Подготовительные упражнения для постановки звука л. Эффективный и простой способ постановки звука

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

Ещё по данной теме:

Поникаева Н.И., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР д/с -«Солнышко» РМ, г.Ковылкино.

Предисловие

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы.

Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звука [Л].

Нами была разработана система автоматизации звука [Л], так как это наиболее частая речевая патология. В работе мы предлагаем выдержки из системы коррекционных занятий.

Материал, предложенный в пособии, занимателен, доступен и рекомендуется как специалистам, так и родителям.

Постановка звука [Л]

Цель. Постановка звука [Л].

1.Коррекционно – обучающие:

Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3.Развитие дыхания.

Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание: обведи по точкам и раскрась.

Что у тебя получилось? Пароход.

Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

Наша сказка подошла к концу.

Она тебе понравилась?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Постановка звука [Л]

Цель. Постановка звука [Л].

1.Коррекционно – обучающие:

Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

Учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

Давай вместе полетим на самолете?

Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.

А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.

Губы улыбаются;

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

Средняя часть спинки языка опускается;

Бока языка опускаются;

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия

А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?

8. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах

Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

1.Коррекционно – обучающие:

Автоматизация звука в обратных слогах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Ход занятия

1. Организационный момент

Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?

2.Сообщение темы

Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.

3. Артикуляционная гимнастика

3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.

4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”.Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”

5. “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

4. Развитие дыхания

Упражнение "Ветер и ветерок".

Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.

Покажи как дует сильный ветер (“У-У-У”).

Покажи как дует слабый ветер (“у-у-у”).

3. Упражнение “Пароход”

Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.

На что похож мой язык? Да, на парус.

Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, …

Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.

4. Развитие мелкой моторики

Встанем, повторяй за мной. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу - ал, ол, ул, ыл). Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

5. Развитие фонематического восприятия. Игра “Поймай звук”

А на какой звук похожа песенка парохода?

На [Л], у нас получился звук [Л]!

Давайте поиграем с этим звуком.

Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопните в ладоши.

л д ж л в у п р л т м л

ла па ри ил ит ин ен ел ул ув

лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.

6. Физминутка

А сейчас мы отдохнём

И опять играть начнём.

1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.

7. Произношение звука [Л] в слогах

Прочитай слоги.

8. Произношение звука [Л] в слоговых рядах

Произнеси слоги.

Ал - ал - ал ал - ол - ул - ыл

Ол - ол - ол ол - ул - ыл - ал

Ул - ул - ул ул - ыл - ал - ол

Ыл - ыл - ыл ыл - ал - ол - ул

Ил - ил - ил ел - ел - ел

9. Упражнение на развитие внимания

Ребенку предлагается на рассмотрение две картинки. Он должен найти отличия.

Посмотри на картинки и найди отличия.

10. Итог занятия

А какой же звук мы сегодня учились произносить?

На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в обратных слогах, словах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, игрушки: слоненок и волченок, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Сделаем зарядку для языка.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

4. Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.

5. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”

4. Произношение звука [Л]

Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. “Пароход гудит”. (Произношение звука [Л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)

5. Развитие дыхания

Упражнение “По реке плывет кораблик”.

В тазик с водой поместить бумажный кораблик.

Переправь Слоненка на противоположную сторону, дуй на кораблик.

6. Произношение звука [Л] в слогах

Психогимнастика. Игровое задание “Волчонок знакомится со Слоненком”.

Ыл-ыл-ыл. (робко) Ул-ул-ул. (опечалено)

Ал-ал-ал. (смущенно) Ал-ол-ил-ул. (уверенно)

Ил-ил-ил. (весело) Ул-ал-ол-ил! (радостно)

Ол-ол-ол. (огорченно) Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)

7. Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

8. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Ал - ал - ал бал – вал – мал – зал

Ол - ол - ол бол – вол – мол – зол

Ул - ул - ул бул – вул – мул – зул

Ыл - ыл - ыл был – выл – мыл – зыл

Ил - ил - ил бил – вил –мил – зил

Ел - ел - ел бел – вел – мел – зел

Ял - ял - ял бял – вял – мял – зял

9. Развитие фонематического восприятия

Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.

Определение позиции звука [Л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.

Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?

Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?

“Какого слога не хватает?” Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).

10. Отработка произношения слов (перед зеркалом)

Произнеси слова.

Павел, стол, пенал, забыл, пол

11. Итог занятия

Вспомни положение языка при произнесении звука [Л].

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в прямых слогах и словах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Психологический настрой.

(Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом).

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

3.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

4. “Маляр”. Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

5. Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

4. Развитие дыхания

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик)

5. Упражнение “Пароход”

Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

6. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Ла – ла –ла – лама ло – ло – ло – лось

Ла – ла – ла - лампа ло – ло – ло – лошадь

Ла – ла – ла - пила ло – ло – ло – лото

Ла – ла – ла – школа ло – ло – ло – мыло

Лы – лы – лы - лыко лу – лу – лу – луна

Лы - лы – лы - полы лу – лу – лу – лупа

Лы – лы – лы – столы лу – лу – лу – тулуп

Лы – лы – лы – скалы лу – лу – лу - шалун

7. Задание “Развиваем память”

Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.

8. Физминутка

Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)

3.4 - самолёт. (Руки в стороны.)

1.2- хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

9. Фонематический анализ и синтез слов

Классификация слов по расположению звука [Л] в слове.

Посмотри на картинки и назови слова, в которых звук [Л], находится в

начале, середине и в конце слова:

10. Игра “ Будь внимательным”

Собери звуки [п"], [л], [и], [а] в слово.

Собери слоги па-ла, па-лам в слово.

Внимательно послушай. Собери звуки которые я назову в слово.

11. Итог занятия

Какой звук мы произносили на занятии?

Что мы делали сегодня на занятии?

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях

Цель. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “самолет”, флажок, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Назови профессию человека, который летает на самолете?

2.Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.

3. Артикуляционная гимнастика

А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.

Жил весёлый язычок (губы в улыбке)

Запирался на крючок (язык загнуть вверх)

Хоть один он проживал, никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)

И еще раз повтори.

Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)

А затем он начал бег

Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел,

Зубы чистил (“Почистим зубы”)

Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)

Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости),

А умылся – засверкал.

4. Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики

Вышел язычок на улицу, а там ветер

Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)

Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)

Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя)

Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).

5. Изолированное произнесение звука [Л] Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).

И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.

Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:

Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.

По бокам от языка воздух пробирается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

(одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)

Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:

Гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).

Глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).

6. Произношение звука [Л]в слогах и словах

Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал

Ло –ло –ло - ло ул –ул –ул - ул

Лу –лу - лу- лу ол - ол - ол - ол

Ала-ала-ала-ала

Оло-оло-оло-оло (прошагать слоги пальцами по столу).

7. Физминутка

Руки в стороны – в полет (Бег на носочках по кругу, расставив руки в

Отправляем самолет. стороны).

Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо).

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо).

Полетел наш самолет. (Бег по кругу, расставив руки в стороны).

9. Развитие фонематического слуха

Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ.

10. Звук [Л] в предложениях (Упражнение на согласование местоимения с существительным).

Выставляются игрушки и предметы.

Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук “л”. (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).

Нужно сказать: Я нашла твою…

11. Произношение предложений

12. Итог занятия

Понравилось тебе занятие?

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Цель. Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Ход занятия

1. Оргмомент

Сегодня, когда ты шел в детский сад замерз? На улице было холодно или жарко?

Покажи, как ты замерз – (съежится, напрячься). Отогрелся в саду – (расслабился).

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук [Л] в словах и предложениях.

Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.

3. Артикуляционная гимнастика

Для начала настроим язычок на работу.

1. Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

5.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

6. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”

4. Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

(Ребенок сжимает левую руку в кулачок, а правой обхватывает его и сильно сжимает; затем меняет руки. Далее ребенок опускает руки и слегка трясет ими).

5. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Четко, не торопясь повтори слоги и слова.

Ла-ла-ла – лак ла-ла-ла – лавка

Ло-ло-ло – лоб ло-ло-ло – лодка

Лы-лы-лы – лыжи лу-лу-лу – лупа

6. Повтори слова

Лужок Лото Лыко Ладонь

Луна Лопух Лыжи Лава

Луга Локоть Лысина Ласты

7. Физминутка

За тучку солнышко зашло, (Съежится, обнимая себя за

Стало зябко и свежо. плечи.)

Солнце вышло из-за тучки, (Расправить плечи, расслабиться.)

Мы теперь расслабим ручки.

К нам весна шагает (Идти по кругу.)

Быстрыми шагами, (Ускорять шаги.)

И сугробы тают (Идти, высоко поднимая ноги.)

Под её ногами.

8. Прямой счет от 1 до 10 со словами

Лампа, голубь.

Посчитай от 1 до 10 со словом лампа: одна лампа, две…

9. Произношение предложений

Слушай внимательно и повтори предложения.

10. Звуко-слоговой анализ слова с графической записью

Составь схему слова стол .

Определи сколько слогов в слове?

Найти место звука [Л] в слове.

11. Заучивание стихотворения

Сейчас мы будем учить стихотворение про звук [Л].

Долго я звук Л учил

И словечки заучил:

Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки,

Палка, палки, палочки,

Галка, галки, галочки.

12. Итог занятия

С каким звуком мы сегодня работали?

Чем занимались на занятии?

Понравилось тебе занятие?

Автоматизация звука [Л] в связной речи

Цель. Автоматизация звука [Л] в связной речи.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в связной речи;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Разгадай загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла …(весна).

2. Сообщение темы занятия

Звукознайка и Словознайка долгое время наблюдали как ты учился красиво говорить, правильно строить предложения и сегодня они приглашают тебя в гости. Они приготовили игры и упражнения.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Упражнение “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

4.Упражнение “Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

5. Упражнение “Качели”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4. Развитие мелкой моторики

Дождик и солнце.

Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)

Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)

На лицо, на лицо.

Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)

Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)

Светит так, светит так!

Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)

Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

5. Развитие фонематического восприятия

Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок.

Ма, на, ла, за, ра, лу, жу, лы, мы, ры, ло, зо, лу, кра, кла, про, пла,плу.

6. Произношение чистоговорки

Словознайка и Звукознайка любят играть с пальчиками и чётко проговаривать чистоговорки.

Лы – лы – лы – забивали мы голы,

Лу – лу – лу – возле окон на полу,

Ла – ла – ла – не заметили стекла,

Лу – лу – лу – мы не били по стеклу,

Ла – ла – ла – только нет в окне стекла.

7. Физминутка

Солнышко, солнышко, (Идти по кругу, руки подняты вверх).

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бег по кругу).

Прилетели сто грачей, (“Лететь” по кругу).

А сугробы тают, тают, (Медленно приседать).

А цветочки подрастают. (Поднятся на цыпочках, руки тянутся вверх).

8. Произношение стихотворений

Слушай внимательно и повтори стихотворение.

9. Фонематический анализ и синтез Слова: лак, лань, лом.

Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак ?

10. Стихи о весне (выразительное чтение)

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут звеня,

Ветер теплый – это значит,

Что уже пришла весна?

Как ты думаешь, без чего не может быть весны?

Что хорошего, в таком явление как дождь?

А что плохого?

12. Итог занятия

С каким звуком мы сегодня работали?

Понравилось тебе занятие?

Сюрпризный момент:

Словознайка и Звукознайка дарят кораблик (игра с корабликом на воде).

Аннотация методического пособия……………………………………………2

Предисловие……………………………………………………………………..3

Конспекты индивидуальных занятий………………………………………….4

Звук [Л]. Постановка звука [Л]…………………………………………………4

Постановка звука [Л]……………………………………………………………7

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах………………………………….11

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и слогах………………………..15

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах………………………….18

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях………………….22

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях…………………………..26

Автоматизация звука [Л] в связной речи………………………………………30

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занытий по постановке и автоматизации звуков (160 занятий). М.,1998.

2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.

4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.

6. Громова О.Е. Говорю правильно Л – Л`. М., 2011.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М., 2008

8. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э. Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель. 2012. – 191с.

Лариса Панова

Уважаемые коллеги!

Для правильного произношения звука Л надо выработать подъем кончика языка вверх. Если кончик языка не плотно прижат к альвеолам, то звук получается не чистый. Самый простой способ – это сначала ставить межзубный Л. Но я предпочитаю, по возможности, сразу вырабатывать правильный артикуляционный уклад без промежуточных этапов. Поэтому, чтобы помочь ребёнку почувствовать, как и куда ему нужно поставить язычок , я придумала игру «Язычок-силач» .

Прошу ребёнка прижать полоску языком так, как я (показываю на себе : губы в улыбке, рот открыт, полоску кладу посередине на кончик языка и прижимаю к верхнему нёбу). Затем, прошу ребёнка подёргать полоску, которую я зажала, - «отбери у меня!» .«А теперь, ты так же прижми языком свою полоску, чтобы мне было трудно её у тебя отобрать»:

Покажи,как ты прижимала язычком полоску. А теперь пой песенку : "А-а-а-а-а-а!"и прижимай язычок за верхними зубками так,как ты научилась сейчас.

Полоски эти изготавливаются элементарно, используются один раз.

Нужно обклеить лист бумаги скотчем и нарезать на полоски. Ширина не меньше 1 см. Длина - по желанию. Лишь бы было удобно играющим.

Буду рада, коллеги, услышать ваши отзывы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Эффективный стиль общения» Консультация для педагогов «Развитие эффективного общения» Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основ на взаимном уважении. Это.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] «Сказка про гномика» Слайд №1: Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] «Сказка про гномика» Слайд №2: Самомассаж языка. Жил-был добрый гномик. Он.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [p] «Сказка про котёнка» Слайд №1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [p] «Сказка про котёнка» Слайд №2. Жил-был весёлый котёнок, но не было у него.

Интерактивные доски в последнее время ассоциируются исключительно со школой. Действительно, чаще всего они используются именно там, но отнюдь.

Мнемотехника - эффективный способ развития памяти дошкольника. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю порадовать ваших родных и любимых в предстоящие праздники вкусным и несложным в приготовлении тортиком.

Эффективный способ подготовки детей к школе - кинезиология Мастер-класс Подготовила педагог-психолог МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» Разумкина Лариса Николаевна Нейро-психологические.

Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – , вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Ошибки при попытке произнести звук

При постановке фонемы некоторые дети делают ошибки, сводящие на нет эффективность занятий. Чаще всего ошибки обусловлены неправильным положением речевых органов, но с этой проблемой несложно справиться.

Тренировки могут не давать результата, потому что:

  • язык находится слишком глубоко во рту, поэтому произносится «Ы» (не «лук», а «ыук»);
  • губы ставятся неправильно, из-за чего звучание искажается;
  • при проговаривании делается вдох (при щёчном произношении слышится «Ф», при носовом – «Н»);
  • происходит замена на уже отработанный «Р» (не «булка», а «бурка»).

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

  • играть с вертушкой;
  • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
  • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
  • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
  • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью , путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.


Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Звук Ль относится к сонорной группе и появляется в речи ребенка ближе к 4-5 годам.

Обычно малыш овладевает его правильным произношением раньше, чем Л. Но бывает и так, что звук отсутствует или заменяется на другие, или искажается. Тогда нужна помощь логопеда, который составит коррекционную программу по постановке Ль.

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

Виды ламбдацизмов:

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.

Виды параламбдацизмов:

  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Чаще всего встречаются замены Л на Ль, потому что артикуляция последнего проще. Но иногда происходит нарушение произношения мягкого звука. Правильно подобранные упражнения помогают исправить этот дефект.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка» . Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким . Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким . Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели» . Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку» . Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше , держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка» . Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь» . С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л. Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата.

Если в речи ребенка отсутствует Л, то его необходимо поставить. Иначе мягкий вариант поставить не получится. А если вы поставите сначала мягкий вариант произношения фонемы, то ребенок может заменять им Л.

  • Поставить твердый Л можно от сочетания ЫА . Но гласный нужно произносить кратко, напрягая органы артикуляции. Далее ребенок делает язык широким и помещает на нижнюю губу. Затем слегка прикусывает зубами и произносит ЫА. Когда начнет слышаться Л, язык нужно убрать за альвеолы. После того как у ребенка получился нужный звук, начинают автоматизацию в слоге ЛЫ.
  • Механическим способом . Для этого используют шпатель. Обычно этот вариант используют при межзубном ламбдацизме. Шпателем поднимают язык за верхние зубы и тренируют произношение Л, пока у ребенка это положение не зафиксируется.
  • Если дошкольник заменяет Л звуком Й, здесь также используют механический способ постановки. Взрослый просит произнести фонему, держа рот открытым. Посередине языка нужно положить круглую трубочку или палочку, а шпателем поднять кончик языка за верхние зубы.
  • Один из самых простых способовпроизнося А, ребенок аккуратно прикусывает язык . Получается сочетание АЛ. Постепенно язык поднимают за верхние зубы.
  • От упражнения «Индюшка» . Во время его выполнения ребенок произносит сочетание БЛ. Взрослый при помощи ватной палочки отодвигает язык вглубь ротовой полости. Когда язык будет поглаживать альвеолы, в речи ребенка появится Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.