанное предлагается пересказать. Важный момент - выражение основной мысли сюжета.
  • Развитие речи. Отличное упражнение - различные вариации игры в слова. Полезным будет заучивание стихов. Многократное повторение взрослым рифмованного текста незаметно «запускает» механизмы запоминания. Еще одно хорошее задание - составление рассказа с использованием заданных слов.
  • Расширение кругозора. Образовательные программы начальной школы включают предмет «Окружающий мир». Будет неплохо заранее объяснять дошкольнику основы устройства природы, общества.

Важно! Развитию мелкой моторики заслуженно уделяют столько внимания - детям становится легче писать, рука движется свободнее. Обычно рекомендуются лепка, рисование, плетение, песочные композиции.

Как проводить уроки дома

Уроки с детьми приближены к школьным занятиям и могут быть комплексными, включать задания, связанные с разными дисциплинами, направлениями. Допускается заниматься каждый раз одним предметом, меняя формы обучения. Главный показатель - качество восприятия информации.

Занимаясь дома, легко использовать необычные форматы. Например, хорошим вариантом является учеба на прогулке. Решать примеры интереснее, записывая цифры мелом на асфальте. Условия задачи могут включать окружающие предметы.

Можно использовать:

  • загадки:
    1. Птички-синички сели в ряд и словечки говорят (буквы);
    2. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры);
  • скороговорки и стишки:
    1. На дворе трава, на траве - дрова: раз - дрова, два дрова, три дрова...
    2. У перепела и перепелки пять перепелят;
  • песенки: ("Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    Вычитать и умножать, малышей не обижать...");
  • сказки (можно придумать самим по мотивам народных сказок);
  • головоломки ("Волк, коза и капуста", "Назови пять дней, не называя чисел и названий дней").

Периодичность проведения уроков - дело серьезное. Добиться заметного результата получится при регулярном выполнении упражнения.

Необходимо приучить шестилетку вовремя выполнять задания. Уроки лучше делать днем. Вечер - неудачное время для решения примеров. Утомленному ребенку элементарные задачи кажутся непонятными. Интереса к учебе, конечно, тоже не возникает.

Отход ко сну также желательно сделать своевременным. Тогда утреннее пробуждение не станет тягостным, мучительным. Когда малыш выспался, он полон энергии, легче идет работа над заданиями.

Важно! Время для выполнения заданий нужно выбрать исходя из других видов деятельности в течение дня. Плохо, если домашний урок начнется сразу после посещения музыкальной школы или бассейна. Усталость замедляет мыслительные процессы, поэтому результат вряд ли порадует.

Любой проводимый урок должен включать самостоятельную работу и выполнение упражнений под контролем взрослого. Новый вид деятельности всегда требует дополнительной поддержки, объяснений материала.

Часть заданий должна выполняться с соблюдением временных рамок. Например, на решение задачи дается десять минут. Подобный подход научит не тратить время впустую, рационально выполняя работу. Только не стоит создавать напряженную атмосферу, постоянно напоминая о времени. Достаточно оценить результат, обратив внимание дошкольника на соблюдение условий.

  • Готовя чадо к первому классу, мамам и папам следует оценить собственный уровень тревожности. Напряжение взрослых неизбежно передается ребятам, не давая чувствовать себя уверенно.
  • Маленькие победы требуют признания, небольшие неудачи просят помощи. Ощущение, что родители рядом, готовы помочь, многого стоит. Не стоит болезненно воспринимать криво написанные буквы, неверно произведенные вычисления, запинающееся чтение. Постоянная критика - причина неуверенности. Источник мотивации - поддержка. Доброжелательное отношение, одобрительные высказывания способны творить чудеса.
  • Хотя готовность к образовательному процессу оценивается в начале учебы, по-настоящему она проявляется лишь после первого полугодия. Иногда детям нужно время, чтобы проявить потенциал. Родителям необходимо терпение. Учеба может стать интересной совместной деятельностью.
  • Ощущение внутреннего комфорта - важное условие любой успешной деятельности. Если будущий школьник будет спокоен, учение всегда дается легче. Вид занятий нужно выбрать исходя из этого критерия.