Нам не надо предугадать тютчев. "Нам не дано предугадать": анализ стихотворения

Стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе "Северные цветы".

Главная тема стихотворения

Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.

При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к "благодати", в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.

Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.

Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.

Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.

Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова "Слово" и "Отзовется", а также обращает внимание на себя акцентирование на слове "Благодать", которое отождествляется со словом "Сочувствие".

Вывод

Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать “.

Метафора – “слово наше отзовется “.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.

Тютчев: «Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) . Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое невластье над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данное

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..

Стихотворение Тютчева впервые увидело свет в 1903 году в литературном альманахе «Северные цветы», издавашемся в 1901-1905 годах в Москве под редакцией В. Я. Брюсова. Оно было представлено альманаху Е. И. Свечиной, внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской, в архиве которой хранилось (Княгиня Варвара Фёдоровна Шаховская (урожденная Фесель; 1805–1890) отличалась глубокой религиозностью. Атмосфера общения с ней раскрывается в шутливом письме ей Ивана Гончарова от 8 февраля 1844 года: «Ещё несколько таких дней, как вчерашний, ещё несколько таких писем, как Ваше нынешнее - и я из отчаянного грешника, обуреваемого всевозможными нравственными недугами, обещаю сделаться существом порядочным, годным на какое-нибудь духовное употребление» )

«Нам не дано предугадать » не первая высказанная мысль поэта на тему человеческого бессилия перед судьбой. 11 сентября 1854 года он писал

Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?

Тютчев вообще был мастером коротких, глубоких и емких содержанием стихотворений

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей

Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,-
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…

В своих стихах Ф. Тютчев не только писал о красоте природы, но и затрагивал философские вопросы. Поэт был уверен в том, что у русского человека натура философа, которая старается постичь смысл жизни. Ниже будет представлен анализ стихотворения "Нам не дано предугадать", которое является своеобразным афоризмом.

Немного о Тютчеве-философе

В анализе стихотворения "Нам не дано предугадать" можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом - около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.

Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение "Нам не дано предугадать", анализ которого описывается в этом тексте.

Основная тема

В анализе стихотворения "Нам не надо предугадать" внимание нужно уделить определению главной мысли творения. Несмотря на то что оно совсем небольшое, при его прочтении читатель начинает задумываться о человеческих ценностях и о том, как слово может повлиять на жизнь людей.

По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, ведь сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Об этой великой силе Тютчев, поэт и дипломат, знал, как никто другой.

Но, к сожалению, человек не в состоянии оценить тот дар, который ему передан. Он не задумывается над тем, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому для Тютчева умение управлять словами - избранных, которые достойны этого. Почему же поэт придерживается такой позиции?

Если обращаться со словом бездумно, то оно превратится в обычную игрушку и потеряет свою значимость. А для других остается сочувствие, и трактовать эти строчки следует так: слова могут вызвать добрые чувства, и это для людей благодать.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения "Нам не дано предугадать" Тютчева - это определение особенностей его построения. Оно состоит из четырех строк, которые являются одной строфой. Таким образом, стихотворение представляет собой предложение-период.

Отнести его можно к философской лирике, и состоит оно из двух частей. В первой части говорится о человеческом общении и о том, что реакции на слова непредсказуемы. Не стоит думать, что речь идет только о простом общении, также важно то, какое место занимает слово в мире искусства.

Вторая часть - это следствие того, о чем говорится в первых строках. В них рассказывается о возможных последствиях - это чувство сострадания, милосердия, доброты. Тютчев считал, что возможность проявления добрых чувств - это благодать. Стихотворение написано используется кольцевая рифмовка.

Художественные средства выразительности

В стихе "Нам не дано предугадать" Тютчев использует следующие тропы: метафору, развернутое сравнение и анафору. Метафора здесь используется для одушевления слова, ведь оно может влиять на человека. Употребление возвышенных глаголов только усиливает волшебное воздействие слова.

А окончание стихотворения многоточием подталкивает человека на дальнейшие размышления, что подходит для его философской направленности. Это четверостишие открывает для читателей Тютчева с другой стороны - философа, понимающего, какую силу имеет слово, и ценно оно тем, что может вызывать в человеке добрые и светлые чувства, что представляло ценность для поэта.

Великий русский поэт Ф.И. Тютчев был глубоким знатоком жизни и характеров людей. Его творчество находится под влиянием лирических произведений таких выдающихся поэтов позапрошлого века, как Пушкин, Лермонтов и Фет. Он жил в ту эпоху, когда имели место великие потрясения, изменения и катаклизмы в общественной жизни России, которые в значительной степени получили отражение в творчестве этого поэта.

Многие исследователи наследия Тютчева считают его последним русским романтиком, творчество которого приходится на эпоху реализма. Кроме того, он является предшественником таких направлений в русской поэзии, как символизм и экзистенциализм. Юрий Тынянов видел в Тютчеве мастера фрагмента, подчёркивая краткость и ёмкость его стихотворных произведений, которые буквально цепляют за душу. И он был не просто великим поэтом, но философом и даже психологом.

За свою жизнь Тютчев написал несколько сотен стихотворений, которые стали широко известными лишь после смерти поэта. За последние годы своей жизни он написал около полусотни произведений стихотворного жанра, в том числе и известное произведение:

Нам не дано предугадать

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Данное произведение получило широкую известность во многих странах мира, где ценят и любят русскую поэзию, а также интересуются творчеством известных писателей и поэтов.

Фёдор Тютчев был не только прекрасным поэтом и философом, но и великолепным дипломатом, с молодости посвятивший себя этой сфере деятельности. На протяжении двух десятилетий он представлял интересы своей страны за границей. В целом, Тютчев был образованным человеком, разбиравшимся во многих областях жизнедеятельности людей.

Произведения Тютчева выводят любителей русской поэзии на качественно новый уровень в восприятии жизненных ценностей. Во многом они способствуют морально-этическому формированию молодого поколения, стремящегося впитывать всё самое лучшее от русского поэтического наследия. А это имеет большое значение в плане роста и формирования личности на основе позитивных тенденций, заложенных в русской поэзии.

История стихотворения «Нам не дано предугадать»

Известное стихотворение поэта Тютчева Ф.И. «Нам не дано предугадать» было написано в конце февраля 1869 года во время его пребывания в Санкт-Петербурге. Этот период был завершающим в творчестве и жизни поэта. Данное стихотворение является своеобразной философской миниатюрой - сжатой, краткой и чрезвычайно выразительной, которая не может оставить равнодушными истинных ценителей глубокой поэзии. Можно отметить, что это произведение вышло из-под пера очень зрелого и мудрого человека, который многое повидал и пережил.

Что касается публикации, то впервые его выпустил альманах «Северные цветы» только в начале двадцатого века (в 1903 году). Таким образом, после написания данного произведения прошло почти три с половиной десятилетия, прежде чем оно было опубликовано и оценено любителями литературы. По всей видимости, оно зародилось вследствие многолетних размышлений Ф.И.Тютчева о смысле жизни людей, роли слова в формировании их поведения и настроения.

Академик Жирмунский отмечал, что каждое слово, которое использовал поэт, является темой, и его можно использоваться в качестве самостоятельного художественного мотива. С его мнением согласны и исследователи творчества Ф.И.Тютчева, подчёркивая глубину и поэтичность стихотворных произведений этого русского поэта. Любители его творчества очень часто цитируют его стихотворения, которые стали особо популярными в народе.

Стихотворение несёт в себе вполне законченную мысль. Оно является своеобразным предложением-периодом. Для его написания автор использовал четырёхстопный ямб, и оно является катреном, имеющим кольцевую рифмовку. Метафора, анафора и развёрнутое сравнение – это те тропы, которые использует Тютчев в данном шедевре.

Произведение условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из двух строк. Обе части гармонично сочетаются между собой, создавая мелодичность и ритмичность стиха. Это обстоятельство было отмечено литературоведами, которые исследовали творчество Тютчева.

В первой части поэт утверждает, что человеческие реакции на слова могут быть вполне непредсказуемыми:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…


Здесь подчёркивается не только общение людей как таковое, но и поэтическое слово, которое идёт в широкие массы и распространяется среди любителей поэзии. В этом произведении Тютчев стремился отразить окружающую действительность в художественных образах, что является актуальной задачей для русской поэзии во все времена. И надо отметить, что в представленном фрагменте это удалось Тютчеву практически на все сто процентов!

Вторая часть стихотворения повествует о реакции людей на поэтическое слово, о том, что у них пробуждаются такие возвышенные чувства, как сострадание, доброта и сочувствие. И здесь поэт приводит сравнение сочувствия с благодатью. Тютчев полагал, что сочувствие к проблемам, заботам и бедам окружающих людей, является великой благодатью для каждого человека.

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…


Говоря простым языком, первая часть стихотворения является причиной, а вторая – следствием, но они вместе образуют единое целое, создающее своеобразную картину мировосприятия поэта. И в этом стихотворении раскрывается существенная часть души поэта, который смотрит на жизнь с некоторым мистическим уклоном.

Основная идея стихотворения

Исследователи творчества Тютчева полагают, что поэт в этом стихотворении призывает крайне осторожно относиться к словам, которые могут привести к неожиданным последствиям. Если одни слова оживляют и возвращают надежду людям, то другие – могут просто уничтожить человека морально и даже физически, нанеся тем самым вред его родственникам и друзьям.

Стихотворение относится к жанру стихотворного афоризма, и оно наполнено философской лирикой. В этом литературном произведении Тютчев размышляет о роли слова в жизни людей, каким образом оно может повлиять на их судьбы и роль в человеческом обществе. Тесным образом поэт связывает между собой божественное начало и человеческое существование, делая акцент в пользу необратимости происходящего в реальной жизни.

Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из одного четверостишия, в нём содержится очень глубокий философский смысл. В нём нашло отражение отношение поэта к жизни, а также к тому, к чему может привести необдуманность в высказываниях. Кроме того, Тютчев считает, что божественное начало осуществляет управление людьми, их мыслями и действиями. Эту же мысль он выражает и в ряде иных произведений.

В целом, данное произведение Тютчева можно рассмотреть в контексте размышлений поэта на философские темы, среди которых можно выделить роль слова в жизни людей. И через всё стихотворение проходит отчаяние поэта, что невозможно обрести гармонию в процессе общения людей между собой. Всего лишь четыре строки вмещают в себя глубокий философский смысл, который разгадать под силу только истинным ценителям высокой поэзии!

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева "Нам не дано предугадать" стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.

Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Критики о стихотворении

Многочисленные литературные критики, которые анализировали данное стихотворение, отмечали в нём глубокий философский смысл и откровенную жизненную правду, присущую для духовно чистого человека. Это литературное произведение, по их мнению, несмотря на свой небольшой размер, входит в число выдающихся достижений русской поэзии девятнадцатого века.

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.

Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.