Какие изобретение 1 мировой войны. Десять неожиданных изобретений времен первой мировой

Развитие танков в Первой мировой войне стало ответом на патовую ситуацию, которая сложилась на Западном фронте. Тяжелые потери, понесенные в первые месяцы боевых действий, стимулировали развитие этого нового вида боевой единицы, которая бы соединяла воедино броню, огневую мощь и вездеходную мобильности. Исследования по проектированию танков проводились в Великобритании и Франции, и с некоторым опозданием и в Германии.

Британский танк, который врезался в дерево, неподалеку от Камбре, Франция, 1917 год.

В Первую мировую войну танки были потомками гусеничных тракторов, построенных Растин и Хорнсби Линкольн и используемых в Англии, 1902 год.

В Великобритании, первый танк, по прозвищу маленький Вилли, был построен компанией Уильям Фостер & Co в августе и сентябре 1915 года. Прототип нового дизайна, который стал бы танком Марк 1, был продемонстрирован британской армии 2 февраля 1916 года. Для сохранения секретности производящиеся новые боевые транспортные средства были названы “танк” (бочка). Термин был выбран, когда стало известно, что рабочие завода Уильяма Фостера называют первый прототип “ бочка ” из-за своего сходства с стальным водяным баком.

Легкий танк движется по пересеченной местности, 1917 год.

Французы выпустили первые танки в апреле 1917 года и вскоре стали производить значительно больше танков, чем все другие участники войны.

Один из первых американских танков проезжает мимо “Флэтайрон-Билдинг” в Нью-Йорке, 1917 год.

Немцы разработку танков начали только в ответ на появление союзных танков на поле боя. В то время как союзники изготовили несколько тысяч танков в ходе войны Германия успела выпустить только 1680 танков своего собственного производства.

Британский танк во Франции во время Первой Мировой Войны, 1917 год.

Первые танки были механически ненадежными. Сильно обстреливаемая местность была непроходимой для обычных транспортных средств, и её могли преодолевать только высоко мобильные танки, такие как Марк и ФЦ. Вместе с танками в ходе Первой мировой войны также начали выпускаться первая самоходка (Британский Перевозчик пушки МК I) и первый бронетранспортер (Британский МК IX).

Британский бронированный автомобиль, искалеченный вражескими выстрелами с экипажем либо мертвы, либо захвачены в плен. 1918 год.

Французские войска, вступившие в Рейнланд, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Американский танк, 1917 год.

“Мужской” танк на Лорд-мэр шоу в Лондоне, 1917 год.

Бульдог Победы позирует на танке на Трафальгарской площади во время кампании по продаже сертификатов военного займа, 1917 год.

Человек, стоящий на вершине танка на Трафальгарской площади и выступающий в поддержку военных облигаций, 1917 год.

Захваченные британские танки немцы ремонтировали, перекрашивали и воевали на них сами, 1917 год.

Легкий танк, который оказалась в затруднительном положении после падения в траншею, 1917 год.

Британский танк пересекает окопы во Фландрии, 1917 год.

Немецкий танк выходит из леса, готовясь к нападению, 1917 год.

Британский средний танк Марк Уиппет продвигается по грязи, пытаясь проникнуть в немецкие линии обороны. Только двести из этих танков были изготовлены, 1918 год.

Ранний французский танк на пересеченной местности, 1917 год.

Британский танк горит, попав в струю немецкого огнемета, 1918 год.

Американский солдат идет впереди британского танка, 1918 год.

Британский танк из числа тех, которым удалось сломать немецкие проволочные заграждения обороны в Камбре, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Первый в мире военный корабль такого рода, во Франции, в ноябре 1916 года.

Ранний британский танк, оснащенный деревянными фашинами, для удобства преодоления препятствий. Бельгия, около 1917 год.

Экипаж немецкого танка, сдающийся в плен экипажу британского танка в сцене из британского фильма, снятого в Дорсете, Англия, 1927 год.

Работник разрезает танк газовой горелкой, во время послевоенного разоружения в Германии, 1920 год.

Легкий танк Рено ft-17 на патрулировании в районе французской концессии в Китае, 1927 год.

Британский армейский танк проходит испытания в Линкольншире, 1918 год.

Воины 18-й стрелковой дивизии, спасаются от снарядов, во французской деревне, 1918 год.

Немецкие солдаты собрались вокруг танка на Берлинской улице во время беспокойного периода Веймарской Республики, 1920 год.

Французские солдаты держат в руках флаги и едут на танках перед Триумфальной аркой на Елисейских полях в День взятия Бастилии и празднования окончания Первой Мировой Войны, Париж, Франция, 1919 год.

Группа мужчин осматривает танк, Лондон, 1919 год.

Две женщины за рулем парового двигателя на площадке для испытаний танка в Линкольншире, 1918 год.

by Записки Дикой Хозяйки

Первая мировая война подарила человечеству ряд неожиданных изобретений, никак не связанных с военной промышленностью. Сегодня мы вспоминаем лишь некоторые из них, прочно вошедшие в обиход и радикально изменившие наш стиль жизни.

1. Гигиенические прокладки

История этого ставшего давно привычным для женщин предмета обихода связана с появлением целлюкотона или целлюлозной ваты - материала с очень высокой степенью впитывания. А производить его начали еще до начала Первой Мировой войны специалисты небольшой в то время американской компании Kimberly-Clark.

Глава исследовательского отдела Эрнст Малер, а также вице-президент компании Джеймс Кимберли объезжали в 1914 году целлюлозно-бумажные заводы в Германии, Австрии и скандинавских странах. Там они и приметили материал, который впитывал влагу в пять раз быстрее и обходился производителям в два раза дешевле, чем хлопок.

Кимберли и Малер захватили с собой образцы целлюлозной ваты в Америку, где зарегистрировали новую торговую марку. Когда в 1917 году США вступили в Первую Мировую войну, Kimberly-Clark начала производить перевязочные материалы со скоростью 100-150 метров в минуту.

Однако медсестры Красного Креста, перевязывавшие раненых и оценившие новый перевязочный материал по достоинству, стали применять его в другом качестве. Это нецелевое использование целлюкотона и стало основой процветания фирмы.

"После окончания войны в 1918 году производство перевязочных материалов пришлось приостановить, так как основные потребители – армия и Красный Крест - больше в них не нуждались", - рассказывают нынешние представители компании.

Почти сто лет назад предприимчивые бизнесмены Kimberly-Clark скупили остатки целлюлозной ваты у военных и создали новый товар и новый рынок. После двух лет интенсивных исследований, экспериментов и маркетинга, компания произвела гигиеническую прокладку из 40 тончайших слоев целлюлозной ваты, обернутых в марлю.

В 1920 году в маленьком деревянном сарае в местечке Нина, штат Висконсин, было запущено массовое производство прокладок, которые изготовлялись женщинами-работницами предприятия вручную. Новый продукт окрестили Kotex (сокращенное от cotton texture/хлопковая текстура). На прилавки он поступил в октябре 1920 года, спустя около двух лет после подписания соглашения о перемирии.

2. ... и бумажные носовые платки

Компания договорилась с аптеками, в которых продавались прокладки этой марки, выставлять у кассы две коробочки. Из одной женщина брала упаковку с прокладками, в другую клала 50 центов, если же у кассы этих коробочек не наблюдалось, то можно было просто сказать слово "Котекс". Оно звучало как пароль, и продавец сразу понимал, что нужно.

Постепенно новый продукт набирал популярность, но не так быстро, как хотелось бы Kimberly-Clark. Нужно было искать новое применение замечательному материалу. В начале 1920 годов у одного из сотрудников компании – Берта Фернесса – возникла идея облагородить целлюлозу под горячим утюгом, что делало ее поверхность гладкой и мягкой. В 1924 году после ряда экспериментов на свет появились салфетки для лица, которые назвали Kleenex.

3. Кварцевая лампа

Зимой 1918 года около половины всех детей в Берлине страдали рахитом, одним из симптомов которого являются костные деформации. В то время причины этой болезни были неизвестны. Предполагали, что это как-то связано с бедностью.

Берлинский врач Курт Гульдчинский заметил, что многие его пациенты, страдавшие рахитом, были очень бледными, без всякого загара. Он решил провести эксперимент на четырех больных, включая трехлетнего мальчика. Все, что сейчас известно об этом ребенке, это то, что звали его Артур.

Курт Гульдчинский стал облучать эту группу больных ультрафиолетовыми лучами от ртутно-кварцевых ламп. После нескольких сеансов доктор обнаружил, что костная система у детей стала укрепляться.

В мае 1919 года с наступлением летнего сезона он стал делать детям солнечные ванны. Результаты его экспериментов вызвали большой резонанс. По всей Германии детей стали сажать перед кварцевыми лампами. Там, где ламп не хватало, как в Дрездене, например, в дело пошли даже лампы, снятые работниками социальных служб с уличных фонарей.

Позже ученые выяснили, что лампы ультрафиолетового излучения способствуют выработке витамина D, который активно участвует в синтезе и усвоении организмом кальция. Кальций, в свою очередь, нужен для развития и укрепления костей, зубов, волос и ногтей. Так что лечение детей, страдавших в годы войны от недоедания, привело к весьма полезному открытию о пользе ультрафиолетовых лучей.

4. Летнее время

Идея перевода стрелок на час вперед весной и на час назад осенью существовала и до начала Первой мировой войны. Бенджамин Франклин изложил ее в письме в "Парижский журнал" еще в 1784 году. "Так как люди не ложатся спать с заходом солнца, приходится впустую изводить свечи, - писал политик. - Зато утром впустую пропадает солнечный свет, так как люди просыпаются позже, чем встает солнце".

Подобные предложения были сделаны в Новой Зеландии в 1895 году и в Великобритании в 1909 году. Однако они ни к чему не привели. Первая мировая война внесла свою лепту в реализацию этой идеи.

В Германии не хватало угля. 30 апреля 1916 года власти этой страны выпустили указ, согласно которому стрелки часов переводились с 23:00 вечера на 24:00. На следующее утро все должны были проснуться, таким образом, на час раньше, экономя час светового дня.

Опыт Германии довольно быстро перекочевал в другие страны. В Британии на летнее время перешли 21 мая 1916 года, за ней последовали другие европейские страны. 19 марта 1918 года Конгресс США учредил несколько часовых поясов и ввел летнее время с 31 марта до окончания Первой мировой войны.

После заключения перемирия летнее время отменили, но идея экономии светового дня осталась ждать лучших времен, и, как мы знаем, эти времена в конце концов наступили.

5. Чайные пакетики

Чайный пакетик не обязан своим происхождением проблемам военного времени. Считается, что впервые чай, расфасованный в маленькие пакетики, стал рассылать своим клиентам американский торговец чаем в 1908 году.

Кто-то из поклонников этого напитка уронил либо окунул такой пакетик в чашку с кипятком, положив начало очень удобному и быстрому способу заварки чая. Так, по крайней мере, говорят представители чайного бизнеса.

В годы Первой Мировой немецкая компания Teekanne вспомнила про эту идею и начала поставлять чайные пакетики войскам. Солдаты называли их "чайными бомбами".

6. Наручные часы

Это не правда, что наручные часы изобрели специально для военнослужащих в годы Первой мировой войны. Однако достоверно то, что в эти годы число мужчин, которые носили наручные часы, возросло во много раз.

Уже после войны наручные часы стали привычным атрибутом, по которому сверяли время. Однако в конце XIX и начале XX веков любой живший в достатке мужчина делал это с помощью карманных часов на цепочке. Женщины в этом отношении были первопроходцами - королева Елизавета I, например, имела маленькие часики, которые она в случае надобности могла носить на запястье.

Но для участников Первой Мировой определение времени становилось все более важной проблемой, особенно когда нужно было синхронизировать массовые выступления или артиллерийские обстрелы. Появились часы, которые оставляли обе руки солдата свободными, то есть наручные часы. Они были удобны и для авиаторов. Так что карманные часы на солидной цепочке, можно сказать, канули в лету.

В годы англо-бурских войн компания Mappin and Webb произвела наручные часы с ушками, через которые можно было продевать ремешок. Позже эта фирма не без гордости заявляла, что ее продукция оказалась очень полезной в ходе битвы при Омдурмане - генерального сражения Второй англо-суданской войны.

Но именно Первая Мировая война сделала наручные часы каждодневной необходимостью. Особенно важно было координировать действия разных подразделений во время создания огневой артиллерийской завесы - то есть огня наземной артиллерии перед выступлением пехоты. Ошибка в несколько минут могла стоить многих жизней собственных солдат.

Расстояния между различными позициями были слишком большими, чтобы использовать сигналы, времени на их передачу было слишком мало, да и делать это на виду противника было бы неразумно. Так что наручные часы были прекрасным выходом из ситуации.

Компания H. Williamson, выпускавшая так называемые траншейные часы в Ковентри, в своем отчете за 1916 года сообщала: "Известно, что уже каждый четвертый солдат имеет наручные часы, а оставшиеся трое приобретут их при первой же возможности".

Некоторые марки наручных часов, ставшие символом роскоши и престижа, ведут свое начало со времен Первой Мировой войны. Модель Tank фирмы Cartier были представлены в 1917 году французским мастером Луи Картье, который cоздал эти часы, вдохновившись формой новых танков Renault.

7. Вегетарианские сосиски

Если вы думаете, что соевые сосиски появились на свет где-то в середине 1960-х в Калифорнии благодаря каким-нибудь хиппи, то вы ошибаетесь. Соевые сосиски изобрел Конрад Аденауэр, первый канцлер послевоенной Германии. Этот продукт питания стал символом выдержки и добросовестности - сказать, что вкусовые качества сосисок оставляли желать лучшего, было бы слишком жестоко.

Во время Первой мировой войны Аденауэр был мэром Кельна, жители которого голодали из-за британской блокады. Обладавший живым умом и талантом изобретателя Аденауэр стал искать продукты, которые бы могли заменить в рационе горожан хлеб и мясо.

Он начал с рецепта хлебных булок, где вместо пшеничной муки использовались ячмень, рисовая и кукурузная мука. Получалось вполне съедобно, пока Румыния не вступила в войну и поставкам кукурузной муки не пришел конец. От экспериментального хлеба мэр города перешел к экспериментальным сосискам. Он предложил использовать вместо мяса сою. Его произведение стали называть "сосисками мира" либо "кельнской сосиской". Аденауэр решил запатентовать свой рецепт, однако Имперское управление по патентам отказало ему.

Оказывается, когда речь шла о сосисках и колбасах, правила Германии были очень строги – чтобы называться таковыми, эти продукты должны были содержать мясо. Короче, нету мяса - нет сосисок. Это может показаться странным, но Аденауэру больше повезло в этом плане с противником Германии: британский король Георг V даровал ему патент на соевую сосиску 26 июня 1918 года.

Позже Аденауэр изобрел "электрическую щетку-грабли для уничтожения гусениц", устройство для устранения пыли, создаваемой автомобилем, лампу для тостера и многое другое. Однако ни одна из этих разработок не была запущена в производство. Зато запатентованная "кельнская сосиска" с соевым содержимым вошла в историю.

Вегетарианцы всего мира должны поднять бокал с био-вином за скромного министра финансов Германии, который создал для них такое незаменимое блюдо.

8. Застежка-молния

Начиная с середины XIX века многие люди пытались создать приспособление, которое бы помогло бы соединять детали одежды и обуви наиболее быстрым и удобным способом. Однако удача улыбнулась американскому инженеру Гидеону Сундбеку, который эмигрировал в Америку из Швеции. Он стал главным дизайнером компании Universal Fastener Company, где и изобрел Hookless Fastener (застежку без крючков): бегунок-слайдер соединял зубцы, закрепленные на двух текстильных лентах. Cундбек получил патент на свой вариант "молнии" в 1913 году.

Американские военные стали использовать эти молнии в военной форме и обуви, особенно на военно-морском флоте. После Первой Мировой войны застежки-молнии перекочевали в гражданскую одежду, где они и продолжают здравствовать и по сей день.

9. Нержавеющая сталь

За сталь, которая не ржавеет и не поддается коррозии, мы должны благодарить Гарри Бреарли из английского города Шеффилда. Как повествуют документы из городского архива, "в 1913 году Бреарли разработал то, что считается первым образцом "нержавеющей" или "чистой" стали - продукта, который революционизировал металлургическую индустрию и стал основным компонентом инфраструктуры современного мира".

Британские военные как раз ломали голову над тем, из какого металла лучше всего производить оружие. Проблема была в том, что оружейные стволы под воздействием высоких температур и трения начинали деформироваться. Металлурга Бреарли попросили создать такой сплав, который мог бы выдержать воздействие высоких температур, химических элементов и так далее.

Бреарли стал проводить эксперименты, проверяя свойства различных сплавов, в том числе с высоким содержанием хрома. Согласно легенде, многие из опытов, по его мнению, заканчивались неудачей, и забракованные слитки оказывались в куче металлолома. Однако позже Бреарли заметил, что некоторые из них не поддавались ржавчине. Таким образом в 1913 году Бреарли открыл секрет нержавеющей стали.

В годы Первой мировой войны из нее изготовляли новые авиадвигатели, однако позже из нержавейки стали делать ложки, ножи и вилки, а также бесчисленное количество хирургических инструментов, без которых не обходится сейчас ни одна больница в мире.

10. Система связи для пилотов

До Первой мировой войны авиатор оказывался в воздухе один на один с самолетом. Он не мог переговариваться ни с другими летчиками, ни с наземными службами. В начале войны связь между армейскими подразделениями осуществлялась в основном с помощью телеграфных линий. Однако зачастую артобстрелы или танки выводили их из строя.

Немцы также сумели подобрать ключ к британским телеграфным шифровкам. В то время использовались другие способы связи - курьеры, флаги, голубиная почта, световые сигналы или верховые посыльные, но у каждой из них были свои недостатки. Авиаторам приходилось обходиться криками и жестами. Это уже никуда не годилось. Нужно было что-то предпринимать. Выходом стала беспроволочная связь.

Радиотехнологии были тогда в зачаточном состоянии. В годы Первой Мировой войны соответствующие исследования велись в Брукленде и Биггин Хилле, к концу 1916 года были достигнуты серьезные успехи. "Первые попытки установить радиотелефоны на самолеты закончились неудачей, так как шум мотора создавал множество помех", - пишет историк Кит Троуэр в одной из своих книг о развитии радио в Британии.

По его словам, позже эту проблему решили, создав шлем со встроенными микрофоном и наушниками. Благодаря этому гражданская авиация в послевоенные годы "взлетела" на новую высоту, а жесты и крики, с помощью которых авиаторам приходилось выходить на связь, ушли в прошлое.

Изобретения делаются на фронте не от хорошей жизни — не успели или забыли тыловые изобретатели и конструкторы изобрести ту или иную полезную вещь еще до войны, приходится браться за дело самим солдатам. Да и в тылу во время военных действий конструкторская мысль тоже бьет ключом — война двигатель прогресса .

В итоге на свет рождаются многочисленные интересные устройства и проекты. Часть из них вполне функциональны, некоторые даже опережают свое время, а часть — относятся к разряду курьезов. Но все они попадают на страницы военной прессы — используются в целях пропаганды. Предлагаем вашему вниманию подборку забавных военных изобретений со страниц газет и журналов времен Первой мировой.

Как пишут в комментариях к этому материалу, это — самолётный тренажёр

А это уже более полезная штука. Такие штуки пытались использовать во всех армиях, участвовавших в той войне. Но по каким-то причинам они не прижились

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы

И еще одна французская окопная катапульта

Бронированный наблюдатель. Попытки создать бронежилет, эффективный и пригодный для серийного производства не прекращались во многих армиях в годы Первой мировой. Но, увы, серийные бронежилеты появились намного позже.

Французский бронированный трехколесный мотоцикл. Первый шаг на пути к блицкрига. Подпись гласит, что это чудо техники неплохо показало себя в разведке. Но где точно оно воевало — нам неизвестно

Германские аэросани с пропеллером. Чуть позже подобные машины появились на вооружении Красной Армии.

И снова древняя технология преодоления водных препятствий

Боевой катамаран

Боевые водные лыжи

У французов возникла блестящая идея — использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото — расчеты таких пушек

На рисунке — абордажные пушки в действии

Одноместный ползучий танк. Единственный член экипажа попутно играет и роль двигателя.

Примерно такая же машина для санитаров

Передвижной стальной щит для стрелков

Большая версия такого щита

Автомобиль — амфибия для австрийской армии

Радий использовался вплоть до семидесятых годов двадцатого века для создания светящихся красок. Американский изобретатель предлагает использовать такие краски на передовой.

Что только не придумаешь, лишь бы не замерзнуть

Ну, и совсем простое изобретение — обычная рогатка, только большая.

Способного превращаться в танк. Но это не единственный пример странной боевой амуниции времен Первой Мировой войны. Солдатам порой приходили в голову идеи, некоторые из которых они воплощали в жизнь прямо на фронте. Но были и другие военные изобретения, которые должны были изменить ход боевых действий.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал — сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета — пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание — Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) — бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии — гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем — корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого — видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом — ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого — только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение — четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами… Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.

А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война - это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника… Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.

Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.

«Пулеход» Шовкопляса

Машина эта представляла собой огромную пулю на колесиках или, как вариант, на роликах, вмещавшую в себя множество солдат. Пулемет диковинной многоствольной конструкции торчал из задней стенки чудо-машины и поливал противника градом пуль. Почему из задней? Видимо потому, что, по мнению автора проекта, крестьянина Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса, остановить его «пулеход» было невозможно. Легко преодолев укрепления противника, сия машина оставит вражеских солдат далеко позади себя, и вот тут-то пулемет и начнет свое дело. Вопросами устройства ходовой базы и характеристиками двигателя для «пулехода», равно как и системы адского многоствольного суперпулемета, Роман Иванович себя не утруждал.

Тем не менее даже такие изобретения рассматривались, а автору по почте приходило официальное заключение компетентной комиссии. Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.

Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова

Под гламурным названием скрывалась обыкновенная бочка легкого бронирования, которая перемещалась посредством солдат, бегущих внутри бочки по принципу «белка в колесе». По бокам бочки подразумевались бойницы, из которых несчастные на бегу могли бы вести смертоносный огонь. Бочка должна была давить невменяемых, и, видимо, предварительно обездвиженных солдат противника. Даже страшно представить судьбу экипажа митральезы «Вулкан» в случае, если бы она покатилась под уклон… Впрочем, сдвинуть тяжелую бочку с места вряд ли смог бы и самый многочисленный и сплоченный коллектив.

Судя по специфике предложенных проектов, тыловые изобретатели продолжали видеть неприятельские полчища в виде построенных ровными рядами неподвижных оловянных солдатиков.

Каток Скрозникова

Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.

Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника…

«Нетопырь» Лебеденко

Особняком в этом ряду стоит знаменитый танк Лебеденко, он же «Нетопырь», он же Царь-танк. Колесная боевая машина представляла собой подобие старинного орудийного лафета с двумя огромными колесами диаметром 9 метров и расположенным между ними бронированным корпусом шириной 12 метров. Двигалось это чудовище посредством двух автономных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Экипаж машины состоял из 15 человек, обслуживающих две пушки и несколько пулеметов. Проектная скорость монстра должна была составлять около 17 километров в час.

Автор проекта сумел пробиться на прием к самому государю-императору. С собой в Зимний дворец он принес деревянную модель своей машины. Заводная модель носилась по паркету дворца, лихо перескакивая препятствия, собранные из томов книг из библиотеки государя. Царь заворожено наблюдал за проделками Царь-танка. В результате проект Лебеденко обрел государственное финансирование.

Довольно быстро на секретном полигоне под Москвой в районе современной станции Орудьево Савеловского направления в конце лета 1915 года был создан опытный экземпляр уникальной боевой машины. Проехав несколько метров аппарат застрял в болоте, откуда его не смогли вытянуть даже самые совершенные для того времени тягачи. Там он и простоял, обрастая березками, до середины двадцатых годов, пока не был разобран на металлолом. До сих пор ходят слухи, что среди лесов можно проследить продавленную в грунте широченную колею…

Если бы машина Лебеденко наглухо не засела в Дмитровских болотах, то можно было только позавидовать немецким артиллеристам, получившим бы удовольствие оттачивать меткость стрельбы по столь уязвимой и неординарной мишени. Тем не менее это была самая крупная в мире бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Эпициклоид «Обой»

Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей, эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.

«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.

Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.

Естественно, что проект эпициклоида Семчишина не был принят ГВТУ. Хотя бы по той простой причине, что подобный монстр просто бы смялся под собственной тяжестью еще в процессе сборки.

Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка

Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ. Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.

Интересны и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой…

Были и действительно перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, - прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.

Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50…

Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.