Что входит в благоустройство населенных пунктов. Благоустройство въездов в сельские населенные пункты и

Утверждена постановлением

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Благоустройство населенных пунктов Дороховское Рузского

Обеспечение чистоты и порядка, создание комфортных условий для проживания населения.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования.

Активизация работ по модернизации систем улиц населенных пунктов.


Задачи муниципальной
программы

Модернизация систем наружного освещения, формирование световой среды населенных пунктов сельского поселения Дороховское. Проведение работ по восстановлению и замене отдельных изношенных элементов сооружений на более прочные и и энергоэффективные.

Обеспечение повышения уровня внешнего благоустройства и санитарного содержания территории, координация действий по эффективному и устойчивому функционированию объектов благоустройства.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования, формирование эффективной системы регулирования деятельности по благоустройству.


Координатор муниципальной
программы

Заказчик муниципальной
программы

Рузского муниципального района

Сроки реализации
муниципальной программы

Перечень подпрограмм

«Уличное освещение», « Прочее благоустройство», « Дворовые территории»

Источники финансирования
муниципальной программы,
в том числе по годам:

Расходы (тыс. рублей)

Средства бюджета
сельского поселения Дороховское

Другие источники

Планируемые результаты
реализации муниципальной
программы

В результате реализации программы будет обеспечено:

Увеличение доли освещенности улиц поселения;

повышение степени удовлетворенности населения уровнем благоустройства; повышение уровня благоустроенности территории сельского поселения Дороховское;

улучшение санитарного и экологического состояния поселения;
качественное содержание территорий и объектов благоустройства; защита населения от негативного воздействия безнадзорных животных;

развитие инфраструктуры, выполнение по комплексному благоустройству дворовых территорий.

Общая характеристика и обоснование необходимости реализации программы

Концепция развития Подмосковья, и поселения в частности, подразумевает комплексное благоустройство - проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения сельского поселения Дороховское, осуществляемых , физическими и юридическими лицами.

В связи с назревшими проблемами в сфере благоустройства необходимо усовершенствовать систему благоустроительных работ. К решению проблем благоустройства поселения необходим целевой подход, так как без стройной комплексной системы благоустройства муниципального образования невозможно добиться значимых результатов в обеспечении комфортных условий для деятельности и отдыха жителей поселения.

Определение перспектив благоустройства поселения позволит добиться сосредоточения средств на решение поставленных задач. Проблема благоустройства является одной из приоритетных, требующей систематического внимания и эффективного решения.

Применение программного метода, включающего взаимоувязанные социально-экономические, производственные, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, позволит эффективно обеспечить выполнение программных целей, повысить уровень благоустройства и санитарного состояния территории поселения, комфортного проживания жителей поселения.

При разработке программы учитывались:

Закон Московской области от 01.01.2001 N191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»,

Требования действующих нормативно-правовых актов Московской области.

Для определения комплекса мероприятий подлежащих программному решению, проведен анализ существующего положения в комплексном благоустройстве муниципального образования. Анализ проведен по трем показателям, по результатам, исследования которых сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении программы.

2. Срок реализации программы

Реализацию программы предполагается осуществить в течение 2017г.

3.Характеристика мероприятий

Характеристика мероприятий приведена в перечнях мероприятий подпрограмм Программы. Мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами Программы по отраслям деятельности

Подпрограммы

Паспорт подпрограммы «Уличное освещение»


Наименование подпрограммы

«Уличное освещение»

Цель подпрограммы

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Обеспечение освещенности улиц населенных пунктов, улучшение архитектурного облика населенных пунктов в темное время суток.

Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

1.Экономия электроэнергии.

2.Снижение потерь электроэнергии в сетях наружного освещения.

3.Обеспечение безопасности дорожного движения в ночное время суток.

4.Приведение освещенности улиц в соответствие с требованиями, предъявляемыми к уровню наружного освещения мест общего пользования.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого(тыс. руб.)

Администрация сельского поселения Дороховское

Всего:
в том числе:

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Обеспечение более комфортных условий проживания населения, улучшение освещенности улиц на территории сельского поселения Дороховское на 6%

Паспорт подпрограммы «Прочее благоустройство»


Наименование подпрограммы

«Прочее благоустройство»

Цель подпрограммы

1.Создание комфортных условий для проживания населения на территории сельского поселения Дороховское.

2.Совершенствование эстетического вида территорий.

3.Оздоровление санитарной и экологической обстановки поселения.

4. Защита населения от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных.

5.Проведение комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского на территории поселения.


Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

Создание комфортных условий для проживания населения на территории сельского поселения Дороховское.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого(тыс. руб.)

Администрация сельского поселения Дороховское


Всего:
в том числе:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Улучшение внешнего облика сельского поселения Дороховское улучшение экологической обстановки, обеспечение чистоты и порядка на территории поселения на 15%

Паспорт подпрограммы «Дворовые территории»

Наименование подпрограммы

« Дворовые территории»

Цель подпрограммы

Совершенствование системы комплексного благоустройства дворовых территорий, совершенствование эстетического вида сельского поселения Дороховское, повышение общего уровня благоустроенности поселения, создание комфортных условий проживания.

Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

1.Организация парковочных мест на дворовых территориях. 2.Повышение уровня благоустроенности дворовых территорий.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого (тыс. руб.)

Подпрограмма «Дворовые территории»

Администрация сельского поселения Дороховское


Всего:
в том числе:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Создание комфортной среды жизнедеятельности населения, улучшение внешнего облика сельского поселения Дороховское в связи с выполнением мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий на 10%.

4.Основные цели и задачи Программы

Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:

Активизация работ модернизации систем наружного освещения улиц населенных пунктов;

Повышение уровня внешнего благоустройства и санитарного содержания муниципального образования;

Обеспечение чистоты и порядка, создание комфортных условий для проживания населения.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования.

5. Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования составляет 9169,40 тыс. руб. - средства бюджета сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района.

6. Планируемые результаты реализации Программных мероприятий

Реализация мероприятий Программы предполагает достижение следующих результатов:

Развитие положительных тенденций в создании благоприятной среды жизнедеятельности;

Повышение степени удовлетворенности населения уровнем благоустройства;

Улучшение технического состояния отдельных объектов благоустройства;

Улучшение санитарного и экологического состояния поселения;

Развитие инфраструктуры, выполнение целевого показателя по комплексному благоустройству дворовых территорий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОРОХОВСКОЕ

«Благоустройство населенных пунктов сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области на 2017 год»


Задачи,
направленные
на достижение
цели

Планируемый объем финансирования на решение
данной задачи (тыс. руб)

Количественные и качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач


Единица измерения

Планируемое значение показателя по
годам реализации

другие источники

Подпрограмма «Уличное освещение»


Показатель 1: Приведение освещенности улиц в соответствии с нормативными требованиями

Подпрограмма «Прочее благоустройство»

Задача 2: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Показатель 2: обеспечение чистоты и порядка на территории населенных пунктов поселения


Процент по отношению к предыдущему году

Подпрограмма « Дворовые территории»

Задача 3: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Показатель 3: выполнение мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий населенных пунктов

Процент по отношению к предыдущему году


7. Механизм реализации программы

Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с настоящей Программой, заключенными договорами, муниципальными контрактами.

ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ


Наименование мероприятия
подпрограммы

Источник
финансирования

Расчет необходимых
финансовых ресурсов
на реализацию
мероприятия

Общий объем финансовых
ресурсов, необходимых
для реализации мероприятия, в том числе по годам (2017г.)

Эксплуатационные
расходы, возникающие в
результате реализации
мероприятия

Подпрограмма 1 «Уличное освещение»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на приобретение товаров, выполнение затрат на содержание имущества, необходимого для осуществления деятельности

Мероприятие 1

модернизация уличного освещения

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных договоров

Подпрограмма 2 «Прочее благоустройство»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на основании заключенных договоров на приобретение товаров, и затрат на содержание имущества, необходимого для осуществления деятельности

Мероприятие 2

Наведение чистоты и порядка на территории населенных пунктов поселения

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных договоров

Подпрограмма 3

«Дворовые территории»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на основании заключенных контрактов на выполнение затрат для осуществления деятельности

Мероприятие 3

Комплексное благоустройство дворовых территорий

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных контрактов

«Уличное освещение»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Оплата потребленной электроэнергии фонарей

уличного освещения

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства бюджета поселений

Мероприятие 1

Организация уличного освещения


Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 5 695,0

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

«Прочее благоустройство»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Повышение уровня комфорта и санитарного содержания муниципального образования


Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства бюджета поселений

Мероприятие 1

Фитосанитарная обработка борщевика

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства бюджета поселений

Мероприятие 2

Регулирование численности безнадзорных животных

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Отловлено 27 голов

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Отловлено 27 голов

Средства бюджета поселений

Мероприятие 3

приобретение «крышек» для колодцев

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Приобретено 10 «крышек»

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства бюджета поселений

Средства бюджета поселений

Мероприятие 4

Вывоз мусора с территории поселения

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Вывезено 108,0 м3

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Вывезено 108,0 м3

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

«Дворовые территории»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Развитие инфраструктуры, выполнение целевого показателя по комплексному благоустройству дворовых территорий

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 2994,8

Мероприятие 1

Ремонт дворовых территорий

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 2994,8

Средства федерального бюджета


Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники


Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений


8. Исполнители программы

Исполнителем программы является Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.

9.Координация за исполнением программы.

Контроль за выполнением программы осуществляется Администрацией сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.

Введение

Тема контрольной работы «Принципы благоустройства населенных пунктов» по дисциплине «Социальный менеджмент».

Цель работы - обосновать необходимость разработки теоретических основ науки о благоустройстве населенных пунктов и его новой парадигмы, очертить главные методологические принципы благоустройства, их сущность и значение для решения актуальных проблем развития общественных отношений в новых политико-экономических условиях; углубление научных основ области знаний о благоустройстве в части определения методологических принципов его организации и практического осуществления в постсоциалистической экономике Украины.

Принципы благоустройства населенных пунктов

На современном этапе трансформационных процессов в экономике Украины особую актуальность приобретает проблема благоустройства населенных пунктов и территорий, от которого непосредственно зависят качество жизни граждан и формирование отношений в трансформационном обществе. Проведенные исследования убеждают, что, с научной точки зрения, благоустройство -- это сложная система общественных отношений по созданию и совершенствованию комфортных условий для жизнедеятельности людей. Однако в Украине, несмотря на конституционное право ее граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду, комфортные условия жизни во многих населенных пунктах в силу ряда причин организационного, экономического, политического, научного и финансового характера отсутствуют. Так, в целом в Украине почти 60% улиц и дорог не имеют искусственного освещения, около 30% улично-дорожной сети -- твердого покрытия, 78% сельских населенных пунктов - водопровода, 97% -- канализации, 54% -- не газифицированы, лишь около 40% вредных отходов производства утилизируется и обезвреживается, ежегодно создается свыше 16 тыс. несанкционированных мусорных свалок, которые экологически опасны и не совместимы с понятием благоустройства Кроме того, доля старых и аварийных канализационных сетей превышает 34%, водопроводов -- 38% : , что свидетельствует о повышенном риске для многих граждан потерять комфортные и безопасные условия жизни.

Низкий уровень благоустройства населенных пунктов, особенно в сельской местности, вызван бессистемностью мер по благоустройству территорий, отсутствием целостной концепции благоустройства населенных пунктов в постсоциалистический период и научной разработки данной проблемы, непониманием ее сути для внедрения экономических реформ, слабой заинтересованностью политиков и предпринимательских структур, недостаточно развитой культурой и ответственностью общин и отдельных граждан за состояние окружающей среды.

На этапе формирования нынешних общественных отношений сфера благоустройства населенных пунктов и территорий требует новых концептуальных подходов к решению проблем, накопившихся на протяжении всего периода реформ в Украине. При этом новая парадигма благоустройства должна базироваться на соответствующем научном обеспечении, которое формируется на основе достижений в теоретическом осмыслении явлений общественной жизни.

В современных научных разработках в этой сфере такие авторы, как В. Денисов, И. Половцев, Е. Куц и др., рассматривают благоустройство преимущественно в контексте градостроительных процессов и решения практических вопросов развития инфраструктуры, которые не охватывают всего комплекса методологических и методических вопросов и не позволяют сформировать целостную систему научного обеспечения сферы благоустройства населенных пунктов в сегодняшних политико-экономических условиях.

До сих пор ученые не рассматривали благоустройство с точки зрения фундаментальной науки, остаются не разработанными методологические принципы, на основе которых должна строиться концепция развития этой области в зависимости от типа экономической системы, теоретические исследования крайне ограниченны, однобоки, узкопрофессиональны и касаются преимущественно обоснования технических норм и количественного измерения отдельных элементов благоустройства. Поэтому разработка его научных положений с точки зрения общесоциологического, общеэкономического и философского подходов объективно необходима.

В сегодняшних условиях научные основы благоустройства должны развиваться в направлении рассмотрения неисследованных вопросов, опираться на общую экономическую теорию, анализ процессов и явлений современной реальной жизни, их оценку и осмысление в контексте рыночных трансформаций, информационных, научно-технических и глобализационных процессов, происходящих в мире и в Украине. К таким теоретическим вопросам относится, в частности, разработка методологических принципов благоустройства на современном этапе социально-экономического развития страны.

Доминирующим принципом благоустройства в социалистическую эпоху считался принцип типизации проектов обустройства населенных пунктов и плановости их реализации. Не отрицая позитивные аспекты такого подхода, который позволил решить насущные задачи социально-экономического развития страны той эпохи, необходимо признать, что в условиях формирования экономики рыночного типа соблюдение лишь этого принципа в управлении благоустройством не может обеспечить необходимые результативность и эффективность данного процесса. Согласно проведенным исследованиям, сохранение прежних подходов в управлении сферой благоустройства в теперешних политико-экономических условиях приводит к образованию и углублению негативных тенденций в состоянии обустройства и приведения в порядок населенных пунктов, к разрушению созданной в прежние времена системы управления этим процессом без соответствующей замены ее новыми, адекватными рыночной среде, подходами и механизмами.

Благоустройство -- не механическое соединение его элементов, а сложная система взаимодействия множества факторов и взаимоотношений, которая сегодня отличается новым по сравнению с предыдущей эпохой содержанием. В формировании качественно нового состояния общественных отношений на постсоветском пространстве особое место принадлежит благоустройству, которое в современных реалиях должно развиваться по принципам, определяющим стратегию и тактику деятельности по обустройству и приведению в порядок территорий, основная цель которых -- создание комфортной среды для жизнедеятельности людей. Методологический аспект принципов рассматривается как начальная теоретическая предпосылка осуществления мер по обустройству и приведению в порядок населенных пунктов и территорий; они указывают на объективно правильную направленность процесса, определяют его идеологию, направления и характер организации благоустройства, а также могут быть оценочными критериями такой деятельности.

Сегодня разработка и внедрение новых методологических принципов организации благоустройства означают реформирование исследуемой сферы на основе реализации концептуальных подходов к ее функционированию. Новая парадигма благоустройства населенных пунктов и территорий на современном этапе трансформационных процессов постсоциалистической экономики Украины должна базироваться, по нашему убеждению, на следующих важнейших методологических принципах: системности; комплексности; управляемости; контролируемости; сохранения историко-культурного наследия, национальных черт и самобытности: обеспечения экологического равновесия и безопасности; ликвидации диспропорций в развитии благоустройства в региональном разрезе; непрерывности.

Принцип системности предполагает рассмотрение деятельности по благоустройству как сложной динамичной системы, в которой все элементы находятся во взаимосвязи и образуют определенную целостность и единство. Ее свойство невозможно представить как сумму свойств отдельных элементов системы, а каждый такой элемент, в свою очередь, должен рассматриваться как система низшего уровня. Системность состоит также в том, что каждый факт такого общественного явления, как благоустройство, непременно имеет причинно-следственную связь с другими фактами общественной жизни, а все действия и решения влекут за собой определенные последствия для всей системы. Системный принцип организации благоустройства -- это осмысление объектов благоустройства, его элементов и моделей как функционально целостных, эстетических и гармоничных систем, что позволяет воспринимать благоустройство как целостную структуру, реализовывать полиаспектность его функций, связей и процессов.

Необходимость соблюдения принципа системности в процессе благоустройства обусловлена потребностью учета значительного количества факторов, которые по-разному влияют друг на друга и в итоге -- на качество результата этого процесса. Принцип системности свидетельствует о том, что ни один элемент благоустройства не может претерпевать кардинальных изменений без соответствующих изменений во всей системе. Системный подход позволяет избежать однобокости и достичь необходимых сбалансированности и согласованности при принятии решений. Реализация этого принципа требует высокого уровня информационного обеспечения (полноты, достоверности и надежности данных о всех системообразующих факторах и элементах исследуемого объекта).

Идеология системного подхода требует соблюдения принципа комплексности, который заключается в том, что все элементы целой системы должны развиваться комплексно, пропорционально и согласованно, а интересы всех участников благоустройства -- интегрироваться и быть сбалансированными. При создании комфортной среды для жизнедеятельности человека в единстве, комплексно и рационально должны использоваться природные, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы, обоснованно и целенаправленно применяться организационно-технические меры, разрабатываться и внедряться конструкторско-технологические и архитектурные решения, нормативно-правовые акты, контролироваться их соблюдение и т. п. Принцип комплексности при аналитической оценке благоустройства позволяет не только объективно установить тенденции развития исследуемой сферы, но и выбрать наиболее оптимальный путь ее совершенствования, обосновать проекты благоустройства и строительства, рационально использовать природные и другие ресурсы. Он также означает, что объекты благоустройства (регион, город, жилой массив, территория домовладения, отдельное здание) необходимо рассматривать взаимообусловленно и комплексно на всех уровнях и стадиях процесса обустройства и приведения в порядок территории.

Для достижения прогнозируемых результатов процесса благоустройства населенных пунктов и территорий страны следует соблюдать принцип управляемости. Управление этим процессом должно осуществляться на общегосударственном, региональном и городском уровнях. На общегосударственном уровне следует принимать такие меры: формировать государственную политику по вопросам благоустройства (главным субъектом регулирования и инициатором совершенствования данного процесса должно быть государство в лице центральных органов исполнительной власти); разрабатывать нормативно-правовые акты (прежде всего, концепцию благоустройства населенных пунктов и территорий в условиях трансформационной экономики, а также национальную программу их благоустройства), касающиеся деятельности в этой сфере; координировать деятельность центральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам благоустройства и обеспечивать выполнение национальных программ в этой сфере.

Руководить процессом формирования комфортной для жизнедеятельности людей среды должны региональные и местные органы власти. К их компетенции необходимо отнести: обеспечение реализации государственной политики в сфере благоустройства; участие в разработке и выполнении национальных, региональных и местных программ благоустройства; организацию работ по благоустройству; создание безопасных условий жизнедеятельности населения; разработку и утверждение правил благоустройства населенных пунктов; обеспечение работ по обустройству и приведению в порядок территорий финансовыми, материальными, сырьевыми и другими ресурсами; контроль за состоянием благоустройства и содержанием территорий, инженерных сооружений и объектов (их озеленение; размещение малых архитектурных форм и объектов социально-культурного и бытового обслуживания; определение мест для стоянок транспортных средств и их обустройство; установление графиков работы внешнего освещения и санитарной очистки территорий, сроков капитального и текущего ремонтов объектов благоустройства и т. п.).

Новая парадигма благоустройства должна базироваться на расширении субъектов управления этим процессом за счет многочисленных общественных организаций и объединений. Это означает, что в сфере благоустройства вместо прежнего принципа государственного централизованного управления полномочия должны перераспределяться между государством, органами местного самоуправления и органами самоорганизации населения с повышением роли регионального управления и самоуправления, активным привлечением к процессу благоустройства общественных организаций, средств массовой информации и широких слоев населения. В вопросах благоустройства населенных пунктов должно доминировать самоуправление со стороны органов местной власти и органов самоорганизации населения, а также повышение их ответственности за качество окружающей среды. Территориальным общинам следует самостоятельно решать вопросы местного значения, действуя в рамках Конституции Украины и других законов. При этом местные инициативы должны отвечать государственной стратегии, обеспечивать реализацию интересов государства, не противоречить интересам общины и европейским тенденциям в исследуемой сфере.

В целом Законами Украины "О местном самоуправлении" и "О благоустройстве населенных пунктов" определены основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Однако теперешнее состояние благоустройства населенных пунктов и механизм его организации требуют корректировки нормативно-правового поля вчасти активизации деятельности в этом процессе, привлечения к нему широких слоев населения, внедрения принципа общей заботы об обустройстве и приведении в порядок территории и индивидуальной ответственности каждого члена общины задействия, противоречащие нормам и правилам благоустройства, а также за отсутствие порядка на территориях населенных пунктов.

Одним из первостепенных методологических принципов новой парадигмы благоустройства необходимо считать принцип контролируемости. С контролем неразрывно связана управляемость любого процесса, поскольку он является одной из функций управления. Результативность и эффективность мер по благоустройству населенных пунктов и территорий зависят (особенно на теперешнем этапе социально-экономического развития) от действующей системы контроля за соблюдением законодательства, норм и правил благоустройства и выполнением обязанностей субъектами благоустройства и рядовыми гражданами страны. В настоящее время приведение в порядок населенных пунктов требует повышения ответственности со стороны как субъектов благоустройства, так и рядовых граждан за нарушение санитарно-гигиенических требований и стандартов обеспечения и содержания территорий населенных пунктов, режима использования объектов рекреационного назначения, уничтожение зеленых насаждений, замусоривание территории, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм и т. п.

В процессе благоустройства населенных пунктов важно соблюдать принцип сохранения историко-культурного наследия, национальных черт и самобытности. Реализация этого принципа обеспечивает восстановление, сохранение и поддержание памятников культуры, архитектуры, садово-паркового искусства и т. п.

Благоустройство населенных пунктов и территорий должно проводиться с соблюдением принципа обеспечения экологического равновесия и безопасности. Это означает, что комфортная среда для жизнедеятельности людей должна осуществляться при максимально возможном сохранении природных ресурсов как главного фактора ресурсно-экологической безопасности жизнедеятельности настоящего и будущих поколений, поддержания экологического равновесия, обеспечения надлежащего качества окружающей среды, уменьшения антропогенного влияния на природную среду в процессе развития структуры хозяйствования региона, соблюдения приоритетов во внедрении безотходных и безопасных производств, санитарно-гигиенических норм и требований во всех сферах хозяйствования, внедрения мер по предотвращению экологических катастроф. Реализация этого принципа также предусматривает гармоничное сочетание элементов природного и искусственного окружения.

Важным методологическим принципом новой парадигмы благоустройства необходимо считать ликвидацию диспропорций в его развитии в региональном разрезе. Согласно проведенному анализу, реализация этого принципа является актуальной задачей государственного управления по социально-экономическому развитию регионов Украины, требующей равномерного размещения объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, медицинского и транспортного обслуживания населения. Поэтапное уменьшение территориальной дифференциации благоустройства должно стать приоритетной задачей государственной региональной политики. Обеспечение динамического, сбалансированного развития регионов, устранение региональных диспропорций в уровнях комфортности и качества жизни населения отвечают не только внутренним потребностям государства, но и принципам региональной политики ЕС.

В современных политико-экономических условиях новая парадигма благоустройства населенных пунктов должна также основываться на методологическом принципе непрерывности этого процесса. Для достижения стратегических целей процесс благоустройства не должен носить периодический характер. Согласно анализу, одноразовые мероприятия по благоустройству территорий (проведение весенних месячников по благоустройству, дней благоустройства населенных пунктов, конкурсов на лучший населенный пункт по благоустройству и др.) малоэффективны. Поэтому только меры, осуществляемые на постоянной основе, в плановом порядке, с определением необходимых ресурсов и ответственных исполнителей, позволят повысить результативность этого процесса, уровень сознательности и культуры поведения граждан, обеспечить ответственность юридических и физических лиц за выполнение ими непосредственных обязанностей по благоустройству, постоянно улучшать состояние обустройства и приведения в порядок территорий.

Таким образом, с теоретической точки зрения определение методологических принципов является необходимой составляющей формирования и развития научных основ области знаний о благоустройстве и фундаментом новой парадигмы благоустройства территорий населенных пунктов Украины, которая должна быть разработана с учетом теперешнего состояния благоустройства, современных политико-экономических условий и общественных отношений в стране. Обустройство и приведение в порядок населенных пунктов в постсоциалистический период должны осуществляться с соблюдением системности, комплексности, непрерывности мер, управляемости и контролируемости процесса благоустройства, который будет сохранять историко-культурное наследие и экологическое равновесие, сглаживать региональные отличия благоустройства, обеспечит их результативность и позволит постепенно приблизить состояние благоустройства населенных пунктов Украины к европейским стандартам

благоустройство жизнедеятельность комфорт реформирование

Выводы

Практическое внедрение указанных методологических принципов обустройства и приведения в порядок территорий, создание комфортной для жизни украинцев среды положительно скажутся на нормативной регламентации этого процесса, на понимании глубинной сути благоустройства и необходимости его организации на качественно новом уровне, а также повысят эффективность управления этим процессом и сделают невозможным углубление существующих негативных тенденций в этой сфере.

В работе была обоснована необходимость разработки теоретических основ науки о благоустройстве населенных пунктов и его новой парадигмы; очерчены главные методологические принципы благоустройства, их сущность и значение для решения актуальных проблем развития общественных отношений в новых политико-экономических условиях.

Источники

1. Статистичний щорічник України за 2009 рік. - К., Держкомстат України. ДП "Інформаційно-аналітичне агентство", 2010, 566 с; lutp://wwvmingkg.gov.ua.

2. Соціально-економічний стан України: наслідки для народу та держави. Національна доповідь. (За заг. ред. В.М. Гейця та ін.). - К, НВЦ НБУВ, 2009, 687 с.

3. Денисов В.Н., Половцев И.II., Макаров А.И., Евдокимов В.Т. Благоустройство жилых территорий. СПб., МАПЭБ, 2004, 95 с.

4. Куць Є.С., Куць С.В. Урбанізовані території: методологія та практика планування і управління. Мелітополь, Науково-дослідний і проектний інститут містобудування Держбуду України, 2003, 253 с.

5. Закон України "Про місцеве самоврядування в Україні" від 21 травня 1997 p. № 280/97-ВР. "Відомості Верховної Ради України" № 24, 1997, ст. 170 з подальшими змінами

6. Закон України "Про благоустрій населених пунктів" від 6 вересня 2005 p. № 2807- IV. "Відомості Верховної Ради України" № 49, 2005, ст. 517 з подальшими змінами.

Уважаемые клиенты, студия ландшафтного дизайна LENOTR-PARK проводит комплексные и отдельные виды работ по благоустройству частных ландшафтов, фермерских хозяйств, коттеджных поселков и объектов городской инфраструктуры.

Вы можете заказать в нашей студии:

  • обустройство дорожно-транспортной сети;
  • монтаж системы функционального и декоративного освещения;
  • укрепление склонов;
  • строительство лестниц и подпорных стенок;
  • строительство водоемов;
  • установку МАФов.

Наша визитная карточка - выполненные объекты

В портфолио LENOTR-PARK сотни успешно выполненных проектов. Но особенно мы гордимся тем, что нами полностью или в рамках коллективных заказов благоустроено в Москве и Подмосковье:

  • 2 гольф-клуба;
  • 17 частных и общественных плавательных бассейнов;
  • 26 детских площадок, включая: домики на дереве, игровые комплексы, сказочные теремки и замки;
  • 20 декоративных и общественных водоема. При этом их глубина составляла от 50 см до 9 м, а площадь водного зеркала - от 5 до 1000 м 2 ;
  • 6 участков, прилегающих к крупным офисным центрам и торговым комплексам;
  • 3 жилых массива новостроек.

Что мы гарантируем своим заказчикам

  1. Бесплатные консультации . Сотрудники ландшафтной мастерской LENOTR-PARK предоставляют действительно бесплатную первичную и последующую консультативную помощь. Во многих конкурирующих компаниях такие компетентные и расширенные консультации по умолчанию закладываются в смету.
  2. Прозрачное ценообразование . В пояснительной записке к проекту или в договоре на выполнение отдельных видов работ по благоустройству четко и конкретно расписываются все составляющие: стоимость материалов, затраты на оплату сотрудников и издержки на используемую спецтехнику и оборудование. Мы никогда не закладываем в проектные расходы свои амбиции и объективно оцениваем свой труд.
  3. Программы лояльности . Каждый заказчик свободен в выборе проектировщика и исполнителя, но выполнение благоустройства территории «под ключ» позволяет LENOTR-PARK рационально распределить временные и материальные ресурсы, за счет чего заказчик может сэкономить ¼ всей стоимости проекта.
  4. Гарантийное обслуживание на все выполненные работы в течение 1,5- 3 лет.

Мы уже не раз писали, что подразумевает понятие «благоустройство» с точки зрения ландшафтного дизайна (не путать с благоустройством территории, как объекта муниципального управления). Вкратце напомним, что благоустройство в ландшафтном дизайне – это комплекс работ, направленных на функциональное и эстетическое преобразование открытого пространства с целью создания комфортных условий пребывания в нем людей.

В чем заключается благоустройство территории

Работы по благоустройству могут включать весь ниже приведенный список, могут проводиться частично, в зависимости от степени освоенности местности и поставленных целей.

Благоустройство территории включает:

  • формирование рельефа, согласно проекту;
  • прокладывание инженерных сетей;
  • защита территории от затопления, подтопления;
  • отвод ливневых вод;
  • оборудование водоемов;
  • организация пешеходных путей и их мощение;
  • освещение территории;
  • размещение малых архитектурных форм;
  • щзеленение (хотя это отдельная услуга, часто клиенты не разделяют благоустройство и озеленение).

Говоря о благоустройстве территории, надо понимать, что речь может идти о самых разных вариантах. Это могут быть – частные коттеджные, дачные участки, усадьбы пригородных домов, родовые поместья, а также территории общественного назначения – парки, скверы, дворы городских многоэтажек, дворы детских и учебных учреждений, прилегающие территории к специальным заведениям (больницам, домам отдыха, дворцам культуры) и пр.

Проще выполнить заявку по благоустройству, когда речь идет о создании совершенно нового объекта на неосвоенных землях, когда все мероприятия разрабатываются комплексно на стадии ландшафтного проектирования. Ограничений при таком развитии событий существенно меньше. Однако, подобные варианты случаются редко, разве что при строительстве объектов за чертой города (дома отдыха, туристические базы, лесопарки, пляжи и пр.). Чаще приходится благоустраивать территории, расположенные среди жилых массивов, в окружении транспортных развязок, объектов инфраструктуры.

Особенности благоустройства территорий локального и общего назначения

В статье мы рассматривали особенности благоустройства частных участков. Их отличительная черта – обособленность. Человек ограждает свою территорию от посторонних глаз забором/живой изгородью/стеной и создает свое пространство, свой мир, по образу и духу своему.

С открытыми территориями, которые являются частью комплексной пространственной организации целых городских районов, или имеющими свою специфику (детский сад, школа, санаторий), дело обстоит несколько иначе. Уже хотя бы потому, что такие территории являются местами массового посещения граждан. В их организации главную роль играют вопросы о функциональном назначении и безопасности.

Факторы, влияющие на разработку проекта благоустройства территории:

  • функциональное назначение;
  • расположение инженерно-коммуникационных сетей;
  • площадь и конфигурация территории;
  • фактор инсоляции;
  • категория объектов улично-дорожной сети, пролегающих вблизи искомой территории;
  • стиль окружающей среды, наличие исторических памятников.

Главные требования при благоустройстве территорий общественного назначения:

  • открытость для визуального восприятия;
  • возможность беспрепятственного передвижения;
  • стилевое соответствие элементов благоустройства с окружающей средой;
  • высокая степень безопасности.

Фотогалерея работ по благоустройству территории



Виды территорий общественного назначения, подлежащие благоустройству

К благоустраиваемым территориям в черте населенного пункта относятся все специализированные и многофункциональные зоны, а также центры локального или общего значения.

К объектам благоустройства, находящимся в черте населенных пунктов относятся:

  • парки, скверы, бульвары, аллеи;
  • зоны отдыха, аквапарки;
  • территории дошкольных детских учреждений;
  • территории школьных учреждений (дворцы творчества, летние лагеря, общеобразовательные, музыкальные, спортивные школы и пр.);
  • территории, прилегающие к объектам здравоохранения (поликлиники, больницы, санатории);
  • зеленые зоны при промышленных предприятиях, административных зданиях;
  • территории домов отдыха, пансионатов;
  • спортивные объекты – залы, площадки, стадионы;
  • придомовые территории, детские площадки и пр.

Словом, везде, где проживает или пребывает человек, проводятся работы по благоустройству. Каждый объект имеет свою специфику. Как правило, требования и нормы к благоустройству территорий разных категорий четко прописаны в многочисленных СНИПах, ГОСТах и прочих документах отраслевого, государственного и местного значения, придерживаться которых обязаны исполнители работ.

Компания LE-PARK ответственно подходит к благоустройству городских территорий, ибо мы, как и все граждане, любим свой город и прилагаем усилия, чтобы сделать его еще краше. Каждый, выполненный нами объект, оригинален и неповторим, каждый объект вносит дополнительный штрих в прекрасный облик столицы.

БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Благоустройство въездов в сельские населенные пункты и

автобусные остановки

Перед въездом в сельский населенный пункт следует установить въездной знак, который должен нести информацию о производственно-хозяйственном назначении сельского поселка или его истории.

Въездной знак выполняют только по индивидуальному проекту, при этом учитывают его взаимосвязь с поселком и особенности его восприятия. Простая и выразительная форма знака облегчает восприятие его с автострад из движущихся автомобилей. Для восприятия знака пешеходами информация о поселке должна быть лаконичной и содержательной, а форма знака простой и запоминающейся. Въездной знак лучше объединить с автобусной остановкой или дорожной стоянкой автомашин.

Особое внимание следует уделить благоустройству площадки перед въездным знаком. На ней можно разместить скамьи, цветочницы, урны, декоративное мощение.

Павильон для остановки транспорта должен обеспечить пассажирам удобное ожидание, защиту от ветра, дождя, снега, а также хороший обзор дороги и живописных окрестностей.

На территории автобусной остановки целесообразно установить почтовый ящик, стенд для информации, предупредительное ограждение и т. п.

В 10-15 м от автобусного павильона за полосой зелени располагают туалеты, если необходимость их определена проектом планировки и застройки сельского поселка.

Дорога между автобусной остановкой и самим сельским поселком должна быть достаточно благоустроенной.

Остановочный автобусный павильон

Кирпичный. Кладка стен из облицовочного керамического кирпича с глубокой расшивкой швов. Тип кладки – липецкая. Стойки и прогоны окрашены черным нитролаком. Скамья и козырек из дерева, покрытого бесцветным лаком

Автобусная остановка с въездным знаком

1. Выполнена из струганых брусьев и досок

2. Выполнена из монолитного железобетона

Остановочный автобусный павильон и стойка для

почтового ящика

Выполнен из естественного камня. Перекрытие – из монолитного железобетона. Декоративная стенка выполнена из анодированного алюминия или дерева.

Благоустройство общественных парков и центров в сельской местности

Основным планировочным узлом территории сельских населенных мест является общественный центр, где сосредоточены административные, культурно-просветительные и торговые здания, общепоселковый парк, спортивная зона, площади и главная улица поселка.

Внешнее благоустройство общественного центра зависит от его расположения в планировочной структуре сельского поселка, условий восприятия его в окружающей искусственной и естественной среде в различное время года, дня и ночи, композиционной и зрительной взаимосвязи с природным ландшафтом и производственной зоной, а также от перспективного развития населенного пункта.

При решении внешнего благоустройства центра следует предусмотреть места для установки транспорантов, Доски почета и доски производственных показателей, стендов, рекламных щитов и других элементов наглядной агитации и праздничного оформления. Композиционным центром площади может быть избран монумент, памятник, фонтан, декоративный бассейн или другое сооружение, которое должно нести значительную художественную и идеологическую нагрузку в окружающем архитектурном ансамбле. Следует избегать сосредоточения в одном месте большого количества разнохарактерных элементов.

Целостность восприятия внешнего благоустройства и окружающей застройки или ландшафтной среды достигается масштабностью элементов, их конструкцией, формой, материалом и цветом в зависимости от места установки и функционального назначения.

Малые формы архитектуры коммунального назначения (цветочные вазы, скамьи, урны, велосипедные стоянки, бассейны и т. д.) следует изготавливать из долговечных материалов: бетона, естественного камня, металла. Они должны быть одновременно и декоративными.

Скверы, расположенные на площадях, следует проектировать в виде партерных газонов с цветами из многолетников, декоративными группами кустарников и деревьев третьей величины, как более соответствующих масштабу окружающей застройки. В создании декоративных групп уместно применить особо красочные виды, расширяя местный ассортимент за счет пород, хорошо зарекомендовавших себя в городском озеленении.

Перед входами в административные и общественные здания рекомендуется создавать композиции из ваз, цветов, альпийских горок и скульптур. Перед жилыми домами, включенными в застройку площадей и главной улицы, предусматривать газоны шириной не менее 12 м с декоративными кустарниками и деревьями для защиты от шума.

Для мощения площадей и главной улицы следует использовать цветные или белые бетонные плиты, плитняк и другой естественный камень, или цветной асфальтобетон. Характер и рисунок покрытия принимаются в зависимости от общей композиции площади или улицы с учетом формы плит мощения, способа их укладки, цветового соотношения, а также в зависимости от материала заполнения швов (растительного грунта, цементно-песчаной смеси и т. д.).

У общественных зданий необходимо предусмотреть заасфальтированные автостоянки и разметить на них места для автомашин. В общественном центре нужно размещать и велосипедные стоянки. Для их устройства следует применять вмонтированные в плитах мощения металлические зажимы. Стоянки не должны прерывать пешеходные пути.

Учреждения торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны иметь хозяйственные дворы с удобным заездом транспорта, небольшими навесами для хозяйственной тары и складскими помещениями. Дворы нельзя размещать со стороны основных точек восприятия застройки центра, улицы (то есть площади, пешеходных путей, водоемов, газонов-скверов и других открытых мест). Хозяйственные дворы озеленяют высокими деревьями, их территорию асфальтируют, а по периметру ограждают высокой живой изгородью.

Вся территория общественного центра освещается с учетом восприятия улицы и площадей, озеленения и малых форм архитектуры в вечернее и ночное время.

Общепоселковый парк является основным композиционным элементом архитектурной композиции сельского поселка и важной функциональной зоной массового отдыха. Он может быть размещен рядом с центром или в самостоятельной зоне в общей планировочной структуре сельского поселка.

Парк должен иметь развитую систему зрелищных и культурных центров, транспортно-пешеходную сеть, сложный комплекс элементов ландшафтной архитектуры, включающий, наряду с водоемами, рощами, групповыми и одиночными посадками деревьев и кустарников, еще и цветочные партеры, открытые -газоны, цветники, фонтаны.

Для общепоселкового парка рекомендуется следующее функциональное зонирование территории: зона главного входа, мемориальная, культурно-просветительная, тихого отдыха и пешеходных прогулок, спортивная, детский городок и хозяйственная зона. Некоторые из зон могут быть выделены и обособлены от общей территории парка (мемориальная и спортивная зоны) и существовать самостоятельно.

Композиционное решение парка должно исходить из общей планировочной структуры населенного пункта.

Под парки можно использовать неудобные для застройки территории, вклинившиеся в селитебную зону: склоны оврагов, балок, карьеров, низины, берега рек и прудов. Композицию таких парков следует строить на основе центрального массива зелени, пересеченной сетью прогулочных дорожек с четко выраженной связью с общественным центром населенного пункта и парковыми сооружениями, размещенными по периферии. При композиционном решении сельского парка необходимо учитывать восприятие поселка в общем и отдельных зон парка в разное время года. В парке должен преобладать живописный характер планировки и размещения зданий, сооружений и элементов ландшафтной архитектуры (массивы, группы и одиночные деревья в контрасте с открытыми пространствами). В классическом регулярном стиле могут быть решены отдельные элементы: главный вход, мемориальная и спортивная зоны.

Одной из специфических особенностей большинства районов Российской Федерации является продолжительность зимнего периода, в связи с чем непременным условием является включение в ассортимент зеленых насаждений парка хвойных пород.

При создании сельских парков часто возникает вопрос о реконструкции лесных массивов, включая их в парковый пейзаж. Здесь важно сохранить наиболее ценные качества, имеющиеся в естественных насаждениях, и устранить недостатки, отрицательно влияющие на декоративно-художественные и санитарно-гигиенические достоинства пейзажа.

Главный вход в парк планировочно должен быть увязан с общей структурой поселка и в зависимости от этого выполняться из бетона, металла, дерева или другого местного материала. Главный вход может стать одним из основных архитектурно-планировочных элементов площади общественного центра, а также главной улицы поселка. В композицию главного входа следует включать элементы наглядной агитации и информации.

Мемориальная зона является новым элементом планировочной структуры парка. Она создается в память о воинах – жителях поселка, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эта зона должна быть связана удобной аллеей с главным входом для торжественных шествий в дни праздников.

В состав культурно-просветительной зоны входят: танцплощадка, летняя эстрада, аттракционы и т. д. Архитектура этих сооружений должна быть решена в легких конструкциях (они могут быть сезонными). Перед каждым из них необходимо предусмотреть рекреационные площадки с облегченным покрытием.

Зону тихого отдыха и прогулок устраивают в самой живописной части парка, на пересеченной местности, желательно у водоемов. Эта зона должна быть хорошо связана с главной аллеей парка. Её оборудуют беседками, площадками отдыха, альпийскими горками, сетью различных аллей и дорожек.

Спортивная зона включает: стадион, площадки для игр, лодочные станции, пляжи, сооружения для зимних видов спорта. Планировочно эту зону можно объединить с территорией школьного участка.

Сектор детских игр следует располагать в части парка с наиболее благоприятным микроклиматом и оборудовать игровыми площадками для детей разных возрастных групп. В этом секторе необходимо предусмотреть дорожки для езды на велосипедах и детских автомобилях, общепоселковый детский городок из различных игровых сооружений и устройств.

Схемы функционального зонирования сельских парков

1 – входы а парк

2 – зона детских игр и аттракционов

3 – зона проведения массовых меропри ятий

4 – зона зрелищных и культурно-просветительных мероприятий

5 – спортивная зона

6 – зона прогулок и тихого отдыха

Общий вид внешнего благоустройства административно-торгового центра

1- административное здание
2 - универсальный магазин
3 - комбинат бытового обслуживания
4 - Дом молодежи, гостиница
5 - павильоны автобусных остановок
6 - архитектурно-декоративное оформление входа на сквер при административно-торговом центре
7 - декоративный бассейн
8 -цветники

Оформление входа в парк с поселковой площади

Декоративные элементы выполнены из железобетона; декоративные панно – мозаика, сграфито, фреска, светильники

Примерное решение благоустройства и озеленение

подхода от магистрали к памятнику

Ступени для парков и общественных центров

А – ступени из красного обожженного кирпича. Применяют в общественных центрах поселков

Б – грунтовые ступени. Края скреплены небольшого диаметра деревянными бревнышками. Устраивают в парках, скверах, на индивидуальных участках, в уголках отдыха

В – грунтовые ступени. Края скрепляют бревнами, разрезанными вдоль. Устраивают в пересеченной местности, где небольшое движение, а также в парках и скверах

Г – грунтовые ступени. Края укрепляю тплоскими натуральными камнями. Камни кладут вплотную друг к другу и втапливают в грунт. Ступени хорошо вписываются в окружающий ландшафт. Высота ступеней-– 15 см, ширина проступи в зависимости от местных условий и рельефа – 30-50 см.

Скамьи для площадок отдыха

А –стол-скамья ставится на площадках отдыха, в парках. Можно употреблять для игры в шашки и шахматы

Б – декоративная скамья

В –деревянная скамья со спинкой из коротких бревнышек

Г – декоративная скамья

Д - декоративная скамья

Эти скамьи изготовляют из отходов деревьев. Соединяют вырубками и гвоздями. Поверхность отшлифована и покрыта лаком. Те части бревен, которые заглубляют в землю, необходимо антисептировать и покрыть битумом.

Рекламная тумба

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ 320-55

Общий вид внешнего благоустройства культурно-просветительного центра

1 – Дворец культуры
2 – школа-интернат
3 – плавательный бассейн
4 – вход в парк и на стадион 5-декоративный бассейн
6 – архитектурно-декоративная установка
7 – цветники

Пример благоустройства площадки отдыха в

общественной зоне поселка

Архитектурно-декоративная установка «Слава труду».

Выполнена из железобетона, естественного камня.

1 –мощение железобетонными плитами

4 – цветник

5 – скамьи

6 – лестница

7 – информационный стенд

Декоративный рельеф – из металла или керамики, возможна подсветка фотопортретов передовиков производства. Установлена на поселковой площади у входа в парк.

Конструкция – металлический или деревянный клееный каркас, обшитый пластиком, оргалитом, оргстеклом и подобными материалами. Декоративные и информационные композиции выполнены водостойкими красками. Установлена на главной площади центральной усадьбы хозяйства.

ПРИМЕР БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЛОЩАДКИ ОТДЫХА В ПАРКОВОЙ ЗОНЕ ПОСЕЛКА

Скамья-цветочница

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ 320-55

Разработан и введен в действие институтом «Белгоспроект»

При установке цветочницы на асфальтовое или бетонное покрытие дно устраивают из оцинкованной жести.

Элементы благоустройства площадок отдыха

1 – мощение

3 – пергола

4 – парковая мебель

5 – лесенка

Мебель из отходов леса

Эта мебель предназначена для площадок спокойного отдыха в парках. Мебель изготовлена из большого диаметра стволов, разных кривых деревьев, Между собой стволы крепятся гвоздями, металлическими скобами и на шипах

Декоративные и подпорные стенки

4 –террасная подпорная стенка

5,6 – подпорные стенки для укрепления откосов

7 – стенка выполнена из лицевого кирпича. Конструкция скамьи из металла

Танцевальная площадка на 30 танцующих пар

Может служить площадкой для свободной деятельности молодежи, своеобразным танцевальным клубом под открытым небом. Установлена в парках, на территориях общего пользования в жилых образованиях.

Танцплощадка типовой проект мф-113

Разработан и введен в действие институтом «Моспроект-3»

Танцплощадка представляет собой в плане круг диаметром 16,0 м. Пол площадки – из досок, уложенных по лагам на кирпичные столбики. Над полом возвышается второй малый круг для оркестра, защищенный экраном-трельяжем, выполненным из деревянных реек, проолифленных и покрытых бесцветным лаком. На экране паяльной лампой выжигается эмблема – скрипичный ключ. Периметр малого круга для оркестра по высоте обшит неошкуренными березовыми пластинами

Детский игровой городок в общепоселковых парках

Детские городк и должны выполняться только по индивидуальным проектам, при составлении которых необходимо учитывать местные строительные традиции, специфику детских игр, возможности местной строительной базы.

1 - домик-шалаш
2 - искусственный рельеф
3 - тоннель
4 - флагшток

Благоустройство детских игровых участков и их

оборудование

Участок детского дошкольного учреждения следует оградить и изолировать от окружающей застройки и улиц посадками живой изгороди или деревьев.

На территории участка размещают площадки для игр, отдыха родителей , для птиц и животных, хозяйственный двор и садово-огородный участок.

Игровые площадки изолируют друг от друга живой изгородью, газоном или посадками деревьев. На них размещают (в зависимости от возраста детей) песочницы, качалки-балансиры, карусели и прочее игровое оборудование. На каждой площадке обязательно устанавливают теневой навес, скамейки, урны. Количество и тип оборудования зависят от вместимости детского учреждения.

На территории школьного участка устраивают учебные и спортивные площадки , площадки отдыха для различных возрастных групп, учебные постройки, хозяйственный двор. Оборудование размещают в зависимости от вместимости школы.

В учебно-опытной зоне рекомендуется разбить сад-дендрарий , где школьники смогут выращивать редкие в данной области разновидности и коллекционные сорта деревьев, кустарников, цветов для дальнейшего их распространения в поселке.

Спортивные площадки следует располагать со стороны рекреационных помещений школы. На школьном участке необходимо предусмотреть спортивное ядро. Школьные спортивные сооружения могут носить общепоселковый характер.

Озеленение школьного участка должно составлять не менее 50% территории.

На участке школы размещают малые формы архитектуры: сооружения для проведения пионерских линеек, стенды для наглядной агитации, декоративную тематическую скульптуру, скамьи, вазы, игровое оборудование.

Игровые площадки на территории жилой зоны и детских учреждений подразделяют по возрастным группам: ясельного возраста (до 3 лет), дошкольного возраста (3-6 лет), младшего и среднего школьного возраста (7-1 4 лет).

На детских игровых площадках могут быть предусмотрены следующие элементы: устройства для ориентации на местности; оборудование для развития ловкости и силы; оборудование для развития координации движений; оборудование для развития фантазии; игровые движущиеся устройства; оборудование для игр с песком; теневые навесы; площадки для свободной деятельности подростков; спортивное оборудование.

Общая норма игровых площадок принимается 0,5-2 м2 на одного человека (если группа состоит из детей от года до 6 лет) и 0,6 м2 на одного человека (если группу составляют дети от 7 до 14 лет).

Игровые площадки для детей нужно размещать не ближе 25 м от жилых зданий, а от хозяйственных площадок и мусорных контейнеров – не ближе 10 м, изолируя их густым кустарником и деревьями. Дорожки рекомендуется покрывать оптимальными спецсмесями, а входные площадки делать из цветного бетона или асфальта. На детских площадках должны быть сливы для воды, урны для мусора и осветительные устройства.

Для защиты от ветра и солнца площадки ограждают посадками деревьев и кустарников шириной 5-10 м, но так, чтобы обеспечить постоянную инсоляцию части территории.

Детские площадки должны оборудоваться так, чтобы их можно было использовать в любое время года. При установке устройств необходимо соблюдать следующие требования:

устройства должны быть удобными и безопасными, гигиеничными и легко моющимися; вокруг игровых стенок, качелей, каруселей, горок необходимо насыпать слой песка толщиной 10-15 см; форма и цвет всех приспособлений должны быть выполнены оригинально, со вкусом и не портить одежду. При архитектурно-декоративном оформлении детских площадок необходимо учитывать национальные традиции.

При решении вертикальной планировки детских учреждений желательно излишки грунта использовать для устройства горок, мостиков, лесенок.

На ровных поверхностях детских игровых устройств рекомендуется изображать сказочные персонажи, пейзажи, автомобили, тракторы, самолеты.

Большое значение имеет правильное расположение приспособлений на детских игровых площадках . Проектируя их, нужно унифицировать узлы, детали, создавать различные композиции из отдельных типовых деталей, экономично и рационально употребляя материал.

Песок в песочницах следует менять два-три раза в год. Для спокойных игр на небольших площадках ставятся домики, шатры из местных строительных материалов: дерева, камыша. Такие домики могут быть построены по сказочным мотивам.

Горки могут быть выполнены из дерева и других материалов. Их катальную сторону покрывают пластиком или металлом. На одной площадке можно ставить несколько горок группой, высота их должна быть 180-200 см.

Списанные автомобили, лодки, тракторы можно использовать для игр на детских площадках .

При расстановке игрового оборудования следует избегать сосредоточения в одном месте большого количества разнохарактерных элементов, которое затрудняет их восприятие. Для целостности восприятия элементов внешнего благоустройства и окружающей застройки необходимо учитывать масштабность элементов, конструкцию, материал, форму и цвет, решая их в зависимости от места установки и функционального назначения.

въездов и выездов с примыкающих улиц населенного пункта . ... в малых сельских населенных пунктах технические и... и автобусно -пешеходных...

  • Мо «олинский сельсовет» (в перспективе г оля) применительно к населенным пунктам с оля с баста и с лесное

    Документ

    Кварталами. На въезде в портовую... недостаточно для благоустройства населенного пункта и придания... подходов к остановкам общественного транспорта... населения с использованием автобусных ... сохраняет статус сельского населенного пункта . Укрупненные показатели...

  • Дбн 360-92 является переизданием дбн 360-92*

    Документ

    Застройка и благоустройство производственных зон сельских населен­ных пунктов Украины". ... , объединенные железнодорожно-автобусные станции с развитой... сторон) при въездах в населенные пункты или при... увязанная с остановками общественного транспорта. ...

  • На право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию ремонту и техническому обслуживанию городских объектов благоустройства в г арзамасе идентификационный номер аукциона 59-08-а документация подготовлена

    Документ

    Городской инфраструктуры и благоустройства ________________ Н.А. Меньков... площадь – 6513 м2 ; Автобусные остановки (посадочные площадки) 1 очереди... обочин, перекрестков, въездов , выездов, автостоянок... городского типа, сельских населенных пунктов» СНиП 23 ...