Синтаксическая роль личных местоимений в предложении. Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила

Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.

Разряды местоимений: 1) Личные местоимения

лицо

ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.)

мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. )

я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне)

мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас)

ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём)

они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них)

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).

Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.

В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения

7)Определительные местоимения
8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения

10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.

Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

Основная

Местоимение как часть речи (семантические, морфологические, синтаксические признаки)

Лекция 8.

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при счете: четвертый этаж, первый класс, тысяча девятьсот семнадцатый год. Они образуются от соответствующих количественных числительных, за исключением первый, второй : три – третий, пять – пятый и т.п.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными: первый день, первая неделя, первые заморозки. Система их склонения общая с системой склонения прилагательных твердого варианта основного типа (ср. красный ). Синтаксическая функция определения, формы словоизменения сближают порядковые числительные с относительными прилагательными.

При склонении в составных порядковых числительных изменяется только последняя часть, остальные остаются без изменений: девятьсот пятьдесят седьм-ой, девятьсот пятьдесят седьм-ому и т.д.


МЕСТОИМЕНИЕ

Литература

Совре­менный русский язык. Ч.1,2. Под ред. Д.Э. Розенталя. М., «Высшая школа», 1979.

Совре­менный русский язык. Анализ языковых единиц. В трех частях. Под ред. Е.И. Дибровой. М., «Просвещение» * «Владос», 1995.

Совре­менный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М., «Дрофа», 2000

Рахманова Л.И. ,Суздальцева В.Н. Современный русский язык. - М., 2003.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 1995.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.

К именным частям речи примыкают местоимения. В.В. Виноградов включил местоимения в блок именных частей речи, т.к. эти слова обслуживают (заменяют) именные части речи. Местоимения указывают на лица, предметы, признаки и количество предметов. Виноградов считает, что местоимение – разрушающаяся часть речи.

Как и числительные, местоимения – это пестрый класс слов. Местоимения выделяются в отдельную часть речи на основании 3-х признаков.

1. Семантический. Местоимения лишены лексического значения. Свое значение они приобретают только в контексте. Главная особенность местоимений – их указательная функция, которая основана на их сигнальном значении. Кроме указательной функции (она заключается в том, что местоимения содержат обобщенное указание на предметы, признаки и количество, но не называют их), местоимения выполняют и заместительную функцию (в составе текста они выступают как заместители имен существительных, прилагательных, числительных). В составе сложного предложения или сложного целого местоимения связывают их компоненты благодаря своей заместительной функции: он читает по ночам, а это очень вредно.


Местоимениям свойственна и выделительная функция: в самый полдень, такой холод. Местоимениям свойственно и собирательное значение: весь дом, вся семья.

2. Морфологические особенности. Местоимения не имеют единых морфологических признаков. Поэтому ученые в XIX в. и позднее представители формально-грамматического направления не выделяли местоимение как самостоятельную часть речи (А.М. Пешковский). Но именные категории все же в местоимении проявляются, что позволило большинству ученых рассматривать местоимение как самостоятельную часть речи. Эта точка зрения отражена в традиционной грамматике, вузовских и школьных учебных пособиях.

Морфологические признаки: а) имеют категорию падежа (склоняются); б) категория рода проявляется у местоимений непоследовательно (часть местоимений лишена категории рода – я, кто, что, себя; в) категория числа также свойственна лишь части местоимений. Кроме того, при изменении числа может меняться лексическое значений: я – мы, ты – вы.

3. Синтаксические особенности. Так как местоимения замещают разные именные части речи, то они могут быть разными членами предложения. В сложноподчиненных предложениях относительные местоимения являются союзными словами , которые соединяют главную и придаточную части (кто, что, который, чей ).

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их. Имеет некоторые морфологические и синтаксические особенности (традиционное определение).

Местоимение-существительное – это часть речи, указывающая на предметы и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно) (Грамматика-80).

В грамматической традиции существует две классификации местоимений: 1) разряды по значению; 2) разряды по соотношению с другими частями речи.

Разряды местоимений по значению

Традиционно выделяется 9 (8) групп.

1) Личные местоимения указывают на лица (я, ты, мы, вы ) или на лица и предметы (он, она, оно, они ). Личные местоимения имеют общие морфологические и синтаксические особенности: а) при изменении по падежам они образуют супплетивные формы: я – меня, ты – тебя, он – его; б) категория рода проявляется только у лично-предметных местоимений – он, она, оно, они. Это самостоятельные лексемы.

Формы множественного числа местоимений могут употребляться в разными значениях. В таком случае формы единственного и множественного числа представляют собой самостоятельные лексемы. «Я» – указывает на говорящего, «мы» – это «я» и другие. Форма 2-го лица множественного числа может употребляться в значении единственного числа: я встретил Вас. Эта же форма может употребляться в обобщенном значении: вы выходите на крыльцо и вдыхаете запах сирени.

2) Возвратное местоимение себя. Грамматическая особенность его заключается в том, что у него нет начальной формы. Оно указывает на субъект действия, который одновременно является и объектом действия: я не узнаю себя, возьми себя в руки. Возвратное местоимение изменяется по падежам, т.е. обладает категорией падежа, но имеет неполную парадигму. Оно не имеет категории числа.

3) Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу. Местоимения мой, наш, твой, ваш указывают на принадлежность 1-му или 2-му лицу, свой – на принадлежность любому лицу. Указание на принадлежность 3-му лицу могут выражать местоимения его, ее, их. Эти местоимения сформировались на основе форм родительного падежа личных местоимений. При этом произошел переход из личных в притяжательные (возникли грамматические омонимы). Притяжательные местоимения отличаются от омонимичных личных тем, что не изменяются по падежам, а функционируют лишь в одной, постоянной, застывшей форме. Они имеют только категорию рода и числа, но они реализуются только в единичных формах. Ср. вижу его, ее, их (личн.) – его, ее, их голос(а) (притяж).

Различия между личными и притяжательными местоимениями

1. Личные местоимения употребляются при глаголах, а притяжательные – при существительных.

2. Личные выполняют функцию дополнения, а притяжательные – несогласованного определения.

3. Способ синтаксической связи: личные управляются глаголом, а притяжательные вступают в связь, по мнению одних ученых, слабого управления, других – примыкания. Более логична 2-ая точка зрения, поскольку эти формы неизменяемые.

Таким образом, спорным в этом разряде является вопрос о статусе местоимений его, ее, их.

Существуют разные взгляды на эту проблему: 1) некоторые ученые называют эти местоимения личными в притяжательном значении (т.е. не признают перехода их в разряд притяжательных); 2) другие считают их омонимичными личным притяжательными местоимениями (признается их окончательный переход в притяжательные местоимения).

4,5) Вопросительно-относительные (некоторые ученые их разделяют, некоторые - нет). Эти местоимения могут выполнять 2 функции: выступать как вопросительные в простых предложениях (Который час? Кто пришел? ); выступать как относительные в сложноподчиненных предложениях, в которых они выполняют функцию союзных слов (кто, что, какой, который, чей; сколько, насколько – если считать их местоимениями).

Особенности вопросительных и относительных местоимений.

1. Морфологически они разнородны (одни близки к существительным – кто, что , другие – к прилагательным – какой, который, третьи – к числительным – сколько, насколько ).

2. Изменяются по падежам, родам и числам, но непоследовательно.

3. Вопросительно-относительные местоимения являются базой для образования других разрядов.

4. Относительное местоимение который в тексте всегда субстантивируется, т.е. в придаточной части выступает в роли подлежащего или дополнения, реже – другого члена предложения.

6) Отрицательные местоимения указывают на отсутствие кого- или чего-либо. К ним относятся слова никто, ничто, никакой, ничей, нисколько (если считать его местоимением). Эти местоимения являются производными от вопросительно-относительных и по своим грамматическим свойствам совпадают с производящими словами (см. выше). При употреблении с предлогом (они склоняются) предлог ставится между отрицательной частицей и местоимением: ни у кого.

Местоимения некого, нечего лишены начальной формы, приобрели неопределенное значение и употребляются обычно в односоставных безличных предложениях.

7) Неопределенные местоимения являются производными от вопросительно-относительных. Они образуются с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь, а также слова кое- и частицы не. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные лица и предметы и признаки: кто-то, что-нибудь, некий. По морфологическим признакам эти местоимения не отличаются от производящих слов.

Местоимения некто и нечто не имеют парадигмы, т.е. сохранили только форму именительного падежа, а нечто – еще и винительного.

Часто неопределенные местоимения имеют формы рода, числа, падежа, обладают категорией одушевленности-неодушевленности: некий, какой-то, кое-какой и др.

Своеобразие структуры: постфикс не сливаются со словами, а образуют с местоимениями агглютинативные формы (механически присоединяются, нанизываются). Флексия оказывается внутри слова – кто-то, у кого-то. Предлог может стоять внутри местоимения: кое с кем, кое у кого.

8) Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, этакий, экий и др. (столько – если считать это слово местоимением) похожи на прилагательные. Они указывают на какой-либо предмет (тот, этот), качество (такой) и количество (столько).

Местоимения этого разряда изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Они часто субстантивируются в тексте, т.е. переходят в существительные, если употребляются без определяемого слова.

Местоимение это может выступать в роли указательной частицы: Пушкин – это явление необычайное.

9) Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной. Они указывают на признаки предмета и имеют следующие общие особенности: 1) близки к прилагательным по семантике и формальным признакам; 2) морфологически характеризуются тем, что изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются согласованным определением. В тексте легко субстантивируются (переходят в существительные) – всякий это знает.

Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

Грамматические свойства местоимений зависят от их соотношения с другими частями речи. По грамматическим свойствам выделяется 3 группы местоимений (2 или 4). 1) Местоимения обобщенно-предметные (местоимения-существительные) – это местоимения, которые по своим грамматическим свойствам сходны с существительными и замещают их в тексте. К ним относятся: все личные местоимения, возвратное, часть вопросительно-относительных (кто, что), часть неопределенных (кто-либо, некто, нечто), часть отрицательных (никто, ничто).

Обобщенно-предметные местоимения имеют общие грамматические признаки:

Большинство не имеют категории числа (искл.- я, ты, мы, вы );

Склоняются по двум типам: 1) субстантивному (как существительные – я, ты ) и 2) по смешанному (никто, ничто ).

2) Обобщенно-качественные местоимения (местоимения-прилагательные) по лексико-грамматическим признакам близки к прилагательным – указывают на признаки предметов. В их состав входят: указательные, определительные, притяжательные, часть вопросительно-относительных, некоторые неопределенные (какой-то, чей-то), часть отрицательных (никакой, ничей). Эти местоимения имеют категории рода, числа, падежа.

Склоняются по двум типам: 1) адъективному, т.е. в парадигме обнаруживают систему флексий прилагательных (какой) и 2) смешанному (этот – этого, наш – нашего).

Местоимение каков изменяется только по родам и числам.

Обобщенно-качественные местоимения выполняют в предложении разные синтаксические функции: местоимение каков является либо сказуемым, либо определением. Часть обобщенно-качественных местоимений, особенно указательные и определительные, часто субстантивируются и выполняют роль подлежащего и дополнения: каждый это знает, это касается каждого. Относительное местоимение который всегда замещает существительное, т.е. субстантивируется и выполняет функцию подлежащего, дополнения или (реже) обстоятельства. Примеры подобрать самостоятельно.

3) Обобщенно-количественные местоимения соотносятся по лексико-грамматическим свойствам с числительными. Они указывают на неопределенное количество. К ним относятся:

Вопросительно-относительное (сколько)

Отрицательное (нисколько)

Неопределенное (несколько)

Указательное (столько).

Эти слова двояко квалифицируются в лингвистической науке.

1-ая точка зрения: их относят к числительным (В.В. Виноградов, Грамматика-52) и называют неопределенно-количественными. Они обозначают количество предметов, только неопределенное. Их объединяет с числительными не только значение, но и синтаксические свойства: в именительном и винительном падежах они управляют существительным, как и количественные числительные, требуя формы родительного падежа, а в остальных падежах согласуются с существительным. При управлении образуют с существительным синтаксически связанное словосочетание, являясь единым членом предложения: он прочитал не скол ькокн иг по истории.

2-ая точка зрения: их относят к местоимениям, поскольку они выполняют указательную функцию. Морфологические особенности: 1) они лишены категории рода, числа; 2) изменяются по падежам, относятся к смешанному типу склонения.

Мы считаем эти слова неопределенно-количественными местоимениями.

Некоторые авторы выделяют еще и 4-ую группу местоимений по соотношению с другими частями речи и называют их местоимениями-наречиями: слова типа там, туда, всегда, где и др. (Гвоздев, А.М. Пешковский, Булаховский). Очень важная черта этих слов – неизменяемость и обстоятельственная функция в предложении. Поэтому большинство авторов рассматривает их как наречия местоименного происхождения.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

Являются знаменательные слова.

А.А.Реформатский .

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока

Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

  1. Вступительная беседа.

Ребята, что вы знаете о местоимении?

Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

Например:

1.Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М.Цветаева.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

IV. Комментарии учителя.

V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

Классификация местоимений по значению.

Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

Возвратное: себя.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

Выполнение заданий.

VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

Борис Пастернак «Воздушные пути».

Словарная работа.

Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

Задания:

1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

VII. Особенности употребления местоимений.

  1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

  1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
  2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
  3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
  4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

Разряды Примеры

  1. Личные
  2. себя
  3. Вопросительно-относительные
  4. этот, тот, такой.
  5. Притяжательные
  6. некто, нечто, кое-кто.
  7. Отрицательные
  8. каждый, самый, сам.

IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

  1. Местоимение это: 2.Они

А) член предложения; а) личное

Б) часть речи; б) возвратное

В) словосочетание в) притяжательное

3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

А) предмет; а) Я, ты, он

Б) количества; б) мой, твой, наш

В) лицо. в) каждый, самый, свой

5.Изменяется по родам 6. Никто-это

А) себя а) отрицательное

Б) я б) указательное

В) этот в) неопределенное

7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

а) себя а) подлежащими

б) моего б) сказуемыми

в) твоего. в) определениями

X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

  1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
  2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
  3. Больше (не) от кого ждать помощи.
  4. Детям (не)когда погулять.

А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

1) А 2) Б 3) В 4) Г.

А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

  1. тоже - всегда пишется слитно;
  2. то же - всегда пишется раздельно;
  3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж…

В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

1) в обоих случаях - местоимением

2) в обоих случаях союзом

3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

  1. зато - всегда пишется слитно
  2. за то всегда пишется раздельно
  3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
  4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не на­зывает их.

В зависимости от выражаемого значения и грамматических особенностей выделяется девять разрядов местоиме­ний: личные, возвратное, притяжательные, вопроситель­ные, относительные, неопределённые, отрицательные, ука­зательные, определительные.

Начальная форма для большинства местоимений - это форма именительного падежа единственного числа.

Все местоимения изменяются по падежам (меня, мной, (обо) мне), некоторые - по родам (такой, такая) и числам (этот, эти).

Синтаксическая функция местоимения зависит от того, с какой частью речи соотносится данное слово. Местоимения , указывающие на предмет, соотносительны с существи­тельными и выполняют в предложении функции существи­тельных (я, ты, он, кто, что и др.), а местоимения , указывающие на признак, соотносительны с прилагательными и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, какой, такой и др.), например:

Ты - всё !

Ты - небо и вода... (Д. Мережковский)

Что чуют они , то в себя принимают,

В себе им простор. (И. Каневский)

В моих мечтах - твои минуты:

Твои мемфисские глаза. (В. Брюсов)

Лексико-семантические разряды местоимений

С учётом лексико-семантических особенностей выделяются следующие разряды местоимений :

Разряд местоимений

Примеры

Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Возвратное

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

Относительные

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределённые

Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Вопросительные

Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

В некоторых пособиях вопросительные и относительные местоимения рассматриваются в одной группе вопросительно-относительных местоимений.

К местоимениям можно относить и слова оба, обе, так как они в большей степени выражают не количественное значение «два» или «двое», «две», а местоименно-указательное «и тот, и другой», «и та, и другая». Ср. Оба полу­чили премию. - И тот и другой получили премию. Обе девушки пострадали во время аварии. - И та и другая пострадали во время аварии.

Личные местоимения

Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа указывают на лиц, участников диалога - го­ворящего и собеседника: я, ты, мы, вы.

Местоимения 3-го лица единственного и множественного числа указывают на того или тех, кто не участвует в диа­логе, или на предмет, о котором говорится, говорилось или будет говориться в дальнейшем: он, она, оно, они.

Грамматические признаки личных местоимений : 1) имеют формы лица; 2) имеют формы числа; 3) местоимения 3-го лица единственного числа имеют формы рода; 4) формы косвенных падежей образуются от разных основ, то есть супплетивным способом (я - меня, мне; ты - тебя, те­бе; он - его, ему; она - её, ей; они - их, им и т. д.).

Личные местоимения 3-го лица, если употребляются с предлогами, могут иметь форму, начинающуюся с и: у него, к нему, за ним, с ними, с ним. Без начального н эти мес­тоимения не употребляются с некоторыми производными предлогами: благодаря ему, ей, им; вопреки ему, ей, им.

Личные местоимения его, её, их следует отличать от омонимичных притяжательных местоимений его, её, их. В пред­ложениях личные местоимения чаще всего относятся к гла­голам и выступают в роли дополнений, например: Сторож сразу увидел его. Её нельзя не любить. У них много рабо­ты. Притяжательные местоимения его, её, их, как правило, относятся к существительным, выступают в роли определе­ний, например: Её глаза светились счастьем. У его брата много друзей. Это подарок для их дочери. Притяжательные местоимения, употребляясь с предлогами, не имеют началь­ного к. Ср.: для него - для его друга; для неё - для её по­други; для них - для их друзей.

Местоимение 2-го лица множественного числа вы может использоваться при обращении к одному лицу как вежливая форма. В этом случае местоимение чаще всего пишется с прописной буквы, например: Сердечно поздравляю Вас с праздником. Желаю Вам всего самого наилучшего.

Возвратное местоимение «себя»

Группа возвратных местоимений представлена словом себя. Других слов в этой группе нет.

Грамматическое значение возвратного местоимения себя - указание на лицо, о котором идёт речь.

Грамматические признаки возвратного местоимения : 1) не имеет формы именительного падежа; 2) не имеет формы лица, числа, рода.

Возвратное местоимение себя не имеет начальной формы, оно изменяется только в косвенных падежах. Может относиться к любому из личных местоимений всех трёх лиц: Он купил себе книгу. Она купила себе книгу. Они ку­пили себе книги.

В предложении возвратное местоимение себя выполняет функцию дополнения: Очень хотелось бы побаловать себя, сделать себе небольшой подарок.

Возвратное местоимение себя в форме дательного падежа следует отличать от местоимения, приближенного по значению к частице. Ср.: Он нашёл себе занятие. - Идёт себе и ни о чём не думает. Помоги себе сам. - Спектакль оказался не очень, так себе. В этом случае слово себя не выделяется в качестве самостоятельного члена предложения, а подчёркивается вместе со словом, к которому относится.

Притяжательные местоимения

Группу притяжательных местоимений составляют слова: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой.

Грамматическое значение притяжательных местоимений - это указание на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь (этим лицом может быть говорящий, со­беседник или какое-либо третье лицо).

Грамматические признаки притяжательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного чис­ла; 2) имеют формы рода; 3) изменяются по падежам по ти­пу прилагательных (кроме местоимений его, её, их).

Местоимения его, её, их по происхождению являются формой родительного падежа личных местоимений он, она, они; имеют род и число, но не изменяются по падежам, хотя могут сочетаться с существительным в любом падеже, например: Он увидел её отца. Он встретился с её отцом. Он гордился её отцом. Он заговорил о её отце.

Вопросительные и относительные местоимения

Группу вопросительных местоимений составляют слова: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Вопросительные местоимения выражают вопрос о предмете, признаке или количестве в вопросительных предложениях.

Те же местоимения, употребляемые для связи простых предложений в составе сложного, составляют группу относительных местоимений . Ср.: Кто пришёл? (вопроситель­ное) - Я не знаю, кто пришёл (относительное).

Грамматические признаки вопросительных и относительных местоимений : 1) местоимения кто, что, сколько не имеют формы рода и числа, изменяются по падежам; 2) местоимения какой, который, чей изменяются по паде­жам, числам и родам, склоняются по типу прилагатель­ных, например: чей\ \, чъ- j - e г o , чь- j -ему, чь- j m , (о) чъ- j -ём.

Неопределённые местоимения

Группу неопределённых местоимений составляют слова: некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, ка­кой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, несколько и под.

Грамматическое значение неопределённых местоимений - указание на неопределённый предмет, признак, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

Грамматические признаки неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от кото­рых они образованы. Отличие имеют только местоимения некто и нечто, которые не изменяются.

Отрицательные местоимения

Группу отрицательных местоимений составляют слова: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего.

Грамматическое значение отрицательных местоимений : 1) отрицание наличия какого-либо предмета, признака, количества; 2) усиление отрицательного смысла всего предло­жения.

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных прибавлением частиц-приставок не и ни и имеют те же особенности, что и вопросительные местоимения.

Грамматические признаки отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых они образованы.

Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа и употребляются только в безличных предложениях: Тебе некого винить в происшедшем. Ему нечего было делать.

Местоимения никто, ничто, никакой, ничей обычно употребляются в предложении при глаголе с отрицанием: никто не поверил, ничто не предвещало и т. д.

От местоимения ничто форма винительного падежа образуется только с предлогом: ни на что.

Указательные местоимения

Группу указательных местоимений составляют слова: тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Грамматическое значение указательных местоимений - выделение среди других какого-либо предмета, признака, количества.

В сложноподчинённом предложении могут выступать в качестве указательных слов.

Грамматические признаки указательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа (кроме местоимения столько); 2) имеют формы рода (кроме местоимения столько); 3) изменяются по падежам по типу полных и кратких имен прилагательных, по типу имён числительных (местоимение столько).

Некоторые лингвисты относят к разряду указательных местоимений слова оба и обе в значении «тот и дру­гой», «та и другая»: Оба ученика успешно сдали экзаме­ны. - И тот, и другой успешно сдали экзамены. Обе девочки получили подарки. - И та, и другая получили подарки.

Определительные местоимения

Группу определительных местоимений составляют слова: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

Грамматическое значение определительных местоимений - определение предмета в ряду других предметов.

Грамматические признаки определительных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного чис­ла (весь, все); 2) имеют формы рода (весь, вся, всё); 3) изме­няются по падежам (весь, всего, всему и т. д.).

Местоимения сам и самый при склонении различаются только формой именительного падежа и ударением: (тот) самый дом, сам дом - (того) самого дома, самого дома.

При помощи местоимения самый образуется сложная форма превосходной степени качественных имён прилагательных: красивый - самый красивый, добрый - самый добрый, свежий - самый свежий.

Местоимение сам может иметь два значения: 1) значение усилительного слова при существительном или личном местоимении: Это был сам директор школы; 2) значение «самостоятельно, без посторонней помощи»: Он сам решил задачу.

Склонение местоимений

В склонении местоимений отдельных разрядов наблюдается большое разнообразие типов и форм, а также случаи образования форм от разных основ.

1. Склонение личных местоимений я, ты; мы, вы; он (оно, она), они.

Формы косвенных падежей личных местоимений имеют иную основу, отличную от формы именительного падежа.

Местоимения 1 лица

Местоимения 2 лица

Местоимения 3 лица

Он (оно), она, они

Меня, тебя

Его, её, их

Мне, тебе

Ему, ей, им

Меня, тебя

Его, её, их

Мной (-ю), тобой(-Ю)

Нами, вами

Им, ей(ею), ими

(Обо) мне, (о) тебе

(О) нас, (о) вас

(О) нём, (о) ней, (о) них

Местоимения я, ты могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола. Ср.: Я почти счастлив. - Я почти счастлива. Ты рассердился. - Ты рассердилась.

Местоимения он, оно, она, они, употребляясь с предлогами, могут получать начальный н (от него, к ней, при них, с ним, но: благодаря ему, навстречу ей, вопреки им).

2. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа; оно изменяется только в косвенных падежах по образцу местоимения ты:

Возвратное местоимение

Собой (-ою)

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, указательные тот, этот, такой, вопросительные и относительные какой, который, чей, определительные самый, сам, весь, всякий, иной обладают родовыми формами и формами множественного числа и склоняются по отдельным образцам склонения прилагательных.

Местоимения женского рода

Мой, этот; моё, это

Моего, этого

Моей, этой

Моих, этих

Моему, этому

Моей, этой

Моим, этим

Мой, этот; моё, это Моего, этого

Мои, эти Моих, этих

Моим, этим

Моей (-ю), этой (-ю)

Моими, этими

(0) моём, (об) этом

(0) моей, (об) этой

(0) моих, (об) этих

Следует различать склонение местоимений самый и сам.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения жен­ского рода

Местоимения множественного числа

Самый (самое), сам (само)

Самая, сама

Самые, сами

Самой, самой

Самых, самих

Самой, самой

Самым, самим

Самый (самое), сам (самб) Самого, самого

Самую, саму

Самые, сами Самых, самих

Самым, самим

Самой (-ю), самой (-ю)

Самыми, самими

(0) самом, (о) самом

(0) самой, (о) самой

(0) самых, (о) самих

Местоимение весь (всё, вся, все) имеет особые формы в творительном падеже единственного числа мужского и среднего рода и во всех формах множественного числа:

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения жен­ского рода

Местоимения множественного числа

Весь (всё)

Весь (всё) Всего

(Обо) всём

(Обо) всей

(Обо) всех

4. Вопросительные и относительные местоимения кто и что и отрицательные местоимения никто, ничто образуют при склонении формы от других основ:

Кто, что, никто, ничто

Кого, чего, никого, ничего

Кому, чему, никому, ничему

Кого, что, никого

Кем, чем, никем, ничем

(0) ком, (о) чём, ни о ком, ни о чём

5. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют форм именительного падежа, а в косвенных падежах склоняются по приведённому образцу:

Не у кого, не у чего

Некому, нечему

Некем, нечем

Не о ком, не о чем

6. Неопределённые местоимения кто-то (кто-либо, кто-нибудь), что-то (что-либо, что-нибудь), какой-то (какой-либо, какой-нибудь), чей-то (чей-либо, чей-нибудь) и другие склоняются по образцу соответствующих вопросительных местоимений.

7. Неопределённое местоимение некий в отдельных падежах имеет вариантные формы.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Некий (некое)

Некоей и некой

Некоих и неких

Некоей и некой

Некоим и неким

Некий (некое) и некоего

Некие Некоих и неких

Некоим и неким

Некоей (ю)

Некоими и некими

(О) некоем

(О) некоей и (о) некой

(О) некоих и (о) неких

8. Местоимения таков, каков, некто, нечто не склоняются.

Морфологический разбор местоимения включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и особенности склонения) и трёх непостоянных (род, падеж и число). Для личных местоимений в качестве постоянного признака указывается также лицо. Выполняя морфологический разбор местоимения , следует помнить о его специфике как части речи: местоимение указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Это важно при формулировке общего значения местоимения. Следует также обратить внимание на то, что только изменение по падежам свойственно всем разрядам местоимений (это об­щий непостоянный признак).

Схема морфологического разбора местоимения .

I. Часть речи.

II.Морфологические признаки.

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

1) разряд по значению;

2) особенности склонения.

3. Непостоянные признаки:

III.Синтаксическая функция. Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем про­шёл в свою комнату. (А. Куприн)

Образец морфологического разбора местоимения.

I. Свою - местоимение, так как указывает на принадлеж­ность предмета.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма - своя комната, свой.

2. Постоянные признаки:

1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;

2) склоняется как прилагательное типа «лисий».

3. Непостоянные признаки:

1) винительный падеж;

2) женский род;

3) единственное число.

III. Местоимение «свой» согла­суется с существительным «комната», следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение - «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
  4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные:
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

(Ольга Лобанкова)

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:

  • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает.

Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя - определения.

Без трудолюбия способности ничто .

Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок - подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок - дополнение.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?

  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

    • Падежа
    • Числа
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

  8. некто ?

    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

Правильные ответы:

  1. С числительными
  2. И.п. и В.п.
  3. Указательные

Вконтакте