Ш бюлер жизненный путь человека. Периодизация развития шарлотты бюлер

Шарлотта Бюлер

Бюлер (Buhler) Шарлотта (1893-1974) - австро-американский психолог. Биография. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. В Мюнхене познакомилась с К. Бюлером , за которого вышла замуж. С. 1929 г. - профессор Университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. Исследования. В 1920-1930-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследования по широкому кругу вопросов детской психологии. В качестве сотрудников и учеников вместе с Ш. Бюлер работали Э. Френкель, Э. Брунсвик , П. Гофштеттер и др. Изучала периодизацию, социальное поведение, уровень психического развития ребенка, для диагностики которого ввела - вместо «коэффициента интеллекта» - понятие «коэффициент развития».

В созданной на основе этих исследований периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении. В человеческой жизни она выделяла четыре основные тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии «Я» (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены фазы жизни: первая фаза (до 15 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, это - жизнь настоящим, не будущим; вторая фаза (до 20), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поиск спутника жизни; третья фаза (до 40), когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело; четвертая фаза (до 65), когда самоопределение прекращается, характеризуется подведением итогов профессиональной н семейной жизни, это - начало биологического спада; пятая фаза (после 65-70), отказ от преследования целей, попытка осмыслить собственное существование, остается жизнь лишь в воспоминаниях. Ш. Бюлер принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. С 1940 г., в американский период своей деятельности, работала в русле гуманистической психологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 85.

Сочинения:

Uber die Prozesse der Satzbildung // Zeitschrift fur Psychologie. Bd. 81, 1919; Der inenschliche Lebenslauf. Jena: Fischer, 1933.

Литература:

Логинова H. А. Шарлота Бюлер - представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр М.: Мир, 1992. Т. 2; III. Бюлер// Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Ш. Бюлер возглавила Ассоциацию гуманистической психологии, созданную совместно с Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу .

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюлер Ш." в других словарях:

    - (нем. Bühler) немецкая фамилия и топоним. Носители фамилии Бюлер, Иоганн Георг (1837 1898) немецкий индолог. Бюлер, Йозеф (1904 1948) государственный секретарь генерал губернаторства в Кракове, нацистский военный преступник. Бюлер, Карл… … Википедия

    - (Bühler) Карл (род. 27 мая 1879, Меккесгейм, Баден – ум. 24 окт. 1963, Лос Анджелес, США) – нем.австр. психолог, с 1922 – профессор в Вене. Работал над проблемами психологии процессов мышления. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести… … Философская энциклопедия

    Карл Фёдорович Бюлер 1805 23 июля 1868 Место рождения Мюнхен, Германия Место смерти Цицерс, Швейцария Принадлежность … Википедия

    О русском генерале см. Бюлер, Карл Фёдорович Карл Людвиг Бюлер (нем. Karl Ludwig Bühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден 24 октября 1963, Лос Анджелес) немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему… … Википедия

    - (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден, 24.10.1963, Лос Анджелес), немецкий психолог. С 1922 профессор Венского университета. В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюльпе, в первый период… … Большая советская энциклопедия

    БЮЛЕР - (Buehler) Карл (1879 1963) немецко австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Бюлер К. - БЮ́ЛЕР (Bühler) Карл (1879–1963), нем. психолог, предст. вюрцбургской школы. В 1922–38 в Вене, с 1938 в США. Возникновение интеллекта связывал с появлением актов внезапного понимания (ага переживание). Тр. по развитию дет. мышления,… … Биографический словарь

    БЮЛЕР - (Bühler), Франц (Pater Gregorius), род. 12 апр. 1760 в Шнейдгейме близ Нёрдлингена, ум. 4 февр. 1824 в Аугсбурге; был монахом бенедиктинцем в Донаувёрте, в 1801 соборным капельмейстером в Аугсбурге; церковный композитор, а также автор небольших… … Музыкальный словарь Римана

    Бюлер (барон Федор Андреевич) директор московского главного архива министерства иностранных дел, родился 8 апреля 1821 г. в селе Мануилове ямбургского уезда. В 1841 г. кончил курс в училище правоведения, одно время служил в Сенате: 1847 50 годы… … Биографический словарь

    Коммуна Бюлер (Аппенцелль Ауссерроден) Bühler AR Страна ШвейцарияШвейцария … Википедия

Книги

  • Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери , Ф. Бюлер. Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери, принесенной в Россиюв 1648 году. Издание комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при Московском главном…
  • Руководство к элементарному курсу санскритского языка , Бюлер Г.. Санскритская грамматика, изложенная в 48 уроках „Руководства ", сопровождается тщательно составленными упражнениями для закрепления каждой пройденной темы. Упражнения содержат более 500 фраз…

1893-1974.

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления и , как правило, отдавая последним явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала, что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологом, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы духовной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торн-дайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения. По возвращении из Америки она присоединилась к своему мужу, возглавившему к тому времени психологический факультет Венского университета. Совместно ими был основан Психологический институт, в котором Шарлотта Бюлер возглавила отделение детской психологии.

Исследования, осуществленные ею в венский период ее научной деятельности, отличались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения и др. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста, причем она исходила из созревания половой функции как основного процесса, в свете которого следует рассматривать все остальные стороны развития. Согласно ее теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в дополнении»; пробуждение этой потребности приходится именно на пубертатный период.

Широкую известность венской школе принесли диагностические исследования уровня психического развития ребенка. Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработаны оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в том числе и биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Материалом исследования явились, в частности, юношеские дневники, которые Ш. Бюлер на основании личного опыта считала весьма ценным и информативным источником. Индивидуальное психическое развитие она рассматривала в свете итогов жизни и реализации внутренней сущности человека. Человеческая жизнь представляется как процесс становления целевых структур личности. Интенциональное ядро личности - «самость». Это духовное образование, данное изначально и в основном неизменное, меняется лишь форма его проявления. Главной движущей силой развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер указывала, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность названа ею самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала.

Годы, проведенные в Вене, были научно продуктивными и во всех отношениях благополучными. Каждый день начинался с работы за письменным столом; публикации выходили регулярно. Шарлотту и Карла окружали преданные ученики и коллеги.

В 1938 г., находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что к ее мужу у захвативших Австрию нацистов возникли серьезные претензии в связи с ее еврейским происхождением. Оба они были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлер разделила судьбу множества изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

После кратковременного пребывания в Осло (Шарлотта Бюлер в 1938-1940 гг. была профессором местного университета) семья Бюлер переехала в США. Последующие пять лет их существования отличала нестабильность, неустроенность, частые переезды в поисках достойной работы. Ш. Бюлер некоторое время преподавала в Университете Кларка в Вустере, работала клиническим психологом в Миннеаполисе (там ее деятельность фактически сводилась к проведению тестирования).

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. С этого времени она работала в Лос-Анджелесе, не достигнув, однако, того формального статуса, который она имела в прежние времена. Не удовлетворяясь таким положением, она открыла собственную психотерапевтическую практику, стремясь приложить свои идеи к новой для нее социальной сфере. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с , и она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

В 1972 г., ощущая серьезные отклонения в своем здоровье, она перебралась к детям в Штутгарт. Она пыталась практиковать и там, но все время тяжело переживала отрыв от «своей Америки» и того интеллектуального братства, которое она там оставила.

Первая и наиболее крупная по своему теоретическому потенциалу постановка проблемы жизненного пути была отмечена у
Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое время жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

– биолого-биографический – исследование объективных условий, основных событий жизни и поведения в этих условиях;

– историко-психологический – изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека;

– психолого-социальный – исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (от 16–20 до 25–30 лег) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Рассматривая жизненный путь как специфическую форму человеческой жизни, Ш. Бюлер видела основное предназначение жизни в проявлении стремления к самоактуализации. Самоактуализация, по ее мнению, служит итогом самореализации человека в различных сферах деятельности, главным образом в профессии и семейной жизни. Жизненный путь в этом случае складывается из внешних и внутренних событий, являющихся его основными единицами.

Итак, для понимания проблемы жизненного пути личности, с точки зрения Ш. Бюлер, становятся важными следующие положения:

а) жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

б) главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к всесторонней реализации самого себя;

в) реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

г) самоосуществление – итог жизненного пути.