Некрасов дедушка тема и идея. Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н

Год написания: 1870

Жанр произведения: поэма

Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист

Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.

Сюжет

Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох - все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.

Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.

Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.

Вывод (моё мнение)

Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.

Анализ произведения «Дедушка». Вопросы: Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? Как развиваются события после приезда деда? Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н.А.Некрасова. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки?» Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу». 1 группа – 5-8 ч., 2 группа – 9-12 ч., 3 группа – 13-17 ч., 4 группа – 18-22 ч. Часть. События. Характеристика героя.

Картинка 19 из презентации «Некрасов Дедушка» к урокам литературы на тему «Произведения Некрасова»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов Дедушка.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 863 КБ.

Скачать презентацию

Произведения Некрасова

«Некрасов 10 класс» - Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. И всё же почему нам нравится любовная лирика Некрасова?

«Творчество Некрасова урок» - Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877). «Я лиру посвятил народу своему…». «Пророк»,1841г. 8.). 3. Учитель! Н. Некрасов. Бурлаки на Волге. 7. 1. И.Е.Репин. «Пророк»,1826г.

«Творчество Некрасова» - Малые Вежи в Мисковской волости. Стихи Некрасова удивительно музыкальны и понятны по содержанию всякому человеку. Н. А. Некрасов и Костромской край. Поэма "Коробейники". Дедушка Мазай жил в дер. Некрасов любил охотиться в лесах и на лугах по берегам р. Костромы. Исследовать влияние Костромской земли на творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова.

«Стихотворения Некрасова» - Писательница. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта. Бурлаки на Волге. Главная тема творчества. Особенности стиля Н. А. Некрасова. Поэт и гражданин. 1821 - 1877. Учебник, стр. 53 - 55. А. В. Дружинин. Новаторство Н. А. Некрасова. 1846 год. Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.

«Николай Некрасов» - Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Дом-усадьба в Грешнёво. Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847г.). Грешнёво. Дом-музей в Карабихе. Встреча с В.Г.Белинским. Встреча с Белинским.

«Железная дорога Некрасов» - Дмитрий Струйский 1806-1856 г. Славная осень… Наблюдения и Обобщения. 2 этап Выполнение практических заданий. Но небо да свободно будет… Лягте, горы! . С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – современники, поэты 19 века. Пейзаж Антитеза Сон Эпиграф Символ. Каков поэтический почерк мастеров слова?

Всего в теме 24 презентации

Маленький мальчик никогда не видел своего дедушку, но вот происходит долгожданная встреча. То, что дед является декабристом, приехавшим из ссылки, ему предстоит узнать только когда он вырастет.

Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала - это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймёт, когда вырастет.

Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень длинный путь.

Дедушка приезжает, его встречают радостные родственники. Саша спрашивает у него, где он так долго пропадал, на что дедушка отвечает, что мальчик сам это узнает, когда вырастет.

Дедушка и внук сближаются, проводят время вместе, гуляют. Дед рассказывает Саше о деревне Тарбагатай, расположенной в глуши, куда ссылали неугодных людей.

Дедушка, когда-то бывший генералом, не чурается работы. Однажды он просит перепуганного крестьянина отдохнуть, и сам берётся за плуг, с которым мастерски управляется. Этим он очень удивляет внука.

Дед переживает за простой народ, которому сейчас уже немного полегче, а будет ещё лучше - в этом дед уверен.

Бывший генерал пробуждает в мальчике интерес к учёбе. Саша начинает учится и делает первые успехи. Дедушка, который чувствует себя всё хуже, примечает, что внуку пора узнать печальную быль о его прошлом и прошлом России.

В 70-е годы Некрасов много и плодотворно работает в лироэпическом роде - жанре поэмы. Он продолжает начатое еще в предыдущий период свое крупнейшее произведение - «Кому на Руси жить хорошо», создает поэмы о декабристах - «Дедушка» и «Русские женщины», пишет сатирическую поэму «Современники». Первым по времени в ряду этих произведений была поэма «Дедушка».

Толчком для создания «Дедушки» послужило более раннее событие. В 1856 г. был объявлен манифест ссыльным декабристам. Воспользоваться императорской милостью спустя 30 лет после восстания смогли немногие. В их числе был бывший генерал Сергей Григорьевич Волконский - человек большого благородства и обаяния. В какой-то мере С. Г. Волконский был прототипом главного героя «Дедушки», хотя, разумеется, сходство этого героя с прототипом не следует преувеличивать. Образ дедушки предстает через строгую чистоту детского восприятия:

Раз у отца в кабинете,

Саша портрет увидал.

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

«Кто это?» - спрашивал Саша,

Кто?.. Это дедушка твой.-

И отвернулся папаша,

Низко поник головой.

………………………………………

«Папа, чего ты вздыхаешь?

Умер он... жив? Говори!»

- Вырастешь, Саша, узнаешь.

«То-то... ты скажешь, смотри!..»

«Вырастешь, Саша, узнаешь!» - слышит мальчик и от матери. И вот дедушка появляется в родительском доме - несмотря на годы бодрый, красивый, с твердой поступью. Начинается знакомство и сближение деда и внука. В этих сценах в полной мере обозначен важнейший мотив поэзии Некрасова - чувство ответственности (не только личной, но и сословной) за судьбы народа, чувство вины и покаяния лучших людей привилегированного класса, побудивших их к открытому протесту и возмущению.

Порядочный человек не может быть счастлив, если вокруг него несчастны другие люди, особенно, если он сознает себя живущим за их счет - это настроение сближало «кающихся дворян» разных поколений, и связь поколений проявляется в страстном желании дедушки передать внуку выстраданный им опыт, свой самый заветный принцип - всегда дорожить честью.

В воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде» (заимствованный Некрасовым из «Записок декабриста» А. Е. Розена). Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

Та же идея преемственности различных поколений интеллигенции прослеживается и в «Русских женщинах». Недаром поэма «Княгиня М. Н. Волконская» имеет подзаголовок «Бабушкины записки» и адресована внукам:

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Так вновь возникает образ героя предыдущей поэмы, «дедушки».

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Урок литературы в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка» Н. А. Некрасов.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

Ход урока.

  1. Организация класса
  2. Повторение изученного.

Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Вспомните и назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова (Стих-е Крестьянские дети, «На Волге», «Дед Мазай и зайцы», поэма «Мороз, красный нос», «Железная дорога»)

Какова тема стих-я «Железная дорога?» (каторжного труда рабочих)

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда.

  1. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» (слайд № 2)

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

Каков сюжет поэмы?

О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а) (слайд №3)

Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

Что говорится о дедушке в начале поэмы? (см. главы 1-4)

(в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест (исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена (наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

Прочитайте первые 2 абзаца статьи К. И. Чуковского на стр. 237

Кто такие декабристы? (слайд № 4)

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? (эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? (отчасти является прототипом героя поэмы) (слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская (Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. (запись в тетради) - 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? (верит в перемены)

Слайд № 13. Главы 9-1 1.

Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.)

О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» (глава 20)

О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод: На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов (слайд № 14)

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?
  2. Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание (слайд № 15)