Временное сибирское правительство. Комментарии

ВРЕМЕННОЕ СИБИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ВСП) . Учреждено на заседании небольшой группы (35–45 чел.) членов временной Сибирской областной думы, к-рое состоялось нелегально в Томске в ночь на 29 янв. 1918. В его состав были избраны в кач-ве пред. пр-ва и вр. министра земледелия и колонизации правый эсер П.Я. Дербер, министра внеш. сношений – беспартийный П.В. Вологодский, внутр. дел (самоуправлений) – эсер А.Е. Новоселов, воен. министра – эсер А.А. Краковецкий, министра здравоохранения – беспарт. областник В.М. Крутовский, народ. просвещения – бурят. националист Д. Ринчино, продовольствия и снабжения – беспарт. областник И.И. Серебренников, путей сообщения – беспартийный Л.А. Устругов, торговли и пром-ти – народный социалист М.А. Колобов, труда и соц. реформ – левый эсер И.С. Юдин, тузем. дел – сочувствующий большевикам В.Т. Тибер-Петров, финансов – беспарт. областник И.А. Михайлов, экстерритор. народностей – левый эсер интернационалист Д.Г. Сулим, юстиции – народный социалист Г.Б. Патушинский, гос. контролера – правый эсер Н.Е. Жернаков, гос. секретаря – правый эсер В.И. Моравский, министров без портфеля – эсеры Е.В. Захаров, С.А. Кудрявцев, Г.Ш. Неометуллов и М.Б. Шатилов. Часть из них была избрана заочно, без получения согласия войти в состав ВСП и даже не знала о своем избрании. Большинство министров находилось вне Томска, а нек-рые (А.А. Краковецкий, Л.А. Устругов, И.А. Михайлов, А.Е. Новоселов) – за пределами Сибири.

В кон. зимы – нач. весны 1918 П.Я. Дербер, Н.Е. Жернаков, М.А. Колобов, С.А. Кудрявцев, В.И. Моравский, Г.Ш. Неометуллов и В.Т. Тибер-Петров перебрались из Томска в Харбин, предварительно назначив для орг-ции антибольшевист. подполья комиссариаты – Западно-Сибирский (ЗСК) и Восточно-Сибирский (ВСК), а также неск. уполномоченных, гл. обр. эсеров по парт. принадлежности. Позднее к группе П.Я. Дербера присоединились министры Е.В. Захаров, А.А. Краковецкий и А.Е. Новоселов. В Харбине они повели борьбу за признание ВСП др. рос. обществ.-полит. группировками и дип. представителями союзных держав, пытались организовать рук-во формированием и деят-тью антибольшевист. подполья, в т. ч. вооруженного, в Сибири. 1 июля 1918 эта группа министров ВСП приняла решение именоваться Временным пр-вом автономной Сибири (ВПАС).

С нач. антисов. мятежа Чехословацкого корпуса на востоке России упр-ние освобожденной от большевиков территорией от имени ВСП взял на себя ЗСК. 30 июня 1918 он передал власть 5 находившимся на контролируемой им территории министрам ВСП, к-рые образовали в Омске Совет министров ВСП в составе П.В. Вологодского (пред. и министр внеш. сношений), В.М. Крутовского (министр внутр. дел), И.А. Михайлова (министр финансов), Г.Б. Патушинского (министр юстиции) и М.Б. Шатилова (министр тузем. дел). 27 июля 1918 к ним присоединился И.И. Серебренников, возглавивший мин-во снабжения.

Образовавшийся в Омске Совет министров изначально рассматривал себя как «орган верховного управления Сибирью», располагающий всей полнотой власти и выражающий волю ВСП. По сути дела это была узурпация прерогатив, принадлежавших всему ВСП, в результате к-рой произошло ущемление прав группы министров, находившихся в Харбине. При этом омский Совет министров первонач. выводил свою легитимность из ВСП, избранного временной Сибирской областной думой. Однако 24 июля 1918 ВПАС принял постановление передать омскому Совету министров, впредь до прибытия туда из Владивостока остальных членов ВСП, всю полноту правит. власти в Сибири, кроме права входить в сношения с иностр. державами.

1 июля 1918 Совет министров ВСП принял пост. «О высших государственных учреждениях Сибири», в соотв. с к-рым учрежденные при ЗСК отделы и упр-ние делами были преобразованы в мин-ва аналог. наименования и канцелярию Совета министров. Отделы административный и иностр. сношений переименовывались соотв. в мин-ва внутр. дел и иностр. дел. Для содействия Совету министров в деле упр-ния вводились должности управляющих воен. мин-вом, мин-вами земледелия и колонизации, продовольствия, просвещения, путей сообщения, торговли и пром-ти, труда, должности помощников управляющих мин-вами и должности товарищей министров внутр. дел, иностр. дел, тузем. дел, финансов и юстиции, а также управляющего делами Совета министров и его помощников. Для рук-ва гос. контролем учреждался совет гос. контроля и должность его пред. на правах гос. контролера. Управляющим мин-вами присваивались в делах их ведомств права министров.

В тот же день указом Совета министров были произведены назначения на должности. Зав. воен. отд. ЗСК А.Н. Гришин-Алмазов, земледелия и колонизации Н.И. Петров, продовольствия Н.С. Зефиров, просвещения В.В. Сапожников, путей сообщения Г.М. Степаненко, торговли и пром-ти П.П. Гудков, труда Л.И. Шумиловский стали управляющими соотв. мин-вами ВСП; зав. отделами внеш. сношений М.П. Головачев и юстиции А.П. Морозов – товарищами министров иностр. дел и юстиции, пом. зав. прод. отд. И.Г. Знаменский – пом. управляющего мин-вом продовольствия, инж. М.С. Виттенберг – пом. управляющего мин-вом торговли и пром-ти, дир. Омского отд-ния Русско-Азиатского банка Н.Д. Буяновский – товарищем министра финансов, непременный член общего присутствия Акмолинского обл. правления И.В. Павлов – и. д. товарища министра внутр. дел, управляющий делами ЗСК Г.К. Гинс получил аналог. должность в Совете министров, а канд. экон. наук Т.В. Бутов и чл. Омской судеб. палаты И.И. Карнеев-Гребаров стали помощниками управляющего. Кроме того, товарищем министра внутр. дел был назначен быв. уполномоченный ВСП и чл. ЗСК П.Я. Михайлов. Под их рук-вом в Омске был создан центр. исполнит. аппарат, по мере освобождения тер. Сибири от сов. власти подчинявший регион своему упр-нию. 24 авг. 1918 для содействия Совету министров в делах упр-ния ВСП учредило Административный совет, состоявший из управляющих мин-вами, товарищей министров и управляющего делами Совета министров.

Состоялось 65 открытых и закрытых (секретных) заседаний Совета министров ВСП. От имени ВСП и его Совета министров издано ок. 150 док-тов (грамот, воззваний, обращений и постановлений), имевших законодательно-норматив. хар-р. В грамоте от 30 июня 1918 Совет министров ВСП заявил, что он неуклонно пойдет по пути создания и укрепления на всей тер. Сибири как нераздельной части великой Всероссийской демокр. республики, незыблемого правопорядка и мощной государственности. Для этого он призвал «все население, без различия национальностей, классов и партий, все государственномыслящие элементы, всех, кому дорого возрождение России и свобода Сибири, объединиться вокруг правительства в его государственном строительстве на предуказанных Сибирской областной думой началах народоправства».

По сравнению с ЗСК Совет министров изначально занял более ясную и жесткую позицию в важнейших полит. вопросах. Он аннулировал все декреты сов. власти, отверг заключенный большевиками Брестский мирный договор, признал партию большевиков антигосударственной и запретил ее деят-ть, а также существование различ. рода советов. Рабочим, крестьянам и представителям др. классов разрешалось создавать только орг-ции проф. типа при условии их обязат. регистрации в установленном законом порядке. Все национализир. предприятия и имущества подлежали денационализации, что не исключало в дальнейшем возможности рассмотрения вопроса о необходимости национализации нек-рых особо важных для гос-ва предприятий и имуществ. Для формирования армии было признано принципиально необходимым осуществить призыв в войска. Совет министров признал недопустимым представительство во вр. Сиб. обл. думе от советов, но необходимым иметь представителей от цензовых элементов, а также от проф. рабочих и крест. орг-ций.

К нач. сент. 1918 подчиненные ВСП вооруж. силы, составлявшие Сибирскую армию, освободили от большевиков тер. от Екатеринбурга и Челябинска на западе до Читы на востоке. Во 2-й пол. сент. – нач. окт. 1918 в ходе поездки спец. делегации ВСП во главе с П.В. Вологодским на Д. Восток ей удалось добиться самоликвидации ВПАС и Делового кабинета (пр-ва) Временного правителя генерала Д.Л. Хорвата, в результате чего под властью ВСП оказалась тер. от Урала до Тихого океана. Упр-ние составлявшими ее областями и губерниями возлагалось на правительств. комиссаров, назначенных Советом министров ВСП, а уездами – Мин-вом внутр. дел. В городах были воссозданы органы городского самоуправления: думы и управы. Параллельно стали восстанавливаться органы земского самоупр-ния уезд. и губ. уровня, бравшие на себя решение осн. соц.-экон. проблем.

Намного сложнее обстояло дело в сел. местности. Здесь ВСП не смогло установить должного контроля. Требование ликвидировать советы крест. депутатов и организовать вместо них земство во мн. волостях и тем более селах не выполнялось. В результате на местах существовали различ. по форме органы упр-ния: земства, советы, разного рода исполнит. комитеты, что отражало противоречивое отношение к ВСП со стороны разных групп и категорий сел. населения.

Приоритет. задачей внутр. политики ВСП являлось укрепление законности и порядка. Практич. результатами его деят-ти в этом отношении стали восстановление законодат-ва и органов гос. упр-ния Всероссийского Временного пр-ва, регламентация функционирования мест. гражд. и воен. властей, регулирование земел. отношений и запрет на самовол. порубку лесов, сбор гос. налогов и долгов по ним, борьба с самогоноварением и самосудами, переход от добровольч. принципа формирования вооруж. сил к набору по обязат. призыву.

Внутр. политика ВСП эволюционировала от первонач. декларир. народоправства с его ставкой на Всероссийское Учредительное собрание, Сиб. обл. думу, органы земского и гор. самоупр-ния к авторитаризму, что отразилось в пост. ВСП от 15 июля 1918 «Временные правила о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», от 2 авг. 1918 о врем. передаче милиции из ведения земств и городов в распоряжение мин-ва внутр. дел, от 24 авг. 1918 «Об учреждении особых прифронтовых военно-полевых судов», в наделении Адм. совета ВСП функциями, равными правам Совета министров. Усиление авторитар. тенденций в ущерб демокр. обещаниям послужило причиной затяжного внутр. кризиса, поразившего ВСП в сент. 1918. В ходе его разрешения 5 сент. 1918 был отправлен в отставку управляющий воен. мин-вом, командующий Сибирской армией А.Н. Гришин-Алмазов, наиболее явно демонстрировавший авторитар. устремления «правой» фракции Делового кабинета Совета министров. Затем 21 сент. 1918 занимаемых в ВСП министерских постов лишились составлявшие «левый» фланг ВСП В.М. Крутовский, Г.Б. Патушинский и М.Б. Шатилов, а также была прервана работа Сиб. обл. думы.

Сначала ВСП имело довольно широкую соц.-полит. опору. Его активно поддерживали офицеры и казачество, гор. интеллигенция и студ. молодежь, цензовая общественность и зажит. крестьянство, орг-ции демокр. (кооперация, земские и гор. самоупр-ния, областники, националы) и социалистич. («правые» эсеры, энесы) ориентации. Нейтральную позицию занимало большинство профессионально организованных рабочих. Изначально отрицательно относились к ВСП просоветски настроенные и поддерживавшие большевиков, «левых» эсеров и анархистов рабочие и крестьяне. Но довольно скоро поддержка со стороны социалистов и части националов приобрела условный хар-р. Напротив, кол-во противников ВСП, недовольных его внутр. политикой, выросло. С сер. авг. 1918 это недовольство стало принимать крайние формы и вылилось в антиправительств. вооруж. выступления, последовательно охватившие Змеиногорский, Тюкалинский, Славгородский, Красноярский, Бийский, Мариинский и Минусинский у. В общей сложности в них приняло участие ок. 35 тыс. чел. Восстания были быстро и решительно подавлены правительств. войсками.

ВСП сыграло важную роль в консолидации антибольшевист. сил на востоке России. В июле и авг. 1918 его представители участвовали в 2 челябинских совещаниях, а затем в сент. – на Государственном совещании в Уфе. На всех этих совещаниях делегации ВСП активно оппонировали представителям Самарского комитета членов Всерос. Учредит. собрания, претендовавшего на роль центра собирания антибольшевист. сил, отстаивая значит. более «правые» полит. позиции. Признанием авторитета ВСП в антибольшевист. лагере стало избрание П.В. Вологодского на Гос. совещании в Уфе одним из 5 членов Временного Всероссийского пр-ва (ВВП). В ходе формирования Совета министров ВВП, происходившего в окт. – нач. нояб. 1918, фактически все министры, товарищи министров и управляющие ведомствами ВСП получили аналог. посты в ВВП, а его деловой аппарат стал основой для создания соотв. мин-в и ведомств общерос. пр-ва.

3 нояб. 1918 ВСП сложило с себя верховное упр-ние и всю полноту власти на тер. Сибири передало ВВП.

Лит.: Временное Сибирское правительство (26 мая – 3 ноября 1918 г.): Сб. документов и материалов. Новосибирск, 2007.

Временное Сибирское правительство

На совещании Сибирской областной думы в Томске 23 июня 1918 г. было сформировано Временное Сибирское правительство. 30 июня 1918 г. объявлено о переходе всей полноты государственной власти на территории Сибири к Временному Сибирскому правительству, в состав которого вошли П.В. Вологодский, В.М. Крутовский, М.Б. Шатилов, Г.Б. Патушинский, И.А. Михайлов. Председателем избран эсер П.В. Вологодский – сын сельского священника из Енисейской губернии, кандидат права, член II Государственной думы. 23 июля 1918 г. Совет министров Временного Сибирского правительства постановил считать Омск столицей Сибири.

Временное Сибирское правительство объявило о денационализации предприятий, возвращении бывшим владельцам конфискованного большевиками имущества, восстановлении дореволюционных судебных и административных учреждений.

В ноябре 1918 г. на смену Временному Сибирскому правительству пришла Уфимская Директория – орган временной всероссийской власти, созданный 23 сентября 1918 г. В состав Директории вошли 5 чел.: правый эсер Н.Д. Авксентьев, от Союза

Возрождения России – генерал В.Г. Болдырев, от Временного Сибирского правительства – крупный адвокат П.В. Вологодский, кадет В.А. Виноградова и эсер В.М. Зензинов.

9 октября 1918 г. члены Директории прибыли в Омск, где были встречены враждебно. Временное Сибирское правительство мешало Директории проникнуть в город (под предлогом отсутствия помещения), и в течение двух недель Директория размещалась в вагонах на ж/д ветке, получив прозвище «воробьиного правительства». Тем не менее 9 октября 1918 г. Омск, нежданно-негаданно для его жителей, приобрел статус «всероссийской столицы».

Между тем в Казани 7 августа 1918 г. белогвардейцы захватили золотой запас России. Его перевезли сначала в Самару, затем в Уфу, а после того, как окончательно решился вопрос с резиденцией Директории, 13 октября 1918 г. на двух эшелонах доставили в Омск. Все привезенное (8 тыс. 399 ящиков, 2468 мешков и 18 сумок с драгоценностями) сгрузили в кладовые Омского отделения Государственного банка.

14 октября 1918 г. в Омск из Харбина прибыл вице-адмирал А.В. Колчак, которого английское правительство направило «…для работы в Маньчжурии и Сибири». По прибытии в Омск Колчак нанес визиты членам Директории. Болдырев попросил вице-адмирала как официально, так и лично остаться в городе, так как собирался использовать его «для более широкой задачи». Колчак встретился с представителями Добровольческой армии и узнал, что они относятся к новой власти крайне отрицательно, говоря, «что Директория – это повторение того же самого Керенского <…>, и она неизбежно приведет Россию снова к большевизму». Колчак выступил с докладом о положении на Дальнем Востоке. Через два дня после этого ему поступило официальное предложение от Болдырева занять пост военного и морского министра.

3 ноября 1918 г. появилась декларация Временного Сибирского правительства о передаче верховной власти на территории Сибири Директории, а 4 ноября Указом Директории был создан Совет министров (Временное Всероссийское правительство). Председателем Совета министров назначался П.В. Вологодский, военным и морским министром – А.В. Колчак.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

автора

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы Февральская революция 1917 г. – события в Петрограде (всеобщая забастовка, переросшая в вооружённое восстание), которые привели к свержению монархии и установлению двоевластия.1917 г., 18 февраля – забастовка на Путиловском

Дело о «сибирском сепаратизме». - Созыв Сибирской Областной Думы. - Отношение общественных кругов к Думе. - Деятельность Областного Совета. - Г. Н. Потанин. - П. Я. Дербер . - Январские заседания Думы. - Избрание правительства. - Результат «выборов». - Разгон Думы. - Декларация Сибирской Думы. - Переезд Сибирского Правительства на Дальний Восток. - Дальневосточные политические центры. - Союзники. - Семеновщина

Идея сибирской автономии, которая породила Сибирскую Областную Думу, давно была затаенной мыслью лучших сынов Сибири. Она является плотью от плоти и кровью от крови того социально-политического течения общественной мысли начала второй половины XIX в., которое именуется в истории «областничеством». Областнические тенденции этих первых граждан Сибири были сначала неопределенным стремлением к лучшему устройству Сибири вообще: к просвещению ее, к развитию ее производительных сил, к раскрепощению личности сибиряка от административного гнета, тяготевшего над страной, к улучшению положения туземцев Сибири, находившихся в экономической кабале у хищнических элементов и под тяжелым административным прессом.

Видную роль в истории сибирского областничества сыграло казачество.

Дело о «сибирском сепаратизме»

Среди лиц, привлеченных в 1865 г. по так называемому делу «о сибирском сепаратизме», было немало казаков: отставной хорунжий Сибирского казачьего войска Григорий Николаевич Потанин, есаул того же войска Усов, хорунжий Шайтанов и др. Они наряду с H. М. Ядринцевым, С. С. Шашковым, Д. JI. Кузнецовым и др. составили в сибирских городах «Общество независимости Сибири», они же выпустили воззвание «Сибирским патриотам», где доказывалась необходимость и возможность создания из Сибири экономически самостоятельной страны. «Мы, сибиряки, братски подаем руку российским патриотам для совокупной борьбы с нашим врагом. По окончании ее Сибирь должна будет созвать свое народное собрание, определить свои будущие отношения к России - это ее неотъемлемое право», - говорится, между прочим, в этом воззвании «Сибирским патриотам». Оканчивалось оно следующим призывом: «Да здравствует Сибирь свободная... от гор Уральских до берегов Восточного океана».

В 1864 г. в г. Омске были обнаружены названные прокламации, из которых одну занес в корпус кадет, не сознавая, что это недозволительная политическая вещь. Корпусное начальство нашло прокламацию у кадета и передало ее жандармам. Было назначено следствие, последовал ряд обысков в квартире казачьего офицера Усова и у его друзей в Томске; затем последователи аресты лиц, имена которых были найдены в захваченной переписке, также в Красноярске и Иркутске. При обыске в одной квартире в Иркутске была найдена другая прокламация. Более десятка молодых людей было арестовано и свезено в Омск, где была образована следственная комиссия. Громко пронеслось по сибирским городам известие о деле, которое преувеличенно было названо: «Дело о злоумышленниках, возымевших намерение отделить Сибирь от России и основать в ней республику на манер Северо-Американских Штатов».

В результате пострадали лучшие граждане Сибири. Первым мучеником идеи сибирской самостоятельности и первым автором мысли о Сибирской Областной Думе был Григорий Николаевич Потанин.

Наступившая вскоре общая эпоха реакции не благоприятствовала новому пробуждению идеи автономии Сибири. С идеей областничества сжились только группы идеологов этого социально-политического течения, оставшиеся верными ей до самых последних дней своих. Широкого отклика эта идея долгое время не находила в среде сибирского населения. Но идея областничества, как идея, несомненно, демократического происхождения, встречала сочувствие и среди случайных гостей Сибири, демократически настроенных, хотя и идущих иными путями к счастью народа, к установлению основ народоправства. Защитниками идеи областничества, сибирской автономии, являлись такие лица из старых народовольцев, как Ф. В. Волховский, С. Л. Чудновский, С. П. Швецов и др.

В 1917 г., после революции, идеи областничества стали пользоваться большим успехом и нашли поддержку в умеренных социалистах, которые видели в переходе к федеративному строению областей возможность усилить свое влияние в противоположность большевикам.

Идея организации Сибирского Правительства выросла постепенно. Сначала, в августе 1917 г., представители революционных демократических организаций Сибири созвали в г. Томске конференцию для обсуждения вопроса о создании в Сибири истинных основ народоправства, и здесь уже впервые стал на реальную почву вопрос о необходимости конструировать сибирскую власть на особых основаниях. Далее, в октябре месяце созывается всесибирский съезд представителей тех же организаций, который уже решает созвать в декабре того же года чрезвычайный Сибирский областной съезд из представителей тех же организаций; на этом съезде уже прямо был поставлен вопрос о настоятельной необходимости организовать особую сибирскую власть для управления автономной Сибирью. Этот чрезвычайный съезд объявил созыв Сибирской Областной Думы, выработал Положение о временных органах управления Сибири и избрал Временный Сибирский Областной Совет - исполнительный орган съезда.

Созыв Сибирской Областной Думы

В обстановке большевизма надежда на осуществимость созыва Думы могла опираться на удачное использование тех организаций, которые сложились в период советского режима. Составители закона приспособлялись к моменту. Поэтому Положение о Сибирской Областной Думе оказалось крайне несовершенным. Почти половина состава избиралась советскими организациями: советами крестьянских, казачьих, киргизских депутатов. Входили представители фронтовых организаций солдат-сибиряков, включались представители союзов полу-профессионального, полу-политического характера (почтово-телеграфного, железнодорожного, учительского и даже студенческого). Много места отводилось кооперации, профессиональным союзам и национальным организациям.

Представительство буржуазии было вовсе исключено, так же как и в советах. Верховную власть, по образцу советского строя, Положение предоставляло Думе, так что исполнительный орган (министерства) должен был ей всецело подчиняться (система конвента французской революции).

Отношение общественных кругов к Думе

Искусственность подбора представителей в Сибирской Областной Думе вооружила против нее значительную часть интеллигенции, особенно из партии «народной свободы». Вызывала сомнения и сама идея сибирской автономии, которая казалась проявлением сепаратизма. Вооружились против Думы и большевики.

«Сибирская речь» назвала Сибирскую Областную Думу «новой социалистической затеей». Другие влиятельные газеты, как, например, газета Дальнего Востока «Голос Приамурья», сторонница еще большей децентрализации, назвала фантастической идею объединения всей Сибири и Степного края в одно целое, связывающее в одном централистическом учреждении, Сибирской Областной Думе, чуть ли не шестую часть земной суши.

Советы, поддерживаемые Москвой и Петроградом, по отношению к Сибирской Думе заняли непримиримую позицию. Ачинский совет рабочих и солдатских депутатов, соглашаясь с Красноярским исполнительным комитетом, «попытку контрреволюции под видом автономии Сибири и созыва Сибирского Учредительного Собрания признает недопустимой» и просит Томский совдеп принять все меры, начиная с разгона и ареста, не останавливаясь перед использованием вооруженной силы «для того, чтобы отстоять власть советов».

Немудрено после этого, что такое настроение общественного мнения Сибири отразилось на самих членах Думы. Представители Сибирской Областной Думы съезжались к месту своего назначения медленно.

Деятельность Областного Совета

В состав Временного Областного Совета вошли Потанин, ушедший в конце декабря, Дербер, Патушинский, Шатилов, Новоселов и Захаров.

Областному Совету была поставлена съездом очень узкая и ограниченная задача: созвать к 10 января Областную Думу на основаниях, выработанных съездом. Силою вещей, однако, Областной Совет начал осуществлять и некоторые функции управления, главным образом, он вынужден был вступить в переговоры по вопросу об образовании власти. Одно время он сносился с отдельными образованиями, вроде Забайкальского Областного Совета, который временно осуществлял в Забайкальской области верховную власть, и с атаманом Семеновым, тогда есаулом, который приветствовал Областной Совет, а затем Областную Думу, указывая, что он тоже борется с большевиками под лозунгом «Учредительное Собрание». Происходили сношения и с иностранцами в лице случайных представителей, находившихся тогда в Томске, с Китаем, через посла Кудашева, по поводу периодического закрытия границы для провоза товаров на ст. Маньчжурия, и др.

Однако Областной Совет был лишен возможности заниматься чем-либо, кроме переписки и переговоров. Он не имел ни финансов, ни аппарата управления; вся канцелярия его состояла из пяти человек. При Областном Совете состояли финансовый и военный советы, которые занимались разработкой вопросов для Областной Думы.

Г. Н. Потанин

Председатель Областного Совета Потанин был наиболее популярным и всеми уважаемым человеком в Сибири. Потанин, всю свою жизнь посвятивший служению родной Сибири, тщательно исследовавший как ее, так и соседние с ней страны, в частности Монголию, обладал исключительной честностью и бескорыстием; его ясный ум, чуждый фанатизма, свойственного партийной русской интеллигенции, невольно привлекал всех. Потанин живо интересовался и принимал деятельное участие в Сибирских съездах, происходивших в конце 1917 г., и был избран председателем Областного Совета на последнем декабрьском чрезвычайном Сибирском съезде. Однако глубокая старость (Потанин родился в 1835 г.) и физическая слабость не позволили ему оказать заметного влияния на ход событий 1917-1918 гг. Свой ясный ум Потанин сохранил, но вбурное время, когда темперамент и энергия брали перевес над доводами и знаниями, он был бессилен осуществить свою задачу - примирить крайности, внести трезвость в действия партийных политиков.

Вокруг Потанина шла ожесточенная борьба. Каждый тянул его в свою сторону. Его, как председателя Областного Совета, вынудили подписать акт, сводившийся к признанию советов, правда, с рядом оговорок. Это послужило поводом к выходу Потанина из Областного Совета. Он чувствовал, что не сможет выполнить принятой на себя роли. Энергичная молодежь брала верх. Никого примирить не удалось. Члены Областного Совета, вроде Дербера, чуждого Сибири, типичного политического деятеля новой формации, были неприятны Потанину.

Вышедши из Областного Совета, Потанин продолжал чутко прислушиваться к происходящему, благословлял на действия одних, давал советы другим. Он был избран почетным председателем Думы и затем первый пожалован был Сибирским Правительством званием Почетного гражданина Сибири.

П. Я. Дербер

Наиболее энергичным и влиятельным членом Областного Совета был Дербер. Человек недюжинных способностей, хороший оратор, он обладал к тому же большой энергией и настойчивостью, которая как-то не гармонировала с его необычайно миниатюрною, почти карликовою фигурой и забавным детским личиком. Задолго до революции Дербер работал в партии социалистов-революционеров, был профессиональным ее деятелем и жил за ее счет. Это особый в России, нелюбимый широкими кругами русского общества тип чисто политического деятеля.

Несмотря на живость характера и способность трезво оценивать обстановку, Дербер все же был типично партийным человеком в политике. О нравственных качествах его давались неблагоприятные отзывы даже в среде лиц, близких к его партии.

Январские заседания Думы

Между тем кворум Областной Думы не набирался. Это происходило отчасти из-за громадных расстояний Сибири, отчасти потому, что почти все рабочие организации бойкотировали Думу. К 7 января Дума не могла быть открыта. Только к 20 января собралось около ста человек, и на 1 февраля назначено было открытие Думы. До тех пор происходили совещания фракций Думы и частные совещания членов Думы. Наиболее сильные группировки Думы были: фракция социалистов-революционеров и фракция представителей различных народностей Сибири (называлась она «фракцией национальностей»). Эта фракция была настроена умереннее, чем эсеровская. В составе ее, кроме туземцев - киргиз, бурят, якутов, - были поляки, украинцы и немцы-колонисты.

Главное внимание во фракциях было сосредоточено на вопросах о пополнении состава Областной Думы представителями «цензовых» элементов и о выработке избирательного закона в Сибирское Учредительное Собрание, которое, по мысли декабрьского чрезвычайного съезда, должно было быть созвано в марте 1918 г. Временное Правительство, которое предположено было избрать в Думе, должно было, в сущности, заняться только проведением выборов в Сибирское Учредительное Собрание. Отчасти этим объяснялось то, что вопрос о кандидатах в состав Временного Сибирского Правительства меньше всего обсуждался во фракциях, и только Областной Совет и лидеры фракций несколько на нем останавливались. А между тем, в то время как Областной Совет и Сибирская Дума стремились собрать Сибирь и начать совместно с другими частями России борьбу с большевиками, большевизм начал уже укрепляться в Сибири не как политическая партия, а как власть. В середине декабря Омск перешел в руки большевиков. Но партия эсеров ожидала, что Всероссийское Учредительное Собрание одолеет большевизм и что в случае посягательства на Учредительное Собрание по всей России вспыхнет гражданская война с большевиками. В январе большевики стали распространять свое влияние на Томск, не решаясь, однако, выступать решительно против Областного Совета и Думы. В ночь с двадцать пятого на двадцать шестое января большевики, желая, очевидно, предупредить открытие Думы, неожиданно для Областного Совета арестовали членов его: Патушинского, Шатилова и нескольких членов Думы, в том числе Якушева, намеченного фракциями в председатели. Из остальных членов Областного Совета в Томске находился Дербер, которому удалось избежать ареста. Дербер и представители фракций, собираясь конспиративно, решили устроить тайно от большевиков заседание Областной Думы, на котором было бы избрано Временное Сибирское Правительство.

Избрание правительства

Фракция социалистов-революционеров долго возражала против избрания правительства. Она считала невозможным произвести избрание в столь ненормальной обстановке. «Мы можем лишь переизбрать Совет и поручить ему созвать на Дальнем Востоке Областную Думу в более полном составе», - говорили социалисты-революционеры. Только Дербер настаивал на избрании полномочного правительства, которое, перебравшись на Дальний Восток, могло бы действовать и решать. Против избрания правительства высказывались и члены «фракции национальностей». В конце концов фракции уступили настояниям Дербера. Они потребовали только включения в состав правительства социалистов-революционеров в числе, гарантирующем большинство. За неимением достаточного числа «подходящих» кандидатов они предложили в министры членов Областного Совета Шатилова и Захарова, которых первоначально не имели в виду включать в состав правительства за недостаточною их подготовленностью к министерским постам, а также еще менее подготовленного местного социалиста-революционера Кудрявцева.

«Национальная» фракция потребовала создания, кроме министерства туземных народностей по делам киргиз, бурят и прочих народностей, занимающих определенную территорию, еще министерства «экстерриториальных» народностей, т. е. иноплеменников, рассеянных по всей Сибири, каковы украинцы, поляки, евреи и пр. Эти два министерства должны были быть замещены кандидатами фракции. Кроме того, фракция требовала предоставления ее кандидату также поста министра народного просвещения.

В результате этих переговоров Областная Дума в тайном заседании избрала Временное Правительство.

Нужно ли описывать это заседание?

На частной квартире собравшаяся исподтишка небольшая группа членов Думы, человек около двадцати из полутораста, «избрала» шестнадцать министров с портфелями и четырех без портфеля. Шесть человек присутствовавших самоизбрали себя в Совет министров.

Постоянно прислушиваясь, не идут ли большевики, храбрые заговорщики быстро выкрикивали имена кандидатов, едва успевая остановиться на их оценке, избирая даже случайных незнакомых лиц, каким был, например, И. Михайлов, предложенный в министры финансов одним случайным участником из состава «аппарата». Никто не задумывался и над тем, согласны ли избираемые, будут ли они довольны «компанией» Дербера и др. Так попали в министры не запрошенные никем об их согласии Вологодский, Устругов, Серебренников, Крутовский.

Процедуры избрания никакой не было. Применена была система «par acclamation» (без голосования. - Ред.).

В результате Дума избрала: председателем и временно министром земледелия Дербера (фракция социалистов-революционеров потребовала, чтобы пост министра земледелия был предоставлен ее кандидату); министром иностранных дел Вологодского; министром здравоохранения Крутовского; военным министром Краковецкого; министром внутренних дел Новоселова; министром финансов Ив. Михайлова; министром снабжения и продовольствия Серебренникова; министром юстиции Патушинского; министром народного просвещения Ринчино; министром торговли и промышленности Колобова; министром путей сообщения Устругова; министром труда Юдина; министром туземных дел Тибер-Петрова; министром экстерриториальных народностей украинца Сулима; государственным контролером Жернакова; государственным секретарем Моравского; министрами без портфелей: Шатилова, Кудрявцева, Захарова, Неометуллова. Председателем Думы был избран Якушев.

Необходимо сказать, что согласие на вхождение в состав Сибирского Правительства было получено только от находившихся в Томске Дербера, Моравского, Колобова, Тибер-Петрова, Юдина, Неометуллова.

Со многими из избранных, в частности с Вологодским, Серебренниковым, Крутовским, Михайловым и др., никогда не велись переговоры; некоторые об избрании их министрами узнали только накануне антибольшевистского переворота в Сибири.

Избрать правительство только из своей среды Дума не могла ввиду чрезвычайно низкого уровня политической подготовленности ее членов.

Результат «выборов»

Условия избрания правительства были вообще крайне ненормальны. Необходимость в кратчайший срок произвести выборы, невозможность сообщаться открыто из-за боязни большевиков, наконец, неподготовленность к этому членов Думы сделали то, что выборы, в сущности, были проведены Дербером, лицами, его окружавшими, не принадлежавшими к составу Думы, и несколькими из наиболее влиятельных членов Думы. Во всяком случае, поскольку Дума оказала свое влияние, правительство было выбрано неудачно. Избрание председателем правительства Дербера, человека, совершенно неизвестного Сибири и ей чуждого, выборы Шатилова, Тибер-Петрова, Захарова, Кудрявцева, Неометуллова, Юдина были сделаны под давлением Думы и оказались очень неудачными. Тибер-Петров мешал работе Сибирского Правительства на Дальнем Востоке.

Кудрявцев, Захаров, Неометуллов, Юдин незаметно сошли со сцены. Шатилов был наказанием Сибирского Правительства за его первородный грех - фикцию выборности.

Дербер давал заверения представителям фракции социалистов-революционеров, что Вологодский, Крутовский, Михайлов - правоверные социалисты-революционеры, хотя сам не был уверен в этом. Он ошибся, и между тем именно эти деятели сыграли потом наиболее видную роль.

Разгон Думы

Тем временем большевики объявили Думу распущенной.

«На основании постановления Центрального комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов всей Сибири, Западно-сибирского областного комитета, Томского губернского комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, Западно-сибирского и Акмолинского комитета Совета крестьянских депутатов и ряда постановлений местных совдепов президиум совета рабочих и солдатских депутатов объявляет временно Сибирскую Областную Думу распущенной, членов временного Сибирского Областного Совета подлежащими аресту и преданию суду революционного трибунала по обвинению их в организации власти, враждебной рабочим и крестьянским советам. Все местные советы должны немедленно принять меры к задержке следующих лиц: Александра Ефимовича Новоселова, Дмитрия Григорьевича Сулима, Александра Александровича Сотникова, Юсуфа Раадовича Саиева, Евгения Васильевича Захарова, Сергея Андреевича Кудрявцева и Ивана Степановича Юдина. Все члены Областной Думы в случае неподчинения постановлению о роспуске объявляются врагами народа и предаются суду революционного трибунала. Президиум Исполнительного Комитета Томского Совета. 26 января 1918 г. Томск».

Оставалось разъехаться и готовиться к борьбе. 27 января Дербером была составлена по поручению Думы декларация.

Декларация Сибирской Думы

Декларация начинается словами возмущения против большевиков.

«Надежда всех областей и народностей, составляющих великую революционную Россию, - Всенародное Учредительное Собрание - преступно разогнано большевиками и так называемыми "левыми эсерами".

То, что составляло мечту и цель многих революционных поколений в тяжелой борьбе с царизмом; то, что являлось единственным якорем спасения великой революции; то истинное полное народоправство, которое только и могло закрепить и углубить завоевания революции, - разбито и предано большевиками.

Совет народных комиссаров, посягнувший на власть Учредительного Собрания, является врагом народа. Изменниками революции являются большевики, противопоставляющие Учредительному Собранию Советы крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Учредительное Собрание, призванное учреждать основные законы хозяйственной, общественной и политической жизни всей страны, - отнюдь не против советов как классовых организаций; наоборот, в своем законодательном творчестве оно опирается на советы, как и на все трудовые демократические организации страны».

Дума заигрывает, таким образом, с советами рабочих депутатов, не решаясь покончить с ними.

«1. Все силы и средства Дума отдает для защиты и скорейшего возобновления работ Всероссийского Учредительного Собрания, признавшего законом о федеративном устройстве Российской демократической республики автономию Сибири и других частей государства.

2. До созыва Всесибирского Учредительного Собрания вся полнота власти в пределах Сибири принадлежит временной Сибирской Областной Думе.

3. Дума примет все меры к незамедлительному созыву Сибирского Учредительного Собрания, которое явится опорой Всероссийского Учредительного Собрания и будет строителем новой жизни трудящихся классов и народов Сибири.

4. Дума выражает свой решительный протест против сепаратного мира, и в случае заключения его большевиками она ни в какой мере ни моральной, ни материальной ответственности за этот преступный шаг на себя не принимает.

5. До заключения мира Дума считает необходимым принять безотлагательно меры:

а) к планомерному отозванию с фронта и ближайшего тыла уставших солдат-сибиряков на родину;

б) к роспуску гарнизонов, находящихся на территории Сибири, и

в) к созданию добровольческой сибирской армии, имеющей целью защиту Всероссийского Учредительного Собрания, автономной Сибири и Сибирского Учредительного Собрания.

6. Народы, живущие на своей территории, в разное время присоединенные к Российскому государству, решают свободно выраженным волеизъявлением, путем конгрессов и референдума, отделяются ли они от Российской федеративной республики и образуют самостоятельные государства или входят как автономно-федеративные единицы в состав Российской республики.

7. В области земельных отношений Дума считает необходимым провести в жизнь принятый Всероссийским Учредительным Собранием закон о безвыкупном переходе всех помещичьих земель, а также всех частновладельческих, казенных и других, с водами, лесами и недрами, в общенародное достояние, устанавливающий незыблемое право всякого трудящегося на землю. В пределах и на основании основного закона о земле Сибирское Учредительное Собрание издает закон о земле в Сибири, учитывающий климатические, этнографические, естественно-исторические и культурно-хозяйственные условия последней.

8. В области добывающей и обрабатывающей промышленности - начало национализации копей, рудников и т. д. и организацию общественного контроля и регулировки».

Вот главные положения декларации Сибирской Областной Думы.

Ее заключительные слова таковы:

«С верою в народно-трудовые силы, с сознанием великой ответственности, с беззаветным стремлением спасти погибающую Сибирь Дума вступает на путь верховной законодательной власти в свободной отныне автономной Сибирской республике».

Из декларации этой видно, что Сибирская Областная Дума построила свою программу на черновских принципах.

Переход земель без выкупа в народное достояние (смысл этого трафаретного положения в Сибири всегда останется непонятным, если не смотреть на декларацию как на выступление демагогическое), национализация добывающей и обрабатывающей промышленности (без обозначения каких-либо пределов ее), сохранение советских организаций, объявление Сибири автономной республикой (по принципу федерации) и в то же время предрешение подчиненности Сибирского Учредительного Собрания верховной власти Всероссийского - все это была не реальная программа, а только политическая игра в соперничество с большевиками. Как только Сибирское Правительство приступило к практическому осуществлению власти, оно должно было отойти от всех этих программных положений.

Переезд Сибирского Правительства на Дальний Восток

Избрав правительство, приняв основы декларации, поручив разработку ее президиуму Думы, члены Думы решили разъехаться, с тем чтобы в одиночку затем пробираться на Дальний Восток, куда немедленно должен был направиться президиум Думы и правительства.

Однако находившиеся в Тобольске члены правительства Дербер и Моравский задержались в Томске для организации Комиссариата, который объединил бы в своих руках подготовку борьбы с большевиками в Западной Сибири. Задача эта была возложена на недавно вернувшихся из Петрограда после разгона Учредительного Собрания членов его П. Михайлова и Линдберга.

Были образованы военные антибольшевистские организации, установлена связь с уже существовавшими тайными офицерскими организациями. Аналогичные организации были затем установлены и в Восточной Сибири, в частности в Иркутске и Чите.

Обстановка на Востоке постоянно менялась. Появившиеся было в Забайкалье большевики были ликвидированы вернувшимся с фронта 1-м Забайкальским казачьим полком, но к моменту переезда в Читу президиума Думы и некоторых членов правительства (конец февраля) там восстановилась советская власть, благодаря приходу с фронта большевистски настроенного 2-го Забайкальского полка.

Президиуму Думы, некоторым ее членам и членам правительства в составе Дербера, Моравского, Тибер-Петрова, Юдина, Колобова, Жернакова пришлось ехать дальше на Восток, в Харбин. В дальнейшем во Владивосток приехали Краковецкий, Новоселов, Кудрявцев, Неометул-лов. Уже раньше там находился Захаров. Прочие члены правительства во Владивосток не приехали, одни за незнанием того, что они были избраны (Вологодский, Крутовский, Серебренников, Михайлов), - они спокойно проживали в Сибири, так как об избрании их министрами не знали и большевики. Ринчино отказался вступить в состав правительства - он занят был исключительно бурятскими делами; Сулима вступил в большевистский совдеп в Барнауле, где и был убит при антибольшевистском выступлении и победе Сибирского Правительства. Он сражался с большевиками против того самого правительства, членом которого состоял. Наконец, Устругов вступил в другую группировку, враждебную Сибирскому Правительству, - группировку генерала Хорвата.

Дальневосточные политические центры

Советские власти внимательно следили за Дальним Востоком, видя назревавшую там контрреволюцию. В № 102 советских «Известий» за 1918 г. дается следующее описание дальневосточных центров, сопровождаемое обычными эпитетами - «мошенники», «жулье», «бандиты» и т. д.

«Дальний Восток живет сейчас оживленной политической жизнью. Харбин стал центром, где собрались все антисоветские элементы Сибири, отчасти России. Одним из центров, вокруг которого, в сущности, нет никакого круговращения, является так называемое Сибирское Правительство, иначе говоря, группа Потанина и Дербера. В первые моменты после Октября эта группа пользовалась довольно большим влиянием в Сибири, но затем развитие большевизма смело ее с арены политической жизни. Тем не менее так называемое Сибирское Правительство до самого последнего времени претендовало на руководящую роль оппозиции против советской власти и вело весьма важные переговоры как с представителями великих держав, так и с различными общественными группами. Другим центром, вокруг которого вращаются сибирские, российские и зарубежные политические и финансовые мошенники и авантюристы, представляется «Дальневосточный комитет активной защиты родины и Учредительного Собрания». Политическая физиономия этого комитета весьма неясна. В его состав входят лица, либерализм и демократизм которых не подлежит сомнению, а, с другой стороны, решающее влияние на направление его политики имеет группа финансовых дельцов.

Наконец, третий центр - так называемое "Пекинское правительство". Это уже ассоциация наиболее крупного финансового жулья, во главе которой стоят известный Путилов и В. Львов, брат бывшего премьера (такого правительства в действительности не существовало. - Авт.).

Большую роль играет в Харбине генерал Хорват. Генерал Хорват в течение последних лет состоял неизменным начальником Восточно-Китайской дороги (Китайской Восточной железной дороги. - Ред.) и в качестве такового приобрел большие международные связи и получил популярность в финансовых кругах Дальнего Востока. Генерал Хорват держится несколько особняком, но, по существу, между ним, пекинской группой и дальневосточным комитетом установилось полное тождество во взглядах и выработан общий план деятельности.

Что касается деятельности адмирала Колчака, то он не участвовал непосредственно в выработке первоначального плана деятельности, но, очевидно, был в курсе и в решительный момент согласился дать свое имя тому движению, первым признаком которого является наступление Семенова.

Между буржуазными группами Дальнего Востока и группой Потанина и Дербера вначале шли переговоры об образовании единого центра и общем плане действий. На таком соглашении настаивали и иностранцы. Переговоры эти, однако, ни к чему не привели, и группа Потанина и Дербера, определенно эсеровского характера, осталась за флагом».

Союзники

Дальше газета характеризует отношение к «дальневосточному вопросу» со стороны Англии, Японии и Америки. «Соглашение между ними, - говорит газета, - уже достигнуто. Одним из условий вмешательства иностранцев является создание такого политического центра на Дальнем Востоке, который носил бы не только местный характер, но и общерусский , и который сумел бы завоевать себе доверие в «широких кругах русского народа».

Семеновщина

«Движение, во главе которого стоит есаул Семенов, само по себе не представляет опасности для советской власти. Лица, стоящие за его спиной, поставили себе целью доказать своим покровителям, что активное вмешательство в дела Дальнего Востока не только не вызовет негодования, но встретит широкое сочувствие среди населения. Но банды Семенова стали проявлять вскоре навыки дореволюционного периода. Расстрелы, порка нагайками чуть ли не поголовно всех солдат, проезжавших через Маньчжурию, причем их обирали до нитки, создали отряду в низах населения недобрую славу. Вдобавок стало известно, что отряд снабжается оружием Японией».

Как видно из этой заметки в официальном советском органе, красочный язык которого целиком сохранен, большевики были довольно хорошо осведомлены о происходившем на Дальнем Востоке, но недооценивали серьезности противных сил.

Семенов - представитель влиятельной на востоке Забайкалья казачьей офицерской семьи. Его мать - бурятка. Он говорит на монгольском и бурятском наречиях, и это обеспечивает ему большое влияние среди этих национальностей. При Керенском он взялся навербовать из бурят и монголов кавалерийский полк. После Октябрьского переворота Семенов обосновался наст. Маньчжурия, на границе Забайкалья и Китая. Постепенно его отряд менялся в своем составе и получил наименование «Особого Маньчжурского отряда». Семенов - атаман отряда - объявил, что ставит себе задачей защиту Учредительного Собрания, органов самоуправления и беспощадную борьбу с большевиками. В это время происходили беспорядки во Внешней Монголии, и Семенов привлек на свою сторону недовольных. Так как позиция Семенова была противокитайская - ибо он поддерживал монгольских сепаратистов, - то он остановился перед возможностью противодействия китайцев, но зато перед ним раскрывались более широкие возможности в отношении помощи японцев.

Старинный антагонизм в Забайкалье бурят и казаков, с одной стороны, и крестьян-старожилов - с другой, - антагонизм, основанный на спорах из-за земли, был тоже на руку Семенову.

Большевизм в Забайкалье появился только с прибытием туда развращенных и разложившихся на фронте некоторых казачьих частей. Он захватил крестьян-старожилов, которые, как и во многих других частях Сибири, поняли его своеобразно. Мой коллега по кабинету, Серебренников, рассказывал об одном крестьянском приговоре в Забайкалье, в котором заявлялось: земля ничья, народная, поэтому она и должна принадлежать народу, а не бурятам.

Естественно, что такая оригинальная национализация земли отталкивала бурят от большевизма. Возмущались им и многие казаки. Семенов мог рассчитывать приобрести поддержку солидной части населения области.

Временное Сибирское правительство

Временное Сибирское правительство (ВСП) – антисоветское правительство, созданное на совещании Сибирской Областной Думы 23 июня 1918 г. в Томске с захватом власти в Западной Сибири белогвардейцами и чехословаками. Состояло из сибирских областников-эсеров и кадетов. По мнению советских историков, образование ВСП было "очередном этапом в борьбе за власть между терявшей свои позиции "демократической контрреволюцией" и все больше укреплявшейся буржуазно-помещичьей реакцией". ВСП упразднило Западно-Сибирский Комиссариат, создало собственные вооруженные силы – Сибирскую армию, объявило о денационализации промышленных предприятий, восстановлении частного землевладения (по принятому закону, землевладельцам возвращалось имущество, отобранное у них крестьянами в ходе аграрного движения 1917 г.), дореволюционных судов и административных учреждений (милиция была изъята из ведения самоуправлений и передана начальникам губерний); профсоюзы допускались лишь при условии, что они не будут преследовать политические цели; вводились военно-полевые суды, смертная казнь за политические преступления. ВСП заключило военно-политические договоры с казахскими (киргизскими) националистами Алаш-Орды , башкирскими националистами Валидова . Оно выступило в оппозиции к "либерально-буржуазным преобразованиям", по мнению советских историков, КОЛМУЧа и Сибирской Областной Думы. ВСП 24 августа 1918 г. создало при себе Административный Совет, осуществлявший на практике функции государственной власти. Гинс считал, что наиболее плодотворными месяцами работы правительства были июнь – август 1918 г., когда у большинства министров были лишь несколько свободных вечеров за все лето на личные дела. В начале сентября 1918 г. происходит 1-й крупный правительственный кризис в его составе из-за дела Гришина-Алмазова . Левая часть ВСП и Вологодский столкнулись с Административным Советом и Управлением Делами ВСП, выступившими в защиту Гришина-Алмазова . Под угрозой ухода его членов в отставку в полном составе ВСП дало ему уступку – право разогнать Сибирскую Областную Думу (СОД) в обмен на признание отставки Гришина-Алмазова. Это позволило сохранить на время единство в правительственных сферах. ВСП в своей борьбе против СОД добилось над ней победы, получив право контроля и определения характера ее работы, сосредоточения СОД лишь на подготовке выборов в Учредительное Собрание, отказа ее от решения важных политических вопросов. СОД обязалась перед ВСП подтвердить право участников ее заседаний работать в ее составе предъявлением депутатских мандатов, переизбрать свой президиум. ВСП тогда же получило право роспуска СОД в случае невыполнения этих условий ее деятельности. К осени 1918 г. в ВСП усиливаются правые, результатом чего стало изгнание из правительства Крутовского , Патушинского и Шатилова, убийство Новоселова. По мнению советских историков, правая часть ВСП, "удалив с политической арены представителей "демократической контрреволюции", заручившись обещаниями Антанты оснастить 100 тыс. армию и обещав предоставить заем в 200 млн. рублей, ВСП, фактически, подготовило установление в Сибири режима Колчака. 3 ноября 1918 г. ВСП передало власть Уфимской Директории, автоматически перейдя в состав ее министров, а после свержения ее при их же участии – вошли в состав Омского правительства.

История создания

В марте 1918 года Дербер ряд членов Временного Сибирского правительства перебрался в Харбин , затем в июне - во Владивосток . Перед отъездом для представительства на контролируемой большевиками территории Дербером был сформирован подпольный Западно-Сибирский комиссариат (ЗСК) из четырёх человек: М. Я. Линдберг, Б. Д. Марков, П. Я. Михайлов и В. О. Сидоров . Все они являлись членами партии эсеров.

Правительство Дербера не желало признавать результатов этого переворота. 29 июня во Владивостоке прошло заседание, на котором было объявлено о переименовании во Временное правительство автономной Сибири. Через несколько дней правительства в Омске и Владивостоке непрямо обменялись взаимоисключающими заявлениями. Сначала 4 августа 1918 года правительство Вологодского публикует декларацию о том, что «отныне никакая иная власть помимо Временного Сибирского Правительства не может действовать на территории Сибири или обязываться от её имени» . Несколько дней спустя, 8 августа 1918 года , уже правительство Дербера публикует «Декларацию Временного правительства автономной Сибири», где оно «доводит до сведения дружественных России держав как союзных, так и нейтральных, что 29 июня н. ст. 1918 г. оно вступило в права и обязанности центральной государственной власти Сибири» .

Помимо принятия деклараций, других способов борьбы у ВПАС не было. Военная сила и поддержка в Сибири была за правительством Вологодского. Сам Дербер вскоре после принятия декларации «Временного правительства автономной Сибири» сложил с себя все полномочия в правительстве и покинул Владивосток. Его преемником на посту председателя правительства стал эсер И. А. Лавров. В октябре 1918 года организация самораспустилась, признав власть Временного Всероссийского правительства .

Деятельность правительства

Новообразованное правительство стало бороться за признание его единственным законным правительством в России и основой будущего всероссийского правительства. 4 июля 1918 года Временным Сибирским правительством была принята декларация «О государственной самостоятельности Сибири», в которой говорилось:

принимая во внимание, что российской государственности как таковой уже не существует… Временное Сибирское правительство торжественно объявляет во всеобщее сведение, что ныне оно вместе с Сибирской областной думой является ответственным за судьбы Сибири… а также заявляет, что отныне никакая иная власть… не может действовать на территории Сибири

13 июля 1918 года Совет министров Временного Сибирского правительства постановил определить, «исходя из принципа экономического тяготения», временную западную границу Сибири по рекам Печора, Кама, Чусовая, Уфа. При этом предусматривалось, что кроме собственно «территории, входящей в состав Сибири», «попечение Сибирского правительства» может быть распространено и на «территорию, которая или будет временно заниматься в порядке оккупации, или объединяться с Сибирью на договорных отношениях».

В связи с тем, что 6 июля 1918 года челябинская группа чехословацко-белогвардейских войск вошла в соприкосновение с самарско-златоустовской группой, вошли в соприкосновение территории, подконтрольные Временному Сибирскому правительству и КОМУЧу . Под давлением чехословаков 13 июля 1918 года в Челябинске состоялась «встреча на рельсах», в которой от сибиряков участвовали И. А. Михайлов, А. Н. Гришин-Алмазов и М. П. Головачев, от самарцев - И. М. Брушвит, Н. А. Галкин и М. А. Веденяпин. Предварительные переговоры выявили настолько принципиальные расхождения двух сторон по вопросу взаимоотношения между областями, что лишь в результате чрезвычайных дипломатических ухищрений представителям Чехословацкого национального совета и Французской военной миссии удалось добиться официального открытия совещания днём 15 июля. На следующий день переговоры были завершены. В результате было решено подчинить «в оперативном порядке» действующие на фронте войска Сибирской армии и Народной армии КОМУЧа командованию Чехословацкого корпуса, а для руководства снабжением был образован Высший совет снабжения союзных армий. Однако главная цель совещания - создание власти, объединившей бы два основных антибольшевистских режима на востоке страны - достигнута не была.

24 июля В. М. Крутовский уехал в Красноярск по служебным делам и, фактически, самоустранился от работы в Совете министров. 26 июля в Омск прибыл из освобождённого от большевиков Иркутска И. И. Серебренников, который на следующий день вступил в должность министра снабжения. В конце августа плохо чувствовавший себя П. В. Вологодский получил двухмесячный отпуск. В результате изменений в персональном составе Совета министров Г. К. Гинсу удалось провести положение о создании Административного совета. В связи с тем, что большинство членов Временного Сибирского правительства в начале сентября отправились в Уфу для участия в работе Государственного совещания, этот совет, приступивший к работе 7 сентября 1918 года фактически стал решать все дела, формально относящиеся к компетенции правительства, вплоть до внесения в Сибирскую областную думу правительственных законопроектов. За короткий срок своего единоличного управления Сибирью (с 3 сентября по 3 ноября 1918 года) Административный совет оказал серьёзное влияние на ужесточение курса и «поправение» политического режима сибирской контрреволюции.

См. также

  • Временное Всероссийское правительство («Уфимская директория»)

Примечания

Литература

  • Гинс Г. К. Сибирь, союзники и Колчак . - Пекин: Русская Духовная Миссия, 1921. - Т. 1.
  • Гинс Г. К. Сибирь, союзники и Колчак . - Пекин: Русская Духовная Миссия, 1921. - Т. 2.
  • Журавлев В. В. Рождение Временного Сибирского Правительства: из истории политической борьбы в лагере контрреволюции // Гражданская война на востоке России. Проблемы истории : Сб. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. - С. 26-47.
  • Луков Е. В. // Проблемы истории Кузбасса : Материалы научно-практической конференции. - Прокопьевск, 2002. - С. 30-35.


Полужирным шрифтом выделены государственные образования, оказавшиеся стабильными и пережившие указанный период. В случаях отсутствия установленного наименования территорий даются названия контролировавших их органов власти.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Википедия
  • Временное Сибирское правительство. Второй справа внизу председатель Пётр Васильевич Вологодский Временное Сибирское правительство название ряда политических структур, действовавших на территории Сибири во время Гражданской войны. Так, Сибирским … Википедия

    Временное Сибирское правительство: Временное Сибирское правительство (с июля 1918 Временное правительство автономной Сибири) под председательством П. Я. Дербера. Временное Сибирское правительство под председательством… … Википедия

    - (ВФП) правительство в Ферганской области Туркестана, во время Гражданской войны в России. Создано 22 октября 1919 года на совещании в Иркештаме. В советской официальной историографии инициатива создания ВФП приписывается английской разведке.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Директория. Не следует путать с Временным правительством России (февраль октябрь 1917 года). Временное Всероссийское правительство Директория Уфимская директория … Википедия

    Временное Всероссийское правительство - (Уфимская директория) сформировано в качестве коллегиального органа власти на Уфимском гос. совещании 23 сент. 1918 в составе Н.Д.Авксентьева (пред.), Н.И.Астрова, ген ла В.Г.Болдырева, П.В. Вологодского, Н.В.Чайковского, представлявших… … Уральская историческая энциклопедия

    Временное Всероссийское правительство (неофициальные именования «Директория», «Уфимская Директория», «Омская Директория») высший орган государственной власти, образованный в Уфе результате реорганизации Комуча 23 сентября 1918 г. Состав Временное … Википедия

    Временное Терско Дагестанское правительство орган власти, созданный 1 декабря 1917 года решением совещания представителей Центрального комитета объединенных горцев Кавказа, Войскового правительства Терского казачества, Союза городов Терско… … Википедия

    - (Южнорусское правительство) Герб России, испо … Википедия